Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / культурная идентичность / традиционная культура / национальная культура / этносы / Восточноевропейская провинция / славяне / тюркские народы / финно-угры / трансформация культуры / массовая культура / глобализация / социокультурная теория / пассионарность / трансформационные процессы / culture / cultural identity / traditional culture / national culture / ethnic groups / Eastern European province / Slavs / Turkic peoples / Finno-Ugric peoples / culture transformation / mass culture / globalization / sociocultural theory / passionarity / transformational processes

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Алексей Владимирович Меньшов

Статья посвящена теоретическим проблемам культурной идентичности. Подчеркивается, что культура формирует индивида, способствует его социализации на основе освоения языка, ценностей, норм, обычаев и традиций своего народа. В соответствии с общепринятой в историографии классификацией в мире выделяют около 20 историко-культурных районов, в том числе восточноевропейская провинция. В статье проводится краткий анализ процесса формирования традиционной культуры восточноевропейской провинции России, основными носителями культуры которого являются коренные народы русские, финно-угорские народы (карелы, коми, мордва, удмурты и.д.), тюркоязычные народы (татары, чуваши, башкиры) и т.д. Российская культура сформировалась в сложных географических, климатических и геополитических условиях. Традиционная российская культура в процессе становления прошла все этапы эволюционного развития. Под влиянием культурного взаимодействия происходил процесс превращения локальной и этнической культуры в общенациональную.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Алексей Владимирович Меньшов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CULTURAL IDENTITY FORMATION IN THE MODERN WORLD. THEORETICAL ASPECTS

The article is devoted to theoretical problems of cultural identity. It is emphasized, that culture forms an individual, contributes to his socialization on the basis of mastering the language, values, norms, customs and traditions of his people. In accordance with the classification generally accepted in historiography, there are about 20 historical and cultural regions in the world, including the Eastern European province. The article provides a brief analysis of the process of formation of the traditional culture of the Eastern European province of Russia, the main carriers of the culture of which are the indigenous peoples of the Russians, FinnoUgric peoples (Karels, Komi, Mordovians, Udmurts, etc.), Turkic-speaking peoples (Tatars, Chuvashs, Bashkirs) and etc. Russian culture was formed in difficult geographical, climatic and geopolitical conditions. Traditional Russian culture in the process of formation has gone through all stages of evolutionary development. Under the influence of cultural interaction, process of transformation of local and ethnic culture into a national one took place.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

Научная статья УДК 008

https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-4-411-423

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Алексей Владимирович Меньшов

Администрация Президента Российской Федерации, Москва, Россия, menshov99@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена теоретическим проблемам культурной идентичности. Подчеркивается, что культура формирует индивида, способствует его социализации на основе освоения языка, ценностей, норм, обычаев и традиций своего народа. В соответствии с общепринятой в историографии классификацией в мире выделяют около 20 историко-культурных районов, в том числе восточноевропейская провинция. В статье проводится краткий анализ процесса формирования традиционной культуры восточноевропейской провинции России, основными носителями культуры которого являются коренные народы русские, финно-угорские народы (карелы, коми, мордва, удмурты и.д.), тюркоязычные народы (татары, чуваши, башкиры) и т.д. Российская культура сформировалась в сложных географических, климатических и геополитических условиях. Традиционная российская культура в процессе становления прошла все этапы эволюционного развития. Под влиянием культурного взаимодействия происходил процесс превращения локальной и этнической культуры в общенациональную.

Ключевые слова: культура, культурная идентичность, традиционная культура, национальная культура, этносы, Восточноевропейская провинция, славяне, тюркские народы, финно-угры, трансформация культуры, массовая культура, глобализация, социокультурная теория, пассионарность, трансформационные процессы

Для цитирования: Меньшов А.В. Проблема формирования культурной идентичности в современном мире. Теоретические аспекты. Наследие и современность. 2023^(4^411-423. https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-4-411-423.

