ПЕДАГОГИКА
Евразийский гуманитарный журнал. 2022. № 3. С. 111-118. Eurasian Humanitarian Journal. 2022. No. 3. P. 111-118.
Научная статья УДК 378.1
ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОМПОНЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С УЧЕТОМ ТЕНДЕРНОГО ПОДХОДА (ПО ДАННЫМ ЭКСПЕРИМЕНТА 2014-2021 ГГ.)
Екатерина Александровна Горошенкина
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, Katerina_g91 @mail.ru
Аннотация В статье представлены результаты анализа опыта реализации программы по работе с родителями младших подростков «Согласие» в рамках общеобразовательной школы. Программа направлена на развитие компонентов педагогической компетентности родителей младших подростков. Проведенный в 2014-2021 гг. эксперимент подтверждает необходимость определения типа маскулинности/феминности у отцов и матерей учащихся общеобразовательных организаций и учёта гендерных особенностей родителей при работе над развитием компонентов их педагогической компетентности. В рамках проведенного эксперимента были выделены четыре группы матерей и четыре группы отцов, с разными взглядами и подходами к воспитанию дочерей и сыновей (традиционный отец, отсутствующий отец, новый отец, ответственный отец, традиционная мать, работающая мать, отсутствующая мать, идеальная мать. Экспериментальным путем была установлена зависимость сформированности уровня развития компонентов педагогической компетентности родителей младших подростков от типа их маскулинности/феминности. В результате констатирующего эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы родителей. Участники экспериментальной группы в течение пяти лет (время обучения детей в средней школе) проходили вместе с детьми работу в рамках программы «Согласие». Программа включала в себя различные направления работы, направленные на развитие компонентов педагогической компетентности родителей младших подростков, реализуемые через формы и методы с учетом гендерного подхода. Итоговый эксперимент показал рост всех компонентов педагогической компетентности родителей младших подростков. Формы и методы работы, подобранные с учётом типа маскулинности/феминности отцов и матерей, повышают эффективность работы над развитием компонентов педагогической компетентности.
Ключевые слова: педагогическая компетентность, маскулинность, феминность, семья, гендерный подход.
Для цитирования: Горошенкина Е.А. Приёмы и методы развития компонентов педагогической компетентности родителей младших подростков с учетом гендерного подхода (по данным эксперимента 2014-2021 гг.) // Евразийский гуманитарный журнал. 2022. № 3. С. 111-118.
Original article
TECHNIQUES AND METHODS FOR THE DEVELOPMENT OF COMPONENTS OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS OF YOUNGER ADOLESCENTS, TAKING INTO ACCOUNT THE GENDER APPROACH (ACCORDING TO THE EXPERIMENT 2014-2021)
Ekaterina A. Goroshenkina
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, [email protected]
© Горошенкина Е.А., 2022
Abstract. The article presents the results of the analysis of the experience of the implementation of the program for working with parents of younger adolescents "Consent" in the framework of a secondary school. The program is aimed at developing the components of pedagogical competence of parents of younger teenagers. The experiment conducted in 2014-2021 confirms the need to determine the type of masculinity / femininity in fathers and mothers of students of general education organizations and to take into account the gender characteristics of parents when working on the development of components of their pedagogical competence. As part of the experiment, four groups of mothers and four groups of fathers were identified, with different views and approaches to the upbringing of daughters and sons (traditional father, absent father, new father, responsible father, traditional mother, working mother, absent mother, ideal mother. Experimentally, the dependence of the formation of the level of development of the components of pedagogical competence of parents of younger adolescents on the type of their masculinity / femininity was established. As a result of the ascertaining experiment, experimental and control groups of parents were formed. The participants of the experimental group for five years (the time of the children's education in secondary school) worked together with the children in the framework of the "Consent" program. The program included various areas of work aimed at developing the components of pedagogical competence of parents of younger adolescents, implemented through forms and methods with a gender approach. The final experiment showed the growth of all components of the pedagogical competence of parents of younger adolescents. The forms and methods of work, selected taking into account the type of masculinity / femininity of fathers and mothers, increase the effectiveness of work on the development of components of pedagogical competence.
Keywords: Pedagogical competence, masculinity, femininity, family, gender approach.
For citation: Goroshenkina E.A. . Techniques and methods for the development of components of pedagogical competence of parents of younger adolescents, taking into account the gender approach (according to the experiment 2014-2021). Eurasian Humanitarian Journal. 2022;3:111-118. (In Russ.).
