3.10. ПРОБЕЛЫ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПОРЯДКА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРЕФЕРЕНЦИЙ ОТДЕЛЬНЫМ
УЧАСТНИКАМ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Красуля (Шикалова) Екатерина Владимировна, аспирант. Место учебы: Дальневосточный федеральный университет. Должность: ассистент. Место работы: Дальневосточный федеральный университет. Подразделение: Базовая кафедра конкурентного и предпринимательского права. E-mail: [email protected]
Аннотация: Данная статья посвящена правовому регулированию порядка предоставления преференций отдельным участникам рынка государственных закупок. Проанализирован правовой статус таких особых категорий участников как организации инвалидов и учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы. Отдельным вопросом освещено планирование закупок, в которых могут участвовать указанные субъекты, а также выявлены пробелы в порядке предоставления льгот, значительно влияющие на возможность и эффективность участия специальных субъектов в закупках. Статья будет полезна как для государственных служащих - сотрудников контрактных служб и контрактных управляющих, так и для представителей организаций инвалидов и учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, заинтересованных в участии в аукционах на заключение договоров поставки товаров, оказания услуг и выполнения работ для государственных нужд.
Ключевые слова: контрактная система, государственные закупки, организация инвалидов, уголовно-исполнительная система, преференции.
GAPS IN LEGAL REGULATION OF AN ORDER OF PROVIDING PREFERENCES TO CERTAIN PARTICIPANTS OF THE MARKET OF GOVERNMENT PROCUREMENT
Krasulya (Shikalova) Ekaterina Vladimirovna, postgraduate student. Place of study: Far Eastern Federal University. Position: assistant. Place of employment: Far Eastern Federal University. Department: Basic department of the antitrust and entrepreneurial law. E-mail: [email protected]
Annotation: This article is devoted to legal regulation of an order of providing preferences to certain participants of the market of government procurement. Legal status of such special categories of participants as organizations of persons with disabilities and institutions and the enterprises of a penal correction system is analyzed. The single question lit planning of purchases in which the specified subjects can participate, and the gaps as granting privileges considerably influencing an opportunity and efficiency of participation of special subjects in purchases are revealed. Article will be useful as to civil officers - the staff of contract services and contract managing directors, and to representatives of the organizations of persons with disabilities and institutions and the enterprises of a penal correction system interested in participation in auctions on the conclusion of contracts of delivery of goods, rendering services and performance of work for the state needs.
Keywords: contract system, government procurement, organization of persons with disabilities, penal correction system, preferences.
Федеральный закон ««О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) [8] содержит значительное число мер, направленных на поддержку как отдельных российских производителей, так и российского предпринимательства в целом [4]. Закон достаточно четко обозначил необходимость стимулирования участия в государственных и муниципальных закупках определенных видов юридических лиц. Так, преимущества при осуществлении закупок предоставляются учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), организациям инвалидов, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Относительно участия в закупках учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, Закон о контрактной системе ввел принципиальное изменение: ст.ст. 28-29 44-ФЗ устанавливают обязанность заказчика предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям УИС, организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%. Ранее в рамках Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон № 94-ФЗ) [7] заказчик был вправе устанавливать такие преимущества.
Другим важным отличием контрактной системы от Закона 94-ФЗ в части предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям УИС, организациям инвалидов является распространение данных преимуществ не только на конкурсы и аукционы, но и на запросы котировок и запросы предложений. Только закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не предполагают предоставления преимуществ учреждениям и предприятиям УИС, организациям инвалидов, что представляется вполне логичным, так как преимущества играют роль лишь в конкурентных процедурах закупки.
Определение организаций, являющихся учреждениями и предприятиями УИС и организациям инвалидов, не вызывает у заказчика затруднений. Ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ [9] устанавливает, что к учреждениям УИС относятся:
- уголовно-исполнительные инспекции;
- исправительные центры;
- арестные дома;
- колонии-поселения;
- воспитательные колонии;
- лечебные исправительные учреждения;
- исправительные колонии общего, строгого или особого режима;
- тюрьмы;
- колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.
Ст. 5 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [5] также определяет, что в УИС по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, медицинские, образовательные и иные организации. Полный перечень видов предприятий и учреждений, входящих в УИС,
8'2016
Пробелы в российском законодательстве
утвержден Постановлением Правительства РФ «Об утверждении видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» [10].