0 I Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. Ь^^ИЗ^И This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

© Меньшов А.В., 2023 © Наследие и современность, 2023

ISSN 2619-0214 (Print)

411

Original article Culturology

https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2023-6-4-411-423

THE PROBLEM OF CULTURAL IDENTITY FORMATION IN THE MODERN WORLD. THEORETICAL ASPECTS

Alexey V. Menshov

Administration of the President of the Russian Federation, Moscow, Russia, menshov99@yandex.ru

Abstract. The article is devoted to theoretical problems of cultural identity. It is emphasized, that culture forms an individual, contributes to his socialization on the basis of mastering the language, values, norms, customs and traditions of his people. In accordance with the classification generally accepted in historiography, there are about 20 historical and cultural regions in the world, including the Eastern European province. The article provides a brief analysis of the process of formation of the traditional culture of the Eastern European province of Russia, the main carriers of the culture of which are the indigenous peoples of the Russians, Finno-Ugric peoples (Karels, Komi, Mordovians, Udmurts, etc.), Turkic-speaking peoples (Tatars, Chuvashs, Bashkirs) and etc. Russian culture was formed in difficult geographical, climatic and geopolitical conditions. Traditional Russian culture in the process of formation has gone through all stages of evolutionary development. Under the influence of cultural interaction, process of transformation of local and ethnic culture into a national one took place.

Keywords: culture, cultural identity, traditional culture, national culture, ethnic groups, Eastern European province, Slavs, Turkic peoples, Finno-Ugric peoples, culture transformation, mass culture, globalization, sociocultural theory, passionarity, transformational processes

For citation: Menshov A.V. The problem of cultural identity formation in the modern world. Theoretical aspects. Nasledie i sovremennost' = Heritage and Modern Times. 2023;6(4):411-423. https://doi.org/10.52883/2619-0214-2023-64-411-423.

Формирование традиционной культуры сложный и долгий по продолжительности процесс, на который оказывают влияние природно-географические и хозяйственные условия окружающей среды. Как совокупность устойчивых форм человеческой деятельности культура существует в определённой среде в виде материальных и духовных ценностей. Традиционная культура является проявлением человеческой жизнедеятельности и несёт в себе информацию об эволюционном прошлом человечества, в связи с чем культура является предметом изучения истории, философии, социологии, искусствоведения, лингвистики, этнологии, психологии, педагогики и т.д.

Процесс формирования культуры человека происходит на основе обогащения материальными и духовными составляющими. Культурнои-сторическое развитие общества достигается за счет становления личности

© Menshov A.V., 2023 © Nasledie i sovremennost, 2023

путем взаимодействия и взаимопроникновения различных культур [1]. Именно культура формирует личность человека и способствует его социализации на основе освоения языка, ценностей, норм, обычаев и традиций своего народа.

На основе культуры человека формируется культура общества. Характерной особенностью традиционной культуры является замедленный процесс эволюции, незаметный для коллективного сознания. Она сохраняется и воспроизводится за счет коллективного сознания, что в конечном итоге способствует становлению этнический общности. В процессе становления коллективных форм общества именно культура выполняла регулятивную роль, позволяя держать человека в определенных рамках, что в конечном итоге позволило создать традиционную систему правовой культуры в виде обычного права. По мнению ряда исследователей именно обычное право способствовало стабильности социальных отношений и сыграло прогрессирующую роль [2].

Культурно-бытовые особенности, сформировавшиеся на определённой территории под влиянием общности населения в условиях единой социально-экономической деятельности, способствовали формированию историко-культурных областей. Процесс складывания историко-культурных областей происходит в процессе развития этносов на определённой территории и проявляется в материальной и духовной культуре. Материальная культура содержит информацию о типах жилища, пище, утвари, одежде, украшениях и т.д., духовная культура - о языке, традициях, религиозных верованиях, мировоззрении и т.д.

В соответствии с общепринятой в историографии классификацией в мире выделяют 16 историко-культурных районов: Западно-центральноевропейская провинция, Восточноевропейская провинция, Кавказская провинция, Среднеазиатско-казахстанская провинция, Сибирская провинция, Центральноазиатская провинция, Восточная Азия, Юговосточноазиатская провинция, Южноазиатская провинция (Индостан, Индийский субконтинент), Юго-Западноазиатская провинция (или Передняя Азия), Североафриканская провинция, Африканская тропическая провинция, Североамериканская провинция, Латиноамериканская провинция, Австралийская провинция, Океанийская провинция [3]. В свою очередь каждая провинция подразделяется на подгруппы, границы которых чаще всего совпадают с территорией отдельных этнографических групп.

К примеру, интересующая нас историко-культурная область в виде восточноевропейской провинции подразделяется на следующие подгруппы: Центральная (русско-белорусская) область, Европейский Север и северо-запад России, Прибалтика (Юго-восточная Балтия), Урало-Поволжье (Волго-Камская) область, Юго-западная (украинская) область, Южнорусские степи [3]. Основный упор в диссертационном исследовании будет сделан на такие историко-культурные области как Централь-

ная (русско-белорусская) область, Европейский Север и северо-запад России, область Урало-Поволжья (Волго-Камская), так как именно на этой территории был заложен фундамент единого российского культурно-исторического пространства.

