УДК 159.922.4-053.4 ББК 88.5+63.5 Б-12
Бабунова Елена Семеновна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Института педагогики Магнитогорского государственного университета, e-mail.: [email protected], т.: 89193340053.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ УСТАНОВКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(рецензирована)
В статье раскрывается этнокультурная установка детей дошкольного возраста, рассматриваемая как готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им определенного объекта (или ситуации) и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту; предлагаются возможные направления решения проблемы формирования этнокультурной установки у детей дошкольного возраста через раскрытие её функций.
Ключевые слова: психологическая установка, социальная установка, этнокультурная установка, культурная идентичность, дошкольный возраст, поликультурное полиэтническое пространство.
Babunova Elena Semyonovna, Candidate of Pedagogics, associate professor of the Department of Pre-school Pedagogy and Psychology of the Institute of Pedagogy, Magnitogorsk State University, e-mail.: [email protected], tel.: 89193340053.
THE PROBLEM OF FORMATION OF ETHNO-CULTURAL SETTING IN PRESCHOOL CHILDREN
The article reveals the ethno-cultural setting of preschool children, considered as a commitment, the propensity of the subject that arises in anticipation of a certain object (or situation) and provides a steady flow of targeted activities in relation to the object; possible directions for solving the problem of the formation of ethno-cultural setting in preschool children through the disclosure of its functions have been sug-gestsed.
Keywords: attitudes, social orientation, ethno-cultural setting, cultural identity, preschool age, multicultural multiethnic space.
Современную эпоху по праву называют эпохой этнического возрождения. Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни, включая образование, диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. В современной социокультурной ситуации человек находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. Единство знаний и культуры в историческом плане означает непрерывность и преемственность межкультурных и межэтнических связей. Только личность может раскрыть для себя общечеловеческие ценности, быть способным к диалогу культур, освоению общемировой и национальных культур.
В «Типовом положении о ДОУ» (2008г.) подробно рассматривается специфика образовательного процесса, дается характеристика его участников, общие подходы к организации и управлению процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Под образовательным процессом понимается профессионально организованное взаимодействие педагога с детьми, включающее все его компоненты. В качестве основания целостности образовательного процесса исследователи определили - целевой, содержательный, деятельностный, результативный, ресурсный (Ю.К. Бабанский, И.П. Подласый, М.Е. Дуранов, М.А. Данилов, П.И. Третьяков и др.). В содержании каждого компонента включены:
- целевой компонент - включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности от генеральной цели до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов;
- содержательный компонент - отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу;
- деятельный компонент - включает взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат;
- результативный компонент - отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью;
- ресурсный компонент - раскрывает возможности образовательного процесса в реализации творческого потенциала педагогов, использовании материально-технических ресурсов.
Организация образовательного процесса характеризуется системой взаимодействий и взаимоотношений педагога с детьми, детей между собой, ролью, которую каждый из них выполняет в этом процессе. Особенностью организации образовательного процесса является его тесная связь с поликультурным полиэтническим пространством, в котором происходит взаимодействие ребенка с различными национальными культурами. Педагогическое взаимодействие является одной из универсальных характеристик образовательного процесса. Целостность компонентов образовательного процесса и единство участников данного процесса обеспечивается благодаря использованию разнообразных факторов, в том числе и этнокультуры.
Рассмотрение этнокультуры в качестве фактора формирования личности является одной из важнейших проблем дошкольной педагогики и психологии. Большую роль играет педагогическая установка взрослого на восприятие этнокультурных ценностей, смыслов, способов поведения. Представления дошкольников об особенностях этнокультуры различных народов формируется на основе ярких образов, активно-положительного отношения-интереса, проявляющегося в различных видах детской жизнедеятельности.