Если говорить об организациях инвалидов, то определение общественных организаций инвалидов содержится в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [6]. Согласно ст. 33 указанного закона, общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций. При этом Закон о контрактной системе уточняет, что право на преференции имеют также организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%.
Старая версия официального сайта http://zakupkiold.gov.ru, в отличие от его новой версии http://zakupki.gov.ru, содержала ежемесячно обновляемый перечень учреждений УИС и номенклатуру производимых ими товаров, работ, услуг. Перечень организаций инвалидов и номенклатура производимых ими товаров, работ, услуг также присутствовали на старой версии официального сайта, но не содержатся в его новой версии. Очевидно, что добавление в функционал единой информационной системы обновленных версий данных перечней позволит облегчить проверку сведений о принадлежности той или иной организации к учреждениям и предприятиям УИС или организациям инвалидов с целью подтверждения их прав на преимущества.
Перечни товаров, работ, услуг, на которые распространяются нормы ст.ст. 28-29 Закона о контрактной системе установлены Постановлениями Правительства Российской Федерации [11, 12]. Однако на практике встает вопрос о порядке применения кодов ОКПД для целей определения продукции, при закупках которой учреждениям и предприятиям УИС, организациям инвалидов предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта.
Например, в Перечень товаров, работ и услуг для учреждений и предприятий УИС входит код 15.51.52.230 «Сметана», который включает в себя коды с 15.51.52.231 по 15.51.52.239 (сметана с массовой долей жира от 10,0% до 14,0%, желе, пудинги, пасты, кремы, соусы сметанные (кисло-сливочные) с массовой долей жира более 10%, муссы, суфле, торты сметанные (кисло-сливочные) с массовой долей жира более 10% и т.д.). Таким образом, преференции распространяются на виды продукции, имеющие последующие элементы кода ОКПД после вида продукции девятизначного кода ОКПД, указанного в соответствующем Перечне [13].
Также большое значение имеет наличие либо отсутствие при проведении закупки обязанности объединять в один лот товары, работы и услуги, как включенные в Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества предприятиям
и учреждениям УИС и организациям инвалидов, так и не включенные в данный Перечень.
По мнению А. Репина очевидно, что для предоставления преимуществ организациям инвалидов необходимо, чтобы объект закупки, сформированный заказчиком в рамках одной процедуры закупки, состоял только из товаров, включенных в Перечень. В противном случае предоставлялись бы преимущества организациям инвалидов в отношении товаров, не включенных в Перечень, что не соответствует ст.ст. 28-29 Закона о контрактной системе [1].
Таким образом, если заказчик объединил в объекте закупки товары, включенные в Перечень, и товары, не включенные в Перечень, то заказчик не вправе в извещениях об осуществлении закупок устанавливать преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены договора.
Вместе с тем в целях надлежащей реализации ст. 29 Закона о контрактной системе и обеспечения мер государственной поддержки организациям инвалидов заказчики обязаны формировать объекты закупки, выделяя в отдельные процедуры закупки или лоты товары, включенные в Перечень, и устанавливать в извещениях об осуществлении закупок преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены договора.
В случае если заказчик объединил в объекте закупки товары, включенные в Перечень, и товары, не включенные в Перечень, то такие действия заказчика нарушают права организаций инвалидов, приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок, что противоречит принципу обеспечения конкуренции (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Несмотря на детальную регламентацию участия учреждений и предприятий УИС и организаций инвалидов в государственных и муниципальных закупках по сравнению с Законом № 94-ФЗ, законодателем предусмотрена большая степень свободы для заказчика, основанная на принципе его профессионализма [2, 3]. Так заказчик хоть и обязан предоставлять преимущества учреждениям и предприятиям УИС и организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15%, ничто не мешает заказчику установить размер преимущества, равный 0,5% или даже 0,01% от предлагаемой цены контракта. В этом случае ситуация заметно не изменится к лучшему для учреждений и предприятий УИС и организаций инвалидов, участвующих в государственных и муниципальных закупках, если только Правительство РФ не урегулирует размеры предоставляемых преимуществ более детально.
