РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-4-70-74 УДК 271.2-42
Тулянов Владислав Андреевич
Московский государственный областной университет
ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ
В статье исследованы вопросы взаимодействия Русской православной церкви (РПЦ) и пенитенциарной системы России. Автор обращается к проблематике социальной роли РПЦ в пенитенциарных учреждениях. Целью статьи является анализ эффективности церковного социального служения в пенитенциарных учреждениях современной России. Основой методологии исследования является анализ статистической информации ФСИН и социальных проектов РПЦ об эффективности церковного пенитенциарного служения. Сделан вывод о том, что деятельность РПЦ в уголовно-исполнительной системе имеет значительные положительные результаты, которые связаны, прежде всего, с проблемой улучшения характера взаимоотношений в среде специфического контингента пенитенциарных учреждений, а также с ресоциализацией бывших заключенных и профилактикой совершения правонарушений, что является важным элементом борьбы с общим уровнем преступности в стране.
Ключевые слова: Русская православная церковь, пенитенциарное служение, церковь и общество, уголовно-ис-
полнительная система.
Трансформации общественно-политической и экономической систем России в 1990-е гг. способствовали не только существенным преобразованиям политического и экономического устройства страны, но и оказали колоссальное влияние на сферу церковно-государ-ственных отношений. В современной России Русская православная церковь (далее - РПЦ) играет существенную роль во всех сферах общественной жизни. В этой связи рассмотрение взаимоотношений РПЦ с различными органами государственной власти видится весьма актуальным и значимым.
Усиление влияния РПЦ обозначило перед руководством правоохранительных органов комплекс сложных и противоречивых задач по взаимодействию с Церковью, с которой они ранее практически не встречались ни в правовом, ни в управленческом аспектах. При этом следует учитывать, что взаимодействие с РПЦ строилось не как с сугубо религиозной структурой, а, скорее, как с социальным институтом, выполняющим в обществе определенные функции, и как с организацией, имеющей статус юридического лица. В данной статье проблематика взаимоотношений правоохранительных органов с РПЦ рассмотрена на примере социальной роли Церкви в пенитенциарных учреждениях. Целью статьи является анализ эффективности церковного социального служения в пенитенциарных учреждениях современной России.
В 1990-е гг. начала складываться традиция взаимодействия правоохранительных органов с РПЦ. Первым в новейшей истории официальным актом, закрепившим сотрудничество Церкви и силовых ведомств, стало Совместное заявление, подписанное 2 марта 1994 г. патриархом Алексием II и министром обороны РФ П.С. Грачевым [12]. Вскоре этому вектору развития последовали другие ведомства. Был заключен ряд соглашений между Министерством внутренних дел РФ и РПЦ: Совместное
заявление от 6 сентября 1994 г. [13, с. 4-6] и Соглашение о сотрудничестве от 30 августа 1996 г. [16, с. 53-55]. Уже в конце 1990-х гг. было подписано отдельное соглашение между Министерством юстиции РФ и РПЦ - Соглашение о сотрудничестве от 21 декабря 1999 г. [14]
Структурным подразделением РПЦ, отвечающим за реализацию соглашений, стал Синодальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, при котором в 1995 г. был создан особый Сектор тюремного служения. Дальнейшее развитие взаимоотношений РПЦ и правоохранительных органов привело к учреждению в 2010 г. нового синодального отдела - по тюремному служению, к которому перешли все функции Сектора. МВД и Минюст, в свою очередь, возложили реализацию соглашений на Главное управление исполнения наказаний России (ГУИН, ныне ФСИН - Федеральная служба исполнения наказаний). Это заложило основу для развития правовой базы социального служения РПЦ как среди личного состава правоохранительных учреждений, так и среди заключенных, а также положило начало институциональному оформлению тюремного служения Церкви.
Соглашения с МВД и Минюстом позволили РПЦ начать осуществление духовно-просветительского служения в специфической среде осужденных, а также среди сотрудников уголовно-исполнительной системы. В епархиях РПЦ вскоре последовали примеру Патриархии: начали заключаться соглашения о сотрудничестве между региональными управлениями ГУИН (ФСИН) и епархиальными архиереями. На основе этих соглашений непосредственно и началось осуществление социального служения РПЦ в пенитенциарных учреждениях: «строились храмы и проводились богослужения, организовывались воскресные школы и распространялась религиозная литература, про-
Вестник КГУ № 4. 2019
© Тулянов В.А., 2019
70
водились гуманитарные и праздничные мероприятия» [11, с. 192].
