УДК 1: 304
ПРОБЛЕМА ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ
МАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ В КНР
© Бальчиндоржиева Оюна Баировна
доктор философских наук, доцент кафедры философии Бурятского
государственного университета
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24А
E-mail: baoyu2008@ yandex.ru
Автор статьи рассматривает проблему гармоничного развития материальной и духовной культуры сквозь призму глубочайших противоречий современного китайского общества. В целом выделенные противоречия давно привлекают внимание многих ученых, занимающихся ки-таеведными исследованиями. Однако в данной статье автор больше внимания уделяет менее изученному вопросу - тенденциям развития духовной культуры современного китайского общества, а также актуальным для китайского общества проблемам совершенствования человека, развития его сил и способностей. Без разрешения данных проблем представляется невозможным как достижение социальной справедливости, так и дальнейшее строительство гармоничного общества и переход к экологической цивилизации. Автор приходит к выводу о том, что вышеперечисленные обстоятельства и составляют основу «китайской мечты».
Ключевые слова: Китай, общество, гармония, развитие, китайская мечта, социальная справедливость, цивилизация, экология, традиции, духовность.
Проблема гармоничного развития материальной и духовной культуры в условиях современного китайского общества заключается в поиске способов решения возникающих противоречий между требованиями экономического развития и опасностью ухудшения экологической ситуации; между различными социальными группами вследствие возрастания социального неравенства; между тенденцией «массовизации» личности и необходимостью интеллектуального, духовного совершенствования человека. В целях разрешения вышеперечисленных противоречий в КНР были выработаны две основополагающие концепции общественного развития.
Традиционная для конфуцианства идея об обществе «сяокан» получила современную интерпретацию и имеет следующие значения: упорядоченное общество, построенное на принципах солидарности, взаимопомощи; стремление к определенному уровню жизни простого народа, приближенному к малому достатку, то есть то состояние, когда семья имеет небольшое имущество, но ее еще нельзя назвать богатой. В концепции строительства гармоничного общества на первый план выходит духовное развитие, а также гармония между человеком и обществом, человеком и природой, внутренняя гармония человека с самим собой. Таким образом, две концепции взаимно дополняют друг друга, отражая стремление согласовать экономические, социальные и духовные составляющие развития.
Переход к современному обществу вызвал значительные последствия в сфере духовной жизни китайского общества, произошли революционные изменения в индивидуальном и общественном сознании, как позитивные (воспитание критического духа, стремление к инновациям), так и негативные (инфантилизация молодежи, усиление эгоизма, погоня за возрастающим уровнем потребления и др.).
Основными факторами изменений в системе ценностей в Китае стали: открытость; индустриализация, вызвавшая миграцию огромного количества людей из деревни в город; усилившаяся урбанизация; политика контроля над рождаемостью, которая оказала едва ли не большее влияние на трансформацию в системе ценностей, нежели влияние западных ценностей. К негативным тенденциям отнесем распространение таких явлений, как культ денег, гедонизм, моральная аномия. По существу, речь идет о ситуации, когда традиционные ценности размываются, а новые еще до конца не сформировались. Руководство КНР четко осознает опасность одностороннего индивидуализма и эгоцентризма, старается продвигать процесс модернизации и не допускать размывания традиционных ценностей (по меньшей мере этических). В своем выступлении в штаб-квартире ЮНЕСКО 27 марта 2014 г. Председатель КНР заявил о том, что ключевое значение для достижения китайской мечты имеет сбалансированное развитие «материальной и духовной цивилизации».
На XVI съезде Коммунистической партии была выдвинута установка: неуклонно возвышать и внедрять национальный дух. «Национальный дух является моральной опорой выживания и развития нации. Без одухотворенности и высокой морали нация не сможет найти свое место в ряду других наций» [1]. Несомненным идеологическим новшеством Компартии стало включение в комплекс ее базовых идей требования о необходимости возвышения национального духа, возвышение и вне-
дрение которого в КНР называют «стратегической задачей», тем самым, акцентируя значимость новой установки для решения сложнейших проблем развития страны. Что же есть национальный дух, с точки зрения китайского руководства? Цзян Цзэминь полагал, что ядром национального духа является патриотизм [1]. С другой стороны, национальный дух - это квинтэссенция всей китайской культуры, в том числе традиционной.
