Таблица 2
Информационные услуги СЭД и ЭГП в процессе «Формирование выкопировки»
СЭД ЭГП
Регистрация документа. Формирование списка согласования. Согласование документа. Проверка согласования документа Запрос участка электронной карты. Сверка участка электронной карты
наименее трудозатратным способом организации взаимодействия. При такой организации следует учитывать, что каждая из интегрируемых систем должна предоставить сервисы, позволяющие осуществлять весь набор операций над информационной системой в рамках протекающего процесса. Так, для процесса «Формирование выкопировки генплана» (см. рисунок) можно определить набор услуг (сервисов), предоставляемых системами СЭД и ЭГП (табл. 2).
Детализация всех процессов, представленных в табл. 1, позволяет определить набор информационных услуг (сервисов) систем СЭД и ЭГП, которые необходимо реализовать для организации документооборота в рамках решения задачи управления объектами инженерной инфра-
структуры предприятия, обеспечив тем самым полноценную интеграцию системы электронного документооборота в общее информационное пространство технологии формирования и ведения электронного генерального плана промышленного предприятия.
Внедрение системы документооборота электронного генерального плана в совокупности с решением классических задач делопроизводства призвано обеспечить полноценное ведение инженерной документации и способствовать автоматизации бизнес-процессов, выделяемых при управлении инженерной инфраструктурой.
Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 гг.», госконтракт № 07.524.11.4013.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ехлаков, Ю.П. Принципы построения Web-ориентированной ГИС промышленного предприятия [Текст] / Ю.П. Ехлаков, О.И. Жуковский, Н.Б. Рыбалов // Известия Томского политехнического ун-та. -2006. -Т. 306. -№ 7. -С. 146-152.
2. Гриценко, Ю.Б. Геоинформационные технологии мониторинга инженерных сетей: Монография [Текст] / Ю.Б. Гриценко, Ю.П. Ехлаков, О.И. Жуков-
ский. -Томск: Изд-во ТУСУР, 2010. -148 с.
3. Daigneau, Robert. Service Design Patterns: Fundamental Design Solutions for SOAP/WSDL and RESTful Web Services [Text] / Robert Daigneau. -М.: Addison-Wesley Professional, 2011. -352 p.
4. Erl, Thomas. SOA Design Patterns [Text] / Thomas Erl. -М.: Prentice Hall PTR, 2009. -800 p.
УДК 004:330.47
В.А. Агиевич, Р.Д. Гимранов, В.В. Таратухин
ПРОБЛЕМА АДЕКВАТНОСТИ МОДЕЛЕй КОРПОРАТИВНОЙ! АРХИТЕКТУРЫ И ПОДХОД К ЕЕ РЕШЕНИЮ
Корпоративная архитектура - это полное описание предприятия, его генеральный план. Этот генеральный план связывает в единую систему аспекты бизнес-планирования (такие, как цели и принципы управления), операционной деятель-
ности (сроки, оргструктуры, процессы и данные), автоматизации (информационные системы и базы данных) и технологической инфраструктуры (компьютеры, операционные системы и сети) [1]. В данное время существует множество различ-
ных методологий и программных продуктов для построения корпоративной архитектуры, однако в этой области по-прежнему остается множество нерешенных проблем как с методологической, так и с организационной точки зрения [2, 3].
Одной из сложных организационных проблем является обеспечение соответствия моделей базовой корпоративной архитектуры объектам описываемого предприятия в условиях постоянных изменений. Подобные условия складываются на крупных предприятиях ввиду большого числа ИТ-проектов и высокой сложности ИТ-ландшафта. В настоящей статье описана проблема адекватности моделей корпоративной архитектуры, для решения которой предложен подход к построению базовой корпоративной архитектуры с использованием моделей ИТ-решений.
Корпоративная архитектура
Базовая корпоративная архитектура. Корпоративная архитектура (КА) представляет собой стратегический информационный актив, который формализует миссию предприятия, информацию, необходимую для выполнения этой миссии, а также технологии и процессы изменения технологий в ответ на меняющиеся потребности миссии [1]. Она обеспечивает структуру для планирования и внедрения эффективной, базирующейся на стандартах, информационной инфраструктуры с хорошо интегрированными сервисами [4].
Основные составляющие корпоративной архитектуры: базовая архитектура, целевая и план перехода от базовой к целевой. Базовая корпоративная архитектура отражает текущее состояние предприятия, которое в описанных выше условиях непрерывно изменяется.
Методология корпоративной архитектуры. Методология КА определяет сферу описания корпоративной архитектуры и ее структуру (framework), т. е. раскладку элементов этого описания на структурированные уровни и компоненты [2]. Эти структурные компоненты и их взаимосвязи описываются метамоделью, которая является ядром большинства методологий КА. Метамодель КА есть модель, которая описывает, как и какими компонентами будет представлена архитектура в структурированном виде [5]. Модели корпоративной архитектуры формируются в архитектурном репозитории таким образом, чтобы обеспечить полный набор компонентов и связей между ними в соответствии с метамоделью.
