Научная статья на тему 'Привилегированные образовательные учреждения Смоленской губернии ХIХ - начала ХХ веков'

Привилегированные образовательные учреждения Смоленской губернии ХIХ - начала ХХ веков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1302
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГИМНАЗИЯ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ЧАСТНЫЙ ПАНСИОН / ЭЛИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самарцева Екатерина Юрьевна

В статье рассматривается существовавшая в xIx начале xx веков в Смоленской губернии система сеть привилегированных образовательных учреждений для детей дворянского происхождения. Основное внимание уделено содержанию образования, формам и методам обучения и воспитания в элитарных учебных заведениях как государственных, так и частных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Привилегированные образовательные учреждения Смоленской губернии ХIХ - начала ХХ веков»

УДК 373(091)

Самарцева Екатерина Юрьевна

Смоленский институт экономики Доцент АУЭ СПб кафедры информационных технологий и профессионального иностранного языка, [email protected] Смоленск

ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКОВ

В статье рассматривается существовавшая в XIX - начале XX веков в Смоленской губернии система сеть привилегированных образовательных учреждений для детей дворянского происхождения. Основное внимание уделено содержанию образования, формам и методам обучения и воспитания в элитарных учебных заведениях как государственных, так и частных.

Ключевые слова: воспитание, гимназия, система образования, содержание образования, частный пансион, элитарное образование.

Samartseva Ekaterina Yurievna

Smolensk institute of economics - a branch of the St. Petersburg university of management and senior a economics teacher of the chair of information technologies and professional foreign language, [email protected], Smolensk

ELITE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SMOLENSK PROVINCE OF THE XIX AND THE BEGINNING OF THE XX CENTURIES

The article deals with the system of elite education for noble children which existed in the Smolensk province during the nineteenth and at the beginning of the twentieth centuries. The main attention is paid to the contents of education, forms and methods of organization of teaching and upbringing at different educational establishments both state and private.

Keywords: up-bringing, grammar school, the system of education, contents of education, private boarding school, elite education.

Современная система образования не всегда в полной мере отвечает потребностям общества, в первую очередь, в области подготовки специалистов, обладающих государственным мышлением. Наряду с массовыми школами, в которых учащиеся получают общее среднее образование, появляется всё больше учебных заведений, предоставляющих возможность выявить таланты и развить творческие способности учащихся: лицеи, государственные и частные гимназии. В дореволюционной России образовательные учреждения такого типа являлись привилегированными, элитарными. В связи с этим следует отметить актуальность более глубокого изучения истории элитарного образования в различные эпохи, что поможет осмыслить его позитивные и негативные стороны и рассмотреть их в контексте современной школы.

Для подготовки будущих чиновников, высшего духовенства, командного состава

армии и флота уже в ХУШ веке в России начали создаваться закрытые для других сословий учебные заведения. Периодом расцвета системы элитарного образования считается XIX век, когда наряду с существующими привилегированными образовательными учреждениями открывались новые элитарные школы, с более глубоким содержанием образования, усовершенствованными формами и методами обучения. В. А. Вершинин пишет: «Русская аристократия XVШ-XIX веков для верхушки своего сословия создала самую эффективную и самую дорогую систему образования... Формируемая ею культура была, прежде всего, своеобразной культурой правящего сословия, со всеми его плюсами и минусами, а не мировой, не общечеловеческой» [4, с. 24].

История образования в России в целом исследована достаточно полно. Однако ряд тем требуют дополнительного и детального изучения. В частности, система элитарно-

го образования в Смоленской губернии изучена недостаточно глубоко. Для того чтобы представить более полную и точную картину организации образования детей высшего сословия в XIX - начале XX веков, следует обратиться к документальным источникам.

