УДК: 336.02; 336.143
DOI: 10.17586/2310-1172-2024-17-2-48-57
Научная статья
Проблема дефицита Федерального бюджета и налоговые механизмы ресурсного обеспечения развития экономики
Д-р. экон. наук Чернов В.А. [email protected] Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского 603022, Россия, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23
В условиях обострения международных отношений экономика России сталкивается с проблемой дефицита бюджета, преодоление которой при выполнении наиболее значимых направлений государственного финансирования становится необходимым условием сохранения устойчивости экономики, что определяет актуальность исследования, особенно, когда целью геополитической агрессии является истощение российской экономики. Методологические подходы на базе диалектической логики статистических методов, данных Минфина и бюджетных прогнозов, дескриптивного анализа позволили выявить ключевые противоречия, препятствующие стратегическому инновационному устойчивому развитию экономики России и способы их разрешения на основе фундаментальных законов развития рынка, выявлены наиболее уязвимые составляющие в управлении Федеральным бюджетом и налоговом администрировании в аспекте покрытия дефицита и инфраструктурного обеспечения устойчивого инновационного развития. Исследована проблема бюджетной системы, возникшая в результате международного противостояния и нужд обороны. Без инфраструктурной поддержки решение поставленной проблемы не представляется возможным. Автором рассмотрены составляющие системной поддержки экономики финансовыми инструментами. Отмечены преимущества и недостатки проводимой налоговой политики и даны предложения по повышению эффективности государственной поддержи. Выявлены ключевые элементы налогового регулирования по обеспечению устойчивости бюджетной системы страны в условиях возрастающих рисков и угроз. В содержании ряда научных публикаций, государственных мер и Федеральных проектов в бюджетной и налоговой сферах автором отмечено недостаточное выявление ключевых элементов налогового регулирования, способствующих повышению доходной части бюджета при недопущении роста цен на топливно-сырьевые ресурсы внутри страны, повышении конкурентных преимуществ российских производителей. Выявлены приоритеты в выборе инструментов налоговой политики, способствующие активизации главного преимущества России - уровня обеспеченности природными ресурсами. В этом направлении открываются новые возможности сокращения бюджетного дефицита, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики России.
Ключевые слова: дефицит Федерального бюджета; структура доходов и расходов; проект Федерального бюджета; источники пополнения бюджета; налоговая политика; топливно-сырьевая зависимость; конкурентные преимущества.
The problem of the Federal budget deficit and tax mechanisms for resource provision of economic development
D.Sc. Chernov V.A. [email protected] National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky 603022, Russia, Nizhny Novgorod, Gagarin Avenue, 23
In the context of the aggravation of international relations, the Russian economy is faced with the problem of budget deficit, overcoming which, when fulfilling the most significant areas of public financing, becomes a necessary condition for maintaining the stability of the economy, which determines the relevance of the study, especially when the purpose of geopolitical aggression is to deplete the Russian economy. Methodological approaches based on the dialectical logic of statistical methods, data from the Ministry of Finance and budget forecasts, and descriptive analysis have revealed key contradictions that hinder the strategic innovative sustainable development of the Russian
economy and ways to resolve them based on the fundamental laws of market development, the most vulnerable components in federal budget management and tax administration in terms of deficit coverage and infrastructural support for sustainable innovation development. The problem of the budget system, which arose as a result of international confrontation and defense needs, is investigated. It is not possible to solve the problem without infrastructure support. The author considers the components of the systemic support of the economy with financial instruments. The advantages and disadvantages of the current tax policy are noted and suggestions are made to improve the effectiveness of state support. The key elements of tax regulation to ensure the stability of the country's budget system in the face of increasing risks and threats have been identified. In the content of a number of scientific publications, government measures and Federal projects in the budgetary and tax spheres, the author noted the insufficient identification of key elements of tax regulation that contribute to increasing the revenue side of the budget while preventing an increase in prices for fuel and raw materials resources within the country, increasing the competitive advantages of Russian manufacturers. The priorities in the choice of tax policy instruments have been identified, contributing to the activation of Russia's main advantage - the level of provision with natural resources. In this direction, new opportunities are opening up to reduce the budget deficit, increase the competitiveness and investment attractiveness of the Russian economy.
Keywords: federal budget deficit; revenue and expenditure structure; draft Federal budget; sources of budget replenishment; tax policy; fuel and raw materials dependence; competitive advantages.
Критическое обострение международных отношений в условиях кризиса мировой валютно-финансовой системы, санкционное давление и военное противостояние приводят к недостатку финансирования в решении стратегических задач России. Функционирование российского финансового сектора осложняется не только геополитической ситуацией, но и внутренними негативными факторами. Это наносит ущерб взаимодействию финансового и реального сектора экономики [1, а 15].
