Научная статья на тему 'ПРИВЛЕЧЕНИЕ И УДЕРЖАНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ЯПОНИИ: ПОДХОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ'

ПРИВЛЕЧЕНИЕ И УДЕРЖАНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ЯПОНИИ: ПОДХОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграционная политика / иностранные студенты / образовательная миграция / интернационализация образования / высшее образование / migration policy / foreign students / educational migration / internationalization of education / higher education

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шипилова Мария Андреевна

В статье рассматриваются меры по привлечению и удержанию иностранных студентов, предпринимаемые японским правительством, институтами и различными организациями. В марте 2023 г. правительство Японии объявило о намерении увеличить количество иностранных студентов в стране до 400 тысяч человек за десять лет. Меры по привлечению и удержанию иностранных талантов являются частью политики «нового капитализма» и согласуются с целью интернационализации японской системы образования, прежде всего высшего. В частности, в статье анализируются динамика численности иностранных студентов в Японии и меры поддержки, оказываемые правительством, институтами и иными организациями. Приводится оценка потенциала привлечения и удержания иностранных студентов в контексте сокращения численности работоспособного населения в Японии и обсуждаются проблемы трудоустройства и жизни иностранцев в стране во время и после окончания учебы. Исследование показало, что, хотя традиционно образование являлось одним из основных направлений японской культурной дипломатии Государства Япония, в настоящие дни правительство также заявляет, что привлечение иностранных учащихся можно рассматривать как один из путей решения социальных проблем и обеспечения устойчивого роста экономики. Например, высказывается мнение, что иностранцы-выпускники японских ВУЗов смогут частично компенсировать нехватку рабочей силы в стране, а кроме того, сыграют важную роль в расширении японского бизнеса и укреплении его позиций на региональных и глобальных рынках. В целях привлечения иностранных студентов правительство, ВУЗы и различные организации принимают всесторонние меры по оказанию им помощи, начиная от упрощения процедуры подачи заявления на поступление, предоставления стипендий на обучение, обеспечения широкой информационной поддержки и заканчивая помощью с трудоустройством после выпуска. Вместе с этим в исследовании поднимаются проблемы, с которыми сталкиваются иностранцы, в частности, ино

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JAPAN’S POLICIES TO ATTRACT AND RETAIN INTERNATIONAL STUDENTS: ECONOMIC AND MIGRATION APPROACHES

The article examines measures taken by the Japanese government, institutions and various organizations to attract and retain international students. In March 2023, the Japanese government announced its aim to increase the number of foreign students in Japan to 400 000 in ten years. Measures to attract and retain foreign talents are part of the “new capitalism” program and are consistent with the goal of internationalizing the Japanese education system, especially higher education. In particular, the article analyzes the dynamics of the number of foreign students in Japan, and lists support measures provided by the government, institutions and other organizations. It also assesses the potential for attracting and retaining international students in the context of Japan’s declining working-age population and discusses the challenges of employment and life for foreigners in Japan during and after graduation. The study showed that, although education has traditionally been one of the main directions of Japanese cultural diplomacy, in contemporary Japan attracting foreign students is also viewed as one of the ways to solve social problems and ensure sustainable economic growth. For example, it is assumed that foreign graduates of Japanese universities will partially compensate for the labor shortage in Japan, and will also play an important role in expanding Japanese business and strengthening its positions in regional and global markets. In order to attract foreign students, the government, universities and various organizations are taking comprehensive measures to provide them with support, ranging from simplifying the admission procedure, providing scholarships for study, providing extensive information support, to assisting with employment after graduation. At the same time, the study identifies the problems faced by foreigners, in particular foreign students, which significantly limit the massive influx of foreign specialists to Japan.

Текст научной работы на тему «ПРИВЛЕЧЕНИЕ И УДЕРЖАНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ЯПОНИИ: ПОДХОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ»

DOI I0.l9l8l/demis.2024.4.l.l0 EDN VHQRUR

ПРИВЛЕЧЕНИЕ И УДЕРЖАНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ЯПОНИИ: ПОДХОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Шипилова М. А.

МГИМО МИД России, Москва, Россия E-mail: [email protected]

Для цитирования: Шипилова, М. А. Привлечение и удержание иностранных студентов в Японии: подходы экономической и миграционной политики // ДЕМИС. Демографические исследования. 2024. Т. 4, № 1. С. 146-162. DOI 10.19181/ demis.2024.4.1.10. EDN VHQRUR.

Аннотация. В статье рассматриваются меры по привлечению и удержанию иностранных студентов, предпринимаемые японским правительством, институтами и различными организациями. В марте 2023 г. правительство Японии объявило о намерении увеличить количество иностранных студентов в стране до 400 тысяч человек за десять лет. Меры по привлечению и удержанию иностранных талантов являются частью политики «нового капитализма» и согласуются с целью интернационализации японской системы образования, прежде всего высшего. В частности, в статье анализируются динамика численности иностранных студентов в Японии и меры поддержки, оказываемые правительством, институтами и иными организациями. Приводится оценка потенциала привлечения и удержания иностранных студентов в контексте сокращения численности работоспособного населения в Японии и обсуждаются проблемы трудоустройства и жизни иностранцев в стране во время и после окончания учебы. Исследование показало, что, хотя традиционно образование являлось одним из основных направлений японской культурной дипломатии Государства Япония, в настоящие дни правительство также заявляет, что привлечение иностранных учащихся можно рассматривать как один из путей решения социальных проблем и обеспечения устойчивого роста экономики. Например, высказывается мнение, что иностранцы-выпускники японских ВУЗов смогут частично компенсировать нехватку рабочей силы в стране, а кроме того, сыграют важную роль в расширении японского бизнеса и укреплении его позиций на региональных и глобальных рынках. В целях привлечения иностранных студентов правительство, ВУЗы и различные организации принимают всесторонние меры по оказанию им помощи, начиная от упрощения процедуры подачи заявления на поступление, предоставления стипендий на обучение, обеспечения широкой информационной поддержки и заканчивая помощью с трудоустройством после выпуска. Вместе с этим в исследовании поднимаются проблемы, с которыми сталкиваются иностранцы, в частности, иностранные студенты, и которые существенно ограничивают массовый приток иностранных специалистов в Японию.

Ключевые слова: миграционная политика, иностранные студенты, образовательная миграция, интернационализация образования, высшее образование

В марте 2023 г. японское правительство объявило о намерении увеличить количество иностранных студентов в стране до 400 тыс. человек за десять лет. Меры по привлечению и удержанию иностранных талантов - это часть политики «нового капитализма», одним из ключевых элементов которой является инвестирование в человеческий капитал для решения социальных проблем и обеспечения устойчивого роста экономики. Одновременно японское правительство взяло курс на увеличение числа японских студентов, обучающихся за границей, до 500 тыс. человек к 2033 г., посредством расширения стипендиальных программ и иной финансовой поддержки.

