Научная статья на тему 'Проблема беженцев в Ливане как фактор дестабилизации страны'

Проблема беженцев в Ливане как фактор дестабилизации страны Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
717
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
беженцы / Ливан / правовой статус / политика «без лагерей» / терроризм / безопасность

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сакаев Василь Тимерьянович, Тимирханова Алия Альфировна

Наплыв беженцев – основная проблема для многих стран Европы и Ближнего Востока. Ливан не стал исключением, приняв значительные контингенты беженцев, при этом не получив серьезной поддержки со стороны мирового сообщества. Ситуация, связанная с беженцами, приняла здесь почти катастрофические масштабы. Беженцы становятся фактором дестабилизации социально-политической ситуации в стране. Важным аспектом проблемы являются также условия содержания беженцев и обеспечение защиты их прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема беженцев в Ливане как фактор дестабилизации страны»

УДК 325.14

ПРОБЛЕМА БЕЖЕНЦЕВ В ЛИВАНЕ КАК ФАКТОР ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ СТРАНЫ

Сакаев Василь Тимерьянович,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений КФУ, Казань.

Sakaev2003@mail.ru Тимирханова Алия Альфировна, магистрант кафедры международных отношений, мировой политики и дипломатии Института международных отношений КФУ, Казань

Аннотация. Наплыв беженцев - основная проблема для многих стран Европы и Ближнего Востока. Ливан не стал исключением, приняв значительные контингенты беженцев, при этом не получив серьезной поддержки со стороны мирового сообщества. Ситуация, связанная с беженцами, приняла здесь почти катастрофические масштабы. Беженцы становятся фактором дестабилизации социально-политической ситуации в стране. Важным аспектом проблемы являются также условия содержания беженцев и обеспечение защиты их прав.

Ключевые слова: беженцы, Ливан, правовой статус, политика «без лагерей», терроризм, безопасность.

Миграционный кризис - одна из серьезных проблем в XXI веке, которую необходимо решать усилиями всего международного сообщества. Миллионы людей во всем мире бегут из своих домов из-за конфликтов, войн и преследований. В 2017 году. ООН зафиксировала рекордное количество беженцев - 25,4 млн беженцев и 3,5 млн лиц, ищущих убежища [12]. При этом 55 % всех беженцев в мире родом из Сирии, Афганистана и Южного Судана [1]. Многие государства выражают озабоченность в связи с дестабилизирующим воздействием роста числа беженцев. Властвующие элиты боятся потерять власть из-за народного недовольства, экономических и социальных трудностей, связанных с присутствием беженцев.

Принято считать, что миграционный кризис затронул только страны Европы, но это не совсем так. Соседние с Сирией государства - Турция, Иордания и Ливан - испытали на себе всю тяжесть миграционного кризиса, приняли основной контингент бегущих от ужасов войны сирийцев, в то время как европейские страны стремятся в большей степени лишь предотвратить дальнейшее вторжение просителей убежища. Наше внимание в данной статье будет сосредоточено на ситуации с беженцами в Ливане.

Характеристика ситуации с беженцами в Ливане. Данные УВКБ ООН свидетельствуют, что в Ливане в настоящее время сложилась поистине катастрофическая ситуация. По данным ООН, Ливан занимает первое место в мире по доле беженцев в численности населения станы - каждый шестой, проживающий на территории Ливана, является беженцем (164 беженца на 1000 человек населения страны), а если учесть еще и находящихся на территории Ливана палестинских

беженцев, то эта доля достигает 25 % [12]. При этом Ливан входит и в десятку стран мира, принявших наибольшее в количественном отношении число беженцев [11].

Большую часть беженцев на территории Ливана составляют граждане Сирии. В целом Ливан принял второй после Турции контингент сирийских беженцев, составлявший на конец 2017 года более 992 тыс. человек, и еще порядка 6 тыс. человек составляют беженцы из Ирака [12]. В связи с выездом части беженцев легально и нелегально в страны ЕС и возвращением в Сирию (в 2017 году вернулось обратно порядка 12 тыс. человек) численность беженцев в Ливане незначительно уменьшилась к концу 2017 года по сравнению с концом 2016 года. Тем не менее следует констатировать, что это кардинально не решает существующую проблему, поскольку за 2017 год в Ливан прибыло дополнительно 14 600 новых сирийских беженцев, а более 15 300 человек подали ливанским властям новые прошения о предоставлении убежища [12].

