Приватизация государственной собственности считалась, по планам российских реформаторов, необходимой и главной составляющей успешного перехода страны к рыночным отношениям. Исследованы особенности данного процесса в Республике Бурятия, проанализированы результаты приватизации и причины того, что она не дала ощутимого экономического эффекта.
Приватизация в Республике Бурятия в 1991-1994 гг.
О. Б. ДАШИНАМЖИЛОВ,
Институт истории СО РАН,
Новосибирск
E-mail: Odon@bk.ru
Раздел государственной собственности
К концу 1991 г. в Бурятии располагалось 1071 предприятие со стоимостью основных фондов в 12,22 млрд руб., из них в компетенции органов управления БССР находилось 4,8%1. Базовым нормативным актом для их раздела между центром и регионами стало постановление Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, и муниципальную собственность».
В первую группу вошли, например, оборонные производства, ресурсы континентального шельфа, историко-культурные и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, высшие учебные заведения, Академия наук и пр. Вторую группу составили предприятия всех отраслей, которые занимали доминирующее положение на российском или местном рынке товаров и услуг, крупнейшие хозяйствующие
1 Национальный архив Республики Бурятия (НАРБ). Ф. 475. Оп. 1. Д. 3440. Л. 94.
© ЭКО 2008 г.
субъекты (со среднегодовой стоимостью основных фондов на 1 января 1992 г. более 200 млн руб. или численностью занятых более 10 тыс. чел.), атомное и энергетическое машиностроение, рыбопромысловая промышленность и пр. К муниципальной собственности было отнесено имущество, которое находилось в ведении соответствующего городского, районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов, жилищный и нежилой фонд, жилищно-эксплуата-ционные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты и пр.
Таким образом, в подчинение республики могла перейти собственность, которая либо не входила в три вышеуказанные категории, либо была причислена ко второй категории. Региональные органы власти должны были предоставить свои предложения федеральному центру, где по ним принимались решения. Передача в компетенцию территорий предприятий, занимающих доминирующее положение на российском или местном рынке товаров, производилась правительством России по согласованию с Государственным комитетом РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур2.
В результате в республике к федеральной собственности были отнесены: электроэнергетика, железнодорожный транспорт, связь, радио и телевидение, часть автомобильных дорог, наиболее крупные производства, поставляющие в федеративно-республиканский фонд не менее 25% продукции (например, локомотивно-вагоноремонтный завод, Улан-Удэнское авиастроительное объединение, приборостроительный завод). Колхозы, совхозы, предприятия агропромышленного комплекса, НИИ, проектно-конструкторские организации и некоторые крупные заводы (например, «Теплоприбор», «Электромашина» и тонкосуконная мануфактура) теперь подчинялись министерствам и ведомствам Бурятии. Соотношение республиканской и федеральной собственности оказалось примерно равным. Распределение государственного имущества требовало долгих процедур согласования между разными уровнями власти и продолжилось после 1992 г.
2 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 3. С 93.
РЕГИОН
2*
К концу 1991 г. участились случаи спонтанного присвоения собственности. В этой связи 28 ноября 1991 г. был принят республиканский закон о приватизации, определявший, что в отношении общесоюзного и российского имущества разгосударствление будет осуществляться вышестоящими органами управления, а в отношении республиканских предприятий -Государственным комитетом БССР по управлению имуществом и Республиканским фондом государственного имущества; коммунальная собственность будет приватизироваться органами, уполномоченными местными Советами народных депутатов3.
Правом приобретать собственность наделялись граждане и юридические лица, зарегистрированные на территории Бурятии. Отдельным пунктом оговаривалось, что в уставном капитале потенциальных покупателей доля государства, местных Советов, общественных фондов должна составлять не более 25%. В целях предотвращения «увода» предприятий из республики ее граждане и созданные ими юридические лица получили преимущественные права. Однако эти привилегии не распространялись на покупки имущества по конкурсу или на аукционе. Заявка на приватизацию должна была подаваться инициаторами в Госкомимущества республики, где она могла рассматриваться только при наличии подписей не менее половины членов трудового коллектива. При положительном решении создавалась комиссия, которая составляла план мероприятий, согласовывала его с местным Советом народных депутатов и работниками. В случае его отклонения члены комиссии обязаны были предложить другой вариант. При повторном отклонении дальнейшую судьбу предприятия решал соответствующий орган управления государственным имуществом.
