Михайленко Д. А.
Приватизация государственной собственности в контексте стратегического планирования экономики России
Михайленко Диана Александровна — аспирантка кафедры стратегического планирования и экономической политики факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected]
Аннотация
Новый план приватизации предусматривает тотальную распродажу государственного имущества. Такой подход может усугубить проблему эффективного управления государственной собственностью и подорвать основы стратегического планирования экономики России. Государственная собственность является эффективным инструментом экономического развития, и ее полная передача в частные руки представляется неоправданной. Для предотвращения негативных последствий при реализации новой программы приватизации необходимо дифференцировать подход к различным видам собственности. Приватизация может успешно осуществляться в контексте стратегического планирования при условии сохранения под контролем государства стратегически важных объектов государственного имущества. Конечной целью проводимых правительством мер по преобразованию собственности должно быть не просто пополнение доходов бюджета, а улучшение институциональной среды российской экономики и увеличение благосостояния граждан.
Ключевые слова
Приватизация, государственная собственность, стратегическое планирование экономики.
Тема приватизации государственной собственности в РФ всегда была предметом острых дискуссий в научных и общественно-политических кругах, а в последнее время в связи с принятием новой программы приватизации федерального имущества она стала еще более актуальной. Новый план приватизации предусматривает тотальную распродажу государственного имущества — такой подход может усугубить проблему эффективного управления государственной собственностью и подорвать основы стратегического планирования экономики России. В настоящей статье мы попытаемся ответить на вопрос: может ли приватизация быть эффективным инструментом экономического развития и при этом не противоречить целям и задачам стратегического планирования экономики?
Отношения приватизации в России регулируются Федеральным законом № 178-ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Согласно этому закону, приватизация государственного и муниципального имущества — это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц1. Однако в целях рассмотрения приватизации как инструмента экономического развития страны нам важно принимать во внимание скорее не юридическое, а экономическое толкование этого понятия. Экономическая сущность приватизации состоит в перемещении ресурсов из государственного сектора в частный для освобождения государства от бремени управления теми предприятиями, которые способны самостоятельно и эффективно функционировать в рыночной экономике, и сосредоточения на деятельности стратегически значимых объектов государственной собственности, которые нуждаются в государственном финансировании для выполнения общественно важных функций.
Ключевым вопросом для экономического подхода является вопрос о том, насколько эффективно объекты собственности использовались прежде и чем вызвана необходимость смены собственников. Подход к экономическим преобразованиям с позиций критериев экономической эффективности характерен для современных направлений экономической теории. Лауреат Нобелевской премии по экономике (2001) Джозеф Стиглиц сформулировал теорему, которая звучит следующим образом: государство принимает решение о приватизации предприятия только в том случае, если государственное предприятие перестает быть эффективным, и наоборот2.
Однако на практике решения о преобразовании собственности могут диктоваться и иными обстоятельствами: давлением политических группировок, избранным политическим курсом, интересами теневого и криминального бизнеса. Все это, безусловно, не согласуется со стратегией развития экономики, направленной на повышение благосостояния граждан страны. Поэтому именно экономические критерии должны быть поставлены во главу угла при определении конкретных путей и форм преобразования государственной собственности. В свою очередь, наиболее эффективное управление государственной собственностью может быть достигнуто только в рамках стратегического планирования экономики как механизма, позволяющего координировать связи производителей для эффективного выполнения заказов конечных потребителей — домашних хозяйств, государства, экспортеров3.
1 Федеральный закон от 21.12.2001 N° 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета. № 2884. 26.01.2002. иЯЬ: http://www.rg.ru/2002/01/26/private-dok.html (04.02.2014).
2 См.: Кононкова Н.П. Теория и практика государственной собственности. М., 2010.
3 Ведута Е.Н. Карт-бланш. Вспомнить рецепты прошлого века. иКЬ: http://www.ng.ru/politics/2013-04-03/3 kartblansh.html (03.04.2013).
