http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)
УДК 378.0
Ирина Вячеславовна Севастьянова,
аспирант,
Севастопольский государственный университет (299053, Россия, г. Севастополь, ул. Университетская, 33),
e-mail: [email protected]
Проблема формирования концептосферы профессиональной деятельности судоводителя
Проанализированы особенности профессиональной деятельности судоводителя. Выявлено, что судоводитель является представителем профессии человек - знаковая система, чья деятельность протекает в экстремальных условиях. Для успешного формирования компетенций в процессе обучения должны быть сформированы личностные качества студента. Сформированность личностных качеств, профессиональных знаний, умений и навыков, составляющих концептосферу профессиональной деятельности, способствует выходу морского направления на качественно новый уровень. Правильное формирование концептов ведёт к эффективному осуществлению профессиональной деятельности в любых условиях и при любых обстоятельствах. Концепты определяют содержание компонентов, обеспечивающих формирование компетенций (знания, умения, навыки и личностные качества), отвечающих требованиям международных морских стандартов. Проведён анализ научных работ по проблеме формирования концептосферы профессиональной деятельности военных, экономистов, филологов, педагогов. Выявлена структура концептосферы профессиональной деятельности судоводителя, включающая в себя следующие компоненты: когнитивно-знаковый, коммуникативный, личностно-смысловой. Проанализированы элементы модели формирования концептосферы профессиональной деятельности: программно-целевой, теоретико-методологический, содержательно-технологический, результативно-оценочный и организационно-педагогический. Сформулированы критерии и показатели сформированности концептосферы профессиональной деятельности судоводителя. Формирование этих элементов будет способствовать развитию компетенций, заложенных в образовательном стандарте, и устранению противоречий в системе подготовки специалистов морского профиля.
Ключевые слова: высшее образование, морской профиль, судоводители, профессиональная подготовка, компетенции, концепт, концептосфера профессиональной деятельности судоводителя
Введение. На сегодняшний день рассматриваются различные модели подготовки специалистов в условиях высшего учебного заведения. Образовательный процесс совершенствуется посредством формирования знаний, умений и навыков студентов. Однако современная система подготовки кадров требует развития личностных качеств студентов, на базе которых и формируются профессиональные компетенции. Анализ профессиональных и образовательных документов, а также практический опыт показал, что личностные качества формируются в образовательном процессе на недостаточном уровне [9; 10].
Особенностью определённого класса профессий, таких как судоводитель, лётчик,
космонавт, является то, что их профессиональная деятельность протекает в экстремальных условиях. Профессиональная деятельность судоводителя осуществляется в особых условиях из-за оторванности от суши. Она связана с ночными сменами, физической и информационной нагрузкой, опасностью и риском, возникновением ситуаций, которые требуют немедленной оценки и принятия решений с определённым четко заданным темпом.
Для эффективного осуществления профессиональной деятельности у судоводителя должна быть сформирована кон-цептосфера профессиональной деятельности, способствующая качественно новому уровню развития личности. Концептосфера
© Севастьянова И. В., 2017
55
профессиональной деятельности предполагает формирование наряду с знаниями, умениями и навыками личностных качеств, профессиональных смыслов. Специфика профессиональной деятельности судоводителя заставляет нас переосмыслить принципы подготовки. Профессиональная подготовка судоводителя должна опираться на формирование мыслительных конструктов и смыслов человека, находящегося в экстремальных условиях. Поэтому в образовательном процессе необходимо формировать концепты, которые лежат в основе компетенций. Однако концептофера профессиональной деятельности судоводителя не формируется в системе высшего образования, поэтому возникают противоречия между профессиональным и образовательным стандартом [11].
Успешность профессиональной деятельности моряков зависит от уровня подготовки в высшем учебном заведении и практического опыта работы. Поэтому в системе подготовки существуют профессиональные требования к компетентности специалистов морского профиля, отражённые в морских нормативных документах и образовательном стандарте по подготовке морских специалистов. Реальная практика подготовки в вузе должна осуществляться с учётом требований морских документов, составляющих профессиональный стандарт. Стратегической задачей является достижение соотношения между требованиями образовательного стандарта и профессиональных морских документов, т. к. они должны совпадать. Такое противоречие объясняется несформированностью концептосферы судоводителя. Сформированность концеп-тосферы профессиональной деятельности будет способствовать формированию компетенций, заложенных в образовательном стандарте, и устранению противоречий в системе подготовки специалистов морского профиля. Таким образом, необходимо переосмыслить профессиональную программу подготовки судоводителей.