По мнению Д.Н. Узнадзе, наиболее близко к представлению стоит понятие «установка». Установка представляет собой готовность, предрасположенность субъекта, возникающую при предвосхищении им определенного объекта (или ситуации) и обеспечивающую устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. В зависимости от того, на какой объективный фактор направлена установка (мотив, цель, условие деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности - уровни смысловых, целевых и операциональных установок. Основоположник теории установки Д.Н. Узнадзе впервые описал механизмы зарождения и функционирования установок, понимая под установкой определенное, возникающее под совокупным воздействием потребностей индивида и влиянием условий его существования психическое состояние которое «можно охарактеризовать как готовность к совершению определенной деятельности» [5, с. 170]. Он считал, что от характера возникающих на основе потребностей установок (а они могут определяться, в том числе, и национальной средой) зависит и способ восприятия, реакций, поведения личности. Исследования Д.Н.Узнадзе показали, что установка является неосознаваемым образованием, состоянием, которое предшествует той или иной деятельности и определяет ее осуществление. В то же время Д.Н. Узнадзе отмечал, что установка становится «фактором, направляющим и определяющим содержание нашего сознания» [5, с. 91]. Возникнув, установки, в отличие от отношений личности, первоначально не осознаются и носят автоматический характер. В процессе деятельности установка объективируется, направляется на определенные предметы и становится осознанной. Кроме того, чем чаще она возникает, вследствие особых условий и обстоятельств, тем устойчивее становится, Такая установка приобретает определенное личностное значение и становится устойчивой и эмоционально окрашенной.
Установка рассматривается Д.Н. Узнадзе и его последователями как общее состояние личности и касается отнюдь не только тех объектов, по отношению к которым она сформировалась. Естественным следствием такой теории установки является подход к исследованию формирования социальных установок. Д.Н. Узнадзе пишет, что возникновением у человека определенной установки особенности его познания, оценки и действия определяются данной установкой. При возникновении у человека установки действия в определенном направлении он под ее влиянием замечает и учитывает лишь те предметы и явления, которые каким-либо образом связаны с этой установкой, имеют определенное значение для его поведения.
Социальная установка является специфическим видом фиксированной установки и имеет следующие характерные признаки: она является одной из главных характеристик личности; она имеет оценочную и валентную природу; она направлена на личностно и социально значимые объекты (ценности); она сформирована в процессе социализации и является осознанной; за ней стоит стереотип социального поведения, аккумулирующий в себе некий стандартизированный опыт - обобщенные традиционные суждения, мнения, ожидания, внушаемые индивиду той или иной общностью, педагогом.
Социальная установка выполняет определенные функции. К таким функциям Г.М. Андреева относит: приспособительную (адаптивную) - направление деятельности на объект, удовлетворяющий потребности индивида; знания - дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к какому-либо объекту; саморегуляции (самовыражения) - как средство освобождения индивида от внутреннего напряжения, выражения себя как личности; защиты - способствует разрешению внутренних конфликтов личности [1]. Одним из самых распространенных в литературе определений социальной установки является то, которое дал американский психолог Г. Олпорт: «...Это состояние психофизической готовности, организованное на основе опыта, оказывающее динамическое и направляющее воздействие на поведение людей, осуществляемое и отношении предметов и явлений, связанных с объектом социальной установки» [1, с. 127].
В.А. Ядов, изучавший социальные установки личности, рассматривает их как диспозиции, имеющие системное образование, в которое включены все жизненные устремления личности, обеспечивающие целенаправленное формирование состояния готовности человека к деятельности. В этих ситуациях целесообразно развернуть личностное общение с детьми, побуждать высказывать свое мнение, размышлять, откликаясь на эмоциональные состояния других людей. Педагогу необходимо создавать ситуацию выбора сложных в нравственном отношении коллизий. Это будет способствовать активному познавательному и эмоционально-нравственному анализу детьми этнокультурных ситуаций. При этом важна мотивация как система внутренних факторов, вызывающих и направляющих размышления и поведение детей [3].
Если социальные установки представляют собой психологическую основу отношений, готовность человека воспринимать явления или предметы определенным образом, вписывать их в контекст предшествующего опыта, то этнические установки определяют отношения готовности этнофора воспринимать те или иные явления жизни этноса и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации. Игровые, практические, познавательные, учебные, личностные мотивы сочетаются с общественными, с умением жить и творить в этнокультурном пространстве.
В психологической литературе наряду с понятием «этническая установка» (Ю.П. Платонов, В.А. Ядов, Л.Г. Потчебут и др.) используется понятие «национальная установка» (Л.М. Дробижева,
З.Т. Гасанов и др.), определяемая как готовность представителя определенной нации к своеобразному действию, поведению в межнациональных контактах (Л.М. Дробижева). По мнению В.Г. Крысько, спектр этнокультурных установок довольно широк, и в части разрешения межэтнических конфликтов в моноэтничном социуме этнокультурные установки формируются под влиянием существующих социуму стереотипов и средств массовой информации, но до вхождения в межэтническое взаимодействие не находят почвы для проявления. Соприкасаясь с формами поведения другого этноса, члены одного этноса удивляются необычности другого [4]. Специфический для конкретного этноса склад психики проявляется в определенных нормах поведения. Иными словами, речь идет о механизме ценностных ориентаций, тем самым, высвечивая глубинный аспект этнического - аксиологический. Специфика ценностного образования в структуре личности и есть сущность этнического. Эта специфика и окрашивает человечество в пестрые цвета, палитры народов мира.
