Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №3, Том 10 / 2022, No 3, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-3-2022.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 18PDMN322.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Фамилия, И. О. Привилегированное военное братство как исток становления и развития кадетского образования / Т. А. Цквитария, И. В. Аханов // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 3. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN322.pdf
For citation:
Tskvitariya T. А., Akhanov I.V. Privileged military fraternity as the source of formation and development of cadet education. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(3): 18PDMN322. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN322.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
Цквитария Татьяна Александровна
ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Ростов-на-Дону, Россия
Доцент кафедры «Педагогики» Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: soiskatel2005@mail.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=510539
Аханов Игорь Владимирович
ЧОУ ВО» Западно-Уральский институт экономики и права», Пермь, Россия Старший преподаватель кафедры «Гражданского, уголовного и государственного права»
E-mail: statyastatya@gmail.com РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=949606
Привилегированное военное братство как исток становления и развития кадетского образования
Аннотация. Статья посвящена изучению специфики формирования рыцарского братства и кодекса поведения рыцарей. Авторы, изучая педагогическое наследие методологов кадетского и военного образования делают вывод, что существуют глубинные процессы взаимосвязи современной системы кадетского образования в части понимания кодекса чести офицера и его беззаветного служения Отечеству с социокультурными традициями и идеалами такого военного братства, как рыцарство. Осуществлен анализ работ авторов, относящихся к теме формирования рыцарства как культурной универсалии традиционных обществ. Анализ показал особенности морально-нравственных императивов рыцарей. А также представлены выявленные ценности и постулаты рыцарского кодекса поведения. Раскрыта специфика ценностей, составляющих рыцарское поведение: человек высоких моральных принципов, соблюдающий верность в дружбе, проявляющий храбрость, благородство и учтивость. В результате работы с материалами по теме исследования, авторами проанализирована необходимость возникновения боевого рыцарского братства и потребность в воспитании новых членов рыцарской общины через сложный симбиоз таких социальных и нравственных факторов, как: общество с жесткой иерархией, с выделением элитарного военного сословия; значимость аристократизма как политического, этического и эстетического идеала; практика целенаправленного духовного воспитания; утверждение ценности личного долга, доблести и чести. Авторы считают, что рыцарство как социокультурный феномен являются знаковой фигурой Средневековья с определенным кодексом чести, социальными функциями, что позволяет рассматривать ту систему воспитания и образования, которая обеспечивала формирование данного феномена личности, как носителя рыцарской культуры в качестве истоков появления другого культурно-исторического феномена — кадетство.
Ключевые слова: рыцарь; кодекс чести; кадет; рыцарское братство; военное братство; кадетское образование
Феномен кадетского образования сегодня недостаточно внимательно изучен в педагогических исследованиях. Вместе с этим, объективно, кадетское образование представляет собой довольно значительное явление в истории военно-учебных заведений России, да и в истории российского просвещения в целом. Кадетские образовательные учреждения исторически заняли место первичной ступени в подготовке офицеров и гражданских служащих. Особую роль в духовной жизни страны всегда играл офицерский корпус, неотъемлемыми качествами которого выступали высокий интеллект, эстетическая культура, непреложное следование кодексу чести. Педагогический опыт, накопленный в практике функционирования кадетских корпусов, выходит далеко за рамки исключительно военной сферы. Известно, что в период обучения кадеты получали, прежде всего, специальные военные знания, воспитывались в условиях принадлежности к военному братству и получали широкое гражданское образование. Российские офицеры — воспитанники кадетских корпусов являлись гордостью нации и выразителями национального самосознания и национального духа. Многолетнее непрерывное пребывание в стенах корпусов накладывало неизгладимый отпечаток на воспитанников, созданная в них культурно-образовательная среда с первых дней воинской службы формировала определённую систему ценностей, характер и личностные качества будущих офицеров, воспитывала в них способность к нравственной рефлексии, являющейся высшей целью образования. В современной структуре системы образования существует концепция кадетского образования, которую рассматривают как одну из форм целенаправленной социализации подрастающего поколения, формирования компетенций, необходимых для гражданской и военной государственной службы. В нашем большом исследовании рассматриваются вопросы развития вариативных моделей организации кадетского образования, формирования интегративных связей различных элементов системы подготовки кадет, проблематика историко-педагогического дискурса в рамках кадетского образования, особенности современной модели подготовки кадет. В процессе научных изысканий мы пришли к пониманию, что современное кадетское образование позиционируется как следствие становления и развития привилегированного военного братства.
