Научная статья на тему 'Проблема адаптации иностранных студентов по материалам отечественых и зарубежных исследований'

Проблема адаптации иностранных студентов по материалам отечественых и зарубежных исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FOREIGN STUDENTS / ACADEMIC ADAPTATION / EDUCATIONAL PROCESS / MIGRATORY PROCESSES / DISADAPTATION / STRESS FACTORS / MEGALOPOLIS / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СТРЕСС-ФАКТОРЫ / МЕГАПОЛИС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омарханова Л. М., Воронова Н. В.

В условиях стремительного развития процессов глобализации и расширения академической мобильности зарубежных стран с Россией, в рамках различных форм обучения иностранных студентов всё более актуальным становится участие России в предоставлении образовательных услуг иностранным студентам. В статье рассматриваются проблемы адаптационных процессов иностранных студентов в ходе привлечения в российские вузы. Авторами подчёркивается важность учета специфики ценностей нового общества, которая включает приспособление иностранного студента на уровне ментальности, усвоение культурно-детерминированных норм и правил поведения, т. е. новых социокультурных ценностей, присущих определённой культуре. Именно социокультурные несоответствия вызывают у иностранных студентов трудности адаптационного характера и переживания в ходе приспособления к новым условиям жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS ACCORDING TO MATERIALS OF RUSSIAN AND FOREIGN RESEARCH

In the conditions of prompt development of processes of globalization and expansion of the academic mobility of foreign countries with Russia, within various forms of education of foreign students more and more actual is a participation of Russia in providing educational services to foreign students. In the article problems of adaptation processes of foreign students in the course attraction in the Russian higher education institutions are considered. The authors emphasize the importance of the accounting of specifics of values of the new society. The students adapt at the level of mentality, they express some features of cultural assimilation. Sociocultural discrepancies in foreign students cause difficulties in adaptation to new conditions of life.

Текст научной работы на тему «Проблема адаптации иностранных студентов по материалам отечественых и зарубежных исследований»

Необходимо отметить, что трудности адаптационных процессов в первую очередь отражается на психоэмоциональной сфере в виде тревожности.

Тревожность (англ. anxiety) — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов [6].

Тревожность имеет личностную составляющую, в которой существует мотив или приобретенную поведенческую позицию.

Реактивная (ситуативная) тревожность характеризует состояние человека в данный момент времени, которое характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке, которая, безусловно, отражается на адаптационных процессах человека [7; 8]. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени [8].

Сложности приспособительных механизмов к факторам окружающей среды также отразились на психоэмоциональной сфере казахстанских студентов, и имели разный уровень тревожности (табл.2).

Из таблицы 2 видно, что высокий уровень личностной тревожности отмечается в группах казахстанских студентов из восточного (54,6%) и западного (55,6) регионов Республики, и напротив, высокий уровень личностной тревожности снижается у

Библиографический список

студентов из Южного и Северного Казахстана (29,2% и 26,9% соответственно).

Аналогичная картина наблюдается по ситуативной тревожности.

Полученные нами результаты согласуются с данными исследований В.В. Глебова, Е.А. Сошникова (2015) и Е.В. Аникина, В.В. Глебова (2015), где на выборках китайских и африканских студентов изучались динамика адаптации сердечно-сосудистой системы и психофизиологические показатели приспособительных реакций к условиям столичного мегаполиса [9; 10].

Заключение

Таким образом, на психо-эмоциональное состояние казахстанских студентов влияет тревожность. Разные уровни личностной и ситуативной тревожности имеют тесную взаимосвязь с факторами окружающей среды, которые влияют на адаптивные процессы казахстанских студентов. Чем выше влияние средовых факторов окружающей среды на организм учащихся, тем больший процент казахстанских студентов имеют высокий уровень тревожности.

Исследование выявило, что большая часть казахстанских студентов из Западных (свыше 60%) и Восточных (свыше 55%) регионов Республики испытывали сложности приспособительных реакций к новым факторам окружающей среды столичного мегаполиса (педагогическая система, климат, межличностное общение, социально-бытовые условия, культура). Напротив, студенты из Южных и Северных регионов Казахстана, по полученным данным, имеют хорошие адаптивные процессы к новым условиям. Это можно объяснить схожестью многих параметров биосоциальной среды (культура, быт, образования и т. д.)

