УДК 378 ББК 74.480.0
DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-1-20-29
Г.Я. Гревцева
(Челябинский государственный институт культуры, Международный Институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск, Россия)
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ПРОТЕСТНОЙ К СОЗИДАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Рассматривается проблема формирования патриотизма, гражданственности, развития созидательной активности, по своей научной и социальной значимости представляющей одну из классических проблем прошлого, настоящего и будущего. Являясь неотъемлемым направлением воспитательного процесса, формирование патриотизма, гражданственности, развития созидательной активности особенно актуальным становится в преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. В уточняются понятия гражданственности, патриотизма, гражданской деятельности, созидательной активности, гражданской социализации. Раскрыты методологические основания формирования гражданственности и патриотизма обучающейся молодежи. Выделены эффективные формы, методы и средства, содействующие развитию созидательной активности личности, а также факторы, тормозящие развитие созидательной активности личности. Обосновывается необходимость создания педагогических условий в процессе подготовки студентов к деятельности по гражданско-патриотиче-скому воспитанию подрастающего поколения.
Ключевые слова: высшее образование, формирование гражданственности, патриотизма, гражданско-патриотическое воспитание, гражданская деятельность, социально-значимая деятельность, активность, созидательная активность.
G.Ya. Grevtseva
(Chelyabinsk State Institute of Culture,
International Institute of Design and Service, Chelyabinsk, Russia)
CIVIC CONSCIOUSNESS AND PATRIOTISM OF STUDENTS IN THE MODERN WORLD: FROM PROTEST TO CREATIVE ACTIVITY
The problem of patriotism, civic consciousness and the creative activity development in its scientific and social significance - one of the classic problems of the past, present and future, is discussed. This problem has always been an integral part of the educational process. And today, on the eve of the 75th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War - one of the guidelines for education and training. The main directions of research
of scientists (philosophers, political scientists, historians, educators, psychologists, sociologists, cultural scientists) are determined.
The relevance of the problem is revealed, the terms are clarified: citizenship, patriotism, civic activity, creative activity, civic socialization. The methodological foundations of the formation of civic consciousness and patriotism of students are highlighted. Effective forms, methods and means are allocated that contribute to the development of creative activity of the individual; factors contributing to the development of creative activity of the individual.
The necessity of creating pedagogical conditions in the process of preparing students for activities on civil-patriotic education of the younger generation is substantiated. The purpose of the article is to analyze the theoretical foundations and practical experience in developing the creative activity of the individual, to clarify the content of the concept of «creative activity», the formation of which, in our opinion, can be the basis for the successful inclusion of a student in socially significant activities.
Key words: citizenship, patriotism, civic-patriotic education, civic activity, socially significant activity, activity, creative activity
Среди приоритетных направлений государственной молодежной политики - развитие созидательной активности молодежи, которая проявляется в социально-значимой деятельности, «...целесообразной, продуктивной, личностно или общественно значимой деятельности с большим количеством действий в ее составе и принципиальной новизной (субъективной и объективной) в результате» [3, с. 22]. Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах «приоритета прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры» [21].
В документе «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года» [20] молодежь рассматривается как активный субъект преобразования общества; главным приоритетом признается развитие самостоятельной личности молодого гражданина, формирование его позитивного мировоззрения и востребованных компетенций.
Главной гарантией развития гражданского общества является целенаправленная созидательная активность новых поколений. Поэтому важно стимулиро-
вать и мотивировать молодых людей на позитивные действия и личностное и профессиональное развитие; воспитывать мобильных, конкурентоспособных, компетентных граждан, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих усилия для динамичного развития сильной и независимой России [17]. Решение вопросов формирования гражданской активности студенческой молодежи государство и общество во многом возлагают на учреждения высшего профессионального образования. В настоящее время активизировались общественные молодежные объединения, волонтерское движение становится популярным среди студенчества.
Вместе с тем следует отметить, что в науке сложились социально-культурные предпосылки, создающие условия для решения проблем, связанных с развитием гражданской, созидательной активности молодежи.