Так формируется модель с преобладанием финансового капитала, отводящего реальному производству вторичную роль. В свою очередь доминирование финансового капитала выражается господством спекулятивного капитала, что приводит к иррациональным фиктивным действиям, кризисным явлениям. Вследствие этого деятельность субъектов финансового сектора России находится под влиянием спекулятивных интересов, препятствующих кредитованию и поддержке реального сектора экономики [1, c. 15]. Среди проблем функционирования отечественного финансового сектора выделены стремление к более ранней нормализации денежно-кредитной политики ЦБ РФ в ущерб стратегическим последствиям, сворачиванию антикризисных мер и обострению долговых проблем субъектов финансовых отношений [1, c. 16].
Данная проблема не ограничивается банковской сферой, но также распространяется на налоговую и бюджетную сферы. Мы видим два вида ключевых противоречий, препятствующих решению стратегических задач российской экономики:
1) между спекулятивным капиталом и реальным сектором экономики;
2) между топливно-сырьевыми добывающими производствами и перерабатывающими отраслями.
Для преодоления противоречий между финансовым и реальным сектором необходимо государственное регулирование, ориентированное на служение финансов реальному сектору экономики, а не спекулятивным интересам финансового капитала. Служение ЦБ РФ реальному сектору экономики вопреки собственным финансовым интересам противоестественно. Если такое было бы возможно, то не возникало бы и противоречия первого вида. Разрешение данного противоречия может быть достигнуто участием государства. Препятствием этому служит наделение Банка России независимостью от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в своих функциях и полномочиях, предусмотренных ст. 1 Федерального Закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ о Центральном Банке РФ и Конституцией РФ.
Второй вид противоречий возникает в налоговой и бюджетной политике. Без разрешения этого типа противоречий будет сохраняться или возрастать роль сырьевого сектора экономики, которая ставит экономику страны в зависимость от топливно-сырьевого экспорта и волатильности его котировок на мировом рынке, лишая отечественную промышленность конкурентных преимуществ, принадлежащих России в составе её главных природных национальных богатств.
В этой связи возникает необходимость трансформации налоговой политики с целью увеличения налоговых поступлений в Федеральный бюджет [2, c. 26; 3, c. 910-915]. При этом необходимо, чтобы изменения в налоговой политике служили мобилизации внутринациональных ресурсов России для достижения опережающего развития экономики [4, а 140-151].
Введение
Опережающее развитие невозможно без инновационных достижений, которые характеризуют качество работы промышленности и предопределяют будущее страны. Успех инновационного развития обусловлен внутренними возможностями организаций и внешней инфраструктурной поддержкой.
В этой связи задачей исследования является выбор ключевых инструментов бюджетной и налоговой политики, способствующих сокращению дефицита бюджета, при этом не допускающие роста цен на топливно-энергетические ресурсы на отечественном рынке. Достижение поставленной цели позволит повысить конкурентные преимущества российских производителей в обеспеченности их топливом и сырьем, инвестиционную привлекательность отечественной промышленности.
Научные публикации в данной сфере, механизмы и инструменты государственной бюджетной и налоговой политики содержат рекомендации, способствующие решению данной проблемы, но недостаточно учитывают ключевые детали налогового и бюджетного регулирования в обеспечении устойчивого развития экономики.
Результатом стали рекомендации в выборе приоритетов налогового регулирования с точки зрения сбалансированности бюджета и финансовой поддержки стратегического развития ключевых направлений российской экономики.
Условия и факторы налоговой политики и бюджетирования
Неотъемлемым условием инновационного развития является достижение единства структуры целей персонала, руководства и акционеров. Для этого необходима мотивация участников производства, которая достигается финансовыми методами стимулирования самоактуализации личности [5, с. 12-39; 6, с. 19-36]. Данный механизм нуждается во внешнем взаимодействии и инфраструктурной поддержке инновационного развития со стороны государства. Для успешной работы приоритетных отраслей необходимо рациональное финансовое регулирование на основе денежной кредитной и бюджетно-налоговой политики [2, с. 27-28; 3, с. 910915; 4, с. 140-151; 7, с. 23-33; 8; 9, с. 23-34]. Для этого государство предоставляет налоговые льготы, преференции, льготные кредиты и другие способы поддержки инновационных производств.