В соответствии с Конституцией, Россия является светским государством и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. Тем не менее и у государства, и у РПЦ есть общее понимание того, что земное благополучие недостижимо без соблюдения нравственных норм. Именно на этом общем понимании и строится взаимодействие Церкви и государства, в том числе и взаимодействие с правоохранительными органами. Священнослужители систематически проводят встречи с личным составом и членами их семей, направленные на духовно-нравственное воспитание. Особое внимание уделяется разъяснению различных вопросов межконфессиональных и национальных отношений в целях профилактики экстремистских проявления и противодействия терроризму. За проявленные при этом инициативу и творческий подход некоторые священнослужители получают государственные награды - к примеру, митр. Читинский Димитрий был награжден медалью «За вклад в укрепление правопорядка» [3].
22 февраля 2011 г. было подписано отдельное соглашение между ФСИН и РПЦ [15]. К основным направлениям взаимодействия сторон было отнесено: удовлетворение духовных потребностей сотрудников, членов их семей, осужденных и заключенных под стражу, а также восстановление социально полезных связей осужденных, что должно было способствовать снижению уровня преступности в стране.
Приведенные нормативно-правовые акты дают представление о деятельности священнослужителя в местах лишения свободы. Священнослужитель РПЦ обязан вести как индивидуальную, так и массовую работу с осужденными по следующим направлениям: религиозное обучение и духовно-нравственное воспитание, распространение религиозных убеждений и удовлетворение потребности в религиозном культе, защита прав осужденных и осуществление благотворительной деятельности в тюрьмах [18, с. 44-55; 17, с. 453-460].
В пенитенциарных учреждениях на регулярной основе проводятся дни открытых дверей. Традиционно на такие мероприятия приглашаются и православные священнослужители [7, с. 94-98]. Это приводит к приобщению к духовно-нравственным ценностям не только осужденных, но и членов их семей.
В реализации РПЦ своих обязанностей в пенитенциарных учреждениях существуют определенные успехи. Как правило, руководством пенитенциарных учреждений разного уровня высоко оценивается появление священнослужителей РПЦ в следственных изоляторах, тюрьмах и колониях. С помощью представителей религиозного культа руководство надеется решить проблему ресоциа-
лизации заключенных, а также положительно повлиять на межличностные отношения в специфическом контингенте мест лишения свободы. В этой связи можно отметить, что в понимании большинства представителей руководства пенитенциарных учреждений священнослужитель является «политработником нового типа» [8, с. 301-302].
Аналитическая справка НИИ ФСИН [2] дает информацию о количестве верующих среди заключенных. В начале 1990-х гг. верующим среди осужденных был лишь каждый десятый. В конце 1990-х гг. ситуация серьезно изменилась: в 1999 г. результаты переписи осужденных показали, что 30,5 % от общего числа считали себя православными (т. е. каждый третий). В 2005 г. показатели возросли вдвое и составили 62,4 %. На первый взгляд произошедшие изменения можно охарактеризовать как значительные. Однако, по данным американского исследовательского центра Pew, количество православных в России с 1991 г. выросло с 37 до 71 % [1]. Таким образом, если принимать данные обеих статистик, то процент верующих в тюрьмах даже несколько ниже, чем по стране вообще. Также нужно учитывать то, что называть себя православным в социологическом опросе - не есть то же самое, что являться действительно православным. Из этого следует сделать вывод об условности статистических данных в вопросе о вероисповедании.
Опрошенные исследователями НИИ ФСИН сотрудники пенитенциарных учреждений отмечали общее положительное воздействие религии на личностные характеристики заключенных. Последнее весьма точно иллюстрируется статистикой: «обретают душевный покой» 29,5 % осуждённых, у 31,2 % происходит переоценка ценностей, 26,3 % «открывают для себя смысл жизни». Опрошенные сотрудники пенитенциарных учреждений, кроме того, отмечали позитивный характер воцер-ковления осужденных - воцерковленные осужденные менее конфликтны, причем зачастую имеют дружеские отношения с представителями других конфессий и атеистами [2].
