Научная статья на тему 'Проблема диагностики коммуникативных учебных действий у младших школьников с ЗПР'

Проблема диагностики коммуникативных учебных действий у младших школьников с ЗПР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1550
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема диагностики коммуникативных учебных действий у младших школьников с ЗПР»

Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор «своего» домашнего задания, темы творческой работы.

Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.

В результате ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках ребенка с ограниченными возможностями здоровья учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней его родителей.

Таким образом, обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся - это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.

В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами заметна положительная динамика в формировании когнитивных способностей: повышается уровень общеучебных умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений целе-полагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебнопознавательной деятельности.

Список литературы

1. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: материалы всерос. конф. / под ред. О.С. Газмана. - М.: Инноватор, 1996. - 76 с.

2. Матвеева М.В. К вопросу о создании системы интегрированного обучения в условиях сельской местности // Специальное образование: материалы междунар. науч. конф. 21-23 апр. 2010 г., Санкт-Петербург. - СПб., 2010. -С. 317-319.

3. Матвеева М.В. Планирование дифференцированной коррекционноразвивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной сельской школы // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А.С. Пушкина: науч. журн. Сер. Педагогика. - 2011. - № 1. - Т. 3. - СПб., -С. 45-58.

Е. А. Мосявра

Проблема диагностики коммуникативных учебных действий

у младших школьников с ЗПР

В связи с переходом России к постиндустриальному информационному обществу специалисты (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская) в своих исследованиях определяют цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее ключевую компетенцию - умение учиться, являющееся важнейшей задачей современной системы образования.

199

С 1 сентября 2011 г. все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), отличительной особенностью которого является развитие личности младшего школьника [4].

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста [3].

В медицине задержку психического развития относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности. С точки зрения клиницистов это состояние характеризуется прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности [3].

В соответствии со Стандартом нового поколения методики изучения коммуникативных универсальных учебных действий направлены на выявление особенностей развития коммуникативных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития и влияние выявленных недостатков на процесс обучения в условиях общеобразовательной школы.

С этой целью решаются следующие задачи:

1. Выявление уровня сформированности коммуникативной компетентности у учащихся начальной школы с ЗПР.

2. Определение критериев сформированности коммуникативных УУД у учащихся с ЗПР в условиях реализации ФГОС.

3. Определение группы учащихся с нарушением интеллектуального развития в зависимости от степени сформированности коммуникативной компетентности.

При разработке методики констатирующего эксперимента мы опираемся на исследования ученых в области психологии детей младшего школьного возраста: А.Г. Асмолова, Г.А. Цукерман, Г.В. Бурменской.

Основными методами исследования коммуникативных УУД у младших школьников с ЗПР являются: наблюдение за процессом и результатом взаимодействия детей, анализ психологопедагогической и медицинской документации, анализ выполнения творческой работы, индивидуальное изучение младших школьников методом беседы.

Обследование младших школьников проводится в привычных для детей условиях учебно-пространственной среды начального образования в форме парной и индивидуальной работы.

200

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий осуществляется по трем направлениям:

1. Коммуникативно-речевые действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности (коммуникация как предпосылка интериоризации). В данном направлении была использована методика Г.А. Цукерман «Узор под диктовку», модифицированная методика Г.В. Бурменской «Дорога к дому».

2. Коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию). В этом направлении мы использовали методику Г.А. Цукерман «Рукавички».

3. Коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника либо партнера по деятельности (коммуникация как взаимодействие), где была использована модифицированная методика «Кто прав?» [1].

Результаты заданий, которые предполагают работу в парах, оценивались по следующим критериям успешности в зависимости от степени сформированности коммуникативных действий:

1. Продуктивность совместной деятельности оценивалась по степени правильности выполнения задания.

2. Умение детей договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать, а также способность строить понятные для партнера высказывания.

3. Способы взаимного контроля и взаимопомощи предполагает умение замечать друг у друга отступления от первоначального замысла, как реагируют на них.

4. Эмоциональное отношение к совместной деятельности предполагает следующее: работают ли дети с удовольствием, взаимодействую ли в силу необходимости, либо игнорируют друг друга [2].

Диагностическая методика «Узор под диктовку»

Цель: оценить уровень умения выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи.

Возраст: 7-9 лет (дети с ЗПР).

Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный ширмой, одному дается образец узора на карточке, другому - фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй - действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.

201

Материал: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров, экран (ширма) [1].

Диагностическая методика «Дорога к дому»

Цель: оценить уровень сформированности умения выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи.

Возраст: ступень начальной школы (10,5-11 лет).

Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дается карточка с изображением пути к дому, другому - карточка с ориентирами-точками. Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй - действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому.

Материал: набор из двух карточек с изображением пути к дому и двух карточек с ориентирами-точками, карандаш или ручка, экран (ширма) [1, с. 34].

Диагностическая методика «Рукавички»

Цель: выявить уровень сформированности коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации).

Возраст: начальная ступень 7-9 лет (дети с ЗПР).

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т. е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей [1, с. 35].

Диагностическая методика «Кто прав?»

Данная методика предполагала индивидуальную беседу с детьми и её результаты оценивались по следующим критериям:

1. Понимание различных позиций и точек зрения, ориентация на позиции других людей, отличных от собственной.

2. Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору.

202

3. Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

4. Учет разных потребностей и интересов.

Цель: выявить уровень сформированности действий, направленные на учет позиции собеседника (партнера).

Возраст: ступень начальной школы (9-10 лет).

Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы.

Материал: три карточки с текстом заданий.

Инструкция: «Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы».

Пример текста. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?» [1].

Задания, используемые в методиках, направлены на выявление уровня сформированности коммуникативных действий в процессе осуществления сотрудничества, умения отобразить в речи существенные ориентиры действия и передать их партнёру.

Данные методики позволяют диагностировать у детей с задержкой психического развития уровень сформированности коммуникативных умений в условиях интегрированного обучения: умение конструктивно сотрудничать при работе в паре, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности, строить общение в соответствии с учебной задачей, ориентироваться на позицию партнера во взаимодействии при решении учебных задач, допускать существование различных точек зрения.

Список литературы

1. Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников. - Волгоград: Учитель, 2012. - 182 с.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2008. - 156 с.

3. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. - М., 2006. - 376 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 22.09.2011 № 2357. - 67 с.

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.