Расширение налоговой базы необходимо рассматривать с учетом эластичности доходов к её изменению [10, с. 1-33]. Необходимо также, чтобы пополнение бюджета, установление налоговых ставок не стало препятствием развитию бизнеса. Для снижения расходов, обусловленных системой налогообложения для малых и средних предприятий в международной практике, используют специальные налоговые режимы [11].
Регионы имеют разные условия и возможности в своем развитии через инновации. Для повышения их устойчивости предлагается увеличение самостоятельности региональных и местных бюджетов, переход от финансовой помощи регионам и муниципалитетам к повышению доли собственных налоговых поступлений, децентрализация с наделением регионов и муниципалитетов правами по налоговому администрированию и т. д. [12, с. 34-43].
С нашей точки зрения такая мера может быть оправдана в мирное время. При её рассмотрении следует учесть вероятные риски и угрозы. В условиях международного вооруженного противостояния децентрализация налоговой политики может привести к противоречиям в выборе приоритетов налогового администрирования в регионах, усилению противоречий между сторонниками глобального американского либерализма и патриотическими силами, отстаивающими национальные интересы и суверенитет, избранной властью и оппозицией, расколоть единство в достижении целей межрегионального взаимодействия, ослабить финансовую дисциплину, противодействие внешним финансовым угрозам и рискам, снизить обороноспособность страны. Кроме этого, в регионах с высоким ресурсным потенциалом успехи развития будут выше, а значит, уровень жизни населения по регионам будет существенно отличаться.
Это усилит миграцию населения из менее обеспеченных регионов, недовольство и протестные настроения граждан. Появится мотивация к сепаратизму и т. д.
Государство становится активным участником, катализатором и руководящей силой устойчивого инновационного развития. Финансовые возможности государства предопределяются состоянием федерального бюджета. Возникающей угрозой в этой сфере становится образовавшийся дефицит государственного бюджета, который достиг максимального значения в 2023 г в сумме 1 649 млрд. руб. или 1% ВВП. В 2024 г. дефицит бюджета удалось сократить до 308 млрд. руб., что составило 0,2% ВВП. При этом размер ожидаемых нефтегазовых доходов существенно превышает доходы прошлого года на58,7%, но оказался ниже запланированной величины (рис. 1).
Исполнение федерального бюджета за январь 2024 года
(предварительные данные)
млрд рублей
утверждено законом^И №540-ФЗЩ от 27.11.20231
ДОХОДЫ 2 396 1 1 357 +76,6% 1 35 065
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.: 675 У 426 +58,7% [ 11 504
базовые нефтегазовые доходы 713 { 585 +21,8% Г 9 683
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.: 1 721 1 931 +84,8% 1 23 561
НДС (производство и импорт) 915 1 662 +38,3% [ 12 491
РАСХОДЫ 2 704 1 3 006 -13,2% 36 661
ДЕФИЦИТ % ВВП -308 -1 649 +1 342 -1 595 -0,2% -1,0% -0,9%
Рис. 1. Соотношения доходов и расходов федерального бюджета нефтегазовых и несырьевых отраслей
Источник [13]
Максимальное превышение расходов над доходами отмечено в декабре 2013 г. (рис. 2). Минэкономразвития запланирован рост ВВП в 2024 году на 2,3% [14], что способствует росту поступлений в Федеральный бюджет, но планируемый рост доходов ниже запланированных расходов в 2024 г. (рис. 2).
Рис. 2. Динамика исполнения Федерального бюджета России
Источник: [15]
В проекте Федерального бюджета до 2026 г. проблема дефицита бюджета остается нерешенной (рис. 3). В условиях роста расходов на оборонные нужды необходим поиск источников пополнения бюджета.
Рис. 3. Соотношения доходов и расходов федерального бюджета нефтегазовых и несырьевых отраслей
Источник [14]
Налоговые способы сокращения дефицита и активизации развития экономики
Для ликвидации дефицита бюджета руководством страны предприняты многочисленные меры. Президент В. В. Путин в Послании Федеральному собранию 2024 г. призвал отказаться от искусственного дробления бизнеса, используемого для снижения налогов. Для этого предлагается амнистия для бизнес-структур, которые использовали схемы сокращения налогов на основе дробления бизнеса [16].
Для увеличения доходной части бюджета введены экспортные пошлины с 1 октября 2023 г. и до конца 2024 г., зависящие от курса доллара. В список облагаемых пошлиной товаров при экспорте входят драгоценные, черные и цветные металлы, уголь, удобрения, продукты питания, алкоголь и др. Принятые меры не касаются экспорта нефти, газа, зерна и лесоматериалов [17].
Данная мера приводит к рациональному соотношению экспорта и внутреннего потребления товаров, она также предохраняет внутренний рынок от роста цен1.
