МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
ПРОБЛЕМА ДИСБАЛАНСОВ В ЭКОНОМИКЕ ИНДИИ
Н.В. Галищева
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
Задачей настоящего исследования является анализ основных дисбалансов в индийской экономике, их причин и последствий. В статье рассматриваются главные направления политики индийского правительства в 1990-2000-х гг. по возможному преодолению этих дисбалансов. Автор акцентирует внимание на дисбалансах в финансовом, реальном и внешнеэкономическом секторах индийской экономики, а также изучает особенности использования трудовых, финансовых и научно-технических ресурсов для её успешного развития.
В статье подчёркиваются противоречивый характер условий развития современной индийской экономики и сосуществование в реальном секторе Индии капиталистического уклада наряду с докапиталистическим (мелким производством), в том числе кустарной промышленностью. При этом современная экономическая политика государства направлена не столько на ликвидацию последнего, сколько на ограничение деятельности крупного бизнеса в сфере мелкой промышленности и создание для неё благоприятного экономического климата.
Автор рассмотрела основные проблемы в социальном секторе индийской экономики и в развитии человеческого потенциала. Отмечено, что в сфере образования имеются нерешённые проблемы, связанные с неравенством образовательных возможностей и недоступностью среднего и высшего образования для значительных категорий населения, а также со снижением академических стандартов.
В статье приведены статистические данные по состоянию внешнего долга, фискального дефицита, золотовалютным резервам, а также по динамике внешней торговли Индии, притоку прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и денежных переводов, осуществляемых индийской диаспорой.
Ключевые слова: экономика Индии, либеральные реформы, дисбалансы национальной экономики, дисбалансы в использовании ресурсов, трудовой ресурс, финансовый ресурс, дисбалансы в реальном секторе индийской экономики, мелкое производство в Индии, кустарная промышленность в Индии, неорганизованный сегмент денежного рынка Индии, дисбалансы во внешнеэкономическом секторе индийской экономики, прогнозы развития индийской экономики.
Современная Индия, на долю которой приходится около 11-12% прироста мирового ВВП [3, с. 19], является одним из важнейших акторов мирового хозяйства. По предварительным оценкам, объём произведённого ВНД (по ППС) по результатам 2014 г. составил 5,4 трлн долл. (свыше 6% мирового). Обнадёживают и темпы прироста индийской экономики, в по данным МВФ на 2014 г. достигшие 5,8%. В 2015 г. ожидается их ускорение до 6,3%, а в 2016 г. до 6,5% [23]. С таким прогнозом солидарен Резервный банк Индии (РБИ), который на эти годы оценивает темпы развития национальной экономики в 5,5%, 6,3% и 6,8% соответственно [15].
Стабильно занимая в последние несколько лет третье место в рейтинге ведущих мировых экономических держав вслед за США и КНР по ВНД (по ППС), Индия, как и прежде, уступает по ВНД на душу населения (5150 долл.) не только большинству развивающихся стран из Латинской Америки и ЮВА (в среднем более 12-14 тыс. долл.), но также и некоторым своим соседям, например, Шри-Ланке (9250 долл.) [7, р. 141]. Причину этого явления, казалось бы, легко объяснить ссылкой на значительную численность населения: в конце 2014 г. в Индии проживало 1,25 млрд чел. (17,7% населения мира). Однако у Китая, одного из экономических и политических конкурентов Индии на мировой арене, ВНД на душу населения в более чем в 2 раза превышает индийский (по ППС 11477 долл.), притом что численность населения КНР также весьма внушительна - 1,36 млрд (19,3% мирового) [там же]. Более того, в середине 1980-х гг., когда обе страны начали постепенную трансформацию прежней импортозамещающей модели развития, уровни их подушевого ВВП были практически одинаковы, около 300 долл. В чём же причина отставания Индии?
Дисбалансы в развитии экономики: корень всех зол или катализатор развития?
Главная причина неспособности Индии ликвидировать своё отставание от Китая по душевому ВВП кроется в наличии дисбалансов в её экономике, которые в рамках данного исследования определяются как диспропорции, препятствующие ускоренному экономическому росту. Следует особо подчеркнуть, что дисбалансы в современном экономическом мире - явление абсолютно нормальное для любой национальной экономики. Более того, зачастую они сопутствовали экономическому развитию многих стран.
Вопрос преодоления существующих экономических диспропорций занимал умы многих учёных. Так, немецкий экономист, политик и публицист Даниель Фридрих Лист в своём труде «Национальная система политической экономии» акцентировал внимание на необходимости взаимного стимулирования производства и потребления, на взаимодополняемости транспортного и производственного секторов, на достижении снижения зависимости от экспорта
сырья [2, с. 28, 38, 160]. Последователь Листа, американский экономист эстонского происхождения Рагнар Нурксе, в свою очередь, отмечал, что «экономический прогресс - это не спонтанная, автоматическая вещь» [17, р. 10]. Только лишь грамотное проведение денежно-кредитной или налогово-бюджетной политики само по себе не поможет преодолеть порочный круг бедности в развивающихся странах. Основной помехой на пути сбалансированного развития, по его мнению, является нехватка капитала. В этой связи Р. Нурксе писал: «Сложности, вызываемые небольшими размерами рынка, заключаются, главным образом, в необходимости поощрения частных инвестиций в любую отрасль национальной экономики. По меньшей мере, сложности исчезают в случае более или менее синхронизированного вложения капитала в широкий спектр различных отраслей промышленности» [17, р. 15]. Подобно тому, как предприниматели, работающие в взаимосвязанных проектах, являются клиентами друг друга, так и взаимодополняемые отрасли в итоге помогают друг другу развиваться. Таким образом, резюмировал Р. Нурксе, оптимальная стратегия экономического развития должна подразумевать активизацию одновременного инвестирования в ряд взаимозависимых отраслей производства по принципу эластичности их спроса, в результате чего, по его образному выражению, зарождается «волна капиталовложений», действующая как «большой толчок» для национальной экономики в целом [7, р. 13].
Другие экономисты рассматривают дисбалансы как катализатор ускорения национальной экономики. Американский экономист немецкого происхождения Альберт Отто Хиршман отмечал, что ввиду нехватки капитала правительства развивающихся стран должны внимательно подходить к выбору инвестиционных проектов. Следует отдавать преимущество тем, которые закладывают основу для будущих проектов и имеют связи с прошлыми. Хиршман подчеркивал, что «возможность балансирования на поздних стадиях развития достигается благодаря несбалансированному росту в прошлом», и тогда «дисбалансы становятся стимулом роста» [12, р. 93].
Несбалансированность современной индийской экономики проявляется как в использовании имеющихся ресурсов, так и непосредственно в финансовом, реальном и внешнеэкономическом секторах.
Дисбалансы в использовании экономических ресурсов
Важнейшими ресурсами для успешного развития национальной экономики на современном этапе принято считать трудовой, финансовый и научно-технический ресурс.