Методология и методы исследования. Изучением проблемы формирования концептосферы профессиональной деятельности занимались такие ученые, как С. Э. Зверев, С. В. Лазаревич, И. Г. Оль-гинская, Е. Н. Панкратова, И. Ф. Савельева, С. В. Ракитина, Г. А. Ястребова, Е. Н. Дмитриева и др. С. В. Лазаревич,
И. Г. Ольгинская, Е. Н. Панкратова [7] исследовали структуру и содержание концептосферы профессиональной деятельности. С. Э. Зверев [5] рассматривал проблему формирования военно-профессиональной концептосферы курсантов. И. Ф. Савельева [8] проанализировала проблему формирования концептосферы студентов языковых факультетов. Л. Ф. Косович и С. В. Ракитина [6] занимались изучением концептосферы профессиональной деятельности экономистов, Г. А. Ястребова [13] и Е. Н. Дмитриева [3] - концептосферы профессиональной деятельности педагогов. Наиболее полно и точно получила развитие концептосфера профессиональной деятельности педагога в докторской диссертации Е. Н. Дмитриевой [Там же]. Однако концептосфера профессиональной деятельности судоводителя в современной науке не представлена. Поэтому цель нашего исследования - рассмотреть проблему формирования концептосферы профессиональной деятельности судоводителя. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: выявить особенности профессиональной деятельности судоводителя, рассмотреть понятие «концептосфера», выделить структуру концептосферы судоводителя с учётом его профессиональной деятельности.
Эффективный процесс формирования концептосферы профессиональной деятельности специалистов морского профиля осуществляется на базе личностно ориентированного, компетентностного, информационно-смыслового подходов.
Так, личностно ориентированный подход (В. В. Сериков, С. Л. Рубинштейн, Е. В. Бон-даревская, И. С. Якиманская) предполагает формирование личностных качеств судоводителя, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность в море. Личностные качества лежат в основе компетенций, заложенных в образовательном стандарте. Применение компетентностного подхода (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, И. Я. Лер-нер, В. В. Краевский, В. С. Леднев, В. С. Ильин, В. М. Коротов, Б. Д. Эльконин) позволяет сформировать личность конкурентоспособного специалиста, владеющего творческим мышлением, умением решать проблемы, стремлением к сотрудничеству и самосовершенствованию, развитию коммуникативных способностей и т. д. В
основе данного подхода лежит практи-ко-ориентированная направленность учебного процесса, опирающегося на овладение необходимыми общекультурными и профессиональными компетенциями на практике. Для морских специалистов практическая деятельность является основополагающим моментом в процессе обучения. В данном исследовании мы также опираемся на информационно-смысловой подход (Е. Н. Дмитриева). Согласно данному подходу, в процессе обучения специалиста в высшем учебном заведении необходимо формировать профессиональные смыслы, которые обеспечивают глубинное понятие явлений и предметов, способствуют формированию профессиональной кон-цептосферы специалиста. Е. Н. Дмитриева утверждает, что «профессиональная подготовка, в процессе которой осуществляется транслирование и присвоение профессионально значимой информации, должна способствовать формированию у будущего специалиста системы профессионально значимых личностных смыслов» [2, с. 6]. Таким образом, выполнение профессиональных обязанностей позволяет специалисту выразить личностные смыслы в своей профессиональной деятельности. Итак, вышеперечисленные педагогические подходы обеспечивают целостность и эффективность процесса формирования концептосферы профессиональной деятельности судоводителя.
Результаты исследования. Анализ научной литературы по теме исследования показал, что новым этапом в совершенствовании профессионального высшего образования является концептуальное моделирование качеств, мыслительных конструктов и механизмов, которые образуют педагогическую модель концептосферы профессиональной деятельности специалиста.
Основоположником изучения концеп-тосферы профессиональной деятельности в педагогической науке является Е. Н. Дмитриева (заведующая кафедрой педагогики и психологии Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова) и её научная школа. В своей докторской диссертации автор рассматривает систему профессиональной подготовки педагогов. Она вводит понятия «педагогическая профессиональная кон-
цептосфера», «смысловая парадигма». Главным принципом, которым руководствуется учёный, является «становление профессионального сознания специалиста, центром которого выступают профессиональные смысловые образования его личности» [3, с. 1].