Основными носителями культуры данного региона являются коренные народы - русские, финно-угорские народы (карели, коми, мордва, удмурты и пр.), тюркоязычные народы татары, чуваши, башкиры и т.д.

Вопрос формирования традиционной культуры нередко предметом дискуссии философов. Еще в конце XVIII в. немецкий философ И.Г. Гер-дер дал философскую оценку данному процессу: «Европеец не имеет ни малейшего представления о тех бурных страстях, о тех миражах, что кипят в груди негра, а индийцу чуждо то беспокойство, что заставляет европейца метаться по всему свету, бороздя его из конца в конец. Дикарь не может нежиться среди роскоши, но может быть нежен - сдержан и спокоен. Короче говоря, в человеческом роде существуют все те формы, которые могли существовать на земном шаре со всем различием климатических условий, жизненных обстоятельств, органических строений человека, но счастье жизни заключается не в хаотическом бурлении чувств и мыслей, а в связи их с подлинным внутренним наслаждением нашим бытием, всем тем, что причисляем мы к своему бытию» [4]. Эволюция культурно исторического процесса России не стала исключением. Так, в XIX веке В.О. Ключевский, рассматривая природногеографические условия на территории России, писал, что «...исторически Россия, конечно, не Азия, но географически она не совсем и Европа. Это переходная страна, посредница между двумя мирами. Культура неразрывно связала её с Европой, но природа положила на неё особенности и влияния, которые всегда влекли её к Азии или в неё влекли Азию» [5]. Также, по его мнению, история государства, или отдельной цивилизации рождается благодаря накоплению культурного запаса народами и степенью влияния на другие народы, создавая условия для культурно-исторического пространства на определённой территории [5].

Большинство исследователей придерживаются единого мнения в вопросе возникновения традиционной русской культуры. Решающую роль в этом процессе сыграло географическое, геополитическое положение между Востоком и Западом. Территория России исторически представляла собой периферию двух культурных миров. Неравномерное культурно-историческое движение в виде замедления и скачкообразности не давало возможности постепенного поэтапного развития, поэтому для российской культуры с момента её зарождения была характерна резкая смена культурных парадигм [6]. Культурно-исторические парадигмы не успевали сменять друг друга а существовали параллельно. Так, язычество существовало наряду с христианством, византийские традиции переплетались с золотоордынскими, европеизация, модернизация в петровское время сочеталась с традиционализмом [6].

Историческая периферийность также способствовала развитию народной, а не национальной культуры. Явным подтверждением оторванности национальной культуры российской элиты от народной является употребление при дворе российских императоров французского языка [7, с. 6.]. Именно политическая периферийность стала причиной формирования культуры низов [8]. Рассуждая о причинах культурной отсталости России, Н. Бердяев писал, что катастрофический характер исторического развития России в течении пяти кардинально отличающихся друг от друга периодов (киевский, татарский, московский, петровский, советский) явился причиной прерывности русской истории, а следовательно, и культуры [9, с. 32-33.]-

Еще одним важным фактором, оказавшим влияние на формирование традиционной культуры России, является огромное количество войн с её участием. Исследователи обращают внимание на тот факт, что постоянные войны способствовали развитию духовной культуры русского культуры. Именно под влиянием войн сформировались в менталитете выносливость, самоотверженность, жертвенность и готовность отказаться от благополучия ради интересов государства [6].

Процесс формирования традиционный культуры русского народа происходил в среде восточнославянского населения восточноевропейской равнины. Исторические корни этого процесса восходят ко временам Киевской Руси. В дальнейшем, в ходе нашествия монголов, образования Великого Московского княжества, расширения территории путём присоединения Северо-Западных земель, Заволжья, Среднего Поволжья и Приуралья происходит процесс складывания единой историко-культурной общности русского народа. Этот процесс происходил в условиях сложных миграционных процессов. В ходе колонизации новых земель процесс ассимиляции, в частности финно-угорских народов, способствовал культурному обмену между народами, это в свою очередь способствовало формированию отдельных историко-культурных регионов и этнографических групп русского народа.

Исследователями выделяются две историко-культурные зоны изучаемого региона, а именно северорусская и южнорусская.

