УДК 159.99
Корытова О.В.,
магистрант 2 курса, Северный государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО СГМУ),
Архангельск, Россия Научный руководитель: Харькова О.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Северный государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО СГМУ), Архангельск, Россия
ПРОБЛЕМА БУЛЛИНГА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Аннотация
В статье рассмотрен феномен буллинга, последствия для его участников, условия формирования агрессивного поведения. Целью работы явилось обобщение и систематизация научных данных о распространенности буллинга и его проявлениях в современном обществе. В результате проведенного анализа выявлено, что буллинг имеет широкую распространенность в любой социальной среде и проявляется во всех его формах. Основой социального окружения, влияющего на становление агрессивности подростка, является семья.
Ключевые слова:
буллинг, подростки, школьники, агрессия, агрессивное поведение
Введение
Рост агрессивности в подростковой среде отражает одну из острейших проблем современного мира. Призывы к свободному выражению скрытых эмоций, потребностей, чувств, терпимое отношение к проявлению агрессии создают предпосылки для возникновения буллинга [10]. Буллинг (травля) -преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы [3]. Специфические особенности буллинга заключаются в том, что агрессивные действия направлены на человека, не способного себя защитить, они являются осознанными и продолжительными [17]. В связи с этим анализ факторов, которые способствуют формированию агрессивного поведения, а значит и буллинга, является актуальным.
Целью данной работы явилось обобщение и систематизация научных данных о распространенности буллинга и его проявлениях в современном обществе.
Материал и методы
Для сбора данных были использованы научные электронные библиотеки е-ПЬгагу и Киберленинка. Ключевые слова, используемые для поиска статей: «буллинг», «агрессивность и буллинг» и «агрессивное поведение». В результате было найдено 39 источников, из которых было отобрано 17 в соответствие с критериями отбора.
Результаты исследования
Сначала раскроем основные понятия буллинга. Так, среди участников буллинга выделяют агрессоров, жертву и свидетелей [7]. Характерными чертами жертвы являются замкнутость, слабость, неуверенность в себе, желание уклониться от конфликта. Такие люди изолируются от коллектива, возникают сложности с доверием. Во взрослой жизни может произойти залипание в роли жертвы, чувство токсического стыда или комплексы, связанные с поводами травли [7]. Свидетели не принимают непосредственного участия в травле, но поддерживают агрессора. Стыд за свое слабодушие и страх оказаться на месте жертвы делает свидетелей ожесточенными. Они привыкают к чувству вины, а жестокость становится для них нормой [7].
Агрессоры (буллеры) пытаются самоутвердиться за счет жертвы. Они стремятся к власти, заявляя
своим поведением о том, что им никто не сможет помешать. Полученный опыт безнаказанности приводит агрессора к огрублению чувств, деструктивным чертам личности. Но выбранный путь насилия не работает во взрослой жизни: даже занимая высокое положение в обществе, такие люди страдают от одиночества [9]. Наиболее привычными проявлениями агрессии являются конфликтность, злословие, принуждение, негативное оценивание, угрозы, игнорирование, применение физической силы. Скрытые формы агрессии проявляются в деструктивных фантазиях, уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда себе или самоубийстве [7].
Рассмотрим более подробно некоторые направления исследований распространенности буллинга в современном обществе (см. табл. 1).
Таблица 1
Виды буллинга в современном обществе
Направление исследования Ссылка(и) Характеристика
Кибербуллинг 1, 7, 18 Вред жертве наносится с помощью электронных коммуникаций
В зависимости от возрастной группы 6, 8, 18, 20 Агрессивное поведение и подверженность буллингу рассматриваются в различном возрасте
В зависимости от гендерных различий 8, 20, 17 19 Агрессивное поведение и подверженность буллингу рассматривается по половому различию
Буллинг в семье 11, 14, 15, 16 Домашнее насилие, проявляется во всех формах, не зависимо от половозрастных и других характеристик
Моббинг 4, 5 Издевательства со стороны коллег, носящие групповой и продолжительный характер
Боссинг 4, 5 Травля нацелена на изоляцию и в конечном итоге выживание подчиненного руководителем
Буллинг широко распространен в различных его формах: физической, вербальной, социально-психологической, сексуальной, экономической. Широкое внедрение цифровых технологий в современном обществе привело к смещению форм травли с физической или вербальной на косвенные формы, в частности кибербуллинг [7]. При этом социальные сети занимают лидирующее место по частоте его встречаемости. Этот вид травли в основном проявляется в виде распространения слухов и сплетен, негативных комментариев и оскорбительных картинок [1, 18]. Наблюдать феномен буллинга мы можем в различной социальной среде: семье, школе, на рабочем месте. Кроме того, по характеристикам объекта насилия выделяют: возраст (подростковый буллинг), пол (буллинг над женщинами), социальный статус и др. [7].
