Таисия ЮДИНА
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В СОВЕТСКУЮ ЭКОНОМИКУ В ПЕРИОД НЭПА
Необходимость привлечения иностранного капитала в национальную экономику в условиях перехода к нэпу оценивалась в российском обществе неоднозначно. Руководство советского правительства и большевистской партии считали, что иностранный капитал в форме концессий необходим для восстановления российского хозяйства и улучшения материально-бытового положения рабочего населения.
The necessity for foreign capitalprocurement into national economy during transfer to the new economic policy was treated in the Russian society ambiguously. Soviet government and Bolshevik party leaders considered foreign capital in the form of concessions to be necessary for reconstructing of Russian economy and improving economic conditions of working population.
Ключевые слова:
иностранный капитал, концессии, советские рабочие, уровень жизни, новая экономическая политика; foreign capital, concessions, soviet workers, living standard, new economic policy.
Юридически вопрос о привлечении иностранного капитала в форме концессий в Советскую Россию был решён путём опубликования Советом Народных Комиссаров 23 ноября 1920 г. декрета «Общие экономические и юридические условия концессий» и принятием 29 марта 1921 г. «Основных принципов концессионных договоров». Однако юридические решения о допущении концессий вызвали разногласия в партийной среде, среди работников органов власти и профсоюзов. В условиях перехода к новой экономической политике и введения многоукладной экономики руководители государства, партии и профсоюзов на различных совещаниях, конференциях, встречах разъясняли необходимость заключения концессионных соглашений в целях повышения уровня и качества жизни отечественных рабочих. Председатель Совета Народных Комиссаров В.И. Ленин на заседании коммунистической фракции ВЦСПС 11 апреля 1921 г. настойчиво убеждал представителей рабочих организаций в необходимости привлечения иностранного капитала. Он уверял, что те условия, которые вменяются концессионеру в обязанность, приведут к улучшению положения рабочих и считал, что обязанность концессионера улучшить положение рабочих является не каким-нибудь гуманитарным стремлением, а представляет собой чисто деловую сторону вопроса. Председатель Совнаркома был глубоко убеждён в том, что иностранные предприниматели, имея сотни миллионов, возможность распоряжаться громадными запасами продовольствия, смогут разрешить и продовольственные затруднения в Советской России: «достать этого продовольствия и необходимых продуктов на несколько десятков тысяч рабочих и перекинуть их в Россию ... Вы видите, в чем основная ось концессионной политики (курсив мой. — Т.Ю.). Улучшение положения рабочих прежде всего работающих при концессионных предприятиях, а затем в несколько меньшей мере и других рабочих»1.
Оценивая причины привлечения иностранного капитала в форме концессий в советское народное хозяйство и их значение не только с позиций экономического развития страны, но и позиций занятости населения, исследователь В.А. Буянов пояснял: «Допущение частного капитала в советскую промышленность вызвано нашей бедностью и необходимостью скорее восстановить хозяйство, увеличить количество продуктов в стране, дать деревне необходимые товары. А всё это крепит союз пролетариата и крестьянства и
ЮДИНА Таисия Васильевна — к.и.н, доцент кафедры истории России Волгоградского государственного университета
1 Ленин В.И. Заседание коммунистической фракции ВЦСПС. 11 апреля 1921 г. Доклад о концессиях // Полн. собр. соч., т. 43, стр. 170—171.
улучшает материальное положение рабочих и крестьян». Современники полагали, что без концессий невозможно ни восстановить экономику страны, ни удержать власть большевиков1. Исследователь М. Танин оптимистично заявлял: «Германия окончательно признала правомочность наших декретов о национализации; налажен вывоз хлеба в Германию; сданы крупные концессии (Крупп, постройка железной дороги в районе Красный холм); учреждено много смешанных обществ (Де-рулюфт, Дерутра, Русстранзит и т.д.) и ведутся переговоры о новых обществах и концессиях»2.
Необходимость решения внутренних и внешних экономических задач с помощью концессий пришлось доказывать и в 1922 г. Председатель ВЦСПС М.П. Томский разъяснял коллегам объективные трудности, в которых оказалась страна, и настаивал: «Экономическое истощение ... поставило ... главнейшую задачу восстановления разрушенных производительных сил страны не только путём использования ресурсов страны на основах новой экономической политики, но и привлечения в этих целях частного, главным образом иностранного капитала путём предоставления ему концессии и сдачи в аренду этих госпредприятий, снабжение которых не может быть в достаточной степени обеспечено государством»3.
Рядовыми членами профсоюза по вопросам допущения концессий в национальную экономику высказывались опасения. Однако председатель ВЦСПС надеялся, что путём разъяснений, обсуждений, обменов взглядами можно убедить оппозицию отказаться от критики привлечения иностранного капитала в советскую экономику. М.П. Томского поддерживал политический деятель Д.Б. Рязанов: «Товарищей Ленина и Рыкова надо сразу успокоить. Во фракции ВЦСПС уже полтора или два года принципиальных возражений против концессий нет».
Вопросы передачи советских предприятий в концессии активно обсуждались не только в органах власти, но и на расширенных совещаниях представителей различных отраслей экономики. Например, на заседании правления Технического сове-
1 Янин М. Новые черты в концессионной политике // Плановое хозяйство, 1925, № 7, стр. 32.
2 Танин М. Советский союз и буржуазные государства // Большевик. — М., 1924, № 1, стр. 83.
3 РГАСПИ, ф. 82, оп. 2, д. 994, л. 2.
