Научная статья на тему 'Привлечение иностранных инвестиции в переходные экономики (на примере стран Центральной и Восточной Европы)'

Привлечение иностранных инвестиции в переходные экономики (на примере стран Центральной и Восточной Европы) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мисакян М. Н.

This article investigates the experience and the policies aimed toward attracting foreign direct investments (FDI) to CEE countries, which have all achieved significant results in this area. Despite the sharp decreases in global FDI flows during recent years, the foreign capital inflows in CEE countries have constantly increased. Studying the ways some CEE countries have encouraged FDI could help to develop effective and capable policies for attracting FDI in other transition economies, especially for former Soviet Union republics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fostering Foreign Investments in Transition economies (Based on the example of the CEE countries)

This article investigates the experience and the policies aimed toward attracting foreign direct investments (FDI) to CEE countries, which have all achieved significant results in this area. Despite the sharp decreases in global FDI flows during recent years, the foreign capital inflows in CEE countries have constantly increased. Studying the ways some CEE countries have encouraged FDI could help to develop effective and capable policies for attracting FDI in other transition economies, especially for former Soviet Union republics.

Текст научной работы на тему «Привлечение иностранных инвестиции в переходные экономики (на примере стран Центральной и Восточной Европы)»

М. Н. Мисакян

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ПЕРЕХОДНЫЕ ЭКОНОМИКИ (на примере стран Центральной и Восточной Европы)

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) играют значительную роль в международных экономических отношениях и представляют важнейший источник капитала для многих национальных экономик^На современном этапе развития мирового хозяйства в условиях усиления процессов глобализации, либерализации и конкуренции подавляющее большинство стран стимулирует приток ПИИ, а правительства повышают свою роль в этой области, разрабатывая различные механизмы для привлечения иностранного капитала.

Необходимость привлечения ПИИ чрезвычайно актуальна для стран с переходной экономикой, так как без ПИИ затруднительно завершить рыночную реструктуризацию, обеспечить непрерывный, самоподдерживающийся экономический рост и интегрироваться в мировую экономику.

Несмотря на продолжительный рост глобальных потоков ПИИ в течение последнего десятилетия, текущий спад мировой деловой активности значительно сократил объемы глобальных ПИИ. Если в начале 90-х годов XX в. уровень глобальных ПИИ составлял около 200-250 млрд долл. США, то в 2000 г. они достигли 1,4 трлн долл. США. Но уже в 2001 г. глобальные притоки ПИИ сократились почти на 40% и составили всего 823 млн долл. США. Тенденция сокращения продолжалась и в течение 2002 г. (табл. 1).

Таблица 1. Глобальные притоки ПИИ (1991-2002, млн долл. США)

\Г оды Страна\ 1991-1996 [среднего- довые) 1997 1998 1999 2000 2001 2002

Весь мир 254 326 481 911 686 028 1 079 083 1 392 957 823 825 651 188

В том числе: развитые страны 154 641 269 654 472 265 824 642 1 120 528 589 379 460 334

развиваю- щиеся страны 91 502 193 224 191 284 229 295 246 057 209 431 162 145

Источник: UNCTAD, FD1/TNC database.

Согласно прогнозам EIU (Economist Intelligence Unit), если глобальные притоки ПИИ в ближайшие годы будут расти, то относительно умеренными темпами.1

В таких условиях конкуренция для привлечения ПИИ становится более жесткой. Поэтому переходные экономики, для которых столь важна роль ПИИ в их становлении и развитии, должны совершенствовать свои политики и механизмы привлечения ПИИ.

МИСАКЯН

Манук Нерсесович

- канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры мировой экономики СПбГУ. В 1998 г. окончил экономический факультет Ереванского государственного университета и в 2001 г. - аспирантуру экономического факультета СПбГУ. Сфера научных интересов - прямые иностранные инвестиции, мировая экономика и международные экономические отношения. Автор 6 научных работ.

© М. Н. Мисакян, 2004

В этом отношении ряд стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) добились определенного успеха (Венгрия, Польша, Чехия и Словакия). Согласно классификации ЮНКТАД по показателям ввоза и потенциалу в области привлечения ПИИ за 1999-2001 гг., многие страны ЦВЕ вошли в группу лидеров (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия и страны Балтии),* т.е. имевшие высокий потенциал и реализовавшие свой потенциал.2

В 2002 г. приток ПИИ в страны ЦВЕ составил почти 29 млрд долл. США (табл. 2).