Выдающийся китайский философ Фан Литянь полагает, что основу национального духа китайского народа составляют: почитание «дэ», прагматизм, самосовершенствование, толерантность и патриотизм [2].
Однако в китайском обществе не идет речи о реставрации только традиционных ценностей, наоборот, все больше внимания уделяется развитию науки и образования, повышению научного потенциала и культурного уровня народа, формированию уважительного отношения к правам человека, к автономии личности, к основным потребностям человека; развитие стремления к полной самореализации человеческой природы. Акцент также делается на воспитании современного человека, формировании инновационного типа мышления.
Другим острейшим противоречием является растущая поляризация китайского общества. Ключом к эффективному разрешению данного противоречия может, на наш взгляд, стать обновленное понимание и реализация принципов социальной гармонии, социальной справедливости и социального доверия. Так, уже более двух десятилетий китайское руководство выстраивает свой курс вокруг лозунга «ставить человека во главу угла» («и жэнь вэй бэнь») и концепции строительства гармоничного общества. Политическая риторика «во многом сближается с традиционной конфуцианской идеологией отношения к народу как к «основе» (й^«миньбэнь»), требовавшей от правителя неустанной заботы о материальной стороне жизни подданных, дабы заполучить «сердце народа» и обеспечить в государстве стабильность и гармонию» - пишут О. Борох и А. Ломанов [3].
«В политической культуре Древнего Китая использовался термин й ^ «миньбэнь» («народ-основа», означающий отношение к народу как к «основе»). В традиционном китайском подходе в основе политики правителя должно быть служение во благо народа (народ-основа воспринимается как объект, не как субъект политики) [4, с. 361].
Ху Цзиньтао на конференции по теории важных идей «тройного представительства» 1 июля 2003 г. процитировал слова Мэн-Цзы: «Если некто радуется радостям народа, народ радуется его радостям, если
(некто) скорбит скорбям народа, народ скорбит его скорбям». В контексте речи эта древняя мудрость означала призыв к Компартии Китая добиваться народной поддержки, потеря которой является коренной причиной заката любой политической партии [5, с. 10]. Выступления лидеров Компартии ясно свидетельствуют об их стремлении завоевать сердце народа, не стал исключением и Си Цзиньпин, который в целом продолжает данный курс, однако вносит в него новое содержание.
Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян на ежегодной сессии ВСНП в марте 2014 г. отметил, что возглавляемое им правительство готово сделать приоритетным содействие социальной справедливости и повышение уровня и качества жизни населения. Далее он подчеркнул, что правительство должно уделять особое внимание образованию в целях обеспечения справедливости на исходном пункте жизненного пути каждого человека. В этом году поставлена цель увеличить на 10% количество принимаемых в ведущие вузы студентов из бедных сельских районов. Премьер также отметил, что правительство старается сделать системы медицинской страховки и основного пенсионного страхования «по-настоящему мобильными и доступными» для застрахованных вне зависимости от их места проживания и прописки. «Правительство должно создать условия, позволяющие каждому иметь одинаковые возможности в стремлении к лучшей жизни за счет собственного труда, и такое равенство и справедливость должны претвориться в жизнь даже в самых низших слоях общества» - констатировал глава китайского правительства [6]. Мы считаем, что таким образом в выступлениях руководства КНР отражается то, что они понимают равенство не как уравниловку, а как равенство возможностей.
Анализируя его выступления, мы находим явные призывы к сплочению китайского общества, единению партии с народом. Целью кампаний, начавшихся после его прихода к власти, была планомерная борьба с формализмом, бюрократизмом, гедонизмом со стороны чиновников, а также с коррупцией на всех уровнях «от мух до тигров». Резко отрицательным (вплоть до запрета) стало отношение к «шикарным банкетам, поездкам за государственный счет, закрытым увеселительным заведениям, дорогим подаркам и использованию роскошных служебных автомобилей».