Трудовой ресурс
Очевидно, что на ускорение динамики экономического развития Индии в настоящее
время положительное влияние оказывает, в первую очередь, использование многочисленного и относительно дешёвого трудового ресурса в экспортных производствах обрабатывающей промышленности. Благоприятная возрастная структура (доля лиц младше 15 лет составляет треть населения) позволит Индии и в обозримом будущем получать этот своеобразный «демографический бонус». По прогнозам аналитиков, в 2020 г. средний возраст населения составит 29 лет [7, р. 131]. Кроме того, следует учесть, что молодёжь более восприимчива к инновациям и способна эффективнее вписываться в процесс производства в передовых отраслях экономики. Индия располагает большой армией трудоспособного населения (экономически активное население превышает 500 млн чел.). Причём до 70% его сосредоточено в традиционном секторе экономики, что свидетельствует о преобладании в стране докапиталистических форм занятости. Демографическая нагрузка в Индии в 1950-1970-х гг. возрастала, однако с 1980-х гг. стабилизировалась благодаря активно проводимой демографической политике, направленной на сокращение темпов рождаемости. В настоящее время демографическая нагрузка составляет около 0,6, хотя и это всё ещё высокий уровень.
Что касается качества трудовых ресурсов, то мнения учёных в отношении его оценки порой расходятся. По некоторым зарубежным оценкам, Индия находится в настоящее время на одном из первых мест в мире по уровню инженерного потенциала и на четвёртом - по количеству квалифицированной рабочей силы. Существенное влияние на качество рабочей силы оказывает и вовлечённость Индии в мировые миграционные процессы. Проживающие за рубежом представители индийской диаспоры зачастую инвестируют в различные производства в Индии, снабжают свою родину новыми знаниями и технологиями, делятся опытом и навыками, передовыми идеями и моделями современного управления бизнесом. Возвращаясь в Индию, мигранты привозят с собой не только капитал, но также «ноу-хау» и деловые связи, которые активно используют при создании новых предприятий и при последующем выходе на внешний рынок.
К важнейшим предпосылкам повышения качества рабочей силы можно отнести неуклонное увеличение расходов на образование (если в 1951/52 ф.г.1 они составляли лишь 0,6% ВВП, то в 2014/15 ф.г. - 3,1% ВВП, в т.ч. расходы на высшее образование - 0,37%) [7, р. 145]. Индии удалось достичь определённых успехов: если в 1951 г. в среднем по стране уровень грамотности взрослого населения составлял 18,3%, то по результатам 2015 г. - уже 73,0% (80,9% - среди мужчин и 64,6% - среди женщин) [7, р. 132]. Однако по этим показателям Индия по-прежнему уступает конкурентам из числа
крупных развивающихся стран (уровень грамотности среди взрослого населения старше 15 лет в КНР превышает 94%, Бразилии - 90%, а в ЮАР - 89%) [22, р. 297-298]. К числу нерешённых задач в сфере образования следует отнести: неполный охват детей средним образованием (около 60%) при полном охвате начальным; ограниченная доступность высшего образования для широких слоёв населения; появление в последние годы большого числа частных институтов, нередко предлагающих низкокачественные образовательные услуги; политизированность и религиозная направленность отдельных учебных заведений. Лишь 36% занятых имеют законченное среднее образование и 10% - высшее.
Учитывая нынешнюю демографическую ситуацию, весьма непростой для Индии задачей является сокращение масштабов безработицы (в 2014 г. около 10%) при растущем замедлении спроса на неквалифицированную рабочую силу. Острой проблемой остаётся скрытая безработица: большинство занятых в кустарной промышленности и сельском хозяйстве согласно официальной статистике являются безработными. Правительство предпринимает шаги по снижению безработицы: действующее в настоящее время в стране трудовое законодательство ограничивает свободу предпринимателей по увольнению рабочих или закрытию низкорентабельных производств: в случае необходимости разрешается увольнять не более 100 рабочих [1]. Индийский бизнес вынужден реагировать, например, сокращением штата сотрудников: на 84% производств Индии в настоящее время занято менее 50 работников.
Дальнейшее поступательное развитие индийской экономики невозможно без оптимизации численности занятых на производствах, а также без активного создания новых рабочих мест в современных секторах. Решение этой проблемы правительство связывает, с одной стороны, с дальнейшим совершенствованием системы образования, что способствовало бы росту квалификации рабочей силы, а с другой - с внесением соответствующих поправок в федеральный закон о труде, которые бы позволили компаниям увольнять до 300 сотрудников [1].
Финансовый ресурс
Очевидно, что на ускорение роста индийской экономики в настоящее время благотворно сказывается наращивание нормы валового накопления, которая практически учетверилась в 1950-2014 гг. и в последнее десятилетие не опускалась ниже 30% ВВП. Если в 1950/51 ф.г. норма валового накопления составляла 8,7% ВВП, то в 2010/11 ф.г. - 32%, а в 2013/14 ф.г. - 32,3% [7, р. 9]. Среди стран БРИКС Индия традиционно занимает второе после Китая место по этому показателю.
1 Финансовый год начинается в Индии 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего календарного года.
За последнее десятилетие соотношение государственного и частного секторов в валовых капиталовложениях составляло 1 : 3 [7е, р. 11], что говорит об упрочении позиций национального капитала в экономике. Это свидетельствует также об успешном перенесении индийским правительством бремени финансовой подпитки экономики с государственного сектора «на плечи» частного. Более того, можно с полным основанием утверждать, что страна, полагавшаяся в прошлом в значительной мере на иностранную финансовую помощь, вошла в число государств, самостоятельно осуществляющих крупные капиталовложения в национальную экономику. Этого удалось добиться благодаря проводившеёся на протяжении всего дореформенного периода политике «взращивания» государством национального капитала: закреплению его на внутреннем рынке и поддержке в конкурентной борьбе с зарубежными ТНК. Индийский опыт наглядно подтверждает тезис о том, что «иностранные многонациональные корпорации являются важной частью процесса экономического развития, особенно на ранних этапах. Они, однако, не могут в конечном счёте быть единственным двигателем в деле создания национального преимущества в передовых отраслях» [4, с. 740]. В настоящее время основной объём госинвестиций направляется на развитие сельского хозяйства, малого бизнеса (особенно в кустарное производство), а также инфраструктуры, т.е. в затратные сферы экономики, предоставляя частному капиталу право развития инициативы в динамичных отраслях экономики.
Высокой нормы валового накопления удалось достичь посредством аккумулирования сбережений: норма валового сбережения выросла с 8,6% ВВП в 1950/51 ф.г. до 33,7% в 2010/11 ф.г. и 30,6% в 2013/14 ф.г. [7, р. 9] В начале XXI в. норма валового сбережения стабильно превышала норму валового накопления, что, несомненно, является благотворным фактором дальнейшего развития индийской экономики. Две трети валовых сбережений Индии обеспечиваются домашними хозяйствами, остальное - фирмами и государством. Между тем, рост нормы валового сбережения в Индии, как и в Китае, является, прежде всего, следствием недостаточной развитости социального обеспечения. Для Индии характерно скромное участие государства в формировании пенсий, финансировании пакета социальных услуг и др.