1. Глебов B.B. Китайские и африканские студенты в московских вузах. Азия и Африка сегодня. 2013; 12 (677): 59 - 60.

2. Глебов B.B. Китайский студент в российской столице: социообразовательная адаптация. Азия и Африка сегодня. 2013; 1: 45 - 51.

3. Глебов B.B., Аракелов Г.Г. Психофизиологические особенности и процессы адаптации студентов первого курса разных факультетов РУДН. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2014, 2: 89 - 95.

4. Глебов B.B. Уровень психофизиологической адаптации студентов на начальном этапе обучения в системе высшей школы. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2013; 5%: 18 - 22.

5. Кузьмина Я^., Глебов B.B. Динамика адаптации иногородних студентов к условиям экологии столичного мегаполиса. Мир науки, культуры, образования. 2010; 6-2: 305 - 307.

6. Большой психологический словарь. Под редакцией Б.Г. Мещерякова, B.^ Зинченко. Москва, 2003.

7. Глебов B.B., Аникина E.B., Рязанцева М.А. Различные подходы изучения адаптационных механизмов человека. Мир науки, культуры, образования. 2010; 5: 135 - 136.

8. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс: физиологические и психологические реакции. Под редакцией Л.Леви, B.H. Мясищева. Ленинград, 1970: 127 - 208.

9. Глебов B.B., Сошников Е.А. Динамика адаптации сердечно-сосудистой системы китайских студентов в условиях столичного мегаполиса. Вестник психофизиологии. 2015; 1: 101 - 104.

10. Аникина E.B., Глебов B.B. Психофизиологические показатели адаптации африканских студентов в условиях Москвы. Вестник психофизиологии. 2015; 1: 90 - 93.

References

1. Glebov V.V. Kitajskie i afrikanskie studenty v moskovskih vuzah. Aziya i Afrika segodnya. 2013; 12 (677): 59 - 60.

2. Glebov V.V. Kitajskij student v rossijskoj stolice: socioobrazovatel'naya adaptaciya. Aziya i Afrika segodnya. 2013; 1: 45 - 51.

3. Glebov V.V., Arakelov G.G. Psihofiziologicheskie osobennosti i processy adaptacii studentov pervogo kursa raznyh fakul'tetov RUDN. VestnikRUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2014, 2: 89 - 95.

4. Glebov V.V. Uroven' psihofiziologicheskoj adaptacii studentov na nachal'nom 'etape obucheniya v sisteme vysshej shkoly. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2013; 5%: 18 - 22.

5. Kuz'mina Ya.V., Glebov V.V. Dinamika adaptacii inogorodnih studentov k usloviyam 'ekologii stolichnogo megapolisa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 6-2: 305 - 307.

6. Bol'shoJpsihologicheskiJslovar'. Pod redakciej B.G. Mescheryakova, V.P. Zinchenko. Moskva, 2003.

7. Glebov V.V., Anikina E.V., Ryazanceva M.A. Razlichnye podhody izucheniya adaptacionnyh mehanizmov cheloveka. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 5: 135 - 136.

8. Lazarus R. Teoriya stressa i psihofiziologicheskie issledovaniya. 'Emocional'nyJ stress: fiziologicheskie i psihologicheskie reakcii. Pod redakciej L.Levi, V.N. Myasischeva. Leningrad, 1970: 127 - 208.

9. Glebov V.V., Soshnikov E.A. Dinamika adaptacii serdechno-sosudistoj sistemy kitajskih studentov v usloviyah stolichnogo megapolisa. Vestnikpsihofiziologii. 2015; 1: 101 - 104.

10. Anikina E.V., Glebov V.V. Psihofiziologicheskie pokazateli adaptacii afrikanskih studentov v usloviyah Moskvy. Vestnik psihofiziologii. 2015; 1: 90 - 93.