Были определены формы и способы приватизации. Для защиты прав трудовых коллективов им были предоставлены льго-ты4. Работники государственных или коммунальных хозяйствующих субъектов, которые преобразовывались в коллективные предприятия и акционерные общества, получили право приобрести акции (паи) на льготных условиях. Кроме того, им полагалась рассрочка на три года с момента регистрации нового
3 НАРБ. Ф. 475. Оп. 1. Д. 3443. Л. 168; Д. 3440. Л. 85.
4 НАРБ. Д. 3439. Л. 62-79.
юридического статуса. Льготы по приобретению ценных бумаг распространялись также и на проживающих в республике бывших работников, вышедших на пенсию, в том числе инвалидов. По примеру других республик в Бурятии был создан Фонд республиканского имущества - неправительственный орган, государственная финансовая компания, которая должна была действовать на коммерческих началах и выступать в роли продавца предприятий.
Приватизация в 1992 г.
В целях ускорения процесса денационализации экономики 29 декабря 1991 г. президентом РФ был подписан указ, утверждавший программу приватизации. В число объектов государственной собственности, разгосударствление которых в 1992 г. считалось обязательным, вошли 60% предприятий легкой и пищевой промышленности, 35% - строительства, 50% - промышленности строительных материалов и оптовых баз и т. д. Региональным органам государственного управления и местной администрации было дано задание в месячный срок разработать аналогичные территориальные программы5. Соответствующий документ был разработан Государственным комитетом по управлению имуществом и Фондом республиканского имущества БССР, представлен Верховному Совету и утвержден 11 февраля 1992 г.
В целом по Бурятии стоимость приватизируемого имущества составила 465 млн руб. Обязательной реорганизации подлежали предприятия, в наибольшей степени влияющие на формирование и функционирование рыночной инфраструктуры, чья неэффективная деятельность сдерживала темпы развития экономики. На первом этапе (1-Ш кварталы 1992 г.) данный процесс коснулся объектов, для которых истекли нормативные сроки - оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания; осуществляющих первичную обработку сельскохозяйственной продукции; незавершенного строительства. На втором этапе (со II полугодия 1992 г.)
5 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 3. С. 99-118.
приватизировались предприятия строительства и промышленности стройматериалов, легкой и пищевой индустрии, автотранспортные и авторемонтные (табл. 1).
Таблица 1
Приватизация предприятий в Республике Бурятия по отраслям, 1992 г.
Отрасль % от общего числа предприятий Стоимость, млн руб.
Легкая 60 65
Пищевая 50 90
Строительство 35 100
Строительные материалы 50 55
Производственно-техническое обеспечение сельского 60 10
хозяйства
Автотранспорт 60 30
Розничная торговля 60 55
Оптовая торговля 50 12
Общественное питание 50 30
Бытовое обслуживание 60 25
Источник: НАРБ. Ф. 475. Оп. 1. Д. 3488. Л. 5.
Программой были установлены нормативы для районов и городов, наложен запрет на передачу в частную собственность земли, водных ресурсов, лесного фонда, воздушного пространства, охраняемых или особым образом используемых территорий и пр. Отдельный пункт был посвящен хозяйствующим субъектам, разгосударствление которых не допускалось до принятия соответствующих нормативных актов, - добывающей промышленности, производств, занимающих доминирующее положение на рынке, изготовителей систем и элементов любых видов вооружений, организаций и учреждений гражданской обороны и мобилизационного назначения и пр.
Способ приватизации
Конкретный способ приватизации определялся Комитетом по управлению имуществом, обязательными минимальными
заданиями, отраженными в программе, и нормативными актами, утвержденными Советом министров БССР (табл. 2).
Таблица 2
Критерии определения способов приватизации в Республике Бурятия
Отрасль Способ приватизации
коммерческий конкурс продажа акций после преобразования предприятия в АО аукцион
Торговля, общественное питание, бытовое и коммунальное обслуживание, розничная сеть «Роспечать», автотранспорт Не более 70% предприятий по решению соответствующего местного Совета народных депутатов Стоимость основных фондов свыше 1 млн руб. Остальные предприятия
Деревообрабатывающая, лесная, полиграфическая, легкая и пищевая промышленность, металлообработка и машиностроение, строительство При численности персонала до 200 чел., по решению Комитета по управлению имуществом При численности персонала свыше 200 чел. При численности персонала до 200 чел. по решению Комитета по управлению имуществом
Морской и речной транспорт Отдельные плавсредства
Гостиничное хозяйство Вместимость до 100 мест Вместимость свыше 100 мест
Переработка сельхозпродукции, производство стройматериалов Стоимость основных фондов до 1 млн руб. Стоимость основных фондов свыше 1 млн руб. Прочие отрасли
Стоимость основных фондов свыше 1 млн руб. По решению соответствующих комитетов по управлению имуществом По решению соответствующих комитетов по управлению имуществом
Источник: НАРБ. Ф. 475. Оп. 1. Д. 3488. Л. 6-7.