Этничность реализуется всегда осознанно и может проявиться лишь при наличии этнического самосознания. В трактовке Ю.В. Бромлея этническое самосознание стало определяться как непременное условие функционирования этноса. Ю.В. Бромлей пытается расширить концепт термина, полагая, что нет оснований сводить этническое (национальное) самосознание лишь к осознанию этнической (национальной) принадлежности. Ведь самосознание есть осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения и т.д. Соответственно этническое самосознание включает суждения членов этноса о характере и действиях своей общности, ее свойствах и достижениях, так называемые этнические автостереотипы. Эти суждения неразрывно связаны с представлениями о других этносах, в первую очередь с соответствующими стереотипами. Своеобразным результатом такого рода стереотипов представляют межэтнические (межнациональные) установки, выражающие характерное для членов каждого этноса отношение к представителям других этнических образований [3].
В.Ю. Хотинец выделяет следующие компоненты этнического самосознания: 1) осознание особенностей культуры своей этнической общности; 2) осознание психологических особенностей своей этнической общности; 3) осознание тождественности со своей этнической общностью; 4) осознание собственных этнопсихологических особенностей; 5) осознание себя субъектом своей этнической общности; 6) социально-нравственная самооценка этничности [6].
Таким образом, важный фактор, определяющий формирование личности как этнокультурной ценности, связан с развитием национального самосознания. В структуре самосознания выделяют три компонента: самопознание - процесс получения знаний о своей личности через сравнение себя с другими; эмоционально-ценностное отношение к себе - разные уровни отношения к тому, что человек узнает относительно самого себя; саморегуляция поведения - процесс включения в поведение результатов самопознания и эмоционально-ценностного отношения человека к своей личности. Исходя из этого, в структуре национального самосознания основными компонентами выступают самосознание своей этнической принадлежности, эмоционально-ценностное отношение к этой принадлежности, саморегуляция поведения личности в условиях своей этнической общности. По данным Ю.В. Бромлея, формирование этнического самосознания начинается в раннем детстве. 75% детей четырех-пяти лет уже называют свою национальность, а в возрасте шести лет ее называют почти все дети. Осознание ребенком своей этнической принадлежности зависит от того, в какой социально-этнической среде происходит его формирование и становление как личности.
Анализ психолого-педагогических исследований позволяет предположить, что национальное самосознание можно развивать в пять-семь лет. Рассматривая национальное самосознание как осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, своего положения в ней, мы выделяем основные структурные элементы национального самосознания, которые можно сформировать в дошкольном возрасте: национальная идентификация (представления дошкольников о своей этнической принадлежности); национальные стереотипы; осознание общности исторического прошлого, территориального и государственного единства, культурных ценностей. Основой для развития национального самосознания личности и формирования эмоционально-ценностных отношений к национальным идеалам является воспитание национального образа «Я» дошкольников. По мнению А.Г. Асмолова, в определенных условиях базовая установка при перестройке когнитивного компонента - образа (и на этой основе -при перестройке других компонентов) может трансформироваться во вторичную установку. Среда, согласно Л.С. Выготского, - источник развития, а «не обстановка»; она как бы вращивается внутрь, поведение становится социальным, культурным фактором не только по своим содержаниям, но и по своим механизмам, по своим приемам. Однако среда, культура - это только источник, «приглашающая сила». Л.С. Выготский вводит понятие «социальная ситуация развития», понимая под этим «то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. Для Л.С. Выготского человек представляется зависимым от социальной ситуации развития, от других людей, которые её создают. Перестройка же сознания ребенка к концу периода меняет, по его мнению, всю систему отношений с другими и отношение к самому себе. Это проявляется в переживании ребенка, «интеллектуализации чувств». Переживание Л.С. Выготский рассматривает как «единицу» социальной ситуации развития. Психологически важным, на наш взгляд, является то, что в переживании в неразрывном единстве представлены среда, то есть то, что переживается ребенком, и субъект, то есть то, что вносит в это переживание сам ребенок на достигнутом им уровне психического развития.
