и т.д. Такое видение не могут дать частные биологические наук, так как они исследуют лишь отдельные фрагменты, аспекты всего многогранного мира живого.
БИОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ БИОЛОГИИ
Хачатрян А.А.
Резюме
Трансформации предмета биологии ведут к изменениям предмета биофилософии. Вместе с тем философия биологии рассматривает биологию как феномен культуры, включает наиболее общее представления о мире живого, взятые в их универсальном значении для всего человечества.
BIOLOGY AND PHILOSOPHY OF BIOLOGY
Khachatryan A.A.
Summary
Transformation of Biology as a subject leads to changes in the subject of bio-philosophy. At the same time philosophy of biology considers biology as a culture phenomenon, includes the most common imagination about the world alive taken in their universal definition for the whole mankind.
УДК 1+57
ПРОБЛЕМА ДЕТЕРМИНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ БИОЛОГИИ
Хачатрян А.А.
Казанская государственная академия ветеринарной медицины
Ключевые слова: вероятностный и целевой детерминизм,
органический детерминизм, цель и целесообразность, человеческая деятельность.
Key words: probabilistic and targeted determinism, organic determinism, the purpose and usefulness, human activity.
Проблема детерминизма чрезвычайно актуальна. Каждый новый этап в развитии науки, очередное фундаментальное открытие или нарождающееся научное направление вскрывают в проблеме детерминизма новые мировоззренческие и методологические пласты, так
что она, несмотря на свой преклонный возраст, на каждом новом витке познания «омолаживается», приобретает новый лик.
Механистический детерминизм интерпретирует всякую связь как только причинно-следственную. Наиболее емко концепцию механистического детерминизма выразил Лаплас. По его мнению, лишь незнание тех уз, которые соединяют «великие законы природы» с системой мира в целом, заставляет людей обращаться к «конечным» причинам или «случаю». При подобном линейном понимании детерминизма не оставалось места для раскрытия сущности развития.
Концепция «органического индетерминизма» (среди ее
сторонников можно назвать Ф. Лилли, П. Иордана и др.) основывается на отождествлении детерминизма с однозначными причинными отношениями. В соответствии с этим статистичность понимается уже как нарушение детерминизма в сфере жизни, выход за его пределы.
Отношения, вскрываемые механистическим детерминизмом, разумеется, имеют место в природе. Преодоление позиций механистического детерминизма выступало и выступает в науке в форме такой задачи, которая имеет в виду строго ограничить сферу применимости концепции однозначной причинной зависимости явлений, показать сложность чрезмерной внедрения этой концепции в те области науки, которые изучают явления более высокого, чем простое механистическое движение, порядка. «Детерминизм, представлявшийся следствием рационалистической модели динамики, сводится ныне к свойству, проявляющемуся лишь в отдельных случаях» 1, - такова оценка механистического детерминизма, выраженная одним из основателей школы синергетики И.Р. Пригожиным.
Современный детерминизм в биологическом познании получает специфическую форму, учитывающую особенности взаимодействий в сфере жизни, и обозначается как органический детерминизм.
Внешние факторы действуют на живой организм не механически, а преломляясь через внутреннюю среду биологической системы. Под действием систем регуляции живого организма появляется новый тип причинной связи - прямая и обратная циклическая причинная связь, характерная именно для саморегулирующихся систем и активно «трансформирует» его в результате действия сложных упорядочивающих механизмов. Возникает своеобразная «предетерминация», фиксируемая в программе живых систем в виде кодовой модели последующих действий и создающая статистически реализующуюся направленность этих действий. Сам характер взаимодействия в живых системах имеет сложную форму и он может быть охвачен понятием корреляционной причинности.
Взаимодействие по типу корреляции проявляется как взаимная приспособленность, согласованность строения и функций различных частей (клеток, тканей, органов) животного или растения, обеспечивающая
поддержание постоянства его внутренней среды и приспособление организма к условиям обитания. Корреляционная зависимость является такой формой причинной связи, где осуществляется сложная опосредованная детерминация, характеризующаяся большей или меньшей «плотностью вероятности» того или иного следствия из известных причин.
