/ семя, xI(h)y / что. Экспликация содержание понятия homo / humus в чеченском языке методом пригнанности значений омонимичных слов позволяет увидеть дуальность природы человека, которая изначально представлена не только в своей вещности, но и духовности, будучи озабоченным семенем.
7. Экспликация феномена "забота" в этнокультурной лингвокультуре позволяет осмыслить феномены "мужское" и "женское" как онтологически равноценные явления.
ЛИТЕРАТУРА 1. См., напр. Бердяев Н.А. Философия свободы; Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 607 с.; Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. М.: Политиздат, 1984. 336 с.; Кон И.С.
Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 608 с.; Мережковский Д.С. Тайна трех. Египет - Вавилон. М.: Эксмо, 2005. 560 с.; Элиаде М. Мефистофель и андрогин. СПб.: Алетейя, 1998. 374 с. и др.
2. Платон. Диалоги. М.: Изд-во Эксмо, 2009. 640 с. С. 376-380.
3. Мид М. Мужское и женское: исследование полового вопроса в меняющемся мире. М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2004. 416 с. С. 10.
4. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: "Канон+", 2003. 400 с. С. 95-118.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознания. Личность. М.: Смысл; Академия, 2004. 251 с. С. 96.
6. Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: "Фолио", 2003. 503 с. С. 223.
15 июня 2011 г.
УДК 331
ПРОБЛЕМА ВОСТРЕБОВАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
НА РЫНКЕ ТРУДА
Е.С. Богачёва
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности "универсальных учебных действий", обеспечивающих "умение учиться", способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Анализ социальной динамики современного российского среднего профессионального образования, его системы, уровней, задач показал, что в ней имеют место как позитивные, так и негативные тенденции. Одним из ключевых моментов является сбалансированность востребованности определенных профессио-
Богачёва Елена Сергеевна - преподаватель правовых дисциплин Донского государственного колледжа строительства, экономики и предпринимательства, соискатель кафедры теории государства и права и отечественной истории Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института), 346400, г. Новочеркасск, ул. Просвещения 132, e-mail: Boga27@yandex.ru, т. 8(86352)255468.
нальных компетенций на рынке труда и соответствия компетенциям образовательного процесса. В связи с этим компетентностный подход в реформировании и модернизации среднего профессионального образования -это стремление привести среднее профессиональное образование в соответствие с потребностями рынка труда, государства, общества и образовательными запросами личности, так как опыт большинства развитых стран свидетельствует о том, что именно люди со средним профессиональным образованием составляют основу любой экономики и обеспечивают технологическое и промышленное развитие своих государств.
На наш взгляд, в России по мере роста экономики спрос на таких специалистов будет только повышаться.
Elena Bogacheva - the teacher of legal disciplines at the Don State College of Building, Economy and Business, the competitor of Department of the Theory of the State and the Right and National History Southern at the Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnical Institute), 132 Prosvescheniya Street, Novocherkassk, 346400, e-mail: Boga27@yandex.ru, ph. +7(86352)255468.
Исследованиям проблемы подготовки и востребованности специалистов современного российского среднего профессионального образования на рынке труда посвятили свои работы такие авторы, как С. Алашеев, Т. Кутей-ницына [1], М.К. Горшков [2], Д.Л. Константи-новский [3], П.Е. Щеглов, Н.Ш. Никитина [4], С.А. Иванов, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, О.Э. Крутова [5], Г.В. Спиридонова [6], А.В. Хуторской [7] и др. Однако проблема соответствия компетенций, полученных специалистами в ССУЗе, и востребованных компетенций рынками трудоустройства остается актуальной.
В экономике и социальной сфере занято около 20 млн специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет треть от общей численности занятых, или 36,2% от численности занятого населения страны [6].
В этом отношении обращение к проблеме оценки степени востребованности специалистов со средним профессиональным образованием на рынке труда является актуальной научно-практической задачей современных исследований рынка труда и рынка образовательных услуг.
Сегодняшняя картина востребованности выпускников на рынке труда по данным Всероссийского социологического обследования, проведенного Институтом социологии РАН РФ, говорит о следующем:
- 82,8% обследованных учреждений СПО поддерживают тесные контакты с работодателем;
- после окончания СПО трудоустраиваются по специальности в среднем 70-75% выпускников данных учреждений. Из них: технических (технологических) - 70%; строительных - 70; экономических (финансовых) - 80; электроники (информатики) - 65; машиностроительных (металлургических) - 70; педагогических - 80; медицинских - 90%.