С этой же целью для пополнения бюджета вводятся пошлины на экспорт нефти и газа. По данным Те^гаш-канала Минфина России экспортная пошлина на нефть в РФ с 1 ноября 2023 года повысилась на $2,3 и составит $26,2 за 1 т. Пошлина на сжиженный газ (СПБТ) составила $2,2. Пошлина на кокс - $1,7 за 1 т.2
Введение экспортных пошлин на топливно-сырьевые ресурсы не только пополняет бюджет, но и способствует снижению цен на них во внутреннем рынке, повышает конкурентные преимущества российской экономики в топливно-энергетическом обеспечении перерабатывающих отраслей. Руководство России не один десяток лет избегало этой меры в угоду «западным партнёрам», обращая тем самым топливно-сырьевой экспорт в зависимость отечественной экономики от экспорта природных ресурсов, лишая её преимуществ, что обосновано нами в источнике [18, с. 127-142].
Ещё одним инструментом снижения цен на импортные сырье и комплектующие для отечественных производителей является уменьшение входного НДС, предъявленного поставщиками ресурсов, использованных в экспортной деятельности. Данный регулятор применяется в Китае для экспортного производства и активизации продаж на экспорт. Согласно налоговому законодательству КНР входной НДС по экспортной деятельности подлежит вычету полностью или частично в зависимости от вида экспортируемого товара [2, с. 30].
Следует отметить, что снижению цен на импортные ресурсы, используемые в производстве, способствует повышение курса рубля на мировом рынке. Однако при реализации товаров на экспорт при неизменных мировых ценах, размер выручки в переводе на рубли становится меньшим. Так возникает интерес не допускать падения мировых валют относительно рубля. Это порождает инициативы не допускать падения доллара США ниже установленного коридора. Интерес этот спекулятивен. Он приводит к ослаблению финансовой системы России и ограничению развития производств в долгосрочной перспективе, препятствует решению стратегических задач.
Фундаментальные законы развития экономики системно взаимосвязаны, игнорирование любого из них приводит к дисбалансу и деградации, кризисам. Комплексное взаимодействие законов рынка появляется в следующем. Потери в рублевой выручке от экспорта при повышении курса рубля компенсируется удешевлением импортных поставок для производств, что позволяет снизить цены пропорционально сокращению себестоимости импортных ресурсов в отечественном производстве, а значит повысить конкурентоспособность выпускаемой
1 Правительство РФ удивило размером дефицита бюджета на 2024 год. // Ура.ру. URL: https://dzen.ru/a/ZQ3UdiITIRhx9zn6
2 О средней цене на нефть и экспортной пошлине. Минфин России // telegram. URL: https://t.me/minfin/3700
52
продукции. От этого повышается покупательная способность рубля, что увеличивает количество покупок на заработную плату работников без её увеличения. Это фактор снижения стоимости рабочей силы при недопущении снижения материального обеспечения работников. Использование человеческого капитала в таких условиях становится более эффективным.
С ростом покупательной способности рубля снижается инфляция, рубль становится более устойчивым и привлекательным для вложений. Это повышает интерес к рублевым инвестиционным вложениям, что повышает инвестиционную привлекательность российской экономики, мотивирует направление денежных потоков в развитие российской экономики, а не их вывоз за рубеж.
Этот путь через укрепление реального сектора экономики на основе фундаментальных экономических законов, а не спекулятивных интересов и подходов неизбежен в достижении стратегических задач устойчивого инновационного развития российской экономики. Он не простой, не лишен рисков и требует немалых усилий, политической воли. Но, не пройдя этот сложный путь, невозможно стратегическое укрепление национальны финансов, российского рубля на мировом рынке, повышения его конвертируемости и инвестиционной привлекательности, повышения финансовой независимости и национального суверенитета, долгосрочного, стабильного опережающего развития экономики России.
С точки зрения военного международного противостояния, антироссийская агрессия направлена на истощение российской экономики до критического состояния, когда государство лишается финансовых возможностей сохранять устойчивость, выполнять социальные функции, обеспечивать экономическую безопасность и обороноспособность, сохранять территориальную целостность и суверенитет. И до тех пор, пока финансовые институты России в спекулятивных интересах не допускают падения котировок моноцентричных валют ниже установленного коридора, доллар и евро сохраняют возможность увеличения их эмиссии в количестве, необходимом для продолжения вооруженного противостояния России, вовлекая в него е новые ресурсы и территории.
