привлечение активов пенсионных фондов в региональные проекты: инфраструктурные проекты и управление рисками инвестирования
Аннотация
Пенсионные фонды могут использовать активы для долгосрочного инвестирования в инфраструктуру российских регионов, в проекты, обеспечивающие ежегодные доходы, сопоставимые с уровнем инфляции. Инструменты привлечения активов инвесторов ограничены в настоящее время и могут быть расширены за счет инфраструктурных облигаций. Для обеспечения обязательств перед клиентами фондов риски потерь по инфраструктурным облигациям должны быть исключены за счет гарантий и управления рисками в фондах. Эффект от развития инфраструктуры в регионах создаст преимущества в регионе для экономического роста.
_Ключевые слова: долгосрочное инвестирование, проектирование и
_проведение экспертизы инфраструктурного проекта, управление акти-
_вами, финансирование, управление рисками, экономический рост
И!
спользование долгосрочных инвестиционных ресурсов российских негосударственных пенсионных фондов может позволить
_ существенно расширить возможные источники
_ финансирования региональных инфраструктурных проектов, в том числе в инвестиционно-стро-Бахарева ительном комплексе регионов России. Вместе с Ольга Владимировна тем, фонды ведут социально ответственную инвес-канд. экон. наук, тиционную политику, нацеленную на сохранение Казанский и прирост пенсионного капитала своих клиентов. государственный Баланс интересов субъектов инвестиционного архитектурно- процесса может быть достигнут при соблюдении строительный принципов разумного инвестора, организации университет процесса управлениями рисками в фонде и допол[email protected] нением на законодательном уровне состава активов фондов путем включения относительно нового
ское предпринимательство, № 23(269)/декабрь 2014
для российского рынка вида ценных бумаг - инфраструктурных облигаций.
Институциональные инвесторы
Российские негосударственные пенсионные фонды заметно нарастили клиентскую базу и обладают в настоящее время значительными активами. За последние 3 года пенсионные активы фондов увеличились в 2,3 раза, составляют 2,1 трлн руб. (см.рис), фонды становятся значимыми инвесторами на российском рынке. Пенсионные фонды организуют инвестирование активов в ограниченный законодательством Российской Федерации перечень финансовых инструментов.
Инвестиционная политика пенсионных _
фондов _
Социальная направленность деятельности фондов _
ограничивает направления инвестирования пен- _
сионных активов фондов установленными норма- _
тивно-правовыми актами Российской Федерации. _
Активы являются привлекательными долгосроч- _
ными инвестиционными ресурсами с особыми _
требованиями по сохранности в связи с обяза- _
тельствами фонда перед клиентами, в том числе _
необходимостью ежегодного отражения инвести- _
ционного дохода на пенсионных счетах по итогам _
календарного года. Фонды организуют инвестиро- _
вание в финансовые инструменты, которые позво- _
ляют обслуживать текущие обязательства перед _
клиентами и обеспечивают соответствие активов _
долгосрочным обязательствам, организуя службу _
риск-менеджмента [4]. _
Для достижения этих целей российские пенси- _
онные фонды придерживаются инвестиционной _
политики, направленной на сохранение капитала _
с целью защиты средств клиентов от инфляции, _
формирования денежных потоков, достаточных _
для обслуживания обязательств по пенсионным _
выплатам, а также для наполнения внутренних _
резервов для выплат в гарантированных случаях. _
Облигации могут быть объектами инвестирова- _
ния, при этом они должны обладать рейтингами _
высокого уровня или должны быть включены в _
один из котировальных списков высшего уровня _
организаторов торгов [9]. Выпуск таких финансо- _
Источники: [1, 7].
Рис. Динамика собственных средств негосударственных пенсионных фондов за период с 2004 г. по 1 квартал 2014 г.: левая шкала - млрд руб.; правая шкала - количество клиентов
_российские
пенсионные фонды —придерживаются
_инвестиционной
_политики,
_направленной
_на сохранение
—капитала с целью
_защиты средств
_клиентов
_от инфляции
вых инструментов требует значительных усилий и затрат по организации и обслуживанию, что ограничивает круг эмитентов и не позволяет в полной мере использовать инвестиционные ресурсы пенсионных фондов для финансирования развития региональных проектов.
В этой связи представляется актуальным рассмотрение вопроса о возможностях использования долгосрочных пенсионных ресурсов пенсионных фондов для развития инфраструктуры субъектов РФ, об условиях и механизмах обеспечения пенсионных фондов финансовыми инструментами с учетом целей пенсионных фондов по сохранению и приросту активов и приемлемого риска инвестиций. Российским экспертам включение в портфель пенсионных накоплений относительно нового для российского рынка ценных бумаг вида инфраструктурных облигаций представляется удобным инструментом финансовых вложений с высокой значимостью для общества [5].
^ | _
российское предпринимательство,№ 23(269)/декабрь 2014
Рынок государственно-частного партнерства в России
Принимая во внимание, что в большинстве субъектов РФ отсутствуют подготовленные проекты развития инфраструктуры региона с обеспечением всех требований институциональных инвесторов, слабо развита финансовая инфраструктура, следует отметить незначительное число примеров успешного управления инфраструктурными проектами. По данным Центра развития государственно-частного партнерства (ГЧП) отмечено, что за 9 лет работы в России Федерального закона «О концессионных соглашениях» [10] появился 131 проект ГЧП, реализовано около 10 проектов, в 23 регионах проектов нет, нормативные документы о ГЧП приняты в 65 регионах, больше всего проектов в социальной сфере - 56, в транспортной - 30, в коммунальной - 23 [3].
