Научная статья на тему 'Проблема формирования ценностных типов и смысловых образований в процессе обучения в вузе'

Проблема формирования ценностных типов и смысловых образований в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ / ИНЕРНАЛИЗАЦИЯ / ДИНАМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / SEMANTIC STRUCTURES / PERSONALITY VALUE TYPES / INTERNALIZATION / DYNAMIC SYSTEMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аршинова Елена Владимировна

Статья посвящена проблемам формирования смысловых образований у студентов вузов. Проведен обзор современных научных подходов, определены основные теоретические положения исследования взаимосвязей и взаимообусловленностей ценностных типов личности студентов и уровнем развития смысловых образований. Сделано предположение о необходимости опережающего формирования смысловой сферы студентов как предпосылки развития личности, образования ценностных типов, отличных от адаптирующегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аршинова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Value Types and Semantic Structures in University Education

The article is devoted to problems of semantic structures formation at the students of higher educational institutions. It reviewed the contemporary scientific approaches, distinguished the basic academic assumptions for the research of interrelations and mutual stipulation of students’ personalities value types and level of semantic structures development. There was made the assumption on the necessity of advance formation of students’ semantic sphere as the precondition of personality, formation of value types differed from adaptable one.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования ценностных типов и смысловых образований в процессе обучения в вузе»

ПСИХОЛОГИЯ

PSYCHOLOGY

159.923.2 : 378

Е. В. Аршинова

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ТИПОВ

И СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Статья посвящена проблемам формирования смысловых образований у студентов вузов. Проведен обзор современных научных подходов, определены основные теоретические положения исследования взаимосвязей и взаимообусловленностей ценностных типов личности студентов и уровнем развития смысловых образований. Сделано предположение о необходимости опережающего формирования смысловой сферы студентов как предпосылки развития личности, образования ценностных типов, отличных от адаптирующегося.

Ключевые слова: смысловые образования, ценностные типы личности, инернализация, динамические системы

Ye. V Arshinova

FORMATION OF VALUE TYPES AND SEMANTIC STRUCTURES IN UNIVERSITY EDUCATION

The article is devoted to problems of semantic structures formation at the students of higher educational institutions. It reviewed the contemporary scientific approaches, distinguished the basic academic assumptions for the research of interrelations and mutual stipulation of students’ personalities value types and level of semantic structures development. There was made the assumption on the necessity of advance formation of students’ semantic sphere as the precondition of personality, formation of value types differed from adaptable one.

Key words: semantic structures, personality value types, internalization, dynamic systems

Проблемы развития и формирования личности в психолого-педагогической науке в процессе высшего профессионального образования является непреходяще актуальными и на сегодняшний день. Современные требования к обучению и воспитанию профессионала претерпевают глубокие качественные изменения. Модернизация современного высшего профессионального образования, переход на многоуровневую структуру образования, внедрение новых федеральных государственных стандартов и компетентностный принцип подготовки заставляет по-новому осмыслить психологопедагогические методы и приемы воздействия на формирование личности студента, будущего профессионала. С другой стороны, в постмодернистическом обществе возникают новые требования к личности выпускников высших профессиональных образовательных учреждений. Одних знаний, умений, навыков в профессиональной деятельности уже недостаточно. Претерпевают серьезные изменения рынок труда, требования работодателей, условия профессиональной деятельности. Так,

современный работодатель предъявляет новые требования к личности выпускников вуза, которые отличаются от требований пяти-, десятилетней давности. Это умение работать в команде и на благо команды, умение решать нестандартные задачи, умение брать на себя ответственность, умение и желание учиться, умение самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способность к сотрудничеству, мобильность, динамизм, конструктивность, способность к межкультурному взаимодействию, нравственность.

Как видно, особые требования предъявляются к уровню развития личности, а в первую очередь, к ценностно-смысловой сфере личности будущего профессионала. Эта проблема находится на острие психолого-педаго-гической науки. Как отмечают в своей статье М.С. Яницкий, М.С. Иванов, «ценностно-смысловую парадигму можно рассматривать как методологическую основу постнеклассической психологии, а работу со смыслами — как ее «магистральное» направление, своего рода „мейнстрим—сегодняшнего дня» [6, с. 21-22].