Отдельные аспекты воспитания социальной и гражданской активности личности активно исследовались Т.К. Ахаян, Н.И. Болдыревым, Е.В. Бондаревской, А.С. Гаязовым и др. Психологические аспекты воспитания социальной и гражданской активности рассматривались в научных исследованиях Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна и др.
*
ф ч о с; о
со
Ш
<u 52
^ го го
го ¡5
ф н го ч
н ° го " а ьг
о ф
н
о
° fe
I О
ГО ■ ■
ет к
1
lT Ш
К 8
s го
I а.
ГО Ю
Ш о
! е
1 %
° I
со
ГО Ф
ф ф
5 ь
о s
а. о
d m
Ученые А.Г. Асмолов, О.С. Газман, В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, П.Г. Щедровицкий и др. справедливо считают, что ведущая роль в воспитании моделей социального и гражданского поведения принадлежит образовательным учреждениям. В трудах Л.И. Аман-баевой, В.А. Беляева, О.И. Волжиной, А.С. Гаязова, И.М. Дуранова, Э.П. Стрельниковой и др. раскрыты новые формы, методы, средства воспитания активных, деятельных, мобильных граждан-патриотов своего Отечества.
В ракурсе исследуемой проблемы особый интерес представляет для нас методологическая модель «Пирамида гражданской активности», предложенная М.С. Кругловым [14]. Он выявил институциональные условия существования гражданской активности в России; определил уровни гражданской активности (от локального уровня к протестно-политической активности).
Несколько иные условия формирования социальной и гражданской активности старших школьников предлагает создать М.В. Нам [16]. Исследователь отмечает потенциал соуправления и самоуправления, инновационных форм и методов во внешкольной деятельности.
Исследование А.В. Бычкова [3; 4] посвящено развитию изобретательской культуры в процессе созидательной деятельности учащихся. Заслуживает внимания работа Г.В. Жеребятниковой [9; 10], считающей, что гуманитарные технологии, специальные курсы, социальное проектирование обеспечат повышение созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза. Способами проявления активности служат творческая деятельность, волевые действия, общение [9].
В современных диссертационных исследованиях учеными (С.В. Балтаевой 8 [1], Э.А. Бородуриной, М.В. Циулиной $ [5], В.А. Грибановой [7], М.Е. Дурановым ^ [6], Н.А. Ипполитовой [12], А.А. Кляги-£ ной [13], Л.А. Саенко [19], Ж.Г. Химич
[19] и др.) рассматриваются различные виды активности студентов: социальная, профессиональная, субъектная, предпринимательская, двигательная, познавательная, учебная, творческая активность. Проблема развития созидательной активности изучена недостаточно. Каковы признаки созидательной активности, в чем ее сущность? Данное понятие попадает в поле зрения философов и социологов, педагогов и психологов, политологов и экономистов, культурологов.
Созидательная активность трактуется как синоним понятия социальной активности студентов, творческой активности личности, аспект взаимосвязи с созидательной деятельностью подростков. В.А. Грибанова трактует гражданскую активность «как комплексное свойство, выражающееся в готовности человека к личному участию в общественно полезной деятельности. Структура данного свойства представлена следующими компонентами: познавательным (совокупностью теоретико-гражданских представлений о сущности и содержании гражданской активности, ориентацией в социально-политических вопросах, способностью анализировать социально проблемные аспекты), по-требностно-мотивационным (наличием интереса и мотивации к гражданской деятельности, потребностью в самовыражении, самореализации в гражданской активности) и личностно-рефлексивным (процессуальным) (принятием гражданской активности в систему смысловых связей жизненного мира, умением выполнять свои гражданские обязанности, соблюдением социально-правовых норм)» [7, с. 10]
Е.А. Игумнова с соавторами выделяет созидательную активность личности, суть которой «в осознанном и целенаправленном участии человека в общественных преобразованиях и личностном самосовершенствовании» [11]. В.А. Петровский [18] пишет о сверхнормативной активности, Э. Фромм [22] вводит понятие продуктивной активности.
Одна из важнейших задач высшего образования - подготовка специалистов к профессиональной деятельности как субъектов общества, осуществляющих в настоящем и будущем созидательную, общественно-значимую деятельность.