Для стабильного выполнения государственных функций правительством проводятся поиски источников пополнения бюджетных доходов. По данным Минфина России в 2024-2026 годах запланировано увеличение нефтегазовых доходов относительно 2023 г (рис. 3), доля которых отражена на рис. 4. Данная тенденция с одной стороны способствует решению финансовых задач, но с другой стороны обостряет противоречия второго вида, сохраняя топливно-сырьевую зависимость экономики и риски потери устойчивости экономики сраны, обусловленные волатильностью мировых цен на топливо и сырье.
В целях пополнения бюджета Государственной Думой внесены изменения в Налоговый кодекс по повышению налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для газового конденсата Газпрома и газа для газового холдинга и независимых производителей. Эти поправки входят в состав налогового законопроекта, представленного правительством России параллельно с проектом бюджета на 2024-2026 годы [19]. По сообщению ТАСС закон подписан Президентом РФ1.
Эта мера также способствует росту поступлений в госбюджет, но она становится фактором повышения цен на газ на отечественном рынке, так как газодобывающие корпорации компенсируют увеличение налога ростом цен [18, с. 128-142].
Отдельные исследователи отмечают снижение поступлений НДПИ в бюджет с 2022 по 2024 гг. из-за сокращения добычи нефти в результате геополитики декарбонизации мировой экономики. Данное условие ставит под сомнение эффект от замены экспортных пошлин на нефть налогом на добычу полезных ископаемых [9, с. 26]. В дополнение к сказанному подобный налоговый маневр становится фактором роста цен на топливно-энергетические ресурсы на внутреннем рынке и, как следствие, понижает конкурентные преимущества отечественных производителей. Поэтому повышать внутренние налоги на топливно-сырьевые ресурсы нецелесообразно. Есть другие более целесообразные с нашей точки зрения неиспользованные резервы.
1 Путин подписал закон о повышении НДПИ на конденсат «Газпрома» и на газ // ТАСС. 27 ноября 2023
53
ПРОГНОЗ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ДО 2026 ГОДА, млрд рублей 2023* 2024 2025 2026
ВСЕГО ДОХОДОВ В % К ВВП 2 В 674,1 17,3 35 065,3 19,5 33 552,4 17,6 34 051,0 16,8
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ В % К ВВП 1 088,8 5,3 333,8 6,4 1821,1 6,2 1835,7 5,6
БАЗОВЫЕ НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ 8 000,0 9 683,2 9924,1 9 569 839,9
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ 863,5 1 821,1 1 835,7 1844,8
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ В % К ВВП 19 810,5 77,9 23 561,0 13,1 21 792,6 11,4 22 636,3 77,2
ОБОРОТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ 13 641,3 14 782,5 15615,0 16 457,9
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ/ДОХОДЫ 1987,6 2 209,9 2 295,2 2359,2
ПРОЧЕЕ 4181,6 6 568,6 3 882,4 3 819,2
Рис. 4. Соотношения доходов федерального бюджета нефтегазовых и несырьевых отраслей
Источник [14, с. 4]
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ по налогу на добавленную стоимость (НДС) применяется ставка 0 % при реализации товаров на экспорт. Подобная практика налогообложения экспорта распространена в международной практике. В частности, в налоговом законодательстве Китая при экспортных продажах не уплачивается НДС [2, с. 30]. Обращаясь к зарубежному опыту, следует учесть, что основу экспорта Китая и многих других стран составляет продукция перерабатывающих отраслей. Экспорт России в корне отличается от большинства других стран. Поэтому механистическое перемещение зарубежной модели в российскую экономику будет неуместным. В Российской экономике доминирует экспорт добывающих отраслей. Экспорт продукции перерабатывающих отраслей отличается от последнего тем, что не имеет противоречий, присущих топливно-сырьевому экспорту. Увеличение экспорта перерабатывающих отраслей способствует росту экспортной выручки, расширению рынков сбыта, развитию экономики страны и повышению благосостояния её граждан.
Топливо и сырье, являясь энергетическим и материальным источником производства, порождает противоречивые интересы. Рост экспорта топлива и сырья, с одной стороны, увеличивает доходы от их реализации. Но с другой - наращивание доли экспорта относительно внутреннего потребления приводит к уменьшению его предложения внутри страны, росту цен на внутреннем рынке, ограничению внутреннего потребления топливно-сырьевых ресурсов, сокращению конкурентных преимуществ в виде топливно-сырьевого изобилия, но при этом повышает конкурентные преимущества иностранных покупателей российского экспорта, что и происходило на протяжении десятилетий в советской и постсоветской экономике вплоть до введения санкций на российский экспорт. В результате для России экспорт нефти и газа стал не преимуществом, а зависимостью от экспорта топлива и сырья и волатильности их котировок на мировом рынке. Из этого следует, что налоговую политику нужно выстраивать так, чтобы природные ресурсы России служили подъему Российской экономики, а не зарубежным импортерам топлива и сырья из России.