Изучение проблемы становления и развития кадетского образования определило необходимость провести анализ исторического развития системы подготовки кадет в Европе. Возникновение и развитие кадетского образования восходит к опыту создания специальных закрытых образовательных структур для детей дворянства, которые поступали на службу к королю, их называли кадетами. Понятие этимологически связано с французским языком, которое переводится как «младший, несовершеннолетний». История кадетских корпусов берет свое начало с момента учреждения первых рыцарских академий и кадетских школ в Европе.
Кадетские корпуса представляют собой уникальное явление военной и социокультурной истории России. Возрождённые и вновь созданные российские кадетские корпуса в современной России испытывают настоятельную потребность в изучении истории родственных им дореволюционных военно-учебных заведений с целью использования их наработанного десятилетиями опыта в организации современной военно-педагогической деятельности.
Обращаясь к истокам возникновения институциональной системы подготовки воинов в условиях принадлежности к определенному сословию, военному братству и ценностному кодексу, мы пришли к выводу, что подобные идеи берут свое начало в рыцарской культуре.
Введение
Цель исследования состоит в изучении специфики формирования рыцарского братства и кодекса поведения рыцарей.
Методы исследования. При выполнении исследования были использованы следующие методы: анализ научных и литературных источников, систематизация материала, анализ, классификация, обобщение.
Результаты исследования
Первые работы по историко-педагогической проблематике военных учебных заведений появились ещё во второй трети XIX века. В них содержались биографические сведения об известных преподавателях кадетских корпусов, выпускниках, некоторые сведения по истории возникновения и функционирования учебных заведений. Изучение педагогического наследия методологов кадетского и военного образования позволило выявить существующие глубинные процессы взаимосвязи современной системы кадетского образования в части понимания кодекса чести офицера и его беззаветного служения Отечеству с социокультурными традициями и идеалами такого военного братства, как рыцарство [1-3].
Обращение к опыту создания системы рыцарского образования и воспитания объясняется тем, что рыцарство имело четко структурированную систему ценностей и норм, которые составляли идеал служения королю и Отечеству. Был разработан и институализирован кодекс рыцаря, представлявшего своеобразный идеал воина в контексте становления рыцарской культуры. В качестве ценностей, составляющих рыцарское поведение исследователи выделяют следующие ценностные характеристики: человек высоких моральных принципов, соблюдающий верность в дружбе, проявляющий храбрость, благородство и учтивость [4-6].
Требования времени и насущная необходимость феодальных отношений средневекового мира породило возникновение рыцарского сословия и рыцарского воспитания — воспитание человека, социальной функцией которого является война. Формирование сословного самосознания воина, усвоение аристократического образца отношения к жизни, целенаправленного духовного воспитания являются основными характеристиками процесса рыцарского воспитания. Социально-исторический ландшафт бытования рыцарского сословия во многом определил и культурные идеалы, и модели поведения его членов в соответствии или в разладе с этими культурными образцами [7]. Для единения, бытия и взращивания новых членов рыцарской общины был необходим сложный симбиоз таких социальных и нравственных факторов, как:
• общество с жесткой иерархией, с выделением элитарного военного сословия;
• значимость аристократизма как политического, этического и эстетического идеала;
• практика целенаправленного духовного воспитания;
• утверждение ценности личного долга, доблести и чести.
Демонстрировали свое мастерство, состязались в ловкости и силе воины на турнирах. Вместе с тем, рыцарские турниры служили способами поддержания боевой готовности дворян, турниры рассматривались как тренировки. Кроме того, рыцарский турнир — это место где участники могли показать свою удаль [8; 9].
Войну рыцари воспринимали как своего рода спортивное состязание, проходящее по определенным правилам, но со смертельным исходом. Исследователи считают, что в представлении простого рыцаря отдельное сражение напоминало групповой турнир с
куртуазным отношением к благородному противнику и возможностью взять выкуп с пленного. Английские короли, воюя с шотландцами и валлийцами, стали рассматривать сражение не как большой рыцарский турнир, а как взаимодействие различных родов войск и продумывать тактику их применения. Кроме того, от противника нельзя было ожидать «куртуазной» войны [10].
Рыцарство как социальная группа в Х1-Х11 вв. получила свое институциональное оформление на всей территории Западной Европы. Они получали статусное закрепление в рыцарском ордене, который координировал оборонную и боевую подготовку как самостоятельная религиозная и гражданская организация.
Таким образом, рыцари становятся первыми профессиональными воинами. За верную службу они получали от своего сюзерена материальное вознаграждение, социальные привилегии, причислялись к высшему социальному сословию. В собственности рыцаря находились земельные наделы, они имели титулы и гарантированное право передать их по наследству. Сыновья становились рыцарями по праву наследования.