Таблица 2. Притоки ПИИ в ст раны ЦВЕ млн долл. США)

Г оды Страна 19901995 (средне. годовые) 1997 1998 1999 2000 2001 2002

Польша 2119 4908 6365 7270 9341 5713 4119

Чехия 1177 1286 3700 6310 4984 5639 9319

Венгрия 2205 2167 2037 1977 1646 2440 854

Россия 1449 4865 2761 3309 2714 2469 2421

Румыния 206 1215 2031 1041 1025 1157 1106

Эстония 162 267 581 305 387 542 307

Латвия 170 521 357 347 410 164 396

Литва 59 355 926 486 379 446 732

Словакия 201 220 684 390 1925 1579 4012

Остальные 435 3222 3359 3710 3562 4866 5443

Всего 8183 19033 22479 25145 26373 25015 28709

Источник: UNCTAD, FDI/TNC database.

На основе данных вышеприведенных табл. 1 и 2 можно получить годовые темпы роста притоков ПИИ для мира в целом и для отдельных групп стран (табл. 3).

Таблица 3. Годовые темпы роста ПИИ (1997-2002)

' - Г оды Страны ' 1997 1998 1999 2000 1997-2000 (среднегодовые) 2001 2002

Весь мир 24% 42% 57%) 29% 37-38% -41% -21%

В том числе: развитые страны 22% 75% 74% 36% 50-51% -49% -22%

развивающиеся страны 25% -1% 20% 7% 12-13% -14% -23%

Страны ЦВЕ 40% 18% 12% 5% 18-19% -5% 15%

Данные табл. 3 показывают, что, чем выше среднегодовой темп роста ПИИ для отдельной группы стран за 1997-2000 гг., тем больше сокращение притоков ПИИ в 2001 г. Но также заметим, что в 2002 г., несмотря на очередное сокращение глобального уровня ПИИ, которое отразилось в развитых и в развивающихся странах, приток прямого иностранного капитала в страны ЦВЕ имел 15%-ный рост.

Успех ряда стран ЦВЕ в привлечении прямого иностранного капитала обусловливается географическим фактором, наличием природных ресурсов, приватизационными процессами 1990-х годов, а также выработкой эффективной государственной политики. Перечисляем важнейшие для иностранных инвесторов меры

" При этом Россия и Беларусь числятся во второй группе: имевшие большой потенциал и не реализовавшие его; Закавказские государства, Казахстан, Молдова - в третьей: имевшие маленький потенциал, но привлекшие ПИИ больше своего потенциала; Украина и Среднеазиатские государства - в четвертой: имевшие маленький потенциал и привлекшие ПИИ даже ниже этого потенциала.

государственного воздействия, стимулирующие приток ПИИ в те страны ЦВЕ, которые добились наилучших результатов в этой области.

Венгрия

В Венгрии иностранные компании освобождаются от налога на прибыль на 10 лет* при условии, что инвестиций осуществлены после 31 декабря 1996 г. и их сумма составляет не менее 33 млн долл. США. Данная льгота действует, начиная со второго налогового года после открытия предприятия, где должны работать не менее 500 человек, и будет иметь силу до 2011 г. включительно.3

Вышеуказанная льгота может быть продлена до срока ее действия, если компания, оцениваемая в не менее 33 млн долл. США, осуществляет инвестиции еще на сумму не менее 180 млн долл. США. Если иностранная компания зарегистрирована или находится в слаборазвитых, экономически и социально отсталых территориях Венгрии, то данная льгота приобретает другие параметры. В таких случаях минимально требуемая сумма первоначальных инвестиций составляет 10 млн долл. США, а численность занятых - 100.

В Венгрии стимулируется также R&D (research and development) деятельность. Налоговая база уменьшается на полную сумму тех расходов, которые осуществлены в этой области (зарплата, материалы, патенты, лицензии, ноу-хау, консультационные издержки и т. д.).

Чехия

В Чехии меры государственного воздействия продуманы таким образом, чтобы иметь существенное влияние на инвестиционные проекты на ранних стадиях их развития, когда финансовые льготы имеют максимальный эффект.4

Льготы действуют, если:

- инвестиции осуществляются в обрабатывающем секторе экономики, где минимум 50% инвестиционных расходов тратится на приобретение высокотехнологических машин и оборудования;

- инвестиции осуществляются для приобретения или строительства новых заводов, для расширения или модернизации существующих производственных мощностей;

- минимальная сумма инвестиций составляет 10 млн долл. США: данная сумма уменьшается до 3 млн долл. США при инвестировании на экономически отсталых территориях Чехии;

- предложенные проекты соответствуют всем требованиям охраны окружающей среды.**

Новые компании, инвестиции которых соответствуют вышеуказанным критериям, получают 10-летнее 100%-ное освобождение от налога на прибыль, а уже существующие компании - 5-летнее частичное освобождение. Кроме того, данные предприятия могут получить правительственные гранты на создание новых рабочих мест (от 2000 до 6000 долл. США на место), на повышение квалификации своих служащих (до 35% расходов на человека). Правительству Чехии также поручается предоставлять данным компаниям свою землю и промышленное имущество по дисконтным ставкам. 5 июня 2002 г. Правительство Чехии представило проекты двух программ: Программа поддержки проектов

В странах СНГ данные, так называемые, «налоговые каникулы» для иностранных инвесторов предоставляются на 2-5 лет. При существующей сильной конкуренции в области привлечения ПИИ следовало бы продлить «налоговые каникулы» в указанных странах.