Под понятием «профессиональная концептосфера» автор понимает «системообразующий элемент индивидуального педагогического мировоззрения специалиста, составляющий сущность его профессиональной педагогической картины (образа) мира» [Там же, с. 28]. Профессиональная картина мира, по мнению учёного, предполагает «совокупность субъективно интерпретированных педагогом объективных профессионально-педагогических ценностей (концептов), включённых в контекст его жизнедеятельности и определяющих характер профессионально значимых отношений и поведения» [Там же]. Вышесказанное свидетельствует о том, что Е. Н. Дмитриева объясняет применение «смысловой парадигмы» в образовании как переход от получения знаний в процессе обучения к глубокому изучению явления или предмета.
Одним из системообразующих элементов профессиональной картины мира учёный считает коммуникацию, т. к. она является «необходимым условием осознания воспринимаемой студентами информации и, в конечном итоге, позволяет обозначить, выразить собственный личностный смысл» [Там же]. Таким образом, Е. Н. Дмитриева выделяет три элемента, составляющих профессиональную концептосферу педагога: 1) концепт - «человек»; 2) концепт -«коммуникация»; 3) концепт - «культура».
В нашем исследовании мы берём за основу следующее определение профессиональной концептосферы Е. Н. Дмитриевой: «концептосфера специалиста является тем базисом, который позволяет не только успешно осуществлять профессиональную деятельность, но и обеспечивает возможность полноценного профессионального самообразования и саморазвития по мере актуализации профессиональных и личностных потребностей субъекта, в том числе за рамками вуза» [4, с. 110].
Нашей целью является формирование концептосферы профессиональной деятельности судоводителя в процессе обуче-
ния в вузе, поэтому для этого необходимо выделить концепты, которые позволяют выделить компоненты педагогической модели формирования концептосферы профессиональной деятельности судоводителя.
Для того чтобы сформировать концепты, необходимо определить их структуру. Но сначала обратимся к мнению учёных, которые изучали содержание понятий «концепт» и «концептосфера» (табл. 1).
Таблица 1
Анализ понятия «концепт»
Учёные Основная мысль научной работы
Ю. С. Степанов Концепт - «сгусток культуры в сознании человека, он не столько мыслится, сколько переживается»
И. А. Стернин, З. Д. Попов Концепт представляет собой универсальный код, который формируется на основе чувственного опыта личности
С. А. Аскольдов Концепт является мысленным образованием, т. к. он выражается в схемах
S. Schiffer, S. Steel Концепт формируется на уровне мышления, инструментом определения концепта является язык
Ж. Делёз, Ф. Гваттари Концепты - «центры вибраций», у каждого народа существует своя универсальная система концептов
Д. С. Лихачёв Концепт не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения с личным и народным опытом человека
М. М. Полюжин Концепт представляет собой совокупность рационального, эмоционального, абстрактного и конкретного компонентов
Л. И. Ручина, Т. М. Горшкова Концепт представляет собой знаковую систему и реализуется в общении
С. А. Аскольдов, Н. Н. Болдырев, Д. С. Лихачёв, И. А. Стернин Выявили виды и структуру концепта
Е. Н. Дмитриева «Всё более проявляется тенденция к множественной характеристике концепта, что отвечает его природе: часть концептуальной информации имеет языковую "привязку", то есть способы языкового выражения, но часть - представляется в психике принципиально иным образом, то есть ментальными репрезентациями другого типа - образами, картинками, схемами и прочим» [2, с. 143-144]
Из вышеизложенного следует, что одним из инструментов формирования концептов профессиональной деятельности служит язык, поэтому необходимо формировать концепт-коммуникацию, что пред-
Анализ понятия
ставляет собой коммуникативный компонент педагогической модели судоводителя.
Совокупность концептов в сознании человека образуют концептосферу профессиональной деятельности специалиста (табл. 2).