Введение
Проблема развития педагогической компетентности родителей младших подростков получила особую актуальность в последние десятилетия. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Ф3-273) и Федеральный государственный стандарт для основной общеобразовательной школы определили субъектную позицию родителей и наделили их активной ролью участников образовательного процесса. В официальных документах родители «по умолчанию» признаются активными: они принимают управленческие решения, участвуют в создании образовательной среды, выполняют контролирующую функцию. Реальность школьной жизни зачастую оказывается иной. Деятельностную позицию во взаимодействии со школой занимает лишь малая часть родителей. Проведённое в 2014 г. Институтом социологических исследований РАО крупное социологическое исследование, охватившее более 3000 тысяч педагогов, показало, что около 82 % родителей участвуют в управлении школой исключительно посредством посещения родительских собраний [Собкин, Адамов 2015: 102].
Коммуникация по линии «родители-школа» происходит зачастую по инициативе классного руководителя. Следует признать, что существующие стандарты ориентированы на родителей с высоким уровнем педагогической компетентности. Большая часть семей оказывается «за бортом» существующей образовательной реальности: родители либо не выходят на контакт с образовательным учреждением, либо только получают информацию об успеваемости ребенка, либо имеют конфликт со школой или занимают индифферентную позицию. Конфликтные ситуации часто возникают именно потому, что образовательное учреждение ждёт «активного родителя», желающего вникать в школьную жизнь и развиваться в роли родителя. В реальности родитель оказывается фигурой формальной, безразличной. Долгое время стандарты не принимали во внимание ни установки, ни взгляды на родительство, ни внутреннее устройство уклада семьи. Ситуация значительно изменилась в последнее время, поэтому и работа с современной семьей в рамках образовательного учреждения требует перестройки.
Основная часть
Одним из приоритетных направлений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г.» является «обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей» [Стратегия развития воспитания... 2015: 3]. Достижение данной цели возможно только при всестороннем анализе установок и внутренних особенностей семей обучающихся.
Воспитательные планы образовательных учреждений чаще всего используют термин «семья», обезличивая её членов, представляя их некими универсальными мамами и папами. Стандартный документ «Социальный паспорт семьи», который заполняет каждый классный руководитель, составляет портрет родителя по крайне формальным характеристикам: возраст, уровень образования, наличие или отсутствие проблем со здоровьем и т. д. Это не создаёт условий для индивидуального подхода к работе с конкретными учащимися и конкретными родителями.
В программе воспитания Пермского края на 2021-2025 гг. в качестве одной из основных проблем региона обозначен «низкий уровень психолого-педагогической компетентности родителей» [Региональная программа воспитания. 2021: 5]. «Восполнение дефицитов» родительской компетентности, согласно программе, возможно при сотрудничестве семьи «с другими воспитательными институтами и образовательными организациями» [Региональная программа воспитания. 2021: 8]. Сотрудничество семьи и школы становится одним из условий развития педагогической компетентности родителей [Прокофьева, Дьяконова, Попова 2018: 134].
Важная роль при выстраивании такого взаимодействия отводится классному руководителю и учителю-предметнику. На институциональном уровне предполагается активное включение родительской общественности в реализацию рабочей программы воспитания. Достижение данных целей и результатов предполагает углублённый анализ особенностей современных родителей.
Большой массив исследований, накопленный в социологии, психологии и педагогике (И.С. Клецина, П.А. Решетов и другие), показывает, что современный родитель вынужден находиться в границах гендерных схем, принятых в обществе. Современная образовательная практика руководствуется традиционными стереотипичными паттернами: о ведущей роли матери в воспитании ребенка, о материнском инстинкте, об отце, отвечающем за дисциплину и т. д. Наличие указанных стереотипов в деятельности педагогов были подтверждены и констатирующим экспериментом1.
В то же время уже в начале XXI в. учёные отмечали значительные изменения, происходящие в семье как в особом социокультурном институте [Борисов 1995; Волков 1986; Голод 1998; Вишневский 2006; Гурко 1995; Захаров 2007]. Исследования Т.А. Гурко и Л.В. Карцевой позволяют выделить около 10 различных типов семей [Гурко 1995: 95-99; Карцева 2003 : 93-94], а Н.М. Римашевская предлагает говорит не о семье вообще, а о различных типах семей [Гендерные исследования. 2009: 247]. Внутри уникальной семьи выделяются мужчины и женщины с разными тендерными установками и взглядами на родительство [Кон 2017].