Статья поступила в редакцию 05.04.16

УДК 57.045

Omarkhanova L.M., Master of Department of Judicial Ecology with the Course of Human Ecology, Ecological Faculty, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow, Russia), E-mail: leila_omarkhanova@mail.ru

Voronova N.V., Cand. of Sciences (Biology), teacher, Al-Farabi Kazakh National University (Almaty, Kazakhstan), E-mail: slovonine@mail.ru

THE PROBLEM OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS ACCORDING TO MATERIALS OF RUSSIAN AND FOREIGN RESEARCH. In the conditions of prompt development of processes of globalization and expansion of the academic mobility of foreign countries with Russia, within various forms of education of foreign students more and more actual is a participation of Russia in

providing educational services to foreign students. In the article problems of adaptation processes of foreign students in the course attraction in the Russian higher education institutions are considered. The authors emphasize the importance of the accounting of specifics of values of the new society. The students adapt at the level of mentality, they express some features of cultural assimilation. Sociocultural discrepancies in foreign students cause difficulties in adaptation to new conditions of life.

Key words: foreign students, academic adaptation, educational process, migratory processes, disadaptation, stress factors, megalopolis.

Л.М. Омарханова, магистр каф. судебной экологии с курсом экологии человека, Российский университет дружбы народов, г. Москва, E-mail: leila_omarkhanova@mail.ru

Н.В. Воронова, канд. биол. наук, преподаватель Казахского национального университета им. Аль-Фараби, г. Алматы, Е-mail: slovonine@mail.ru

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ПО МАТЕРИАЛАМ ОТЕЧЕСТВЕНЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В условиях стремительного развития процессов глобализации и расширения академической мобильности зарубежных стран с Россией, в рамках различных форм обучения иностранных студентов всё более актуальным становится участие России в предоставлении образовательных услуг иностранным студентам. В статье рассматриваются проблемы адаптационных процессов иностранных студентов в ходе привлечения в российские вузы. Авторами подчёркивается важность учета специфики ценностей нового общества, которая включает приспособление иностранного студента на уровне ментальности, усвоение культурно-детерминированных норм и правил поведения, т. е. новых социокультурных ценностей, присущих определённой культуре. Именно социокультурные несоответствия вызывают у иностранных студентов трудности адаптационного характера и переживания в ходе приспособления к новым условиям жизнедеятельности.

Ключевые слова: иностранные студенты, академическая адаптация, образовательный процесс, миграционные процессы, дезадаптация, стресс-факторы, мегаполис.

Иностранные студенты являются неотъемлемой частью образовательного процесса во всем мире. Введение системы двойных дипломов, сетевое обучение, хорошо финансируемые грантовые программы, направленные на обучение за рубежом, усиливают академическую мобильность. В результате доля иностранных студентов в вузах всего мира постоянно растёт [1; 2]. Россия - не исключение. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в период с 2000 по 2012 гг. количество иностранных студентов в России увеличилось почти в два раза. В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 гг., принятой в мае 2015 г., расширение программы международных обменов входит в перечень основных задач, стоящих перед Министерством образования и науки РФ и образовательными учреждениями соответствующего уровня. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. включает в себя меры по содействию образовательной миграции в Россию. Вовлечение иностранных студентов в учебный процесс на базе российских вузов - важная и ответственная задача [3].

Процесс адаптации в данном случае сопряжён со многими проблемами: необходимость налаживания социальных контактов, преодоление языкового барьера, самореализация в новом социуме и интеграция в него, избавление от стереотипного восприятия представителей другой культуры, развитие толерантного отношения к участникам межкультурного общения и взаимодействия, преодоление культурного шока, а также приспособление к ценностям нового общества [4; 5]. Исследователи, которые занимались вопросами адаптации иностранных студентов к новой социокультурной среде, определили наиболее важные направления и обозначили особенности взаимодействия личности и группы с социальной средой [6 - 8].

Адаптация иностранного студента - сложный процесс, раскрывающий активное приспособление к новой социокультурной среде на основе понимания ими социокультурных представлений новой среды и умения соответствовать им в своем поведении в условиях конкретной ситуации. Результат - приспособление человека к иным социальным условиям, усвоение им новых социокультурных ценностей. При этом референтными показателями являются положительные эмоции, ощущение комфорта и уверенности, интерактивность [9].

Адаптация иностранного студента в вузе представляет собой двусторонний процесс, затрагивающий физиологический, социальный, психологический и педагогический уровни, а вуз призван помочь ему войти в систему отношений нового социокультурного общества. Высшее образование за рубежом связано с психологической, социокультурной средой, которая значимо влияет на функциональные системы учащихся [10].

