/ Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Философия. Филология». 2018. № 1 (23)
УДК 316.7
ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ ВЕРНАКУЛЯРНЫХ СНИМКОВ ИЛИ МОБИЛОГРАФИЯ КАК ПОВСЕДНЕВНОЕ ИСКУССТВО
© Н. М. Богданова
Богданова
Наталия Михайловна кандидат
социологических наук доцент кафедры методологии социологических и маркетинговых исследований
Самарский национальный исследовательский университет имени акад. С. П. Королёва e-mail: bo-na-mi@yandex.ru
В статье описывается феномен вернакулярной фотографии, в частности, фотографий, получаемых с мобильных устройств. Обсужлаются проблемы, причины и слелствия современной популярности мобилографии. Сопоставляются особенности мобило-графии и ломографии как специфической разновил-ности фотографии. Анализируются условия налеления мобилографий статусом искусства.
Ключевые слова: фотография, вернакулярная фотография, ломография, мобилография, повседневное искусство, современное искусство, визуальная социология.
В наше время количество ежедневно и даже ежечасно создаваемых фотографий едва ли можно померить статистикой. В любой точке планеты в этот самый момент кто-то может спускать «кнопку затвора». Во-первых, технически фотографирование стало настолько простой задачей, что с ней справляется даже двухгодовалый ребенок, а во-вторых, цифровые фотографирующие устройства позволяют делать гораздо больше снимков в единицу времени, нежели обычные «пленочные» камеры. С одной стороны, происходящее всецело вписывается в условия современности, а именно, её визуальную насыщенность, где разнообразные имиджи — не только способ репрезентации реальности, но и средство донесения информации, инструмент коммуникации, самопрезентации и самоидентификации. С другой стороны, легкость и доступность визуального производства приводит к тому, что фотовселенная переполняется раз-
нообразным «фотомусором»: многочисленными дубликатами, неудачными дублями, фотоляпами, случайными или необдуманными снимками. Формальное и содержательное качество фотографий явно не поспевает за количеством. Пожалуй, только самый дисциплинированный фотолюбитель, перенеся снимки с камеры на персональный компьютер, проведёт их строгую сортировку. Фотографии, полученные с плёнки, в этом смысле представляются куда более взвешенными, уже хотя бы в силу конечности 36-ти кадров разового заряда аналоговой камеры по сравнению с практически безграничными картами памяти цифровых фотоаппаратов и облачной памятью в Интернете.
Наконец, непомерная многочисленность фотографий связана с тем, что простейшая фотокамера имеется практически у всех, кто пользуется мобильным телефоном. По данным международного статистического портала Statista, к 2019 году количество пользователей мобильными телефонами в мире достигнет 4,68 биллиона. В 2016 году уже около 63% населения земного шара пользовались мобильными телефонами1. И если говорить о количестве фотографий, то вот уж каких снимков действительно стало много, так это фотографий с мобильного телефона, смартфона или цифрового планшета — многочисленных бытовых, сюжетных любительских фотозарисовок.
Как не без сожаления признаёт советский и российский фотохудожник Александр Дегтярёв, «в науке, технике идёт поступательное развитие, а во всех видах искусства, начиная с XX в. наступает деградация. В музыке исчезли мелодия и гармония, они заменены голым ритмом и диссонансом. В литературу, как и в кино, пришёл криминал, в театре появились нецензурные выражения, в живописи — абстракция и сюрреализм, в фотографии — нажимание кнопок затвора»2. По всей видимости, с тех пор как фотографирующие устройства стали демократичными и удобными в использовании, отдельное удовольствие вызывает уже не только и не столько получение конечного результата, то есть фотографии, сколько то самое нажимание кнопок затвора, эти многочисленные «выстрелы» по наблюдаемым объектам. «Фотокадры можно делать небрежно и бездумно, — признаёт Майкл Фриман, британский фотограф, журналист и писатель, — и поскольку это возможно, то часто так и происходит»3.
Вопрос о количестве снимков не тривиален потому, что именно многочисленность продуктов фотокамеры в своё время рассматривалась в качестве одного из препятствий для отнесения их к искусству. Последнее во многом связано с мнением, что то, чего слишком много, не может быть создано с теми эмоциональными затратами, с той авторской самоотдачей, воображением, погружением в предмет, которые характерны для художественной работы. «Если человек сделал за свою жизнь сто фотографий, это действительно великий фотограф. Для фотографа оставить после себя сто фотографий — выдающееся достижение», — говорит Ара Гюлер, армянский фотограф, которого английское издание "The British Journal of Photography Year Book" назвало одним из семи
1 The Statistics Portal. URL: https://www.statista.com/statistics/274774/forecast-of-mobile-phone-users-worldwide/ (дата обращения: 23.09.2018).
2 Дегтярёв А. Фотокомпозиция. Средства, формы, приёмы. М. : Фаир, 2009.
3 Фриман М. Дао цифровой фотографии. М. : Добрая книга, 2007.
наиболее значимых фотографов в мире4. Другой известный фотограф — Ансел Адаме — считает прекрасным результатом для фотографа двенадцать стоящих фотографий в год.