Таблица 2
«концептосфера»
Учёные Основная мысль научной работы
С. В. Лазаревич, И. Г Ольгинская, Е. Н. Панкратова Концептосфера состоит из «взаимосвязанных концептов, отражающих социально-исторический опыт в конкретной сфере деятельности» [7]
Н. С. Сукроева Специалист должен быть готов к «взаимодействию... на уровне смыслов с учётом культурных особенностей, ценностных ориентаций и ментальных свойств определённой профессиональной общности, результатов деятельности, образующих собой концептосферу специалиста» [12, с. 38]
Профессиональная концептосфера базируется на изучении студентами профессиональных предметов, а язык является фундаментом для формирования концептов, «способных стать фрагментами остова профессионально направленной концептосферы» [6, с. 76]
В Федеральном государственном образовательном стандарте РФ перечислен ряд требований по подготовке специалистов морского профиля, а также перечень необходимых компетенций, которыми должны овладеть студенты данного профиля в процессе профессиональной подготовки, среди которых общекультурные и профессиональные компетенции. Таким образом, студент должен уметь самостоятельно приобретать знания в области судоходства, самостоятельно применять методы и средства познания, общения, самоконтроля, научно анализировать социальные проблемы и процессы,творчески мыслить, ориентироваться в экстремальных ситуациях, уметь адаптироваться в условиях иноязычной среды, осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации, участвовать в проведении научных исследований и разработке технических новинок, уметь вести коммуникацию на английском языке на профессионально значимые темы, вести эксплуатационную документацию на английском языке и др.1
Для успешного формирования компетенций в процессе обучения должны быть сформированы личностные качества студента, которые находят своё отражение в модели концептосферы выпускников морского профиля. Сформированность личностных качеств, профессиональных знаний, умений и навыков способствует выходу морского направления на качественно новый уровень, при котором будущий выпускник данного профиля творчески мыслит в любых условиях и при любых обстоятельствах, чему способствует правильное формирование концептов.
Профессиональная деятельность штурмана является специфической. Реальная практика требует формирования знаковой сферы штурмана посредством знаковых мыслительных операций. Мы опираемся на концепцию, сформулированную Е. Н. Дмитриевой, в которой отмечается важность формирования смыслового поля.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности «Судовождение». -М., 2010. - 54 с.
В научном труде автор приходит к заключению о том, что «целью профессиональной подготовки выступает содействие становлению профессиональных смысловых образований личности или, иначе, содействие профессионально значимому личностному смыслообразованию» [10].
Личностные качества формируются на основе сформированных смыслов. Нам необходим поиск тех ключевых характеристик, которые определяют профессиональную деятельность специалистов морского профиля. Наш практический опыт работы в обучении специалистов морского профиля, в частности судоводителей как представителей профессии человек - знаковая система, а также специфика данного профиля показывают, что для них важна сформированная концептосфера профессиональной деятельности в образовательном процессе вуза, основой которой являются сформированные концепты. Содержание и структура концептосферы, описанные в научном труде Е. Н. Дмитриевой, направлены на подготовку педагогов, чья деятельность формирует интеллектуальную, нравственную личность обучающихся. Однако профессиональная деятельность судоводителей, которая протекает в экстремальных условиях, заставляет нас пересмотреть ранее разработанные подходы в системе образования. По нашему мнению, судоводитель является носителем знаковой системы, которая включает знаки, схемы, световые и звуковые сигналы. Специфика деятельности судоводителей заключается не просто в использовании понятий на английском языке, а в восприятии звуков, сигналов и знаков, содержащих ценную информацию, которая должна быть правильно и своевременно декодирована и интерпретирована для обеспечения безопасности международного мореплавания. Личностные качества являются основой для правильного формирования концептов. Таким образом, у судоводителя необходимо формировать личностно-смысловой компонент.
Обязанности судоводителя включают следующие аспекты: чтение морских карт
и их анализ, навигационная прокладка, астрономические определения места судна по светилам и обозначение на карте, графическое и аналитическое счисление пути корабля, счисление пути судна по гирокомпасу и магнитокомпасу, определение места корабля визуальными и акустическими способами, передача визуальных и звуковых сигналов для обеспечения безопасности судоходства и др.
В своём пособии Н. А. Вахтанин делает акцент на том, что «материал в своде сведён в группы в соответствии с тематикой и для удобства разбора сигналов расположен в алфавитном порядке сигнальных сочетаний. Набор сигналов для передачи сообщений осуществляется с помощью слов-определителей, отображающих основную тему подготавливаемого сообщения»1. Приведём пример сигналов или кодов-слов, которые судоводители используют в профессиональной деятельности: А (Alfa, . -) -У меня спущен водолаз; держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом; *В (Bravo, - ...) - Я гружу, или выгружаю, или имею на борту опасный груз; С (Charlie, -.-.) - Утвердительный «да»; *D (Delta, -..) - Держитесь в стороне от меня, я управляю с трудом и т. д.