Отдельного внимания заслуживают также нормы ст. 44 и ст. 96 Закона о контрактной системе. Законодатель ограничил сферу действия ст. 96, исключив из нее государственные и муниципальные казенные учреждения. Поскольку подавляющее большинство учреждений и предприятий УИС являются казенными учреждениями, то в случае признания их победителями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) они не должны будут предоставлять обеспечение исполнения контракта. Это достаточно весомое преимущество подкрепляется ограничением максимального размера обеспечения заявок, предоставляемых учреждениями и предприятиями УИС, организациями инвалидов, субъектами малого предпринимательства и СОНО, который не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта. В то же время учреждения и предприятия УИС, находящиеся в
статусе казенных учреждений, могут быть полностью освобождены от требования предоставления обеспечения заявок для облегчения их участия в государственных и муниципальных закупках.
Список литературы:
1. Репин А. Может ли заказчик при проведении закупки объединить в один лот товары, работы и услуги, как включенные в Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, так и не включенные в данный Перечень? // Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. -2015. - № 1.
2. Шикалова Е.В. Конституционно-правовое регулирование в рамках контрактной системы // «Глобализация и публичное право»: сборник статей III Международной научно-практической конференции. - М.: Российский университет дружбы народов». - 2015. - С. 83-87.
3. Шикалова Е.В., Фролова Е.Е. Перспективы выхода иностранных компаний на российский рынок государственных закупок // Материалы научно-практической конференции / под общ. ред. канд. экон. наук О.А. Цепелева. -Благовещенск: Амурский государственный университет, сборник «Россия - Китай: вектор развития». - 2016. - С. 31-34.
4. Shikalova E.V. Order of confirmation of the country of goods' origin in contractual system // Мир (Модернизация. Инновации. Развитие). Т. 6. - М., 2015. - № 2-2 (22) . - С. 73-76.
5. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.
6. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.
7. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (документ отменен) // СПС КонсультантПлюс.
8. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями) // СПС Консуль-тантПлюс.
9. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2000 № 89 «Об утверждении видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 341 «О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта» (вместе с «Правилами предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта») (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта» (с изменениями и дополнениями) // СПС КонсультантПлюс.
13. Письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2901 по вопросу о применении кодов ОКПД для целей определения продукции, при закупках которой учреж-
дениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы предоставляются преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта // СПС КонсультантПлюс.
Рецензия
на научную статью Красули (Шикаловой) Екатерины Владимировны, аспиранта Дальневосточного федерального университета, ассистента Базовой кафедры конкурентного и предпринимательского права Дальневосточного федерального университета
Настоящая рецензия подготовлена на научную статью Красули (Шикаловой) Екатерины Владимировны, аспиранта Дальневосточного федерального университета, ассистента Базовой кафедры конкурентного и предпринимательского права Дальневосточного федерального университета на тему «Пробелы в правовом регулировании порядка предоставления преференций отдельным участникам рынка государственных закупок» и представляемую для опубликования.
Представленная для рецензирования научная статья подготовлена на важную и актуальную тему, поскольку вопросы правового регулирования порядка предоставления преференций отдельным участникам рынка государственных закупок занимают одно из важнейших мест в системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Обращение к данной проблематике представляет интерес, как для представителей государственных и муниципальных заказчиков, так и участников закупки - организаций инвалидов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы.
Статья подготовлена на достаточно высоком научно-аналитическом уровне, задействована обширная нормативная база. Автором исследованы положения базовых нормативных правовых актов по теме исследования: действовавшего до 01.01.2014 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», пришедшего ему на смену Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и ряда других.
Автором проанализировано правовое положение таких особых категорий участников закупки как организации инвалидов и учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы. Отдельно освещены вопросы планирования закупок, в которых могут участвовать указанные субъекты, выявлены пробелы в порядке предоставления льгот, значительно влияющие на возможность и эффективность участия специальных субъектов в процедурах закупок.
Статья объективно характеризуется научной новизной и немалым потенциалом для научной дискуссии.
Представленная научная статья в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым серьезными рецензируемыми научными журналами к представляемым им для опубликования статьям, отвечает общенаучным требованиям научной глубины, корректности и этичности, а равно актуальности. Статья может быть рекомендована для опубликования в журнале перечня ВАК Минобрнауки России.
Рецензент - к.ю.н., доцент, доцент кафедры международного права юридического института РУДН В.И.Блищенко