По статистике среди беженцев более половины составляют дети и подростки в возрасте до 18 лет, при этом более 3 700 детей-беженцев в Ливане не имеют родителей или других родственников [12]. Многие сирийские беженцы находятся в этом статусе более 5 лет, а что касается палестинских беженцев, то эта продолжительность варьируется от 10 до почти 40 лет.

Как известно, до 1926 года Ливан и Сирия были единой территорией, поэтому границы оставались относительно открытыми. Сирийские рабочие на протяжении многих лет приезжали в Ливан на заработки, работая в таких отраслях, как сельское хозяйство и строительство. Связи между двумя государствами были более чем тесные. Следует вспомнить и о многолетнем нахождении в Ливане сирийских войск. Поэтому практически до июня 2015 года между двумя странами действовал безвизовый режим [2].

Однако впоследствии в связи с усилением конфликта в Сирии ливанские власти фактически закрыли границу с Сирией и отказались принимать новых беженцев, более того, они даже запретили структурам ООН регистрировать новых беженцев на их территории, даже из числа тех, кто прибыл в страну до 2015 года [14]. В результате большая часть сирийских беженцев фактически имеет нелегальный статус, попав в страну усилиями контрабандистов. Особенно печальна в этом отношении ситуация с детьми и подростками, поскольку они, достигнув совершеннолетия, фактически оказываются апатридами, не могут получить документы, свидетельствующие об их сирийском гражданстве, без возвращения на родину.

Одновременно ливанские власти не позволяют создавать большие лагеря сирийских беженцев, опасаясь повторения истории с лагерями палестинских беженцев. Поэтому вооруженные силы Ливана под разными предлогами периодически разрушают небольшие лагеря беженцев, вынуждая их перемещаться на новое место, а в конечном итоге - покинуть страну [14].

При этом следует отметить, что Ливан не подписал и не ратифицировал Конвенцию ООН о статусе беженцев 1951 года, Конвенцию ООН о статусе апатридов 1954 года, Конвенцию ООН о сокращении состояния безгражданства 1961 года, Протокол ООН 1967 года, касающийся статуса беженцев [11]. То есть общепринятые международно-правовые нормы, касающиеся статуса беженцев, не являются обязательными для властей этого государства. Это, безусловно, осложняет положение беженцев в стране.

Таким образом, следует констатировать, что основная часть беженцев приходится не на цивилизованную Европу, которая больше всех бьет тревогу, а на страны Востока, в значительной степени - на Ливан. При этом положение беженцев в Ливане гораздо тяжелее в социально-экономическом отношении и бесправное в правовом смысле, чем в других странах Востока, не говоря уже об европейских странах. При этом следует отметить, что проблема сирийских беженцев в Ливане накладывается на более старую проблему палестинских беженцев. Присутствие палестинцев в Ливане становится своего рода фоном и одновременно дополнительным фактором развития ситуации с сирийскими беженцами, зачастую негативным.

Влияние беженцев на социально-экономическое положение. Хотя Ливан считается страной со средним уровнем среднедушевых доходов по классификации ООН, тем не менее он является одной из наиболее пострадавших сторон в результате масштабной миграции не только сирийских и иракских, но и палестинских беженцев.

Ливанские граждане прежде с пониманием относились к людям, которым пришлось покинуть свои страны. Тем не менее сострадание ливанцев к трудностям беженцев от войны, видимо, тоже имеет предел. Ливанцы жалуются, что пребывание сирийских беженцев привело к повышению цен на продукты питания, жилье, снизило заработные платы [14]. Присутствие беженцев, несомненно, усилило и конкуренцию на рынке труда, где от 250 до 300 тыс. ливанцев и так не имеют постоянной занятости, чаще всего это молодежь без образования [19].

По данным Всемирного банка, прибытие более чем миллиона сирийских беженцев в Ливан привело к росту числа ливанцев, живущих за чертой бедности с 1 млн чел. до 1 млн 200 тыс. , кроме того, выросла финансовая нагрузка на публичный сектор, сферу обслуживания и окружающую среду [19]. За последние годы ухудшились и общие макроэкономические показатели ливанской экономики, увеличился бюджетный дефицит, а внешний долг страны к концу 2018 года достиг 151 % ВВП [19].