В Государственном архиве Смоленской области хранятся документы, по которым можно проследить, каким образом в XIX -начале XX веков осуществлялось обучение и воспитание детей из дворянских семей в Смоленской губернии. Так, например, 3 мая 1844 года на имя директора училищ Смоленской губернии поступило официальное письмо от Попечителя Московского учебного округа [6, с. 1], где запрашивалась информация о количестве учащихся благородного дворянского происхождения, которые на тот момент проходили обучение в различных учебных заведениях Смоленской губернии. Ответ на письмо последовал незамедлительно. Кроме того, в качестве подтверждения приводимых данных к нему была приложена «Ведомость о числе учащихся потомственных дворян в учебных заведениях Смоленской дирекции училищ» [там же]. Согласно этому документу, в Смоленской губернской гимназии в 1844 году обучалось 88 детей потомственных дворян; в Благородном при гимназии пансионе их было 51. Таким образом, общее количество дворянских детей, обучавшихся в этих учебных заведениях, составляло 131 человек [там же, с. 5].

Кроме того, в уездных и приходских училищах Смоленской губернии также получали образование дети менее состоятельных дворян. Уездные и приходские училища не относились к категории элитарных образовательных учреждений. Однако определённое число дворянских детей всё же получали образование в этих учебных заведениях. А именно, по данным, приведённым в той же Ведомости, в Смоленском уездном училище находились на обучении 42 ученика благородного происхождения; в Дорогобужском училище их было 16; в Вяземском - 12, в Гжатском - 8, в Сычёвском - 5, в Бель-ском - 11, в Поречском - 12, в Рославльском - 26. Что касается приходских училищ, то по ним приводились следующие данные: в Смоленском приходском училище обучались 11 детей дворянского происхождения; в Дорогобужском - 12, в Вяземском - 2, в Сы-

чёвском - 1, в Бельском - 5, в Поречском - 4, в Рославльском - 50 [там же, с. 6].

В городе Рославль уже с начала XIX века действовало Дворянское приходское училище, которое, согласно документам, содержалось на средства дворянского сословия. Все учащиеся имели дворянское происхождение, но являлись выходцами из семей мелкопоместных дворян, которые были либо не в состоянии оплачивать обучение своих детей в Смоленской губернской гимназии или в Благородном пансионе, либо не желали отпускать своих детей далеко от семьи. Зачисление в это учебное заведение производилось по результатам открытых испытаний (экзаменов или собеседования), которые проводились в присутствии сторонних наблюдателей. В документах также отмечается, что большое количество учащихся, окончивших Рославльское дворянское приходское училище, всё же в последствии поступали в Смоленские государственные или частные гимназии, чтобы получить диплом учителя и заниматься педагогической деятельностью [11, с. 5-5 об.].

В начале XIX века в Смоленске продолжала действовать мужская классическая гимназия, открытая ещё 22 сентября 1786 года как всесословное и бесплатное Главное народное училище, преобразованное в губернскую гимназию в марте 1804 года. Это было образовательное учреждение повышенного типа с четырёхлетним курсом обучения. В Государственном архиве Смоленской области хранится документ под названием «Историческое описание Смоленской губернской гимназии» [там же, с. 3-9], в котором имеется информация о том, как действовало и какую конечную цель ставило перед собой это образовательное учреждение.

Согласно документам, цель гимназии определялась как предоставление учащимся общего среднего образования, необходимого для поступления в университет или другие высшие учебные заведения. Гимназический курс имел гуманитарную направленность. Обучение в гимназии шло по утверждённым Министерством народного просвещения программам, которые были довольно насыщенными. К основным учебным предметам относились Закон Божий, русский язык и русская словесность, чистописание, алгебра, геометрия, физика, география, история (все-

общая и русская), статистика, философия, латинский язык, право, космография (в VII классе). Новые иностранные языки (немецкий и французский) также изучались в гимназии, но не являлись обязательными дисциплинами. Кроме того, в процессе обучения большое внимание уделялось физическому и эстетическому воспитанию мальчиков. Программой предусматривалось изучение таких «необязательных, но полезных для юношества» предметов, как гимнастика, музыка, танцы и фехтование [9, с. 3-6].