За последние несколько лет российские власти не раз заявляли о необходимости провести масштабную приватизацию государственных активов, главным образом для пополнения доходов бюджета после мирового финансового кризиса и для улучшения инвестиционного климата в стране. В 2011 году Дмитрий Медведев, на тот момент занимавший пост президента России, внес предложение существенно расширить программу приватизации, что отразилось в прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы4.
Одной из главных целей новой программы провозглашалось эффективное отчуждение государственного имущества, востребованного в коммерческом обороте. По словам руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом Ольги Дергуновой, для достижения этой цели необходимо сформулировать такие принципы и правила, которые бы позволяли надлежащим образом управлять государственным имуществом или продавать его, когда есть более эффективный рыночный собственник5. Таким образом, активы, находящиеся в собственности государства, должны эффективно управляться, принося доход государству и обществу, или находить добросовестного собственника, который улучшит состояние данного актива (что в точности соответствует вышеупомянутой теореме Джозефа Стиглица).
В «Концепции управления федеральным имуществом до 2018 года» обозначены шесть основных принципов проводимой приватизации:
1. Принцип определенности: применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должны быть сформированы и нормативно определены цель, для достижения которой служит объект, и способ ее достижения. «Объясняй или продавай»: то есть если орган власти не сформулировал стратегию развития и не заявил актив как необходимую часть для исполнения этой стратегии, объект должен перейти из собственности государства к новому собственнику. Для достижения целевых функций стратегического развития приватизируемых объектов должны разрабатываться так называемые «дорожные карты» — пошаговые сценарии
4 Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении прогнозного плана (программы)
приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011-2013 гг. от 27.10.2010 № 2102-р // Российская газета. 11.01.2011. ЦКЪ:
http://www.rg.ru/2011/01/11/privatizacia-dok.html (04.02.2014); 18.01.2011. ШЬ: http://www.rg.rU/2011/01/18^^-dok.html (04.02.2014); 25.01.2011. ЦКЪ: http://www.rg.ru/2011/01/25/privatizacia-dok.html (04.02.2014).
5 Дергунова О. Принципы приватизации. // Газета.Ял. Бизнес. 09.10.2012. иЯЬ: www.gazeta.ru/financial/20 12/10/09/4805485^^ (09.10.2013).
развития, в которых отображены все мероприятия по приватизации компании, проводимые на корпоративном и законодательном уровнях.
2. Принцип прозрачности: обеспечение открытости и доступности информации
о субъектах и объектах управления, непрерывности процессов управления и контроля, выявление и учет данных об объектах управления. Работа по подготовке приватизационных сделок не всегда понятна общественности, и создается впечатление закрытости и привлечения узкого круга заинтересованных лиц. Новая программа приватизации должна предложить механизм расширения информационной открытости приватизационных процессов на стадии подготовки решений.
3. Принцип обеспечения баланса интересов: национальной безопасности, обороноспособности страны, социальной ответственности и экономических интересов. Принятие обоснованных решений о преобразовании собственности с точки зрения экономической эффективности и социальной ответственности, учета кратко- и долгосрочных целей и задач должно осуществляться в контексте стратегического планирования. При проведении приватизации государство должно учитывать стратегическое значение объектов собственности, функционирующих в различных отраслях национальной экономики, и распределять финансовые ресурсы между ними в зависимости от их стратегической значимости.
4. Принцип непрерывности осуществления контроля: непрерывный контроль за достижением установленных целей и задач, показателей их достижения, а также соблюдением принципов и механизмов управления. Купив государственное предприятие, новый собственник должен добиваться заявленных при покупке целей, а федеральные органы исполнительной власти и Росимущество в частности должны выстраивать мониторинг того, что происходит дальше с приватизированными активами.
5. Принцип проектного подхода: определение планов достижения
определенных целей и задач управления, исходя из планируемого результата, набора инструментов, сопоставления ресурсов, мотивации и ответственности.
6. Принцип ответственности: обеспечение профессионализма, мотивации и ответственности всех участников процесса управления за результат и достижение установленных показателей деятельности6.