Одним из важнейших маркеров рыцарства в обществе была особая культура, которая формировалась в процессе отбора определенных ценностей и механизмов взаимодействия в закрытом военном сообществе. Этот процесс оформлялся на основе создания и наполнения кодекса рыцаря. Кодекс прописывал законы и правила, которые беспрекословно должен был выполнять рыцарь в обществе и на службе своему сюзерену. В рыцарский кодекс были включены моральные принципы и правила поведения, которые характеризовали рыцаря как представителя особой социальной группы. Кодекс рыцарской чести предписывал не только нормы профессионального и этического поведения, в нем отводилось большое внимание важной составляющей данного кодекса, связанной с регламентацией норм гендерного поведения. «Рыцарский кодекс чести — один из первых мужских кодексов поведения, который формировался в течение нескольких столетий эпохи Средневековья. Впоследствии данный мужской кодекс поведения стал основой для кодекса джентльменов, скаутов, ковбоев и т. д.».1
Исследователи истории Средних веков указывают на следующее положение, что «разработанный кодекс рыцарской чести предписывал сложные процедуры и соблюдение этикета, отход от которого даже в мелочах мог уронить достоинство рыцаря в глазах других членов привилегированного класса. Рыцарская мораль не требовала от феодала подобного же отношения к непривилегированным, но в своей среде рыцарь должен был постоянно заботиться о ненарушении норм поведения» [11-13].
Приведем несколько догм-утверждений рыцарского кодекса поведения, реконструированных исследователями:
• ты должен верить в учение церкви и следовать ее указаниям;
• ты должен защищать церковь;
• ты должен уважать слабых и выступать их защитником;
• ты должен любить свою страну, в которой ты рожден;
• ты не должен отступать перед противником;
• ты должен беспрерывно воевать против отступников, не щадя их;
1 Федоров Е.Е. Рыцарство — этический кодекс поведения / Е.Е. Федоров. — URL: https://fedoroff.net/publ/history/istoriya/ricarskiy_kodeks_i_chest/90-1-0-29 (дата обращения: 04.04.2022).
• ты должен четко выполнять свои феодальные повинности, если это не противоречит божьим заповедям;
• ты не должен лгать и должен оставаться верен данному тобой слову;
• ты должен быть щедрым и проявлять щедрость ко всем;
• ты должен быть всегда и везде борцом за правое дело и за добро против
2
несправедливости и зла.
В приведенных постулатах кодекса рыцаря, который являлся социокультурным договором, содержится идеал образа рыцаря, который является необходимым условием существования рыцарства как сообщества военных профессионалов.
В соответствии с Кодексом чести рыцаря, был сформирован свод законов и правил, который представлял определенную систему ценностей. К базовым ценностям рыцарства относятся следующие добродетели: верность, честность, честь, сила, доблесть, щедрость, справедливость.
Наличие в образе рыцаря перечисленных составляющих делает его знаковой фигурой Средневековья и позволяет рассмотреть ту систему воспитания и образования, которая обеспечивала формирование данного феномена личности, как носителя рыцарской культуры.
Как указывают исследователи, Средневековые общество и культура образуют целостность с Рыцарским идеалом, «сотканного из возвышенных чувств и пестрых фантазий» [14, с. 83]. Поэтому, по мнению Хезинга, феномен рыцарства, рыцарского идеала невозможно было бы сделать жизненным идеалом на период нескольких столетий, если бы оно не транслировало высокие социальные ценности [14].
Подводя итоги, считаем, что средневековое рыцарство может быть обозначено как сословие, социальный слой, в котором воедино интегрируются военные, аристократические и религиозные составляющие.
Заключение
Таким образом, изучение специфики формирования рыцарского братства и кодекса поведения рыцарей позволило нам проследить исторически сложившиеся варианты формирования привилегированных военных братств. Существование каждого сообщества (социальной, этнической профессиональной группы) определяется различными законами, правилами, принципами, которые способствуют регуляции поведения внутри этого сообщества и которые, соответственно, называются кодексами поведения.
На наш взгляд, именно рыцарский кодекс чести явился предтечей формирования кадетских кодексов чести. Сегодня именно систему кадетского образования рассматривают как одну из форм целенаправленной социализации подрастающего поколения, как процесс обучения и воспитания граждан, формирования убеждений и компетенций, необходимых для гражданской и военной государственной службы.
2 Голодова Е.Ю. Рыцарский кодекс поведения: динамика лингвокультурных ценностей (на материале английского языка): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.12. — Волгоград, 2015 — 197 с. — URL: https://vspu.ru/sites/default/files/disfiles/dissertations/dissertaciya_golodovoy_e.yu_..pdf (дата обращения: 04.04.2022).