Введение

Традиционно считается, что Япония реализует такую стратегию интернационализации высшего образования, при которой ключевой задачей оказывается построение и поддержание долгосрочных контактов с другими странами в политической, культурной и академической областях, а также укрепление имиджа Японии и распространение положительной информации о стране [X]. К примеру, О. В. Дубровина и О. Ю. Дубинина в своей работе отмечали, что интернационализация образования является одним из трех основных направлений культурной дипломатии Японии и нацелена на распространение знаний об этой стране и укрепление взаимопонимания [2]. Реализация такой стратегии осуществляется через поддержку студенческой и академической мобильности путем предоставления стипендий обучающимся, распространения информации об обучении и жизни в Японии, проведения различных культурных мероприятий, равно как и при помощи реализации программ академических обменов и программ, направленных на создание институциональных пар-тнерств в сфере высшего образования.

Наряду с этим в современной Японии все чаще начинают уделять внимание и таким целям, как привлечение квалифицированной рабочей силы для стимулирования экономического роста и повышения конкурентоспособности японских компаний на мировых рынках, получения внебюджетных доходов образовательными учреждениями, в том числе региональными и частными, расширения научно-исследовательских возможностей и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и ученых путем привлечения их к работе в международных программах или в соавторстве с иностранными исследователями.

Актуальность исследования

Японская модель привлечения и удержания иностранных студентов заслуживает особого внимания в условиях глобальной борьбы за наиболее перспективных и выдающихся молодых людей, в которой принимает активное участие и наша страна. Так, в документе «Экспорт образования», который, согласно плану, реализуется с мая 20X7 г. по ноябрь 2025 г., говорится, что Россия стремится повысить привлекательность и конкурентоспособность своего образования на международном рынке образовательных услуг и таким образом нарастить несырьевой экспорт Российской Федерации. В контексте привлечения и удержания иностранных студентов перед Россией во многом стоят те же задачи, что и перед Японией. Например, на государственном уровне - обеспечить доступность информации и усовершенствовать нормативную базу, усилить продвижение бренда российского образования за рубежом, а на уровне ВУЗов - реализовывать совместные образовательные программы, увеличивать количество англоязычных программ и курсов, создавать службы поддержки для иностранцев. Соответственно, материалы данной статьи в перспективе могут быть использованы для проведения сравнительного анализа и оценки эффективности японской и российской политики по привлечению и удержанию иностранных студентов.

Материалы и методы исследования

В работе проанализированы информационные материалы правительства, учебных заведений и организаций, привлекающих и оказывающих поддержку иностранным студентам в Японии, обобщены результаты ряда актуальных трудов отечественных и зарубежных авторов по заданной тематике. Информационную базу исследования составили актуальные количественные данные, опубликованные Статистическим бюро Японии и другими организациями (JASSO, JETRO). В результате анализа

этих данных были описаны численность, страны происхождения и география расселения иностранных студентов в Японии. Кроме того, с опорой на результаты исследований российских и иностранных авторов были определены основные причины, по которым молодежь решает отправиться на обучение в эту страну, и выделены факторы, способствующие или препятствующие их дальнейшему трудоустройству и проживанию в Японии.

Численность иностранных студентов в Японии

В марте 2023 г. японское правительство объявило о намерении увеличить количество иностранных студентов в стране до 400 тыс. человек за десять лет. Меры по привлечению и удержанию иностранных талантов - часть политики «нового капитализма», одним из ключевых элементов которой является инвестирование в человеческий капитал для решения социальных проблем и обеспечения устойчивого роста экономики1. Наряду с этим, правительство Японии уведомило о планах на увеличение числа японских студентов, обучающихся за границей, до 500 тыс. человек к 2033 г. за счет расширения стипендиальных программ и иной финансовой поддержки.

Японское правительство уже давно продвигает политику привлечения и удержания иностранных студентов. Так, в 2008 г. бывший премьер-министр Я. Фукуда поставил цель увеличить численность иностранных студентов в Японии до 300 тысяч человек. Такая цель была повторно озвучена премьером С. Абэ в 20x4 г., поскольку ранее ее так и не удалось достичь из-за проблем с финансированием и сокращения стипендий, а позднее - по причине Великого восточно-японского землетрясения, спровоцировавшего резкое снижение числа иностранных студентов в стране2. По данным Статистического бюро Японии, численность иностранных студентов впервые превысила 300 тыс. человек лишь в 20x7 г. и достигла пика в 345 791 человек в 20x9 г. (рис. X).

Рис. 1. Число иностранных студентов в Японии Fig. 1. Number of international students in Japan

Источник: составлено автором по данным Статистического бюро Японии3

1 Investing in People for a New Form of Capitalism // The Government of Japan : [site]. URL: https://www.japan.g0.jp/kizuna/2022/07/investing_in_pe0ple.html (accessed on 13.01.2024).

2 Boosting foreign student numbers to 300 000 // University World News : [site]. URL: https:// www.universityworldnews.com/post.php?story=20l40l29l609l8747 (accessed on 13.01.2024).

3 Portal Site of Official Statistics of Japan // e-Stat : [site]. URL: https://e-stat.go.jp/ (accessed on 13.01.2024).

Очередное снижение количества иностранных студентов произошло на фоне пандемии COVID-I9 вследствие принятия мер, направленных на ограничение распространения коронавируса. По данным Статистического бюро, в декабре 2019 г. в Японии находились 345,7 тыс. иностранных студентов, в декабре 2020 г. - 280,9 тыс., а в декабре 2021 г. - всего 207,8 тыс. Одной из основных причин резкого сокращения численности иностранцев в целом и студентов в том числе стало введение в конце 2020 г. фактического запрета на выдачу новых виз иностранным гражданам. Въехать в Японию могли только японцы, постоянные резиденты, иностранцы, имеющие долгосрочные визы, и дипломаты. В то же время действовали общие ограничения на въезд (не более 5 тыс. человек в день на начальных и не более 50 тыс. человек в день на более поздних этапах), карантинные меры, контролировалось количество прибывающих рейсов, фиксировался рост безработицы. В марте 2022 г. сообщалось, что около 152 тыс. иностранных студентов различных образовательных программ не могли въехать в Японию из-за действующих ограничений, несмотря на наличие студенческой визы4. В этот период многие студенты были переведены на дистанционное обучение, включая и тех, кто на момент введения ограничений находился в Японии. Они также не имели возможности устроиться на подработку или продолжать ее ввиду приостановки деятельности различных предприятий и фактически лишились средств к существованию, в связи с чем многие предпочли вернуться в родные страны. Визовые ограничения, введенные с целью предотвращения распространения коронавирусной инфекции, были сняты в Японии II октября 2022 г., что способствовало постепенному восстановлению иммиграции. В частности, в страну смогли въехать и вернуться те, кто ранее уже имел разрешение на въезд, но был вынужден оставаться на родине или вернуться туда в связи с неблагоприятной ситуацией из-за пандемии.

По состоянию на декабрь 2022 г. в Японии находились 300 638 студентов. Здесь важно отметить, что особенностью японской статистики является то, что данный показатель включает не только студентов вузов на основных программах, но и студентов по обмену, учащихся колледжей и языковых школ с минимальным сроком пребывания от 3 месяцев. По данным Института международного образования (Institute of International Education, IIE), в 2022 г. Япония входила в первую десятку стран, принимающих наибольшее количество иностранных студентов5.