Территория северорусской историко-культурной зоны простирается от реки Волхов на западе, верховьев Вятки и Камы на востоке, на севере границы достигают берегов Баренцева моря. Отличительными элементами культуры русских данной историко-культурной зоны является наличие своеобразного диалекта (оканье), наличие малодворных населенных пунктов, «гнезда» селений, а также свои отличные культурно-бытовые и духовные особенности [10]. Процесс формирования культурной идентичности данной группы происходил в непростых природно-географических условиях Русского Севера. На миграционные процессы в этом регионе сильно влияла монастырская колонизация и стихийные крестьянские переселения [11, с. 19]. Переселение новгородских и росто-

во-суздальских крестьян на север способствовало смешению населения и складыванию культурно-языкового единства. Даже поморы - самая отдалённая субэтническая группа русских, несмотря на своеобразные бытовые и хозяйственные отличия по языку и культуре, схожи с остальными русскими северорусской историко-культурной зоны.

Основной отличительной чертой южнорусской историко-культурной зоны является так называемый «акающий» диалект. Территория данного культурного региона простирается с севера от реки Ока на Юг до среднего Дона, с запада на восток от Десны до Суры. Выгодные географические и климатические условия данного региона способствовали активному заселению, которое было прервано монгольским нашествием. Дальнейшая колонизация региона была продолжена в ходе строительства оборонительных сооружений в процессе образования Русского централизованного государства. Здесь появляются монастырские, помещичьи, правительственные поселения, а также поселения вольных переселенцев.

Формирование культуры данной группы происходило в условиях лесостепной и степной полосы. Преобладали крупные многодворные поселения и хаты (дома из глины). В традиционной одежде преобладают южнорусские особенности, а также отражаются связи с финноугорскими народами. По мнению исследователей, формирование традиционной культуры южнорусского населения происходило в условиях этнокультурной консолидации населения региона и способствовало выработке общерусских черт в культуре [10].

Духовная культура северорусской и южнорусской историко-культурных зон сформировалась под влиянием православия, отличались только местные храмовые праздники. С церковными праздниками были связанные календарные обряды, такие, как Святки, Крещение, Масленица, Пасха, Троица и т.д.

В целом, процесс формирования традиционной русской культуры происходил в сложных климатических и политических условиях. Феодальная раздробленность стала причиной замедленного темпа развития. Большое влияние на становление русской культуры оказала Византия. После принятия христианства культура развивалась на основе новой религии. В процессе объединения русских княжеств, пришло понимание необходимости самоидентификации русского народа и начинается процесс формирования общерусской культуры. Православная церковь берет на себя главную роль в сохранении культурных традиций народа и распространения русской культуры на всей территории государства [12]. Так, на основе славянской, русско-православной культуры начинается процесс формирования традиционной культуры России, на который конечно же оказали влияние и другие коренные российские народы.

Формирование традиционной культуры историко-культурной области Европейского Севера и Северо-запада России происходило в среде таких финно-угорских народов как, саамы, карелы, вепсы, водь, ижора,

коми, коми-пермяки и др. Формирование культуры различных этнографических групп коми начинает складываться в условиях культурного взаимодействия с русскими переселенцами. К XII в. русская колонизация охватывает все больше земель заселённых народом коми [13, 14]. В XIV в. существовало восемь территориально-племенных групп коми. К началу XVI в. сформировались основные культурно-этнографические группы коми: нижневычегодская, вымская, прилузская, сысольская и удорская [14]. Исследователи отмечают, что русские переселенцы оказали влияние на культуру нижневычегодской и вымской группы путём смешанных браков. Результатом данного взаимодействия явились особые диалекты и большое количество заимствований в материальной и духовной культуре. У прилузцев наряду с русским влиянием прослеживаются связи с удмуртами и марийцами [14].

Народы, живущие в тундре и лесотундре - саамы, северные карелы, коми - под влиянием географических и природно-климатических условий занимались традиционным хозяйством в виде оленеводства, основанного на сезонных перекочёвках. Зимой олени паслись в лесных районах Кольского полуострова, а летом практиковался вольный выпас на океаническом побережье (сами хозяева занимались в этот период) рыболовством и зверобойным промыслом. Традиционный чум или же чум-шалаш (кувакса) у саамов был приспособлен к условиям кочевого быта. Одежда шилась из оленьих шкур.

Традиционная культура народов лесной полосы историко-культурной области северо-запада России (карелы, вепсы, водь, ижора, коми-пермяки и коми) также сформировалась под влиянием природных условий. Занимались они земледелием, лесным животноводством, рыболовством. В качестве жилища строили срубные избы северорусского типа. Одежда также была близка к севернорусскому типу. У финноугорских народов историко-культурной области северо-запада России сформировалась своеобразная духовная культура. Устное народное творчество представлено сказками, преданиями, мифами и одноголосыми руническими песнями.

