ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ
ВО ВРЕМЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Максименкова А.С. Email: [email protected]
Максименкова Алина Сергеевна - студент, естественно-географический факультет, Смоленский государственный университет, г. Смоленск
Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема формирования мотивации студентов во время обучения в Высшем учебном заведении. Проанализированы факторы, влияющие на положительную мотивацию студентов в современном образовательном пространстве. Проведено исследование по методике: «Методика определения мотивации учения студентов», адаптированной Каташевым В.Г. в группах студентов 1 и 3 курсов. На основе комплексного изучения данной темы и результатов проведенного нами исследования сделан вывод о проблемах мотивации студентов к учёбе в ходе получения высшего образования и эффективных путях их преодоления. Ключевые слова: мотивация студентов, мотивация при обучении в вузе, проблема формирования мотивации, проблема мотивации студентов.
THE PROBLEM OF FORMATION OF MOTIVATION OF STUDENTS DURING TRAINING IN THE UNIVERSITY
Maksimenkova A.S.
Maksimenkova Alina Sergeevna - Student, NATURAL-GEOGRAPHICAL FACULTY, SMOLENSK STATE UNIVERSITY, SMOLENSK
Abstract: this article deals with the problem of shaping students' motivation while studying at a higher education institution. The factors affecting the positive motivation of students in the modern educational space are analyzed. A study on the methodology: "Methodology for determining the motivation of students' teaching", adapted by V.G. Katashev in groups of students of 1 and 3 courses. On the basis of a comprehensive study of this topic and the results of our research, a conclusion was made about the problems of students' motivation to study in the process of obtaining higher education and effective ways to overcome them. Keywords: motivation of students, motivation when studying at an institution of higher education, the problem offorming motivation, the problem of motivating students.
УДК 316.628
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности - одна из стержневых в психологии.
Анализ работ отечественных психологов свидетельствует о том, что мотивы исследуются главным образом в связи с деятельностью (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, К.А. Абульханова-Славская); с проблемами личности (В.Г. Асеев, Л.И. Ботовил, Л.И. Анцыферовой); и с установкой (Д.И. Узнадзе и его школа). Анализируя же теории мотивации в зарубежной психологии, выделяются два противоположных направления в понимании мотивации. Согласно утверждениям представителей фрейдизма и бихевиоризма личность стремиться к уравновешиванию своего взаимодействия с чуждой социальной средой (напряжение). Цель поведения человека - устранение этого напряжения, восстановление уравновешенного состояния.
Представители другого направления (А. Маслоу, Г. Оллпорт) утверждают и защищают модель непрерывного становления, развития и совершенствования личности. Они делают вывод о том, что характерной чертой личности является поиск постоянного напряжения. И это напряжение и движет поведением человека.
Мотивация студентов при обучении в вузе является причиной заинтересованного отношения к учебе как основе профессиональной деятельности. Можно утверждать, что активным в профессиональном обучении будет тот студент, который осознает потребность в знаниях, необходимых в будущей профессиональной деятельности, а свою профессию осознает, в свою очередь, как единственный или основной источник удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.
Среди основных функций, реализуемых мотивами в процессе обучения, следует указать побуждающую, состоящую в возбуждении активности учащегося; направляющую функцию, заключающуюся в выборе направления деятельности и достижении при этом предварительно осознанных учебных целей; регулирующую функцию, обеспечивающую соподчинение, иерархию определенных видов деятельности, а также смыслообразующую функцию, позволяющую придать выполняемой деятельности определенный личностный смысл.
Целью нашего исследования было изучить мотивацию студентов во время обучения.
В нём приняли участие 66 человек - студенты 1 курса университета и 46 человек - студенты 3 курса. Из них 3 9 юношей и 7 3 девушек.
Для достижения цели исследования мы использовали следующую методику: «Методика определения мотивации учения студентов», адаптированная Каташевым В.Г.
В ходе проведения опроса были выявлены следующие результаты у студентов 1 курса: у 17 студентов (26%) выявлен высокий уровень мотивации, у 27 студентов (41%) средний уровень мотивации и у 22 студентов (3 3 %) низкий уровень мотивации.
Данные наглядно отражены на диаграмме 1.