Проблема адекватности моделей корпоративной архитектуры
Адекватность модели - соответствие модели моделируемому объекту или процессу [6].
Моделирование базовой корпоративной архитектуры крупной компании - сложная организационно-техническая проблема. Команда архитекторов должна собрать необходимую информацию, структурировав ее в архитектурном репозитории в соответствии с выбранной методологией. Архитектура предприятия, как правило, принимает форму обширного набора моделей, описывающих структуру и функции, и информационные системы предприятия.
То, что критическим образом определяет лучшее понимание всей модели предприятия - это связи между различными моделями, описывающими различные предметные области архитектуры. К сожалению, возможных моделей для описания деятельности предприятия как системы существует множество, и очень часто в организации происходит достаточно разрозненный процесс моделирования [7]. Кроме того, на крупных предприятиях распространенной является ситуация, когда в разных организационных структурах несколько ИТ-проектов проводятся одновременно. Количество ИТ-проектов различного масштаба за год в таких компаниях может измеряться десятками и даже сотнями. Таким образом, изменения в части информационных технологий происходят постоянно и могут выполняться командами ИТ-проектов в той части предприятия, которая была описана корпоративными архитекторами ранее. В подобных условиях возникает проблема обеспечения адекватности моделей базовой корпоративной архитектуры как в ходе его первоначального наполнения, так и при дальнейшем отслеживании изменений.
Проблема обеспечения адекватности моделей базовой корпоративной архитектуры актуальна при построении корпоративной архитектуры крупных компаний.
Пути обеспечения адекватности моделей КА
Для обеспечения адекватности моделей базовой корпоративной архитектуры необходимо отслеживать любые релевантные для КА изменения на предприятии (как в ходе первоначального описания предприятия, так и в процессе управления корпоративной архитектурой). Выше было показано, что на крупных предприятиях множество
архитектурных изменений связано с выполнением ИТ-проектов. Для отражения таких изменений в базовой КА архитектура каждого проектируемого или изменяемого ИТ-решения должна приниматься во внимание.
Архитектура ИТ-решения (АР) - это структурированное описание бизнес-функций или бизнес-процессов и того, как информационные системы и технологии поддерживают выполнение этих функций и процессов. Архитектура ИТ-решения обычно ограничивается одним ИТ-проектом, она помогает транслировать требования в концептуальное виденье решения, сформировать высокоуровневые спецификации проектируемой системы и совокупность шагов внедрения [5].
Традиционным источником информации об ИТ-решениях для корпоративных архитекторов является проектная документация. Процессы проектирования в области информационных систем в Российской Федерации регулируются стандартом ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288 - 2005 [8]. Согласно данному стандарту, цель процесса проектирования архитектуры состоит в синтезе решения, которое бы удовлетворяло системным требованиям. На первой фазе этого процесса должны быть определены приемлемые проекты логической архитектуры, которые, в отличие от проектов физической архитектуры, представляют собой верхнеуровневое абстрактное описание проектируемой системы. Это описание должно быть отражено в соответствующем разделе проектной документации.
В настоящее время корпоративная архитектура и архитектура решений чаще всего рассматриваются как разные дисциплины и разные сферы деятельности. КА охватывает предприятие в целом, в то время как АР работает на уровне автоматизации отдельных процессов предприятия и описывает в основном сами автоматизируемые процессы, информационные системы и данные.
На крупных предприятиях изучение архитектуры ИТ-решений по описаниям, приведенным в проектной документации, - трудоемкий и длительный процесс. При таком подходе неизбежен разрыв между актуальным состоянием предприятия и моделями КА, который будет находиться в обратной зависимости от количества корпоративных архитекторов, занятых поддержкой базовой корпоративной архитектуры (для повышения степени адекватности моделей потребуется больше архитекторов).
Описание подхода к обеспечению адекватности моделей базовой КА
Более рационально отражение архитектуры ИТ-решений в базовой КА можно организовать, если информацию об архитектуре проектируемых и изменяемых ИТ-решений отражать напрямую (т. е. программно) в моделях базовой корпоративной архитектуры. Для этого необходимо использовать методику моделирования, при которой модели архитектуры ИТ-решений, разработанные проектными командами, будут совместимы с моделями корпоративной архитектуры и будут создаваться на одинаковом с ними уровне абстракции. С целью реализации соответствующего подхода нами были изучены методики моделирования ИТ-решений.
Моделирование предприятия должно быть сфокусировано на эффективном использовании существующих техник и интеграции их на соответствующем уровне абстракции [9]. Некоторые методики и языки моделирования ИТ-решений и информационных систем [10-16] поддерживают создание моделей, совместимых с какой-либо из методологий корпоративной архитектуры. Для организации моделирования архитектуры ИТ-решений, интегрированного с моделированием корпоративной архитектуры может быть выбрана одна из методик (язык моделирования) в зависимости от принятой методологии корпоративной архитектуры.