Под влиянием язычества у финно-угорских народов России сформировалась религиозная культура. Подтверждением этого является сохранившаяся традиция заклинаний, почитание хозяев леса, священных деревьев, воды, камней. С XIII в. под влиянием религиозной просветительской деятельности распространяется православие.

Процесс формирования традиционной культуры региона УралоПо-волжья (Волго-Камская) область Восточноевропейской культурной провинции происходил в мультикультурной среде финно-угорских и тюркских народов, где наряду с христианско-мусульманской культурой существовала языческие традиции. Носителями финно-угорской культуры региона являлись мордва, марийцы, удмурты, бесермяне, тюркской - татары, чуваши, башкиры, ногайцы. С XVI века активное распространение получает русская культура.

Исследователи выделяют три хозяйственно-культурные зоны в Поволжье: Лесной север, Среднее Поволжье, Степной и лесостепной юго-восток. В зависимости от природно-климатических и географических условий в каждой зоне сформировалась своя традиционная культура.

Одной из главной особенностью традиционной культуры финно-угорских народов является культ предков. Главным содержанием этой традиции была вера, что умершие помогают и заботятся о благополучии живых предков. Также существовал культ духов сакральных хозяев определённых территорий. Это традиция использовалась родовыми группами для сакрализации права на территорию обитания, что и в наши дни отражается в сохранившейся в памяти народа священных местах у большинства финно-угорских народов [16, с. 16, 149, 293, 475, 479].

Формирование традиционной культуры татар происходило в течение длительного времени из элементов тюркских племен. Татарская культура унаследовала традиции Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Под влиянием ислама большое влияние на формирование культуры татар оказали регионы Среднего и Ближнего Востока. Поэтому татарская культура представляет симбиоз тюркских, монгольских и среднеазиатских культурных традиций. К примеру, до середины XX века у них существовала своя письменность на основе арабской графики в городской архитектуре прослеживался восточный стиль и т.п. Исследователи по-разному оценивают влияние татарской культуры на русскую, российскую культуру [17, 18, 19]. Не смотря на отсутствие единой точки зрения, мы можем сказать, что взаимодействие культур имело место быть, и татарская культура оказала существенное влияние на политические традиции русского государства.

Краткий анализ процесса формирования традиционной культуры восточноевропейской провинции России показывает, что российская культура сформировалась в сложных географических, климатических и геополитических условиях. Традиционная российская культура в процессе становления прошла все этапы эволюционного развития. Под влиянием культурного взаимодействия происходил процесс превращения локальной и этнической культуры в национальную. Однако этот процесс затянулся не на одно столетие. Под влиянием эволюционных процессов и социально-политических катаклизмов российская культура развивалась неравномерно и пережила несколько этапов исторического развития.

Исторические этапы развития культуры подразделяются на следующие общепринятые хронологические этапы: Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.); культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. - V в. н. э.); культура Средних веков (V-XIV вв.); культура Возрождения или Ренессанса (XIV-XVI вв.); культура Нового Времени (конец XVI-XIX вв.); культура Новейшего Времени (к. XIX - наст. время). Каждый этап характеризуется своими эволюционными и трансформационными процессами. Эволюционный подход к изучению культур, основоположником которого являет-

ся Лесли Уайт, предполагает, что в разные периоды исторического развития культура как один комплекс взаимоотношений трансформируется в другую систему [20]. Трансформация культуры - это процесс культурной модернизации, прогрессивного развития или деградации, вплоть до исчезновения или замены одной культуры другой [21].

Процесс трансформации культуры тесно связан с эволюционными процессами в обществе. Переходу общества из кровнородственной солидарности к новым объединениям, образованным на основе культурной общности, способствует трансформация социальных функций культуры. В результате трансформируется значение культуры для общества, и культура становится основным элементом социального прогресса [22].

Процесс модернизации, трансформации культуры в России начинается с реформ Петра I. Именно реформы начала XVIII века изменили культурную парадигму России и ознаменовала переход русской культуры от средневековья к Новому времени [23]. Культурная трансформация этого периода явилась кульминацией политических реформ и затронула все сферы политической и общественной жизни государства. Однако, культура России в описываемый период была сословной, она была доступна дворянскому сословию, хотя системное ядро русской культуры развивалось в среде крестьянского сословия.

