Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плющева Наталья Сергеевна

Статья посвящена исследованию формирования коммуникативного общения у будущих бакалавров физической культуры. Цель статьи - изучить состояние уровня сформированности навыка коммуникативного общения у студентов физкультурного вуза. В настоящее время ведется интенсивный поиск новых форм и методов преподавания, что позволяет говорить о переходе обучения от директивной модели к интерактивной, более продуктивной и ориентированной на личность обучаемого. Данное исследование проведено с целью изучения основных педагогических условий в организации интерактивного обучения коммуникативному общению в системе высшего профессионального образования. На основе анализа научной литературы автором предлагается применять интерактивные методы в процессе построения занятий, как эффективного средства обучения коммуникативному общению. Результаты исследования имеют прикладное значение и могут быть использованы в сфере профессионального образования преподавателями вуза для успешного обучения коммуникативному общению студентов вуза физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плющева Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF FORMING THE LEVEL OF COMMUNICATIVE COMMUNICATION IN FUTURE BACHELORS OF PHYSICAL EDUCATION

The article is devoted to the study of the formation of communicative communication among future bachelors of physical culture. The purpose of the article is to study the state of the level of formation of communicative communication skills among students of a physical culture university. Currently, there is an intensive search for new forms and methods of teaching, which allows us to talk about the transition of teaching from a directive model to an interactive, more productive and personality-oriented student. This study was conducted with the aim of studying the main pedagogical conditions in the organization of interactive teaching of communicative communication in the system of higher professional education. Based on the analysis of scientific literature, the author proposes to use interactive methods in the process of constructing classes, as an effective means of teaching communicative communication. The results of the research have applied significance and can be used in the field of professional education by university teachers for successful teaching of communicative communication among students of a higher educational institution of physical culture.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УРОВНЯ КОММУНИКАТИВНОГО ОБЩЕНИЯ У БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Проблема формирования уровня коммуникативного общения у будущих бакалавров физической культуры

Плющева Наталья Сергеевна,

преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Екатеринбургский институт физической культуры (филиал), ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» Е-таП: [email protected]

Статья посвящена исследованию формирования коммуникативного общения у будущих бакалавров физической культуры. Цель статьи - изучить состояние уровня сформированности навыка коммуникативного общения у студентов физкультурного вуза. В настоящее время ведется интенсивный поиск новых форм и методов преподавания, что позволяет говорить о переходе обучения от директивной модели к интерактивной, более продуктивной и ориентированной на личность обучаемого. Данное исследование проведено с целью изучения основных педагогических условий в организации интерактивного обучения коммуникативному общению в системе высшего профессионального образования. На основе анализа научной литературы автором предлагается применять интерактивные методы в процессе построения занятий, как эффективного средства обучения коммуникативному общению. Результаты исследования имеют прикладное значение и могут быть использованы в сфере профессионального образования преподавателями вуза для успешного обучения коммуникативному общению студентов вуза физической культуры.

Ключевые слова: коммуникативное общение, студенты вуза, интерактивное обучение.

Введение

Ввиду перехода на ФГОС ВО третьего поколения, а также осуществление компетентностного подхода, в системе высшего образования прослеживается необходимость введения абсолютно иных форм к организации учебного процесса. В связи с этим меняется и роль преподавателя. Преподаватель выступает не как транслятор знаний, а соучастник субъект-объектных отношений. [1].

В плане подготовки специалистов в области физической культуры, как отмечает П.К. Петров, необходимо подчеркнуть, в первую очередь, качество подготовки и, соответственно сложности в подготовке высококвалифицированного выпускника. Ученый акцентирует внимание на необходимости повышения профессионально-педагогической подготовки специалистов в области физической культуры, что связано с недостаточной выработкой коммуникативных навыков, что приводит к снижению уровня их профессиональной активности [2]. Как было отмечено ученым В.Я. Сквирским [3], в педагогической практике общения в вузе роль взаимодействия зачастую сводится к управлению учебным процессом со стороны преподавателя, следовательно искажает естественный ход процесса обучения и коммуникации.

Цель исследования - изучить состояние уровня сформированности навыка коммуникативного общения у студентов физкультурного вуза.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, данные диагностических методик (авторская анкета для студентов младших курсов «Изучение мнения студентов по проблеме интерактивного обучения педагогическому общению», методика «КОС 1» В.В. Синявского, тест для определения уровня самоконтроля в общении М. Снайдера, «БЮг^еШпд»).

Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Екатеринбургского института физической культуры (филиал) ФГБОУ ВО Уральского государственного университета физической культуры. Примерную выборку опытно-экспериментальной группы составили студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Физическая культура», «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)». В ходе исследования приняли участие порядка 177 обучающихся.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U

см см

Анализ основных теоретических положений по проблеме коммуникативного общения стала концептуально-методологической основой модели педагогических условий интерактивного обучения коммуникативному общению студентов физкультурного вуза.

При построении структурно-содержательной модели педагогических условий интерактивного обучения коммуникативному общению студентов вуза физической культуры были проанализированы теоретические основания метода моделирования и его применения к педагогическим исследованиям (А.А. Вербицкий [4], Л.К. Гейхман [5] и др.). Проанализировав научные труды ученых (Е.В. Бондаревская [6], В.А. Сластенин [7] и др.) мы можем сделать вывод о том, что описание педагогической системы должно быть разнокомпо-нентно.

Разработанная структурно-содержательная модель процесса интерактивного обучения коммуникативному общению студентов вуза физической культуры представляет собой целостность иерархически соподчиненных компонентов: целевой компонент, концептуально-методологический, организационно - содержательный, результативный компонент. Результативный компонент позволяет оценить критерий и уровень сформированно-сти у студентов коммуникативного общения.

В ходе нашего исследования необходимо определить критерий сформированности коммуникативного общения. Для выполнения данной задачи нам необходимо дать определение следующим понятиям: «критерий» и «показатель». В научных трудах Сиденко А.С. данное понятие трактуется как: «суждение, характеристика, на основании которой производится оценка». [8]

Таким образом мы можем сделать вывод, критерий - это материализованная характеристика, с помощью чего мы можем оценить степень сфор-мированности того или иного навыка.

В частности, в качестве критериев сформи-рованности коммуникативного общения в нашем исследовании выступают критерии, разработанные Н.В. Старостиной: информационный, мотивационно-ценностный, операционно-деятельностный [9].

Под показателями уровня сформированности коммуникативного общения мы подразумеваем то, как можно судить о сформированности коммуникативного общения, о развитии личности студента в ходе внедрения структурно-содержательной модели и реализации педагогических условий.

Мы выделили три уровня сформированности коммуникативного общения. Охарактеризуем каждый из уровней.

Высокий уровень сформированности коммуникативного общения предполагает понимание необходимости и важности овладения этим навыком будущими выпускниками. Это помогает более продуктивно осуществлять коммуникативное общение, и дает возможность грамотно, творчески применять коммуникативное общение в дискуссии

не только с преподавателем, но и с сокурсниками. Учащиеся обладают глубокими и многогранными познаниями в области теории и технологий коммуникативной коммуникации. Среднего уровня достаточно для осуществления продуктивного коммуникативного общения. На данном этапе будущие бакалавры воспринимают коммуникативное общение как неотъемлемую часть образовательной; умения и навыки коммуникативного общения сформированы в полном объеме и зачастую находят применение не только профессиональной деятельности. Низкому уровню овладения навыком коммуникативного общения присуще отсутствие мотивации и недостаточной значимостью данного навыка для будущих бакалавров. Во время занятий студенты проявляют низкий уровень заинтересованности к овладению навыками коммуникативного общения. Учащиеся достаточно плохо овладевают навыками коммуникативного общения, не реализуют данные навыки в процессе занятия, личная заинтересованность и мотивация для освоения навыка коммуникативного общения проявляется в недостаточной мере.

Разработанные нами критерии и показатели явились основным инструментом для выявления сформированности коммуникативного общения у будущих бакалавров физической культуры.

Результаты и их обсуждение

Анализ результатов экспериментального исследовательского процесса формирования коммуникативной компетентности будущего выпускника с использованием средств и техник интерактивного обучения проводился на основе данных, полученным по средства применения различных диагностических методов (авторская анкета для студентов младших курсов «Изучение мнения студентов по проблеме интерактивного обучения коммуникативному общению», методика «КОС 1» В.В. Синявского, тест для определения уровня самоконтроля в общении М. Снайдера, <^о^еШпд»)[10]. При выделении уровней сформированности коммуникативного общения у будущих бакалавров физкультурного вуза были определены количественные характеристики по каждому из показателей. Необходимо обратить внимание на то, что при использовании нескольких методов диагностики формирования одного показателя мы равномерно распределяли баллы между применяемыми методами.

Данные контрольной диагностики представлены в таблице 1.

Рассмотрим представленные данные в таблицы 1 и на графиках (рис. 1).