Другой важной чертой принципа органического детерминизма является историческая обусловленность биологических явлений. Как следует из эволюционной теории, все признаки живых организмов обусловлены в конечном итоге ходом исторического развития органического мира. Индивидуальное и историческое развитие организма оказываются неразрывно связанными, причем историческое развитие (филогенез) обусловливает индивидуальное (онтогенез). Принцип органического детерминизма играет, таким образом, существенную роль в разработке одной из центральных биологических проблем — проблемы развития.
Классическая немецкая идеалистическая философия, развившая ряд диалектических идей, явилась важным подготовительным этапом на этом пути. В частности, обобщая данные физиологии, медицины, биологии, немецкие идеалисты в своих концепциях отразили ограниченность механистического детерминизма и необходимость разработки системного понимания детерминант развития.
Вырабатываются представления о внутренней активности, об обусловленности действия внешних причин внутренней организацией, о взаимосвязи частей и примате целого над частями, об иерархии и цикличности в структуре причинных связей и др.
В гегельвской концепции детерминизма развития действительность представлена как цепь диалектических переходов. Гегель рассматривает причинно-следственные отношения лишь как момент общего взаимодействия, где причина и следствие могут постоянно меняться местами, диалектически соотноситься. Гегель говорит о множественности причин, обусловливающих то или иное действие, причем в этот комплекс причин включаются и те, которые имеют внешний, случайный характер, но при помощи сложной опосредованной связи могут стать необходимыми. Гегель вычленяет такие формы существенного отношения, как отношение целого и части, внутреннего и внешнего, закономерная связь, отношение возможности и действительности, случайности и необходимости, взаимодействия, противоречия, качества, количества и меры, отрицания. Однако, согласно Гегелю, «только в понятии истина
обладает стихией своего существования». 2 Поэтому диалектика понятий определят собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе.
Гегель подвергает серьезной критике телеологическую концепцию «внешней целесообразности» (учение о «внешних целях»), но делает это
ради утверждения имманентной телеологии с ее учением о «внутренних целях», главное поле деятельности которых лежит в сфере жизни.
Еще Аристотель утверждал, что делает предмет конкретным -форма. Форма всех форм (первоформа) - Бог, который является основным двигателем мира, целью всего сущего. Материя без формы - только нереализованная возможность. Дерево является деревом потому, что имеет форму дерева, а не потому, что где-то есть идея дерева. Помимо формы Аристотель выделяет три основания вещей - материю, причину и цель. Четыре эти основания в совокупности составляют бытие, обладающие такими характеристиками, как сущность, количество и качество, время, отношение, положение, состояние и др. Из этих оснований Аристотель отдает предпочтение цели - все в мире стремится к реализации своих возможностей, во всем изначально задано цель.
Многие исследователи до сих пор используют восходящее к Аристотелю и теоретически обобщенной в середине XIX в. О. Курно определение случайного как следствия пересечения независимых причинных рядов, в чем-то связанных, зависимых. Мир разделяется при этом на «чистые» случайности - пересечение «независимых» причинных рядов и столь же «чистые» необходимости - сами эти ряды и их «зависимое» пересечение. Здесь уже прямо говорится о «внутренней цели». Критикуется отрицание возможности распространения принципа целесообразности за сферой сознания. Завершается все это, как правило, безапелляционным признанием «целевой причинности» в природе в духе «материалистически интерпретируемого» учения Аристотеля.