В связи с тем, что количество учащихся в гимназии с каждым годом увеличивалось, с сентября 1847 года три низших класса Смоленской губернской гимназии были разделены на 2 отделения [7, с. 9]. К обучению начали допускаться сыновья не только дворян и государственных чиновников, но также купцов и мещан без предоставления увольнительных свидетельств от обществ, подтверждающих переход из одного сословия в другое с предоставлением определённых прав и свобод [8, с. 10-12].

В 1851 году при Смоленской губернской гимназии было открыто истинно элитарное учебное заведение - Благородный при гимназии пансион, в который принимались исключительно дети из дворянских семей. Учреждая Благородный пансион, государство стремилось уменьшить количество частных гимназий и пансионов, в которых обучались дети дворян, а также ограничить возможность получения домашнего образования и воспитания, поскольку представители Министерства народного просвещения считали его поверхностным, не предоставляющим того объёма знаний, который был обязателен для продолжения учёбы в университетах.

В этом учебном заведении (согласно «Положению о Благородных пансионах, при гимназиях учреждаемых» [5]) дворяне «за умеренную плату. могли дать своим сыновьям приготовительное образование, основанное на главных заповедях дворянства» [там же, с. 10-11]. Целью обучения в Благородном пансионе была подготовка мальчиков к поступлению в университет для получения высшего образования.

Для поступления в Пансион необходимо было сдавать экзамен, по результатам которого производилось зачисление. Курс обучения составлял 5 лет. В учебную программу

были включены предметы, «ближе принадлежащие к образованию высшего сословия»: Закон Божий, законоведение, русский язык, латинский язык, иностранные языки (немецкий и французский), математика, физика, космография, история, естественная история, география [18, с. 2-4]. В Благородном при Смоленской губернской гимназии пансионе обучалось 48 детей (по ведомостям 1851 года), которые были выходцами исключительно из семей потомственных дворян [там же, с. 4-6].

Смоленская губернская гимназия и Благородный пансион прекратили своё существование в 1917 году. Гимназия была преобразована в 6-ю трудовую школу II ступени.

Несмотря на стремление государства сократить количество частных учебных заведений, параллельно с государственными гимназиями возникали частные дворянские гимназии и пансионы, которые содержались на пожертвования дворян. В них воспитанники получали образование, соответствующее гимназическому курсу, но сверх того дополнительно изучали более углублённо французский язык, а также большое внимание уделялось танцам, музыке, фехтованию, верховой езде.

В Смоленске также действовали несколько частных гимназий, в которых обучались дети преимущественно из дворянских семей. Наиболее престижным учебным заведением такого типа, высоко котировавшимся среди смолян, была частная мужская гимназия Н. П. Евневича, которая была открыта 20 августа 1905 года. Здесь обучалось 289 учащихся, из которых 138 были детьми потомственных дворян, 68 сыновей почётных граждан и купцов, 12 выходцев из семей духовенства и 78 мещан и цеховых (ремесленников), а также 6 иностранцев. Именно сюда определил своего сына Бориса владелец двух книжных магазинов в Смоленске М. С. Калинин. Владелец катушечной фабрики британский подданный Эдуард Гергарди также отдал своих сыновей на обучение в это учебное заведение. Эту гимназию предпочёл для своего сына и смоленский раввин, доктор философских наук А. Ю. Фридман. И многие другие обеспеченные и занимающие в городе высокое положение семьи доверяли обучение и воспитание своих сыновей высококвалифицированным учителям этого частного учебного заведения [3, с. 5-8].

Однако главным образом выбор родителей определялся тем, что в этой гимназии основное внимание уделялось изучению физико-математических дисциплин. Здесь имелся оборудованный по последнему слову техники (тех времён) кабинет физики, приспособленный для проведения лабораторных работ. Преподавали физику выпускники Московского университета В. К. Унтилов и А. Р. Эйгес.