Эволюционное развитие русской культуры было прервано после 1917 г. По мнению исследователей, российская культура начала XX века показывает типологическую специфику перехода от одного идеала к другому [24]. Советский и российский культуролог И.В. Кондаков это явление назвал бинарностью [25]. По его мнению, российской культуре свойственна двойственность на всех этапах эволюционного развития.

Источником бинарности служит пограничное положение российской культуры между Западом и Востоком. Трансформационные процессы в культуре советского периода не способствовали исчезновению данного явления. Вслед за преобразованиями в политической и общественной жизни советского периода образовались две русские культуры. Советская культура явилась результатом монополии функционирования культуры со стороны государства, зарубежная русская культура, созданная русской эмиграцией на западе, трансформировалась под влиянием западной культуры [25].

Период тоталитаризма характеризуется так называемым процессом культурной революции. Идейные основы марксизма-ленинизма предусматривали создание совершенного нового типа культуры. Культура пролетариата должна была разрушить преемственность традиционной культуры и сменить дворянско-буржуазный вектор культурного развития. Главная роль в формировании культуры советского периода отводилась государству, соответственно интересы государства ставились выше общественных [26]. Трансформация культуры советского периода затронула историю и теорию культуры. Исследователи начали по-новому пере-

осмысливать культурные достижения прошлых лет. В этот период Л.Н. Гумилев создал этногенетическую концепцию культуры, ввел понятие пассионарности. Пассионарность, по мнению учёного, это культурно-историческое развитие этносов на основе взаимодействия с окружающей средой и другими этносами [27].

Другой философ и культуролог А.С. Ахиезер создал социокультурную теорию развития российского общества на разных этапах исторического развития. По его теории, российская цивилизация является промежуточной, и колебание соотношения традиционного и либерального компонентов способствует глобальной цикличности развития России [27].

Трансформационные процессы происходившие в культуре России светского периода, способствовали созданию аналога традиционной культуры и выстраивалась за счёт отказа от исторического и религиозного прошлого. Данный процесс продолжался до конца 1980-х гг. и имел скачкообразный характер. Свойственное для советской эпохи идеологические регулирование сменялась периодами «оттепели».

Трансформационные процессы культуры современного периода начинаются с конца XX в. Формирование глобальной информационной системы в период начала 1990-х годов не только ускорило процесс передачи данных, но и способствовало ускорению культурного обмена. На смену традиционным, идеологическим установкам в области культурного регулирования приходит глобальная массовая культура. Глобальная культура предлагает обществу совершенную новую модель введения повседневной жизни и интерпретацию смысла существования.

Процесс трансформации культуры имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны ускорение обмена культурной информацией разрушило естественный барьер в виде природногеогра-фических условий и способствовало созданию равных условий культурно-исторического развития разных народов, с другой, это ускорило процесс разрушения локальных культурных обществ и ассимиляцию малочисленных народов.

Основным показателем трансформационных процессов в современной культуре является возникновение глобальной массовой культуры. Главная роль в создании глобальной культуры принадлежит странам Европы и Америки. Именно они после второй мировой войны стали более активно сотрудничать в области создания различных международных организаций. Так, они способствовали созданию соглашений, отражающих принципы и предписания мировой культуры [28].

Главными принципами глобализирующегося мира стали равная ценность всех человеческих культур. Но в тоже время следует отметить, что результатом этого «равенства» стало экономическое и культурное доминирование стран запада. Массовая культура, которая быстро набрала популярность во всем мире, включает в себя продукцию средств массовой информации, потребительские товары, продукты питания, стиль

одежды и доминирование одного языка международного общения (в данном случае английского). В свою очередь, это усилило культурную колонизацию отсталых стран, не имея финансово-экономической возможности развития и транслирования своей национальной культуры, общество в этих странах превращается в обычного потребителя глобальной, массовой культуры [29].

Из положительных сторон трансформационных процессов современной культуры следует выделить массовое распространение достижений мировой культуры среди населения, упрощение доступа к достижениям культуры, постоянное обновление и инновации в культуре помогающие облегчать повседневную жизнь [30]. Кроме того, исследование процесса глобализации культуры показывает наличие такого явления как «обратная колонизация». К примеру, население более отсталых стран переселяется в глобализированные города и на основе отдельных диаспор создает свою транскультурную среду [28].

