роль психолога и роль пациента. После проигрывания ситуация разбиралась совместно с группой. После чего участники меняли свои ролевые позиции.
В рамках реализации игровой имитационной деятельности использовались следующие темы деловых
игр:
- «Консультирование семьи в ситуации развода»;
- «Психолог в организации»;
- «Первый день педагога-психолога в школе»;
- «Профессиональные деструкции психолога» и т.п.
При реализации игровой деятельности студентов в ходе апробации модели нами учитывались следующие психолого-педагогические принципы:
- принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства;
- принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности;
- принцип совместной деятельности;
- принцип диалогического общения;
- принцип двуплановости;
- принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности [2].
Выводы. Таким образом, с целью оптимизации процесса профессионально-личностного становления будущих психологов в системе их профессиональной подготовки в высшей школе целесообразным является обращение к соответствующим психолого-дидактическим средствам. Для повышения результативности профессионального образования будущих психологов необходимо внедрять в учебно-воспитательный процесс подготовки методы активного, интерактивного и контекстного обучения, которое бы позволили придать процессу подготовки профессионально-ориентированный характер.
В данном исследовании были рассмотрены одни из путей оптимизации процесса профессионально-личностного становления будущих психологов и варианта реализации педагогического сопровождения данного процесса в системе высшего профессионального образования. Нами были рассмотрены составляющие содержания модели педагогического сопровождения профессионально-личностного становления будущих психологов, такие как метод системного анализа проблемных ситуаций и имитационные деловые игры, обоснована их эффективность и целесообразность применения.
Литература:
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М.: Высшая школа, 1991. - 207.
2. Жукова Н.В. Деловая игра как средство формирования внутреннего кросс-культурного контекста в профессиональной подготовке студентов // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 1. - С. 25-30.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: 1996.
4. Кузнецова Н.А. Деловая игра как элемент стандарта ФГОС-3 // Развитие инновационной элиты преподавателей: материалы науч.-практ. конф. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2011. -С. 65-66.
5. Педагогический энциклопедический словарь / сост. Б.М. Бим-Бад. - М., 2002. - 528 с.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Везетиу Екатерина Викторовна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Аннотация. Данное исследование нацелено на изучение проблем профессиональной подготовки будущих педагогов на компетентностной основе, в частности - проблемы формирования их готовности к реализации педагогического проектирования. В работе изучены теоретические аспекты готовности педагогов к профессиональной деятельности, определена сущность понятия «готовность будущих учителей к реализации проектной деятельности в системе образования». В статье определены основные факторы, организационно-педагогические условия, методологические основы и методические особенности формирования готовности будущих педагогов к реализации проектной технологии в учреждениях образования.
Ключевые слова: педагогическое проектирование, проектная деятельность в образовании, проектирование учебно-воспитательной деятельности, проектирование образовательного процесса, проектные способности, проектная технология, готовность к профессионально-педагогической деятельности, готовность к педагогическому проектированию, профессиональная подготовка будущих педагогов, профессионально-педагогическая компетентность, компетентностный подход.
Annotation. This study is aimed at studying the problems of professional training of future teachers on a competence basis, in particular-the problem of forming their readiness for the implementation of pedagogical design. The paper examines the theoretical aspects of teachers 'readiness for professional activity, defines the essence of the concept" readiness of future teachers to implement project activities in the education system". The article defines the main factors, organizational and pedagogical conditions, methodological foundations and methodological features of the formation of readiness of future teachers to implement project technology in educational institutions.
Keywords: instructional design, project activities in education, designing educational activities, the educational design process, design ability, design technology, readiness for professional-pedagogical activity, readiness to the pedagogical design, training of future teachers, professional-pedagogical competence, competence approach.
Введение. В современных социокультурных, политических и экономических условиях развития отечественного общества изменяется и увеличивается перечень требований к личности учителя, в том числе расширяется перечень профессиональных обязанностей и функций педагога. В частности, одной из сравнительно новых функций современного педагога является реализация проектирования образовательных систем, образовательных программ, педагогических технологий, учебно-воспитательного процесса и т.д.
Указанные изменения актуализируют потребность модернизации и совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов с учетом современных требований государства и общества. Так, одним из обязательных направлений профессиональной подготовки учителя на современном этапе развития высшего педагогического образования является формирование готовности будущего специалиста к реализации проектной деятельности в системе образования.
Целью данной статьи является изучение теоретических аспектов готовности будущих педагогов к реализации проектной деятельности в системе образования, методологических основ и методических особенностей формирования готовности будущих учителей к осуществлению педагогического проектирования.