Курс обучения в гимназии составлял 8 лет. Учебный процесс обеспечивали 19 преподавателей во главе с директором и инспектором гимназии [13, с. 26, 55]. В число обязательных для изучения предметов входили: Закон Божий (как православного канона, так и римско-католического), русский язык и русская словесность, арифметика, алгебра, география, естествоведение, история (всеобщая и русская), латинский язык, новые иностранные языки (немецкий и французский), физика, чистописание [17, с. 8, 12, 15]. В гимназии функционировали 7 классов: приготовительный и шесть обыкновенных («нормальных»). Из учебновоспитательных учреждений при гимназии действовала ученическая библиотека. В распоряжении педагогов были разнообразные наглядные пособия, необходимые для ведения занятий: коллекции птиц, растений, минералов; гипсовые фигуры, атласы, картины и другие предметы. Как отмечалось в отчёте о деятельности гимназии, занятия в гимназии проходили «совершенно правильно и нормально, не прерываясь никакими инцидентами ни со стороны учащихся, ни со стороны учащих». Деятельность преподавателей была направлена на установление «возможно простых и сердечных отношений между учащими и учащимися, полагая в основу взаимное доверие и любовь к делу». Руководство гимназии регулярно посещало занятия учителей, после чего проводились беседы с учениками, чтобы узнать их интересы, мнения и пожелания [17, с. 4-5].

Задача педагогов (помимо проведения занятий с целью наиболее рационального и успешного прохождения учебной программы) состояла в том, чтобы «возможно лучше познакомиться с учащимися, подметить индивидуальные свойства каждого из них и, сообразно с этим, затрагивая лучшие стороны детской души, влиять на них тем или

иным путём, внушать им любовь к школе, развивать в них чувство долга и приучать к порядку и точному выполнению своих обязанностей». В целях нравственного развития учеников в гимназии устраивались литературные и музыкальные вечера, что «способствовало развитию у учащихся научных и художественных интересов, развивало эстетический вкус и любовь к прекрасному» [17, с. 5 об.].

Кроме того, в гимназии проводились педагогические собрания, на которые приглашались родители учащихся «для совместного с педагогами обсуждения тех или иных вопросов, касающихся жизни учебного заведения, и для более близкого знакомства с индивидуальными свойствами каждого ученика» [там же, с. 6].

Практические занятия в гимназии строились следующим образом: ученики разделялись на группы, каждой из которых давалась определённая задача. Каждый ученик в группе должен был сначала самостоятельно попытаться разрешить эту задачу, производя иногда те или иные опыты. Если же он не мог этого сделать, то решение находилось в процессе обсуждения задания с другими учениками из группы. «Занятия эти имели двоякую цель: с одной стороны, они должны были укрепить в сознании детей проходимый урок, а с другой - приучить их к известной самостоятельности» [там же, с. 55]. Для того чтобы работа не производилась чисто механически, преподаватель «во время урока расспрашивал учеников о предметах и цели их работы. Всё, что делается учениками на практических занятиях, должно быть хорошо записано ими в тетрадях» [там же, с. 55 об.]. Для оказания помощи неуспевающим ученикам в гимназии были организованы вечерние дополнительные занятия по различным предметам.

Помимо классных занятий учителя проводили и внеклассные мероприятия, такие как: чтение образцовых произведений литературы, беседы по естественной истории и географии. Кроме того, «с целью внесения разнообразия в трудовую жизнь учащихся, а также с научной и образовательной целью по воскресеньям и праздникам преподавателями устраивались чтения с туманными картинками, организовывались прогулки на пароходах и по железной дороге, экскурсии

по Смоленску и близлежащим населённым пунктам» [там же, с. 56].