Студенты в Японии, как и прочие категории мигрантов, представлены преимущественно гражданами азиатских государств - Китая (43% всех студентов), Вьетнама (I7%), Непала (I2%), Южной Кореи (5%), Тайваня, Индонезии, Мьянмы, Бангладеш, Шри-Ланки, Монголии. Прежде всего, это обусловлено географической, а отчасти этнокультурной близостью стран [3]. Примерно 5% составляют студенты из стран Европы и Северной Америки, менее I% - из Африки, Южной Америки и Океании (рис. 2 и 3).

4 СМИ: Япония планирует начать массово пускать в страну иностранных студентов // ТАСС : [сайт]. URL: https://tass.ru/0bschestv0/14017535 (дата обращения: 28.12.2023).

5 Global Mobility Trends. Project Atlas Infographic 2022 // Institute of International Education : [site]. URL: https://www.ne.0rg/wp-c0ntent/upl0ads/2023/03/Pr0ject-Adas_Infographic_2022.pdf (accessed on 13.01.2024).

Океания |

Южная Америка |

Северная Америка |

Африка |

Европа |

Азия Щ

0,0 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0 80,0 90,0 100,0

Рис. 2. Регионы происхождения иностранных студентов в Японии Fig. 2. Regions of Origin of International Students in Japan

Источник: составлено автором по данным Статистического бюро Японии6

Рис. 3. Страны происхождения иностранных студентов в Японии Fig. 3. Countries of Origin of International Students in Japan

Источник: составлено автором по данным Статистического бюро Японии7

Нельзя не обратить внимание на количество китайских студентов. Традиционно студенты из Китая являются наиболее широко представленной группой обучающихся в Японии иностранцев. Например, с 2011 г. по 2022 г. их численность колебалась в пределах 40-50% от общего числа образовательных мигрантов в стране. В последнее время отмечается, что интерес к обучению в Японии со стороны китайской молодежи растет вследствие обострения безработицы среди выпускников старших школ и вузов в самом Китае. В мае 2023 г. сообщалось, что уровень безработицы среди молодых людей в возрасте от 16 до 24 лет в КНР достиг рекордного уровня в 20,4%, что почти в четыре раза выше общего уровня безработицы за тот же период (5,2%). К факторам, обеспечивающим привлекательность Японии как направления для обучения среди китайцев, относят в первую очередь географическую близость, использование иеро-

6 Portal Site of Official Statistics of Japan // e-Stat : [site]. URL: https://e-stat.go.jp/ (accessed on 13.01.2024).

7 Ibidem.

глифической письменности и возможность избежать высокой конкуренции за места в вузе и рабочие места после выпуска. Сегодня в Японии для китайских студентов повсеместно организованы платные языковые курсы (дзюку), направленные на сдачу вступительных экзаменов в японские университеты. Для поступления в вузы страны необходимо сдать не только японский язык, но и общие экзамены по экономике, истории, политике и географии.

На территории Японии концентрация иностранных студентов фиксируется в крупных городах и префектурах, традиционно принимающих большое количество иностранцев. Так, более 50% студентов зарегистрированы в Токио и соседних префектурах (Сайтама, Тиба, Канагава), еще порядка 20% - в регионе Кансай (гг. Осака, Киото, Хего и др.), префектурах Айти (г. Нагоя) и Фукуока8.

Таблица 1

Численность иностранных студентов по префектурам (человек)

Table 1

Number of International Students by Prefecture (people)

Префектура Численность Префектура Численность

Токио 94 583 Тиба 12 779

Осака 33 108 Хего 12 559

Фукуока 19 188 Мияги 5 588

Киото 15 353 Хиросима 5 008

Сайтама 14 774 Хоккайдо 4 868

Канагава 14 727 Сидзуока 4 455

Айти 14 597 Ибараки 4 036

Источник: составлено автором по данным Статистического бюро Японии9

Среди учебных заведений с наибольшим числом иностранных студентов лидируют такие университеты, как Токийский университет (г. Токио, 4 397 студентов), Университет Васэда (г. Токио, 4 208 студентов), Университет Рицумэйкан (г. Киото, 2 698 студентов), Японский университет экономики (г. Дадзайфу, 2 599 студентов), Киотский университет (г. Киото, 2 564 студента), Осакский университет (г. Осака, 2 514 студентов), Университет Кюсю (г. Фукуока, 2 359 студентов), Университет Цукуба (г. Цукуба, 2 189 студентов), Университет Тохоку (г. Сэндай, 2 074 студента) и другие10. Однако необходимо отметить, что большую часть из них составляют не студенты на основных программах, а студенты по обмену со сроком пребывания, как правило, не более одного года. К примеру, по состоянию на май 2023 г. в Университете Цукуба на основных программах обучались 82 иностранца, в то время как численность иностранных студентов в целом составляла 247 человек.11

По статистике JASSO (Японской организации помощи студентам), в 2022 г. из обучающихся в высших учебных заведениях около 32% были студентами бакалавриата или колледжей (из студентов университетов 12,6% - в государственных вузах, 2,1% - в

8 Статистические данные об иностранцах, зарегистрированных в Японии от 12.2022 // Statistical Bureau : [site]. URL: https://www.e-stat.go.jp/ (дата обращения: 13.01.2024).

9 Portal Site of Official Statistics of Japan // e-Stat : [site]. URL: https://e-stat.go.jp/ (accessed on 13.01.2024).

10 2022 (^ПО^Й^ЯАШ^^ЭДЯШЙЙ // Study in Japan : [site]. URL: https:// www.studyinjapan.g0.jp/ja/_mt/2023/03/date2022z.pdf (accessed on 13.01.2024).

11 // : [site]. URL: https://www.tsukuba. ac.jp/about/disclosure-education/pdf/genin.pdf (accessed on 13.01.2024).

региональных, 85,3% - в частных учреждениях), 23% обучались в специализированных профессиональных школах (из них 99,9% - в частных учреждениях), 23% - в магистратуре или аспирантуре (из них 62,2% - в государственных, 4,1% - в региональных, 33,6% - в частных), еще 21% - в языковых школах (из них 99,8% - в частных учреждениях)12. Напрашивается вывод о том, что государственные университеты охотнее принимают людей с базовым высшим образованием, желающих продолжать исследовательскую деятельность, в то время как региональные и частные образовательные учреждения предлагают места и абитуриентам со школьным образованием. Что касается специальности обучающихся, в 2022 г. 62% иностранных студентов изучали социальные и гуманитарные науки. Одновременно растет интерес к научно-техническим специальностям (16,2%). Среди самых популярных направлений - фармацевтика, медицина, инжиниринг, информационные технологии. Некоторые студенты приезжают для освоения творческих специальностей, например, изобразительного искусства или сценического искусства.