Принципы новой программы приватизации действительно соответствуют ее главной цели и отражают экономический подход к приватизации с позиций
6 Проект постановления Правительства Российской Федерации «О концепции управления федеральным имуществом на период до 2018 г.» // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. иЯЬ: www.economv.gov.ru/minec/about/structure/depreal/doc20121030 02 (30.02.2013).
эффективности отчуждения имущества. Все же успешность проведения новой программы зависит от конкретных действий государства, от того, как эти принципы будут реализованы на практике. Рассмотрим, какие меры предлагает правительство для осуществления намеченных планов по приватизации.
Стратегия социально-экономического развития России до 2020 года предусматривает два этапа приватизации:
- первый этап (с 2012 по 2015 год) предполагает реализацию текущих планов, минимум радикальных решений и подготовку к существенному сокращению участия государства в экономике, запланированному на втором этапе;
- второй этап (с 2016 по 2020 гг.) предусматривает радикальное сокращение прямого участия государства в экономике7.
К основным мерам Правительства РФ на первом этапе приватизации относят следующие:
введение моратория на создание новых государственных корпораций и государственных компаний, а также унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения;
сокращение численности субъектов государственной собственности путем ликвидации широкой совокупности федеральных государственных унитарных предприятий машиностроения, агропромышленного комплекса, дорожного хозяйства, строительного комплекса и др.;
преобразование унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, в зависимости от характера и масштабов основной деятельности: в открытое акционерное общество (ОАО), в некоммерческие
организации, в государственные учреждения, иные организационно-правовые формы;
реализация комплекса мер по расширению потенциальной базы для приватизации на втором этапе; что, в частности, предполагает оптимизацию количества стратегических предприятий и акционерных обществ в соответствии с решениями Президента Российской Федерации;
расширение круга крупных компаний со смешанной собственностью (приватизация до уровня 75% плюс 1 акция);
приватизация «неликвидов» (мелких пакетов акций с низкой стоимостью);
7 Итоговый доклад экспертной группы по направлению «Управление государственной собственностью и
приватизация» // Официальный сайт «Стратегия 2020».
иКЬ: http://2020strategv.ru/g15/news/32656265.html (22.01.2013).
активизация продажи непрофильных активов крупнейшими компаниями на конкурсных условиях в соответствии с едиными процедурами;
^ формирование единого информационного пространства продаж федерального, регионального и муниципального имущества.
Радикальное сокращение прямого участия государства в экономике на втором этапе предполагает полную приватизацию крупнейших компаний либо снижение в них доли государственного участия до уровня блокирующего пакета акций; сокращение государственного участия в государственных институтах развития и специализированных банках за счет дополнительной эмиссии; преобразование государственных корпораций (прекращение деятельности либо преобразование в ОАО и приватизация части пакета акций).
Таким образом, на втором этапе проводимых правительством мер имеет место презумпция полезности приватизации, согласно которой планируется приватизировать абсолютно все государственное имущество, за исключением активов, необходимых для исполнения отраслевых стратегий (принцип «объясняй или продавай»). По мнению министра экономического развития РФ Андрея Белоусова, приватизация — это мощный драйвер для развития экономики, а государственная собственность в нашей стране — пережиток советской власти8.
Однако не все согласны с подобной точкой зрения. Группа ученых Российской академии наук предложила президенту России Владимиру Путину радикально изменить экономическую политику: усиливать государственный сектор и ввести мораторий на приватизацию. Сейчас, полагают ученые, усиление роли государства объективно необходимо, а приватизацию можно продолжить после того, как произойдет выход на новый технологический уклад. Пока же предполагается, что технический переворот сможет осуществить только государство, так как частная инициатива слишком слаба9. На наш взгляд, эта правильная позиция, так как в контексте стратегического планирования государственная собственность является эффективным инструментом экономического развития и ее полная передача в частные руки представляется неоправданной.
С момента начала реализации «Прогнозного плана приватизации государственного имущества» прошло уже более двух лет — достаточный срок для
8 Приватизация: цели государства, ожидания инвесторов. Материалы круглого стола. // Ведомости. Конференции. 10.10.2012. иКЬ: www.vedomosti.ru/events/priv/ (10.10.2013).
