УДК 004.056.5+37.016:004
DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-1-232-236
ПРОБЛЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
© Д.В. Лопатин, Н.Л. Королева, М.С. Анурьева, Я.М. Пузанова, К.И. Остапчук
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: ccs.tmb@ya.ru
Проведено исследование поведения в Интернете и социальных сетях детей, подростков и старшеклассников. Получены данные о частоте продолжительности использования социальных сетей и сети Интернет школьниками. Получены данные о негативном влиянии сетевых сервисов на эмоциональное состояние детей и подростков. Рассмотрены вопросы информационно-коммуникационной безопасности школьников в сети Интернет. Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости проведения многоплановой работы со школьн и-ками по развитию навыков безопасного поведения в Сети. Ключевые слова: социальные сети; Интернет; безопасность; школьник
ВВЕДЕНИЕ
Использование Интернета подрастающим поколением - один из важных показателей уровня развития информационного общества. Безусловно, сегодня тяжело представить, что какая-либо область деятельности будет обходиться без использования ИКТ, особенно у молодежи. Так, школьники в процессе своего обучения в начальных классов активно начинают использовать компьютеры и Интернет: готовят проекты, рефераты, презентации, изучают дополнительную литературу и электронные приложения к учебникам. При этом больше половины участвующих в исследовании EU Kids Online российских детей [1-2] считают, что Интернет содержит контент, не приемлемый для их возрастной группы. Дети, захваченные безграничными возможностями современных технологий, зачастую не могут разглядеть рисков и угроз Сети и в результате оказываются среди наиболее уязвимых ее пользователей.
Цель данной работы - провести исследование поведения в сети Интернет детей школьного возраста.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Действенным методом исследования является применение традиционных методик анкетирования различных возрастных групп, что позволяет получить детальную первичную информацию об актуальном уровне угроз для пользователя. На основе предложенного метода [3] разработаны оригинальные анкеты для различных возрастных групп школьников, позволяющие получить первичную информацию об актуальном уровне информационных угроз для пользователя. Данная методика применялась в работах [4-7]. В исследовании принимали участие ученики нескольких общеобразовательных школ Тамбовской области и областного центра: ученики 3-4 классов городских школ, ученики 7-8 классов г. Тамбов, ученики 10-11 классов
городских и сельских школ, соответствующие школьному возрасту учащиеся средних профессиональных образовательных учреждений (СПО).
Основным косвенным показателем интернет-зависимости является время, проведенное ребенком во Всемирной паутине. Только половина детей отметили, что никогда не превышают запланированное время в сети Интернет, и почти 20 % признались, что очень часто остаются онлайн дольше, чем намеревались; 18 % школьников 10-11 лет иногда принимают пищу или готовят уроки у компьютера. Анализ результатов опроса школьников среднего и старшего звена и студентов колледжей выявил увеличение проведенного времени в сети Интернет по сравнению с соответствующим уровнем в начальной школе. Так, чуть более половины учащихся средних классов признались, что проводят в Сети более 3-х часов ежедневно; столько же времени Интернету уделяют 33 % старших школьников в городе (в сельской местности этот показатель выше -43 %). Около 30 % учащихся колледжей также уделяют большое количество своего времени Всемирной паутине. И только около 17 % всех опрошенных подростков уделяют менее 3-х часов в день занятиям в Сети. Отметим, что четверть всех школьников и студентов колледжей сообщили, что часто проводят больше времени онлайн, чем предполагали изначально (рис. 1). При этом почти половина всех опрошенных школьников периодически скрывают истинное время, проведенное в Интернете, а окружающие люди (особенно старшие родственники) более 50 % подростков периодически жалуются, что их дети проводят за компьютером слишком много времени.
Рассмотрим, влияет ли отсутствие доступа к Интернету на эмоциональное состояние школьников. Как показало анкетирование, отсутствие доступа к Сети влияет на ухудшение настроения у 17 % младших школьников, в плохом или раздражительном настроении по этой причине пребывают 9 % детей. Отсутствие
Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как часто Вы остаетесь онлайн дольше, чем намеревались?»
Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Вы чувствуете жизнь без Интернета скучной, пустой и безрадостной?»