Льготы трудовым коллективам
Трудовым коллективам предоставлялись следующие льготы.
1. При акционировании государственного или муниципального предприятия:
• единовременная безвозмездная передача работникам именных привилегированных акций, составляющих 25% величины уставного капитала акционерного общества, но не более 20 минимальных размеров месячного заработка в расчете на одного работника;
• продажа работникам, включая пенсионеров и лиц, имеющих право вернуться на прежнее место работы, обыкновенных акций со скидкой 30% от их номинальной стоимости плюс предоставление рассрочки на один год. Номинальная стоимость такого пакета не могла превышать 10% от величины уставного капитала и составлять в расчете на одного человека более шести минимальных размеров месячной зарплаты. Акции сверх установленной суммы могли быть проданы трудовому коллективу только на общих основаниях (на аукционах или рынке ценных бумаг);
• ограничения на продажу акций, приобретаемых на льготных условиях или получаемых безвозмездно, не устанавливались (ранее введенные ограничения отменялись);
• при продаже на рынке ценных бумаг, принадлежащих государству или местным Советам народных депутатов, акционерных обществ, создаваемых путем преобразования государственных и муниципальных предприятий, 10% поступивших средств зачислялось на личные лицевые счета приватизации их работников.
2. При продаже предприятий, а также имущества ликвидируемых объектов по конкурсу или на аукционах:
^ товариществу (акционерному обществу), объединяющему не менее трети списочного состава работников, при его покупке (кроме случаев выкупа арендованного имущества) предоставлялась скидка в размере 30% от продажной цены и рассрочка платежа на один год. При этом сумма первоначального взноса не могла быть менее 30%;
^ работникам, не вошедшим в число покупателей предприятия, выплачивалось 10% от цены, но не более шести минимальных размеров месячного заработка в расчете на одного человека.
3. Должностным лицам администраций приватизированных предприятий (руководителям и их заместителям) предоставлялось право (опцион) на приобретение акций в размере 10% от величины уставного капитала по номинальной стоимости, но не более 4% одному лицу.
Иностранные инвесторы
В программе подробно оговаривались условия участия иностранных инвесторов. Присутствие зарубежного капитала поощрялось при коммерциализации предприятий торговли, общественного питания и автотранспорта на условиях инвестиционных коммерческих конкурсов, разгосударствлении убыточных производств, законсервированных объектов, незавершенного строительства и др. В перечень предприятий, в приватизации которых разрешалось участие иностранных инвесторов, по решению правительства республики были включены крупнейшие хозяйствующие субъекты народного хозяйства (с балансовой стоимостью основных фондов более 200 млн руб. или численностью занятых более 10 тыс. чел.); объекты, занимающие доминирующее положение на рынке; организации, осуществляющие страховую и посредническую деятельность, связанную с движением ценных бумаг.
В целях более полного учета отраслевых особенностей министерствам и ведомствам разрешалось участвовать в разработке типовых условий заключения сделок, направлять своих представителей в состав комиссий по разгосударствлению подведомственных им предприятий.
Дополнительные льготы
Программа приватизации, разработанная в Бурятии, по своим основным положениям мало отличалась от российской. Тем не менее трудовые коллективы и директорский корпус были обеспокоены возможностью приобретения контрольных
пакетов акций лицами, не являющимися работниками предприятий. Руководство России было вынуждено пойти навстречу их требованиям, и 11 июня 1992 г. Верховным Советом РФ был принят расширенный закон, в котором вводились дополнительные льготы6.