Гимназия Н. П. Евневича отличалась демократизмом. В ней учились дети различных национальностей и вероисповеданий: русские, евреи, поляки и другие. Учителя не обращали внимание на эти факторы, а также на социальный статус родителей. Основной своей задачей они видели развитие способностей ученика, оказание ему помощи в самоопределении. Доказательством этому может служить письмо самого известного выпускника этой гимназии выдающегося математика XX века П. С. Александрова. О своём учителе математики А. Р. Эйгесе он писал: «. я всегда считаю себя обязанным ему в отношении пробуждения и развития моих математических способностей и моего математического образования. Участие А. Р. Эйгеса в моей математической индивидуальности оказалось настолько глубоким, что этот факт вызвал даже некоторый обмен мнений между профессорами Московского университета (в бытность мою студентом указанного университета) и был отмечен в письме Лузина к члену Парижской Академии наук профессору Ж. Адамару по поводу моей научной деятельности» [10, с. 33].

Гимназия Н. П. Евневича была закрыта в 1918 году и преобразована во 2-ю общественную школу. Многие учителя были уволены вследствие их дворянского происхождения. Те же, кого по ходатайству коллег оставили в школе, находились под постоянным контролем новой дирекции школы.

Если мальчиков готовили, главным образом, для службы в военных или гражданских учреждениях, и в соответствии с этим подбирались учебные дисциплины, а также уделялось более пристальное внимание тем или иным аспектам воспитания, то основной целью женских учебных заведений была подготовка хороших жён и матерей семейства, обладающих определённым уровнем знаний и высокими нравственными качествами, знающих правила хорошего тона, владеющих основными навыками ведения хозяйства.

В институтах благородных девиц большое значение придавалось моральному (нравственному) и эстетическому воспитанию, но, однако, не умаляли значения физического и трудового воспитания. Считалось, что с помощью трудовых и физических упражне-

ний отгоняется уныние, лень, грусть, человек сохраняет силу, бодрость духа, хорошее настроение.

Кроме институтов благородных девиц, девочки могли получать образование в женских гимназиях (как государственных, так и частных), которые предоставляли курс полного среднего образования и по окончании выдавали своим выпускницам дипломы учительниц.

По документам Государственного архива Смоленской области, первое светское учебное заведение для девочек в Смоленске было открыто 6 декабря 1861 года. Оно называлось «женским училищем I разряда» и предназначалось для девочек, начиная с восьмилетнего возраста. 18 ноября 1862 года по Указу Императора училищу было присвоено название Мариинского [14, с. 1-6]. Однако долгое время это наименование ему не принадлежало. Только после преобразования училища в гимназию (1870) это учебное заведение стало называться Смоленской Мариинской женской гимназией.

Первоначально гимназия была трёхклассной. Воспитанницы обучались 6 лет по два года в каждом классе. С 1871 года Мариинская женская гимназия стала классической семиклассной гимназией с годичным для каждого класса курсом. Для тех учениц, которые готовили себя к педагогической деятельности, учреждался восьмой дополнительный (педагогический) класс. Обучение в восьмом классе предполагало специальное углублённое изучение педагогики и какой-либо дисциплины (например, иностранного языка, географии, математики и других), преподаванию которой впоследствии выпускницы гимназии собирались посвятить свою профессиональную деятельность. Ученицы восьмого класса проходили педагогическую практику в специальной школе, существовавшей при гимназии [2, с. 1-2].

Изучив ведомости о числе учениц гимназии, об их успеваемости, а также аттестаты выпускниц этого учебного заведения, можно сделать вывод, что учебная программа Смоленской Мариинской женской гимназии значительно расширилась по сравнению с программой училища, на базе которого она возникла. К обязательным для изучения предметам относились следующие: Закон Божий, русский язык (с церковно-славян-

ским) и русская словесность, математика (арифметика, алгебра, геометрия), география (всеобщая и русская), история (всеобщая и русская), естественная история, физика, математическая география, чистописание и рукоделие. Необязательными учебными предметами были новые иностранные языка (французский, немецкий), древние языки (латинский, греческий), педагогика, рисование, музыка, танцы, пение и гимнастика. В гимназии обучалось около 500 девочек, а учебный процесс обеспечивали 22 преподавателя [14, с. 3 об., 4 об., 5].