Анализ литературы [Кон 2017; Клецина 2009, 2013и других) и проведённое на базе МАОУ «СОШ № 27» в 2014-2021 гг. (ныне «Школа Диалог») исследование позволили выделить типы отцов и матерей в соответствии с их типом маскулинности и феминности. При определении типов использовались разнообразные методики: опросники «распределение ролей в семье», «нормы мужского поведения», «нормы женского поведения», модернизированный полоролевой опросник С. Бем, отзыв на отрывок Э. Фромма «Искусство любви», анкета «взаимодействие образовательной организации с семьёй», интервью с родителями учащихся 5-8 классов. В рамках первого этапа эксперимента к исследованию было привлечено 178 респондентов (98 матерей и 80 отцов) учащихся 5-8 классов.
1 В опросе участвовали 25 педагогов, являющихся классным руководителями (все респонденты - женщины). 81 педагог, работающий с младшим подростковым возрастом (50 женщин, 31 мужчина), опрос проходил в 2015 г. на базе МАОУ «Школа № 27» г. Перми и в рамках городской встречи учителей «Круговой обзор».
Респонденты отбирались по следующим принципам:
1. В каждой параллели был выбран 1 класс.
2. В выбранных классах был примерно одинаковый состав учащихся (полоролевое соотношение, схожие социальные портреты, уровень активности).
3. Учитывался принцип добровольности. Подобный подход был обоснован следующим предположением: если среди респондентов, изъявивших добровольное желание участвовать в исследовании, встретится мужчины и женщины с разным типом маскулинности и феминности, которых можно отнести к разным типам отцов и матерей, то велика вероятность, что и среди остальных родителей будут встречаться различные типы отцов и матерей.
Анализ полученных результатов позволил выделить отцов и матерей с традиционными и модернизированными типами маскулинности / феминности. Внутри указанных типов в соответствии с личностными установками, отношением к воспитательным практикам, степенью соответствия гендерным схемам были выделены подтипы отцов и матерей. И.С. Клецина, в частности, выделяет четыре типа современных отцов: «традиционный отец», «отсутствующий отец» (традиционная маскулинность), «ответственный отец», «новый отец» (модернизированная маскулинность) [Клецина 2009: 29-41]. По аналогии с данным подходом и с опорой на исследования феминности [Клименко 2017; Бочкарева 2017;, Чернышева 2021 и других] были выделены типы матерей: «традиционная мать», «работающая мать» (традиционная феминность), «отсутствующая мать», «идеальная мать» (модернизированная феминность).
Мужчины и женщины с разным типом маскулинности / феминности имеют разные взгляды на родительство и на свои функции в отношении дочерей и сыновей. Игнорирование этих особенностей, попытка вписать отцов и матерей в традиционные гендерные схемы может служить основной для гендерно-ролевого конфликта [Клецина 2009, 2013; Чикалова 2012; Кон 2017; Хитрук 2017 и другие]. Опора на гендерный подход при работе с родителями может способствовать развитию компонентов педагогической компетентности родителей младших подростков.
Результаты констатирующего эксперимента позволили обозначить противоречие: семьям учащихся, состоящим из родителей с разными гендерными установками, взглядами на родительство, на воспитание сыновей и дочерей и т. д. предлагаются унифицированные, обезличенные формы работы и взаимодействия с образовательным учреждением. Большая часть предлагаемых форм и методов взаимодействия, а также требований со стороны образовательной организации и государства рассчитана на родителей с изначально высоким уровнем развития компонентов педагогической компетентности.
Современные психолого-педагогические исследования [Пиюкова 2002; Селина 2009; Коробкова 2013 и других] показывают, что родители нуждаются - осознанно или неосознанно - в индивидуальном подходе при работе над развитием большинства компонентов педагогической компетентности. От педагогов и образовательных учреждений требуется учёт гендерных - индивидуальных - особенностей родителей при построении стратегий взаимодействия с ними. При этом анализ качеств родителя должен предшествовать работе по развитию компонентов педагогической компетентности родителей. Этот же анализ позволяет определить возможности и желания родителей выполнять роли и функции, указанные в различного рода стандартах и требованиях.