Соответствующие изменения в нормативные акты республики были внесены 13 августа 1992 г. Например, не допускалось создание органами управления любых уровней акционерных обществ (в том числе холдинговых компаний) на основе концернов, союзов, ассоциаций, в состав которых входили государственные предприятия. Данная мера была вызвана тем, что подобные организационные структуры копировали прежние советские управленческие схемы и способствовали монополизации рынка. Правопреемниками вкладов, ранее внесенных министерствами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, концернами и объединениями, стали соответствующие фонды имущества и комитеты по управлению имуществом. Расчетные показатели приватизации основных фондов по Республике Бурятия остались прежними, кроме объектов незавершенного строительства, задание по которым повысилось с 20 до 40%7.
По второму варианту приватизации всем членам трудового коллектива предоставлялось право на приобретение обыкновенных акций, составляющих до 51% от величины уставного капитала. Правда, в этом случае безвозмездная передача или продажа на льготных условиях не осуществлялась, и общее количество ценных бумаг, на которые могли претендовать работники, не могло превышать 51%. По третьему варианту, если трудовой коллектив брал на себя ответственность за выполнение плана приватизации предприятия, недопущение его банкротства в течение одного года, то ему предоставлялось право (опцион) на приобретение по истечении установленного срока 20% уставного капитала в виде обыкновенных акций. В случае невыполнения этих условий опцион утрачивался. На период действия договора работникам передавалось еще 20% акций, принадлежащих соответствующему фонду имущества.
6 Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. № 28. С. 1970-1998.
7 НАРБ. Ф. 475. Оп. 1. Д. 3482. Л. 51, 54.
Приватизационные чеки
Из-за реальной возможности роста социальной напряженности в стране федеральный центр был вынужден задействовать механизм, уже реализованный на практике в других восточноевропейских странах, в частности, в Чехословакии и Болгарии. Правительство РФ предложило выдать населению приватизационные чеки, равномерное распределение которых должно было привести к появлению множества мелких акционеров и, соответственно, к росту инвестиционных фондов, дать толчок для расширения рынка капиталов с последующей концентрацией собственности у активных предпринимателей. Немаловажным условием введения ваучерной системы стало стремление предотвратить акционирование закрытого типа. Этим путем, например, пошел коллектив одного из крупнейших предприятий легкой промышленности республики - Улан-Удэнского тонкосуконного комбината. При таком подходе большинство населения осталось бы без личной доли в национальном доходе страны. Указом президента РФ ваучеры были введены 14 августа 1992 г.
Приватизация в 1993 г.
В июне 1993 г. Верховным Советом республики была утверждена программа приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1993 г., в которой оговаривались новые условия и перечень реорганизуемых объектов8. Например, Совет министров и Госкомимущества Республики Бурятия получили право принимать решения о закреплении контрольных пакетов акций в республиканской собственности на срок до трех лет и о выпуске «золотой акции». Последняя предоставляла владельцу право «вето» при принятии собранием акционеров решений о внесении изменений и дополнений в устав акционерного общества; о его реорганизации, ликвидации или участии в составе других предприятий. Госкомимущества и Фонд республиканского имущества обрели возможность передавать государственные доли ценных
8 НАРБ. Ф. 475. Оп. 1. Д. 3545. Л. 99.
бумаг в доверительное управление (траст) юридическим и физическим лицам.
В перечень объектов, подлежащих обязательному разгосударствлению, были дополнительно включены: государственные сельскохозяйственные предприятия; неиспользуемый подвижной состав; объекты, построенные за счет средств государственного бюджета и переданные республиканской потребкооперации. Для нужд фермерских хозяйств, малого бизнеса и других собственников 20% передвижных средств автотранспортных организаций должны были быть реализованы на аукционных и конкурсных торгах. В программе нашел отражение указ президента России от 8 мая 1993 г., предусматривающий завершение «малой» приватизации к 1 августа 1993 г. Для этого вводился упрощенный механизм оформления документов. Характерной особенностью мероприятий 1993 г. являлась продажа акций в основном за приватизационные чеки. В программе не было пункта, в котором устанавливалось бы количество ценных бумаг хозяйствующих субъектов, подлежащих продаже за ваучеры, но вместе с тем эта доля не могла быть ниже 29%.
Итого по республике предполагалось приватизировать 496 предприятий с оценочной стоимостью основных фондов в 1987,18 млн руб. (табл. 3). Из них 23 (4,6%) объекта федеральной собственности оценивались в 1131,33 млн руб. (57,0%), 161 (32,4%) республиканской - в 746,61 млн руб. (37,6%), 312 (63,0%) муниципальной - в 108,73 млн руб. (5,5%). Всего в 1993 г. предполагалось акционировать свыше 150 предприятий. Акции каждого из них выставлялись на продажу на чековых аукционах за исключением тех, чьи контрольные пакеты закреплялись за государством. Процедуре разгосударствления подверглись крупнейшие предприятия республики, такие как Улан-Удэнский авиационный и судостроительный заводы, приборостроительное объединение, Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат, локомотивно-вагоноремонтный завод, «Бурятферммаш», ГРЭС и др.