Учитывая специфику ценностей нового общества, этот процесс включает, прежде всего, адаптацию на уровне менталь-ности, усвоение культурно-детерминированных норм и правил поведения, т. е. новых социокультурных ценностей, присущих определённой культуре. Именно социокультурные несоответствия вызывают у иностранных студентов трудности адаптационного характера, переживания и сложные перестройки психофункциональных показателей в ходе приспособления к новым условиям жизнедеятельности [11]. Адаптация иностранных студентов в вузе с этой точки зрения предполагает достижение психологического комфорта в новой культуре. Это выражается в положительном отношении к окружающим людям, хорошем самочувствии, развитии взаимоотношений с людьми. Таким студентам необходимо адаптироваться к новым социокультурным особенностям, выстраивая свое поведение в рамках требований и предписаний, принятых новым социумом [12].

В педагогической науке имеются описания механизмов адаптации личности к среде. Так, С.Г. Рудкова при изучении адаптации русских студентов описывают механизм, который состоит из трёх этапов: автономизации, идентификации интеграции, где ведущая роль принадлежит интеллекту как ведущему фактору активной адаптации [13].

Разные этапы адаптации иностранцев к иной социокультурной среде с точки зрения теории межкультурной коммуникации представлены М.И. Витковской и И.В. Троцук, А.А. Деркачем, Б.А. Душковым, В.Г. Крысько и др.

Изучение контингента иностранных студентов позволяет определить типичные его особенности[14]:

• иностранные студенты прибывают в Россию, в основном, с нулевым знанием русского языка и без языка-посредника;

• студенты стран дальнего зарубежья обучались на родине по различным системам образования (английской, американской, французской и т. д.), которые отличаются от российской системы образования как по программам, объёму полученных знаний на родине, так и по методам и методикам обучения;

• они являются носителями разных культур (европейской и восточной), придерживаются разных политических взглядов и влияний, принадлежат к разным системам вероисповедания;

• имеют общие представления о России (часто искажённые, предвзятые), о русском менталитете, об образе жизни людей и нормах поведения в нашей стране;

• незнакомы с системой образования в России и требованиями российской высшей школы;

• общее состояние здоровья студентов, посещаемость занятий и успеваемость определяются как климатическими условиями, так и психологическим состоянием студентов.

Каждая из вышеперечисленных особенностей определяет трудности адаптации иностранных студентов на всех уровнях: психологическом, социокультурном, бытовом, климатическом,

физиологическом, социально-психологическом, языковом и понятийно-предметном, каждый из которых представляет психолого-национально-интеллектуальный барьер и сопряжён с большими психическими, эмоциональными, интеллектуальными и физическими нагрузками [15; 16].

Снятие этих нагрузок возможно при исследовании феномена адаптации иностранных студентов дальнего зарубежья к новой социопедагогической и социокультурной среде. Адаптация имеет свой концептуальный аппарат, представляющий собой совокупность понятий о тех явлениях и процессах, которые она изучает.

Общепризнанной категорией адаптации является понятие «приспособление», т. к. само понятие «адаптация» многоаспектно и в основном трактуется как приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Одним из значимых вопросов адаптации иностранных студентов в российских вузах является включение в учебный процесс, который вызывает перестройку психофизиологических, психоэмоциональных показателей иностранных учащихся [17].

Проблемы адаптации иностранных студентов в настоящее время активно обсуждаются на конференциях, семинарах, страницах научных журналов. Так, в статье «Роль информационных технологий в процессе академической адаптации иностранных учащихся в высшей школе России» А.А. Казанцева рассматривает роль компьютерных технологий и инновационных методик в процессе академической адаптации иностранных студентов к новым методам и формам обучения в высшей школе России. Особое внимание уделяется различным программным средствам обучения (электронные учебники, обучающие программы, компьютерная сеть Интернет) и их внедрению в педагогический процесс обучения иностранных студентов в вузах России на примере Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета [17].