Следует подчеркнуть, что, несмотря на впечатляющие показатели норм валового сбережения и накопления, Индия по-прежнему страдает от нехватки капитала, необходимого для финансирования новых проектов. Среди мер, которые бы могли устранить диспропорции в эффективном использовании финансового ресурса, можно выделить санацию банковской системы и активизацию работы фондового рынка. В самом деле, у индийских
государственных банков (доля госсектора в банковской сфере Индии составляет в настоящее время около 75%) накопилось много т.н. «плохих» долгов. Показатель невозврата долгов за период мирового финансово-экономического кризиса возрос с 2,3% в 2009 г. до 5% в 2014 г. [12]. По оценкам экспертов, для их рекапитализации требуется до 100 млрд долл. вливаний. В этой связи в политическом и экономическом истеблишменте зазвучали призывы к приватизации государственных банков или, по крайней мере, к снижению участия государства в их капитале. Это потребует внесения поправок в банковское законодательство, так как на сегодняшний день доля государства в капитале банков не может быть ниже 51%. Находясь фактически под госконтролем, банковская система успешно обеспечивает приток денежных средств в стратегически важные сектора экономики, обеспечивая их устойчивое развитие, а также выполнение государственной программы «Соучастие в росте». В Индии существует обязательный порог кредитования «приоритетных» секторов (40% для национальных банков и 32% для иностранных), к которым относятся сельское хозяйство, малый бизнес и экспортные производства. Для выполнения норматива по финансированию приоритетных направлений экономики Комитет по реформированию финансового сектора ввёл систему обязательной покупки специальных сертификатов (фактически уплаты штрафа) теми банками, которые его не выполняют.
Научно-технический ресурс
Одной из отличительных особенностей экономического развития Индии является быстрое наращивание научно-технического потенциала. Осознавая, что научно-технический ресурс превращается в современных условиях в ведущий фактор экономического развития и оказывает решающее влияние на конкурентоспособность страны, индийское правительство активно взялось за его «упрочение». В настоящее время в Индии активно реализуется научно-техническая и инновационная политика, а доля расходов на НИОКР к 2015 г. достигла 0,9% ВВП (около 40 млрд долл. по ППС и 19 млрд долл. по обменному курсу) [10; 6]. Доля государства в финансировании НИОКР составляет около 80%, причём 75% НИОКР идёт в атомную энергетику, космос и ОПК. Благодаря расширению сети исследовательских учреждений и привлечению к развитию НИОКР многочисленной зарубежной диаспоры индийское правительство надеется в будущем активно развивать фармацевтику, компьютерные, био- и нанотехнологии. Уже сейчас Индия располагает мощной научной и учебной базой, позволяющей ей не только готовить кадры для национальной экономики, но и оказывать весомую помощь другим развивающимся странам. Международный обмен технологиями (например, в рамках Диалогового форума ИБСА2), привлечение ПИИ и, вместе с ними, новых раз-
работок, также оказывает неоценимый вклад в укрепление научно-технического потенциала, мощное наращивание которого планируется в ближайшие 10 лет.
Несмотря на достигнутые успехи, отставание от Китая по ряду передовых направлений пока не удаётся ликвидировать. Показатель наукоёмкости ВВП Индии (т.е. доля расходов на НИОКР в ВВП) ниже, чем у Китая (около 2% ВВП, или 268 млрд долл. по ППС и 184 млрд по обменному курсу [18]). В этой связи вполне рационален индийский курс на заимствование иностранных технологий для развития высокотехнологичных отраслей. В планах правительства довести к 2020 г. показатель наукоемкости до 2-2,5% ВВП [6].
Государственная инновационная политика ориентируется на выполнение национальных научно-технических программ и проектов. Одной из её специфических черт в последние годы является стимулирование инновационной активности частного сектора с привлечением в инновационную сферу иностранных капиталов. Активно поддерживаются государственные и частные организации, занимающиеся патентованием и коммерциализацией инноваций. Среди таких организаций особо выделяются Индийский фонд развития технологий, Индийская ассоциация венчурного инвестирования, Национальный венчурный фонд программного обеспечения и информационных технологий и др. В 2008-2014 гг. в стране ежегодно регистрировалось в среднем свыше 2400 патентов (10 место в мире) [14].
Ключевым элементом инновационной системы Индии является сеть технопарков, деятельность которых направлена на развитие высокотехнологичного экспорта. Один из крупнейших технопарков в Тривандруме (штат Керала), основанный в 1990 г., в настоящее время объединяет свыше 285 компаний.
В целом, современная индийская инновационная стратегия пока ещё представляет собой скорее «стратегию заимствования», направленную на освоение производства продукции, которая ранее производилась в развитых странах, с последующим наращиванием собственного инженерно-технического потенциала.
Для устранения диспропорций в использовании научно-технического ресурса требуется корректировка самой стратегии развития научно-технического потенциала с прицелом на развитие корпоративного сектора, который пока ещё относительно слаб. Основная причина дисбаланса состоит в том, что доминирующим игроком на этом «поле» является государство. Однако при проведении реформы важно сохранить в достаточной мере и роль госсектора для обеспечения управляемости всей системы.
Дисбалансы в финансовом секторе индийской экономики
Условия развития современной индийской экономики весьма противоречивы. Безусловным достижением пореформенного периода можно считать в значительной мере урегулирование проблемы внешнего долга. При этом рост абсолютного объёма внешней задолженности в Индии в этот период сохранился, а его показатели увеличились практически в 4 раза до 390 млрд долл. Это объясняется, главным образом, ростом деловой активности в стране и потребностью в финансовых средствах для развития экономики. Однако, что важно, усиления долговой нагрузки в пореформенный период не происходило. Более того, она сократилась: коэффициент устойчивости долга (объём долга к ВВП) снизился с 28,7% ВВП в 1990/91 ф.г. до 17,3% в 2010/11 ф.г. и 21,2% в 2013/14 ф.г. Существенно уменьшился и фактический объём обслуживания задолженности (объём платежей по долгу к объёму экспорта товаров и услуг): с 35,3% в 1990/91 ф.г. до 4,5% в 2006-2014 гг. К особенностям индийских внешних заимствований на современном этапе можно также отнести то, что Индия предпочитает их осуществлять на многосторонней основе (их доля в общем объёме в последние годы стабильно составляет более 90%). Кроме того, проводится грамотная политика по внешним заимствованиям, не допускающая резкого увеличения краткосрочной составляющей. Её доля в пореформенный период не превышала 20%. Общий объём внешних заимствований не превышает критических показателей, что придаёт дополнительную стабильность и устойчивость индийской экономике в целом.
Благодаря грамотному проведению либеральных реформ за последние два десятилетия возрос и объём золотовалютных резервов в Индии. Так, на середину марта 2015 г. Индия, имея 339,992 млрд долл. золотовалютных резервов, занимала по этому показателю 9 место в мире, пропустив вперёд КНР, Японию, Саудовскую Аравию, Швейцарию, Тайвань, Бразилию, Республику Корея и Россию. На 27 марта 2015 г., по данным РБИ, золотовалютные резервы Индии включали монетарного золота на 19,837 млрд долл., СДР - 3,979 млрд, резервной позиции в Фонде (МВФ) - 1,290 млрд, запасов иностранной валюты - 314,887 млрд [9]. Значительный масштаб официальных золотовалютных резервов Индии полностью снимает проблему её платежеспособности.
На фоне заметного улучшения позиций Индии на мировом рынке ссудного капитала сохраняют остроту проблемы высокой инфляции и фискального дефицита. Реализация в 1950-1980-е гг. «курса Неру», целью которого было построение «общества социалистического образца» (госкапиталистическая экономика с
2 ИБСА - трёхсторонний Диалоговый форум (The IBSA Dialogue Forum) в составе Индии, Бразилии и Южно-Африканской Республики.