Из числа выпускников учреждений НПО: технических (технологических) - 75%; строительных - 80; экономических (финансовых) - 75; электроники (информатики) - 85; машиностроительных (металлургических) - 85%;
- проблемы с трудоустройством на предприятиях (в учреждениях) испытывают в основном выпускники педагогических, экономических (финансовых) колледжей, а такжен образовательных учреждений, специализирующиеся в области электроники и информатики [2].
Судя по динамике спроса на выпускников обследованных образовательных учреждений, за последние три года на рынке труда наблюдается умеренный рост спроса на выпускников среднего и начального профессионального образования [2].
Во многих случаях в образовательном процессе упор все еще делается на традиционные методы обучения, при которых не в полной мере используется компетентностный подход в подготовке специалистов. В результате учебные программы системы современного СПО не ориентированы на те ключевые профессиональные компетенции, которые востребованы на рынке труда. Д.Л. Констатинти-новский отмечает, что аккумулированный образовательный ресурс (обладание профессиональными, социальными и личностными компетенциями) оказывает прямое воздействие на достигаемый уровень квалификации и размер зарплаты. Это характеризует их большую востребованность на рынке труда [3].
Указанный выше недостаток обусловлен отсутствием систематического анализа и социологического мониторинга того, какие ключевые профессиональное компетенции востребованы на рынке труда уже сегодня и какие будут востребованы завтра. Ведь цель среднего профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными деловыми и жизненными ситуациями и работать в группе [4].
Современное функционирование системы среднего профессионального образования в России осуществляется в условиях разрыва рынка образования и рынка труда. Этот разрыв привел к снижению спроса на специалистов среднего профессионального образования. Ситуация усугубляется трансформацией ценностей современной молодежи, в понимании которой высшее образование является своего рода пропуском на рынок труда.
На рынке труда во всех его сегментах наблюдается явно выраженный дисбаланс представлений работодателей о работнике данного уровня (о его профессиональных компетенциях), ценностных профессиональных ориентациях самих работников (тех компетенций, которые мотивируют их на получение данной профессии), направлении и содержании их профессиональной подготовки (компе-
тенций учебных программ, государственных стандартов) и ценностей государства и общества в целом [2].
Перемены на рынке труда и рост безработицы повысили требования к образованию работников. Работники низкой квалификации или узкой специализации имеют меньше шансов найти рабочие места. С трудностями в поиске рабочего места чаще сталкивается молодежь. Поэтому приобретение первичных профессиональных и трудовых навыков, повышение квалификации, обучение новым профессиям рассматриваются как приоритетные задачи содействия занятости населения и прежде всего молодежи.
Указанные обстоятельства потребовали коренной модернизации системы среднего профессионального образования.
В этом направлении была разработана правительственная Программа по реформированию системы образования. Разработка Программы осуществлялась центром стратегических разработок Германа Грефа с активным участием Высшей школы экономики и Министерства образования РФ. Программа рассчитана на период 2000-2010 гг. Правительственной Программе посвящено и решение коллегии Минобразования России от 18.01.2000 № 1/1, которое характеризует современное состояние, тенденции развития и проблемы среднего профессионального образования [8]. Программа развития среднего профессионального образования России разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и является основой государственной политики Министерства образования Российской Федерации в области среднего профессионального образования и ориентирована на то, чтобы во многом разрешить выявленные выше проблемы [9].
Ключевым узлом модернизации является тот факт, что качество подготовки специалистов, номенклатура их специальностей, набор профессиональных и социальных компетенций не соответствуют не только мировым стандартам, но и потребностям современного российского государства, общества, бизнеса и не удовлетворяют образовательные потребности потребителей образовательных услуг. Это касается прежде всего необходимости нового качества подготовки специалистов. На наш взгляд, современная система среднего профессионального образования должна готовить не только квалифицированного мастера, техника,
специалиста; она должна готовить социально зрелого человека, субъекта общественных отношений, гражданина. Это, на наш взгляд, предполагает, что образовательный процесс должен быть ориентирован на выработку социальных и гуманитарных знаний и умений, т.е. качественно новых компетенций, развивающих личность.