После 18 съезда Компартии Китая строительство экологической цивилизации стало одной из приоритетных целей развития. Рост экологической цивилизации связан со способом производства, образом жизни людей и с основными ценностями. «Переход к экологической цивилизации рассматривается как необратимая мировая тенденция, так же как это было при переходе к сельскохозяйственной цивилизации, и к инду-
стриальной цивилизации человеческого общества» - пишет китайский ученый У Шаося. Отмечается, что строительство экологической цивилизации является сложным и комплексным проектом, основанном на отказе от утилитарной концепции развития, создании новой концепции гармоничного развития человека и природы, развития и совершенствования экологического сознания людей [7]. Все это требует комплекса мер: принятия соответствующих правовых решений, ограничивающих и регулирующих чрезмерное потребление.
В целом решения последнего съезда Компартии Китая (2013 г.) явились последовательным продолжением курса избранного еще в 2002 г. Плавное движение в русле модернизации сочетается с постоянным поиском новых решений. Новой теоретической конструкцией, предложенной Си Цзинпином, считают идею «китайской мечты». «По мысли Си Цзиньпина, китайская мечта - это квинтэссенция многовековых мыслей и чаяний китайского народа о построении справедливого общества, общества, в котором граждане страны будут жить в достатке, а также о месте Китая на мировой арене, которое бы соответствовало достигнутым этим государством успехам в экономике и политике и отражало бы существенно возросшую военную мощь» [8].
29 ноября 2012 г. Си Цзиньпин посетил выставку «Путь возрождения», посвященную прошлому, настоящему и будущему «китайской мечты». В настоящем и будущем времени перед Китаем стоит множество задач - мечта о космосе, мечта о сильной армии, мечта о прекрасном Китае, мечта о культурном расцвете, мечта о талантливых людях и т.д. Важным компонентом великого возрождения китайской нации является строительство экологической цивилизации, о чем говорилось на международном экологическом форуме в Пекине (2013 г.).
Утверждается, что китайский народ в настоящее время ближе к великому возрождению китайской нации, чем когда бы то ни было. В статье Чжоу Вэньчжана в китайском журнале «Исследования по идейно-политической работе» от 12 мая 2014 г. говорится, что китайская мечта тесно связана с мировой мечтой, а успех Китая - стимул для других стран осуществлять собственную мечту. Пространственное измерение «китайской мечты» включает в себя несколько аспектов.
Китайская мечта - мечта всех китайцев. Во-первых, в данном направлении предпринимается попытка объединить жителей континентального Китая, Тайваня одной идеей - идеей «великого возрождения китайской нации». Выражается надежда на то, что осуществление китайской мечты станет общей задачей всех соотечественников по обе стороны Тайваньского пролива. Во-вторых, стремление объединить
китайцев во всем мире. Так, 25 сентября 2013 г. на Всемирном съезде китайских предпринимателей Генеральный секретарь КНР выступил с речью о том, что реализация китайской мечты является общим стремлением всех китайцев и может принести немалую выгоду и большие возможности народам всех стран.
Китайская мечта и страны АСЕАН. 3 октября 2013 г. Генеральный секретарь КНР в своей речи перед индонезийским парламентом заявил: «Китайская мечта и индонезийская мечта тесно связаны, более того, тесно связаны с общей мечтой стран АСЕАН, включая Индонезию. Китайская мечта, отвечает общему устремлению и мечте стран АСЕАН. Цель одна - национальное развитие, благополучие и счастье народа.
Китайская мечта и африканская мечта. 25 марта 2013 г. Генеральный секретарь КНР в своей речи в Танзании отметил: «Более чем 1,3 млрд китайцев стремится к достижению китайской мечты, и более чем 1 млрд африканцев стремится к возрождению африканской мечты. Китайский и африканский народы должны укреплять сотрудничество и взаимопомощь, прилагать усилия для осуществления своей мечты».