элементами социального равноправия), сопровождалась расширением госсектора и наращиванием госрасходов. Если в 1960/61 ф.г. расходы консолидированного бюджета Индии составляли 18,6% ВВП, то в 1980/81 ф.г. - 42,6% ВВП. Проведение либеральных реформ в 1990-2000-х гг. привело к некоторому сокращению госрасходов по отношению к ВВП. Тем не менее, их доля остается весьма значительной - около 30% ВВП, что объясняется наращиванием объёмов финансирования социальной и экономической инфраструктуры.
В 1990-е гг. фискальный дефицит3 держался на уровне 6% ВВП. К 2005 г. правительству удалось понизить его вдвое. За последние годы ввиду осуществления антикризисных мер он вновь поднялся до 8-9% ВВП (по оценочным данным, по результатам 2014/15 ф.г. 6,4% ВВП) [7, р. 38].
Что касается инфляции, то в 2000-2007 гг. благодаря жёсткой денежно-кредитной политике её среднегодовой уровень составлял около 4%. Под влиянием ряда обстоятельств, как внутреннего характера (необходимость купирования последствий мирового финансово-экономического кризиса, наращивание расходов на социальные нужды и финансирование инфраструктурных объектов, неурожай 2009 г., девальвация рупии в 2010-2014 гг. и проч.), так и внешнего (рост цен на ввозимое сырьё, воздействие кризиса в ведущих мировых центрах на индийскую экономику по торговым и инвестиционным каналам и проч.) уровень инфляции в 2008-2014 гг. вновь вырос до 8-10%. Падение курса рупии в 2013 г., вероятнее всего, в краткосрочном периоде приведёт к росту инфляции до 11-12%. Отметим, что падение курса было невелико по сравнению, например, с бразильским реалом.
Нельзя не оценить достижения Индии в деле реформирования денежно-кредитной и налогово-бюджетной систем экономики. К 2015 г. достигнуто полное дерегулирование процентных ставок. Важнейшей тенденцией пореформенного периода стало постепенное увеличение в налоговых доходах доли прямых налогов, что объясняется, с одной стороны, грамотно проводимой налоговой реформой (упрощение налоговой структуры, борьба с сокрытием доходов и налоговыми лазейками, сокращение масштабов административных издержек и проч.), а с другой - постепенным ростом благосостояния граждан. В целом налоговая нагрузка в Индии в 19902000-х гг. возросла с 8 до 15-17% ВВП [7, р. 26]. Необлагаемый индивидуальным подоходным налогом минимум по меркам развивающегося государства довольно существенен: 250 тыс. руп. в год (около 4,1 тыс. долл.) для лиц в возрасте до 60 лет, 300 тыс. руп. (около 5 тыс. долл.) и 500 тыс. руп. (около 8,3 тыс. долл.) для лиц старше 60 и 80 лет соответственно [7, р. 26]. Эта законо-
дательная норма способствует стимулированию внутреннего спроса, а также решению, пусть отчасти, проблемы бедности в стране. Но она же приводит к сужению налоговой базы: число налогоплательщиков в настоящее время составляет около 20,5 млн человек (3,7% экономически активного населения), а доля подоходного налога в общих налоговых доходах составляет примерно 20-22% (около 2,1% ВВП) [7, р. 26]. В этой связи ряд индийских экспертов выступают за необходимость постепенного расширения налоговой базы.
Критику некоторых индийских аналитиков вызывает также сохраняющаяся высокая норма обязательной наличности для коммерческих банков: как и в начале пореформенного периода, она составляет 22%, что неминуемо ведёт к отвлечению из оборота денежных средств, столь нужных для развития экономики. Справедливости ради следует отметить, что традиционно высокая норма обязательной наличности позволяет индийским банкам (как и в дореформенный период) успешно конкурировать с крупными иностранными банками. Она также помогает банковской системе Индии «держать удар» в периоды внешних экономических потрясений, в том числе в условиях нынешнего мирового финансово-экономического кризиса.
Дисбалансы в реальном секторе индийской экономики
Важнейшее проявление дисбалансов в реальном секторе экономики - её многоукладность, т.е. сосуществование капиталистического уклада с докапиталистическим, в том числе с мелким производством. Экономический строй индийского мелкого производства весьма неоднороден. По своим социальным и материально-техническим показателям он может быть разделён на две группы: традиционную (кустарную, или домашнюю) промышленность и современную мелкую (мелкокапиталистическую) промышленность. Под термином современная мелкая промышленность в Индии понимают совокупность немеханизированных предприятий с числом занятых менее 20 человек или механизированных предприятий, на которых работают менее 10 человек. Параллельно существует и классификация по величине основного капитала. Если основной капитал не превышает 1 млн руп. для сферы услуг или 2,5 млн руп. для промышленности, компания относится к категории микропредприятия, а, соответственно, при показателях 1,0-20 млн руп. или 2,5-50 млн руп. - к категории мелкое предприятие [8, р. 1]. Продукция мелкой промышленности поступает преимущественно на внутренний рынок, хотя её вклад в экспортные поставки страны весьма существенен и достигает в среднем 40-45% [20]. По существу, мел-
3 В Индии фискальный дефицит (в индийской экономической литературе - the fiscal deficit) исчисляется путём вычета всех совокупных расходов по обеим частям бюджета из суммы доходов по регулярному бюджету и внутренних займов.
кая промышленность порождается развитием крупного производства и является структурной частью промышленного капитала. Значительная часть таких предприятий (общая их численность по результатам 2013/14 ф.г. достигла более 46,8 млн, на них трудилось свыше 100 млн человек) сосредоточена в машиностроении, химической промышленности, производстве инструментов, запчастей и т.д. [5, p. 15]. Мелкие предприятия располагаются преимущественно в городах; наибольшее их число находится в штатах Тамилнаду, Гуджарат, Уттар Прадеш [8, p. 4]. Вклад мелких предприятий в общий объём промышленной продукции составляет в настоящее время 37,5% [8, p. 16].
В традиционной (или кустарной) промышленности, сосредоточенной преимущественно в деревнях, практически не применяется наемный труд. Она обслуживает, главным образом, крестьянские хозяйства. В настоящее время в Индии насчитывается около 3,5 млн таких предприятий, выпускающих товарную продукцию на 2 млн руп. [8, p. 15].
Присущие индийской экономической модели черты многоукладности характерны и для банковского сектора, в котором сосуществуют организованный и неорганизованный сегменты.
Организованный сегмент представлен крупными, так называемыми списочными, банками (scheduled banks) и «несписочными» банками. Списочные банки зафиксированы в специальных списках центрального банка страны -Резервного банка Индии; они обладают более широкими правами по ведению бизнеса в сравнении с неорганизованным сегментом. Сюда относятся:
- традиционные местные частные фирмы, аккумулирующие депозиты населения и выдающие кредиты, как правило, без какого-либо поручительства, но лишь ограниченному, хорошо знакомому кругу клиентов;
- небанковские финансовые посредники, среди которых особенно выделяются рекомендательные фонды (их подписчики ежегодно делают взносы, в дальнейшем аккумулируемые и передаваемые в распоряжение одному участнику в соответствии с очередностью);
- ростовщики, хотя их стало гораздо меньше, чем прежде. В отличие от банковских организаций и небанковских финансовых посредников ростовщики не привлекают депозиты населения и ссужают клиентов собственными средствами.