Следует отметить, что официальные ливанские власти уже не оказывают (или не имеют возможности оказывать) какой-либо значимой социально-экономической помощи сирийским беженцам. Например, в рамках программ УВКБ ООН вклад Ливана составил в 2017 году всего порядка 133 тыс. долларов США и это были исключительно частные пожертвования [11, 28]. Однако на муниципальные власти ложатся отдельные расходы по обеспечению жизнедеятельности лагерей беженцев, находящихся на их территории, например вывоз мусора, что является дополнительной серьезной нагрузкой в условиях существующего в стране «мусорного кризиса» [17]. Большую роль в поддержке беженцев играют структуры ООН. Они выплачивают пособия примерно по 150 долларов США в месяц на каждого члена семьи [17], однако в условиях Ливана с его относительно высокой стоимостью жизни эти суммы позволяют вести лишь нищенское существование. При этом нужно отметить, что значительная часть сирийских беженцев в Ливане уже не имеет каких-либо денежных накоплений и, как правило, связана значительными долгами [14].

Несомненно, прибытие огромных контингентов сирийских беженцев вкупе с огромным числом палестинских беженцев привело к ухудшению экономического положения страны и к снижению уровня жизни значительной

части населения Ливана. Конечно же, подобная ситуация не могла не найти своего отражения в политических процессах в стране.

Политическое значение фактора беженцев в Ливане. Правительство Ливана рассматривает лиц, которые с 2011 года пересекали ливанско-сирийскую границу, как «перемещенных лиц», подчеркивая свою давнюю позицию о том, что Ливан не является государством для беженцев, и отказываясь создавать для них специальные лагеря [6].

Как уже указывалось выше, летом 2014 года правительство Ливана решилось серьезно ограничить миграцию сирийцев путем повышения требований к получателям визы. В требования были включены, в частности, наличие поручителя и дополнительные выплаты для оформления и продления статуса пребывания. Итогом стало увеличение нелегального потока сирийских беженцев.

Нужно отметить, что сирийцы, бежавшие от войны, с юридической точки зрения не могут быть классифицированы правительством Ливана в качестве беженцев и не могут получить юридическую защиту, поскольку страна, как уже указывалось выше, не является участником Конвенции ООН о статусе беженцев 1951 года.

Ключевой аспект ливанской политики в отношении сирийских беженцев состоит в отказе в предоставлении официальных лагерей. Согласно данным Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (UNHCR), на июнь 2015 года было отмечено 655 неофициальных поселений беженцев только в провинции Бекаа. Периодически подразделения ливанской армии сносят самовольные лагеря сирийских беженцев, не давая им превратиться в крупные поселения [14].

В развитии политики «без лагерей» в Ливане в отношении сирийских беженцев ключевую роль сыграл, конечно же, предыдущий опыт с палестинцами. В Ливане зарегистрировано сейчас около 450 000 палестинцев, которые проживают в лагерях в разных частях страны уже около 70 лет. Палестинское сопротивление, особенно партизанская война в период 1970-1982 годов против Израиля с территории Ливана, привели к дестабилизации страны и способствовали развязыванию 15-летней гражданской войны. В 12 лагерях беженцев десятки тысячи палестинцев сталкиваются с перенаселенностью, плохими условиями жизни, демографическим «давлением» как от естественного прироста населения, так и от притока новых иностранных мигрантов. При этом палестинские беженцы имеют особый статус, позволяющий им иметь работу далеко не во всех отраслях экономики и запрещающий приобретать недвижимость в стране. Эти ограничения должны подчеркнуть их временный характер пребывания [18]. При этом этот статус, как известно, передается по наследству. Присутствие палестинских лагерей всегда вызывало опасения у правительства Ливана. Теперь эти страхи распространяются и на сирийских беженцев, которых в разы больше, чем палестинцев.

Таким образом, присутствие сирийских беженцев стало серьезным фактором в политических процессах в Ливане, фактически это один из судьбоносных вопросов, от решения которого зависит будущее страны.