Обложение НДС на территории России способствует росту цен на энергоносители для отечественных производителей, сокращая их конкурентные преимущества. А освобождение экспорта топлива и ресурсов от НДС способствуют конкурентным преимуществам зарубежных производителей, стимулирует экспорт и сокращение уровня внутреннего потребления энергоносителей и сырья. В этой связи НДС на топливно-сырьевые ресурсы необходимо ввести не только на внутреннем рынке, но при их экспорте. Топливо и сырье остаются главным ресурсом России в мировой экономике. И этот ресурс необходимо максимально задействовать в национальных интересах страны. Предлагаемое нововведение увеличит поступления в бюджет, сокращая дефицит без повышения налоговой нагрузки на несырьевые производства. Увеличение поступлений топлива и сырья на внутренний рынок в результате обложения экспорта НДС будет способствовать поддержке и развитию предпринимательской деятельности за счет удешевления топлива и сырья, что повышает конкурентные преимущества российских производителей. Данная мера будет способствовать институционально-структурной трансформации экономики в её перепрофилировании от топливно-сырьевой к конкурентоспособной высоко технологичной индустриальной экономике.
Заключение
В процессе исследования нами выявлены два вида противоречий, являющихся ключевыми в достижении стратегических целей. В регулировании валютных операций проявляются противоречия между спекулятивным и фундаментальным подходами. Приоритетом в разрешении этого противоречия определено служение финансового, банковско-эмиссионного капитала реальному сектору экономики, на основе фундаментальных законов развития экономики, а не наоборот. Другой вид противоречий выявлен между интересами добывающих и перерабатывающих отраслей. Обоснован выбор приоритета, при котором природные ресурсы необходимо поставить преимущественно на служение отечественным производителям и повышению их конкурентоспособности, а не зарубежных покупателей российского топлива и сырья, что неизменно осуществляется со времен Советского Союза и до текущего принятия санкций в отношении российского экспорта. Предложены инструменты реализации данного приоритета в налоговой и бюджетной политике.
В результате исследования мы пришли к выводу, что зависимость российской экономики от топливно сырьевого экспорта и волатильности мировых цен на него остается высокой. Для ослабления зависимости и противостояния рискам и угрозам необходимо усиление приоритетов в финансовой политике, направленных на обращение топливно-сырьевой зависимости в конкурентное преимущество в топливно-ресурсном обеспечении инновационного развития и импортозамещения реального несырьевого сектора отечественной экономики. Государственные институты увеличивают активность в данном направлении. Рассмотрев преимущества и недостатки действующей налоговой политики, инициатив отдельных авторов, нами предложены дополнительные меры, которые увеличат поступления в бюджет и предохранят внутренний рынок от роста цен на топливо и ресурсы, повышая конкурентные преимущества и инвестиционную привлекательность российской экономики. Наличие природных богатств в виде топливно-сырьевых ресурсов ставят перед Россией задачи, направлять их во благо отечественной промышленности с максимальной пользой для неё. Для этого нами предлагаются соответствующие меры налогового регулирования. Противоречия между интересами добывающих топливно-сырьевых отраслей и перерабатывающей промышленностью влияют на налоговую и бюджетную политику, препятствуя формированию конкурентных преимуществ, выраженных изобилием топливно-сырьевых ресурсов, повышению инвестиционной привлекательности и, как следствие, опережающему развитию несырьевых отраслей. Разрешить эти противоречия способно государственное участие в налоговом регулировании, инструменты которого предложенным в данном исследовании.
1. Зуева О.А. Основные проблемы функционирования финансового сектора хозяйства России под влиянием экзогенных причин // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2023. № 1. С. 13-20. DOI 10.17586/2310-1172-2023-16-1-13-20.
2. Гончаренко Л.И. Оценка применения и возможности повышения результативности антисанкционных налоговых решений в поддержку бизнеса // Экономика. Налоги. Право. 2023. Т. 16. № 3. С. 24-34. DOI 10.26794/1999-849X-2023-16-3-24-34.
3. Stroev P.V., Fattakhov R.V., Pivovarova O.V., Orlov S.L., Advokatova A.S. Taxation transformation under the influence of industry 4.0. // International Journal of Advanced Computer Science and Applications. 2022. № 13(9). Р. 910-915.