После распада социалистического блока наблюдается процесс ускорения трансформационных явлений в культуре. Так, в конце 198ох -начале 1990-х гг. глобальная культура приникает в страны Восточной Европы и в Россию. Как уже отмечалось ранее, культурная политика, проводимая в годы советской власти, не отличалась устойчивостью. Волнообразное развитие культуры, которая характерна для всех периодов истории России, в том числе советского периода, не способствовало культурной мобилизации общества. Начало 1990-х гг. стало апогеем частой смены политического и идеологического курса. В этих условиях произошли кардинальные изменения в повседневной жизни населения России, особенно у молодёжи. В условиях отсутствия новой культурноидеологи-ческой базы она стала потребителями глобальной, массовой культуры. Так, в культуру России проникают все элементы материальной и духовной культуры стран Запада. Основные угрозы, которые исходят от процесса внедрения массовой культуры в России связаны с угрозой утраты культурной идентичности [31].

Литература

1. Новикова ЛА Формирование культуры личности // Вестник ЯГУ. 2009, Т.6, №1. С. 141.

2. Козелько В.Н. / / Новые технологии. Вып. 5, 2008.

3. Андрианов Б.В. Историко-культурные области / / Народы мира. Историко-этнографический справочник. М., 1988. С. 580-585.

4. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 2013. 237 с.

5. Ключевский О.В. Русская история. Полный курс лекций. М., 2005. 941 с.

6. Монина М.П. Условия формирования русской культуры: геополитический аспект / / Омский научный вестник. №1 (85), 2010. 205 с.

7. Памятные записки А.В. Храповицкого, статс-секретаря императрицы Екатерины Второй. М., 1862. 317 с.

8. Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб., 2001. 502 с.

9- Бердяев Н. Русская идея. СПб., 2008. 134 с.

l0^ Происхождение и этническая история русского народа по антропологическим данным. M., 1965. 257 с.

ll Традиционная культура русского народа. M., 2015. 281 с.

История культуры Древней Руси. M.-Л., 1951. l3^ Жеребцов И.Л., Конаков Н.Д. Народ Коми: краткие исторические очерки истории и культуры. Collegium Fenno-Ugricum, 2008. 25 с.

l4^ Зырянский мир. Очерки о традиционной культуре коми народа. Сыктывкар, 2004.

Ломоносов M.B. Краткий Российский летописец с родословием // Полн. собр. соч. в 6 т. Т. 6. M.: Изд-во АН СССР, 1952.

l6^ Народы Поволжья и Приуралья. Коми-зыряне. Коми-пермяки. Mарийцы. Mордва. Удмурты. M., 2000. 578 с.

l7^ Карамзин НМ. История государства Российского. Т. 5. СПб., 1892. С. 233-235; l8^ Костомаров И. Исторические монографии и исследования. XII. СПб., 1872. 90 с. l9^ Mилюков П. Очерки по истории русской культуры. Ч. 1. СПб., 1909. С. 165-167. 20^ Уайт Л. Три типа интерпретации культуры // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретации культуры. СПб., 1997. 575 с.

2l Руденко AM. Культурология: учебник. M., 2020. 112 с. 22^ Флиер А.Я. Теория культуры. M., 2019. 208 с.

23^ Живов В. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. M., 2002. 307 с.

24^ Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. M.,1991. 25^ Кондаков И.В. Культура России. Ч.1. Русская культура // Учебное пособие. M., 2000. Гл. 2.

26^ Культурология: Учебник для вузов M., 2007. Раздел III. Глава 14. С. 364-365. 27^ Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб., 2011.

28^ Понарина Н.Н. Глобализация: Mировая культура и локальные культуры // Общество: Философия, история, культура. 2011, № 3-4. С. 36-37. 29^ Mноголикая глобализация. M., 2004. С. 207-208.

30^ Кнатько Ю.И. Трансформация культуры в контексте современных глобализацион-ных процессов // Универсальное и национальное в культуре // сборник научных статей / Белорусский государственный университет, Гуманитарный факультет. Mum^ 2012. 89 с.

3l Иноземцев В.Л. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль -XXI. M., 2000. 29 с.

References

I Novikova L.A. Formirovanie kul'tury lichnosti // Vestnik YaGU. 2009, T.6, №1. S. 141. 2^ Kozel'ko V.N. // Novye tekhnologii. Vyp. 5, 2008.

3^ Andrianov B.V. Istoriko-kul'turnye oblasti // Narody mira. Istorikoetnograficheskii spravo^nik. M., 1988. S. 580-585.

4^ Gerder I.G. Idei k filosofii istorii chelovechestva. M., 2013. 237 с. 5^ Klyuchevskii O.V. Russkaya istoriya. Polnyi kurs lektsii. M., 2005. 941 s. 6^ Monina M.P. Usloviya formirovaniya russkoi kul'tury: geopoliticheskii aspekt // Omskii nau^nyi vestnik. №1 (85), 2010. 205 s.