" Применение аналогичных условий для предоставления льгот иностранным инвесторам имеет особую актуальность для России, где в основном иностранный капитал сконцентрирован не в обрабатывающем секторе экономики, а в добывающем.

стратегических услуг и Программа поддержки создания и расширения технологических центров.5 Эти программы предлагают следующие мероприятия, стимулирующие ПИИ:

- субсидии, покрывающие до 50% приемлемых расходов (например, оплата труда в течение первых двух лет, до 25% капитальных расходов на приобретение зданий, оборудования, интеллектуальной собственности и т. д.);

- субсидии, покрывающие до 35% расходов на специальное обучение на человека и до 60% расходов на общее обучение: специальным считается обучение, когда работник приобретает знания и умения, трудно передаваемые другим работникам и используемые в рамках только данного проекта; общим считается обучение, когда приобретенные знания и умения могут быть легко использованы и вне данного проекта.

Проектами стратегических услуг считаются, например, центры развития программного обеспечения, центры технического обслуживания высокотехнологического оборудования и т. д. Условиями приемлемости для проектов стратегических услуг являются следующие:

- сумма инвестиций должна быть не менее 1,5 млн долл. США для проектов развития программного обеспечения или 750 тыс. долл. США для проектов в слаборазвитых регионах страны;

- инвестиции должны создать минимум 50 новых рабочих мест;

- минимум 25% инвестиций должны быть покрыты активами инвестора;

- минимум 50% продукции и услуг должны быть экспортированы;

- машины и оборудование должны быть современными;

- продолжительность проекта должна быть не менее 5 лет;

- предложенные проекты должны соответствовать всем требованиям охраны окружающей среды Чехии.

Технологические центры включают центры инновационной деятельности, которые связаны с производством. Типичный технологический центр должен, например, развивать товары, производственные линии и процессы и т. д., которые приведут к развитию. Но они никак не должны быть связаны с военной промышленностью. Условиями приемлемости для проектов развития технологических центров являются:

- сумма инвестиций должна быть не менее 450 тыс. долл. США;

- инвестиции должны создать минимум 15 новых рабочих мест;

- минимум 25% инвестиций должны быть покрыты активами инвестора;

- минимум 50% продукции и услуг должны быть экспортированы;

- доля работающих иностранных специалистов в технологическом центре не должна превышать 40% от общего числа специалистов;

- машины и оборудование должны быть современными;

- продолжительность проекта должна быть не менее 5 лет;

- результаты работы технологического центра должны быть внедрены в серийное производство в течение 3 лет;

- предложенные проекты должны соответствовать всем требованиям охраны окружающей среды Чехии.

Польша

В Польше существуют следующие меры привлечения для иностранных инвесторов:6

- инвестиционные гранты, которые закрывают до 25% инвестиционных расходов;

- гранты занятости - до 4000 евро за каждое созданное рабочее место. Но общая помощь ограничена до суммы двухлетней зарплаты новых рабочих;

- гранты на обучение - до 1150 евро на рабочего;

- гранты на развитие инфраструктуры, которые обеспечивают местные власти для улучшения инвестиционной инфраструктуры (до 50% расходов).*

Инвесторы, которые пользуются грантами, могут также получать другие льготы, например налоговые льготы в Специальных Экономических Зонах (СЭЗ), местные налоговые льготы и т. д. Тем не менее общая стоимость фантов и другой помощи инвестору не может превышать 50% общих инвестиционных расходов.

Инвестиционные расходы, подлежащие возмещению, включают:

1. Приобретение земли (максимум 5% инвестиционной стоимости).

2. Строительство или приобретение зданий (максимум 40% инвестиционной стоимости).

3. Стоимость оборудования (максимум 70% инвестиционной стоимости).

4. Стоимость нематериальных активов (максимум 25% инвестиционной стоимости).

Гранты могут быть предложены инвесторам, которые :

- инвестировали более 10 млн евро;

- инвестировали 500 тыс. евро, которые привели к развитию или модернизации компании и создали не менее 100 новых рабочих мест минимум на 5 лет;

- создали не менее 20 новых рабочих мест минимум на 5 лет;

- представили новые технологии.