Позиция различных политических сил в стране по вопросу беженцев. Следует отметить, что в Ливане нет согласованной государственной политики как в отношении палестинцев и их лагерей, так и в отношении сирийских беженцев. Часть политиков формулирует свою позицию с точки зрения вопросов

безопасности, другие - обсуждают проблему беженцев через призму демографии [14], третьи предупреждают, что любое изменение статуса палестинцев и сирийцев может привести к негативным последствиям для конфессионального баланса Ливана. Многие политики признают существование этих проблем, но усилий в их устранении все еще не отмечается.

Хотя еще в 2005 году был создан Комитет по ливанско-палестинскому диалогу (LDPC), который стал первым позитивным шагом после многолетних конфликтов, однако он также не добился серьезного прогресса [3]. Общий кризис ливанского государства на фоне событий 2000-х годов (массовых демонстраций протестов, войны с Израилем, бойкота правительства, убийства премьер-министра) не позволил выработать согласованную политику по отношению к палестинцам. Тем не менее большинство ливанцев уверены, что палестинцы «временные гости» на их земле и рано или поздно они ее покинут. При этом палестинских беженцев отличает от сирийских наличие официально статуса беженца и возможность передавать его по наследству.

В целом, можно сказать, что в настоящее время вся практическая деятельность по поддержке палестинских беженцев лежит на плечах БАПОР (Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ). Палестинским беженцам в Ливане предоставлены не все социальные и гражданские права, например, у них ограничен доступ в государственные учреждения здравоохранения и образования, полностью отсутствует доступ к системе государственного социального обеспечения; существуют ограничения в приеме их на работу во многих секторах экономики (высокооплачиваемые профессии). В связи с этим БАПОР организует для беженцев проекты самопомощи и создания дохода, а также помогает им в таких социальных нуждах, как страховое покрытие затрат на госпитализацию и строительство жилья [20]. При этом известно о возникших серьезных финансовых трудностях БАПОР, после того как в 2018 году США сократили более чем вдвое финансирование этой организации [21], что ставит под вопрос эффективность реализации этих программ в будущем. Фактически ясных перспектив решения проблемы палестинских беженцев в Ливане в обозримой перспективе нет.

Что касается сирийских беженцев, то перелом в сирийском конфликте открывает некоторые возможности для решения их проблемы в Ливане, однако и здесь отсутствует политический консенсус [16]. Хотя все без исключения ливанские политические силы едины во мнении относительно отсутствия перспектив натурализации сирийских беженцев в стране и необходимости их репатриации, они в то же время серьезно расходятся в оценке ее возможных сроков. Так, президент страны Мишель Аун и определенные силы в парламенте и правительстве придерживаются линии на немедленное начало репатриации. Известно, что президент Ливана Мишель Аун уже обращался к международному сообществу с просьбой принять определенные меры для содействия возвращению беженцев или хотя бы не препятствовать их желанию возвратиться домой в безопасные районы [13]. Однако есть и другие политические силы в стране, которые считают, что репатриация станет возможна только при политическом урегулировании конфликта, которое, очевидно, в ближайшей перспективе невозможно. При этом эти силы пользуются серьезной поддержкой правительств, как западных государств, так и стран Персидского залива. Различия в подходах есть и по вопросу о добровольности или принудительном характере репатриации.

Причем ряд международных неправительственных организаций и структуры ООН уже обвиняют ливанские власти и вооруженные отряды партии «Хезболла» в принудительной репатриации, приравнивая к ним экономическое давление и нестабильную ситуацию в области безопасности [14]. Кроме того, понятно, что противники режима Башара Асада не смогут возвратиться из Ливана домой, а значит, возникает вопрос относительно и их дальнейшей судьбы.

Таким образом, по вопросу беженцев отсутствует консенсус ливанских политических сил. Этот факт, а также ряд других внешних и внутренних факторов позволяют считать маловероятным быстрое решение проблемы беженцев в Ливане. Фактор беженцев, как сирийских, так и палестинских, будет сохранять свое значение в политической жизни страны, что ставит вопрос о перспективах обеспечения в ней стабильности.