та бумажной промышленности в августе 1921 г. участникам объяснялось, что для развития русской промышленности нужно поощрять «свободные формы предприимчивости и политику “открытых дверей” по отношению к иностранным капиталам». Участники совещания высказывали свои соображения по сдаче объектов в концессии из-за необходимого капитального переоборудования и ремонта фабрик.
Обновить и усовершенствовать технологические процессы, оборудование в лесной отрасли промышленности, механизировать производство, увеличить доход государства по эксплуатации лесов и экспортного производства, привлечь новую рабочую силу и улучшить её материальное положение органы власти планировали с помощью концессионеров. Новая экономическая политика в тех условиях, по мнению ряда зарубежных учёных, стала интересной попыткой страны с национализированным производством и плановой экономикой привлечь иностранные инвестиции в рамках существующего строя4.
Впрочем, разногласия по вопросам привлечения иностранных инвестиций в советскую экономику не прекращались. Совершенно очевидно, что термин «концессия» в советской экономике был сопряжён с массой «сопротивляющегося» материала. Следует назвать ещё одну важную причину, подтверждающую данный вывод: по советскому законодательству концессии могли заключаться только путём особого договора между правительством в лице Совета Народных Комиссаров СССР и отдельным иностранным частным юридическим или физическим лицом.
Сомнения и осторожность проявляли и иностранные капиталисты. Они опасались вкладывать свои капиталы в развитие советской экономики по ряду причин. Очень точно выразил позицию концессионеров исследователь Х. Ескард: «Непонятные правовые, рабочие и имущественные отношения в России ужасали»5.
Тем не менее, несмотря на разногласия, сопротивление, ограничения, иностранный капитал в форме концессий стал привлекаться в национальную экономику в начале 1920-х гг. В 1920-е гг. было заключено 154 концессионных договора. Каждый от-
4 Beitel W., N^zold J. Deutsch — sowjetische Wirtschaftsbeziehungen in der Zeit der Weimarer Republik. - Baden-Baden. 1979, s. 11.
5 Eckardt, Hans von. Russland. — Leipzig, 1930, s. 344.
дельный концессионный договор получал силу чрезвычайного закона.
С 1921 г. решением Совета Народных Комиссаров концессионные предприятия начали создавать в горнодобывающей, обрабатывающей, строительной, промысловой, сельскохозяйственной, торговой, лесной отраслях промышленности, на транспорте и связи. Иностранным компаниям предлагали концессии в лесной отрасли в Западной Сибири и на севере России, на горные месторождения — в Сибири, сельскохозяйственные концессии — на юге страны. Но успехи в проведении концессионной политики до 1924/25 г. были незначительны. На XIII партийной конференции РКП(б), состоявшейся 16—18 января 1924 г., отмечалось, что «участие частного капитала и абсолютно и относительно ничтожно»1.
Наиболее здравые профсоюзные руководители рассуждали об отсутствии опасности концессионной политики для становления социализма в России в связи с незначительным удельным весом концессионных предприятий в народном хозяйстве страны: «Та скромная роль, которую занимают концессии у нас, не представляет ничего угрожающего».
Действительно, объёмы привлекаемых иностранных капиталовложений находились под постоянным контролем государства и вместе с частной промышленностью не превышали 4% в валовой продукции промышленности страны. В 1924 г. в связи с падением темпов восстановления народного хозяйства в стране были приняты меры, активизировавшие концессионную политику и усилившие результативность концессионной практики. В частности, в 1925 г. была образована Комиссия по наблюдению за выполнением концессионных договоров, и даны указания советским, партийным и профсоюзным органам более доброжелательно относиться к концессиям.
Доминирующую роль в отдельных отраслях народного хозяйства стали играть германский, британский и американский капиталы, в силу чего их концессионные
1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Часть I. — М., 1953, стр. 794.
предприятия заняли лидирующее положение. Иностранные концессионеры не теряли уверенности в эффективности своих инвестиций в восстановление и развитие советской экономики: «Несмотря на многократные острые экономические кризисы и напряжённое положение с валютой и кредитами, увеличение безработицы и нехватку рабочей силы, а также задержки экспорта, наблюдаемые время от времени, система концессий в СССР развивается благополучно»2.
Содержание концессионных договоров с иностранными предпринимателями оставалось не известным работникам, хотя в них предусматривались обязательства концессионеров в отношении условий труда отечественных работников на предприятиях, прохождения практик и стажировок, приглашения иностранной рабочей силы. В связи с этим понятно возмущение рабочих с концессии по производству карандашей: «Концессионный договор — это государственная тайна, о которой нам не говорят, и не только рабочие не знают договора, но его не знает даже фабрично-заводской комитет, не знает секретарь партийной ячейки, вообще никто не читал концессионного договора. Это очень нехорошо. ... Поэтому нам очень трудно ставить вопросы»3. ЦК ВКП(б) настойчиво рекомендовал профессиональным союзам вводить в практику ознакомление работников с концессионными договорами и создавать при заводских комитетах комиссию содействия госконтролю.
И всё-таки, несмотря на трудности привлечения иностранного капитала в российскую экономику в годы новой экономической политики, незнание советскими рабочими содержания концессионных договоров, определённая советским правительством нормативно-правовая база, в частности соответствующие пункты концессионных договоров и коллективные договоры, а также деятельность концессионеров, органов власти и профессиональных союзов способствовали повышению уровня жизни населения.
2 Russland // Wirtschaftsdienst, 1926, № 14, s. 473.
3 Правда, 1928, 10 июня.