Научная статья на тему 'Приватизация и расширение негосударственного сектора экономики Республики Узбекистан за годы независимости'

Приватизация и расширение негосударственного сектора экономики Республики Узбекистан за годы независимости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
475
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н Хамрахуджаев

В Узбекистане за относительно короткий период независимого развития создана нормативно-правовая база становления частной собственности и организации на ее основе различных организационноправовых форм хозяйствования, образованы государственные и негосударственные институты регулирования и поддержки частного предпринимательства, коммерческие банки, биржи и другие структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приватизация и расширение негосударственного сектора экономики Республики Узбекистан за годы независимости»

V_/

Н. Хамрахуджаев

начальник управления Методологии и формирования нормативно-правовой базы Госкомимущества Республики Узбекистан, к.э.н.

ПРИВАТИЗАЦИЯ И РАСШИРЕНИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ

В Узбекистане за относительно короткий период независимого развития создана нормативно-правовая база становления частной собственности и организации на ее основе различных организационно-правовых форм хозяйствования, образованы государственные и негосударственные институты регулирования и поддержки частного предпринимательства, коммерческие банки, биржи и другие структуры.

Приватизация государственной собственности, реформирования имущественных отношений, сокращение влияния и участия государства в экономике занимали приоритетное место среди других важнейших проблем перехода на рыночную экономику.

Изменение форм собственности в Узбекистане было начато в 1992 году, после принятия Государственной программы разгосударствления и приватизации, предусматривающей последовательное, поэтапное осуществление этого процесса. Следует отметить, что правительство Узбекистана при проведении массовой приватизации отказалось от всеобщей бесплатной раздачи акций, приватизационных ваучеров. Предпочтение было отдано привлечению активных, заинтересованных людей, умеющих оценивать доходы и риски, решивших вложить свои средства в бизнес.

На начальном этапе приватизации (19921994 годы) в собственность граждан были переданы объекты торговли, государственный жилищный фонд, мелкие и средние предприятия сферы услуг, местной и легкой промышленности, строительства, промышленности строительных материалов (рис.1).

На втором этапе приватизации в 19941998 годах, в результате разгосударствления всех отраслей промышленности (кроме базовых), включая агропромышленный комплекс, в стране была создана прочная основа для развития частного сектора экономики, сформирован слой населения, владеющий реальной собственностью.

Следующий этап приватизации начался в 1998 году. Характерными чертами этого этапа стала приватизация по индивидуальным проектам, с вовлечением в этот процесс крупных предприятий базовых отраслей экономики, с широким привлечением иностранного капитала. С этого времени осуществляется разгосударствление предприятий топливно-энергетического комплекса, химической и металлургической промышленности.

Разгосударствление и приватизация объектов государственной собственности, осуществленные за период независимости в 1992-2011 годах, обеспечили устранение монополии государственной собственности в экономике страны. Следует отметить, что в программах приватизации всегда учитывались и учитываются интересы населения страны. Это позволило в относительно ко-

Источник: данные Госкомимущества Республики Узбекистан

Рис.- 1. Динамика приватизации объектов государственной собственности в Республике Узбекистан (ед.)

роткие сроки сформировать в республике класс частных собственников.

Если на начальных этапах приватизационного процесса большое значение уделялось на количественные аспекты формирования многоукладной экономики и слоя собственников, то новая ступень в углублении процесса приватизации направлена на кардинальное увеличение значения частного сектора, долгосрочное партнерство с надежным стратегическим инвестором, готовым вложить свой капитал в предприятие, наладить производство, создать новые рабочие места. Этим объясняется некоторая тенденция уменьшение количества приватизируемых объектов государственной собственности в последние годы, что компенсируется надежностью инвесторов вкладывающих свои средства в развитие стратегических отраслей экономики страны.

Необходимо отметить, что Узбекистан располагает огромным инвестиционным потенциалом. Именно этим объясняется то огромное внимание, которое уделяет правительство привлечению иностранных инвестиций, и интерес, который проявляется к сотрудничеству с иностранными компаниями, обладающими не просто финансовыми ресурсами, но технологическим потенциалом для перевооружения производств на прогрессивных началах, с выходом на перспективные рынки.

В республике имеются все необходимые предпосылки и условия для вложения капитала в приватизируемые предприятия, важнейшими из которых являются политическая и макроэкономическая стабильность, прочная законодательная база, последовательная политика правительства по демократизации общества и либерализации экономики.

За годы независимости в стране приватизировано более 80 тыс. государственных предприятий и объектов.

В Узбекистане функционируют 1374 акционерных обществ. В республике появилось более 1,4 млн. акционеров, часть из которых сегодня сами участвуют в процессах управления предприятиями. Формирование частной собственности, повышение ее роли и доли в структуре экономики являются важнейшим приоритетом проводимых в государстве экономических реформ. В результате формирования многоукладной экономики негосударственный сектор стал преобладающим. На долю частного сектора в отраслях экономики, включая стратегические отрасли, приходится сегодня более 80% валового внутреннего продукта.

К настоящему времени доля продукции негосударственного сектора составляет в промышленном производстве - 83,3%, в сельском хозяйстве и розничном товарообороте - 99,9%, в связи - 95%, в плат-

V_/

Коммуникации Промышленность

Розничный товароборот

Сельскохозяйственное производство

Транспорт Платные услуги

О 10 20 30

Источник: Госкомстат Республики Узбекистан

40

SO

60

70

80

90

100

Рис.- 2. Доля негосударственного сектора в экономике Республики Узбекистан (на 01.01.2011 г.)