Изложение основного материала статьи. На современном этапе развития высшего профессионального образования ведущей методологической основой подготовки будущих специалистов выступает компетентностный подход.
На основе анализа теоретических трудов И.А. Зимней и В.А. Сластенина определим, что понятие «компетентный педагог» - это субъект педагогической деятельности, который обладает комплексом индивидуальных способностей и готов к реализации всех направлений профессионально-педагогической деятельности [3; 11].
Особым видом педагогической деятельности является проективная. По словам Р.Х. Мингазова педагогическое проектирование является обязательной функцией деятельности каждого учителя, причем, не менее значимой, чем организаторская, гностическая или коммуникативная [7].
Н.В. Кузьминой выделяется два уровня индивидуальных профессионально-значимых способностей педагога:
- перцептивно-рефлексивные (соотносятся набором профессионально значимых личностных качеств педагога);
- проективные способности (теоретические и практические умения педагогического проектирования) [5].
На основе изложенного заключим, что реализация педагогического проектирования является одним из
обязательных компонентов профессионально-педагогической деятельности современного учителя. В этой связи формирование готовности будущих педагогов к реализации проектной деятельности в системе образования является обязательным содержательным направлением их профессиональной подготовки в высшей школе. В данном контексте заключим, что готовность к педагогическому проектированию в современных условиях выступает одним из показателей сформированности и факторов формирования профессионально-педагогической компетентности специалиста.
Обратимся к определению сущности терминологических понятий изучаемой проблемы.
Как было отмечено выше, готовность к реализации проектной деятельности в образовании является составляющей структуры готовности педагога к осуществлению педагогического труда, которая, по мнению В.А. Сластенина, выступает интегральной характеристикой личности, соединяющей в себе мотивационно-ценностное отношение к учительской профессии и владение педагогической деятельностью на операционном уровне, что позволяет осуществлять проектирование и реализацию педагогических технологий [11].
Готовность как личностное образование является результатом процесса подготовки, представляющей собой «накопление фонда знаний, умений, навыков в определенной области деятельности»; «общее и социальное развитие», «психологическую готовность включиться в деятельность и реализовать свою подготовку в делах, действиях и деятельности» [9, с. 11-19].
Процесс подготовки будущих педагогов к применению проектной технологии определяется в научной литературе как:
- процесс усвоения теоретических знаний о проектной технологии и формировании специальных умений, необходимых для осуществления проектирования в современной школе;
- результат указанного процесса, характеризующийся определенным уровнем развития личности обучающихся;
- результат сформированности педагогических, психологических и методических знаний, умений и навыков;
- педагогическая система, обладающая определенным содержанием и структурой;
- познавательная деятельность, связанная с усвоением педагогических, психологических и методических знаний, а также характеризующаяся активным включением студента в практическую деятельность.
Подготовка будущих педагогов к реализации проектной деятельности в образовании представляет собой сложную, упорядоченную, целостную, динамическую систему, функционирующую в соответствии с целью, задачами и принципами деятельности высшей школы, направленную на формирование мотивационно-ценностных ориентаций студентов, системы их знаний, умений и навыков, развитие творческого подхода к проектированию педагогической деятельности; подчиняющуюся цели формирования у будущих учителей готовности к осуществлению педагогического проектирования.
Процесс формирования готовности будущих педагогов к реализации проектной технологии в системе образования с целью обеспечения его эффективности должен строиться, по мнению современных теоретиков педагогической науки, на основе компетентностного, системно-деятельностного, личностно-ориентированного и профессионально-ориентированного подходов. Обеспечение взаимодействия указанных подходов к профессиональной подготовке будущих педагогов и овладению ими алгоритмом осуществления проектирования образовательной деятельности предусматривает насыщение содержания профессионального обучения формами и методами, позволяющими максимально реализовать поставленные задачи, в соответствии с моделью профессиональной подготовки.
На основе анализа трудов А.В. Брушлинского, Э.В. Галажинского, Б.С. Гершунского, В.Е. Клочко, Л.М. Митиной к основным социально-педагогическим факторам (детерминантам) формирования готовности учителя к проектированию отнесем следующие:
1) социальные установки на проективную деятельность как психологические новообразования социальности будущего педагога, самодостаточной личности, готовой к открытым взаимоотношениям при освоении проектной культуры;
2) мировоззренческие установки на выбор философского обоснования индивидуального технологического проекта;
3) осознанный выбор индивидуальных ценностей в инновационном поиске технологических решений, основу которых составляют общечеловеческие ценности [1; 4; 2; 8].