9 Ученые призвали Путина прекратить распродажу госимущества. // Lenta.Ru. Экономика. 28.02.2013. иЯЬ: http://lenta.ru/news/2013/02/28/glaziev/ (28.06.2013).
того, чтобы судить о том, согласуются ли меры, предлагаемые правительством на нынешнем этапе приватизации, с декларируемыми в «Концепции управления федеральным имуществом до 2018 года» принципами.
Совершенно не соответствует принципу обеспечения баланса интересов политика «расширения потенциальной базы для приватизации», что в действительности предполагает тотальное исключение из перечня стратегических предприятий России крупных объектов государственной собственности, задействованных в реальном секторе экономики, а также научно-исследовательских центров, которые уже сейчас отдаются в руки частных владельцев.
Каким бы эффективным ни был новый собственник (хотя критерии выбора эффективного собственника также весьма размыты), главной целью функционирования частного бизнеса всегда было и будет получение прибыли. Когда речь идет об объектах собственности, имеющих стратегическое значение для всей страны, конечной целью является благосостояние граждан, но никак не финансовая выгода собственника. Поэтому такие объекты должны оставаться в собственности государства, которое сможет, исходя из национальных интересов и приоритетов развития, распределить материальные, трудовые и финансовые ресурсы между отраслями экономики для эффективного выполнения заказов конечных потребителей. В таком согласовании материальных, трудовых и финансовых балансов и заключается суть стратегического планирования.
В качестве контроля над бывшими государственными компаниями после их приватизации Росимущество видит: сохранение права «золотой акции» после продажи компании; специальные условия для участников конкурсов по продаже компаний; запрет на дальнейшее отчуждение или переуступку прав собственности на приватизируемые предприятия на определенный срок10. Однако эти меры не закреплены законодательно, также не определены критерии выбора эффективного собственника. Поэтому придется признать, что механизм контроля все еще не разработан.
Что касается увеличения информационной открытости процессов приватизации, то в настоящее время внедряется практика проведения общественных слушаний, на которых обсуждаются проблемные вопросы и подходы к приватизации компаний, значимых для отраслей региона. На такие слушания приглашаются представители Государственной Думы, Счетной палаты и администрации субъектов Российской Федерации, а также эксперты. Кроме того, на обновленном сайте
10 Чиновники назвали три способа контроля над приватизированными компаниями. // Lenta.Ru. Экономика. 27.02.2013. URL: http://lenta.ru/news/2013/02/27/control/ (27.03.2013).
Росимущества доступна вся информация о проведенных сделках по приватизации и сделках, находящихся в процессе реализации. Поэтому можно сказать, что принцип открытости активно реализуется.
Также по состоянию на 1 апреля 2013 года подготовлены и находятся на согласовании профильных федеральных органов исполнительной власти проекты «дорожных карт» по 80% крупнейших организаций.
Если говорить более конкретно о предпринимаемых государством действиях по приватизации государственной собственности, то, согласно «Прогнозному плану (программе) приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы», предполагалось осуществить приватизацию находящихся в федеральной собственности акций (части акций) таких крупнейших открытых акционерных обществ, как «Роснефть» (25% минус 1 акция), «РусГидро» (7,97% минус 1 акция), «Федеральная сетевая компания ЕЭС» (4,11% минус 1 акция), «Совкомфлот» (50% минус 1 акция), «Сбербанк» (7,58% минус 1 акция), «Банк ВТБ» (35,5% минус 1 акция),
«Росагролизинг» (50% минус 1 акция), «РЖД» (25% минус 1 акция — частное и публичное размещение акций компании в 2014-2016 годах с сохранением за государством квалифицированного контроля), «АЛРОСА» (публичное размещение 7% находящихся в федеральной собственности и 7% находящихся в собственности Республики Саха (Якутия) акций с листингом на Московской бирже); «Роснано» (10% акций), «Ванинский морской торговый порт» (55% акций), «Мурманский морской торговый порт» 25,5%, «Авиакомпания «Сибирь» (25,5% акций)11.