Меры по привлечению и удержанию иностранных студентов в Японии

В Японии численность учащихся из других государств растет с тех пор, как в 1983 г. премьер-министр Я. Накасонэ поставил амбициозную цель привлечь в страну 100 тыс. иностранных студентов к 2000 г. В то время предполагалось, что после окончания обучения иностранцы вернутся на родину. Но, в отличие от прошлых программ, Япония XXI века стремится не только привлекать, но и удерживать иностранцев, получивших образование в стране [4]. Увеличение количества иностранных студентов до 400 тыс. согласно плану, озвученному в 2023 г., как ожидается, послужит сразу нескольким целям - от интернационализации японского образования и внесения вклада в образование молодых людей из развивающихся государств до борьбы с сокращением населения в самой Японии13. На практике, как пишет в своем исследовании Д. Квон, в привлечении иностранных студентов заинтересованы как минимум три стороны - государство, компании и вузы [5]. Аргументируя принятие новых мер по привлечению большего числа иностранных студентов, правительство ссылается на такие проблемы, как сокращение рождаемости и старение населения, усиление налогового бремени, рост неравенства, снижение темпов экономического роста. Ожидается, что к 2065 г. население Японии сократится с нынешних 126,1 млн до 88 млн, и уже 38% из них будут людьми в возрасте старше 60 лет14. Численность трудоспособного населения в 2022 г. составила 62,5%15. Среди иностранцев, наоборот, сегодня большую часть составляют лица в возрасте от 20 до 40 лет, а всего среди иностранных граждан доля трудоспособного населения равна 84%16. Особенно острый дефицит рабочей силы наблюдается в 14 областях - электроника, строительство, про-

12 Result of International Student Survey in Japan, 2022 // Study in Japan : [site]. URL: https:// www.studyinjapan.g0.jp/en/statistics/zaiseki/data/2022.html (accessed on 13.01.2024).

13 // ВФМШИ : [site]. URL: https://www.nikkei.c0m/article/DGXZQOUAi65GW0W3A310C2000000/ (accessed on 13.01.2024).

14 : [site]. URL: https://www8.cao.go.jp/ kourei/whitepaper/w-2019/html/zenbun/index.html (accessed on 13.01.2024).

15 //

i : [site]. URL: https://www.stat.go.jp/data/roudou/sokuhou/nen/ft/pdf/indexi.pdf (accessed on 13.01.2024).

16 Старение населения и рост зависимости Японии от иностранной рабочей силы // Nippon. com : [сайт]. URL: https://www.nippon.com/ru/features/h00242/ (дата обращения: 28.12.2023).

мышленное оборудование, судостроение и мореплавание, авиация, сырьевая промышленность, обслуживание автомобилей, общественное питание, еда и напитки, сельское хозяйство, рыбный промысел и аквакультура, уход за больными, отельный бизнес, клининг. Привлечение иностранных студентов и молодых специалистов также отражает стремление компаний повысить конкурентоспособность на международных рынках и желание университетов повысить свои доходы.

Япония по праву считается одной из наиболее развитых в экономическом и технологическом плане стран с уникальной культурой, а потому жизнью, учебой и работой в Японии интересуются сотни тысяч человек. По меньшей мере пять высших учебных заведений страны входят в топ-500 лучших университетов мира, согласно рейтингу вузов Times Higher Education (THE). Это Токийский университет, Киотский университет, Университет Тохоку, Осакский университет, Нагойский университет, Токийский технологический институт17. Получение диплома одного из японских вузов считается не только престижным, но и расширяет карьерные перспективы выпускника и открывает двери на международный рынок труда.

Впрочем, как указывают исследователи, финансовые интересы - далеко не определяющие при выборе Японии как страны для обучения. Так, исследование Л. Янг показывает, что ключевым фактором, подталкивающим иностранную молодежь к обучению и жизни в Японии, является не столько качество образования или карьерные перспективы, сколько их личный интерес к японской культуре [6]. Ф. Хуанг и Л. Чен в своей работе пишут, что многие иностранные студенты считают, что учеба за границей способствует прежде всего их личностному росту, культурному обогащению, а только потом - профессиональному развитию и расширению возможностей карьерного роста [7].

В целях привлечения иностранных студентов японское правительство принимает меры по оказанию им поддержки, начиная от упрощения процедуры подачи заявления на поступление, предоставления стипендий на обучение, обеспечения широкой информационной поддержки и заканчивая помощью в трудоустройстве после выпуска18. Значительную роль играют и университеты, увеличивающие количество англоязычных программ, приглашающие преподавателей из-за рубежа, к тому же разрешающие иностранцам присоединяться к обучению в сентябре (по сути, в середине учебного года, поскольку в учебных заведениях страны занятия начинаются в апреле)19. Помимо этого, некоторые японские вузы, например, Осакский университет, Киотский университет, Университет Хоккайдо, Университет Кэйо, Университет Тохоку и ряд других реализуют с государствами Европы, Азии, Северной Америки и Австралии программы двойного диплома.

Обучение и проживание в Японии - платное. По статистике JASSO, в 2022 г. из 231 146 студентов 8 924 человек полагались на финансирование японского правительства, 3 008 человек - на финансирование со стороны своего государства, 219 214 чело-

17 QS World University Rankings 2023 // The Times Higher Education World University Rankings 2023 : [site]. URL: https://www.t0puniversities.c0m/university-rankings/w0rld-university-rankings/2020 (accessed on 13.01.2024).

18 Japan Revitalization Strategy Short- to Mid-term Progress Schedule // Prime Minister of Japan and His Cabinet : [site]. URL: https://www.kantei.go.jp/jp/singi/keizaisaisei/pdf/koutei_en.pdf (accessed on 13.01.2024).

19 How Japanese Universities are Attracting More International Students // Times Higher Education : [site]. URL: https://www.timeshighereducation.com/student/blogs/how-japanese-universities-are-attracting-more-international-students (accessed on 13.01.2024).

век - на самофинансирование. 78,5% студентов живут в съемном жилье, около 17,6% -в общежитии, предоставленном учебным заведением. Несмотря на то, что обучение и проживание может быть затратным для иностранцев из некоторых стран, многие все же отмечают, что учиться в Японии дешевле, чем в других развитых государствах, к примеру, в США20. Кроме того, в целях привлечения иностранных талантов правительственные и частные организации ежегодно предоставляют стипендии, полностью или частично покрывающие расходы на обучение и проживание в Японии. Студенты могут претендовать на стипендии - например, стипендии MEXT, стипендии JASSO, стипендии местных органов местного самоуправления и местных международных ассоциаций, стипендии частных фондов, стипендии учебных заведений21. Размер стипендии, в зависимости от учреждения и программы, составляет от 30 до 242 тыс. йен в месяц и выплачивается в среднем около года, однако есть и программы, по которым стипендию выплачивают в течение всего периода обучения. Деньги можно использовать для оплаты обучения, проживания, перелета, повседневных расходов. Отбор стипендиатов довольно строгий и включает следующие этапы: рассмотрение документов заявителя, письменный экзамен и собеседование. Учреждения могут выдвигать и специальные условия - такие, как проживание в определенных населенных пунктах или активное участие в мероприятиях, проводимых местными органами власти. Информация о стипендиальных программах, как правило, поступает в японские дипломатические представительства за рубежом, которые распространяют ее, отвечают на вопросы и проводят предварительные этапы отбора кандидатов.