Педагогическая компетентность родителей младших подростков понимается в данном исследовании как совокупность характеристик личности родителя, его педагогической деятельности, которые позволяют эффективно осуществлять воспитание ребенка младшего подросткового возраста на основе целенаправленного, организованного сотрудничества с ребенком и которые проявляются в деятельности родителя по самообразованию в области педагогики и психологии.
На основе исследований, посвящённых развитию педагогической компетентности родителей [Адамова 2005; Коробкова 2013; Минина 2015; Селина 2009; Хрусталькова 2008 и других] и с учётом психолого-педагогических особенностей младших подростов (неравномерность, гетерохронность, необратимость развития) [Выготский 1984: 254] были определены такие компоненты педагогической компетентности родителей младших подростков: мотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, рефлексивный.
В результате проведённых нами диагностических процедур среди 178 респондентов были выявлены 80 % отцов с традиционной маскулинностью (68 % из категории «традиционный» отец, 12 % относящихся к «отсутствующим» отцам), 20 отцов с модернизированной маскулинностью (6 % - «новый отец», 14 % - ответственный отец), 76 % матерей относятся к женщинам с традиционной феминностью (32 % - «традиционная мать», 44 % - «работающая мать»), 24 % матерей показали склонность к модернизированной феминности (10 % - «отсутствующая мать», 14 % - «идеальная мать»).
Дальнейшая диагностика осуществлялась с учётом указанных типов. Для определения уровня сформированности / развития компонентов педагогической компетентности родителей были использованы следующие диагностические методы и приемы: 1) анкета классного руководителя / учителя предметника, 2) стандартизированное наблюдение за детско-родительской совместной деятельностью, 3) опросник «какой вы родитель?», 4) тест «кинетический рисунок семьи», 5) опросник «незаконченные предложения», 6) тест «мой ребенок-подросток», 7) совместная деятельность в формате деловой игры «Слово предоставляется...», 8) анализ родительской активности в группе проектов МАОУ «СОШ № 27» (ныне «Школа Диалог»), 9) опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» (вариант для родителей детей-подростков) (И.М. Марковская), 10) обсуждение в формате онлайн-кинотеатра, 11) анкета «Какой я родитель» [Селина 2009; Щетинина 2000: анализ эмоциональной близости], 12) анкета «Какой я родитель» [Селина 2009; Щетинина 2000: анализировалась рефлексивная составляющая анкеты], 13) сочинение-отзыв для родителей «Я и мой ребенок» или 14) устное выступление в формате «рефлексивного круга».
Комплекс исследований позволил определить корреляцию между типом маскулинности / феминности и уровнем развития элементов педагогической компетентности родителей младших подростков. Срезы по параллелям показали, что в одном родительском коллективе могут быть отцы и матери с разным уровнем развития элементов педагогической компетентности. Оказалось возможным проследить некоторые закономерности: отцы с модернизированной маскулинностью показали соответствие высокому уровню развития мотивационного компонента и среднему уровню развития остальных компонентов. Отцы с традиционной маскулинностью показывали низкий уровень развития всех компонентов педагогической компетентности и несформированность мотивационного компонента.
Значительные расхождения в показателях были определены у разных групп матерей: у «отсутствующих матерей» не сформирован рефлексивно-оценочный компонент; практически у всех групп матерей на низком уровне был развит когнитивный компонент. Несмотря на то, что у разных типов отцов и матерей может изначально определяться один уровень педагогической компетентности, эффективная работа по повышению уровня педагогической компетентности возможна лишь в случае подбора форм и методов работы в соответствии с типом маскулинности / феминности.
Опытно-экспериментальная работа была направлена на развитие педагогической компетентности родителей младших подростков через развитие её отдельных компонентов и подбор специфических методов работы с отцами / матерями разного типа. Указанный принцип был заложен в программу работы с родителями «Согласие», реализуемую в МАОУ «СОШ № 27» (ныне «Школа Диалог») в 2016-2021 гг. Цель программы - развитие компонентов педагогической компетентности родителей младших подростков. Часть приёмов и методов работы изначально была адаптирована под дистанционный формат (для взаимодействия с
«отсутствующими» отцами и матерями), ряд предлагаемых в программе мероприятий был переведён в онлайн-формат в связи с пандемией и невозможностью личных встреч. Каждый родитель, включённый в реализацию программы, участвовал в начальной и финальной диагностике сформированности / развития компонентов педагогической компетентности.
Приведём несколько примеров особенностей работы с отцами и матерями с учётом типа маскулинности / феминности.