Анализ исследований и практический опыт позволяют констатировать, что проблема развития активности студентов не нова, однако педагогическое изучение проблемы развития созидательной активности студентов необходимо с учетом современных реалий, факторов, которые не только способствуют, но и препятствуют успешному развитию созидательной активности студентов, гражданской социализации. Причиной и одновременно формой гражданской социализации выступает гражданское воспитание, которое оказывает воздействие на субъекта с сознательной и мо-тивационной стороны, поддерживая объективный (внешний) и субъективный (внутренний, воспитательный) аспекты формирования гражданских качеств личности.
Важно развивать критичность ума, умения противостоять киберэкстремиз-му, избегать формализма в управлении воспитательным процессом и т.д.
Мы рассматриваем созидательную активность студента вуза культуры. Учитывая созидательный потенциал специальностей вуза культуры и особенности социально-культурной деятельности, считаем, что развитие созидательной активности студента выступает одним из условий профессионального становления будущего специалиста.
Характеризуя созидательную активность студента вуза культуры, мы выделяем ее содержательный, деятельност-ный, мотивационный компоненты.
По мнению Г.В. Жеребятниковой, созидательная активность - это «профессионально-личностное образование; форма проявления надситуативной активности; социально значимые действия; внутренняя готовность к выполнению будущей профессиональной деятельности; твор-
ческое отношение к социально значимой деятельности; энергичная самодеятельность, направленная на преобразование действительности и самого субъекта социальной работы; рефлексивная активность» [9].
В учебных заведениях большое значение для развития созидательной активности молодежи имеет система воспитательной работы. В нашем вузе все студенты проходят практику в образовательных, культурных учреждениях, а также в системе дополнительного образования. В рамках деятельности педагогического отряда школы вожатых, волонтеры, студенческий актив так же участвуют в целенаправленной созидательной деятельности, реализовывают социальные проекты.
Развитие созидательных способностей в процессе изучения педагогики и психологии проявляется в конструктивном и нестандартном выполнении трудно решаемых задач в экстремальных условиях профессиональной деятельности.
Отношения выступают как позиция, как установка, ориентирующая на патриотические, а вместе с этим и на гражданско-правовые ценности. Нравственные и правовые ценности выступают как общественные и как гражданские ценности.
Поведение отражает результаты патриотического воспитания, выступает как средство формирования убеждений, направленности личности на удовлетворение соответствующих потребностей, выражает соорентированность личности в гражданско-патриотических ценностях.
Само поведение, как показывает анализ философских, социологических, социально-психологических исследований, обусловливается наличием и взаимодействием внешних и внутренних факторов и условий.
Содержательной стороной интеллектуального элемента патриотического воспитания являются знания, установки и убеждения личности. Патриотическое сознание формируется на основе знаний, ценностных ориентаций и формирования убеждений. При этом убеждения
*
ф ч
о ц
о
со
т
ф 52
^ го го
го ¡5
ф н го ч
н ° го " а ьг
о ф
н
о а
°
I о
го ■ ■
ет к
1
Ьт со
1К 8
^ го
I а.
ГО Ю
СО о
! е
1 3
° I
со
ГО Ф
ф ф
5 Ь
о ^
а о
а ш
го со <и
ш
ф
к
выполняют интегративную функцию, консолидируют в себе информацию и эмоциональное отношение к ней.
Эмоционально-чувственный компонент - важнейший в патриотическом воспитании учащейся молодежи. Нравственные чувства являются регулятором отношений и переживаний человека, имеют социокультурную ценность.
Эффективность процесса формирования убеждений, ориентация в граж-данско-патриотических ценностях, установка на гражданско-патриотические отношения в созидательной деятельности связаны с включением личности в систему социальных отношений, реализацией действенно-практического фактора, то есть включением в процесс воспитания не только интеллектуальной, эмоциональной, но и действенно-практической сферы человека.
Деятельностный компонент позволяет приобрести опыт культуры отношений, управлять своими поступками, сформировать интеллектуально-познавательные умения. Следовательно, патриотизм как предмет воспитания является определяющим в гражданско-патриоти-ческом воспитании учащейся молодежи, формировании ее направленности и созидательной деятельности.