Статистическая обработка данных, представленная в таблице 1 и на рисунке 1 свидетельствует о достоверности изменений между начальными и конечными показателями. В экспериментальной группе информационный критерий составил 284% (р<0,05), в контрольной группе этот же критерий составил 123% (р<0,05). Динамика изучаемого показателя в экспериментальной группе значитель-

но выше, чем в контрольной, это связано с при- нитивный поиск решений, развитие когнитивной менением информационно-перцептивного мето- ориентации индивида, устранение психологиче-да обучения, обеспечивающего совместный ког- ских барьеров.

Таблица 1. Результаты статистической обработки данных констатирующего и формирующего эксперимента в ЭК и КГ

Критерии Экспериментальная группа темп прирост в% Контрольная группа темп прирост в%

до после до после

X1±m1 о1 X2±m2 ст2 X3±m3 ст3 X4±m4 ст4

Информационный 0,32±0,06 0,47 1,23±0,08 0,57 284 0,30±0,06 0,46 0,67±0,08 0,59 123

Мотивационно-ценностный 0,66±0,08 0,61 0,98±0,09 0,69 48 0,71±0,09 0,63 0,81±0,09 0,65 14

Операционно-деятельностный 0,51±0,1 0,72 1,36±0,1 0,76 167 0,45±0,09 0,66 0,92±0,09 0,67 104

290% 250% 210°% 170% 130% 90% 50% 10%

ЭГ после эксперимента

КГ после эксперимента

Рис. 1. Темп прироста сформированности информационного критерия коммуникативного общения студентов экспериментальной и контрольной групп после эксперимента (%)

Эффективность обучения наш взгляд связана с уровнем собственной активности учащихся на занятиях, что, по нашему мнению, основано на информационных процессах обмена интересной для собеседников новой информацией, что в свою очередь является стимулом в условиях совместной деятельности.

Обратимся к рисунку 2.

ЭГ после эксперимента

КГ после эксперимента

Рис. 2. Темп прироста сформированности мотивационно-ценностного критерия коммуникативного общения студентов экспериментальной и контрольной групп после эксперимента (%)

Показатели темпа прироста мотивационно-ценностного критерия по окончанию эксперимента составил в экспериментальной группе 48% (р<0,05), в контрольной группе - 14% (р<0,05). Динамика изучаемого показателя в экспериментальной группе существенно выше, чем в контрольной, что несомненно, является результатом взаимодействия и коммуникации между преподавателем и студентом. Данный результат построен на основе принципа полисубъектного (диалогического) подхода. Данный подход подразумевает под собой полное исключение ролевых доминирующих позиций преподавателя и его переключение в личност-но равноправные, субъект-субъектные отношения.

Мы препдолагаем, что использованный в экспериментальной группе рефлексивный тип управления процессом обучения, специфика которого предполагает совместную деятельность преподавателя и сдудента в основе которой лежит саморазвитие, что несомненно помогает повысить мотивацию студентов, активировать психофизические ресурсы личности.

Рассмотрим рисунок 3.

ЭГ после эксперимента

КГ после эксперимента

Рис. 3. Темп прироста сформированности операционно-деятельностного критерия коммуникативного общения студентов экспериментальной и контрольной групп после эксперимента (%)

На рисунке 3 мы видим, что темп прироста операционно-деятельностного критерия в экспериментальной группе выше и составил 167% (р<0,05), в контрольной группе - 104%(р<0,05). Причиной неравноценного состояния данного критерия выступает невостребованность субъективных характеристик студентов.

Мы можем предположить, что в экспериментальной группе были созданы определенные условия для развития коммуникативного общения и определялись они взаимосвязью и взаимодействием двух сторон. Несомненно, данная связь направлена на принятие ценности коммуникативного общения обучающимися.

Выводы

Таким образом, анализ результатов сформированности коммуникативного общения у студентов экспериментальной группы в процессе интерактивного обучения позволяет утверждать, что в ходе формирующего эксперимента существенно выросла доля

гз о со

За А

о от

А

со о со А

о с

U

см см

студентов, обладающих высоким уровнем коммуникативного общения.

Результаты методики показывают, что большинство студентов дают высокую оценку своей деятельности именно в процессе интерактивного обучения, выше оценивают содержательную насыщенность интерактивных занятий, разнообразие форм и методов их реализации.

Данные результаты свидетельствует о положительном влиянии применения интерактивных методов обучения на дисциплинах гуманитарного цикла, что влечет за собой формирование коммуникативного общения у студентов, их мотивацию к изучению дисциплин данного цикла.

Литература

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе / А.А. Вербицкий, М.: Велби, 2007. 58 с.