На настоящий момент из реализованных сделок по приватизации можно перечислить Мурманский и Ванинский морские порты, ОАО «АЛРОСА», ОАО «Авиакомпания «Сибирь», ОАО «Банк ВТБ», ОАО НК «Роснефть», ОАО «Сбербанк России»; в процессе реализации находится среди прочих сделка с компанией ОАО «Аэропорт Внуково»12.
Поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях, планировались в 2011 году в размере 6 млрд руб., в 2012 и 2013 годах — в размере 5 млрд руб. ежегодно. Включая
11 Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011-2013 гг. от 27.10.2010 № 2102-р.
12 Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество). URL: www.rosim.ru/ (14.12.2013).
акции крупнейших компаний, имеющих высокую инвестиционную привлекательность, доходы от продажи федерального имущества в 2011-2013 годах составляют около
1 трлн руб., до 2016 года могут составить с учетом рыночной конъюнктуры — 3,128 трлн руб.13 В настоящее время мы можем утверждать, что в 2011 и 2012 годах суммы от реализованных сделок превысили планы; в частности, львиную долю дохода принесла сделка по приватизации «Сбербанка». Однако необходимо помнить, что пополнение доходов бюджета не может быть главной целью приватизации, если речь идет о стратегическом планировании экономики.
Особое внимание хотелось бы обратить на случай приватизации Ванинского морского торгового порта. Госпакет акций в Ванинском порту в размере 55% уставного капитала (73,33% акций) был продан структурам горнодобывающего холдинга «Мечел» за 15,5 млрд руб. В январе 2013 года в «Мечеле» сообщили, что 71,04% акций порта перепродано неизвестным инвесторам, а позднее выяснилось, что собственниками ценных бумаг стали три кипрские офшорные компании: «Оперн Трейд Лимитед», «Седмино Инвестментс Лимитед» и «Травине Трейдинг Лимитед». Однако итоги приватизации Ванинского порта пересматриваться не будут, так как никаких нарушений не удалось обнаружить.
Вышеописанный случай доказал необходимость обязательного мониторинга деятельности приватизированной компании на предмет ее соответствия заявленной отраслевой стратегии и интересам национальной экономики. Для этого механизм мониторинга и ответственности руководства компаний должен быть законодательно закреплен. Кроме того, нам представляется весьма сомнительной в плане реализации национальных интересов продажа крупных стратегических объектов иностранным инвесторам, большинство из которых — американские корпорации. Здесь уже проблема состоит не только в подмене общенационального интереса частным, но в возможности перераспределения экономической власти.
Новая программа приватизации по своим масштабам и возможным разрушительным последствиям сопоставима, по мнению исследователей, с приватизацией 90-х годов. Тогда спонтанный характер приватизации привел к тому, что государственный сектор в России сформировался по остаточному принципу; казна недополучила доходов от приватизированного имущества; возник широкий слой неэффективных квазисобственников; сформировалась система теневой экономики.
13 Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011-2013 гг. от 27.10.2010 № 2102-р.
Сегодня существуют иные риски, связанные в том числе с тем, что приватизация затрагивает государственные компании в реальном секторе экономики, имеющие стратегическое значение для всей страны.
Для предотвращения негативных последствий при реализации новой программы приватизации, на наш взгляд, важно понимать следующее:
- во-первых, необходимо учитывать множественность объектов госсектора и дифференцировать подход к различным видам государственной собственности;
- во-вторых, приватизационные процессы не должны затрагивать сферы жизнедеятельности, являющиеся стратегически важными, так как возможна подмена общественных интересов узкоспециальными — ведомственными и частными;
- в-третьих, приватизация не должна быть самоцелью, она является только инструментом в рамках общей стратегии социально-экономического развития страны. Приватизация не ведет автоматически к появлению устойчивых жизнеспособных предприятий, так как экономическая эффективность гораздо больше зависит от институциональных условий.