Перспективы обеспечения стабильности в Ливане с учетом фактора беженцев. Такие исследователи, как С. Ханафи и Т. Лонг, предполагают, что в будущем ливанское государство будет продолжать политику вытеснения палестинцев, в том числе сокращая их права, которыми они обладают, будучи жителями Ливана [3]. Напряженность между ливанцами и палестинцами будет расти, при этом палестинские группировки продолжат свою борьбу внутри лагерей, что также может представлять угрозу ливанскому суверенитету и безопасности. При этом нельзя не признать, что палестинские лагеря в Ливане действительно нередко становятся прибежищем экстремистских групп, как это имело место в 2007 году с группировкой «Фатх-аль-Ислам» на севере Ливана [22]. По договору 1969 году ливанская армия не может входить в эти поселения, которые превратились из временного прибежища в постоянное место жительства под эгидой ООН. Точного представления о том, что происходит в этих лагерях, у правительства Ливана нет, и оно вынуждено полагаться на разведывательную информацию и на заявления лидеров палестинских партий, имеющих свои представительства в Ливане [4].

В своем информационном бюллетене еще в июне 2009 года ливанско-палестинский комитет по диалогу (ЛПМП) обратился к правительству Ливана с просьбой выполнить «программу обеспечения безопасности человека», восстановить лагерь Нахр аль-Баред, улучшить условия жизни палестинцев в Ливане. Нельзя не признать, что палестинские беженцы в Ливане нередко подвергаются жестокому обращению со стороны LAF (Ливанские вооруженные силы) и ISF (Служба общественной безопасности), и они остаются социально, экономически и политически маргинализированными [5]. Все это в определенной мере касается и иракских, и сирийских беженцев.

Затяжной кризис вызывает напряженность и может вызвать насилие, поскольку негодование беженцев увеличивается по мере того, как им по-прежнему препятствуют в достойной жизни в принявшей их стране. Несомненно, что подрастающее поколение беженцев (нужно отметить, что в семьях беженцев обычно несколько детей, поскольку это влияет на размер выплачиваемого ООН пособия) окажется, по-видимому, в значительной степени маргинализированным. Они часто не имеют возможности учиться, у них нет ясных жизненных перспектив, социального капитала. Подобная ситуация уже сложилась в лагерях палестинских беженцев в Ливане, где более половины жителей в возрасте до 25 лет [18], и она уже складывается в лагерях сирийских беженцев. В результате они легко могут стать социальной базой распространения идеологии экстремизма и терроризма.

В ряде случаев лагеря сирийских беженцев в Ливане уже становились очагами влияния ИГИЛ (организация запрещена в Российской Федерации) [17].

ООН предпринимает ряд усилий для облегчения положения сирийских беженцев. Так, например, в преддверии зимы 2017 года УВКБ ООН выплатило более чем 650 тысячам сирийских беженцев по 223$-375$ для приобретения топлива, теплой одежды и медицинских препаратов [11, 100]. Кроме того, оно организовало программу регистрации сирийских беженцев в Ливане в соответствии с уровнем их квалификации и содействия их трудоустройству в третьих странах [11, 112]. Однако это лишь «капля в море».

Таким образом, обеспечение политической стабильности в Ливане в значительной степени обусловлено решением проблемы беженцев, хотя бы, на начальном этапе, - сирийских. Однако шансы на репатриацию в Сирию пока очень низки по целому ряду причин, а значит, угроза новой дестабилизации ситуации в Ливане остается чрезвычайно высокой.

Подводя итоги, можно констатировать, что приток сирийских беженцев в Ливан - относительно слабое и уязвимое государство - оказал негативное влияние на разные сферы жизни общества. Это и резкий рост численности населения, и экономический кризис, и быстрый рост стоимости жизни, и усложнение политической ситуации, а также снижение уровня безопасности в стране. При этом от влияния указанных факторов страдают и сирийские, и палестинские беженцы, и коренное ливанское население. Проблема сирийских беженцев в Ливане побудила правительство этой страны выработать политику по сохранению и расширению своих интересов в области безопасности. Для контроля возможных вспышек насилия в лагерях для беженцев Ливан фактически сделал эти населенные пункты настоящими центрами операций против сирийских джихадистов, нападая на лагеря беженцев под предлогом того, что эти группы там укрываются.