4. Пансков В.Г. Изменение приоритетов в распределении налоговой нагрузки как условие обеспечения перехода к опережающему развитию // Экономика. Налоги. Право. 2023. № 16(1). С. 140-151. DOI: 10.26794/1999-849x-2023-16-1-140-151.
5. Чернов В.А. Анализ и финансовое управление трудовыми ресурсами // Финансовый менеджмент. 2015. № 5.
6. Чернов В.А. Финансовые методы оценки человеческого капитала в стоимостно-ориентированном управлении корпорацией // Экономические и гуманитарные науки. 2023. № 2(373). С. 19-36. DOI 10.33979/2073-74242023-373-2-19-36.
7. Парасоцкая Н.Н., Яковлев Н.Д. Основы координации денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик для обеспечения роста российской экономики // Экономика. Налоги. Право. 2024. № 17(1).23-33. DOI: 10.26794/1999-849X-2024-17-1-23-33.
8. Hahn, Till-Arne; Ormeno Perez, Rodrigo. Tax Professionals in the Academic Spotlight: A Review of Recent Literature. Journal of Tax Administration, [S.l.], v. 6, n. 1, june 2020. ISSN 2059-190X.
9. Гончаренко Л.И., Малкова Ю.В., Полежарова Л.В., Тихонова А.В., Юмаев М.М. Об Основных направлениях налоговой политики на 2022 год и на период 2023-2024 годов // Экономика. Налоги. Право. 2022. № 15(1). С. 23-34. DOI: 10.26794/1999-849X-2022-15-1-23-34.
Литература
С. 12-39.
10. Sarin N., Summers L., Zidar Q., Zwick E. Rethinking How We Score Capital Gains Tax Reform. Tax Policy and the Economy. 2022. Volume 36, pp. 1-33. https://doi.org/10.1086/718949
11. Ferry, Evans Ch. E., Tran-Nam B. Presumptive Income Taxes and Tax Compliance Costs: Policy Implications for Small and Medium-Sized Enterprises in Emerging Economies. Journal of Tax Administration, [S.l.], v. 8, n. 1, dec. 2023. ISSN 2059-190X.
12. Пансков В.Г. Проблемы и перспективы налоговой политики в целях устойчивого развития регионов // Экономика. Налоги. Право. 2024. № 17(1). С. 34-43. DOI:10.26794/1999-849X-2024-17-1-34-43
13. Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь 2024 года. Минфин России. Пресс-центр, 07 февраля 2024. URL: https://mmfm.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38848-predvaritelnaya_otsenka_ispolneniya_federalnogo_byudzheta_za_yanvar_2024_goda
14. Бюджет для граждан 2024-2026. К проекту Федерального закона о Федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов. Минфин России. - Москва 2023 г. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/10/main/0749_Budget_2024-2026_corr.pdf
15. Вислогузов В. Бюджет с плавным стартом // Коммерсант. Бюджет России. 07.02.2024. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6495180
16. Послание Президента Федеральному Собранию // Президент России, 29 февраля 2024 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73585
17. Постановление Правительства РФ от 21.09.2023 № 1538 «О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза».
18. Экономическая безопасность в условиях цифровой трансформации России: монография / М. Ю. Малкина, В. Я. Захаров, Н. А. Безрукова, В. А., Чернов [и др.]; под ред. М. Ю. Малкиной, В. Я. Захарова. М.: Русайнс, 2022. 268 с. С. 127-142.
19. Госдума приняла закон о повышении НДПИ на конденсат Газпрома и газ // Российский налоговый портал. 17.11.2023. URL: http://taxpravo.ru/novosti/statya-471644-gosduma_prinyala_zakon_o_povyishenii_ndpi_na_kondensat_gazproma_i_gaz
References
1. Zueva O.A. Osnovnye problemy funktsionirovaniya finansovogo sektora khozyaistva Rossii pod vliyaniem ekzogennykh prichin // Nauchnyi zhurnal NIU ITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskii menedzhment. 2023. № 1. S. 13-20. DOI 10.17586/2310-1172-2023-16-1-13-20.
2. Goncharenko L.I. Otsenka primeneniya i vozmozhnosti povysheniya rezul'tativnosti antisanktsionnykh nalogovykh reshenii v podderzhku biznesa // Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2023. T. 16. № 3. S. 24-34. DOI 10.26794/1999-849X-2023-16-3-24-34.
3. Stroev P.V., Fattakhov R.V., Pivovarova O.V., Orlov S.L., Advokatova A.S. Taxation transformation under the influence of industry 4.0. // International Journal of Advanced Computer Science and Applications. 2022. № 13(9). Р.910-915.