Среда понимается как «образ жизни», включает не только историческое время, социальный режим, но и конкретное социальное пространство, предметная действительность. Мир человеческой культуры имеет «социальную душу» (А.Г. Асмолов). «Душой» предметов человеческой культуры является поле значений - особое «социальное измерение», создаваемое совокупной деятельностью человечества. По мнению А.Г. Асмолова, поле значений существует в орудиях труда, способах деятельности, способах мышления, в понятиях, социальных ролях, социальных символах, нормах, ценностях, ритуалах, церемониях. Отдельный индивид застает поле значений уже готовым, воспринимает и усваивает его в совместной деятельности и общении со взрослыми. Однако, личность не пассивный слепок культуры, в реальности он никогда не скован рамками заданных социокультурных ролей. Таким образом, социализация личности предполагает и встречный процесс - индивидуализацию социальной жизни. Эти процессы, как утверждал Л.С. Выготский, могут быть не только встречными, но и расходящимися. В современной психологической литературе вводится термин социализация - индивидуализация, сущность которой заключается в деятельности, пытающейся раскрыть себя во всех направлениях, иметь собственные взгляды, приобретать моральную самостоятельность в осмыслении социокультурных явлений и фактов (В.П. Зинченко, Д.И. Фельдштейн, В.Т. Кудрявцев и др.).
Опираясь на психологические особенности формирования этнокультурной установки, можно определить её компоненты: готовность детей к усвоению этнокультурного опыта (знаний), направленность на активное эмоционально-ценностное отношение к этнокультурному наследию и активнодейственное использование этнокультурного опыта в общении со сверстниками, взрослыми. Организуя образовательный процесс по формированию этнокультурной установки у детей дошкольного возраста как социокультурный, мы руководствуемся следующими принципами:
- принцип диалогизации педагогического взаимодействия, учитывающий, равноправные позиции взрослых и детей (М. Бахтин);
- принцип проблематизации - активная позиция взрослого в актуализации ребенка к личностному росту, к субъектности, самостоятельности и самореализации (В.Т. Кудрявцев);
- принцип персонализации, предполагающий ролевое взаимодействие, учитывающее личностные особенности взрослых и детей (А.Г. Асмолов);
- принцип индивидуализации, включающий выявление и развитие общих и специальных способностей взрослых и детей (Д.И. Фельдштейн);
- принцип этнопедагогизации образовательного пространства, предполагающий наполнение образовательного процесса этнокультурным содержанием, осваиваемое детьми как в совместной деятельности с педагогом, так и самостоятельно.
Для практического решения проблемы формирования этнокультурной установки у дошкольников необходимо учитывать, что процесс этнокультурного развития включает диагностику уровня его развития у детей, программно-методическое обеспечение, технологические приемы, реализующие ценностносмысловые и педагогические установки взрослого. При этом установки учитывают принцип гуманизации, который понимается как система педагогических средств и такая организация образовательного процесса, которые обеспечивают свободное развитие заложенных в природе человека сил, способностей, дарований, а также возможность выбора содержания, «приоритетности старта» в соответствии с потребностями, интересами личности ребенка. Педагогическая деятельность, как правило, личностно-ориентированная и рассматривает ребенка как субъекта деятельности, носителя следующих базовых типов культуры: культуры познания самого себя (образ Я), культуры познания других (социальных отношений в различных видах деятельности), культуры рукотворного (предметного) мира, культуры природного мира. Согласно этим базовым основаниям объектами педагогического содействия выступают:
1) субъект предметно-познавательной деятельности;
2) личность ребенка раннего и дошкольного возрастов;
3) индивидуальность (как своеобразие ребенка);
4) ребенок в мире природы и других сферах жизнедеятельности человека, в том числе мире этнокультуры.
Таким образом, проблема этнокультурного развития детей дошкольного возраста отличается многогранностью как по содержанию, так и по технологическим подходам. Объединяющей основой решения проблемы по праву можно считать такую важнейшую составляющую, как этнокультурная установка.
Литература:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект ПРЕСС, 1998. 373 с.
2. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 150 с.
3. Бабунова Е.С. Концептуально-теоретические и прикладные аспекты системы дошкольного этнокультурного образования: монография. Челябинск: Образование, 2009. 295 с.
4. Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002. 320 с.
5. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН Грузинской ССР, 1961. 210 с.
6. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб.: Алетейя, 2000. 255 с.