Из-за необходимости мгновенно реагировать на какую-либо приближающуюся угрозу в максимально короткие сроки встаёт вопрос об экономии языковых средств, т. е. одно чётко сформулированное словосочетание или высказывание несёт огромную смысловую нагрузку, отражаясь в концепте. Когда существует угроза безопасности судна, в сообщении может быть использовано одно из слов-концептов, которое несёт в себе определенную смысловую нагрузку: MAYDAY (бедствие) - судну угрожает серьёзная опасность, необходима немедленная помощь; PAN (срочность) - сообщение, которое связано с безопасностью судна или безопасностью человека; SECURITE (безопасность) - сообщение о безопасности плавания или метеорологической обстановке.
Из вышеперечисленного следует, что у судоводителя должны быть сформированы мыслительные конструкты, которые выражаются сформированными концептами. Кроме того, если судно оказывается в
1 Вахтанин Н. А. Безопасность морского судоходства: учеб. пособие. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - Севастополь: Рибэст, 2009. - С. 324.
аварийной ситуации и нуждается в оказании помощи, то могут быть использованы следующие сигналы: дымовой сигнал - выпуск клубов дыма оранжевого цвета; сигнал, состоящий из квадратного флага с шаром или чем-либо похожим на шар сверху или снизу; сигнал бедствия по Международному своду сигналов (NC), переданный по радиосвязи; сигнал из сочетания звуков ... — ... (SOS) по азбуке Морзе; сигналы аварийных радиобуев. Таким образом, профессиональная деятельность судоводителя опирается на восприятие звуков, сигналов, цвета, которые вызывают психологическую реакцию и активизацию психологических механизмов.
Особенно стоит отметить важность звуковых сигналов при маневрировании, которые регулируются правилами МППСС-72. Когда два судна расходятся в узком проходе, то одно из судов подаёт два продолжительных звука - «Я намереваюсь обогнать вас по правому борту»; два продолжительных и два коротких звука - «Я намереваюсь обогнать вас по левому борту». В случае, если одно судно не может понять действий другого судна, то подаются пять коротких звуковых сигналов или пять коротких световых проблесков. Если судно подходит к изгибу, а другие суда находятся вне поля зрения из-за наличия препятствий, то оно должно подавать один продолжительный звук2.
Более того, судоводители должны уметь работать с разными видами карт, к которым относятся навигационные, синоптические, факсимильные. При прокладывании курса судоводитель имеет дело со схемами, знаками на графических и электронных картах. Синоптические и факсимильные карты служат для прогнозирования погодных условий. Так, штормовые предупреждения, обзоры, прогнозы «передаются полным текстом на языке страны, составившей его, и по-английски. Если по каким-либо причинам английский язык не может быть использован, то предупреждения передаются цифровым метеорологическим кодом FM 61D MAFOR» [1, с. 11-13]. В случае возникновения опасных гидрометеорологических условий «донесения. передаются в установленные адреса открытым текстом на национальном и английском языках или с помощью международных, цифровых, метеорологических кодов» [Там же, с. 57]. Однако, если какую-
2 Яскевич А. П., Зурабов Ю. Г. Новые МПСС. -2-е изд. - М.: Транспорт, 1979. - С. 278-280.
либо информацию об опасных явлениях передать не удаётся, тогда «эти характеристики словами добавляются к тексту телеграммы, закодированной соответствующим кодом» [Там же].
Следующим ключевым моментом в обеспечении мореходности судна и сохранения жизни на море является умение расшифровать знаки, определяющие навигационную опасность. При прохождении судов вблизи навигационных опасностей существуют предостерегательные знаки системы А (красный слева) и системы Б (красный справа). Данная система предполагает пять видов знаков: латеральные знаки (Lateral Marks); кардинальные знаки (Cardinal Marks); знаки, ограждающие отдельные опасности (Isolated Danger Marks); осевые знаки или знаки чистой воды (Save Water Marks); знаки специального назначения (Special Marks)1. Каждый вид знаков является ограждением для безопасного прохода судна по морским путям. Из вышеупомянутого следует, что у судоводителей необходимо формировать когнитивно-знаковый компонент.
Результаты исследования и их обсуждение. Итак, из анализа специфики специальности судоводителя мы можем выделить структуру для судоводителя. В структуру концептосферы профессиональной деятельности входят следующие концепты: концепт-когниция, концепт-коммуникация, концепт-личность. Таким образом, выделенные концепты определяют содержание компонентов, которые способствуют формированию компетенций в образовательном процессе вуза.