Стоит сказать, что зачастую воцерковленные осужденные после выхода на свободу продолжают вести вполне религиозную жизнь. К примеру, в ИК-8 УФСИН России по Воронежской области с 1992 г. существует православная община Свято-Никольского прихода Централизованной Православной религиозной организации Воронежской и Борисоглебской епархии РПЦ. За почти 30-летнюю историю этой общины из 8 старост в места заключения не вернулся ни один. Большинство продолжили служить в православных храмах на свободе в качестве церковнослужителей (информация предоставлена в Отделе по тюремному служению Воронежской епархии РПЦ). По этому конкретному примеру видна явная положительная роль воцерковления на исправление осужденных.
Вестник КГУ ^ № 4. 2019
71
К сожалению, составить более подробную статистику о жизни воцерковленных заключенных после освобождения на данный момент невозможно, автору на запрос больше не ответила ни одна православная община. Очевидно, сработал принцип РПЦ как достаточно закрытой, консервативной и статичной организации: нет благословения правящего архиерея - нет и информации о деятельности общин и других структурных подразделений. Рекомендательное письмо от Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры не заменило автору благословения правящего архиерея той или иной епархии.
Число действующих православных объектов религиозного и просветительского характера в местах лишения свободы достаточно велико. В докладе патриарха Кирилла, озвученном в 2010 г., отражены следующие цифры: в местах лишения свободы существует 471 храм, 466 молитвенных комнат, 789 православных общин, 265 воскресных школ [6].
С тюремным служением РПЦ тесно связана и благотворительная деятельность среди заключенных и бывших заключенных. 13 июля 2015 г. Священным синодом было принято решение о разграничении функций синодальных отделов -Синодального отдела по тюремному служению, Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами [10]. На Синодальный отдел по тюремному служению были возложены функции координации и мониторинга реабилитационной и благотворительной деятельности среди заключенных. В свою очередь, практическое осуществление этих видов социального служения РПЦ в пенитенциарных учреждениях разного уровня было возложено на епархиальные отделы по тюремному служению.
В частности, говоря о реализации реабилитационной и благотворительной деятельности, в пример можно привести учрежденный в Санкт-Петербурге православным приходом святой Анастасии Узорешительницы благотворительный фонд «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого». Это негосударственное учреждение открытого типа, где условно осужденные несовершеннолетние, а также подростки, регулярно совершающие административные правонарушения, могут пройти курс социальной реабилитации. В 2012 г. Центр вошел в число лучших диакониче-ских инициатив РПЦ. За 14 лет работы у Центра накоплено много связей с различными приходами и монастырями, которые безвозмездно принимают воспитанников и сотрудников во время поездок и длительных походов. Центр представляет один из наиболее успешных примеров взаимодействия РПЦ и государства в вопросах социального служе-
ния [5, с. 65-71]. Подтверждением того, что Центр является церковным, но с существенной поддержкой государства, являются его ежегодные финансовые отчеты, в которых финансирование из Фонда президентских грантов занимает порядка 40 % от общего объема финансирования [4].
Итак, деятельность РПЦ в уголовно-исполнительной системе связана, прежде всего, с потребностью улучшения характера межличностных отношений в среде специфического контингента пенитенциарных учреждений, а также с ресоциа-лизацией бывших заключенных и профилактикой совершения правонарушений, что является важным элементом борьбы с общим уровнем преступности в стране. Кроме того, инициативы РПЦ в тюремном служении активно поддерживаются государством, что выражается, в частности, в финансовых показателях.
Библиографический список
1. Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe [Электронный ресурс] // Pew Research Center. Religion & Public Life. - URL: https://www.pewforum.org/2017/05/10/religious-belief-and-national-belonging-in-central-and-eastern-europe (дата обращения: 30.06.2019).
2. Влияние воцерковления осужденных на их поведение в период отбывания наказания: аналитическая справка НИИ ФСИН // Архив Синодального отдела по тюремному служению Русской Православной Церкви.
3. Глава Забайкальской митрополии награжден медалью МВД России [Электронный ресурс] // АльтесМедиа (Чита): сайт. - URL: https:// altesmedia.ru/news/10841-glava-zabajkalskoj-mitropolii-nagrazhden-medalyu-mvd-rossii/ (дата обращения: 20.04.2019).
4. Годовой отчет, 2018 г. // Архив Благотворительного фонда «Центр социальной адаптации святителя Василия Великого».
5. Григорова З.Н. Реализация социального контроля в условиях реабилитационного центра для условно осужденных подростков // Уголовно-исполнительная система и Русская Православная Церковь, другие традиционные для России религиозные объединения - взаимодействие в духовно-нравственном воспитании осужденных: сб. материалов VI Междунар. науч.-практ. конф. (Рязань, 18-19 сент. 2018 г.). - Рязань: Академия ФСИН России, 2018. - С. 65-71.