4. Panskov V.G. Izmenenie prioritetov v raspredelenii nalogovoi nagruzki kak uslovie obespecheniya perekhoda k operezhayushchemu razvitiyu // Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2023. № 16(1). S. 140-151. DOI: 10.26794/1999-849x-2023-16-1-140-151.
5. Chernov V.A. Analiz i finansovoe upravlenie trudovymi resursami // Finansovyi menedzhment. 2015. № 5. S. 12-39.
6. Chernov V.A. Finansovye metody otsenki chelovecheskogo kapitala v stoimostno-orientirovannom upravlenii korporatsiei // Ekonomicheskie i gumanitarnye nauki. 2023. № 2(373). S. 19-36. DOI 10.33979/2073-7424-2023373-2-19-36.
7. Parasotskaya N.N., Yakovlev N.D. Osnovy koordinatsii denezhno-kreditnoi i byudzhetno-nalogovoi politik dlya obespecheniya rosta rossiiskoi ekonomiki // Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2024. № 17(1).23-33. DOI: 10.26794/1999-849X 2024-17-1-23-33.
8. Hahn, Till-Arne; Ormeno Perez, Rodrigo. Tax Professionals in the Academic Spotlight: A Review of Recent Literature. Journal of Tax Administration, [S.l.], v. 6, n. 1, june 2020. ISSN 2059-190X.
9. Goncharenko L.I., Malkova Yu.V., Polezharova L.V., Tikhonova A.V., Yumaev M.M. Ob Osnovnykh napravleniyakh nalogovoi politiki na 2022 god i na period 2023-2024 godov // Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2022. № 15(1). S. 23-34. DOI: 10.26794/1999-849X 2022-15-1-23-34.
10. Sarin N., Summers L., Zidar Q., Zwick E. Rethinking How We Score Capital Gains Tax Reform. Tax Policy and the Economy. 2022. Volume 36, pp. 1-33. https://doi.org/10.1086/718949
11. Ferry, Evans Ch. E., Tran-Nam B. Presumptive Income Taxes and Tax Compliance Costs: Policy Implications for Small and Medium-Sized Enterprises in Emerging Economies. Journal of Tax Administration, [S.l.], v. 8, n. 1, dec. 2023. ISSN 2059-190X.
12. Panskov V.G. Problemy i perspektivy nalogovoi politiki v tselyakh ustoichivogo razvitiya regionov // Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2024. № 17(1). S. 34-43. DOI:10.26794/1999-849X 2024-17-1-34-43
13. Predvaritel'naya otsenka ispolneniya federal'nogo byudzheta za yanvar' 2024 goda. Minfin Rossii. Press-tsentr, 07 fevralya 2024. URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38848-predvaritelnaya_otsenka_ispolneniya_federalnogo_byudzheta_za_yanvar_2024_goda
14. Byudzhet dlya grazhdan 2024-2026. K proektu Federal'nogo zakona o Federal'nom byudzhete na 2024 god i na planovyi period 2025-2026 godov. Minfin Rossii. - Moskva 2023 g. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2023/10/main/0749_Budget_2024-2026_corr.pdf
15. Visloguzov V. Byudzhet s plavnym startom // Kommersant. Byudzhet Rossii. 07.02.2024. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6495180
16. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu // Prezident Rossii, 29 fevralya 2024 goda. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73585
17. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21.09.2023 № 1538 «O stavkakh vyvoznykh tamozhennykh poshlin na tovary, vyvozimye iz Rossiiskoi Federatsii za predely tamozhennoi territorii Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza, i o vnesenii izmenenii v stavki vyvoznykh tamozhennykh poshlin na tovary, vyvozimye iz Rossiiskoi Federatsii za predely tamozhennoi territorii Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza».
18. Ekonomicheskaya bezopasnost' v usloviyakh tsifrovoi transformatsii Rossii: monografiya / M. Yu. Malkina, V. Ya. Zakharov, N. A. Bezrukova, V. A., Chernov [i dr.]; pod red. M. Yu. Malkinoi, V. Ya. Zakharova. M.: Rusains, 2022. 268 s. S. 127-142.
19. Gosduma prinyala zakon o povyshenii NDPI na kondensat Gazproma i gaz // Rossiiskii nalogovyi portal. 17.11.2023. URL: http://taxpravo.ru/novosti/statya-471644-gosduma_prinyala_zakon_o_povyishenii_ndpi_na_kondensat_gazproma_i_gaz
Статья поступила в редакцию 14.03.2024 Received 14.03.2024
Принята к публикации 2 7.05.2024 Accepted for publication 2 7.05.2024