В результате анализа существующих методик и языков моделирования ИТ-решений нами сделан вывод о том, что совместимость моделей архитектуры ИТ-решений с моделями корпоративной архитектуры может быть обеспечена при помощи использования языка ArchiMate.
Корпоративная архитектура как проекция архитектур решений
При таком подходе базовую корпоративную архитектуру можно представить, как проекцию базовой бизнес-архитектуры и архитектуры существующих ИТ-решений (см. рисунок). За счет интегрирования моделей архитектуры ИТ-решений в архитектурном репозитории будет содержаться информация для построения моделей базовой корпоративной архитектуры в целом.
Предложен подход к решению проблемы актуальности моделей базовой корпоративной ар-
хитектуры в условиях постоянных изменений ИТ-ландшафта на крупных предприятиях. Суть подхода состоит в интегрировании моделей архитектуры существующих и проектируемых ИТ-решений с моделями бизнес-архитектуры. Кроме обеспечения адекватности моделей этот подход позволит привлечь к работам широкий круг специалистов, что, помимо сокращения сроков работ по формированию базовой корпоративной архитектуры, сформирует основу для единообразного формального документирования проектируемых ИТ-решений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Schekkerman, J. How to Manage the Enterprise Architecture Practice [Text] / J. Schekkerman. -Trafford Publishing, 2009. -389 с.
2. Shah, H. Frameworks for Enterprise Architecture [Text] / H. Shah, M. Kourdi // IT Pro. -2007. -P. 36-41.
3. Кугелер, М. Менеджмент процессов [Текст] / М. Кугелер, М. Роземан, В.В. Таратухин, Л. Вилков [и др.]. -М.: Изд-во «Эксмо», 2010. -384 с.
4. Dahalin, Z.M. An Enterprise Architecture Methodology for Business-IT Alignment - Adopter and Developer Perspectives [Text] / Z.M. Dahalin, R.A. Razak, H. Ibrahim [et al.] // Communications of the IBIMA. -2010.
5. TOGAF 9.1 [Электронный ресурс] / The Open Group, 2011. -Режим доступа: http://pubs.opengroup. org/architecture/togaf9-doc/arch/ (Дата обращения 02.07.2012)
6. Лопатников, Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки [Текст] / Л.И. Лопатников. -5-е изд., перераб. и доп. -М.: Дело, 2003. -520 с.
7. Данилин, А. Архитектура и стратегия. «Инь» и «Янь» информационных технологий предприятия [Текст] / А. Данилин, А. Слюсаренко. -М.: Интернет-Ун-т информ. технологий, 2005. -504 с.
8. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288 - 2005. Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем.
9. Lankhorst, M.M. Enterprise architecture modelling - the issue of integration [Text] / M.M. Lankhorst // Advanced Engineering Informatics. -2004. -№ 18. -P. 205-216.
10. OSI Solution Architecture Framework [Электронный ресурс] / Office of System Integration, 2008. -Ре-
жим доступа: http://www.bestpractices.osi.ca.gov/sysacq/ documents/OSISolutionArchitectureFramework.pdf (Дата обращения: 02.07.2012)
11. Solution Architecture Framework Toolkit [Электронный ресурс] / Office of System Integration, 2011. -Режим доступа: http://www.bestpractices.osi.ca.gov/ sysacq/documents/solution_architecture_framework_ toolkit.pdf (Дата обращения 02.07.2012)
12. Полукеев, О. Моделирование бизнеса и архитектура информационной системы [Текст] / О. Полукеев, Д. Коваль // СУБД. -1995. -№ 4. -С. 81-94.
13. Забегалин, Е.В. Технология моделирования архитектуры автоматизированных информационных систем: Сб. метод. рекомен. по определению и моделированию архитектуры автоматизированных информационных систем в консалтинговых проектах [Текст] / Е.В. Забегалин. -IBS, Департамент управленческого консалтинга, 2006.
14. Frankel, D. The Zachman Framework and the OMG's Model Driven Architecture [Text] / D. Frankel, P. Harmon, J. Mukerji, J. Odell [et al.] // Business Process Trends. -2003. -№9.
15. ArchiMate 2.0 Specification [Электронный ресурс] / The Open Group, 2012. -Режим доступа: http:// pubs.opengroup.org/architecture/archimate2-doc/ (Дата обращения 24.08.2012)
16. Таратухин, В.В. Построение комплексного решения анализа и оптимизации бизнес-процессов на базе средства моделирования бизнес-процессов ARIS и платформы SAP Solution Manager [Текст] / В.В. Таратухин, А.В. Фомин, Т.А. Печорина, Н.В. Асеева // Сб. тр. XII Науч.-практич. конф. Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных технологий. Системы управления знаниями. -2009. -С. 279-283.