Страница 5 из 7
18PDMN322
ЛИТЕРАТУРА
1. Асриев А.Ю. Система кадетского образования и подготовка молодежи к военной службе / А.Ю. Асриев, Ю.В. Трубин // Гуманитарные исследования. — 2014, № 2(3). — С. 94-97. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21970282 (дата обращения: 04.04.2022).
2. Жукова Е.Ю. Генезис системы кадетского образования в России / Е.Ю. Жукова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2011, № 1(6). — С. 72-78.
3. Khoronko L., Tskvitariya T., Akhanov I. Cadets' axiological basics of formation of civil identity / L. Khoronko, T. Tskvitariya, I. Akhanov // E3S Web of Conférences. 8. Сер. "Innovative Technologies in Science and Education, ITSE 2020". — 2020. — С. 19006. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45049362 (дата обращения: 04.04.2022)
4. Брайант А. Эпоха рыцарства в истории Англии / пер. с англ. Т.В. Ковалёва, М.Г. Муравьёва. — СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. — 578 с.
5. Булфинч Т. Средневековые легенды и предания о рыцарях / пер. с англ. К. Лукьяненко. — Екатеринбург: У-Фактория, 2006. — 528 с.
6. Лестев А.Е. Морально-нравственные императивы рыцарей суверенного военного мальтийского ордена / А.Е. Лестев // Культура и искусство. — 2015, № 4. — С.407-412.
7. Орлова Е.И. Рыцарство как культурная универсалия традиционных обществ / Е.И. Орлова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2008, № 3(27). — С. 21-25.
8. Головачев И.В. История развития рыцарского турнира / И.В. Головачев // Мировая наука. — 2020, № 7(40). — С. 160-165.
9. Сидоров Н.В. Значение турниров и турнирных поединков в формировании европейского рыцарского сословия / Н.В. Сидоров // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Исторические науки. — 2016, № 2(22). — С. 74-78.
10. Калмыков В.С. Проблемы военной истории. От Античности до Нового времени. Очерки: Монография / В.С. Калмыков — Москва: МПГУ, 2017. — 80 с.
11. Гуревич А.Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы / А.Я. Гуревич. — СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2007. — 544 с.
12. Кин М. Рыцарство / М. Кин. — М.: Научный мир, 2000. — 520 с.
13. Руа Ж.Ж. История рыцарства / пер. Г. Веселкова. — М.: Эксмо, 2007. — 448 с.
14. Хейзинга Й. Осень Средневековья / Й. Хейзинга. Издательство: Айрис-Пресс, 2004 г. — 544 с.
Tskvitariya Tatyana Álexandrovna
«Rostov State Medical University» Ministry of Health of the Russian Federation, Rostov-on-Don, Russia
E-mail: soiskatel2005@mail.ru RSCI: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=510539
Akhanov Igor Vladimirovich
West Ural Institute of Economics and Law, Perm, Russia E-mail: statyastatya@gmail.com RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=949606
Privileged military fraternity as the source of formation and development of cadet education
Abstract. The article is devoted to the study of the specifics of the formation of the brotherhood of knights and the code of conduct of knights. The authors, studying the pedagogical heritage of the methodologists of cadet and military education, conclude that there are deep processes of interconnection between the modern system of cadet education in terms of understanding the officer's code of honor and his selfless service to the Fatherland with the socio-cultural traditions and ideals of such a military brotherhood as knighthood. An analysis of the authors' works related to the formation of chivalry as a cultural universal of traditional societies has been carried out. The analysis showed the features of the moral imperatives of the knights. It also presents the identified values and postulates of the knightly code of conduct. The specifics of the values that make up knightly behavior are revealed: a person of high moral principles, faithful in friendship, showing courage, nobility and courtesy. As a result of working with materials on the research topic, the authors analyzed the need for the emergence of a combat knightly brotherhood and the need to educate new members of the knightly community through a complex symbiosis of such social and moral factors as: a society with a rigid hierarchy, with the allocation of an elite military estate; the importance of aristocracy as a political, ethical and aesthetic ideal; practice of purposeful spiritual education; affirmation of the value of personal duty, valor and honor. The authors believe that chivalry as a socio-cultural phenomenon is an iconic figure of the Middle Ages with a certain code of honor, social functions, which allows us to consider the system of upbringing and education that provided the formation of this personality phenomenon as a carrier of chivalrous culture as the origins of another cultural and historical phenomenon — kadetstvo.
Keywords: knight; code of honor; cadet; brotherhood of knights; military brotherhood; cadet education