Структура концептосферы профессиональной деятельности судоводителя отражена в табл. 3.
Таблица 3
Структура концептосферы профессиональной деятельности судоводителя
Компоненты Содержание компонентов
Когнитивно-знаковый Способность к системному мышлению, восприятию информации, креативность
Коммуникативный Коммуникативная культура, мультикультурность, профессиональная и межличностная коммуникация
1 Вахтанин Н. А. Основы судовождения: учеб. пособие. - 2-е изд. - Севастополь, 2009. - С. 57.
Личностно-смысловой
Лидерские качества, нравственность, психологическая устойчивость при работе в условиях неопределённости, ответственность, стремление к сотрудничеству
Компоненты составляют модель формирования концептосферы профессиональной деятельности судоводителя. В модели формирования концептосферы должны быть следующие элементы: программно-целевой, теоретико-методологический, содержательно-технологический, результативно-оценочный и организационно-педагогический.
Программно-целевой элемент должен соответствовать образовательным целям и задачам по направлению подготовки «Судовождение». Целью обучения является «развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данной специальности». Соответствующая цель реализуется в образовательном процессе, если сформирована концептосфера профессиональной деятельности судоводителя.
Теоретико-методологический элемент является основой для формирования концептосферы профессиональной деятельности судоводителей и повышения качества образования. Для реализации данного элемента необходимо учитывать личностно ориентированный, компетент-ностный, системный, деятельностный и информационно-смысловой подходы.
Содержательно-технологический элемент включает инновационные технологии и фактические материалы, необходимые для формирования концептосферы профессиональной деятельности судоводителей в образовательном процессе. Данный элемент является условием формирования когнитивно-знакового, коммуникативного, личностно-смыслового компонентов.
На наш взгляд, в структуру концеп-тосферы профессиональной деятельности судоводителя необходимо внести все компоненты.
Мы выделили критерии сформиро-ванности каждого компонента модели кон-цептосферы профессиональной деятельности судоводителя и систематизировали их в табл. 4.
Таблица 4
Критерии и показатели сформированности концептосферы профессиональной деятельности судоводителя
Критерии Показатели
Когнитивно-знаковый - Умение вести надлежащее визуальное и слуховое наблюдение; - умение использовать и истолковывать информацию, получаемую от судовых метеорологических приборов; - способность использовать международный свод сигналов (МСС)
Коммуникативный - Надлежащее знание английского языка, позволяющее лицу командного состава использовать навигационные карты и другие навигационные пособия, понимать метеорологическую информацию и сообщения относительно безопасности судна и его эксплуатации, поддерживать связь с другими судами, береговыми станциями, а также выполнять обязанности лица командного состава в экипаже, говорящем на различных языках; - способность использовать и понимать стандартные фразы ИМО для общения на море
Личностно-смысловой - Способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм; уважение к историческому наследию и культурным традициям; толерантность к другой национальности и культуре в условиях многонациональных экипажей; владение нормами профессиональной и корпоративной этики; способность создавать в коллективе отношения сотрудничества; владение приёмами саморегуляции поведения и методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в различных условиях; - способность и готовность к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного своего и чужого опыта, анализу и оценке своих возможностей, к самостоятельному обучению в новых условиях производственной деятельности с умением установления приоритетов для достижения цели в разумное время (ОК-7); - способность и готовность организовать работу коллектива в сложных и критических условиях, осуществлять выбор, обоснование, принятие и реализацию управленческих решений в рамках приемлемого риска; способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-18); - способность сформировать цели проекта (программы), решения задач, критерии и показатели степени достижения целей, построить структуру их взаимосвязей, выявить приоритеты решения задач с учётом системы национальных и международных требований, нравственных аспектов деятельности (ПК-22)
Заключение. Мы пришли к выводу о том, что в процессе анализа литературы выявлена необходимость формирования концептосферы профессиональной деятельности судоводителя. Это связано с тем, что концепты определяют содержание компонентов, которые и позволяют сформировать компетенции (знания, умения, навыки и личностные качества), отвечающие требованиям международных морских стандартов, и ликвидировать разрыв между требованиями профессионального стандарта, с одной стороны, и образовательным стандартом и реальной подготовкой - с другой.
