Научная статья на тему 'Проблема девиантного поведения подростков'

Проблема девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5188
707
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПОДРОСТОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайлова Юлия Сергеевна

В данной статье рассмотрены причины девиантного поведения подростков. Автором рассмотрены также последствия необдуманного поведения и меры профилактики девиантного поведения в подростковой среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема девиантного поведения подростков»

Словарные дидактические игры развивают как видовые, так и родовые понятия, способствуют освоению слов в их значениях. Используя такие игры, ребенок находится в ситуации, когда в новых условиях ему необходимо использовать приобретенные ранее знания и слова.

Чтобы подобрать соответствующий материал для дидактической игры, необходимо сначала определить задачи словарной работы. Для того, чтобы у ребенка активизировался бытовой словарь, следует подбирать игрушки и картинки, которые изображают предметы быта. Для обогащения природоведческого словаря следует подбирать материалд, связанный природой. В ходе руководства игрыв качестве условия выступает определение перечня слов, подлежащих усвоению ребенком.

Дидактическая игра помогает ребенку получать новые знания и навыки: общаясь с воспитателями, с ребятами своего возраста, наблюдая за за процессом игры, за высказываниями сверстников, за их действиями, примеряя роль болельщика, ребенок получает много нового, обогащается информаций, что является немаловажным в его развитии.

Играя, познавая мир, ребенок все больше понимает предназначение разных предметов. Он учится находить связи со взрослыми и другими детьми.

В ходе словарной работы с детьми, в том числе и в ходе дидактической игры, педагоги проводят работу над словом при ознакомлении детей с окружающим миром, используя детскую активность в познавательной деятельности; формируют словарь детей одновременно с развитием психических процессов и с учетом их умственных способностей, при этом воспитываются чувства, устанавливается отношения и поведение детей. Словарная работа сводится к тому, что все задачи должны решаться в единстве и в строгой последовательности.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Мышление и речь / под ред. В. Колбановского. М. Л., 1934. С. 262-264, 268-270.

2. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живо-го слова: сб. статей / сост. В.Я. Коровина. М.: Просвещение, 1966. С. 5-25.

3. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. М.: Владос, 2000. 280 с.

ПРОБЛЕМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Михайлова Ю.С.

Михайлова Юлия Сергеевна - студент, кафедра технологии и безопасности жизнедеятельности, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

Аннотация: в данной статье рассмотрены причины девиантного поведения подростков. Автором рассмотрены также последствия необдуманного поведения и меры профилактики девиантного поведения в подростковой среде. Ключевые слова: девиантное поведение, подростковый возраст, подросток.

Под девиантным поведением понимается нарушение социальных норм, норм морали или нравственных ценностей. Девиация проявляется в виде необоснованной агрессии, бродяжничестве, воровстве, в виде попыток покончить с собой, нарушениями пищевого поведения, или злоупотреблении алкоголя, наркотиков, табакокурении [2].

Как правило, девиация встречается именно в подростковом возрасте, так как ребенок еще незрел в психологическом или физиологическом плане. Наиболее подвержены различным отклонениям в поведении подростки, которые

воспитываются в неблагоприятных условиях, подростки, чьи родители зависимы от алкоголя или наркотиков, а также имеющие психические расстройства. Дети, рожденные от таких родителей, могут унаследовать пристрастия к алкоголю, наркотическим веществам, взрывной характер.

Особенности социальной среды являются первостепенной причиной девиантного поведения подростков, например, частые ссоры или развод родителей, или недопонимание между родителем и подростком могут негативно сказываться на процессе воспитания ребенка. Если семья ведет асоциальный образ жизни, то и подросток может перенять эту модель поведения.

В данный период, подростки склонны к самовыражению и самоопределению, а отсутствие благоприятной психологической и социальной обстановки, устойчивой системы ценностей или поддержки близких людей приводит к различным проявлениям девиации. Однако, в большинстве случаев, подросток просто пытается доказать свою значимость в коллективе, самостоятельность и независимость таким образом.

По способу взаимодействия с реальностью и характером нарушения общественных норм, можно выделить несколько типов подростков, например, подростки делинвентного типа склонны к кражам, подростки аддиктивного типа пытаются «уйти» от реальности с помощью алкоголя, наркомании или токсикомании, а подростки, относящиеся к психопатологическому типу проявляют симптомы психических заболеваний (например, симптомы биполярного расстройства) [3].

Как правило, подростковые девиации не имеют стадий: обычно развитие идет от единичных случаев отклоняющихся поступков к регулярным.

В эмоциональном плане такие подростки характеризуются низкой ответственностью за свои поступки, отличаются неряшливостью, частой сменой настроения, могут наблюдаться вспышки агрессии или истерики.

У таких подростков отмечается нарушение сна, аппетита, снижение иммунной системы, подростки имеют недостаточную или избыточную массу тела, часто испытывают головные боли или резкие перепады артериального давления [1].

Если вовремя не диагностировать и не оказать врачебную, психологическую, педагогическую помощь, то девиации подростка могут стать его образом жизни и привести к совершению самоубийства.

Профилактика девиантного поведения подростков заключается в мониторинге факторов риска, способных оказать негативное влияние на подростка. И прежде всего необходим контроль семей подростков, ведь именно в семье закладываются ценности, поведенческие стереотипы, формируется эмоциональная сфера подростка. После выявления детей, нуждающихся в помощи психологов и педагогов, анализируются причины девиантного поведения подростка и определяются меры по профилактической работы.

Необходимым моментом профилактики девиаций, должна стать вовлеченность подростков в жизнь класса и школы, в которой он обучается, предупреждение неуспеваемости учащихся.

Список литературы

1. Рудакова И.А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова,

Н.Ю. Фальчевкая. М.: Феникс, 2016. 160 с.

2. Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у

подростков: учебное пособие / Н. А. рождественская. М.: Генезис, 2015. 216 с.

3. Леус Э.В. Психология трудных подростков: учебное пособие / Э. В. Леус; Сев.

(Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013.

118 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.