Формирование патриотической направленности личности учащихся связано с развитием мотивационной сферы личности, которая выступает как сложная функциональная система, имеющая свою иерархию. В этой иерархизирован-ной системе имеется ядро (С.Л. Рубинштейн), мотивационно-потребностная и мотивационно-деятельностная сферы.
Ядро патриотической направленности личности включает в себя потребности, мотивы, идеалы, ценностные ориентации, убеждения. Само ядро, уровень его развития, отражает степень граждан-ско-патриотической активности, что следует рассматривать как социокультурную зрелость личности.
Мотивационно-потребностная сфера патриотического воспитания выступает
как пространство, в котором конкретизируется, стабилизируется, уравновешивается ядро направленности личности. Здесь проявляется органическая связь потребности и мотивации. Сами потребности в нравственных отношениях выступают движущей силой развития направленности личности на патриотические ценности. Функционирование мотивационно-действенной сферы связано с наличием установки.
Установка на патриотическое поведение и отношение выступает как устремленность на достижение идеальной цели, то есть на гражданско-патриотическую воспитанность. Поэтому необходимо в деятельностном подходе установить связи между установкой и мотивами. Исследования показывают, что мотивами выбора установки становятся лишь те из них, которые способны удовлетворить потребности личности. Следовательно, формирование направленности личности на патриотические ценности обусловливается мотивами, установкой, потребностями.
Патриотическое воспитание связано с развитием гражданской, созидательной активности. Гражданская, созидательная активность выступает как социальная активность, в которой удовлетворяются потребности, формируется направленность личности.
Как показывает анализ психологических исследований, развитие мотиваци-онно-деятельной сферы личности зависит от активной деятельности, связанной с притязаниями личности и уровнем достижения обозначенных притязаний. Притязания выступают в форме самооценки возможностей достижения воспитательно-образовательных целей и зависят от активности личности.
Мотивационно-потребностная сфера личности - база развития гражданской активности личности. Развитие этой сферы зависит от доминанты потребности, установления иерархии потребностей. Поэтому ориентация направленности личности на патриотические ценности зависит от актуализации потребностей.
М.Ш. Магомед-Эминов к структурным компонентам мотивационно-потреб-ностной сферы относит побуждающий, мотиваторный, иницирующий, селективный, регулятивный и терминаторный [15, с. 106-108]. Учет структуры данной сферы позволяет повысить эффективность управленческой деятельности по патриотическому воспитанию на основе единства с воспитанием гражданственности, ее социокультурной ценности.
Саму систему формирования направленности личности на гражданско-па-триотические ценности можно представить как взаимодействие сфер личности. Как отмечает И.М. Дуранов [6] в своем исследовании, воспитание гражданственности, патриотизма, патриотической активности - сложный, многогранный, неодномерный процесс. К нему, как элементу социализации личности, необходим этапный подход. Сами этапы выступают как процесс присвоения культурных ценностей, норм поведения и отношений, освоения социальных ролей, сущность которого проявляется в следующем:
- поиске социальной ниши для своей жизнедеятельности, утверждении собственного «Я», завоевание статуса в конкретном социуме, что имеет прямой выход на выполнение личностью своих гражданских обязанностей и использовании своих гражданских прав, без чего немыслима гражданская зрелость;
- обретении экономической независимости. Личность учащегося в экономическом плане полностью зависит от семьи, родителей, социума, от политики государства по отношению к молодежи;
- становлении личности, включающей присвоение всех культурных ценностей, созданных предшествующими поколении и, прежде всего, духовных ценностей;
- формировании патриотического отношения к Родине, Отечеству,
выполнении своих гражданских обязанностей, своей трудовой деятельности;
- расширении круга общения, межличностных отношений, уходящих за рамки микросоциума, связанных с представителями различных социальных общностей и общественных объединений;
- осознании и осмыслении своего «Я», что связано с рефлексией, самоанализом, самоконтролем, ответственностью личности за соблюдение законности, принятых норм и правил поведения и отношений.