7. Pamyatnye zapiski A.V. Khrapovitskogo, stats-sekretarya imperatritsy Ekateriny Vtoroi. M., 1862. 317 s.

8^ Sapronov P.A. Kul'turologiya. Kurs lektsii po teorii i istorii kul'tury. SPb., 2001. 502 s. 9^ Berdyaev N. Russkaya ideya. SPb., 2008. 134 s.

l0^ Proiskhozhdenie etnrcheskaya istoriya russkogo naroda po antropologicheskim dannym. M., 1965. 257 s..

II Traditsionnaya kul'tura russkogo naroda. M., 2015. 281 s. l2^ Istoriya kul'tury Drevnei Rusi. M.-L., 1951.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

l3^ Zherebtsov I.L., Konakov N.D. Narod Komi: kratkie istorrcheskie o^erki istorii i

422

ISSN 26l9-02l4 (Print)

kul'tury. Collegium Fenno-Ugricum, 2008. 25 s.

14. Zyryanskiimir.Ocherkiotraditsionnoikul'turekominaroda.Syktyvkar, 2004.

15. Lomonosov M.B. Kratkii Rossiiskii letopisets s rodosloviem / / Poln. sobr. soch. v 6 t. T. 6. M.: Izd-vo AN SSSR, 1952.

16. Narody Povolzh'ya i Priural'ya. Komi-zyryane. Komi-permyaki. Mariitsy. Mordva. Udmurty. M., 2000. 578 c.

17. KaramzinN.M.IstoriyagosudarstvaRossiiskogo.T.5.SPb.,i892.S.233-235;

18. Kostomarov I. Istoricheskie monografii i issledovaniya. XII. SPb., 1872. 90 c. 167.

19. Milyukov P. Ocherki po istorii russkoi kul'tury. Ch. 1. SPb., 1909. S. 165-Uait L. Tri tipa interpretatsii kul'tury / / Antologiya issledovanii kul'tury. T. 1. Interpretatsii kul'tury. SPb., 1997. 575 c.

20. Rudenko A.M. Kul'turologiya: uchebnik. M., 2020. 112 c.

21. Flier A.Ya. Teoriya kul'tury. M., 2019. 208 c.

22. Zhivov V. Razyskaniya v oblasti istorii i predystorii russkoi kul'tury. M., 2002. 307 c.

23. Akhiezer A.S. Rossiya: kritika istoricheskogo opyta. M.,1991.

24. Kondakov I.V. Kul'tura Rossii. Ch.1. Russkaya kul'tura / / Uchebnoe posobie. M., 2000. Gl. 2.

25. Kul'turologiya: Uchebnik dlya vuzov M., 2007. Razdel III. Glava 14. S. 364-365.

26. Gumilev L.N. Etnogenez i biosfera Zemli. SPb., 2011.

27. Ponarina N.N. Globalizatsiya: Mirovaya kul'tura i lokal'nye kul'tury / / Obshchestvo: Filosofiya, istoriya, kul'tura. 2011, № 3-4. S. 36-37.

28. Mnogolikaya globalizatsiya. M., 2004. S. 207-208.

29. Knat'ko Yu.I. Transformatsiya kul'tury v kontekste sovremennykh globalizatsionnykh protsessov // Universal'noe i natsional'noe v kul'ture // sbornik nauchnykh statei / Belorusskii gosudarstvennyi universitet, Gumanitarnyi fakul'tet. Minsk, 2012. 89 c.

30. Inozemtsev V.L. Globalizatsiya: illyuzii i real'nost' / / Svobodnaya mysl' - XXI. M., 2000. 29 c.

Сведения об авторе Алексей Владимирович Меньшов, Советник департамента Управления Президента Российской Федерадии по общественным проектам, Москва, Россия. E-mail: menshov99@yandex.ru

Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье

Поступила в редакцию: 1609.2023. Одобрена после рецензирования: 28.09. 2023.

Принята к публикации: 14.10.2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Author of the publication Alexey V. Menshov, Advisor to the Department of the Office of the President of the Russian Federation for Public Projects, Moscow, Russia.

E-mail: menshov99@yandex.ru

Conflicts of Interest Disclosure

The author declares that there is no conflict of interest..

Article info

Submitted: 09.16.2023.

Approved after peer reviewing: 09.28.2023.

Accepted for publication: 10.2023.

The author has read and approved the final manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.