Помощь в установлении контактов между университетами и молодыми людьми из-за границы, желающими обучаться в Японии, оказывают различные организации. Они предоставляют информацию о свободных местах в университетах и стоимости обучения, а после приезда студентов в Японию поддерживают их в повседневной жизни: помогают подобрать жилье, открыть счет в банке, заключить договор с оператором сотовой связи, записаться на прием к врачу и т. д. Основными организациями такого типа являются Японская организация поддержки студентов (Japan Student Services Organization, JASSO), находящаяся в ведении Министерства образования, культуры, спорта, науки и технологий Японии, а также частные организации Japan Study Support, Japan International Cooperation Center, Inbound Japan и др. К примеру, JASSO разработала подробное руководство по обучению в Японии Study in Japan22, совместно с Японской организацией по развитию внешней торговли JETRO подготовила информационную брошюру Study and Work in Japan23. Большой вклад вносят НПО и НКО, оказывающие иностранцам консультации и помощь в подборе жилья и работы.

В образовательных учреждениях для первичной адаптации иностранцев предусмотрено тьюторство или наставничество. Например, в Токийском технологиче-

20 Bringing Foreign Students to Japan: Is Something "Lost in Translation"? // Japan Forward : [site]. URL: https://japan-forward.com/bringing-foreign-students-to-japan-is-something-lost-in-translation/ (accessed on 13.01.2024).

21 Scholarship for International Students in Japan 2023-2024 // Study in Japan : [site]. URL: https:// www.studyinjapan.go.jp/en/_mt/2023/04/2023-2024Scholarship%20Pamphlet%20English.pdf (accessed on 13.01.2024).

22 Study in Japan: основное руководство // Study in Japan : [site]. URL: https://www.studyinjapan. go.jp/ja/_mt/2021/03/SG%20Russian.pdf (accessed on 13.01.2024).

23 Study and Work in Japan // Japan External Trade Organisation : [site]. URL: https://www. jetro.go.jp/ext_images/_News/announcement/2020/329be6cf09a30396/jetro_jasso_studyandwork.pdf (accessed on 13.01.2024).

ском институте, Токийском университете, Киотском университете, Университете Цукуба для новоприбывших студентов тьюторов назначают на срок от трех до восьми месяцев. В их задачи входит помощь и поддержка иностранцев в повседневной жизни и учебе. На этапе въезда в страну перед иностранными студентами стоит множество задач: оформление в учебном заведении (подача документов, оплата обучения, получение стипендии); поиск жилья и заключение контракта; покупка предметов первой необходимости (одежды, еды, бытовой техники, учебников и пр.); встреча с гарантами, наставниками и знакомыми; постановка на учет в миграционной службе; оформление страховки; открытие счета в банке; заключение договора с оператором сотовой связи; поиск работы или подработки. На первом этапе проходит и физическая адаптация - акклиматизация, приспособление к языку и акценту, местной кухне, темпу жизни. Тьюторы, постоянно находящиеся на связи с новоприбывшими, помогают им сориентироваться в новой среде и быстрее адаптироваться. Помимо перечисленного многие университеты в инструкциях для тьюторов заостряют внимание на том, что необходимо знакомить иностранцев с японской культурой, обычаями и нормами. Так, Токийский технологический университет акцентирует внимание на том, что иностранцы могут «испытывать трудности в понимании негласных правил», поэтому важно с самых первых дней объяснять правила поведения, чтобы свести к минимуму любое недопонимание24.

Особенностью японской студенческой визы, которая делает страну популярным направлением среди иностранцев, является возможность получить разрешение на подработку до 28 часов в неделю и до 40 часов в неделю во время длительных летних или зимних каникул. Возможность устроиться на подработку, а также достаточно высокий уровень заработной платы (минимум 893 йены в час)25 в Японии позволяет иностранным студентам не только опираться на государственные стипендии или собственные накопления, но и частично компенсировать свои расходы за счет подработки. Плюсом является и то, что выпускники могут продолжить работу в том же месте, если договорятся об этом с работодателем. Для получения разрешения на работу (разрешения на деятельность вне статуса пребывания - сикакугай кацудо: кека Ш Ш^Н^ШЬШЩ) необходимо подать заявление в иммиграционную службу или непосредственно при прохождении паспортного контроля в аэропорту. На рассмотрение заявления обычно требуется как минимум одна-две недели. Разрешение выдается лишь тогда, когда становится ясно, что работа не оказывает негативного влияния на основной вид деятельности (учебу), и оформляется в виде штампа на обратной стороне карточки резидента. Разрешение позволяет трудоустраиваться в одно или несколько мест в рамках установленных часов. Запрещается оставаться в стране и осуществлять трудовую деятельность, если в ближайшем семестре студент не записан на занятия или находится в академическом отпуске - в таком случае необходимо покинуть территорию Японии до возобновления занятий. Срок действия разрешения истекает одновременно с прекращением действия карточки резидента.

В Японии подрабатывают примерно 76% всех иностранных студентов, средний уровень заработной платы - около 59 000 йен в месяц, причем некоторые подраба-

24 Tutors for International Students // Tokio Institute of Technology : [site]. URL: https://www. titech.ac.jp/english/student-support/students/international-student/tutor (accessed on 13.01.2024).

25 // [site]." URL: https://www.mhlw.go.jp/ stf/seisakunitsuite/bunya/koyou_roudou/roudoukijun/minimumichiran/index.html (accessed on 13.01.2024).

тывают не в одном, а в двух и более местах26. Чаще всего студенты-иностранцы могут найти работу продавцами в супермаркетах, официантами в кафе или барах идзакая, обслуживающим персоналом в отелях, в качестве преподавателей на курсах иностранных языков и т. д. В большинстве случаев для работы требуется хотя бы начальное знание японского языка (уровень N3) и выше. Зарплату студенты обычно расходуют на покрытие повседневных расходов, расходов на проживание и на покрытие стоимости обучения. Некоторые устраиваются на подработку, чтобы подтянуть свой уровень знания японского языка, получить опыт и больше узнать о самой стране27.

Студентам строго запрещается заниматься какой-либо работой, связанной с индустрией развлечений для взрослых, включая работу в ночных клубах, казино патин-ко, службах знакомств по телефону. Особо указывается, что запрещена любая работа в ночных клубах - не только диджеем или хостес, но даже уборщиком или посудомойкой28. Более того, службы и организации, оказывающие помощь студентам, настойчиво предупреждают не интересоваться предложениями недобросовестных работодателей, обещающих з 000 йен в час или от 200 до 300 тыс. йен в месяц.