Таким образом, гражданско-патри-отическое воспитание в процессе созидательной деятельности связано с формированием отношений к окружающим людям, государству, обществу, государственной власти, с выполнением своих социальных ролей и патриотическим отношением к Родине, к судьбе своего народа, национальной культуре.
В основе отношений лежат потребности и интересы. «Побудители поведения, - отмечает А.А. Бодалев, - это отношения человека к разным сторонам действительности, в которую он включен, проявляющиеся в форме имеющихся у него потребностей, интересов, склонностей. Исполнительский компонент -его способности, те свойства личности, которые являются условием успешного выполнения им разных видов деятельности» [2, с. 5].
Созидательная активность выступает как социальная ценность. Как ценность она связана с важнейшим философским вопросом - вопросом смысла жизни, ее ценности. Поэтому так важна для становления личности учащегося как гражданина установка: «иметь или быть?» Для нашего исследования важно «быть». Быть - значит самоусовершенстовать-ся, развивать, прежде всего, духовные потребности, потребности в общении, преодолении одиночества; потребность в самореализации, социальной-патрио-
*
ф ч
о ц
о
со
Ш
ф 52
^ го го
го ¡5
ф н го ч
н ° го " а ьг
о ф
н
о а
° fe
I о
го ■ ■
ет к
S- 1
lT Ш
К 8
s го
I а.
ГО Ю
Ш о
! 2
1 %
° I
CÜ
ГО Ф
ф ф
5 Ь
о s а о
С ш
го
со ф
^
ш
ф
р
к
тической активности, готовность жертвовать собой, своими интересами во имя общества. Быть - значит иметь установку на формирование качеств гражданина-патриота, их реализацию в практической деятельности.
Гражданственность - это целенаправленная деятельность, связанная с реализацией гражданских прав и выполнением гражданских обязанностей, то есть ориентированная на удовлетворение духовных потребностей.
Итак, исследуя проблему, мы должны учитывать, что гражданско-патрио-тическое воспитание следует характеризовать как социокультурный процесс, совершаемый в социокультурной среде, процесс социализации личности, имеющий свои социально-философские предпосылки. К предпосылкам методологического уровня относим: 1) социализацию личности, включающей в себя присвоение общественных норм, правил поведения и отношений, социокультурных ценностей, выполнение гражданских обязанностей, проявление патриотической активности, формирование ответственного отношения к обществу и государству при реализации своих прав и обязанностей; 2) историзм выступает как методологический принцип граж-данско-патриотического воспитания, так как сама социокультурная среда, в которой воспитываются учащиеся, несет на себе печать времени, поэтому требует исторического подхода, учета традиций и обычаев этноса, региональных особенностей, социокультурной направленности социума, к которому принадлежит личность; 3) системный подход как методологический принцип, учитывающий системный характер самого педагогического процесса, в котором гражданско-патриотическое воспитание в процессе созидательной деятельности выступает как подсистема, состоящая из взаимодействия взаимосвязанных частей. Библиографический список: 1. Балтаева С.В. Военно-патриотическое воспитание как фактор нацио-
нальной безопасности в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2017. - №5.1. С. 1-3. - Режим доступа: https://moluch. т/агЛ^/139/39270/.
2. Бодалев А.А. Психология о личности. - М.: МГУ, 1988. - 188 с.
3. Бычков А.В. Созидательная деятельность учащихся в контексте изобретательской культуры: Теория и практика развития: дисс. ... д-ра пед. наук. - Москва, 2002. - 322 с.
4. Бычков А.В. Созидательная педагогика: монография. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 148 с.
5. Гревцева Г.Я., Циулина М.В., Боро-дурина Э.А. Рефлексивно-оценочные технологии как фактор граж-данско-патриотического воспитания студенческой молодежи в социально-культурной среде // Современные проблемы науки и образования. -2016. - № 3. С. 329.
6. Гревцева Г.Я., Дуранов М.Е. Граж-данско-патриотическое воспитание: философский аспект [Электронный ресурс] // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. - 2019. - №4(8). С. 11-21. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-filosofskiy-aspekt
7. Грибанова В.А. Формирование гражданской активности студенческой молодежи в воспитательной работе вуза: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 2016. - 26 с.
8. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. - М.: Большая Российская энциклопедия, 19931999. - Т. 1. - 890 с.
9. Жеребятникова Г.В. Характеристика созидательной активности будущего социального педагога [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2012. -№ 1. - Режим доступа: http://www. science-education.ru/ru/article/ view?id=5334
10. Жеребятникова Г.В. Формирование созидательной активности будущих педагогов в образовательном пространстве современного вуза: дисс. ... канд. пед. наук. - Чита, 2013. -236 с.
11. Игумнова Е.А. Созидательная активность личности в образовательном пространстве университета: отчет о науч.-исслед. работе. - Чита: Заб-ГГПУ, 2010. - 126 с.
12. Ипполитова Н.А. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях // Вестник ЮУр-ГУ - 2016. - Т. 8. - № 4. С. 9-15.
13. Клягина А.А. Гражданская активность россиян в условиях современного политического процесса: дисс. . канд. полит. наук. - Ставрополь, 2012. -181 с.
14. Круглов М.С. Современные формы гражданской активности в политическом процессе Российской Федерации: дисс. ... канд. полит. наук. - М., 2014. - 165 с.
15. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. - М.: ПА, 1998. - 496 с.
16. Нам М.В. Формирование социальной и гражданской активности старших школьников: дисс. ... канд. пед. наук. - Уфа, 2006. -181 с.
17. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 но-
ября 2014 г. Ш403-р) [Электронный ресурс] // Гарант. Информационно-справочное обеспечение. - Режим досту па: http s: //i nternet. garant.ru/#/ document/70813 498/paragraph/13:4
18. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. - М.: ТОО «Горбунок», 1992. - 224 с.
19. Саенко Л.А., Химич Ж.Г. Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодежи // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 5 (72). С. 203-205.
20. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). - Режим доступа: https://fadm.gov.ru/mediafiles/ documents/document/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf
21. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс - надежная правовая поддержка. - Режим доступа: http:// www.соnsultаnt.ru/dосumеnt/соns_ dос_LАW_140174/
22. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя / пер. с англ. - М.: АСТ, 2006. - 571 с.
Поступила 03.03.2020
Об авторе:
Гревцева Гульсина Якуповна, профессор кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры; профессор кафедры педагогики и психологии ЧОУВО «Международный Институт Дизайна и Сервиса» (г. Челябинск, Россия), доктор педагогических наук, профессор, [email protected]
Для цитирования: Гревцева Г.Я. Проблема формирования гражданственности и патриотизма учащейся молодежи в системе высшего образования: от протестной к созидательной активности // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2020. - Т. 12. - № 1. С. 20-29. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-1-20-29
References:
1. Baltaeva S.V. The military-patriotic education as a factor of national security in the Russian Federation [Electronic resource] // Molodoi uchenyi. - 2017. - No. 5.1. Pp. 1-3. -Available at: https://moluch.ru/archive/139/39270/ [in Russian]
<D О О
со
m
<u 52
^ го го
го ¡5
ф н го ч
н ° го " а ьг
о ф
н
о а
° fe
I о
го ■ ■
ет к
S- 1
lT Ш
К 8
s го
I а.