Вопросы академической адаптации иностранных студентов к новым методам и формам обучения при поступлении в высшее учебное заведение изложены А.А. Казанцевой в работе «Академическая адаптация иностранных студентов в российском вузе», где определяются трудности, возникающие в период обучения в

Библиографический список

российском вузе, обозначаются аспекты учебно-воспитательного процесса, определяющие эффективность образовательного процесса в целом и способствующие успешному включению студента в учебный процесс.

В исследовании Т.И. Капитоновой и А.В. Зинковского «Проблемы адаптации иностранных студентов к обучению в вузах России» отмечается необходимость в особой «адаптационной» психолого-педагогической технологии обучения иностранцев, рассматривается ряд социально-психологических трудностей, связанных с вхождением в новую среду, виды адаптации и предлагаются пути преодоления стресс-факторов [18].

Проблемы адаптации иностранных студентов в вузе с позиций аксиологического подхода описаны И.А. Гребенниковой в статье «Адаптация иностранных студентов: механизм и факторы» Автором изложен механизм адаптации, исследованы факторы, влияющие на её успешность. Обобщая существующие проблемы академической адаптации иностранных студентов в российских вузах на первых курсах обучения, выделим следующие: большой объём предъявляемой информации; сложности восприятия лекций в аудио-форме; отсутствие навыка конспектирования звучащей речи; новые для студентов формы обучения: лекция, семинар; установка контактов с русскими студентами; снижение уровня владения русским языком за время летних каникул, вызванное отъездом на родину и общением только на родном языке [19].

Решение перечисленных проблем требует детального рассмотрения. Мы предлагаем варианты их решения в аспекте методического обоснования подготовки и проведения лекций для иностранной аудитории. Статья адресована педагогам высшей школы, работающим в группах с иностранными студентами. Результат обучения в большей степени зависит от профессиональной компетенции и от личности самих преподавателей высшей школы. Необходимо отметить, что независимо от наличия богатого инструментария центром учебного процесса остается педагог. В настоящее время содержание профессиограммы преподавателя высшей школы значительно изменилось в соответствии с требованием времени.

1. Глебов В.В. Китайские и африканские студенты в московских вузах. Азия и Африка сегодня. 2013; 12 (677): 59 - 60.

2. Глебов В.В. Китайский студент в российской столице: социообразовательная адаптация. Азия и Африка сегодня 2013; 1: 45 - 51.

3. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497. Собрание законодательства Российской Федерации. 2015; 22.

4. Глебов В.В., Аникина Е.В., Рязанцева М.А. Различные подходы изучения адаптационных механизмов человека. Мир науки, культуры, образования 2010; 5: 135 - 136.

5. Кузьмина Я.В., Глебов В.В. Динамика адаптации иногородних студентов к условиям экологии столичного мегаполиса. Мир науки, культуры, образования. 2010; 6-2: 305-307.

6. Капитонова Т.И. Проблемы адаптации иностранных студентов к обучению в вузах России. Международное сотрудничество в инженерном образовании: 7 Международная конференция. Санкт-Петербург, 2-4 июля 2012 г.

7. Глебов В.В., Суворова И.Ю., Аникина Е.В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации студентов и их идентичность в процессе обучения в вузе. Мир науки, культуры, образования. 2015; 5 (54): 258 - 261.

8. Глебов В.В., Кузьмина Я.В. Эколого-психофизиологические особенности адаптации иногородних студентов первого курса в условиях столичного мегаполиса. ВестникРУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2015; 2: 92 - 98.

9. Иванова М.А. Адаптация иностранных студентов: краткая история становления и развития в политехническом университете. Актуальные вопросы обучения иностранных студентов: сборник научно-методических трудов. Санкт-Петербург: Политехнический университет, 2014.

10. Глебов В.В., Сошников Е.А. Динамика адаптации сердечно-сосудистой системы китайских студентов в условиях столичного мегаполиса. Вестник психофизиологии. 2015; 1: 101 - 104.

11. Аникина Е.В., Глебов В.В. Психофизиологические показатели адаптации африканских студентов в условиях Москвы. Вестник психофизиологии. 2015; 1: 90 - 93.

12. Сошников Е.А., Аникина Е.В., Глебов В.В. Воздействие комплексных факторов столичного мегаполиса на адаптационные процессы китайских и африканских студентов. Психология человека в условиях здоровья и болезни: сборник научных материалов второй Международной конференции. Тамбов, ТГУ имени Г.Р. Державина-2012: 120 - 123.