6. Доклад святейшего патриарха Московского и всея Руси // Журнал Московской патриархии. -2011. - № 3. - С. 9-38.
7. Мартынов Н.И. Опыт взаимодействия УФСИН России по Республике Мордовия с Русской Православной Церковью по духовно-нравственному окормлению осужденных // Взаимодействие Русской Православной Церкви с государственной
системой исполнения наказаний: опыт, проблемы, перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Рязань, 16-17 октября 2013 г.). - С. 94-98.
8. Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. -М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 648 с.
9. Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: приказ Минюста России от 3 нояб. 2005 г. № 205 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 47.
10. Постановление о распределении ответственности трех синодальных учреждений в области церковного попечения о ресоциализации (социальной реабилитации) лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также несовершеннолетних правонарушителей [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь: официальный сайт. -URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4221717.html (дата обращения: 2.05.2019).
11. Скоморох О., прот. Правовые основы тюремной миссии Русской Православной Церкви в конце XX - начале XXI вв. // Христианские чтения. - 2011. - № 2 (37). - С. 186-199.
12. Совместное заявление Московской патриархии РПЦ и Министерства обороны РФ от 2 марта 1994 г. [Электронный ресурс] // Научный атеизм. -URL: http://www.atheism.ru/archive/text/23.phtml (дата обращения: 18.04.2019).
13. Совместное заявление от 5 сентября 1994 г. между МВД РФ и Московской Патриархией РПЦ // Информационный бюллетень. - М.: ГУИН МВД России, 1995. - № 23 (специальный выпуск). - С. 4-6.
14. Соглашение о сотрудничестве между Министерством юстиции Российской Федерации и Русской Православной Церковью [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. - URL: http:// docs.cntd.ru/document/901862066 (дата обращения: 23.04.2019).
15. Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой исполнения наказаний и Русской Православной Церковью [Электронный ресурс] // Русская Православная Церковь: официальный сайт. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/1414718 (дата обращения: 23.04.2019).
16. Соглашение о сотрудничестве от 30 августа 1996 г. между МВД РФ и Московской Патриархией РПЦ // Преступления и наказания. - 1997. - № 8. -С. 53-55.
17. Тулянов В.А. Влияние политических трансформаций на Русскую Православную Церковь: место церковной благотворительности в социально-экономическом развитии России (1990-2000-е гг.) // Россия и мир: развитие цивилизаций. Трансформация политических ландшафтов за период 19992019 годы: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. - 2019. - С. 453-460.
18. Тулянов В.А. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о правах человека (по материалам публичных выступлений) // Наше Отечество. Страницы истории: сб. науч. статей. Сер.: Актуальные вопросы истории России и Европы (XII-XX вв.). -М., 2018. - С. 44-55.
References
1. Religious Belief and National Belonging in Central and Eastern Europe [Elektronnyj resurs] // Pew Research Center. Religion & Public Life. - URL: https://www.pewforum.org/2017/05/10/religious-belief-and-national-belonging-in-central-and-eastern-europe (data obrashcheniya: 30.06.2019).
2. Vliyanie vocerkovleniya osuzhdennyh na ih povedenie v period otbyvaniya nakazaniya: analiticheskaya spravka NII FSIN // Arhiv Sinodal'nogo otdela po tyuremnomu sluzheniyu Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi.
3. Glava Zabajkal'skoj mitropolii nagrazhden medal'yu MVD Rossii [Elektronnyj resurs] // Al'tesMedia (CHita): sajt. - URL: https://altesmedia. ru/news/10841-glava-zabajkalskoj-mitropolii-nagrazhden-medalyu-mvd-rossii/ (data obrashcheniya: 20.04.2019).
4. Godovoj otchet, 2018 g. // Arhiv Blagotvoritel'nogo fonda «Centr social'noj adaptacii svyatitelya Vasiliya Velikogo».
5. Grigorova Z.N. Realizaciya social'nogo kontrolya v usloviyah reabilitacionnogo centra dlya uslovno osuzhdennyh podrostkov // Ugolovno-ispolnitel'naya sistema i Russkaya Pravoslavnaya Cerkov', drugie tradicionnye dlya Rossii religioznye ob"edineniya -vzaimodejstvie v duhovno-nravstvennom vospitanii osuzhdennyh: sb. materialov VI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Ryazan', 18-19 sent. 2018 g.). - Ryazan': Akademiya FSIN Rossii, 2018. - S. 65-71.