ных услугах - 78,1%, на транспорте 56%. Негосударственный сектор обеспечивает занятость 79,1% трудоспособного населения (рис.2).

К 2010 году в общем количестве зарегистрированных предприятий удельный вес предприятий негосударственной формы собственности составил 92,2% в том числе 51,6% - фермерские и дехканские хозяйства, 21,2% - частные предприятия, 0,9% - предприятия с участием иностранного капитала, 0,2% акционерные общества, 18,3% - прочие предприятия.

В результате приватизации государственного имущества и стимулирования развития малого бизнеса возник новый, для Узбекистана, социальный слой общества -класс собственников. Данный слой общества образуют: около 1,4 млн. акционеров, 80,6 тыс. владельцев фермерских хозяйств, 4,8 млн. владельцев дехканских хозяйств, а также владельцы других форм имущества (частных предприятий, лиц с долей в уставных фондах ООО и др.), приносящего доход. Класс собственников, формирующийся в Узбекистане, достиг к началу 2010 года, по ориентировочным подсчетам, более 6,5 млн. человек

Если в первые годы независимости доля малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП страны составила всего 1,2%, в 2010 году этот показатель превысил 52,5% (рис.3).

В результате приватизации в последние годы восстановлено производство и нача-

то эффективное функционирование во многих низко-рентабельных, хронически убыточных предприятиях. В качестве примера можно приводит приватизацию 49% пакета акций ОАО «Электркимесаноат», который реализован компании MAXAMCORP S.A.U. (Испания) за 22,365 млн. долл. США выкупного платежа, с инвестиционными обязательствами в размере 53,0 млн. долл. США. 49% пакета акций ОАО «Аммофос» реализован компании MAXAMCORP INTERNATIONAL L.U. (Испания) за 18 млн. долл. США выкупных платежей и 30 млн. долл. США инвестиционных обязательств.

Начиная с 2003 года в республике применяется уникальный механизм реализации инвесторам государственных низкорентабельных, убыточных, экономически несостоятельных предприятий и низколиквидных объектов по «нулевой» выкупной стоимости на конкурсной основе с условием принятия инвестором инвестиционных обязательств.

В качестве примера приватизации по «нулевой» выкупной стоимости на конкурсной основе с условием принятия инвестором инвестиционных обязательств можно привести здания и сооружения предприятия-банкрота «Мангитская прядильно-ткацкая фабрика» Республики Каракалпакстан, который реализован ИП ООО «Amudarotex» и «Asia Silk» (Вьетнам) под инвестиционные обязательства в размере 1 млрд. сум и 29 млн. долл. США. Также незавершённый строительством объект в Наманганской об-

54

44

34

24

14

42,1

45,7 48,2

50

52,5

31,5

33

8 34,6 35 35-6

38,2

1,5

1992г. 2000г. 2001г. 2002г. 2003г. 2004г. 2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г.

Источник: Госкомстат Республики Узбекистан

Рис.-3. Доля малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП Республики Узбекистан

ласти был реализован ООО «Намимпекс текстиль» по «нулевой» выкупной стоимости под инвестиционные обязательства в размере 10 млрд. сум.

Только с начала этого года в рамках исполнения постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №141 от 08.07.2010 г. было реализовано 22 объектов по «нулевой» выкупной стоимости с принятием инвестиционных обязательств на общую сумму 67,8 млн. долл. США и 52,7 млрд. сум и в рамках реализации указанных инвестиционных проектов будет создано более 2,7 тыс. новых рабочих мест.

Дальнейшее расширение доли негосударственного сектора и привлечение частных инвесторов в важнейшие отрасли экономики являются одним из приоритетных направлений модернизации экономики.

Как отмечал Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, «в первую очередь нам необходимо укрепить права и защиту частной собственности, создать систему надежных гарантий, в которой любой частный собственник должен быть уверен, что приобретенная или созданная им законным путем частная собственность неприкосновенна». Каждый предприниматель должен знать, что он может без боязни инвестировать в свой бизнес, расширять производственную деятельность, увеличивать объемы производства и получаемые доходы, владеть, использовать,

распоряжаться своим имуществом, имея ввиду, что государство стоит на страже законных прав частного собственника. В этих целях ведется работа по подготовке проектов законов «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» и «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности», закрепляющих основные гарантии государства по отношению к частной собственности, являющейся основой рыночной экономики.

Кроме того, предусматривается дальнейшее расширение доли негосударственного сектора и привлечение частных инвесторов в ведущие важнейшие отрасли экономики, сохраняя при этом за государством контрольные пакеты или «золотую» акцию. Вместе с этим будут обеспечены открытость и публичность приватизационных сделок, расширение участия частного сектора в процессах приватизации, равный доступ к приватизации для всех категорий потенциальных инвесторов. Для этого предусматривается внесение изменений в законодательство и принятие в новой редакции законов «Об акционерных общества и защите прав акционеров», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», «О разгосударствлении и приватизации».

Все это будет способствовать расширению доли негосударственного сектора и привлечению частных инвесторов в важнейшие отрасли экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.