Научная статья на тему 'Проблема диспропорций в развитии инфраструктуры региона'

Проблема диспропорций в развитии инфраструктуры региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
749
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / REGION / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ДИСПРОПОРЦИИ / IMBALANCES / БАЛАНС / BALANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колесов Евгений Юрьевич

В статье рассматриваются проблемы развития инфраструктуры региона. Причинами структурных диспропорций являются системные кризисы, которые проявляются в различиях потенциала экономики разных элементов инфраструктуры. Достигнуть баланса среди элементов инфраструктуры можно с помощью двух факторов: сложившейся рыночной ситуации и управленческих действий. Раскрыто, что одной из главных целей управления инфраструктурой может служить координация ресурсных и управленческих потоков, а также обеспечение баланса между ними. К основным направлениям устранения инфраструктурных диспропорций в регионе относится повышение коэффициента использования производственного потенциала, добавление структурообразующих элементов, объединение элементов инфраструктуры, развитие связей в инфраструктуре. Выявлена необходимость увеличения возможности обмена ресурсами между элементами в системе и, при необходимости, маневрирования ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problem of imbalances in the development of infrastructure in the region

The article discusses the problems of the development of infrastructure in the region. The causes of structural imbalances are systemic crises that occur in the potential differences between the economies of different elements of the infrastructure. The use of two factors can promote the balance achievement between the elements of the infrastructure: current market situation and administrative actions. It has been revealed that as one of the main goals of infrastructure management can be coordination of resources and management flows as well as the provision of the balance between them. The increase of coefficient of production capacity implementation is referred to the main directions of infrastructural disparities elimination in the region; addition of structure forming elements; integration of infrastructural elements, development of relations in the infrastructure. The necessity to increase the possibility of resources exchanging between the elements in the system has been revealed and, if necessary, the possibility of resources maneuvering.

Текст научной работы на тему «Проблема диспропорций в развитии инфраструктуры региона»

Е. Ю. Колесов. Проблема диспропорций в развитии инфраструктуры региона

ном сочетании факторов и показателей. Этот подход позволит уменьшить риск неплатежей и просрочек за фактически выполненные работы, которые не подтверждены источником финансирования, т. к. эти факты служат одной из основных причин финансовой несостоятельности значительного количества муниципальных унитарных предприятий. В большей степени способствуют ухудшению экономической и управленческой ситуации на территориях работы, которые не подтверждены ресурсами. Они не могут быть оправданы ожидаемыми доходами от роста объемов промышленного производства и потенциально возможного развития территории в долгосрочном периоде, так как они имеют разную природу и не перекрывают друг друга.

Таким образом, основные цели развития региона определяются в области экономической и социальной политики. Экономическая политика включает в себя формирование устойчивого финансового обеспечения и сбалансированности деятельности региона, а также формирование инвестиционной привлекательности. Социальная политика направлена на обеспечение социальной привлекательности территорий региона, в том числе занятости населения, высокого уровня качества жизни населения.

Литература

1. Беломестнов В. Г. Управление потенциалом региональных социально-экономических систем. — СПб.: НПК РОСТ, 2005.

2. Улан-Удэ. Стратегия социально-экономического развития до 2020 г. / Г. А. Айдаев, В. Г. Гаврилов, З. Г. Сангадиев, В. Г. Беломестнов. — Улан-Удэ: НоваПринт, 2009.

3. Дашицыренов Ч. Д., Беломестнов В. Г. Территориальные организационно-экономические ресурсы развития социально-экономических систем региона // Вестник ВСГУТУ. — 2013. — № 5(44). — С. 158-162.

4. Цыренов Д. Д. Статистическая оценка места муниципального образования в экономическом пространстве Республики Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — Т. 2, № 1. — С. 3437.

5. Беломестнов В. Г. Управление инвестиционными процессами. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2006. — 340 с.