6. Doklad svyatejshego patriarha Moskovskogo i vseya Rusi // ZHurnal Moskovskoj patriarhii. -2011. - № 3. - S. 9-38.
7. Martynov N.I. Opyt vzaimodejstviya UFSIN Rossii po Respublike Mordoviya s Russkoj Pravoslavnoj Cerkov'yu po duhovno-nravstvennomu okormleniyu osuzhdennyh // Vzaimodejstvie Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi s gosudarstvennoj sistemoj ispolneniya nakazanij: opyt, problemy, perspektivy: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Ryazan', 16-17 oktyabrya 2013 g.). - S. 94-98.
8. Mitrohin N. Russkaya pravoslavnaya cerkov': sovremennoe sostoyanie i aktual'nye problemy. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2004. - 648 s.
9. Ob utverzhdenii Pravil vnutrennego rasporyadka ispravitel'nyh uchrezhdenij: prikaz Minyusta Rossii ot 3 noyab. 2005 g. № 205 // Byulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. -2005. - № 47.
10. Postanovlenie o raspredelenii otvetstvennosti trekh sinodal'nyh uchrezhdenij v oblasti cerkovnogo
Вестник КГУ .J № 4. 2019
73
popecheniya o resocializacii (social'noj reabilitacii) lic, osvobodivshihsya iz mest lisheniya svobody, a takzhe nesovershennoletnih pravonarushitelej [Elektronnyj resurs] // Russkaya Pravoslavnaya Cerkov': oficial'nyj sajt. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/4221717.html (data obrashcheniya: 2.05.2019).
11. Skomoroh O., prot. Pravovye osnovy tyuremnoj missii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi v konce XX -nachale XXI vv. // Hristianskie chteniya. - 2011. -№ 2 (37). - S. 186-199.
12. Sovmestnoe zayavlenie Moskovskoj patriarhii RPC i Ministerstva oborony RF ot 2 marta 1994 g. [Elektronnyj resurs] // Nauchnyj ateizm. - URL: http://www.atheism.ru/archive/text/23.phtml (data obrashcheniya: 18.04.2019).
13. Sovmestnoe zayavlenie ot 5 sentyabrya 1994 g. mezhdu MVD RF i Moskovskoj Patriarhiej RPC // Informacionnyj byulleten'. - M.: GUIN MVD Rossii, 1995. - № 23 (special'nyj vypusk). - S. 4-6.
14. Soglashenie o sotrudnichestve mezhdu Ministerstvom yusticii Rossijskoj Federacii i Russkoj Pravoslavnoj Cerkov'yu [Elektronnyj resurs] // Elektronnyj fond pravovoj i normativno-tekhnicheskoj dokumentacii. - URL: http://docs.
cntd.ru/document/901862066 (data obrashcheniya: 23.04.2019).
15. Soglashenie o sotrudnichestve mezhdu Federal'noj sluzhboj ispolneniya nakazanij i Russkoj Pravoslavnoj Cerkov'yu [Elektronnyj resurs] // Russkaya Pravoslavnaya Cerkov': oficial'nyj sajt. -URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1414718 (data obrashcheniya: 23.04.2019).
16. Soglashenie o sotrudnichestve ot 30 avgusta 1996 g. mezhdu MVD RF i Moskovskoj Patriarhiej RPC // Prestupleniya i nakazaniya. - 1997. - № 8. - S. 53-55.
17. Tulyanov V.A. Vliyanie politicheskih transformacij na Russkuyu Pravoslavnuyu Cerkov': mesto cerkovnoj blagotvoritel'nosti v social'no-ekonomicheskom razvitii Rossii (1990-2000-e gg.) // Rossiya i mir: razvitie civilizacij. Transformaciya politicheskih landshaftov za period 1999-2019 gody: materialy IX Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 2 ch. -2019. - S. 453-460.
18. Tulyanov V.A. Patriarh Moskovskij i vseya Rusi Kirill o pravah cheloveka (po materialam publichnyh vystuplenij) // Nashe Otechestvo. Stranicy istorii: sb. nauch. statej. Ser.: Aktual'nye voprosy istorii Rossii i Evropy (XII-XX vv.). - M., 2018. - S. 44-55.