КОНСУЛЬТАЦИИ
Консультант Елена Викторовна Кочергина,
старший преподаватель кафедры менеджмента Ярославского Института развития образования
Приём в образовательные учреждения
Один ив наиболее болезненных вопросов образовательного учреждения и одно из уязвимых мест законных представителей учащихся — это приём в образовательные учреждения. Трудно понять решения некоторых органов управления образованием, ограничивающих право каждого гражданина на получение образования в РФ. Неоднократно Минобрнауки давал разъяснения по этим вопросам, но органы местного самоуправления, которые не в состоянии обеспечить приём детей в образовательные учреждения, ссылаясь на закон, принимают противозаконные решения и ориентируют на принятие таких решений руководителей образовательных учреждений. Разберёмся подробно в этом вопросе.
-о-
^ Каковы конституционные права • на образование?
Статья 43 Конституции РФ гарантирует право каждого на получение образования, т.е. любого человека: гражданина, лица без гражданства, иностранных граждан. Конституция не связывает это право с социальным, материальным, должностным или иным положением. Все, кто желает, вправе обучаться. Есть определённые ограничения для получения профессионального образования одного и того же уровня повторно: не за счёт средств бюджета, а за свой счёт или за счёт средств работодателя, спонсора... Что касается общего образования, оно может быть получено только за счёт средств бюджета.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в статье 5 повторил конституционную норму, дав ей следующее толкование: В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечи-
вается путём создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Какое образование считается • общим?
В соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Глава 7 этого закона окончательно подтверждает такое положение.
Консультации
-о-
Таким образом, общим является не только школьное, но и дошкольное образование. А если так, то приём детей и в дошкольные образовательные учреждения должен идти в том же порядке, что и в школы.
^ Какова процедура приёма • граждан?
15.02.2012 года Министерство образования и науки издаёт Приказ за № 107, которым утверждает Порядок приёма граждан в общеобразовательные учреждения (в ред. Приказа Минобрнау-ки от 04.07.2012 № 521).
Действие Порядка приёма граждан в общеобразовательные учреждения (далее — Порядок) распространяется на образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы. Статья 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» разъясняет, что к основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.
Далее Минобрнауки напоминает, что правила приёма граждан в образовательные учреждения устанавливает самостоятельно образовательное учреждение. При этом правила должны предусматривать первоочередное право на приём в образовательное учреждение лиц, проживающих на закреплён-
ной территории. Только с первого августа и не позднее 5 сентября может быть объявлен набор лиц, проживающих на других территориях.
Минобрнауки в Порядке разъясняет, каким документом подтверждается закреплённость за территорией. Для закреплённых лиц, не достигших четырнадцати лет или находящихся под опекой, местом жительства признаётся место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301).
При раздельном проживании родителей место жительства детей устанавливается соглашением родителей, при его отсутствии спор между родителями разрешается судом (пункт 3 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 16; 2011, № 19, ст. 2715).
Регистрация по месту жительства (пребывания) закреплённых лиц, не достигших четырнадцати лет, осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства (свидетельства по месту пребывания) (пп. 28 и 29 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713).
При этом ни Закон об образовании, ни Порядок не ограничивают права лиц, не имеющих регистрации по месту жительства или пребывания. Ограничение касается только времени подачи законными представителями заявления о приёме ребёнка, не проживающего на закреплённой территории, в образовательное учреждение — с первого августа, а в случаях, когда все претенденты на получение общего образования, поступающие в первый класс, проживающие на закреплённой территории, направили заявления в общеобразовательные учреждения, приём заявлений от других желающих обучаться в данном образовательном учреждении может быть начат ранее первого августа.
Итак, после первого августа требование образовательного учреждения о предоставлении документа, подтверждающего место жительства и регистрацию по месту жительства ребёнка, неправомерно. Следует напомнить, что ещё семь лет назад Рособрнадзор в Письме от 24 июля 2006 года № 01-678/07-01 указал: «Российское законодательство не допускает постановку осуществления данного права детьми в зависимость от регистрации по месту жительства родителей, то есть отсутствие регистрации не может быть основанием для отказа в приёме в образовательное учреждение». Рособрнадзор обращает внимание руководителей органов управления образованием субъектов РФ, муниципальных органов управления
-о-
образованием, образовательных учреждений на неправомерность включения в перечень документов, представляемых при приёме детей в образовательное учреждение, справки о регистрации в органах внутренних дел и наличия гражданства Российской Федерации и просит принять меры по недопущению на территории РФ подобных нарушений международного и российского законодательства учреждениями образования и органами управления образованием.