13. Рудкова С. Г. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Биробиджан, 2005.

14. Глебов В.В. Процессы академической адаптации иностранных студентов к процессу вузовского образования в России. Вестник РУДН. Серия «Экология и безопасность жизнедеятельности». 2012; 5: 8 - 10.

15. Аникина Е.В., Глебов В.В. Социально-психологическая адаптация студентов столицы, прибывших из разных эколого-климатических зон России. Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2010; 3: 117 - 119.

16. Глебов В.В., Михайличенко К.Ю., Чижов А.Я. Психофизиологическая адаптация популяции человека к условиям мегаполиса: монография. Москва: РУДН, 2013.

17. Казанцева А.А. Роль информационных технологий в процессе академической адаптации иностранных учащихся в высшей школе России. Вестник Адыгейского государственного университета. Педагогика и психология. 2011; 3: 42.

18. Капитонова Т.И., Зинковский А.В. Проблемы адаптации иностранных студентов к обучению в вузах России. Международное сотрудничество в инженерном образовании: материалы международной конференции. Санкт-Петербург, 2-4 июля 2012 г. Available at: http://icee.dis.spbstu.ru/proceedings2012/papers/FSTU

19. Гребенникова И.А. Адаптация иностранных студентов: механизм и факторы. Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011; 3: 98 - 100.

References

1. Glebov V.V. Kitajskie i afrikanskie studenty v moskovskih vuzah. Aziya iAfrika segodnya. 2013; 12 (677): 59 - 60.

2. Glebov V.V. Kitajskij student v rossijskoj stolice: socioobrazovatel'naya adaptaciya. Aziya iAfrika segodnya 2013; 1: 45 - 51.

3. O Federal'noj celevoj programme razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23 maya 2015 g. № 497. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2015; 22.

4. Glebov V.V., E.V., Ryazanceva . Razlichnye izucheniya adaptacionnyh cheloveka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya 2010; 5: 135 - 136.

5. Kuz'mina Ya.V., Glebov V.V. Dinamika adaptacii inogorodnih studentov k usloviyam 'ekologii stolichnogo megapolisa. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2010; 6-2: 305-307.

6. Kapitonova T.I. Problemy adaptacii inostrannyh studentov k obucheniyu v vuzah Rossii. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v inzhenernom obrazovanii: 7 Mezhdunarodnaya konferenciya. Sankt-Peterburg, 2-4 iyulya 2012 g.

7. Glebov V.V., Suvorova I.Yu., Anikina E.V. Vzaimosvyaz' social'no-psihologicheskoj adaptacii studentov i ih identichnost' v processe obucheniya v vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 5 (54): 258 - 261.

8. Glebov V.V., Kuz'mina Ya.V. 'Ekologo-psihofiziologicheskie osobennosti adaptacii inogorodnih studentov pervogo kursa v usloviyah stolichnogo megapolisa. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2015; 2: 92 - 98.

9. Ivanova M.A. Adaptaciya inostrannyh studentov: kratkaya istoriya stanovleniya i razvitiya v politehnicheskom universitete. Aktual'nye voprosy obucheniya inostrannyh studentov: sbornik nauchno-metodicheskih trudov. Sankt-Peterburg: Politehnicheskij universitet, 2014.

10. Glebov V.V., Soshnikov E.A. Dinamika adaptacii serdechno-sosudistoj sistemy kitajskih studentov v usloviyah stolichnogo megapolisa. Vestnik psihofiziologii. 2015; 1: 101 - 104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Anikina E.V., Glebov V.V. Psihofiziologicheskie pokazateli adaptacii afrikanskih studentov v usloviyah Moskvy. Vestnik psihofiziologii. 2015; 1: 90 - 93.

12. Soshnikov E.A., Anikina E.V., Glebov V.V. Vozdejstvie kompleksnyh faktorov stolichnogo megapolisa na adaptacionnye processy kitajskih i afrikanskih studentov. Psihologiya cheloveka vusloviyah zdorov'ya ibolezni: sbornik nauchnyh materialov vtoroj Mezhdunarodnoj konferencii. Tambov, TGU imeni G.R. Derzhavina-2012: 120 - 123.