Деятельность неорганизованного сегмента не регулируется какими-либо законодательными актами, обычно её масштабы не освещаются официальной статистикой. Наибольшее распространение эти формы получили в мелких городах и в сельской местности, обслуживая фермеров и мелких предпринимателей. Такие клиенты не имеют доступа к современным банковским услугам либо из-за отсутствия на месте отделений современных банков, либо по причине безграмотности.
Мелкое производство традиционно входит в число сфер индийской экономики, на которые выделяются значительные государственные ассигнования. В Индии существует разветвлённая институциональная система, контролирующая развитие мелкого производства. Так, созданная ещё в 1955 г. Национальная корпорация мелкой промышленности (The National Small Industries Corporation Ltd.) продаёт мелким предприятиям и фермерам оборудование в кредит с уплатой 20% его стоимости в виде первоначального взноса, а также помогает со сбытом, организуя выставки и предоставляя информацию о потенциальных покупателях. Крупнейший в Индии Стейт Бэнк оф Индия (The State Bank of India) и его ассоциированные члены кредитуют оборотный капитал мелких предприятий, предоставляя обычно среднесрочные кредиты сроком на 10 лет, помогают в закупке оборудования, сырья, а также в сбыте произведённой продукции государственным организациям. Кроме того, Стейт Бэнк оф Индия для организации новых предприятий выдаёт предпринимателям кредиты на льготных условиях.
Таким образом, экономическая политика государства направлена не на ликвидацию мелкого производства, а на ограничение вмешательства крупного бизнеса в сферу мелкой промышленности и создание для неё благоприятного экономического климата. Содействие мелкой промышленности вносит вклад в решение комплекса социальных проблем: ликвидации безработицы, бедности, голода, а также региональных диспропорций. Несмотря на то, что после 2000 г. наблюдается тенденция к дерезервации за мелким производством числа отраслей (в 1998 г. крупный бизнес не мог проникать в 836 отраслей, а в 2011 г. - уже только в 20), расходы на поддержку мелкого производства по-прежнему высоки. По результатам 2014/15 ф.г. они достигли 33,3 млрд руп. (около 540 млн долл.) [8, p. 2].
Другим проявлением дисбалансов в реальном секторе индийской экономики можно считать наличие весьма значительного по меркам развивающегося государства госсектора. Как и подавляющее число стран мира, Индия - это пример смешанной экономики. Хотя масштабы госсектора в пореформенный период несколько уменьшились, он продолжает занимать в национальной экономике важное место. К числу стратегических направлений развития госсектора в настоящее время относят дорожное строительство и аграрную инфраструктуру, стройинду-стрию, мелкое производство, транспорт и проч. т.н. «периферийные» области национальной экономики. Государство по-прежнему субсидирует государственные предприятия, число которых в настоящее время составляет 290, в том числе и убыточные (71 предприятие), где зачастую с целью сокращения масштабов безработицы и бедности намеренно поддерживается избыточная занятость [7, p. 95-96]. Данные виды деятельности, хотя и значимые для ускоренного
развития экономики, ложатся серьёзным бременем на государственный бюджет, приводя к увеличению его дефицита.
Дисбалансы во внешнеэкономическом секторе индийской экономики
Основные дисбалансы во внешней торговле Хотя доля Индии в мировой торговле по-прежнему невелика (1,7% в мировом экспорте и 2,5% в мировом импорте в 2013 г. [7, р. 15]), роль торговли в развитии национальной экономики трудно переоценить. В 1990-2000-х гг. объёмы внешней торговли Индии заметно возросли (см. табл. 1).
Таблица 1.
Внешняя торговля Индии (млрд долл.)
Экспорт Импорт Сальдо
1990/91 ф.г. 18,143 24,075 -5,932
1995/96 ф.г. 31,797 36,678 -4,881
2000/01 ф.г. 44,560 50,536 -5,976
2005/06 ф.г. 103,091 149,166 -46,075
2010/11 ф.г. 250,468 380,935 -130,467
2013/14 ф.г. 314,400 450,200 -135,800
2014/15 ф.г. (апрель-январь) 265,000 383,400 -118,400
Источник: [7, p. 51, 57].
Важным показателем значения внешней торговли в индийской экономике является экспортная квота, возросшая с 6,2% ВВП в 1950/51 ф.г. до 6,3% ВВП в 1990/91 ф.г. и 14,0% ВВП в 2013/14 ф.г. (рассчитано по обменному курсу; по ППС этот показатель будет ещё ниже). Данные по экспортной квоте говорят о том, что экономика Индии работает преимущественно на внутренний рынок.
Диверсифицируя промышленный сектор, Индия превратилась из поставщика на мировой рынок сырья, полуфабрикатов и продовольствия в экспортёра преимущественно промышленных товаров (в последние годы свыше 65-70%). При этом растёт специализация индийского промышленного экспорта: более 80% экспорта приходится на 30 товарных групп (текстильная продукция, готовая одежда, автомобили, оборудование, фармацевтика и др.). Одновременно наблюдается тенденция сокращения традиционных наименований и появления наукоёмких промышленных товаров.
Темпы роста импорта в 2000-е гг. по-прежнему опережают рост экспорта (в среднем за год 21,1% и 19,3% соответственно), что приводит, с одной стороны, к росту дефицита торгового баланса, основными причинами которого являются необходимость ввоза сырья и высоко-
технологичного дорогостоящего оборудования для модернизации экономики, а с другой стороны - осложняет поиск собственной ниши на международных товарных рынках.
Положительные перемены произошли в товарной структуре импорта. Если в 1950-на-чале 1960-х гг. импортировались в основном готовые машины и оборудование, то со второй половины 1960-х гг. - запчасти и полуфабрикаты, необходимые для функционирования промышленности. Промышленное развитие Индии в тот период происходило уже не только за счёт импортного, но также и национального машиностроения. С середины - конца 1980-х гг. Индия начала активно завозить и новейшее оборудование вместе с технологиями (около 15% в товарной структуре импорта). Одной из острых проблем современной индийской экономики остаётся зависимость от импорта некоторых видов сырья и полуфабрикатов (около 40% в товарной структуре импорта), в том числе нефти и нефтепродуктов. В общем объёме импорта сохраняется высокая доля минеральных удобрений.
Внешнеторговая политика проводится в русле либеральных реформ и сочетает в себе стимулирование экспорта (посредством кредитования и страхования экспортных операций, расширения сети экспортных компаний и создания многочисленных СЭЗ) с постепенным открытием внутреннего рынка для иностранных товаров и услуг. Она играет важную роль в преобразовании индийской экономики: «облагораживает» структуру экспорта, постепенно превращая Индию в экспортёра высокотехнологичной продукции (пока лишь «среднего» эшелона), что способствует ускорению темпов экономического роста, а также сокращению дефицита торгового баланса.
Происходит и географическая диверсификация внешней торговли Индии. Достигнут баланс между двумя направлениями - «Взгляд на Запад» (Look West Policy), т.е. взаимодействие с ЕС, США и др., и «Взгляд на Восток» (Look East Policy), т.е. сотрудничество с КНР, странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Доля развивающихся стран как в экспорте, так и импорте в 2014/15 ф.г. превысила 60% [7, p. 56]. Из числа развитых стран основными торговыми партнерами Индии по-прежнему являются страны ЕС, США и Япония.