При инвестировании в СЭЗ компании освобождаются от подоходного налога. При крупномасштабной деятельности инвестор может получать до 50% налоговых льгот. Критерием для получения налоговых льгот является или размер инвестиций, или количество созданных новых рабочих мест.

Словакия

В Словакии инвестиционные стимулы имеют некоторую специфику по сравнению с другими странами ЦВЕ.7

Компании, которые имеют постоянное местонахождение в Республике Словакия, могут получать так называемый налоговый кредит. Начиная с первого налогового периода после декларирования налогов, компании получают 100%-ный возврат декларированных налогов на пять лет. Условия получения налогового кредита заключаются в следующем:

1. Налогоплательщиком является компания, чей вклад наличных денег в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

регистрированный капитал составляет не менее:

- 4,5 млн евро в секторе обрабатывающей промышленности;

- 2 млн евро в секторе определенных услуг (туризм, услуги программирования и т. д.).

2. Иностранная доля в компании составляет не менее 60%.

Налогоплательщик может продлить свои налоговые каникулы еще на пять лет (с 50%-ной льготой), если увеличивает свои капитальные вложения с иностранных средств еще на 3^1,5 млн евро.

Кроме налогового кредита, в Словакии существует нулевая пошлина на импорт: беспошлинный импорт на машины и оборудование, которые специфицированы в Таможенном кодексе.

Компании могут также получать помощь, если вкладывают средства в создание новых рабочих мест. Такая помощь носит дискреционный характер и обговаривается на основе

" К сожалению, практика предоставления различных грантов иностранным инвесторам пока не применяется ни в России, ни в других государствах СНГ: опыт Польши показывает, что данные государственные расходы, направленные на привлечение желанных инвестиций в реальный сектор экономики, могут быстро окупаться и иметь множество прямых и косвенных положительных эффектов на национальную экономику.

конкретного случая с региональными представительствами занятости. Поддержка предпринимателям имеет две формы:

- возмещаемые вклады, обговариваемые с региональным офисом занятости. Возмещение предоставляется тем компаниям, которые создали не менее 100 новых рабочих мест или сократили безработицу минимум на 300 мест;

- не возмещаемые вклады, обговариваемые с районным офисом занятости, которые предоставляются сотрудникам компании в 12-месячном периоде.

В обоих случаях помощь предоставляется в виде заработной платы, страхования, пенсий, помещений, командировочных и других расходов.

Заметим, что все перечисленные методы и инструменты инвестиционной политики, применяемые в вышеуказанных государствах и направленные на активизацию процесса привлечения прямого иностранного капитала, имеют стратегические цели. Льготные условия предоставляются именно тем инвестициям, которые имеют реальный вклад в национальную экономику и направлены на решение многих стратегических задач (завершение рыночной реструктуризации, приобретение новейших производственных технологий, сокращение безработицы, обеспечение непрерывного экономического роста, интеграция в мировую экономику и т.д.), которые пока невозможно одолеть собственными силами.

Таким образом, изучение опыта стимулирования иностранных инвестиций ряда стран ЦВЕ, имевших значительный успех в привлечении иностранного капитала, играет важную роль в разработке эффективной и дееспособной политики привлечения ПИИ в переходные экономики, особенно для России и других стран бывшего Советского Союза, которые по своим социально-экономическим, политическим и географическим характеристикам достаточно близки к государствам ЦВЕ* и не реализуют имевший высокий потенциал привлечения ПИИ.

Важно также учесть, что страны ЦВЕ являются основными конкурентами для стран СНГ в области привлечения ПИИ, и в последние годы конкуренция с их стороны резко усиливается. Более того, некоторые эксперты ЕБРР опасаются, что в результате расширения Евросоюза в 2004 г. (Польша, Венгрия, Чехия) большинство стран СНГ окажется «на задворках мировой экономики» с очень ограниченным притоком ПИИ.8 Рецепт ЕБРР -вступление в ВТО, по мнению других экспертов, вряд ли поможет исправить ситуацию.

* Если не говорить о некоторых значительных абсолютных и относительных преимуществах.

' Источник: Business Financial Timcs/FDl - April/May. 2002. P. 4.

2 Источник: UNCTAD, WIR 2003. Tabic 1.6. P. 14.

5 Источник: Investor’s Booklets 2002: Government Incentives, Hungarian Investment and Trade Development Agcncy, 2002.

J Источник: Chech Agcncy for Foreign Investment: Investment climatc in Chcch Republic, 2002.

! Источник: Chcchlnvest: Annual Report, 2002.

6 Источник: Polish Agcncy for Foreign Investment (PAIZ): Investment Policy, 2002.

7 Источник: Trade and Investment promotion Officc: Investment Incentives in Slovakia, 2002.

8 Источник: Ведомости. 2003. 19 нояб. С. 3.

Статья поступила в редакцию 23 сентября 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.