Вернемся к вопросу, с которого мы начали статью: может ли приватизация быть эффективным инструментом экономического развития и при этом не противоречить целям и задачам стратегического планирования экономики России? В результате анализа процесса приватизации был получен следующий ответ. Если «стратегическое ядро» российской экономики остается в собственности и под контролем государства, приватизация может быть поддержкой стратегического планирования. Привлечение дополнительных бюджетных средств не должно быть приоритетной целью приватизации, это, скорее, краткосрочная цель, а стратегическое планирование ориентирует нас на долгосрочные цели, совершенствование институциональной среды в целом и в конечном счете — на увеличение благосостояния граждан.
Список литературы:
1. Ведута Е.Н. Карт-бланш. Вспомнить рецепты прошлого века. // Независимая газета. ЦКЬ: http://www.ng.ru/politics/2013-04-03/3 kartblansh.html (03.04.2013).
2. Дергунова О. Принципы приватизации. // Газета.Кл. Бизнес. 09.10.2012.
иКЬ: www.gazeta.ru/financial/2012/10/09/4805485.shtml (09.10.2013).
3. Итоговый доклад экспертной группы по направлению «Управление государственной собственностью и приватизация» // Официальный сайт «Стратегия 2020». ШЪ: http://2020strategv.ru/g15/news/32656265.html (22.01.2013).
4. Кононкова Н.П. Теория и практика государственной собственности. М., 2010.
5. МЭР поручено разработать «дорожные карты» по приватизации ряда госактивов. // Ведомости. Власть. 27.10.2012. Ц^: http://www.vedomosti.ru/politics/news /5475311/mer porucheno razrabotat ^г^Ипує кяйу ро privatizacii (15.09.2013).
6. Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество). ЦКЬ: www.rosim.ru/ (14.12.2013).
7. Приватизация: цели государства, ожидания инвесторов. Материалы круглого стола. 10.10.2012 // Ведомости. Конференции. Ц^: www.vedomosti.ru/events/priv/ (10.10.2013).
8. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О концепции управления федеральным имуществом на период до 2018 г.» // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. Ц^: www.economy.gov.ru/minec/about/str ucture/depreal/doc20121030 02 (30.02.2013).
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011-2013 гг. от 27 ноября 2010 г. N 2102-р // Российская газета. 11.01.2011. ЦКЬ: http://www.rg.ru/2011/01/11/privatizacia-dok.html (04.02.2014); 18.01.2011. ШЬ: http://www.rg.ru/2011/01/18/plan-dok.html (04.02.2014); 25.01.2011. Ц^: http://www.rg.ru/2011/01/25/privatizacia-dok.html (04.02.2014).
10. Рябова И. Имитация бурной приватизации: Как госкомпании и чиновники тормозят продажу госактивов в России // Lenta.Ru. Экономика. 05.03.2013.
Ц^: http://wap.lenta.ru/articles/2013/03/05/privatization/ (04.02.2014).
11. Ученые призвали Путина прекратить распродажу госимущества // Lenta.Ru. Экономика. 28.02.2013. Ц^: http://lenta.ru/news/2013/02/28/glaziev/ (28.06.2013).
12. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета.
Ц^: http://www.rg.ru/2002/01/26/private-dok.html (04.02.2014).
13. Чиновники назвали три способа контроля над приватизированными компаниями // Lenta.Ru. Экономика. 27.02.2013. Ц^: http://lenta.ru/news/2013/02/27/control/ (27.03.2013).
Mikhailenko D.
Privatization of State Property in the Context of Strategic Planning of Russian Economy
Mikhailenko, Diana — Postgraduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University.
E-mail: [email protected]
Annotation
The new privatization plan implies total sale of state property. This approach may lead to ineffective management of state property and undermine the principles of strategic planning of Russian economy. State property is a powerful tool of economic development, and its total privatization seems to be unreasonable. To prevent the negative consequences of the new privatization program one should differentiate the approaches to various types of property. Privatization can be successfully implemented in the context of strategic planning only when strategically important objects remain under the state control. The ultimate goal of the measures undertaken by the Government to transform the state property should not be only the replenishment of budget revenues, but also improvement of the institutional environment of Russian economy and an increase in citizens’ welfare.