Наметился позитивный тренд и в развитии торговых связей в южноазиатском регионе, т.н. «ближнем зарубежье». При активном участии Индии в 2004 г. было подписано Соглашение по установлению зоны свободной торговли в рамках СААРК4. В 2005 г. соглашение о зоне свободной торговли было заключено между Индией и Шри-Ланкой.
4 СААРК - Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (The South Asian Association for Regional Cooperation - SAARC) в составе Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки, Непала, Бутана, Мальдивской Республики и Афганистана.
В связи с серьёзными политическими разногласиями и нерешённостью Кашмирской проблемы остаётся в значительной степени нереализованным потенциал торгового сотрудничества с Пакистаном. Правда, объём взаимного товарооборота за 1985/86-2013/14 ф.г. возрос более чем в 25 раз и достиг по результатам 2013/14 ф.г. 2,7 млрд долл. [7, р. 84, 90]. Нормализация двусторонних политических отношений могла бы дать Индии существенные экономические выгоды.
Основные дисбалансы в привлечении и вывозе прямых инвестиций
Экономические реформы, проводимые в Индии с начала 1990-х гг., способствовали либерализации всех аспектов хозяйственной жизни, росту конкурентоспособности большинства отраслей экономики, что позволило индийскому правительству перейти к постепенному открытию страны для притока зарубежных инвестиций (до 1990-х гг. они в значительной мере ограничивались). Иностранный предпринимательский капитал, прежде всего ПИИ, способствовал развитию целого ряда отраслей промышленности: автомобильной, электроники, фармацевтики и др. В настоящее время Индия входит в пятёрку ведущих мировых реципиентов ПИИ среди развивающихся стран. Ежегодный объём привлекаемых ПИИ в период 2007-2013 гг. составлял в среднем около 30 млрд долл. Общий объём накопленных ПИИ, по результатам 2013 г., превысил 226 млрд долл., что пока ещё не дотягивает до уровня других стран БРИКС (кроме ЮАР) [24, р. 206, 210]. Главные инвесторы в индийскую экономику - это развитые страны, а также офшоры, особенно Маврикий и Кипр. Отраслевая структура распределения ПИИ в индийской экономике характеризуется преобладанием вложений в сектор услуг (как финансовых, так и нефинансовых). Из отраслей обрабатывающей промышленности наибольшей популярностью у иностранных инвесторов пользуются энергетика, автомобилестроение, металлургия, химическое производство (в том числе фармацевтика) и электроника.
Несмотря на заметную либерализацию инвестиционного законодательства в 2000-е гг., одной из проблем, тормозящих приток ПИИ в Индию, всё ещё остаётся несоответствующая мировым стандартам законодательная база. Серьёзной доработки требуют свыше 60 законов и подзаконных актов, регулирующих финансовый сектор, включая механизм инвестирования [11]. Большое количество законов и множество поправок к ним заметно усложняют работу зарубежных инвесторов, а также индийского арбитража и других органов правосудия. Негативное влияние на невысокие объёмы привлекаемых ПИИ оказывают также коррупция и волокита, излишние бюрократические формальности, архаичная судебная система, неустойчивость институциональной среды.
Растущая глобализация индийского капитала - одно из важнейших проявлений всё большей открытости экономики Индии, её интеграции в мировое хозяйство. Общий объём индийских прямых инвестиций за рубежом по итогам 2013 г. достиг 119,8 млрд долл., из них более 100 млрд было вложено в 2000-е гг. [11]. Примечательно, что важнейшими факторами, оказывавшими влияние на вывоз капитала из Индии вплоть до 1980-х гг., были усиление монополистических групп в среде индийской буржуазии, концентрация и централизация капиталов, неравномерность их развития, а также государственная политика, препятствующая превращению крупных компаний в монополии. Однако с успешной реализацией либеральных реформ факторы, стимулирующие вывоз индийских прямых инвестиций, стали меняться и приблизились к тем, что имеются в развитых странах. Среди них: обеспечение доступа к иностранным технологиям и источникам сырья, расширение масштабов деятельности компаний и др. Индия является одним из крупнейших источников прямых инвестиций для большинства южноазиатских и многих африканских государств. Индийский капитал активно работает в развитых странах.
Основные дисбалансы в экспорте рабочей силы
Численность современной индийской диаспоры превышает 25 млн чел., её трудовая «составляющая», по данным на начало 2015 г., - 14 млн чел. [21].
С 2004 г. Индия стабильно удерживает мировое лидерство по абсолютному объёму денежных переводов на родину, осуществляемых диаспорой. По итогам 2014 г. он достиг 71 млрд долл. (свыше 17% мирового) [16]. Воздействие денежных переводов на развитие индийской экономики трудно переоценить. Достаточно указать, что по предварительным оценкам 2014 г., их объём составил около 10% валовых внутренних сбережений и 3% ВВП (при этом в штате Керала - 25% валового регионального продукта) [там же]. Особенно велико влияние этих поступлений на сокращение уровня бедности. Исследования индийских экономистов позволяют сделать вывод о том, что большая часть переводов из-за рубежа тратится на текущие расходы населения, включая питание, медицинское обслуживание и образование, и весьма незначительная часть инвестируется в какой-либо бизнес [19]. Важнейшая проблема заключается в неготовности большинства индийских семей инвестировать полученные деньги в организацию предприятия (например, открытие магазина и т.п.), которое не только могло бы приносить им устойчивый доход, но и позволяло бы создавать новые рабочие места, помогая выбираться из нужды другим людям. Индийский экономист Ч.К. Самал среди причин нежелания инвестировать полученные из-за рубежа средства в новое предприятие называет отсутствие необходимых знаний о возможном приложении капитала, нужных связей
на местах и консультативной помощи со стороны государства или НПО [19].
Среди других негативных аспектов трудовой эмиграции следует отметить «утечку умов», особенно среди медицинских работников и специалистов в сфере ИТ-технологий, и связанные с этим потери госбюджета на подготовку кадров. На современном этапе острота этой проблемы снижается. В целом баланс прибылей и убытков от экспорта рабочей силы, в настоящее время положителен, и есть все основания утверждать, что он останется таковым ещё, как минимум, несколько десятилетий. Поэтому индийское правительство рассматривает политику в отношении трудовой эмиграции в качестве важнейшей составляющей своей внешнеэкономической политики и предоставляет трудовым эмигрантам возможность вкладывать финансовые средства в индийскую экономику. На государственном уровне развивается специальная система денежных депозитов, упрощается процедура перевода денег из-за рубежа в индийские банки, обеспечивается надёжность этих вложений, гарантируется их репатриация. Тем не менее, в общем притоке ПИИ доля переводов от эмигрантов в среднем составляла в 2000-е гг. лишь 2-6%.
Основные дисбалансы в проведении валютной политики
С начала 1990-х гг. для повышения конкурентоспособности индийских товаров на внешних рынках и стимулирования роста импорта иностранного капитала Резервный банк Индии постепенно понизил номинальный валютный курс рупии (особенно в период 1992-2006 гг.) примерно в 1,6 раза. В последующие годы номинальный валютный курс колебался в определённом коридоре. Его повышение не было слишком значительным (от 50 до 65 рупий за 1 доллар США), что можно объяснить постоянным мониторингом ситуации индийским правительством.