Самую большую выгоду от работы иностранных студентов получают сферы услуг и торговли, особенно в центральных городах в местах скопления туристов, к примеру, в токийском районе Синдзюку. Представитель популярной сети супермаркетов Lawson Japan Inc. сообщал, что в компании работает более 10 тыс. иностранных студентов. Lawson также осуществляет предварительную подготовку молодых людей в учебных центрах во Вьетнаме, Южной Корее и иных государствах29.

Удержание студентов, равно как и их привлечение - задачи, реализация которых зависит не только от желания принимающей стороны, но и от интересов самих иностранцев, а потому требует дополнительных усилий со стороны властей и общества. Немало тех, кто уезжает из Японии сразу после окончания обучения или даже не успев его окончить. К основным причинам, по которым иностранные студенты решают уехать из страны, чаще всего относят языковой барьер, трудности в налаживании взаимодействия с местным населением, серьезные культурные различия, в частности особенности японской корпоративной культуры [6]. Нередко иностранцы жалуются на отсутствие перспектив карьерного роста при работе в японских компаниях [8]. Так, по состоянию на 2021 г., в половине крупнейших компаний страны не было ни одного иностранца на руководящей должности.30 Факторами, определяющими желание остаться в Японии, как показывают исследования, являются первоначальная мотивация студентов еще до переезда в страну, положительный опыт взаимодействия с японцами, продолжительность пребывания в Японии, разрыв в ВВП между Японией и родной страной, наличие работы или подработки и знание японского языка [9].

26 Student Guide to Japan 2019-2020 // Study in Japan : [site]. URL: https://www.jasso.go.jp/en/ study_j/_icsFiles/afieldfile/20l9/05/l6/sgtj_20l9_e.pdf (accessed on 13.01.2024).

27 Part-Time Jobs in Japan: Foreign Students Prefer Customer Service Positions // Nippon : [site]. URL: https://www.nipp0n.c0m/en/japan-data/h0i632/ (accessed on 13.01.2024).

28 Part-time Work Permission // Temple University : [site]. URL: https://www.tuj.ac.jp/ug/visa/ regulations/work-permit.html (accessed on 13.01.2024).

29 Japan Opens Its Gates to Foreign Workers // US News : [site]. URL: https://www.usnews. com/news/best-countries/articles/20l9-oi-23/japan-opens-its-gates-to-foreign-workers (accessed on 13.01.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 // : [site]. URL: https://www.nikkei.c0m/article/DGXZQOUCi68N10W1A111C2000000/ (accessed on 13.01.2024).

Учитывая тот факт, что значительное число иностранцев уезжает из Японии после окончания обучения, в 2018 г. правительство провозгласило цель трудоустроить как минимум 50% иностранных студентов, обучающихся в стране31. Но и сегодня иностранные студенты все еще серьезно отстают от своих японских сверстников в вопросах трудоустройства после выпуска. Например, в 2021 г. только 39% выпускников-иностранцев получили предложения о работе, в то время как среди выпускников-японцев данный показатель составил более 80%32. Причина заключается в особенностях процесса поиска работы в Японии - большинство японцев начинает посещать специальные семинары, ярмарки вакансий и даже проходить собеседования еще на первых курсах обучения, а сразу после окончания учебы молодых людей массово трудоустраивают в компании (такой процесс называется синсоцу сайе: ff^^ffi). Иностранцы, не знакомые с особенностями этого процесса и зачастую не обладающие необходимыми навыками (владение вежливой речью, понимание особенностей японской деловой и корпоративной культуры, отсутствие или слабость социальных связей), а в некоторых случаях даже сталкивающиеся с проявлениями дискриминации со стороны потенциального работодателя, просто не могут найти работу после выпуска.

Одной из мер, призванных способствовать трудоустройству как можно большего числа иностранных выпускников японских высших учебных заведений, является предоставление выпускникам университетов возможности поменять статус пребывания на «Особую деятельность» (токутэй кацудо: Шё^ШШ), чтобы находиться в стране еще в течение следующих двух лет в целях поиска работы33. Разрешается также изменение статуса пребывания со «Студента» на «Стартап» или «Бизнес», что дает возможность студентам сразу после окончания учебы приступить к открытию собственного дела, не возвращаясь к себе на родину34.

В 2017 г. было зафиксировано 22,4 тыс. случаев изменения студенческой визы на рабочую после выпуска. По оценкам специалистов, чаще всего выпускникам удается трудоустроиться в таких отраслях, как коммерция и торговля, IT-услуги, образование, отели и гостиницы, ресторанный бизнес, письменный и устный перевод, машиностроение, электроприборы и других35. В перечисленных сферах иностранцы обладают преимуществом перед своими японскими сверстниками, в первую очередь языковым. Концентрация иностранных работников в основном в сферах обслуживания и торговли указывает на то, что японское правительство пока что не стремится или же не может привлекать иностранные таланты в STEM (естественные науки, технология, инженерия и математика), как это делают иные развитые страны. Более того, как отмечают критики, в Японии в STEM обучается намного больше иностран-

31 Government aims for 300 000 international students // The Japan Times : [site]. URL: https:// www.japantimes.c0.jp/news/2018/10/22/nati0nal/g0vernment-aims-300000-internati0nal-students/ (accessed on 13.01.2024).

32 Japan's Unique Recruitment System Leaves Foreign Students Behind // Nikkei Asia : [site]. https://asia.nikkei.c0m/Sp0tlight/Japan-immigrati0n/Japan-s-unique-recruitment-system-leaves-foreign-students-behind (accessed on 13.01.2024).

33 Japan: A New Home for Student Migrants? // Inside Higher Ed : [site]. URL: https://www. insidehighered.c0m/bl0gs/w0rld-view/japan-new-h0me-student-migrants (accessed on 13.01.2024).

34 Japan to Allow Foreign Students to Apply to Switch Visa and Start Their Own Companies // The Japan Times : [site]. URL: https://www.japantimes.c0.jp/news/2019/06/12/business/japan-all0w-f0reign-students-apply-switch-visa-start-c0mpanies/#.XpM1N0AzaUu (accessed on 13.01.2024).

35 Student Guide to Japan 2019-2020 // Study in Japan : [site]. URL: https://www.jass0.g0.jp/en/ study_j/_icsFiles/afieldfile/2019/05/16/sgtj_2019_e.pdf (accessed on 13.01.2024).

цев, прежде всего из государств Восточной Азии, чем работает, что свидетельствует

0 том, что выпускники соответствующих вузов скорее представляют конкуренцию, нежели приносят выгоду передовым сферам японской экономики [хо].

Есть и другие серьезные проблемы, связанные с образовательной миграцией и миграцией в целом. Несмотря на официально декларируемое стремление к привлечению большего числа иностранцев, в действительности увеличение численности иностранных студентов, как и иностранцев в целом, происходит в Японии крайне осторожно и дозированно. До сих пор в стране неконтролируемое увеличение количества иммигрантов ассоциируется с нежелательными изменениями в экономической, политической, социальной и культурной сферах жизни общества. Нередко отмечается, что иностранцы в Японии сталкиваются с дискриминацией при поиске жилья, трудоустройстве, в повседневной жизни36.