В Порядке разъясняется также, что если в образовательном учреждении отсутствуют свободные места, а претендент на получение образования проживает на закреплённой территории, он должен обратиться в орган управления образованием. Разрешение таких споров не является компетенцией образовательного учреждения. Прозрачность деятельности образовательного учреждения в соответствии с Порядком должна достигаться путём размещения информации на стендах, в информационной сети Интернет и в средствах массовой информации не позднее 10 дней с момента издания распорядительного акта о количестве мест в первых классах; не позднее 1 августа — информации о наличии свободных мест для приёма детей, не зарегистрированных на закреплённой территории.
^ Какие документы необходимы • при поступлении в ОУ?
Порядок строго ограничивает образовательные учреждения в получении документов и сведений от законных представителей учащихся при приёме в образовательное учреждение.
Приём граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребёнка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в РФ.
Родители (законные представители) закреплённых лиц, зарегистрированных по месту жительства или по месту пребывания, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребёнка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав учащегося), а также оригинал свидетельства о регистрации ребёнка по месту жительства или свидетельства о регистрации ребёнка по месту пребывания на закреплённой территории.
Родители (законные представители) детей, являющихся гражданами РФ, не зарегистрированных на закреплённой территории, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребёнка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав учащегося).
Родители (законные представители) ребёнка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства и не зарегистрированного на закреплённой территории, дополнительно предъявляют заверен-
КОНСУЛЬТАЦИИ
ные в установленном порядке копии документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав учащегося), и документа, подтверждающего право заявителя на пребывание в РФ.
Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинское заключение о состоянии здоровья ребёнка.
В приложении к Письму Мин-обрнауки РФ от 28.06.2012 № ИР-535/03 о Правилах приёма в ОУ указано: «Требование в качестве обязательного документа при приёме в общеобразовательное учреждение медицинского заключения о состоянии здоровья ребёнка будет являться ограничением их прав. В связи с чем в Порядке установлено, что это заключение представляется родителями (законными представителями) ребёнка по их усмотрению».
Далее Порядок называет документы, необходимые для предоставления в образовательное учреждение при смене образовательного учреждения или переходе на другую ступень общего образования: «При приёме в первый класс в течение учебного года или во второй и последующий классы родители (законные представители) учащегося дополнительно
Консультации
-о-
представляют его личное дело, выданное учреждением, в котором он обучался ранее.
При приёме в учреждение на ступень среднего (полного) общего образования родители (законные представители) учащегося дополнительно представляют выданный ему документ государственного образца об основном общем образовании».
Требование предоставления других документов в качестве основания для приёма детей в учреждение не допускается.
^ Кто имеет право на первоочередное предоставление места вОУ?
В Порядке есть ссылка на лиц, имеющих преимущественное право при поступлении в образовательные учреждения: «При приёме на свободные места граждан, не зарегистрированных на закреплённой территории, преимущественным правом обладают граждане, имеющие право на первоочередное предоставление места в учреждении в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации».
Перечень этих лиц приведён в приложении к Письму Мин-обрнауки РФ от 28.06.2012 № ИР-535/03 о Правилах приёма в ОУ.
В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (статья 46) эта льгота установлена для следующих категорий граждан:
1) дети сотрудника полиции;
2) дети сотрудника полиции, погибшего (умершего) вследствие
увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;
3) дети сотрудника полиции, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции;
4) дети гражданина РФ, уволенного со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;
5) дети гражданина РФ, умершего в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;
6) дети, находящиеся (находившиеся) на иждивении сотрудников полиции, граждан РФ, указанных в вышеприведённых пунктах 1—5.
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» эта льгота установлена для следующих категорий граждан:
1) дети военнослужащих по месту жительства их семей (статья 19);
2) дети военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения
с военной службы по достижении ими предельного возраста
пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Этой льготой указанная категория граждан может воспользоваться в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца (статья 24).
Минобрнауки в Порядке предупреждает: приём закреплённых лиц в учреждения всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора).
Не стоит забывать, что Порядок и Письмо Минобрнауки датированы 2012 годом, когда в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 № 3266-1 все организации, оказывающие образовательные услуги, существовали только в форме учреждений. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные услуги могут оказывать и иные организации. Если иные организации оказывают услуги по реализации общеобразовательных программ, на них распространяются все вышеперечисленные правила и требования к приёму граждан в образовательные учреждения.
Таким образом, приём в образовательное учреждение общего образования — естественный процесс, хорошо знакомый для организаций, ведущих образовательную деятельность. При этом как во врачебной практике — «не навреди» — следует неукоснительно соблюдать требования закона и гарантированное Конституцией РФ право граждан на образование. НО