АРШИНОВА Е. В.

Проблема формирования ценностных типов и смысловых образований в процессе обучения в вузе

По мнению Д. А. Леонтьева, ценностносмысловая сфера является важнейшим компонентом структуры личности. Усваиваясь индивидуальным сознанием, ценности и смыслы с точки зрения психологии интересны не столько как универсальные категории, сколько как детерминанты, лежащие в основе выбора жизненного пути, определяющие поведение человека [2].

Ценностно-смысловая сфера личности всегда привлекала внимание специалистов в области психологических и педагогических наук: А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Д. А. Леонтьев, К.А. Абульха-нова-Славская, Л.Н. Антилогова, В.И. Слобод-чиков, А.В. Серый, В.Ф. Сержантов, М.С. Яниц-кий и др. Изучением особенностей развития и формирования ценностно-смысловой сферы личности студентов в процессе профессионального обучения занимались такие исследователи, как Л. Н. Антилогова, Е. А. Манченко, А. В. Серый, М. С. Яницкий и др.

В концепции М. С. Яницкого система ценностей определяет жизненную перспективу, «вектор» развития личности, является важнейшим внутренним его источником и механизмом», выполняет «одновременно функции регуляции поведения и определения его цели, связывающая в единое личность и социальную среду» [8]. Он отмечает, что система ценностей является «психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития и представляет собой динамическую систему», и предлагает трехуровневую модель ценностной структуры, включающую адаптирующийся, социализирующийся и индивидуализирующийся ценностные типы личности [там же].

А. В. Серый в научных трудах рассматривает смысловую сферу личности, а в частности систему личностных смыслов, в контексте актуального смыслового состояния, проявляющегося в переживании человеком смыслов его прошлого, настоящего и будущего. Выделяет уровни с позиции разделения смыслов: биологический, потребностный, уровень собственно личностных смыслов и смысложизненный [4, 5]. А.В. Серый отмечает, что система личностных смыслов регулирует весь спектр взаимоотношений человека с окружающей действительностью, обуславливает целостность личности, опосредует жизнедеятельность человека в целом, являясь центральным элементом сложной структуры личности [там же].

Для нашего исследования интересным кажутся проблемы изменения ценностного типа личности в процессе обучения через обращение к смысловой сфере личности студента. Мы предполагаем, что при психолого-педаго-гическом воздействии на смысловую сторону личности возможно сформировать более зрелую, автономную, конкурентоспособную, отличающуюся осмысленностью и продуктивностью жизни и деятельности личность. Исходя из теоретической концепции М.С. Яницкого о ценностных типах личности, мы считаем, что вектор развития личности лежит в плоскости перехода от адаптивного типа к более высокоположенному, т. е. от адаптивного ценностного типа личности к индивидуализирующемуся. Отсюда возникают несколько предположений:

1. Ценностные типы личности детерминированы смысловыми компонентами личности (личностные смыслы к профессиональной деятельности, личностные смыслы к обучению). С изменением содержания структуры смысловой сферы происходит изменение ценностного типа личности.

2. Возможно, имеет смысл выделить ценностные типы отношения к выбранной профессиональной деятельности, аналогичные или схожие с ценностными типами личности, выделенными М.С. Яницким.

3. Применение психолого-педагогических методов и приемов позволит воздействовать на смысловую сферу личности студентов. Это, в свою очередь, приведет к увеличению количества студентов с индивидуализирующимся ценностным типом личности и соответствующими ценностными отношениями к будущей профессиональной деятельности.

Методическими основаниями для данных предположений являются работы таких отечественных ученых, как Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Серый, М. С. Яницкий.