Остро стоит и вопрос нелегальной миграции. Как уже упоминалось ранее, около юо тыс. человек, или почти 30% всех иностранных студентов в Японии, - это студенты языковых школ. Среди множества школ есть как добросовестные, реально оказывающие услуги в изучении японского языка в течение определенного срока и несущие ответственность за встречу студентов, обязательное посещение ими занятий и отправление их обратно на родину, так и менее ответственные и даже «мошеннические», эксплуатирующие систему в экономических целях. Деятельность последних часто приводит к тому, что по студенческим визам в страну по факту попадают нелегальные иммигранты, целью которых становится отнюдь не учеба, а трудоустройство в Японии. Причем зачастую брокеры, вовлеченные в подобные схемы, вычитают стоимость фиктивного обучения из зарплаты иностранцев.

В июне 20X9 г. издание The Japan Times сообщило, что Токийский университет социального обеспечения, основанный в 2000 г., не имел контактов с X 6оо из 2 6оо иностранных студентов, большинство из которых будто бы проходило обучение на подготовительных курсах японского языка, но они не посещали занятия, не связывались с университетом, не было информации о их местонахождении37. Данный случай вновь обратил внимание правительства на бреши в системе образовательной миграции и побудил к принятию дополнительных мер по обеспечению справедливого и безопасного приема иностранных студентов. В частности, в отношении школ японского языка были усилены инспекции и подотчетность, ужесточены критерии по приему иностранных учащихся - они были поставлены в зависимость от посещаемости занятий студентами и результатов экзаменов38. В целях предотвращения «конвертации студентов» в «нелегальных иммигрантов» было принято решение о сокращении или отмене субсидий частным учебным заведениям, об отказе в выдаче виз тем иностранцам, которые планируют учиться в подозрительных учебных заведениях.

Эта проблема регулярно обсуждается на правительственном уровне в контексте планов по увеличению числа иностранных студентов. Так, на одной из встреч палаты

36 28 ^й ШШ^йШШМ&ШЖШШ // [site]. URL: https://www.moj.go.jp/ content/00X226i82.pdf (accessed on 13.01.2024).

37 Japan to Tighten Rules over Foreign University Students after Tokyo School Loses Track of

1 600 Students // The Japan Times : [site]. URL: https://www.japantimes.c0.jp/news/20x9/06/xx/nati0nal/ japan-tighten-rules-foreign-university-students-tokyo-school-loses-track-x600-students/ (accessed on 13.01.2024).

38 Efforts for Acceptance of Foreign Nationals and Harmonious Coexistence // Ministry of Justice of Japan : [site]. URL: http://www.m0j.g0.jp/c0ntent/00x308076.pdf (accessed on 13.01.2024).

советников японского парламента в октябре 2022 г. было высказано мнение о том, что «привлечение иностранных студентов, которые потом "исчезают" (киэта рю:гакусэй Шх^Ш^^), отдавая предпочтению зарабатыванию денег, а не учебе, достижение минимальных пороговых показателей приема абитуриентов за счет иностранных студентов-платников не соответствует интересам Японии. И правительству стоило бы сконцентрировать внимание на стимулировании рождаемости среди японских граждан, на поддержке семей с детьми, снижении стоимости обучения или ее ком-пенсации»39. Таким образом, увеличение числа иностранных студентов и иностранцев в целом остается одним из наиболее противоречивых вопросов на повестке дня в Японии.

Заключение

Планы по привлечению 400 тыс. иностранных студентов в Японию отвечают сразу нескольким целям. Во-первых, увеличение числа зарубежных студентов и преподавателей-иностранцев, открытие программ на иностранных языках и программ двойного диплома, расширение межвузовских обменов способствуют интернационализации японского высшего образования и свидетельствуют о включении страны в борьбу за иностранные таланты, что является частью актуальной политики «нового капитализма». Вместе с этим интернационализация образования остается одним из проявлений японской «мягкой силы» и отражает стремление к продвижению культурной дипломатии. Образовательные учреждения используются для углубления взаимопонимания и взаимного культурного обогащения иностранцев и японцев.

Во-вторых, в Японии началось обсуждение перспектив удержания иностранных студентов в стране и стимулирования их трудоустройства в расчете на получение в перспективе экономических выгод. В частности, высказывается мнение о том, что иностранные работники могут частично компенсировать нехватку рабочих рук в ряде дефицитных областей, а высококвалифицированные иностранные специалисты рассматриваются как ресурс для повышения конкурентоспособности японских компаний на международных рынках. Кроме того, привлечение студентов-иностранцев на платной основе соответствует интересам вузов, как региональных, так и частных, стремящихся повысить свои внебюджетные доходы.

Поскольку иностранные студенты в высших учебных заведениях - потенциальный ресурс для увеличения числа квалифицированных специалистов и, как следствие, поддержания японской экономики, правительство принимает масштабные меры по созданию благоприятных условий для их пребывания в стране. Исследование показало, что такие меры поддержки, как возможность получения стипендии, полностью или частично покрывающей расходы на обучение и проживание, наличие консультационных центров и персональных тьюторов, простота оформления документов, возможность подработки, помощь в трудоустройстве после окончания обучения положительно влияют на решение выпускников-иностранцев относительно дальнейшей работы и проживания в Японии, а также способствует росту привлекательности этой страны как перспективного направления иммиграции.

Наряду с этим, были выделены и такие проблемы, как сложности трудоустройства и обеспечения карьерного роста иностранцев в японских компаниях; проблемы

39 // # : [site]. URL: https://www.sangiin.g0.jp/japanese/j0h01/k0usei/syuisy0/210/syup/s210027.pdf (accessed on 13.01.2024).

адаптации и интеграции иностранцев в Японии ввиду языкового барьера и серьезных культурных различий; неготовность японского общества принимать иностранцев; увеличение численности нелегальных мигрантов, обучающихся в школах японского языка. Перечисленные трудности являются серьезными преградами на пути к реализации декларируемых правительством страны планов по увеличению числа иностранных студентов и их удержанию в Японии.

Список литературы

1. Ламашева, Ю. А. Приоритеты интернационализации японской системы высшего образования на государственном уровне // Власть и управление на Востоке России. 2021. № 4 (97). C. 28-38. DOI 10.22394/1818-4049-2021-97-4-28-38. EDN TGCVVV.

2. Дубровина, О. В. Основные направления культурной дипломатии современной Японии / О. В. Дубровина, О. Ю. Дубинина // Власть. 2019. Т. 27, № 4. С. 234-242. DOI 10.31171/vlast.v27i4.6635. EDN DSHZTG.

3. Рязанцев, С. В. Японская модель привлечения иностранной молодежи в систему высшего образования / С. В. Рязанцев, Т. К. Ростовская, Н. С. Рязанцев // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 9. С. 148-173. DOI 10.17853/1994-5639-2020-9-148-173. EDN QMPXRD.

4. Hennings, M. Japan's Measures to Attract International Students and the Impact of Student Mobility on the Labor Market / M. Hennings, S. Mintz // Journal of International and Advanced Japanese Studies. 2015. Vol. 7. Pp. 241-251.