доступа к сети Интернет значительно влияет на настроение школьников среднего и старшего возраста. Так, 40-50 % городских и сельских школьников и учащихся СПО отметили, что ощущают жизнь без Интернета скучной, пустой и безрадостной; до 20 % респондентов признались, что постоянно расстраиваются, если доступ к Всемирной паутине отсутствует (рис. 2). Таким образом, видно, что значительная часть опрошенных школьников предпочитает сетевую жизнь в Интернете. Это уже негативно влияет на психологическое состояние школьников и формирует одну из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем постоянной фиксации внимания на определенные виды деятельности и перехода в виртуальные миры.
Для детей и подростков значительную потенциальную угрозу представляют социальные сервисы, широко
распространенные в сети Интернет. Так, 90 % опрошенных респондентов младшей возрастной группы имеют личные аккаунты в социальных сетях, таким образом, подавляющее большинство школьников 910 лет игнорируют возрастной ценз в 13 лет, рекомендованный в России для пользователей социальных сетей. При этом около 30 % респондентов младшей группы много времени уделяют социальным сетям; 18 % детей отвлекаются от домашних дел, если есть интересная тема в Сети. Половина учащихся школ и колледжей считают, что с человеком легче общаться в социальных сетях онлайн, нежели лично. При этом развлекательные и социальные сетевые сервисы отвлекают детей от основного занятия: от 50 до 100 % городских и сельских школьников среднего и старшего звена признались, что обнаруживают себя на не связанных с работой сайтах более чем дважды в день. Ес-
тественно, что подобное переключение внимания будет приводить к снижению работоспособности учеников. Только около 40 % всех опрошенных отметили, что погруженность в Сеть не влияет на продуктивность учебы или домашней работы.
Остановимся на вопросах безопасности школьников в сети Интернет, в т. ч. и социальных сетях. Анализ анкетных данных выявил, что 47 % младших, 40 % средних и 83 % опрошенных школьников старших классов и 60 % учащихся СПО могут скрывать свои действия в Сети (рис. 3).
У 21 % младших школьников не настроены параметры безопасности на странице в социальной сети, 18 % респондентов самостоятельно настраивали параметры безопасности, 35 % детей не задумываются о защите своих данных. При этом половина учеников средней и старшей школы способна противостоять небольшому количеству угроз и чуть менее половины - 43 % - спо-
собны лишь оценить нежелательные последствия от реализации угрозы информационного характера.
Анализ материалов по анкетированию показал, что около 20 % детей 9-10 лет уже имеют несколько виртуальных друзей, с которыми не общаются в реальной жизни. С возрастом количество чисто сетевых друзей у школьников значительно возрастает до 50-80 % (рис. 4). Одновременно с этим школьники не задумываются о характере и намерениях новых друзей.
Почти 30 % младших школьников утверждают, что хотя бы 1-2 раза обижали другого пользователя в социальной сети. Только 11 % школьников старшей возрастной группы и учащихся СПО способны противостоять манипулированию и действиями других пользователя в Сети.
Несмотря на частое освещение проблемы безопасности детей в Сети, она продолжает оставаться достаточно актуальной. Существует несколько некоммерче-
Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Вы скрываете от других свои действия в Сети?»
грч^жзют шЛпия I е щ-шЕ
ОЛЮЛЬПЛКИ НМЯИНВ
"ЛГТПИ ктексг*
Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как часто Вы добавляете в подписчики своей страницы незнакомых людей?»