Выпускницы, окончившие общий и дополнительный курсы гимназии с отличием, получали звание домашних наставниц, а окончившие 8 классов успешно - звание домашних учительниц. Девушки, окончившие только первые (низшие) классы гимназии, по достижении шестнадцатилетнего возраста и при условии исполнения обязанностей помощницы учителя в каком-либо начальном училище могли получить звание учительницы начального училища [2, с. 3-4]. С 1879 года в гимназии стали открываться параллельные отделения. В 1883 году была открыта элементарная школа при восьмом классе.

Поскольку Мариинская гимназия была не в состоянии принять всех желающих получить образование в ней, в 1886 году в Смоленске была открыта женская прогимназия, чтобы «до некоторой степени отвлечь наплыв желающих поступить» [1, с. 16] в существовавшее учебное заведение. Обучение в прогимназии длилось четыре года. Сюда принимались девочки всех свободных состояний: дворянки, дочери мещан, купцов и духовенства, а также крестьяне. В качестве основной цели обучения прогимназия выдвигала предоставление девочкам основ образования, развитие их нравственных качеств. По окончании прогимназии желающие могли продолжить обучение в Смоленской Мариинской гимназии [там же, с. 19-20].

В 1901 году попечительный совет прогимназии выступил с предложением преобразовать это учебное заведение в полноценную гимназию, чтобы «дать возможность окончить полный курс учения тем ученицам, которые прошли уже половину его» [там же, с. 16 об.]. Однако главным препятствием для такого преобразования являлась

нехватка учебных помещений. С собственником дома, где размещалась прогимназия (старостой купеческого общества П. Ф. Ланиным), были проведены переговоры, в результате которых было решено соорудить пристройку к имеющемуся зданию. И в течение года был построен новый трёхэтажный корпус. С 1 июля 1902 года это учебное заведение стало называться 2-й Смоленской женской гимназией. В 1910 году в ней обучалось 700 девочек. Но это учебное заведение просуществовало недолго. Уже в 1917 году оно было упразднено. В том же году была закрыта и Смоленская Мариинская женская гимназия.

Помимо государственных женских учебных заведений существовали также частные гимназии для девочек. Наиболее значимыми из них являлись частные гимназии Е. И. Ро-винской и Е. Г. Швиттау.

Смоленская частная женская гимназия Е. И. Ровинской была открыта в 1907 году. В ней обучалось более 200 девочек всех свободных состояний. Курс обучения был разделён на восемь классов [16, с. 4]. Учебная программа включала как обязательные, так и необязательные для изучения предметы. К обязательным учебным предметам относились: Закон Божий, русский язык, математика, география, математическая география, история, естественная история, физика, чистописание, рукоделие, методика арифметики, методика начального обучения русскому языку, педагогика, латинский язык и логика (последние три дисциплины изучались в старших классах гимназии, то есть в VII и VIII). В группу необязательных предметов входили иностранные языки (немецкий, французский) и рисование [там же, с. 8-27]. Это учебное заведение существовало до 1918 года.

Е. Г. Швиттау окончила гимназию в Петербурге. С 1898 по 1902 год она работала сельской учительницей Раткевищенской школы Смоленского уезда. В 1902 году ей было разрешено открыть в Смоленске начальное училище для девочек свободных состояний, которое через четыре года (1906) было преобразовано в частную женскую гимназию. Проанализировав архивные документы (ведомости успеваемости учащихся, классные журналы гимназии), можно сделать вывод, что программа обучения

в этом учебном заведении ничем не отличалась от учебной программы гимназии Е. И. Ровинской. Их списки учебных дисциплин аналогичны [15, с. 4-22]. К 1917 году, когда это учебное заведение было закрыто, при нём работали «две приготовительные школки и восьмой педагогический класс» [12, с. 68].