Приватизация предприятий в Республике Бурятия по отраслям, 1993 г.
Отрасль Количество объектов Стоимость основных фондов на 1 января 1992 г., млн руб.
Бытовое обслуживание и ЖКХ 24 3,86
Общественное питание 14 0,57
Розничная торговля 181 3,85
Оптовая торговля 5 20,31
Пищевая 27 153,60
Легкая 1 0,10
Машиностроение и металлообработка, добывающая, энергетика, топливная и лесная ромышленность 69 1086,61
Строительство 102 307,71
Промышленность строительных материалов 6 88,30
Транспорт 15 124,49
Производственно-техническое обеспечение сельского хозяйства 32 52,38
Связь 1 129,00
Культура 3 0,09
Прочие предприятия 16 16,29
Итого 496 1987,18
Источник: НАРБ Ф. 475. Оп. 1. Д. 3545. Л. 128-138.
В программе были отражены особенности, касающиеся некоторых отраслей. Например, «Бурятэнерго», «Бурятэнерго-строй», Гусиноозерская ГРЭС могли приватизироваться только согласно указу президента РФ - 49% их акций передавались РАО «Энергетики и электрификации единой энергетической системы». Контрольный пакет объединения «Бурятнефтепродукт» оставался в руках российского «Транснефтепродукта». По объектам строительства и «Бурятводме-лиорации» предусматривался принцип технологической связи
с передачей 20% доли подразделений в уставный капитал головных структур9.
Особым образом приватизировались предприятия связи. В результате реорганизации этой отрасли были созданы пять структур: электросвязь, федеральная почта, специализированная связь, радиотелепередающий центр, «Роспечать». Электросвязь подлежала акционированию по отраслевой методике. Федеральная почта, радиотелепередающий центр и спецсвязь разгосударствлению не подлежали.
К концу 1993 г. предполагалось провести денационализацию 100% предприятий легкой промышленности, 90% - пищевой, 75% - строительства, почти 100% - производственно-технического обеспечения сельского хозяйства, автотранспорта, розничной и оптовой торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Планировалось привлечь 564 тыс. шт. приватизационных чеков из 1,38 млн, выданных в республике.
Приватизация в 1994 г.
Программа приватизации на 1994 г. не отличалась по предлагаемым способам и льготам от предыдущих. Ее существенным отличием было то, что она принималась президиумом Верховного Совета Республики Бурятия, а не на сессии законодательного органа. По своему содержанию и целям она являлась органичным продолжением экономических реформ 1992-1993 гг. (табл. 4).
Итоги и проблемы приватизации
В результате денационализации экономики Республики Бурятия в 1992-1994 гг. были созданы условия для ее структурной перестройки, основа для конкурентной среды и демонополизации производства; сформировался слой частных собственников. К июлю 1994 г. было приватизировано 1197 средних и крупных объектов федеральной, республиканской и муниципальной собственности, на которых работало около 133 тыс. чел. В акционерные общества были преобразованы 295 хозяйствующих субъектов, в том числе 153 - через чековые аукционы. Плановые задания были практически полностью выполнены.
9 НАРБ. Ф. 475. Оп. 1. Д. 3545. Л. 118.
Приватизация в Республике Бурятия по некотором отраслям, 1994 г.
Отрасль Количество объектов Стоимость основных фондов на 1 января 1992 г., млн руб.
Энергетика 1 313,69
Топливная промышленность 1 2,17
Добывающая промышленность 1 40,67
Машиностроение и металлообработка 5 285,08
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 1 2,09
Итого 9 643,71
Источник: НАРБ Ф. 475. Оп. 1. Д. 3883. Л. 38-113.
К началу 1995 г. было приватизировано 98% предприятий торговли, 92 - бытового обслуживания населения, 100 - легкой промышленности, 98 - производственно-технического обеспечения сельского хозяйства, 90 - машиностроения, 85% -строительства и промышленности стройматериалов. Был завершен ваучерный этап10. С апреля 1993 г. по июль 1994 г. было проведено 25 республиканских чековых аукционов, на которых были выставлены акции крупнейших акционерных обществ республики: Селенгинского целлюлозно-картонного комбината, «Бурятферммаша», магазина «Алтай», ГЗП «Бурятзо-лото», приборостроительного объединения, стеклозавода и др.