Основными инструментами современной индийской валютной политики являются манипулирование учётной ставкой (в 2010-2014 гг. она находилась на уровне 9-10%) и осуществление валютных интервенций, главным образом, для стерилизации чрезмерного притока в страну иностранной валюты. Однако политика «дешёвой рупии» имеет и свои издержки. В частности, усилившийся в последние годы приток экспортной выручки приводит к повышению в Индии уровня инфляции (национальное законодательство по-прежнему предусматривает обязательную продажу экспортной выручки на внутреннем рынке). Кроме того, эта политика существенно затрудняет импорт машин и оборудования и неблагоприятна для обслуживании внешнего долга.
Выводы
Противоречивость современного развития индийской экономики предопределяет осторожность в оценке её перспектив. Уже сейчас, обогнав Японию, Индия занимает третье место в мире по объёму ВВП, рассчитанному по ППС. Есть все основания полагать, что к 2030 г. Индия выйдет на 5-6 место в мировом рейтинге по ВВП, рассчитанному по обменному курсу. Однако для этого потребуется выполнение ряда условий: последовательная модернизации и диверсификация экономики, преодоление основных её дисбалансов и смягчение существующих острых проблем - территориальных диспропорций (практически шестикратный разрыв между передовыми и отсталыми индийскими штатами и союзными территориями в уровне ВВП на душу населения), повышение качества человеческого капитала (среди взрослого населения неграмотных более трети), ликвидация «узких» мест в инфраструктуре (нехватка дорог и электроэнергии) и проч.
Список литературы
1. Базанова Е. Новое правительство Индии готовит масштабную реформу трудового законодательства // Ведомости [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/news/28369941/ indijskim-zhenschinam-hotyat-razreshit-nochnye-raboty (дата обращения: 17.12.2014).
2. Лист Д.Ф. Национальная система политической экономии. М.: Европа, 2005. 250 с.
3. Мельянцев В.А. Экономический рост Китая и Индии: динамика, пропорции и последствия // Мировая экономика и международные отношения. 2007. №9. С. 18-25.
4. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
5. Annual Report 2013-14 / Government of India Ministry of Micro, Small and Medium Enterprises. Udyog Bhavan, New Delhi. P. 15. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://msme.gov.in/WriteReadData/ DocumentFile/ANNUALREP0RT-MSME-2013-14P.pdf (дата обращения: 30.03.2015).
6. Budget 2014: Govt should extend incentive to boost R&D activity in India [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://businesstoday.intoday.in/story/budget-2014-incentive-needed-to-boost-randd-activity-in-india/1/207478.html (дата обращения: 30.03.2015).
7. Economic Survey 2014/15/ Government of India. Ministry of Finance. Department of Economic Affairs. Economic Division. February 2015. Электронный ресурс]. Vol.1. Режим доступа: http://indiabudget.nic. in/es2014-15/echapter-vol1.pdf; Vol.2. Режим доступа: http://indiabudget.nic.in/es2014-15/echapter-vol2. pdf (дата обращения: 30.03.2015).
8. Entrepreneurs Memorandum (Part-2). Data on MSME Sector. Development Commissioner (Micro, Small & Medium Enterprises) Ministry of Micro, Small & Medium Enterprises, Nirman Bhawan, New Delhi [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dcmsme.gov.in/publications/EMP2.pdf (дата обращения: 31.03.2015).
9. Foreign Exchange Reserves of India. As on March 20, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// rbidocs.rbi.org.in/rdocs/Wss/PDFs/2T_WSS270315F.pdf (дата обращения: 25.03.2015).
10. 2014 Global R&D Funding Forecast // Battelle. The Business of Innovation. December 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.battelle.org/docs/tpp/2014_global_rd_funding_forecast.pdf (дата обращения: 30.03.2015).
11. Govt forms FSLRC to Examine Oversight on Regulators [Электронный ресурс]// Press Trust of India. New Delhi. March 24, 2011. Режим доступа: http://www.business-standard.com/india/news/govt-forms-fslrc-to-examine-oversightregulators/130145/on (дата обращения: 31.03.2015).
12. Gynedi Rasika. India's Nonperforming Assets: A Lurking Crisis [Электронный ресурс]. // Center for Strategic&International Studies. 01.04.2014. Режим доступа: http://csis.org/files/publication/140401_ Gynedi_IndiaNonperformingAssets_Web.pdf (дата обращения: 30.11.2014).
13. Hirschman A. The Strategy of Economic Development. New Haven: Yale University Press, 1958. 230 p.
14. India Brand Equity Foundation [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ibef.org/industry/ research-development-india.aspx (дата обращения: 27.03.2015).
15. India Sees Clear Pick up in Growth Momentum: OECD // The Economic Times, 08.12.2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economictimes.indiatimes.com/news/economy/indicators/india-sees-clear-pick-up-in-growth-momentum-oecd/articleshow/45413451.cms (дата обращения: 15.12.2014).
16. India to top global remittances with $71 billion this year // The Economic Times, 07.10.2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://articles.economictimes.indiatimes.com/2014-10-07/news/54735686_1_ other-large-recipients-remittances-migration-and-development-brief (дата обращения: 31.03.2015).
17. Nurkse R. Problems of Capital Formation in Underdeveloped Countries. Oxford: Blackwell, 1953. Р. 10. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.questia.com/read/11934020/problems-of-capital-formation-in-underdeveloped-countries (дата обращения: 03.04.2015).
18. Release of the OECD Main Science, Technology Indicators 2013 [Электронный ресурс]. // OECD, 17.01.2014. Режим доступа: http://www.oecd.org/sti/inno/Note_MSTI2013_2.pdf (дата обращения: 30.03.2015).
19. Samal Chandan K. Remittances and Sustainable Livelihoods in Semi-Arid Areas [Электронный ресурс]. // Asia-Pacific Development Journal, 2006, vol.13, no.2. Режим доступа: http://www.cgg.gov.in/workingpapers/ Remittances%20Paper.pdf (дата обращения: 31.03.2012).
20. State Government Policies // Development Commissioner (Micro, Small & Medium Enterprises). Ministry of Micro, Small & Medium Enterprises, Nirman Bhawan, New Delhi. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dcmsme.gov.in/policies/policies.htm (дата обращения: 25.03.2015).
21. Will plight of Indian migrant workers receive more attention with their right to vote? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.migrant-rights.org/2015/01/will-plight-of-indian-migrant-workers-receive-more-attention-with-their-right-to-vote/ (дата обращения: 31.03.2015).
22. World Development Report 2014. Key Indicators of Development. Selected Indicators. P. 297-298.
23. World Economic Outlook (WEO) Update. January 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2015/update/01/ (дата обращения: 31.03.2015).
24. World Investment Report 2014. Annex Tables. Pp.203-261. [Электронный ресурс]. // UNCTAD. Режим доступа: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir2014_en.pdf (дата обращения: 31.03.2015).
Об авторе
Галищева Наталья Валерьевна - д.э.н., профессор кафедры мировой экономики МГИМО (университет)
МИД России. E-mail: [email protected].
IMBALANCES IN THE INDIAN ECONOMY
N.V. Galistcheva
Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia.
Abstract: The main task of this research is the analysis of the key imbalances in the Indian economy, as well as their reasons and consequences. The article highlights the main directions of the Indian government's
H.B. ra^u^eBa
policy in the 1990-2000s aiming to overcome these imbalances.
The author focuses on the imbalances in the financial, real and external economic sectors of the Indian economy and underlines features of using labour, financial, scientific and technical resources, which are necessary for its successful development.