После Великой Октябрьской социалистической революции все учебные заведения повышенного типа (как государственные, так и частные) в Смоленске были либо вовсе упразднены, либо преобразованы в общественные, трудовые и советские школы. В них разрешено было обучаться детям из различных социальных слоёв. Преподававших в гимназиях и пансионах педагогов увольняли, лишая права заниматься педагогической деятельностью, или же позволяли им остаться в школе, но под пристальным вниманием нового руководства и только за особые заслуги на педагогическом поприще и по ходатайству коллег. Следовательно, можно сказать, что развитие элитарного образования на Смоленщине было искусственно приостановлено на довольно длительное время.

Изучив архивные документы, а также мемуарные источники, можно сделать вывод, что, вне зависимости от профиля учебного заведения, сквозной задачей воспитания и образования в каждом из них было развитие общекультурного уровня человека, что способствовало созданию слоя высокообразованных людей, а позднее - русской интеллигенции.

Библиографический список

1. 2-я Смоленская женская гимназия. Книга входящих бумаг (1890) // Государственный архив новейшей истории Смоленской области (ГАСО). Ф. 80. Оп. 1. Д. 161.

2. Аттестаты Ивановой Е. Н. и Синяковой А. В. об окончании ими Смоленской женской гимназии. Подлинники и копии // ГАСО. Ф. 80. Оп. 1. Д. 164.

3. Ведомость о числе классов и числе учащихся в 1913 году Смоленской мужской гимназии Н. П. Евневича // ГАСО. Ф. 79. Оп. 1. Д. 84.

4. Вершинин В. А. Аристократическое воспитание: история или современность? // Домашнее воспитание. - 2000. - № 4. - С. 22-25.

5. Дело о комплектовании штата Смоленской губернской гимназии // ГАСО. Ф. 45. Оп. 1. Д. 89.

6. Дело о предоставлении сведений о количестве потомственных дворян, находящихся в учеб-

ных заведениях // ГАСО. Ф. 45. Оп. 1. Д. 620.

7. Дело о разделе 3-х низших классов Смоленской гимназии на 2 отделения // ГАСО. Ф. 45. Оп. 1. Д. 74.

8. Дело о разрешении купеческим и мещанским детям обучаться в гимназии без увольнительных свидетельств // ГАСО. Ф. 45. Оп. 1. Д. 18.

9. Дело о составлении программ преподавания учебных предметов в Смоленской гимназии и уездных училищах на 1845-46 гг. (расписание занятий, распределение уроков и отношения) // ГАСО. Ф. 45. Оп. 1. Д. 63.

10. Именные списки служащих частной мужской гимназии Н. П. Евневича // ГАСО. Ф. 79. Оп. 1. Д. 87.

11. Историческое описание Смоленской губернской гимназии // ГАСО. Ф. 45. Оп. 1. Д. 66.

12. Мануилова И. Б. Гимназисты, гимназистки и их наставники. Из повседневной жизни Смоленска на рубеже XIX-XX веков. - Смоленск: Маджента, 2008. - 96 с.

13. Сведения об учительском персонале гимназии Н. П. Евневича // ГАСО. Ф. 79. Оп. 1. Д. 137.

14. Смоленская Мариинская женская гимназия. Проект положения о женском училище I разряда в гор. Смоленске (10^ - 1860) // ГАСО. Ф. 829. Оп. 1. Д. 1.

15. Смоленская частная женская гимназия Е. И. Ровинской. Ведомость об успехах и поведении учениц (Ш-УШ классы) . 1917-1918 гг. // ГАСО. Ф. 81. Оп. 1. Д. 16.

16. Смоленская частная женская гимназия Е. Г. Швиттау. 1910-1918 гг. // ГАСО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 18.

17. Смоленская частная мужская гимназия Н. П. Евневича. О предоставлении отчёта о состоянии гимназии и вообще сведений, касающихся гимназии // ГАСО. Ф. 79. Оп. 1. Д. 8.

18. Смоленский при Гимназии Благородный пансион. Ведомости об успеваемости учащихся пансиона за 1854-1855 учебный год // ГАСО. Ф. 407. Оп. 1. Д. 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.