Анализ особенностей профессии судоводителя позволил нам выделить следующие элементы концептосферы судоводителей, а именно: когнитивно-знаковый, ком-муникативно-деятельностный, личностно-
смысловой. В модели формирования кон-цептосферы профессиональной деятельности должны быть следующие элементы: программно-целевой, теоретико-методологический, содержательно-технологический, результативно-оценочный и организационно-педагогический. Мы выделили критерии и показатели формирования концептосфе-ры профессиональной деятельности судоводителя. Перспектива наших дальнейших исследований связана с составлением модели концептосферы и определением технологий и методологии для формирования компонентов модели концептосферы судоводителей. Формирование концептосферы профессиональной деятельности судоводителей будет способствовать устранению противоречий, существующих в системе профессиональной подготовки кадров.
Список литературы
1. Агалаков В. С. Гидрометеорологическое обеспечение мореплавания. Севастополь: ВИНГА, 2003. 67 с.
2. Дмитриева Е. Н. Информационно-смысловой подход в профессиональной подготовке учителя (теоретико-методологические основы). Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2003. 183 с.
3. Дмитриева Е. Н. Смысловая парадигма как основа совершенствования профессиональной подготовки педагогов в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Н. Новгород, 2004. 41 с.
4. Дмитриева Е. Н. Смысловая парадигма как педагогическая детерминанта управления качеством профессионального образования в вузе // Вестник ННГУ. 2004. Вып. 1. С. 107-110.
5. Зверев С. Э. Обучение владению военной лексикой и терминологией курсантов военных вузов [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 102. Режим доступа: http:// www.cyberleninka.ru (дата обращения: 10.03.2017).
6. Косович Л. Ф., Ракитина С. В. Профессионально ориентированные учебные материалы как инструмент формирования концептосферы будущего экономиста-инофона // Альманах современной науки и образования. 2013. № 1. С. 75-77.
7. Лазаревич С. В., Ольгинская И. Г, Панкратова Е. Н. Развитие коммуникативного мышления при профессионально ориентированном обучении иностранному языку // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 415.
8. Савельева И. Ф. Концепт как универсальная единица формирования знаний в процессе обучения студентов языкового вуза иностранному языку [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. № 102. Режим доступа: http://www.cyberleninka.ru (дата обращения: 05.06.2017).
9. Севастьянова И. В. Новые тенденции в подготовке специалистов морского профиля: материалы II Международной научно-практической конференции (29 сентября 2016 г.). Кемерово: ЗапСибНЦ, 2016. Т. 2. С. 145-148.
10. Севастьянова И. В., Моторная С. Е. Морской специалист сегодня: связь личностных качеств с условиями работы // Наука и современность. 2016. № 1. С. 148-156. DOI: 10.17117/ns.2016.01.148.
11. Севастьянова И. В., Моторная С. Е. Противоречия в подготовке специалистов морского профиля: соотношение профессионального и образовательного стандартов // Наука и современность. 2017. № 1. С. 118-127. DOI: 10.17117/ ns.2017.01.118.
12. Сукроева Н. С. Многоязычная коммуникация как фактор развития концептосферы будущего специалиста // Среднее профессиональное образование. 2011. № 9. С. 36-38.
13. Ястребова Г. А. Педагогическая картина мира: методологические основы исследования профессиональной концептосферы учителя [Электронный ресурс] // Известия ВГПУ. 2006. № 4. Режим доступа: http://www.cyberleninka.ru (дата обращения: 08.06.2017).
Статья поступила в редакцию 28.07.2017; принята к публикации 10.08.2017
Библиографическое описание статьи
Севастьянова И. В. Проблема формирования концептосферы профессиональной деятельности судоводителя // Учёные записки ЗабГУ Сер. Педагогические науки. 2017. Т. 12, № 5. С. 55-64.
Irina V. Sevastyanova,
Postgraduate Student, Sevastopol State University (33 Universitetskaya st., Sevastopol, 299053, Russia), e-mail: [email protected]
The Problem of Shaping Navigator's Professional Concept Sphere
The features of navigator's professional training are analyzed. It is revealed that a navigator is the representative of the profession in person-sign system who performs his duties in extreme conditions. For successful formation of competences in the process of professional training, personal qualities along with knowledge and skills of the student are to be shaped. The shaping of personal qualities, professional knowledge, skills of the navigator reflected in navigator's professional concept sphere get the sea direction to a new level. Correct shaping of concepts enables the effective professional activity in any conditions and under any circumstances. The concepts define the content of the components which allow us to shape the competences (knowledge, skills and personal qualities), meeting the requirements of the international sea standards. The
analysis of scientific papers on the problem of shaping professional concept sphere of military cadets, economists, philologists, teachers is carried out. The structure of navigator's concept sphere which includes the cognitive and sign, communicative, personal and meaningful components is revealed. The following elements of the model of navigator's professional concept sphere are revealed: program and target, theoretical-methodological, content and technological, resultative and estimated, organizational and pedagogical. The criteria and the indicators of pedagogical model of shaping navigator's professional concept sphere are formulated. The shaping of these elements will enable the shaping of the competences described in the educational standard, and the elimination of contradictions in the system of training of sea profile specialists.