«Работающая мать» - это категория матерей, имеющих средний уровень мотивационного компонента и низкий уровень развития остальных компонентов педагогической компетентности. Для данной категории важно минимизировать их очное участие в работе. Большая часть работы с ними проходила в рамках вебинаров, онлайн-конференций, которые матери могли посмотреть в удобное для них время. Специально для данной категории была организована «Школа успеха» - форма работы с детьми, создающими проекты, посвящённые семье и родителям, поисковая работа, изучение биографии родителей и т. п.
Предложенный квест также был интерактивным и предполагал свободное прохождение этапов. По желанию матери участвовали в круглых столах, была организованна отдельная «беседа» в социальных сетях. Итоговой была работа по оформлению «семейных выставок».
«Традиционный отец». С отцами «традиционного типа» работа велась с учётом их характеристик, определённых по результатам диагностики и описанных в литературе, посвящённой традиционной маскулинности. Основные характеристики отцов данного типа: высокая занятость, ориентация на работу, высокая значимость карьерного успеха, воспитание детей считается преимущественно женским занятием, роль отца - контроль дисциплины, особое отношение к сыновьям как к наследникам.
Над развитием мотивационного компонента работа проходила в «Школе успеха». Целью мероприятия было показать отцам их значимость для детей. Отцы данного типа мало задумываются об эмпатии по отношении к детям, не склонны к ответным шагам.
Дети составляли карту лучших качеств своих отцов. Итог работы был оформлен в выставку и представлен отцам в различных форматах - очном и заочном (часть работ выставлялась в социальных сетях с позволения детей). В своих творческих работах дети представляли отцов в качестве примеров для подражания, рассказывали о любимых совместных делах и хобби, награждали их условными премиями в различных номинациях. Развитие когнитивного компонента проходило через систему совместных занятий и коррелировалось с заданиями в формате школьных учебных предметов. Знания особенностей биологических и психологических изменений, происходящих в подростковом возрасте, были актуальны и для детей, и для родителей.
Для отцов с «традиционной маскулинностью» важно, что осуществляемая деятельность имеет практическую значимость. Дети и родители получили задание по биологии сравнить физиологические характеристики ребенка 7-9 лет и 10-12 лет, обозначить разницу, выявить причины изменений. Отцам также было необходимо вспомнить себя в определённом возрасте и привести примеры изменений, происходивших в их организме в указанный период, сравнивались фотографии родителей и детей в данном возрасте.
На развитие операционно-деятельностного и эмоционально-волевого компонентов была направлена серия тренингов, происходивших в каникулярное время, больший объём их был реализован в дистанционном формате. Тренинги включали совместные занятия, для выполнения которых отцам были необходимы выдержка и умение контролировать эмоции. Для развития рефлексивного компонента по итогам мероприятий родители и дети писали письма друг другу. Аналогичная работа была выстроена со всеми категориями отцов и матерей. Важно, что организаторами деятельности часто выступали матери с модернизированной маскулинностью «идеальные матери», имеющие высокий уровень мотивации и нуждающиеся в признании своих заслуг и знаний. Родители данной категории проводили поисковую работу, находили материал для вебинаров и встреч, формулировали вопросы к привлекаемым специалистам.
По итогам работы вновь были проведены диагностические процедуры. Сравнение осуществлялось с контрольной группой, в которую входили родители из параллельного класса. У данной категории родителей также были определены типы маскулинности / феминности и уровни развития компонентов педагогической компетентности. Повторная диагностика развития компонентов педагогической компетентности родителей младших подростков экспериментальной группы показала целесообразность используемых форм и методов работы. У отцов «традиционного типа» наибольшую динамику показал операционно-деятельностный компонент. У «отсутствующих» отцов появился мотивационный компонент. Положительная динамика отмечена по эмоционально-волевому и рефлексивному компонентам педагогической компетентности. У «ответственных отцов» преимущественно велась работа над развитием когнитивного компонента. Именно знаний о возрастных кризисах и особенностях развития ребенка подросткового возраста не хватало родителям данной группы по данным опроса. По итогам работы уровень по данному компоненту вырос с низкого до среднего. Отцы «нового типа» показали динамику, повышение всех компонентов педагогической компетентности. Аналогичная положительная динамика была отмечена и среди матерей разного типа.