УДК 338.47

ПРОБЛЕМА ДИСПРОПОРЦИЙ В РАЗВИТИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА

© Колесов Евгений Юрьевич, заместитель директора по информационным технологиям Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта — филиала Иркутского государственного университета путей сообщений

Россия, 670034, г. Улан-Удэ, пр. 50 лет Октября, 58. E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются проблемы развития инфраструктуры региона. Причинами структурных диспропорций являются системные кризисы, которые проявляются в различиях потенциала экономики разных элементов инфраструктуры. Достигнуть баланса среди элементов инфраструктуры можно с помощью двух факторов: сложившейся рыночной ситуации и управленческих действий. Раскрыто, что одной из главных целей управления инфраструктурой может служить координация ресурсных и управленческих потоков, а также обеспечение баланса между ними. К основным направлениям устранения инфраструктурных диспропорций в регионе относится повышение коэффициента использования производственного потенциала, добавление структурообразующих элементов, объединение элементов инфраструктуры, развитие связей в инфраструктуре. Выявлена необходимость увеличения возможности обмена ресурсами между элементами в системе и, при необходимости, маневрирования ресурсами. Ключевые слова: регион, инфраструктура, развитие, диспропорции, баланс.

PROBLEM OF IMBALANCES IN THE DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE IN THE REGION

Kolesov Evgeny Yu., Deputy director for information technologies, Ulan-Ude Institute of Railway Transport — Branch of Irkutsk State University of Railway Transport 58, Ave 50-letiye Oktyabrya, Ulan-Ude, 670034, Russia

The article discusses the problems of the development of infrastructure in the region. The causes of structural imbalances are systemic crises that occur in the potential differences between the economies of dif-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2(2)/2015

ferent elements of the infrastructure. The use of two factors can promote the balance achievement between the elements of the infrastructure: current market situation and administrative actions. It has been revealed that as one of the main goals of infrastructure management can be coordination of resources and management flows as well as theprovision of the balance between them. The increase of coefficient of production capacity implementation is referred to the main directions of infrastructural disparities elimination in the region; addition of structure forming elements; integration of infrastructural elements, development of relations in the infrastructure. The necessity to increase the possibility of resources exchanging between the elements in the system has been revealed and, if necessary, the possibility of resources maneuvering.

Keywords: region, infrastructure, development, imbalances, balance.

Текущее состояние инфраструктуры, как правило, отражает управляемый процесс развития. Сама же инфраструктура формируется в результате многолетнего взаимодействия ряда факторов. Возникающие в системе со стабильным устойчивым развитием проблемы решаются с помощью существующих механизмов, которые обеспечивают ее гибкость. Однако иногда эти механизмы перестают действовать. В таких случаях возникают так называемые системные кризисы. Структурные диспропорции являются одним из элементов системного кризиса. Они проявляются, в том числе в различиях потенциала экономики разных элементов инфраструктуры.

Достигнуть баланса среди элементов инфраструктуры можно с помощью двух факторов: сложившейся рыночной ситуации и управленческих действий.

Дисбаланс может возникнуть из-за внутренних (характер инфраструктуры не оптимален) и внешних (управленческое воздействие и рыночная ситуация не оптимальны) причин.

Анализ воздействия таких групп факторов, как проблемы и ограничения, позволяют обосновать существующую неоднородность инфраструктуры.

Так, рассматривая сегодняшнюю экономическую в регионах, можно отметить, что возникают следующие воздействия на инфраструктуру:

- во-первых, инновационная адаптация рынка к текущей ситуации требует соответствующей адаптации инфраструктуры и влияет на деятельность власти, определяя их политику;

- во-вторых, органы регионального управления, разрабатывая и реализуя стратегии развития инфраструктуры воздействуют на ситуацию на рынке, корректируя ее;

- в-третьих, потенциал инфраструктуры, региона задает ограничения и определяет возможные действия власти и ситуацию на региональных рынках.

Одной из главных целей управления инфраструктурой может служить координация ресурсных и управленческих потоков, а также обеспечение баланса между ними, т. е. в конечном итоге решение актуальных проблем [1].

Рассмотрим подробнее пути устранения инфраструктурных диспропорций в регионе.

Первое направление развития инфраструктуры — это повышение коэффициента использования производственного потенциала. В некоторых случаях с помощью использования средств инфраструктуры и внутренних резервов субъектов мы можем устранить возникший дисбаланс.

Несмотря на то, что это направление устранения диспропорций инфраструктуры является достаточно эффективным и малозатратным, система сохранит все свои недостатки. Также не стоит в данном случае вести речь о полном задействовании потенциала.