Китайская мечта и американская мечта. Генеральный секретарь КНР на встрече с Президентом США Б. Обамой 7 июня 2013 г. в Калифорнии высказывал идею о том, что китайская мечта имеет много общего с мечтой любого народа, в том числе и американской мечтой о сильном государстве, величии нации, счастье народа, а также о мире, развитии и сотрудничестве.
Китайская мечта и французская мечта. 27 марта 2014 г. на встрече, посвященной 50-летию со дня установления дипломатических отношений между КНР и Францией, Си Цзиньпин отметил, что «Китай борется за осуществление мечты о великом возрождении китайской нации. Президент Франции Ф. Олланд также говорит о французской мечте. «Китайская мечта - возможность для Франции, а французская мечта -возможность для Китая... Выражаю надежду на то, что народы Китая и Франции в процессе достижения китайской мечты и французской мечты достигнут взаимопонимания, будут способствовать совместной реализации «китайско-французской мечты» [9]. По всей видимости, логика такова, что данный список можно продолжить.
Хотелось бы отметить, что гармоничное развитие подразумевает, прежде всего, эффективное разрешение возникающих проблем (экономических, экологических, социальных); преодоление негативных тенденций в духовной сфере общества. А счастье и благополучие людей возможно лишь при одновременном и сбалансированном развитии как материальной, так и духовной культуры. В этом, на наш взгляд, и состоит основное содержание «китайской мечты».
Примечания:
1. Цзян Цзэминь. Всестороннее формирование общества средней зажиточности, открытие новой главы в деле построения социализма с китайской спецификой: доклад на XVI съезде КПК. Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 2002. С. 39.
2. Ф Шй^й^Ф (Китайский национальный дух) // Информационный портал Baidu. URL: http://baike.baidu.com/link?url=LUNrztZnPS86colFv4JhBgbArfaa C4hyJkDZQ72WilHnoKaElIM6LFl18Dr5mLtG (дата обращения: 05.11.2014).
3. Борох О., Ломанов А. Неосоциализм Ху Цзиньтао и современная идеология КНР // Pro et contra. 2005. №3. URL: http://polit.ru/article/2006/04/20/boroh/ (дата обращения: 05.12.2014).
4. Фан Нин. Щ^ФШЙШШв^' (Философия политики современного Китая). Пекин: Вэньхуа, 2002.
5. Решения XVI съезда Компартии Китая. Круглый стол в ПДВ // Проблемы Дальнего Востока. 2003. №1.
6. Китайский премьер пообещал содействовать социальной справедливости и повышать уровень жизни населения // Посольство КНР в Российской Федерации. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/ztbd/2h/t1139483.htm (дата обращения: 17.06.2014).
7. У Шаося. (Экологическая цивилизация - неизбежный выбор эволюции человеческой цивилизации) //
2008. №2.
8. Куприянов Т. Китайская мечта // Городской портал г. Чита. URL: http:// review.chita.ru/48058/ (дата обращения: 25.03.14).
9. Чжоу Вэньчжан. Пространственно-временное измерение китайской мечты // Новости Коммунистической партии КНР. URL: http://theory.people. com.cn/n/2014/0512/c168825-25006148.html (дата обращения: 17.06.2014).
PROBLEM OF HARMONIOUS DEVELOPMENT OF MATERIAL AND SPIRITUAL CULTURE IN CHINA
Oyuna B. Balchindorzhieva
Dr. Sci. (Philos.), A/Prof., Department of Philosophy, Buryat State University
24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: baoyu2008@yandex.ru
The author considers the problem of harmonious development of material and spiritual culture through the prism of the deepest contradictions of modern Chinese society. In general, these contradictions have received growing attention from many sinologists. However, in this article, we touch upon the
less studied issue, concerning the trends in development of spiritual culture of modern Chinese society, as well as the relevant problems of human advancement, power and abilities. Without the solution of these problems, it seems impossible to achieve social justice, to construct a harmonious society and to transit to an ecological civilization. The author comes to the conclusion that the above-mentioned circumstances form the basis of the Chinese dream.
Keywords: China, society, harmony, development, the Chinese dream, social justice, civilization, ecology, traditions, spirituality.