5. Ж!91ГТ0<Л, //Ж

2022^. 2022#. 52^. P. 85-102. DOI 10.11480/kyoyo-

bukiyo.2022.52 85.

6. Yang, L. To Stay or Leave? Migration Decisions of Foreign Students in Japan. Tokio : The Research Institute of Economy, Trade and Industry. 2016. 19 p.

7. Huang, F. International Students in Japanese National Universities: Their Motivations, Experiences and Outcomes / F. Huang, L. Chen // Journal of International and Comparative Education (JICE). 2022. Vol. 11, No. 1. Pp. 23-37. DOI 10.14425/jice.2022.11.1.1205.

8. Lai, Z. Reasons for Loss of International Talents in Japanese Workplace // In : Proceedings of the 2022 International Conference on Sport Science, Education and Social Development (SSESD 2022). Amsterdam : Atlantis Press, 2022. Pp. 301-308. DOI 10.2991/978-2494069-13-8 38.

9. Cao, N. T. K. Determinants of International Students' Decision to Remain in Japan to Work after Graduation //Journal of Asian Economics. 2022. Vol. 82, No. 3. Article 101529. DOI 10.1016/j.asieco.2022.101529.

10. Nam, T. H. Challenges in Attracting International Students to Japan / T. H. Nam, J. Cheng-Hai // Journal of International Scientific Publications Educational Alternatives. 2022. Vol. 20. Pp. 11-25.

Сведения об авторе:

Шипилова Мария Андреевна, кандидат культурологии, старший преподаватель, кафедра японского, корейского, индонезийского и монгольского языков, МГИМО МИД России, Москва, Россия.

Контактная информация: e-mail: [email protected]: ORCID ID: 0000-0002-7948-3265: РИНЦ Author ID: 1085789: Web of Science Researcher ID: ABI-1625-2020.

Статья поступила в редакцию 12.01.2024; принята в печать 11.03.2024.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

JAPAN'S POLICIES TO ATTRACT AND RETAIN INTERNATIONAL STUDENTS: ECONOMIC AND MIGRATION APPROACHES

Maria A. Shipilova

MGIMO University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

For citation: Shipilova, Maria A. Japan's Policies to Attract and Retain International Students: Economic and Migration Approaches. DEMIS. Demographic Research. 2024. Vol. 4, No. 1. Pp. 146-162. DOI 10.1918l/demis.2024.4.1.10.

Abstract. The article examines measures taken by the Japanese government, institutions and various organizations to attract and retain international students. In March 2023, the Japanese government announced its aim to increase the number of foreign students in Japan to 400 000 in ten years. Measures to attract and retain foreign talents are part of the "new capitalism" program and are consistent with the goal of internationalizing the Japanese education system, especially higher education. In particular, the article analyzes the dynamics of the number of foreign students in Japan, and lists support measures provided by the government, institutions and other organizations. It also assesses the potential for attracting and retaining international students in the context of Japan's declining working-age population and discusses the challenges of employment and life for foreigners in Japan during and after graduation. The study showed that, although education has traditionally been one of the main directions of Japanese cultural diplomacy, in contemporary Japan attracting foreign students is also viewed as one of the ways to solve social problems and ensure sustainable economic growth. For example, it is assumed that foreign graduates of Japanese universities will partially compensate for the labor shortage in Japan, and will also play an important role in expanding Japanese business and strengthening its positions in regional and global markets. In order to attract foreign students, the government, universities and various organizations are taking comprehensive measures to provide them with support, ranging from simplifying the admission procedure, providing scholarships for study, providing extensive information support, to assisting with employment after graduation. At the same time, the study identifies the problems faced by foreigners, in particular foreign students, which significantly limit the massive influx of foreign specialists to Japan.

Keywords: migration policy, foreign students, educational migration, internationalization of education, higher education

References

1. Lamasheva, Yu. A. Priorities in Internationalization of the Japan's Higher Education System of the State Level. Power and Administration in the East of Russia. 2021. No. 4 (97). Pp. 28-38. DOI 10.22394/18184049-2021-97-4-28-38. (In Russ.).

2. Dubrovina, O. V. Main Directions of Cultural Diplomacy of Modern Japan / O. V. Dubrovina, O. Yu. Dubinina. Power. 2019. Vol. 27, No. 4. Pp. 234-242. DOI: DOI 10.31171/vlast.v27i4.6635. (In Russ.).

3. Ryazantsev, S. V. Japanese Model of Attracting Foreign Youth in the Higher Education System / S. V. Ryazantsev, T. K. Rostovskaya, N. S. Ryazantsev. The Education and Science Journal. 2020. Vol. 22, No. 9. Pp. 148-173. DOI 10.17853/1994-5639-2020-9-148-173. (In Russ.).

4. Hennings, M. Japan's Measures to Attract International Students and the Impact of Student Mobility on the Labor Market / M. Hennings, S. Mintz. Journal of International and Advanced Japanese Studies. 2015. Vol. 7. Pp. 241-251.

5. ffAM [Kwon Daesung]. llS^A [Ryugakusei in Japanese Universities: Another Name for Passing Presences and Temporary Sojourners] // ^

[Tokyo Medical and Dental University Faculty of Liberal Arts Research Bulletin]. 2022. Vol. 2022. № 52. Pp. 85-102. DOI 10.11480/kyoyobukiyo.2022.52 85. (In Japanese).

6. Yang, L. To Stay or Leave? Migration Decisions of Foreign Students in Japan. Tokio : The Research Institute of Economy, Trade and Industry. 2016. 19 p.

7. Huang, F. International Students in Japanese National Universities: Their Motivations, Experiences and Outcomes / F. Huang, L. Chen. Journal of International and Comparative Education (JICE). 2022. Vol. 11, No. 1. Pp. 23-37. DOI 10.14425/jice.2022.11.1.1205.

8. Lai, Z. Reasons for Loss of International Talents in Japanese Workplace // In : Proceedings of the 2022 International Conference on Sport Science, Education and Social Development (SSESD 2022). Amsterdam : Atlantis Press, 2022. Pp. 301-308. DOI 10.2991/978-2-494069-13-8 38.

9. Cao, N. T. K. Determinants of International Students' Decision to Remain in Japan to Work af-

ter Graduation. Journal of Asian Economics. 2022. Vol. 82, No. 3. Article 101529. DOI 10.1016/j.asie-co.2022.101529.

10. Nam, T. H. Challenges in Attracting International Students to Japan / T. H. Nam, J. Cheng-Hai. Journal of International Scientific Publications Educational Alternatives. 2022. Vol. 20. Pp. 11-25.

Bio note:

Maria A. Shipilova, Candidate of Culturology, Senior Lecturer, Department of Japanese, Korean, Mongolian and Indonesian Languages, MGIMO University, Moscow, Russia

Contact Information: e-mail: [email protected]; ORCID ID: 0000-0002-7948-3265; RSCI Author ID: 1085789; Web of Science Researcher ID: ABI-1625-2020.

Received on 12.01.2024; accepted for publication on 11.03.2024. The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.