The article underlines contradictory conditions of the present economic development in India and coexistence of the capitalist and pre-capitalistic ways of production (the small-scale industry), including the cottage industries, in the Indian real sector. At the same time the contemporary economic policy of the Indian government doesn't aim at the elimination of the pre-capitalistic way of production but at the large-scale business' activity restrictions in the sphere of the small-scale industry. This policy aims at the creation of favorable economic conditions for the small-scale industry.
The author notes the main problems of the social sector of the Indian economy and in the human resources development and points out in the sphere of education the unresolved problems connected with equality of educational opportunities and availability of secondary and higher education for the considerable strata of the Indian population and also with deterioration of academic standards etc.
The article also presents statistical data on the present state of the Indian external debt, fiscal deficit, the foreign exchange reserves as well as the dynamics of the Indian external trade, foreign direct investments' inflow and remittances of the Indian diasporas.
Key words: Indian economy, liberal reforms, imbalances in the national economy, imbalances in using resources, the labour resource, the capital resource, imbalances in the real sector of the Indian economy, the small-scale industry in India, the cottage industries in India, the unorganized sector of the Indian money market, the imbalances in the Indian external economic sector, forecasts of the Indian economy development.
References
1. Bazanova E. Novoe pravitel'stvo Indii gotovit masshtabnuiu reformu trudovogo zakonodatel'stva [The New Indian Government is Preparing the Large-Scale Reform of the Labour Legislation]. Vedomosti. Available at: http://www.vedomosti.ru/politics/news/28369941/indijskim-zhenschinam-hotyat-razreshit-nochnye-raboty (accessed 17.12.2014). (In Russian).
2. List D.F. Natsional'naia sistema politicheskoi ekonomii [The National System of the Political Economy]. Moscow, Evropa Publ., 2005. 250 p. (In Russian)
3. Mel'iantsev V.A. Economicheskii rost Kitaia i Indii: dinamika, proportsii i posledstviia [The Economic Growth of China and India: the Dynamics, Proportions and Consequences]. Mirovaia economika i mezhdunarodnye otnosheniia -The World Economy and International Relations, 2007. no.9, pp. 18-25. (In Russian)
4. Porter M. Mezhdunarodnaia konkurentsiia. Konkurentnye preimushchestva stran [Competitive Advantage of Nations]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniia Publ., 1993. 896 p. (In Russian)
5. Annual Report 2013-14 / Government of India Ministry of Micro, Small and Medium Enterprises. Udyog Bhavan, New Delhi. P. 15. Available at: http://msme.gov.in/WriteReadData/DocumentFile/ANNUALREPORT-MSME-2013-14P.pdf (accessed 30.03.2015).
6. Vikram Doshi and Vijay Gilda. Budget 2014: Govt should extend incentive to boost R&D activity in India. Business Today. June 23, 2014. Available at: http://businesstoday.intoday.in/story/budget-2014-incentive-needed-to-boost-randd-activity-in-india/1/207478.html (accessed 30.03.2015).
7. Economic Survey 2014/15. Government of India. Ministry of Finance. Department of Economic Affairs. Economic Division. February 2015. Vol.1. Available at: http://indiabudget.nic.in/es2014-15/echapter-vol1. pdf; Vol.2. Available at: http://indiabudget.nic.in/es2014-15/echapter-vol2.pdf (accessed 30.03.2015).
8. Entrepreneurs Memorandum (Part-2). Data on MSME Sector. Development Commissioner (Micro, Small & Medium Enterprises). Ministry of Micro, Small & Medium Enterprises, Nirman Bhawan, New Delhi. Available at: http://www.dcmsme.gov.in/publications/EMP2.pdf (accessed 30.03.2015).
9. Foreign Exchange Reserves of India. As on March 20, 2015. Available at: http://rbidocs.rbi.org.in/rdocs/Wss/ PDFs/2T_WSS270315F.pdf (accessed 25.03.2015).
10. 2014 Global R&D Funding Forecast / Battelle. The Business of Innovation. December 2013. Available at: http://www.battelle.org/docs/tpp/2014_global_rd_funding_forecast.pdf (accessed 30.03.2015).
11. Govt forms FSLRC to Examine Oversight on Regulators / Press Trust of India. New Delhi. Match 24, 2011. Available at: http://www.business-standard.com/india/news/govt-forms-fslrc-to-examine-oversightregulators/130145/on (accessed 31.03.2015).
12. Gynedi Rasika. India's Nonperforming Assets: A Lurking Crisis /Center for Strategic&International Studies, 01.04.2014. Available at: http://csis.org/files/publication/140401_Gynedi_India NonperformingAssets_Web. pdf (accessed 30.11.2014).
13. Hirschman A. The Strategy of Economic Development. New Haven: Yale University Press, 1958. 230 p.
14. India Brand Equity Foundation. Available at: http://www.ibef.org/industry/research-development-india. aspx (accessed 27.03.2015).
15. India Sees Clear Pick up in Growth Momentum: OECD / The Economic Times, 08.12.2014. Available at: http:// economictimes.indiatimes.com/news/economy/indicators/india-sees-clear-pick-up-in-growth-momentum-oecd/articleshow/45413451.cms (accessed 15.12.2014).
16. India to top global remittances with $71 billion this year / The Economic Times, 07.10.2014. Available at: http://articles.economictimes.indiatimes.com/2014-10-07/news/54735686_1_other-large-recipients-remittances-migration-and-development-brief (accessed 31.03.2015).
17. Nurkse R. Problems of Capital Formation in Underdeveloped Countries. Oxford: Blackwell, 1953. Р. 10. Available at: https://www.questia.com/read/11934020/problems-of-capital-formation-in-underdeveloped-countries (accessed 03.04.2015).
18. Release of the OECD Main Science, Technology Indicators 2013 / OECD, 17 January 2014. Available at: http:// www.oecd.org/sti/inno/Note_MSTI2013_2.pdf (accessed 30.03.2015).
19. Samal Chandan K. Remittances and Sustainable Livelihoods in Semi-Arid Areas / Asia-Pacific Development Journal. - Vol.13, №2. - December 2006. Available at: http://www.cgg.gov.in/workingpapers/Remittances%20 Paper.pdf (accessed 31.03.2012).
20. State Government Policies / Development Commissioner (Micro, Small & Medium Enterprises) Ministry of Micro, Small & Medium Enterprises, Nirman Bhawan, New Delhi. Available at: http://www.dcmsme.gov.in/ policies/policies.htm (accessed 25.03.2015).
21. Will plight of Indian migrant workers receive more attention with their right to vote? Available at: http:// www.migrant-rights.org/2015/01/will-plight-of-indian-migrant-workers-receive-more-attention-with-their-right-to-vote/ (accessed 31.03.2015).
22. World Development Report 2014. Key Indicators of Development. Selected Indicators. Pp. 297-298.
23. World Economic Outlook (WEO) Update / January 2015. Available at: http://www.imf.org/external/pubs/ ft/weo/2015/update/01/ (accessed 31.03.2015).
24. World Investment Report 2014. Annex Tables. UNCTAD. Available at: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/ wir2014_en.pdf (accessed 31.03.2015).
About the author
Natalia V. Galistcheva - Doctor of Science in Economics (Dr.Sc.oec.habil.), Professor at the Department of World
Economy MGIMO-University (MFA of the Russian Federation). E-mail: [email protected].