Финансирование развития региональной инфраструктуры
Для расширения инвестиционного портфеля пенсионных фондов представляется целесообразным рассмотрение вопроса о включении новых финансовых инструментов в состав активов, в том числе инфраструктурных облигаций, с учетом необходимости управления рисками инвестиций в фонде. В целях инвестирования пенсионных активов пенсионных фондов в регионах возможно использование механизма выкупа фондом облигаций эмитентов-участников проекта. Объекты инфраструктуры могут передавать в лизинг специальным организациям, которые выпустят инфраструктурные облигации, обеспеченные потоком платежей за пользование объектом инфраструктуры [6]. Существующие риски для инвестиций в инфраструктурные облигации (например, фиксирование тарифов, неплатежи потребителей, неустойчивое финансовое состояние организаций-участников проекта) должны быть гарантированы третьей стороной для сохранения пенсионного капитала клиентов фондов.
В случае выпуска облигаций, соответствующих требованиям институциональных инвесторов к составу и структуре активов и обеспеченных гарантией РФ, пенсионные фонды смогут приобретать их на рыночных условиях на фондовой
бирже так же, как сейчас продаются паи фондов недвижимости [2, 8].
Соблюдение интересов инвесторов и участников проекта по развитию инфраструктуры возможно при реализации привлекательного для субъектов реализации инвестиционного проекта, который обеспечит ежегодные доходы негосударственным пенсионным фондам на уровне выше инфляции и смягчит риски возможных потерь за счет гарантий третьей стороны. Развитие инфраструктуры региона способствует экономическому росту и создает значительные преимущества в долгосрочной перспективе.
смогут
гныхро
1 Л |Л V гт
Выводы
Расширение инвестиционных возможностей фондов за счет инфраструктурных облигаций и качественного их обслуживания со стороны эмитента может позволить инвесторам привлечь 5-10% имеющихся совокупных активов российских негосударственных пенсионных фондов, благодаря чему российские регионы получат дополнительные источники финансирования инфраструктуры и создать фундамент для экономичес отраслей региональной экономики.
представляется актуальным
вопроса
пенсионных ресурсов пенсионных фондов
_для развития
_инфраструктуры
_субъектов РФ
Источники
1. Архивные материалы Федеральной службы по финансовым рынкам России [Электронный
урс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/sbrfr/ Л^еД8&ДГт8/га/сопШЬШог8/ро11её_^е8^еп^ 1рГ/герот/тёехМт1.
2. Гареев И.Ф., Орлов В.Я. Направления развития института коллективных инвестиций в строительную отрасль // Российское предпринимательство. - 2013. - № 24 (246). - С. 100-107. - http://www. creativeconomy.ru/articles/31021/
3. Лютова М., Титов С. Более половины российских регионов не готовы к государственно-частному [Электронный ресурс] // ВЕДОМОСТИ. -Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/finance/ news/2383956l/chastnye-partnery-regionam-ne-nuzhny#ixzz2vjHk6q7Q.
4. Ногин Ю. Организация службы риск-менеджмента в российских негосударственных пенсионных фондах // Рынок ценных бумаг. - 2012. - № 2. - С. 38-41.
№ 23(269) / декабрь 2014
5. Ногин Ю., Фалеева Е. Снижение рисков некачественного управления пенсионными накоплениями: возможности УК и требования НПФ // Рынок ценных бумаг. - 2014. - № 2. - С. 13-16.
6. Романова А.И., Боровских О.Н., Монетова Е.М. Стимулирование внебюджетных инвестиций в региональный жилищно-коммунальный комплекс // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия Экономика. -2010. - №5. - С. 81-85.
7. Сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/sbrfr/?PrtId=polled_investment.
8. Файзуллин И.Э., Гареев И.Ф. Использование механизма закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости в финансировании жилищного строительства в Республике Татарстан // Региональная экономика: теория и практика. -2009. - № 19. - С. 51-55.
9. Федеральный закон от 07 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.aero.garant.ru/internet/.
10. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aero.garant.ru/internet/.
в целях
использование
механизма выкупа
эмитентов-
Olga V. Bakhareva
Candidate of Science, Economics,
Kazan State University of Architecture and Engineering
Involvement of the assets of pension funds in regional projects: infrastructure projects and management of investment risks
_Abstract
Pension funds can be used for long-term assets investment in the infrastructure of the Russian regions, in projects annual income of which is comparable to the rate of inflation. Tools to attract investors' assets are limited at the moment and can be expanded through infrastructure bonds. To ensure commitment to customers the risks of loss of funds for infrastructure bonds should be excluded by means of guarantees and risk management in the funds. Effect of the development of regional infrastructure will create benefits for economic growth in the region.
Keywords: long-term investment, project development and execution of expert evaluation of public infrastructure projects, asset management, financing, risk management, economic growth