13. Rudkova S. G. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie adaptacii studentov v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Birobidzhan, 2005.

14. Glebov V.V. Processy akademicheskoj adaptacii inostrannyh studentov k processu vuzovskogo obrazovaniya v Rossii. Vestnik RUDN. Seriya «'Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti». 2012; 5: 8 - 10.

15. Anikina E.V., Glebov V.V. Social'no-psihologicheskaya adaptaciya studentov stolicy, pribyvshih iz raznyh 'ekologo-klimaticheskih zon Rossii. Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk. Russkaya sekciya. 2010; 3: 117 - 119.

16. Glebov V.V., Mihajlichenko K.Yu., Chizhov A.Ya. Psihofiziologicheskaya adaptaciya populyacii cheloveka k usloviyam megapolisa: monografiya. Moskva: RUDN, 2013.

17. Kazanceva A.A. Rol' informacionnyh tehnologij v processe akademicheskoj adaptacii inostrannyh uchaschihsya v vysshej shkole Rossii. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika i psihologiya. 2011; 3: 42.

18. Kapitonova T.I., Zinkovskij A.V. Problemy adaptacii inostrannyh studentov k obucheniyu v vuzah Rossii. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v inzhenernom obrazovanii: materialy mezhdunarodnoj konferencii. Sankt-Peterburg, 2-4 iyulya 2012 g. Available at: http://icee.dis.spbstu. ru/proceedings2012/papers/FSTU

19. Grebennikova I.A. Adaptaciya studentov: mehanizm faktory. Gumanitarnye issledovaniya v Vostochnoj Sibiriina Dal'nem Vostoke. 2011; 3: 98 - 100.

Статья поступила в редакцию 05.04.16

УДК 159

Sotnikova T.V., senior teacher, St. Petersburg State University (St. Petersburg, Russia), E-mail: spacesot@mail.ru

SPESIFICS OF FORMING WORKING TEAMS. In the work the author discusses theoretical and practical aspects of the process of forming working teams. The main problem of teambuilding in the modern psychology, as the researcher understands it, is different understanding of the phenomenon of a researching work team, its types and socio-psychological characteristics. The author has presented a classification of work teams and has defined sociopsychological factors of team building. The work also helps to define particular features of command-role structure of divisions of the Russian organizations of a different branch orientation. The presented material suggests that while recruiting a work team, you should consider the type and structure of distribution of roles. It is of practical importance for human resource management at an organization and for modelling the process of forming working teams of various types.

Key words: forming working teams, sociopsychological factors of teambuilding, distribution of roles in a team, working team.

Т.В. Сотникова, ст. преп., Санкт-Петербургский Государственный Университет, г. Санкт-Петербург,

E-mail: spacesot@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РАБОЧИХ КОМАНД

В статье рассматриваются психологические аспекты формирования рабочих команд различного типа на предприятиях. Основной проблемой командообразования с точки зрения современной психологии является разноплановое понимание исследователями феномена рабочей команды, её типов и социально-психологических детерминант. Автором предложена классификация рабочих команд, определены социально-психологические факторы их формирования, а так же описаны особенности ролевого состава команд российских компаний различной отраслевой направленности. Представленный материал показывает, что в процессе комплектования команды, необходимо учитывать её вид, тип решаемых задач и структуру функционально-командных ролей. Это имеет практическое значение для управления персоналом организации и повышения эффективности формирования рабочих команд различного типа.

Ключевые слова: формирование рабочих команд, социально-психологические факторы командообразования, распределение ролей в команде, рабочая команда.

Процесс командообразования представляет собой достаточно сложный предмет исследования и находится на стыке смежных научных дисциплин (психология, управление, экономика). Основной рассматриваемой в статье проблемой является отсутствие в социальной психологии общей концепции по вопросам классификации рабочих команд, особенностей их построе-

ния и определению основного перечня факторов, влияющих на процесс командного формирования.

Актуальность выбранной для статьи темы определяется высокими темпами роста технического прогресса, вынуждающими руководителей компаний изыскивать внутренние ресурсы повышения эффективности работы, в частности, через получе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.