ских российских проектов («Дети России онлайн», «Фонд развития Интернета», «Академия Касперского», «Лига безопасного Интернета», «Безопасность детей в Интернете», проект Google «Сделайте Интернет безопасным для своих детей» и ряд других) и международных программ для подросткового поколения (EU Kids Online, Safer Internet Programme), которые дают рекомендации (10-15 предложений) по нормам поведения в сети Интернет и не имеют активных методов противодействия новым информационным угрозам. Но все это остается вне сферы внимания основной массы родителей или школьников. Для предотвращения возникновения негативных для школьника ситуаций при использовании сетевых сервисов важно, чтобы он обладал навыками грамотного и безопасного использования Интернета. Мы полагаем, что помимо разработки норм поведения и рекомендаций необходимо создавать и бесплатно распространять игровые тренажеры по сетевой безопасности среди школьников, учитывающие когнитивные процессы учащихся определенных возрастных групп и востребованные технические средства доступа к сети Интернет (планшет или смартфон). Это позволит развивать практические компетенции у школьников и отчасти решить проблему их безопасности в сети Интернет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показало исследование, скрытность поведения, отсутствие настроек безопасности, наличие виртуальных друзей и определенная агрессивность в Сети делает значительную часть школьников уязвимыми в сети Интернет. Они могут стать жертвой шантажа, вымогательства, манипулирования, оскорблений и нападок со стороны других. Выявлена взаимосвязь между количеством проведенного онлайн времени и психоэмоциональным состоянием школьников. Долгое пребывание детей и подростков за компьютером влечет за собой значительный вред здоровью, они могут стать потен-
циальными потребителями негативного интернет-контента (экстремистских материалов различного характера, аддиктивного поведения и зависимостей). Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости проведения многоплановой работы со школьниками по формированию знаний и развитию навыков в области безопасности в сети Интернет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России. URL: http://detionline.com/assets/files/ helplme/Fmal_Report_05-29-11.pdf (дата обращения: 13.01.2017).
2. Russian report. URL: http://www.lse.ac.uk/media@lse/research/ EUKidsOnline/ParticipatingCountries/PDFs/RU-RussianReport.pdf (дата обращения: 13.01.2017).
3. Лопатин Д.В., Золотова М.А. Обработка анкет средствами облачных технологий // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2014. Т. 24. Вып. 2. C. 215-217.
4. Лопатин Д.В., Королева Н.Л., Анурьева М.С., Лопатина М.В., Калинина Ю.В., Житенева И.А., Кириллова В.О. Динамика угроз информационно-коммуникационного характера в молодежной группе // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 1. С. 154-160.
5. Лопатин Д.В., Анурьева М.С., Лопатина М.В., Заплатина Е.А., Калинина Ю.В., Еремина Е.А., Шевлягина М.А. Безопасность пользователей инфокоммуникационных технологий. Гуманитарный аспект // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2014. Т. 19. Вып. 2. С. 652-655.
6. Лопатин Д.В., Анурьева М.С., Заплатина Е.А., Еремина Е.А., Калинина Ю.В. Информационно-коммуникационные угрозы // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. Т. 22. № 2. C. 148-156.
7. Лопатин Д.В., Заплатина Е.А., Еремина Е.А., Ильичев А.А. Анализ информационно-коммуникационных угроз для пользователей // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2012. Т. 17. Вып. 5. С. 1420-1423.
БЛАГОДАРНОСТИ: Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 15-17-08378), РГНФ (проект № 17-16-68008) совместно с администрацией Тамбовской области.
Поступила в редакцию 6 февраля 2017 г.
Лопатин Дмитрий Валерьевич, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий, e-mail: ccs.tmb@ya.ru
Королева Наталья Леонидовна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий, e-mail: ccs.tmb@ya.ru
Анурьева Мария Сергеевна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры математического моделирования и информационных технологий, e-mail: ccs.tmb@ya.ru
Пузанова Яна Михайловна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студентка Института математики, естествознания и информационных технологий, e-mail: ccs.tmb@ya.ru
Остапчук Кристина Игоревна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студентка Института математики, естествознания и информационных технологий, e-mail: ccs.tmb@ya.ru
Информация для цитирования:
Лопатин Д.В., Королева Н.Л., АнурьеваМ.С., Пузанова Я.М., Остапчук К.И. Проблема безопасности школьников в сети Интернет // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 1. С. 232-236. DOI: 10.20310/1810-0198-2016-22-1-232-236
Lopatin D.V., Koroleva N.L., Anureva M.S., Puzanova Y.M., Ostapchuk K.I. Problema bezopasnosti shkol'nikov v seti Internet [The problem of children's security on the Internet]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2017, vol. 22, no. 1, pp. 232-236. DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-1-232-236 (In Russian).