Вторым направлением устранения диспропорции структуры и развития инфраструктуры является добавление структурообразующих элементов. Хоть этот метод и требует высокого объема инвестиций, но он все же позволяет быстрее всего решить сложившиеся технические и экономические проблемы, а также способствовать достижению и обеспечению высоких темпов роста.

Решению проблем эффективного управления может способствовать объединение элементов инфраструктуры. Для загрузки производства необходимо формирование соответствующих кооперационных структур в виде территориально замкнутых логистических и технологических цепочек.

Повысить эффективность проводимой реструктуризации экономики возможно с помощью развития международных, межрегиональных и внутри республиканских связей, учитывающих приоритеты интересов территориального развития. Несмотря на то, что система территориальной экономики является составной частью общей экономической системы, мы считаем, что развитие отношений необходимо строить на взаимовыгодной основе, полностью учитывая интересы территорий. Именно поэтому так важно точно определить приоритеты сторон в рамках решения любых совместных вопросов [2].

Э. Б. Найданова, Н. М. Полянская. Государственная инновационная политика в агропромышленном комплексе

Третьим направлением служит разукрупнение элементов инфраструктуры. Реализация политики диверсификации может позволить на базе крупных транспортных предприятий сформировать несколько средних и малых, более эффективно использующих те же производственные мощности [3].

В некоторых случаях неэффективная деятельность инфраструктуры может быть объяснена действием различных ограничений. Сущность такого рода ограничений экономической деятельности лежит в отсылках на государственное регулирование экономики. Как правило, система ограничений начинает препятствовать жизнедеятельности самой инфраструктуры, снижая тем самым ее показатели. Разумеется, невозможно полностью устранить все ограничения, можно их только оптимизировать.

Как известно, чем больше количество элементов и связей между ними, тем сложнее сама система. С одной стороны, с увеличением количества связей, система усложняется и становится более громоздкой. Однако, с другой стороны, увеличение количества связей способствует увеличению гибкости системы и увеличивает возможности внутреннего ресурсного маневра. Например, транспортные системы и их роль в экономическом развитии рассматривались в ряде исследований [4]. То же самое относится к другим инфраструктурным системам [5].

Наряду с вышеперечисленными направлениями устранения диспропорций в инфраструктуре стоит также описать четвертое направление — развитие пропускной способности (мощности) связей в экономической системе. Речь в данном случае идет об увеличении возможности обмена ресурсами между элементами в системе и, при необходимости, возможности маневрирования ресурсами.

Литература

1. Беломестнов В. Г. Управление потенциалом региональных социально-экономических систем. — СПб.: НПК РОСТ, 2005.

2. Цыренов Д. Д. Статистическая оценка места муниципального образования в экономическом пространстве Республики Бурятия // Вестник Бурятского государственного университета. — 2014. — Т. 2, № 1. — С. 34-37.

3. Слепнева Л. Р., Цыренов Д. Д. Совершенствование организационно-хозяйственной инфраструктуры в сельском хозяйстве региона // Вестник Бурятского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 33-37.

4. Рогов В. Ю. Становление геоэкономической стратегии управления национальным хозяйством. — Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001.

5. Беломестнов В. Г., Малыхина И. Н. Роль социальной инфраструктуры в развитии региона // Вестник Бурятского государственного университета. — 2012. — № 2. — С. 41-44.

УДК 338.42

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

© Найданова Эржена Батожаргаловна, кандидат экономических наук, доцент ВосточноСибирского государственного университета технологий и управления Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. E-mail: [email protected] © Полянская Наталья Михайловна, кандидат экономических наук, доцент Бурятского государственного университета

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]

Для национальной экономики любой страны вопросы развития агропромышленного комплекса являются весьма острыми, первостепенными, определяющими ход многих социально-экономических процессов. Во всех высокоразвитых странах инновационная деятельность хозяйствующих субъектов рассматривается как одно из главных условий модернизации национальной экономики, и решающая роль в решении многих системных проблем развития агропромышленного комплекса отводится инновационной политике государства как главного заинтересованного субъекта. В статье рассмотрены основные проблемы развития сельхозпредприятий, проанализированы основные показатели инновационной деятельности, в том числе и в агропромышленном комплексе. Особый акцент сделан на важности развития системы сбора и формирования информационных ресурсов по научно-техническим достижениям, инновационным проектам. Предложены мероприятия для повышения инновационной активности предприятий в отраслях агропромышленного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.