В заключение хотелось бы отметить, что по нашему глубокому убеждению, Ливан не способен сам решить проблемы, связанные с присутствием беженцев. Необходимо постараться избежать возможной дестабилизации еще одной страны на Ближнем Востоке, а для этого мировому сообществу следует безотлагательно обратить внимание на эту проблему и оказать помощь этому государству. Очевидно также, что решение проблемы сирийских беженцев в Ливане тесно связано с перспективами политического разрешения конфликта и восстановления экономики в Сирийской Арабской Республике, так как только после этого беженцы смогут вернуться в свои дома и города. Поэтому необходимы срочные и координированные усилия ведущих государств и международных организаций в данном направлении.

Литература

1. Lischer S.K. The global refugee crisis: Regional destabilization & humanitarian protection (Article). Department of Politics and International Affairs, Wake Forest University, United States. Volume 146, Issue 4, 1 October 2017, Pages 85-97.

2. Sanyal R.A no-camp policy: Interrogating informal settlements in Lebanon (Article). Department of Geography and Environment, LSE, Houghton Street, London, United Kingdom. Volume 84, August 2017, Pages 117-125.

3. Hanafi S., Long T. Governance, govern mentalities, and the state of exception in the Palestinian refugee camps of Lebanon (Article). Journal of Refugee Studies. Volume 23, Issue 2, 7 May 2010, Номер статьи feq014, Pages 134-159.

4. Ramadan A., Fregonese S. Hybrid Sovereignty and the State of Exception in the Palestinian Refugee Camps in Lebanon (Article). University of Birmingham, Birmingham, United Kingdom. Annals of the American Association of Geographers. Volume 107, Issue 4, 4 July 2017, Pages 949-963.

5. Cherri Z., González P.A., Delgado R.C. The Lebanese-Syrian crisis: Impact of influx of Syrian refugees to an already weak state (Article). Risk Management and Healthcare Policy. Volume 9, 14 July 2016, Pages 165-172.

6. Мишель Аун потребовал от международного сообщества помогать сирийским беженцам. - URL: http://break-news.info/?p=11647, свободный.

7. ООН. Конвенции и соглашения. Конвенция о статусе беженцев. -URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/refugees.shtml, свободный.

8. Internal Security Forces - Official Site. - URL: http://www.isf.gov.lb/En,

свободный.

9. UNHCR The UN Refugee Agency. - URL: http://www.unhcr.org/,

свободный.

10. UNRWA. - URL: https://donate.unrwa.org/, свободный.

11. UNCHR. Global report - 2017. Geneva, published by UNCHR. - URL: http://unhcr.ru/uploads/media/GR2017.pdf, свободный.

12. UNCHR. Global report forced displacement in 2017. - URL: http://www.unhcr.ru/fileadmin/files/docs/GlobalTrends2017.pdf, свободный.

13. Президент Ливана попросил Помпео помочь вернуть сирийских беженцев домой. - URL: https://ria.ru/20190322/1552040482.html, свободный.

14. Сирийских беженцев принуждают вернуться - но дороги назад для них нет. - URL: https://inosmi.ru/politic/20170818/240069463.html, свободный.

15. Сарабьев А. Ливан: старые проблемы при новых обстоятельствах. -URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/livan-starye-problemy-pri-novykh-obstoyatelstvakh/, свободный.

16. «Следует признать тот факт, что Россия спасла не только Сирию, но и Ливан». - URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/03/12/79847-sleduet-priznat-tot-fakt-chto-rossiya-spasla-ne-tolko-siriyu-no-i-livan, свободный.

17. «Этот откормленное чудовище питается будущим». - URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/09/06/77723-reshenie-u-vas-rossiya-sponsor-vosstanovleniya-sirii, свободный.

18. «70 лет мытарств - палестинские беженцы в Ливане». - URL: https://www.dw.com/ru/70-лет-мытарств-палестинские-беженцы-в-ливане/a-43775860, свободный.

19. The World Bank in Lebanon. - URL: http://www.worldbank.org/en/ country/lebanon/overview, свободный.

20. Палестинские беженцы. - URL: https://www.un.org/ru/peace/palestine/ part10.pdf, свободный.

21. США прекратят финансировать UNRWA. Госдеп: «решение еще не принято». - URL: http://www.newsru.co.il/mideast/31aug2018/unrwa301.html, свободный.

22. «Нахр аль-Баред пал». - URL: https://ru.euronews.com/2007/09/02/ lebanese-celebrate-as-refugee-camp-is-retaken, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.