По мнению Г.В. Спиридоновой, выпускник, освоивший образовательную программу квалификационного специалиста, должен характеризоваться:
1. Социально-личностными ключевыми компетентностями, которые подразумевают:
- отношение к человеку как индивиду, субъекту деятельности и личности;
- способность его взаимодействия с другими людьми;
- стремление и умение учиться.
2. Общепрофессиональными компетент-ностями, к которым относятся:
- информационные, связанные с получением и обработкой информации;
- расчетные, связанные с умением решать профессиональные задачи с использованием адекватного математического аппарата;
- эксплуатационные;
- управленческие, организационные;
- конструкторские;
- проектировочные;
- экономические, включающие поведение на рынке труда.
Эти компетенции должны формироваться как общие для широкого круга профессий. Они обеспечивают гибкое поведение на рынке труда.
3. Специальными компетентностями или профессионально-функциональными знаниями и умениями, которые обеспечивают привязку к конкретному объекту, предмету труда. Они обеспечивают конкретизацию общепрофессиональных компетенций [6].
А.В. Хуторский выделил семь ключевых компетенций:
1. Ценностно-смысловая.
2. Общекультурная.
3. Учебно -познавательная.
4. Информационная.
5. Коммуникативная.
6. Социально-трудовая.
7. Компетенция личностного самосовершенствования [7].
Этот подход наиболее близок к тем позициям и требованиям, которые отражены в новых образовательных стандартах. При этом, вслед за такими исследователями, как И.В. Капц [10], О.М. Карпенко, О.И. Луквя-ненко, Л.И. Денисович, М.Д. Беригодская [11], следует отметить, что нет однозначного определения компетентности для специалистов среднего профессионального образования, нет и единой структуры компетенций специалистов такого рода.
Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. По нашему мнению, общие и специальные профессиональные компетенции должны быть введены в учебные планы и программы и стать основой профессиональной подготовки.
Анализ тенденций современного развития среднего профессионального образования показал, что проблемы и трудности среднего профессионального образования носят системный характер, обусловленный прежде всего социально-экономическими причинами.
Возникновение рынка труда, появление конкуренции среди рабочей силы, наметившаяся в последние годы ориентация работодателей на профессионализм и опытность работника, хотя самым существенным образом и осложнили положение выпускников профессиональной школы на рынке труда, но вместе с тем усилили стремление молодежи к получению профессионального образования. Стратегический менеджмент, менеджмент качества, управление по результатам становятся ведущими доктринами управления в бизнесе. Многие компании рассматривают организационную "культуру как важный регуляторный механизм в организационном окружении". В этой связи изменилось отношение к персоналу компании со стороны работодателей.
Эта проблема стала предметом социологического исследования, проведенного сотрудниками лаборатории автоматизированных профориентационных систем Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники в августе-сентябре 2008-2009 гг. в рамках гранта РГНФ ("Информационная система для оценки профессиональных и личностных компетенций",
проект № 06-06-12629 В). Цель исследования: определить перечень компетенций, повышающих конкурентоспособность выпускника на рынке труда и характеризующих потенциал или профессионально-значимые качества претендентов.
Исследование мнений работодателей проводилось методом структурированного глубокого интервью. Ответы были подвергнуты качественному анализу. В исследовании приняли участие руководители и менеджеры по персоналу 15 предприятий. Большая часть из них - томские предприятия, несколько респондентов - представители Бийска, Челябинска и Ульяновска. Среди респондентов - представители инновационного бизнеса, торговли, производства, государственной структуры. По численности - от малых предприятий (до 20 чел.) до крупных холдингов (более 2000 чел.).
Анализ данных проведенного опроса свидетельствует о том, что работодатели хотят видеть в молодом выпускнике ОУ СПО, чтобы принять его в свою компанию, следующие качества:
- активная жизненная позиция;
- активность;
- энергичность и мобильность;
- способность самостоятельно работать;
- решительность как умение рисковать;
- авторитетность и желание работать, творить.