Исследователи отмечают, что виды школьного буллинга не зависят от половозрастной группы [20]. При этом существуют различия в проявлении буллинга у подростков по гендерному типу. Для девочек-подростков характерна вербальная и косвенная агрессия, которая выражается в проявлении сарказма, распространении сплетен, высмеивающем поведении. Мальчики-подростки проявляют прямую физическую агрессию [8, 19]. Однако подвергаются буллингу девочки и мальчики одинаково. Согласно исследованиям, уже в младшем школьном возрасте десятая часть школьников является буллерами. В этом возрасте учащиеся подвергаются прямой травле. Косвенная же травля наблюдается в большей степени у учащихся средней с старшей школы [8, 18]. С возрастом доля жертв буллинга к старшим классам уменьшается примерно в три раза по отношению к младшим [6].
Исследования буллинга в семье показывают, что основным агрессором в домашнем насилии является мужчина, у которого сформированы неправильные стереотипы поведения и семейного воспитания, а жертвами насилия являются женщины и дети [11, 15]. Если раньше основным воздействием было физическое наказание, то в современном обществе чаще всего к детям применяются психологический и экономический виды буллинга [16]. С проявлением моббинга на рабочем месте сталкиваются практически все сотрудники государственных учреждений. Но, как и раньше, в современном обществе более распространенным является боссинг, чем моббинг [4]. Основными проявлениями боссинга являются: несправедливая оценка руководителем результатов работы сотрудника, поручение
бессмысленной работы или работы, которую должны выполнять другие сотрудники [5].
Поиск причин агрессивности в настоящее время активно исследуется [2, 14, 17]. Можно выделить два основных направления: факторы внешней среды и внутренние факторы. Решающую роль в формировании агрессивности личности играет ее непосредственное социальное окружение, основой которого является семья [14]. В данном направлении факторами становления агрессивности являются низкая степень сплоченности семьи, конфликтность, недостаточная близость между родителями и ребенком, неблагоприятные взаимоотношения между детьми, неадекватный стиль семейного воспитания [7]. Неблагополучной признается ситуация в семье, при которой забота и контроль перерастают в гиперопеку, либо отсутствуют вовсе, переходя в безнадзорность. А также другие две крайности: неумеренное внимание к любому побуждению ребенка, создающее «кумира» семьи, и пониженное внимание к его побуждениям, перекладывание ответственности на ребенка, создающее «золушку» в семье [14].
Негативное отношение родителей к ребенку также способствует становлению агрессивности [13]. Отвержение формирует у ребенка ощущение незащищенности, разрушает механизм идентификации. Сверхтребовательное отношение приводит к озлобленности, формирует чувство неполноценности, тревожности. Использование строгих, в том числе физических методов воспитания, также усиливает агрессивность, формируя озлобленность, тревожность и ожидание новых неудач [7].
Другим социальным окружением подростка являются сверстники. Попадая в определенную группу, подросток может столкнуться с противоречием интересов, взглядов и мнений. Такие острые конфликтные ситуации способствуют возникновению агрессивного поведения. Влияние, оказываемое на подростка в группах, также может быть негативным: привлечение к курению, наркотикам, алкоголю [7].