По А. Н. Леонтьеву, ведущий вид деятельности определяет всю направленность, содержание развития личности. А. Н. Леонтьев отмечал, что «...реальным базисом личности человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются, а они реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных деятельностей» [1, с. 138]. «Личность создается объективны-

ВЕСТНИК КРАУНЦ СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» № 1 (21) 2013 ISSN 1816-8280

Психология

ми обстоятельствами, но не иначе как через целокупность его деятельности, осуществляющей его отношения к миру» [1, с. 155].

Как известно, ценности изначально носят социальный, внешний по отношению к человеку, характер. В процессе деятельности, бытия внешние явления опосредствуются внутренними условиями, преобразуя их. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «сама внутренняя его природа определяется опосредованно через отношение его к внешнему, объективному миру», «внутреннее, психическое неопределимо вне соотнесения с внешним, объективным» [3, с. 24-25]. Таким образом, «природа человеческого поступка определяется заключенным в нем отношением человека к человеку и окружающему его миру, составляющим его внутренне содержание, которое выражается в его мотивах целях», «поведение само уже представляет собою единство внешнего и внутреннего, так же как, с другой стороны, всякий внутренний процесс в определенности своего предметно-смыслового содержания представляет единство внутреннего и внешнего, субъективного и объективного» [там же].

С нашей точки зрения, процесс развития личности молодого человека в высшем профессиональном образовательном учреждении может быть представлен следующим образом. Молодой человек включается в новую для него среду, в том числе и ценностную. В это же время происходит возникновение нового ведущего вида деятельности, т. е. профессионального обучения, которая порождает новые мо-

тивы и смыслы. Проблема заключается, в том, что развитие личности студента определяется пересечением двух важнейших переменных — это вновь формирующиеся смыслы, порожденные ведущим видом деятельности, и новые ценности университетской жизни, которым предстоит стать в той или иной степени личностными. В процессе опосредования ценностей внутренними условиями, если говорить о смыслах, условия еще только формируются в новой для молодого человека деятельности. Этот процесс может быть не всегда успешными и предсказуемыми. Отсюда мы считаем, что необходимо опережающее формирование смысловой сферы личности студента, смыслового содержания внутренних условий для успешного опосредствования ценностей и их интернализации. И, в конечном счете, формирование ценностного типа личности, имеющего более высокий уровень развития.

Изложенные положения актуальны для современного периода высшего профессионального образования в России и требуют дальнейшего более детального уточнения в научных исследованиях. Результаты данного исследования имеют научно-прикладную значимость для психолого-педагогической практики в высших профессиональных образовательных учреждениях. Психолого-педагогическое воздействие на ценностно-смысловую сферу личности студента позволяет создать условия для развития более зрелой, отличающейся осмысленностью, продуктивностью жизни и деятельности личность.

Б иблио гр аф ичес кий с пис о к

1. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, лич-

ность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

2. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. —

М.: Смысл, 1997. — 64 с.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. —

СПб.: Питер, 2002. — 720 с.

4. Серый А. В. Ценностно-смысловая парадигма как

основа построения обобщенной теории психологического консультирования // Вестн. КРАУНЦ. Гуманитар. науки. — 2011. — № 2. — С. 132-142.

5. Яницкий М. С., Серый А. В. Основные методоло-

гические подходы к изучению ценностносмысловой сферы личности // Вестн. Кемер. гос. ун-та культуры и искусств. — 2012. — №19. — С. 82-97.

6. Яницкий М. С., Иванов М. С. Психологические

проблемы шстмодернистического общества и постнеклассическая практическая психология // Постнеклассическая практическая психология: региональный опыт: коллектив. моногр. / под ред. М. С. Яницкого, Ю. В. Пелеха. — Тернополь: Навчальна кн.: Богдан, 2011. — 366 с. — С. 9-22.

7. Яницкий М. С., Серый А. В., Пелех Ю. В. Ценно-

стно-смысловая парадигма как основа пост-неклассической педагогической психологии // Философия образования. — 2013. — № 1. — С. 175-186.

8. Яницкий М. С. Ценностное измерение массового

сознания // Мин.-во обр. и науки РФ, Кем. гос. ун-т. — Новосибирск: СО РАН, 2012. — 237 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.