Тем не менее не обошлось без осложнений, которые способствовали ухудшению экономического положения. С самого начала денационализация столкнулась с сопротивлением директорского корпуса. На этапе «малой» приватизации, например, руководство «Бурятбытсоюза», концерна «Забайкал-лес», ассоциации рабочего снабжения «Бурятлесторг» и управления рабочего снабжения «Нижнеангарсктрансстрой» тормозили коммерциализацию предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения. В «Буркооп-союзе» вообще считали нецелесообразным предоставление
10 Вторая сессия Народного Хурала Республики Бурятия (первый созыв) 24-27 октября 1994 г. Стенограф. отчет. Ч. 3. Улан-Удэ, 1994. С. 96.
юридической самостоятельности убыточным магазинам и промышленным производствам системы потребкооперации и видели единственный выход из сложившейся ситуации только в государственной поддержке. В результате темпы реорганизации объектов в ряде отраслей и в некоторых районах были ниже намеченных. Поэтому в планы по разгосударствлению регулярно вносились изменения. Неудовлетворительно велись запланированные мероприятия в г. Северобайкаль-ске, в Баунтовском, Джидинском и Тункинском районах.
При невыполнении предусмотренных мероприятий в отдельных местностях шло разгосударствление объектов, не учтенных республиканской программой. Низовые органы власти и управления слабо проводили работу по привлечению населения к участию в чековых аукционах с использованием ваучеров в качестве платежных средств. Например, несмотря на организацию 12 аукционов по реализации акций более 100 акционерных обществ и функционирование четырех чековых инвестиционных фондов, с апреля 1993 г. по февраль 1994 г. с населения было собрано лишь около 30% приватизационных чеков.
Приватизация не дала ощутимого положительного экономического эффекта. Например, в 1992 г. на 49% снизилась обеспеченность населения республики бытовыми услугами по сравнению с предыдущим годом. Реорганизации были проведены во многих районах без должного учета реального положения дел, специфики отрасли на селе, интересов трудовых коллективов и потребителей услуг и потому не дали результатов. Сократилось число предприятий в сельской местности, была потеряна координация между ними и районными центрами; в результате у большинства предприятий сложилось тяжелое финансовое положение11.
Республиканские органы управления недостаточно информировали население о перечнях приватизируемых объектов, условиях участия граждан в приобретении акций, гарантиях их надежности и размерах дивидендов. Коммерциализированные предприятия сразу же столкнулись с множеством труд-
11 НАРБ. Ф. 248. Оп. 1. Д. 5126. Л. 142-144; Ф. 475. Оп. 1. Д. 3477. Л. 108-109: Ф. 248. Оп. 1. Д. 5174. Л. 9-11; Д. 5223. Л. 98; Д. 5167. Л. 78-80.
ностей. Так, резкое повышение цен снизило на 5-10% долю собственных оборотных средств в оплатах за поставленную продукцию. Товары первой необходимости стали вытесняться с прилавков магазинов более прибыльными. С первых месяцев 1992 г. в Верховном Совете обсуждались вопросы принятия программы поддержки приватизированных хозяйствующих субъектов, в первую очередь тех, которые были завязаны на снабжении населения продовольствием.
Неудовлетворительным стало финансовое положение в торговле. В результате Совет министров республики был вынужден обратиться к правительству России с просьбой о льготном кредите. К концу 1992 г. стало ясно, что в результате приватизации разрушаются сложившиеся внутрихозяйственные и технологические связи. Например, разгосударствление концерна «Забайкаллес», который являлся одним из главных источников поступления валюты в бюджет республики, привело фактически к полному распаду от-расли12. Практика показала, что большинство производств могут эффективно функционировать только в рамках более крупных организационно-технологических образований. Органы власти Бурятии признали, что они не выработали собственного подхода к регулированию процесса денационализации в переходный период, который предполагал использование как рыночных методов, так и прямой финансовой и материальной поддержки производственных комплексов и групп предприятий.
12 Двенадцатая сессия ВС РБ 23-24 марта 1993 г. Стенограф. отчет. Ч. 2. Улан-Удэ, 1993. С. 138-141.