В.Л. Матросов и В.А. Сластёнин определили основные условия обучения студентов - будущих педагогов, обеспечивающие формирование их готовности к педагогическому проектированию. К ним ученые отнесли следующие:
а) наличие четко заданной цели, то есть, корректно измеряемого представления понятий, операций, деятельности студентов как ожидаемого результата их профессионального обучения;
б) представление содержания изучаемого материала в виде системы познавательных и практических задач и способов их решения;
в) наличие достаточно жесткой последовательности, логики, определенных этапов усвоения материала, набора профессиональных функций;
г) указание способов взаимодействия участников учебного процесса между собой, а также с информационной техникой;
д) мотивационное обеспечение деятельности преподавателя и студентов, основанное на реализации их личностных функций в этом процессе;
е) указание границ правило-сообразной (алгоритмической) и творческой деятельности, допустимого отступления от единообразных правил [6, с. 22-29].
Процесс формирования готовности будущих педагогов к реализации проектной деятельности в системе образования также предусматривает обеспечение ряда организационно-педагогических условий. В данном исследовании, вслед за С.Н. Павловым, под термином «организационно-педагогические условия» будем понимать «совокупность объективных возможностей обучения и воспитания, организационных форм и материальных возможностей, а также обстоятельств взаимодействия субъектов педагогического процесса» [10, с. 14]. По мнению автора, «эти условия являются результатом целенаправленного, планируемого отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов) для достижения цели педагогической деятельности» [10, с. 14].
Подготовка будущих педагогов к проектированию учебно-воспитательной деятельности происходит наиболее успешно при обеспечении следующих организационно-педагогических условий:
- обеспечение взаимодействия системного, личностного и деятельностно-ориентированного подходов к профессиональной подготовке;
- овладение студентами алгоритмом осуществления проектирования учебно-воспитательной деятельности;
- поэтапное и системное обучение будущих учителей проектированию педагогической деятельности.
Выводы. Обобщая изложенное, заключим, что одной из важнейших задач современного
педагогического образования является формирование готовности будущих педагогов к реализации проектирования образовательных систем, технологий, учебно-воспитательного процесса и т.д.
Методологической основой данного процесса выступают компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный и профессионально-ориентированный подходы. Эффективность формирования готовности будущих педагогов к реализации проектной технологии в системе образования может быть достигнута путем совершенствования содержания профессиональной подготовки студентов, соблюдения ряда организационно-педагогических условий реализации анализируемого педагогического процесса.
При формировании готовности будущих учителей к реализации педагогического проектирования необходим учет факторов и специфики ее формирования, а также требуется изменение методических подходов к моделированию образовательного процесса.
По нашему мнению, высокий уровень сформированности готовности учителя к педагогическому проектированию - залог формирования готовности специалиста к реализации профессионально-педагогической деятельности на высоком результативном уровне, а также его профессиональной компетентности.
Литература:
1. Брушлинский А.В. Принцип детерминизма в трудах С.Л. Рубинштейна // Вопр. психологии. - 1989. - № 4. - С. 66-73.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. - М., 2002. - 508 с.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.
4. Клочко В.Е., Галажинскин Э.В. Самоорганизация личности: Системный подход. - Томск, 1999. - 154 с.
5. Кузьмина Н.В. Акмеологический подход к повышению качества подготовки специалистов образования // Изв. РАО. - 2000. - № 1. - С. 19-31.
6. Матросов В.Л. Проектирование содержания высшего педагогического образования: Гуманистическая парадигма / В.Л. Матросов, В.А. Сластёнин // Изв. РАО. - 1999. - С. 22-29.
7. Мингазов Р.Х. Роль педагогического проектирования в профессиональной деятельности учителя / Мингазов Р.Х., Фадеева Е.Ю., Сабитов Н.А. // Казанский педагогический журнал. - 2012. - № 4.
8. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. - М.; Воронеж, 2002. - 397 с.
9. Молонов Г.Ц. Фундаментализация общеобразовательной подготовки школьников. - Улан-Удэ, 2002. - 142 с.
10. Павлов С.Н. Организационно-педагогические условия формирования общественного мнения органами местного самоуправления: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 1999. - 23 с.
11. Сластёнин В.А. Учитель в инновационных образовательных процессах // Изв. РАО. - М., 2000. -№ 3. - С. 73-79.