Keywords
Privatization of state property, strategic planning of economy.
References:
1. Veduta E.N. Kart-blansh. Vspomnit’ recepty proshlogo veka. Nezavisimaja gazeta.
URL: http://www.ng.ru/politics/2013-04-03/3 kartblansh.html (03.04.2013).
2. Dergunova O. Principy privatizacii. Gazeta.Ru. Biznes. 09.10.2012.
URL: www.gazeta.ru/financial/2012/10/09/4805485.shtml (09.10.2013).
3. Itogovyj doklad jekspertnoj gruppy po napravleniju «Upravlenie gosudarstvennoj sobstvennost’ju i privatizacija». Oficial’nyj sajt «Strategija 2020». URL: http://2020strategy.ru/g15/news/32656265.html
(22.01.2013).
4. Kononkova N.P. Teorija i praktika gosudarstvennoj sobstvennosti. Moscow, 2010.
5. MJeR porucheno razrabotat’ «dorozhnye karty» po privatizacii rjada gosaktivov. Vedomosti. Vlast’. 27.10.2012.
URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/5475311/mer porucheno razrabotat dorozhnye karty po privatizacii
(15.09.2013).
6. Oficial’nyj sajt Federal’nogo agentstvapo upravleniju gosudarstvennym imushhestvom (Rosimushhestvo). URL: www.rosim.ru/ (14.12.2013).
7. Privatizacija: celi gosudarstva, ozhidanija investorov. Materialy kruglogo stola. 10.10.2012. Vedomosti. Konferencii. URL: www.vedomosti.ru/events/priv/ (10.10.2013).
8. Proekt postanovlenija Pravitel’stva Rossijskoj Federacii «O koncepcii upravlenija federal’nym imushhestvom na period do 2018 g.». Oficial’nyj sajtMinisterstva jekonomicheskogo razvitijaRF. URL: www.economy.gov.ru/minec/about/structure/depreal/doc20121030 02 (30.02.2013).
9. Rasporjazhenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ob utverzhdenii prognoznogo plana (programmy) privatizacii federal’nogo imushhestva i osnovnyh napravlenij privatizacii federal’nogo imushhestva na 20112013 gg. ot 27 nojabija 2010 g. № 2102-r. Rossijskaja gazeta. 11.01.2011.
URL: http://www.rg.ru/2011/01/11/privatizacia-dok.html (04.02.2014); 18.01.2011.
URL: http://www.rg.ru/2G11/G 1/1S/plan-dok.html (G4.G2.2G14); 25.G1.2G11. URL: http://www.rg.ru/2G11/G1/25/privatizacia-dok.html (G4.G2.2G14).
1G. Rjabova I. Imitacija burnoj privatizacii: Kak goskompanii i chinovniki tormozjat prodazhu gosaktivov v Rossii. Lenta.Ru. Jekonomika. G5.G3.2G13. URL: http://wap.lenta.ru/articles/2G13/G3/G5/privatization/ (G4.G2.2G14).
11. Uchenye prizvali Putina prekratit’ rasprodazhu gosimushhestva. Lenta.Ru. Jekonomika. 2S.G2.2G13. URL: http://lenta.ru/news/2G 13/G2/2S/glaziev/ (2S.G6.2G13).
12. Federal’nyj zakon ot 21.12.2GG1 № 17S-FZ «O privatizacii gosudarstvennogo i municipal’nogo imushhestva». Rossijskaja gazeta. URL: http://www.rg.ru/2GG2/G1/26/private-dok.html (G4.G2.2G14).
13. Chinovniki nazvali tri sposoba kontrolja nad privatizirovannymi kompanijami. Lenta.Ru. Jekonomika. 27.G2.2G13. URL: http://lenta.ru/news/2G 13/G2/27/control/ (27.G3.2G13).