Исторически проблема целесообразности в позитивном плане обсуждалась в основном в рамках идеалистических философских концепций, тогда как материализм в его механистической форме по большей части негативно реагировал на имеющуюся телеологическую трактовку этой проблемы. Однако именно в рамках материалистических философских концепций были сформулированы подходы, позволившие выяснить действительные причины явлений рассматриваемых как целесообразные. Если телеологическая точка зрения распространяет явления целеполагания, являющиеся специфическими для человека, на всю природу, утверждая тем самым ее «изначальную целесообразность», то материализм с самого начала ясно поставил вопрос об известных границах целесообразности, ее относительности и историчности. И это было достигнуто в рамках детерминизма как альтернативы телеологии. Оказалось, что детерминизм в своей механистической форме не в состоянии научно объяснить проблему целесообразности и что телеология, давая в целом извращенную интерпретацию этой проблемы, в своих классических формах (имманентная телеология Аристотеля, Лейбница, Шеллинга и особенно Гегеля, «эвристическая», «регулятивная» телеология Канта) улавливала некоторые диалектические аспекты проблемы
целесообразности, которые выпадали из цепи механистической каузальности.
Именно с позиций современного, органического детерминизма становится научно объяснимой сама проблема целесообразности. Целесообразность может быть рассмотрена по крайней мере в трех аспектах:
Во-первых, как способ научного объяснения, находящийся в определенном отношении к принципу причинности в биологии. Долгое время, ориентируясь на физику как на идеал науки, биологи старались избегать в своих описаниях (а тем более в объяснениях) поведения живых систем таких понятий, как цель, целенаправленность, целесообразность и др. Ныне ситуация резко изменялась. Эти понятия не только широко используются практически во всех разделах современной биологии, но нередко уже фигурируют в качестве основных, базовых как при характеристике самого феномена жизни так и при определении автономного статуса биологии как особой области естественнонаучного знания о природе. Г.Н. Чернов среди выделяемых им двенадцати основных законов теоретической биологии одним из первых называет даже закон органической целесообразности. 3 Важно также отметить, что современная органическая концепция детерминизма охватывает все существующие формы анализа целесообразно организованных систем и целенаправленных процессов. Все это говорит об эвристической ценности проблемы целесообразности в современном биологическом познании.
Во-вторых, как объективный факт живой природы. Изменения в организме обусловлены воздействием его с окружающей средой, условиями жизни. Если эти изменения помогают ему приспосабливаться к среде и выжить, т.е. оказываются полезными, то они сохраняются в результате естественного отбора, закрепляются наследственностью, передаются из поколения в поколение, образуя целесообразные устройства организма, приспособленность к среде. Научно - материалистическое, т.е. причинное объяснение целесообразности живого в качестве адаптации « изгнал телеологию (концепцию божественного творения живых организмов по определенному плану и с определенной целью) из биологии».
В-третьих, как характеристика человеческой деятельности. В узком смысле понятия цели и целесообразности связаны со специфической человеческой деятельностью. Существенными элементами человеческой деятельности являются целеполагание, целеустремленность, целереализация. К. Маркс заметил, что человек не только изменяет форму того, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю. Целереализация означает воплощение субъективного идеального а объективном
материальном в соответствии с желаемой формой. Становление биологии как науки означало одновременно постепенное преодоление «телеологического мышления», необходимого якобы в познании специфики жизни, ее целесообразности. Современный детерминизм выражает нелинейный характер причинных связей, является новым вариантом проявления научного мышления.
ЛИТЕРАТУРА. 1. Вопросы философии. 1989. №8. С.4. 2. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа // Соч. М., 1959. Т.4. С.3. 3. Философия современного естествознания. М., 2004. С.146.
ПРОБЛЕМА ДЕТЕРМИНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ БИОЛОГИИ
Хачатрян А.А.
Резюме
Органический детерминизм нацеливает на поиск глубинных, скрытых причин сложных форм и взаимодействие живых организмов, на объяснение и понимания природы их целесообразного устройства. В узком смысле понятия цели и целесообразности связаны со специфической человеческой деятельностью.
DETERMINISM PROBLEM IN MODERN BIOLOGY
Khachatryan A.A.
Summary
Organic determinism aims at searching of deep, hidden sources of complicated forms and interaction of live organisms, at explaining and understanding of the nature of their expedient arrangement. In the narrow sense of task understanding and expediency are connected with specific human activity.