ГО Ю
Ш о
! е
1 %
° I
CÜ
ГО Ф
ф ф
5 ь
о s а о
d m
2. Bodalev A.A. Psychology of personality. - M.: MGU, 1988. - 188 p. [in Russian]
3. Bychkov A.V. Students' creative activity of in the context of inventive culture: Theory and practice of development. Dis. ... dr. ped. nauk. - Moscow, 2002. - 322 p. [in Russian]
4. Bychkov A. V. Creative pedagogy. - M.: Izd-vo MGU, 2001. - 148 p. [in Russian]
5. Grevtseva G.Ya. Reflective-evaluative technologies as a factor of civil-patriotic education of student youth in the socio-cultural environment // Sovremennyye problemy nauky i obrazovaniya. - 2016. - No. 3. P. 329. [in Russian]
6. Grevtseva G.Ya., Duranov M.E. Civil-patriotic education: philosophical aspect [Electronic resource] // Theory and practice of scientific research: psychology, pedagogy, economics and management. - 2019. - No. 4 (8). Pp.11-21. - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-filosofskiy-aspekt [in Russian]
7. Gribanova V.A. The formation of civic activity of students in the educational work of the university: Author's transcript. Dis. ... cand. ped. nauk. - Volgograd, 2016. - 26 p. [in Russian]
8. Davydov V.V. Russian pedagogical encyclopedia: in 2 volumes. - M.: Bolsgay Rossiskaya Encyclopedia, 1993-1999. - Vol. 1. - 890 p. [in Russian]
9. Zherebyatnikova G.V. Description of the creative activity of the future social teacher [Electronic resource] // Sovremennye problem nauki i obrazovaniya. 2012. - No. 1. -Available at: http://www.science-education.ru/en/article/view?id=5334 [in Russian]
10. Zherebyatnikova G.V. Formation of the creative activity of future teachers in the educational space of a modern university. Dis. ...kand. ped. nauk. - Chita, 2013. - 236 p. [in Russian]
11. Igumnova E.A. Creative activity of the personality in the educational space of the university: report on scientific. work. - Chita: ZabGSPU, 2010. - 126 p. [in Russian]
12. Ippolitova N.A. Patriotic education of students in modern conditions // Vestnik YuRGU. - 2016. - Vol. 8. - No. 4. Pp. 9-15. [in Russian]
13. Klyagina A.A. The civic activity of Russians in the current political process. Dis. ... kand. polit. nauk. - Stavropol, 2012. - 181 p. [in Russian]
14. Kruglov M.S. Modern forms of civic activity in the political process of the Russian Federation. Dis. ... kand. polit. nauk. - Moscow, 2014. - 165 p. [in Russian]
15. Magomet-Eminov M.Sh. Transformation of personality. - M.: PA, 1998. - 496 p. [in Russian]
16. Nam M.V. Formation of social and civic activity of senior schoolchildren. Dis. ... kand. Ped. nauk. - Ufa, 2006. - 181 p. [in Russian]
17. Fundamentals of the state youth policy of the Russian Federation for the period till 2025 (approved by the order of the Government of the Russian Federation of 29 November 2014 N2403-r) [Electronic resource] // GARANT. -Available at: https://internet.garant.ru/#/document/70813498/paragraph/13:4 [in Russian]
18. Petrovsky V.A. Psychology of non-adaptive activity. - M.: Gorbunok, 1992. - 224 p. [in Russian]
19. Saenko L.A., Khimich J.G. Conditions for the formation of professional patriotism among studying youth // Mir nauki, kultury, obrazovaniya. - 2018. - No. 5 (72). Pp. 203.-205. [in Russian]
20. Strategy of youth development in the Russian Federation for the period till 2025 £ [Electronic resource] // Federalnoe agentstvo po delam molodezhi. - Available at: 8 https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-^ 6e732c5d5e84.pdf [in Russian]
21. Federal Law «On Education in the Russian Federation» dated December 29, 2012 N 273-FZ (latest revision) [Electronic resource] // ConsultantPlus - reliable legal support. -Available at: http: //www.consultant.ru/dosument/cons_dos_LAW_140174/ [in Russian]
22. Fromm E. Escape from freedom. Man for himself. - M.: AST, 2006. - 571 p. [in Russian]
About the author:
Grevtseva Gulsina Yakupovna, Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Institute of Culture; Professor, Department of Pedagogy and Psychology, International Institute of Design and Service (Chelyabinsk, Russia), Doctor of Pedagogy, Academic title of Professor, [email protected]
For citation: Grevtseva G.Ya. Civic consciousness and patriotism of students in the modern world: from protest to creative activity // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 1. P. 20-29. DOI: 10.7442/2071-96202020-12-1-20-29
<D О О
m
Ф 52 ^ ro ro
X
ro ¡5
ш i— ro 4
CO
H ° ГО " [Z ^
о <u
I-
о
° fe
x о
го ■ ■
ет к
1
LT CD
IK g
s ro
x a.
го ю
со о
! 2
1 %
° I
CD
ГО ф
2 s
<U ф
5 Ь
о s
а. о
d m