UDC 004.056.5+37.016:004
DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-1-232-236
THE PROBLEM OF CHILDREN'S SECURITY ON THE INTERNET
© D.V. Lopatin, N.L. Koroleva, M.S. Anureva, Y.M. Puzanova, K.I. Ostapchuk
Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: ccs.tmb@ya.ru
The paper investigated the behavior of the Internet and social networks of children, teenagers and high school students. We obtained data on the frequency duration of the use of social networks and the Internet. Data on the negative impact of the network services on the emotional state of children and teenager are obtained. We considered the issues of information and communication security to the students on the Internet. Results of the study allow the conclusion about the need for multi-faceted work with students to develop skills of safe behavior on the Internet.
Key words: social network, internet, security, schoolchildren
REFERENCES
1. Deti Rossii onlayn. Rezul'taty mezhdunarodnogo proekta EU Kids Online II v Rossii [The Kids of Russia Online. The Results of International Project EU Kids Online II in Russia]. (In Russian). Available at: http://detionline.com/assets/files/helpline/Final_Report_05-29-11.pdf (accessed 13.01.2017).
2. Russian report. Available at: http://www.lse.ac.uk/media@lse/research/EUKidsOnline/ParticipatingCountries/PDFs/RU-RussianReport.pdf (accessed 13.01.2017).
3. Lopatin D.V., Zolotova M.A. Obrabotka anket sredstvami oblachnykh tekhnologiy [Questionnaires' processing by cloud technologies]. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus — Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, vol. 24, no. 2, pp. 215-217. (In Russian).
4. Lopatin D.V., Koroleva N.L., Anur'eva M.S., Lopatina M.V., Kalinina Yu.V., Zhiteneva I.A., Kirillova V.O. Dinamika ugroz informatsionno-kommunikatsionnogo kharaktera v molodezhnoy gruppe [Dynamics of IT-threats in youth groups]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2016, vol. 21, no. 1, pp. 154-160. (In Russian).
5. Lopatin D.V., Anur'eva M.S., Lopatina M.V., Zaplatina E.A., Kalinina Yu.V., Eremina E.A., Shevlyagina M.A. Bezopasnost' pol'zovateley infokommunikatsionnykh tekhnologiy. Gumanitarnyy aspekt [Security of it users. The humanitarian aspect]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki — Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2014, vol. 19, no. 2, pp. 652-655. (In Russian).
6. Lopatin D.V., Anur'eva M.S., Zaplatina E.A., Eremina E.A., Kalinina Yu.V. Informatsionno-kommunikatsionnye ugrozy [Informational-communicative threats]. Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus — Psychological-Pedagogical Journal Gaudeamus, 2013, vol. 22, no. 2, pp. 148-156. (In Russian).
7. Lopatin D.V., Zaplatina E.A., Eremina E.A., Il'ichev A.A. Analiz informatsionno-kommunikatsionnykh ugroz dlya pol'zovateley [Analysis of information and communication threats to users]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Estestvennye i tekhnicheskie nauki -Tambov University Reports. Series: Natural and Technical Sciences, 2012, vol. 17, no. 5, pp. 1420-1423. (In Russian).
GRATITUDE: The work is fulfilled under financial support of Russian Fund of Fundamental Research (project no. 15-1708378), Russian Humanitarian Scientific Fund (project no. 17-16-68008) along with the administration of Tambov province.
Received 6 February 2017
Lopatin Dmitriy Valerevich, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Physics and Mathematics, Associate Professor, Associate Professor of Mathematical Modeling and Information Technologies Department, e-mail: ccs.tmb@ya.ru
Koroleva Natalya Leonidovna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Mathematical Modeling and Information Technologies Department, e-mail: ccs.tmb@ya.ru
Anureva Maria Sergeevna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Senior Lecturer of Mathematical Modeling and Information Technologies Department, e-mail: ccs.tmb@ya.ru
Puzanova Yana Mihaylovna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Mathematics, Natural Science and Information Technologies Institute, e-mail: ccs.tmb@ya.ru
Ostapchuk Kristina Igorevna, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Student of Mathematics, Natural Science and Information Technologies Institute, e-mail: ccs.tmb@ya.ru