- серьезность мотивации к профессии;
- владение основами той специальности, по которой у него диплом;
- склонность к саморазвитию;
- стремление к новым знаниям, стремление разобраться, быстро освоить необходимые знания, умения, навыки;
- сообразительность, аналитические способности, системное мышление;
- эрудиция, здравомыслие;
- трудолюбие, желание работать, готовность работать много, готовность к трудностям (сложные условия труда, цейтнот, стресс, прессинг);
- навыки коммуникации (умение позвонить, встретиться, договориться, назначить встречу);
- деловой этикет, умение показать свои наиболее выгодные качества при приеме на работу, умение думать о других;
- способность получать результат, предложить свои варианты решения;
- желание работать на результат, креативность [12].
Система компетенций каждого предприятия уникальна, и эта система определяет в том числе и то, какие люди придут работать на предприятие, станут ли они "своими". Практически все респонденты отметили, что знание основных компетенций того или иного выпускника, а тем более оценка его на предмет соответствия компетенциям предприятия, крайне желательна.
Таким образом, компетентностный подход в реформировании и модернизации среднего профессионального образования показал, что в условиях всевозрастающего дефицита трудовых ресурсов в стране работодатели видят будущее за молодыми и признают тот факт, что формировать резерв кадров надо уже сейчас. Молодежь привлекает работодателей своей активностью, открытостью новому, свежими знаниями. Конкурентоспособными на рынке труда выпускников делают либо специальные знания, рыночный спрос на которые высок и которые не могут быть компенсированы личностными качествами, либо особые личностные качества, которые требуются в рыночной экономике. По нашему предположению, этого можно достигнуть, введя в учебные планы общие и специальные профессиональные компетенции. Более того, профессиональные компетенции должны формировать не только способности квалифицированной производственной деятельности, но и в целом облик высококлассного специалиста нового типа, восприимчивого к инновационным процессам, способного к обучению новым методам и к самообучению. Современная система среднего профессионального образования должна готовить социально зрелого человека, субъекта общественных отношений, гражданина. Результативность взаимодействия работодателей и молодых специалистов на рынке труда будет зависеть во многом от сформированности у молодых выпускников компетенций.
ЛИТЕРАТУРА 1. Алашеев С., Кутейницына Т., Посталюк Н. Методика среднесрочного прогнозирования спроса на подготовку специалистов в системе профессионального образования региона // Спрос и пред-
ложение на рынке труда и образовательных услуг в регионах России: Сб. докл. по материалам Всероссийской науч.-практ. Интернет-конференции с международным участием. Петрозаводск: ПетрГУ, 2004. С. 12-14.
2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Национальный проект "Образование": оценки экспертов и позиции населения. М.: Институт социологии РАН РФ, 2008. 464 с.
3. Константиновский Д.Л. Рабочая молодежь в российском обществе: ориентации, образование и человеческий капитал // Социальные факторы консолидации российского общества: социологическое измерение / Под ред. чл.-корр. РАН М.К. Горшко -ва. М.: Новый Хронограф. Институт социологии РАН. 2010. С. 91-116.
4. Щеглов U.E. Никитина Н.Ш. Профессиональный портрет специалиста в системе управления качеством образования в вузе // Университетское управление. 2004. № 1. С. 48.
5. Иванов С.А., иисарева С.А., иискунова E.B., Крутова О.Э. Мониторинг и статистика в образовании: Учебно-методический комплект материалов для подготовки тьюторов. М.: АПК и ППРО, 2007. 128 с.
6. Спиридонова Г.В. Проблемы адаптации выпускников начального и среднего профессионального образования к рынку труда // Российская наука: тенденции и перспективы. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. № 21. С. 65-75.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
8. Закон Российской Федерации "Об образовании". 4-е изд. М., 2002. 24 с.
9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р. // Официальные документы в образовании 2002. № 4. С. 3-31.
10. Капц И.В. Формирование профессиональных компетенций специалиста в политехническом колледже при изучении физико-математических дисциплин: Дис. ... канд. пед. наук: Таганрог, 2008. 190 с.
11. Карпенко О.М., Луквяненко О.И., Денисович Л.И., Беригодская М.Д. К вопросу о компе-тентностном подходе в российском образовании // Инновации в образовании. 2004. № 6. С. 5-13.
12. Рыкун А.Ю., Южанинов К.М., Матулис В.В., Мухин Л.Н. Региональная система высшего образования и рынок труда. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. 63 с.
1 сентября 2011 г.