Сказывается на формирование агрессивности подростка и его индивидуальные особенности личности такие как раздражительность, боязнь общественного неодобрения, подозрительность, предрассудки, склонность испытывать чувство стыда вместо вины, способность переносить фрустрацию [7, 14]. Также необходимо отметить и другие факторы: загрязнение экологии, шум, массовое скопление людей, посягательство на личное пространство, расовая принадлежность и др. [2]. Заключение
Таким образом, согласно проведенному исследованию, было выявлено, что буллинг имеет широкую распространенность в любой социальной среде. При этом выражаться он может во всех его формах. В современном обществе усиливается воздействие кибербуллинга. Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех ее участников. Формирование агрессивных тенденций у подростков главным образом происходит, когда родители поощряют агрессивность своих детей или показывают модель такого поведения, либо наказывают детей за агрессивное поведение [12]. Список использованной литературы:
1. Ануфриева Е.В., Набойченко Е.С., Ковтун О.П. Буллинг и кибербуллинг: проблема современного подростка // Педиатрическая фармакология. 2021. № 5. С. 423-429.
2. Арзуманян О.В. Особенности проявления агрессивности у подростков с различным типом темперамента // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 6. С. 198-206.
3. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. 2013. № 3. С. 149-159.
4. Булгаков А.В., Булгакова Е.А., Шумский Д.А. Вертикальный и горизонтальный моббинг в государственных компаниях и организациях среднего профессионального образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: психологические науки. 2021. № 2. С. 79-95.
5. Заграфова Н.Ю. Моббинг - дедовщина на гражданке // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов V Международной научно-практической конференции. 2017. С. 190-194.
6. Иванюшина В.А., Ходоренко Д.К., Александров Д.А. Распространенность буллинга: возрастные и
гендерные различия, значимость размера и типа школы // Вопросы образования. 2021. № 4. С. 220-242.
7. Ильин В.П. Психология агрессивного поведения: монография. СПб.: Питер. 2014. 368 с.
8. Карасюк Д.В., Пищёлко А.В., Чижова Е.А. Особенности гендерных проявлений в ситуации буллинга // Вестник науки. 2021. № 12. С. 20-31.
9. Кривцова С.В. Буллинг в школе и сплоченность неравнодушных. М.: ФИРО. 2012. 119 с.
10. Лукашкова И.Л., Ященко А.А. Феномен скулшутинга: причины и профилактика // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. 2021. № 2. С. 337-341.
11. Лысова А.В. Телесное наказание детей и насилие в супружеских отношениях россиян // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 4. С. 110-116.
12. Мурадова В.И. Агрессивное поведение современных подростков // Молодой ученый. 2016. № 15. С. 413-415.
13. Распространенность буллинга в среде младших школьников / Волчегорская Е.Ю. [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 8. С. 416-419.
14. Реан А.А., Коновалов И.А. Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социального-экономического статуса семьи // Национальный психологический журнал. 2019. № 1. С. 23-33.
15. Стародынова С.М., Балыко А.А. Психологические проблемы семейного насилия в отношении детей // Право. Экономика. Психология. 2015. № 3. С. 88-94.
16. Таланов С.Л. Насилие и наказание в семье: опыт социологического анализа // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 1. С. 132-136.
17. Фролкина А.В. Социально-психологические особенности поведения подростков в ситуации буллинга // Вопросы педагогики. 2021. № 11. С. 417-420.
18. Хломов К.Д., Давыдов Д.Г., Бочавер А.А. Кибербуллинг в опыте российских подростков // Психология и право. 2019. № 2. С. 276-295.
19. Шалагинова К.С., Куликова Т.И., Залыгаева С.А. Гендерные особенности буллинга в подростковом возрасте // Психологическая наука и образование. 2019. № 4. С. 62-71.
20. Янова Н.Г. Психолого-педагогические риски буллинга в образовательной среде // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4. С. 189-197.
© Корытова О.В., 2023
УДК 159.9
Мещерякова О.А.
магистрант 3 курса ЮУрГГПУ г. Челябинск, РФ Научный руководитель: Гольцева Ю. В.,
кандидат педагогических наук, доцент,
ЮУрГГПУ, г. Челябинск
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ
Аннотация
В данной статье рассматриваются диагностические индивидуальные показатели детско-родительских отношений младшего школьного возраста на констатирующем этапе исследования, а