Научные школы............................. .....................................................................18
Научные школы
В. А. давыденко
Признание в любви
УДК 37.01 ББК 74.00
в статье показан вклад в науку и жизненный путь ученого А. А. Сте-пашко, ее грани таланта.
Ключевые слова: субъектность, активность. талант.
V. A. Davydenko
Declaration of love
In this article the author shows that L.A.Stepashko makes an important contribution to Pedagogic learning. Her life way, sides of gifted person are shown.
Key words: subject, activity, gift
Идея человека выступает ценностным основанием в приобретении собственного опыта свободных творческих действий Л. А. Степашко
пожаловалась другой: «У меня внутри что-то очень болит, мучает меня, не дает мне ни спать, ни есть». Старый краб, услышавший этот разговор, сказал: «Ты-то совершенно здорова и беспечна, но та боль, которую испытывает твоя подруга оттого, что внутри у нее — жемчужина редкостной красоты!» Не такую ли «жемчужину редко-
Лилии Анатольевне Степашко — преподавателю высшей школы, доктору педагогических наук, профессору, действительному члену Академии социальных и педагогических наук 19 октября 2013 года исполнилось бы восемьдесят пять лет.
Есть такая притча. На дне моря жили две устрицы. Как-то раз одна
Л. А. Степашко
стной красоты» носила в душе Лилия Анатольевна Степашко, талантливый ученый и учитель, блестящий лектор, замечательный человек. Безгранично увлеченная педагогикой, ее историей, она сама источник творчества и вдохновения для своих учеников и коллег в поиске ответов на непростые вопросы образования.
Родом Елена Анатольевна из деревни Федоровская, Усть-Кубинского района, Вологодской области. Окончила Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина в 1950 году, а через семнадцать лет — целевую аспирантуру в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР. Трудовую деятельность начинала как учитель русского языка и литературы в селе Николаевка Смидовичского района Еврейской автономной области, за-
тем работала в средней школе № 57 г. Хабаровска, в Хабаровском технологическом техникуме. С 1961-го по 2005 гг. занималась научно-педагогической деятельностью в Хабаровском государственном педагогическом институте (ныне Дальневосточный государственный гуманитарный университет) и прошла все ступени роста: от ассистента до доцента, профессора, заведующей кафедрой педагогики, проректора по научной работе.
В 1998/99 учебном году Л. А. Степашко был разработан принципиально новый для отечественной педагогики курс «Философия и история образования». В основу курса была положена авторская концепция этой еще только формирующейся учебной дисциплины. В поисках методологических «ключей», во многом общих для антропологического знания сегодняшнего дня, Лилия Анатольевна, а вслед за ней ее ученики обратились к изысканиям в области философии, герменевтики. Идеи субъектности, активности, вопросы содержания образования и другие раскрываются через рассмотрение гуманистических течений, школ, учений в зарубежной и отечественной педагогической мысли от древнейших времен до ХХ века включительно.
Л. А. Степашко — глубокий, мудрый, тонко чувствующий человек, необыкновенно талантливая натура. К тому же она была очень «доступным» профессором, могла выслушать в любое время суток и всему придавала толк и смысл.
Талант вдохновения — главный в числе прочих талантов Лилии
Научные школы
191
Анатольевны. Она так рисовала доверившемуся ученику перспективу его развития, показывала достижимость научной вершины, к которой он был устремлен, такие глубины научного знания перед ним распахивала настежь, что пробуждала у него азарт исследователя и веру в себя. И сорваться с такой высокой орбиты ему было почти невозможно. Чем жить тогда, если этого дела не будет? Не потому ли ее ученики не прерывают свою исследовательскую работу и, завершив кандидатскую, погружаются в докторскую, пишут и пишут монографии, учебные пособия, статьи и содержательно интересно выступают на семинарах и конференциях самого высокого уровня. «Продлить себя в своих учениках — святая, очень трудная работа ...». И Лилия Анатольевна делала ее много десятилетий. И делала убедительно и красиво.
Много нас у нашего дорогого учителя, и все мы разные, но к каждому у нее был свой подход, все ученики безгранично благодарны Лилии Анатольевне и безмерно гордятся тем, что учились у нее.
Ежемесячные семинары для аспирантов и докторантов в доме Лилии Анатольевны заканчивались обсуждениями, спорами, разговорами о жизни и чаем с пирогами, испеченными радушной хозяйкой. А перед Новым Годом у нас была хорошая традиция: каждый за столом говорил о том, чем запомнился ему прошедший год, какие главные события свершились. А подводила итоги разговора наша Лилия Анатольевна.
У Лилии Анатольевны была неподражаемая способность слушать (это наследственное — ее дедушка, народный учитель, обладал этим удивительным педагогическим даром). она исключительно талантливо слушала собеседника, вызывая стремление искренне и полно выразить все, даже то, что самому говорящему еще не очень понятно. Но человек, выговариваясь, уже освобождался от гнета неопределенности, сам начинал искать и находить свое отношение к тому, о чем говорил. И принимал внутреннее решение, испытывая облегчение и благодарность к мудрому слушателю.
Последние годы она жила во Владивостоке, где написала свой фундаментальный труд «Философия образования: онтологические, аксиологические, антропологические основания», в котором изложила свои базовые идеи, задающие вектор деятельности ее учеников — человеко-размерность. образование предстает как триада. «мир образования» рассматривается в диалектическом единстве: образование в системе общественных институтов (контекст социокультурного развития человечества) и образование как педагогический процесс (контекст индивидуального развития человека). Объединяющим, синтезирующим началом соотношения двух контекстов выступает концепт «Становление человека в образовании».
Лилия Анатольевна жила в педагогике, в образовании. Она создала свою педагогическую реальность на самых высоких образцах отечествен-
ной и мировой педагогической культуры. Представила обобщение своей педагогической реальности в работах, посвященных философии образования, при этом оставаясь замечательным методистом общего и профессионального образования. Достаточно редкий феномен в высшем педагогическом образовании.
В наши дни, когда занятие наукой превратилось в рядовую профессию, Л. А. Степашко удалось остаться ученым в изначальном смысле слова: человеком не просто знающим, но и смело вторгающимся в неизведанное, добывающим новые факты, открывающим новые истины.
очень много времени Л. А. Степашко отдавала общественной работе. Сорок лет была связана со школами, институтами усовершенство-
вания учителей. Лилия Анатольевна активно популяризировала психолого-педагогические знания среди населения. Лилия Анатольевна Степашко — Заслуженный работник высшей школы РФ, награждена медалями К. Д. Ушинского, «Ветеран труда», знаком «Отличник народного просвещения».
Лилия Анатольевна — патриарх дальневосточной педагогической науки. Автор более 200 научных трудов. Под ее научным руководством и при ее консультировании защищено 7 докторских и 20 кандидатских диссертаций. Ее интересовал человек во всех измерениях: социальном, нравственном, экологическом, экзистенциальном, духовном и т. д. Ее отличала философская культура, синкретизм мышления, открытость авторской позиции.