33%
26%
У Высокий уровень мотивации студентов Средний уровень мотивации студентов _' Низкий уровень мотивации студентов
Рис. 1. Уровни мотивации студентов 1 курса
Из показателей диаграммы видно, что большинство студентов (41%) обладают средним уровнем мотивации.
Студенты первого курса обучения к процессу обучения относятся индифферентно. В лучшем случае проявляют познавательную активность на уровне предупреждения претензий со стороны учебной части. В худшем - поиском пути замены материальным эквивалентом собственному проявлению знаний. Именно эта часть студентов в большей степени озабочена проведением своего досуга, который доминирует в распределении времени.
На основе анализа полученных результатов мы выделили следующие две группы студентов первого курса: с высоким и низким уровнем учебной мотивации.
1 группа студентов - с высоким уровнем учебной мотивации (3 5%).
Это проявляется в следующих характеристиках: направленность на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознание. Они, как правило, тщательно планируют свою жизнь, ставя конкретные цели. Высокая потребность в сохранении собственной индивидуальности, стремлении к независимости от других и желании сохранить неповторимость, своеобразие собственной личности, своих взглядов и убеждений, своего стиля жизни, стремясь как можно меньше поддаваться влиянию массовых тенденций. Появление жизненных планов, обостренная способность к чувствованию в состояние других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои. Стремлением к достижению ощутимых и конкретных результатов в любом виде деятельности, а точнее в учебной деятельности. Способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению традиционных ролей, норм, правил поведения в обществе. В этот период жизни он решает, в какой последовательности он приложит свои способности для реализации себя в труде и в самой жизни.
2 группа студентов - с низким уровнем учебной мотивации.
Хочется отметить, что такие студенты составляют меньшую часть (27%), но они всё же есть. Для этой группы профессиональная сфера еще не имеет того значения, какое для них имеют сферы обучения и увлечений. Студенты редко задумываются о своем завтрашнем дне, профессиональная жизнь является для них явно чем-то непривлекательным и неизвестным. Их гораздо больше устраивает беззаботная и более привычная студенческая жизнь, в которой учеба соперничает с их любимыми занятиями. Будущие планы не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Это связано по-нашему мнению с тем, что студенты еще находятся в стадии самоопределения. Сколь бы ни были они интеллектуально готовы к осмыслению всего сущего, многого они не знают - еще нет опыта реальной практической и духовной жизни в обществе.
В ходе проведения опроса были выявлены следующие результаты среди студентов курса: у 22 студентов (48%) выявлен высокий уровень мотивации, у 16 студентов (3 5%) средний уровень мотивации и у 8 студентов (17%) низкий уровень мотивации.
Данные наглядно отражены на диаграмме 2.
17%
48%
Высокий уровень мотивации учащихся J Средний уровень
мотивациии учащихся и Низкий уровень мотивации учащихся
Рис. 2. Уровни мотивации студентов 3 курса
Из показателей диаграммы видно, что большинство студентов (48%) обладают высоким уровнем мотивации.
Психологическая интерпретация результатов обследования подтверждает социальную устойчивость студентов третьего курса обучения, их профессиональную целеустремленность, желание освоить сопряженную дополнительную профессию, возможно, это связано с тем, что студенты курса уже были на практике. На этой основе можно предложить:
1. процесс профессионального обучения студентов университета должен подкрепляться интенсивной, околопрофессиональной деятельностью на всех этапах обучения (исследовательские группы, профессиональные общества и т.д.);
2. студентам с первым уровнем мотивации учения должно уделяться повышенное внимание со стороны академического руководства с целью создания условий повышения мотивации;
3. вся воспитательная деятельность в университете, в том числе и досуговая, не должна строиться на коммерческой основе.
Таким образом, данные нашего исследования показывают, что на каждом курсе встречаются учащиеся с разными уровнями мотивации (высоким, средним и низким). Это свидетельствует о том, что состояние профессиональной мотивации зависит от того, оценивает ли студент учебную деятельность в сравнении с его собственными, реальными возможностями и уровнем притязаний, а также влияние на профессиональную мотивацию мнение сверстников с тем или другим уровнем способностей.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что она раскрывает содержание психологических особенностей учебной мотивации студента педагогического вуза и выявляет ее значимые составляющие.
Список литературы /References
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. 230 с.
2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 2006. 203 с.
3. Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15617/ (дата обращения: 18.11.2018).