2. Ворожейкина А.В. Актуальные проблемы формирования готовности студентов педагогических вузов к социально-педагогической деятельности: монография. Челябинск: Изд-во Библиотека А. Миллера, 2018. - 193 с.

3. Гущина С.С. Особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 15. С. 2246-2250. URL: http:// e-koncept.ru/2016/96370.htm. (дата обращения 13.12.2019).

4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психологии общения: Кн. для учителя и родителей / А.Б. Добрович. М.: Просвещение, 1987. 207 с.

5. Жабаков В.Е. Педагогическое управление качеством подготовки специалиста физической культуры: монография. Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университетата, 2016. - 237 с. - ISBN 978-5-906908-34-6.

6. Жумажанова С. Б., Суюндыкова Б.С. Роль интерактивных форм и методов в обучении полиязычной модели образования // Наука и образование: новое время. 2017. № 1 (18). С. 5865.

7. Зайцева В.П. Интерактивные технологии как средство формирования профессиональных компетенций будущего учителя // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2016. № 2 (90). С. 131-138.

8. Курышева И.В. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности (Монография) / И.В. Курышева, С.И. Зинин. Нижний Новгород: НФ ИБП, 2010. 253 с.

9. Лушникова О.Ю. Модель активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки / О.Ю. Лушникова // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 12. С. 67-71.

10. Омаров О.М. Проектирование процесса обучения в практике работы современного пе-

дагога физической культуры / О.М. Омаров, Э.А. Кашкаева //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. № 4. С.60-69.

THE PROBLEM OF FORMING THE LEVEL OF COMMUNICATIVE COMMUNICATION IN FUTURE BACHELORS OF PHYSICAL EDUCATION

Plyushcheva N.S.

Ural State University of Physical Culture

The article is devoted to the study of the formation of communicative communication among future bachelors of physical culture. The purpose of the article is to study the state of the level of formation of communicative communication skills among students of a physical culture university. Currently, there is an intensive search for new forms and methods of teaching, which allows us to talk about the transition of teaching from a directive model to an interactive, more productive and personality-oriented student. This study was conducted with the aim of studying the main pedagogical conditions in the organization of interactive teaching of communicative communication in the system of higher professional education. Based on the analysis of scientific literature, the author proposes to use interactive methods in the process of constructing classes, as an effective means of teaching communicative communication. The results of the research have applied significance and can be used in the field of professional education by university teachers for successful teaching of communicative communication among students of a higher educational institution of physical culture.

Keywords: communicative communication, university students, interactive training.

References

1. Verbitsky A.A. Active training in higher school / A.A. Verbitsky, M.: Welby, 2007.58 p.

2. Vorozheikina A.V. Actual problems of the formation of the readiness of students of pedagogical universities for social and pedagogical activity: monograph. Chelyabinsk: A. Miller Library Publishing House, 2018. - 193 p.

3. Gushchina S.S. Features of the competence-based approach in vocational education // Concept: scientific and methodological electronic journal. 2016. Vol. 15, pp. 2246-2250. URL: http://e-koncept.ru/2016/96370.htm. (date of treatment 12/13/2019).

4. Dobrovich A. B. Educator about the psychology and psychology of communication: Book. for teachers and parents / A.B. Dobrovich. M.: Education, 1987.207 p.

5. Zhabakov V. E. Pedagogical management of the quality of training a specialist in physical culture: monograph. Chelyabinsk: Publishing House of the South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, 2016. - 237 p. - ISBN 978-5-90690834-6.

6. Zhumazhanova S.B., Suyundykova B.S. The role of interactive forms and methods in teaching a multilingual model of education // Science and education: new time. 2017. No. 1 (18). S. 58-65.

7. Zaitseva V.P. Interactive technologies as a means of forming professional competencies of a future teacher // Bulletin of the Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yak-ovleva. 2016. No. 2 (90). S. 131-138.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Kurysheva I.V. Dialogue communication as a way of spiritual transformation of personality (Monograph) / I.V. Kurysheva, S.I. Zinin. Nizhniy Novgorod: NF IBP, 2010.253 p.

9. Lushnikova O. Yu. Model of enhancing educational and cognitive activity of college students in the process of general education / O. Yu. Lushnikova // Siberian Pedagogical Journal. 2009. No. 12. P. 67-71.

10. Omarov O.M. Designing the learning process in the practice of a modern teacher of physical culture / O.M. Omarov, E.A. Kash-kayeva // Bulletin of the Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences. 2015. No. 4. P. 6069.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.