Keywords: higher education, sea profile, navigators, professional training, competences, concept, navigator's professional concept sphere
References
1. Agalakov V. S. Gidrometeorologicheskoe obespechenie moreplavaniya. Sevastopol': VINGA, 2003. 67 s.
2. Dmitrieva E. N. Informatsionno-smyslovoi podkhod v professional'noi podgotovke uchitelya (teore-tiko-metodologicheskie osnovy). N. Novgorod: Izd-vo NGLU im. N. A. Dobrolyubova, 2003. 183 s.
3. Dmitrieva E. N. Smyslovaya paradigma kak osnova sovershenstvovaniya professional'noi podgot-ovki pedagogov v vuze: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. N. Novgorod, 2004. 41 s.
4. Dmitrieva E. N. Smyslovaya paradigma kak pedagogicheskaya determinanta upravleniya kachest-vom professional'nogo obrazovaniya v vuze // Vestnik NNGU. 2004. Vyp. 1. S. 107-110.
5. Zverev S. E. Obuchenie vladeniyu voennoi leksikoi i terminologiei kursantov voennykh vuzov [Elektronnyi resurs] // Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena. 2009. № 102. Rezhim dostupa: http://www.cyber-leninka.ru (data obrashcheniya: 10.03.2017).
6. Kosovich L. F., Rakitina S. V. Professional'no orientirovannye uchebnye materialy kak instrument formirovaniya kontseptosfery budushchego ekonomista-inofona // Al'manakh sovremennoi nauki i obrazovaniya. 2013. № 1. S. 75-77.
7. Lazarevich S. V., Ol'ginskaya I. G., Pankratova E. N. Razvitie kommunikativnogo myshleniya pri professional'no orientirovannom obuchenii inostrannomu yazyku // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 3. S. 415.
8. Savel'eva I. F. Kontsept kak universal'naya edinitsa formirovaniya znanii v protsesse obucheniya studentov yazykovogo vuza inostrannomu yazyku [Elektronnyi resurs] // Izvestiya RGPU im. A. I. Gertsena. 2009. № 102. Rezhim dostupa: http://www.cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 05.06.2017).
9. Sevast'yanova I. V. Novye tendentsii v podgotovke spetsialistov morskogo profilya: materialy II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (29 sentyabrya 2016 g.). Kemerovo: ZapSibNTs, 2016. T. 2. S.145-148.
10. Sevast'yanova I. V., Motornaya S. E. Morskoi spetsialist segodnya: svyaz' lichnostnykh kachestv s usloviyami raboty // Nauka i sovremennost'. 2016. № 1. S. 148-156. DOI: 10.17117/ns.2016.01.148.
11. Sevast'yanova I. V., Motornaya S. E. Protivorechiya v podgotovke spetsialistov morskogo profilya: sootnoshenie professional'nogo i obrazovatel'nogo standartov // Nauka i sovremennost'. 2017. № 1. S. 118-127. DOI: 10.17117/ ns.2017.01.118.
12. Sukroeva N. S. Mnogoyazychnaya kommunikatsiya kak faktor razvitiya kontseptosfery budushchego spetsialista // Srednee professional'noe obrazovanie. 2011. № 9. S. 36-38.
13. Yastrebova G. A. Pedagogicheskaya kartina mira: metodologicheskie osnovy issledovaniya professional'noi kontseptosfery uchitelya [Elektronnyi resurs] // Izvestiya VGPU. 2006. № 4. Rezhim dostupa: http://www.cyberleninka.ru (data obrashcheniya: 08.06.2017).
Received: July 28, 2017; accepted for publication August 10, 2017
Reference to the article
Sevastyanova I. V. The Problem of Shaping Navigator's Professional Concept Sphere // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 12, No. 5. PP. 55-64.