Заключение
Как показало наше исследование, родители с разным типом маскулинности / феминности имеют разный уровень развития компонентов педагогической компетентности. Учёт гендерных особенностей родителей (типа их маскулинности или феминности) при формировании и выполнении программы работы с родителями повышает эффективность используемых приёмов и методов. Программа, составленная с учётом особенностей отцов и матерей - носителей традиционной и модернизированной маскулинности, позволяет за время обучения учащихся в средней школе повысить уровни развития компонентов педагогической компетентности родителей младших подростков.
Список литературы
1. Адамова Л.К. Формирование педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме (на опыте работы республики Саха (Якутия). Автореф. ... к. пед. н. М., 2005. 32 с.
2.Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. 336 с.
3.Борисов В. А. Деградация института семьи и пути ее преодоления // Семья в России. 1995. № 1-2. С. 69-74.
4.Бочкарева Е.В. Феминность женщин и их удовлетворенность браком// Вестник магистратуры. 2017. № 11-2 (74). С. 34-37.
5.Вишневский А.Г. Демографическая модернизация России. 1900-2000. М.: Новое издательство, 2006 608 с.
6.Волков А.Г. Семья - объект демографии. М.: Мысль, 1986. 271 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. 256 с.
8. Гендерные стереотипы в меняющемся обществе: опыт комплексного исследования / под ред. Римашевской Н.М. М.: Наука, 2009. 273 с.
9.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб.: Петрополис, 1998. 269 с.
10.Гурко Т.А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. 1995. № 10. С. 95-99.
11.Захаров С.В. Новейшие тенденции формирования семьи в России. Мир России. 2007. № 4. С. 73-113.
12. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 93-94.
13. Клецина И.С. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности // Женщина в российском обществе. 2009. № 3. С. 29-41.
14. Клецина И.С., Чикалова Е.А. Взаимосвязь норм маскулинности и социальных представлений о содержании поведения в рамках отцовской роли // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. № 2. С. 24-26.
15. Клименко Л.В., Верещагина А.В. Меняющийся образ мужчины и женщины в контексте социетальной динамики полиэтничного Юга России // Гуманитарий Юга России. 2020. № 3. С. 99-103.
16. Кон И.С. Мальчик отец мужчины. М.: Время, 2017. 704 с.
17. Коробкова В.В. Концепция развития воспитательного потенциала семьи в открытом образовательном пространстве. Пермь: Изд-во «Пермский государственный педагогический университет», 2013. 45 с.
18.Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели задачи и основные принципы. СПб.: Речь, 2005. 147 с.
19. Минина А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста. Автореф. ... к. пед. н. М., 2015. 25 с.
20. Пиюкова С.С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей. Автореф. ... к. пед. н. Самара, 2002. 16 с.
22. Региональная программа воспитания в Пермском крае на период 2021-2025 годов // Сайт Министерства образования и науки Пермского края. [Электронный ресурс]иЯЪ: https://minobr.permkrai.ru/dokumenty/22273/? (дата обращения 18.04.2022).
23. Селина В.В. Развитие педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении. Дис. ... к. пед. н. М., 2009.136 с.
24. Собкин В.С., Адамчук Д.В. Учитель о включенности родителей в образовательный процесс // Человек и образование. 2015. № 3(44). С. 102-105.
25. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/ media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf3 с. (дата обращения: 20.04.2022).
26.Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви / Пер. Л.А. Чернышёвой. М.: Педагогика, 1990. 160 с.
27. Хитрук Е.Б. Концепция гегемонной маскулинности в теории Рэйвин Коннелл: от XX к XXI столетию // Социологический журнал. 2017. № 4. С. 8-30.
28. Хрусталькова Н.А. Педагогическая компетентность родителей в профессионально-замещающей семье // Высшее образование в России. 2008. № 12. С. 149-152.
29.Чикалова Е.А. Исследования отцовства и маскулинности: точки пересечения // Женщина в российском обществе. 2012. № 2. С. 43-53.
30.Чернышева А.В., Спирюгова А.Г. Маскулинность и феминность в современном обществе: тенденции трансформации // Гуманитарный вестник. 2021. № 6 (92). 1-17.
31.Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. Великий Новгород: Новгородский ГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.
Информация об авторе Е.А. Горошенкина - преподаватель, кафедра Отечественной и всеобщей истории, археологии, Пермский государственный гумантиарно-педагогический ниверситет.
Information about the author E.A. Goroshenkina - Lecturer, Department of National and Universal History, Archeology, Perm State Humanitarian Pedagogical University.