В этих условиях вновь актуальным представляется вопрос, который родился почти в одно время с фотографией: является ли фотография искусством? Несмотря на то, что уже в 1854 г. фотографическое общество во Франции признало фотографию видом искусства, вопрос принадлежности то тут, то там всплывает в научных и искусствоведческих кругах, а также среди простых фотолюбителей. Однако в данной статье я бы хотела поднять вопрос не о статусе фотографии вообще, а о статусе повседневной фотографии, в частности, мобильной, той фотографии, технические условия и интенции создания которой изначально не претендуют на рождение фотошедевра.
Всё дело в том, что сегодня так называемую мобилографию причисляют к новому виду фотоискусства. Что изменилось с интеграцией камеры в устройство, предназначенное изначально для связи и общения? Изменились условия получения снимков. Изменилось техническое средство. Мы помним, что, сравнивая с живописью, самые первые фотографии, как правило, не относят к искусству именно потому, что они представляют собой скорее интерес к техническому средству, эксперимент со светом. Первые фотографы, хоть и были нередко художниками в прямом смысле слова, по отношению к фотографии таковыми не являлись. Они были скорее изобретателями или техниками. Мобильная фотография, как и сами пользователи мобильных устройств, давно миновали этот порог. На сегодняшний день мобилография является уже чем-то большим, чем технической диковинкой.
В 2002 году в Лондоне была организована выставка мобильной фотографии и появилось понятие камерофона — телефона, в функционале которого для пользователей на первый план выходила именно камера. Тогда же мобилография встретила массу противников в среде профессиональных фотографов. Главной претензией как раз и был вопрос о том, можно ли считать нечеткие, размытые, с неверно выстроенной композицией фотографии произведениями искусства. И тем не менее мобилография стремительно развивалась. В 2004 году художник и фотограф Дмитрий Резван создал «Всемирное общество мобилографов», он же предложил и сам термин мобилографии. В 2010 году два американца — Майк Кригер и Кевин Систром — запустили мобильное приложение для всемирного обмена фотографиями Instagram, а всего спустя два месяца количество его пользователей уже достигло миллиона. В 2011 году впервые прошёл профессиональный конкурс мобильной фотографии Mobile Photography Awards5, и отныне проводится ежегодно. Учредители конкурса также издают журнал «Daily Dose of Mobile Photography». В предисловии сайта Mobile Photography Awards приведены слова известного французского фотографа, фото художника XX века Анри Картье-Брессона о том, что первые десять
4 British Journal of Photography. URL: http://www.bjp-online.com/ (дата обращения: 23.09.2018).
5 Mobile Photography. URL: Awards http://mobilephotoawards.com/the-categories/ (дата обращения: 23.09.2018).
тысяч фотографий любого фотографа будут его худшими снимками. И тут же остроумно отмечается, что мобильная фотография даёт людям уникальную возможность максимально быстро миновать эту отметку ("If it's true what Henri Cartier-Bresson says, that our first 10,000 photos will be our worst, then mobile photography has given people an historic opportunity to quickly get past 10,001"), а значит, скорее приблизиться к вершинам фотомастерства.
Не прибегая в очередной раз к обрисовке границ и условий фотографии как искусства, приму в качестве рабочего допущения тезис о фотоискусстве, сделанный великим американским фотографом XX века Эдвардом Уэстоном: «Снять камень так, чтобы он выглядел как камень, но в то же время был больше, чем просто камень»6. И действительно, фотографируя овощи, песчаные дюны, женское тело, ракушки или тени предметов, фотограф добивается таких визуальных метафор, которые придают его работам необыкновенную выразительность и глубину. Тут же можно добавить высказывание российского и советского мастера портретного фотоискусства Моисея Наппельбаума: «Если фотография ограничивается поверхностным, внешним отображением, которое с помощью фотоаппарата доступно каждому, она перестаёт быть искусством»7. Очевидно, что в самом общем виде для того, чтобы приблизиться к сфере искусства фотографии, необходимо особым образом воздействовать на чувства или, как удачно выразился фото художник Николай Свищев-Паола, волновать зрителя, как волнует читателя язык стихов Пушкина и Лермонтова, и в то же время оставлять нужную меру недосказанности, «подтекст», скрытый за текстом8. Попробуем в этой перспективе разобраться с достоинствами и ограничениями «мобильных камер» и мобилографии. Для этого начнём с самой их природы.
У современного человека телефон практически всегда под рукой. Это базовое и, возможно, главное преимущество мобилографии, приближающее её к первым компактным фотокамерам, которые в своё время дали мощный толчок развитию фотографического ремесла и открыли двери, прежде закрытые для фотографии. Так, Жерар Масэ в предисловии к сборнику эссе Анри Картье-Брессона «Воображаемая реальность»9 называет фотокамеру «Лейка» волшебной компактной коробочкой, позволявшей Брессону «ста-новиться невидимым в толпе; более того — бежать со всех ног <...> по дорогам Старого Света, а позже по Азии, где его поджидали различные встречи, где его взгляду открывались уличные сценки, как если бы весь мир сделался для него мастерской под открытым небом»10. Сам же Брессон говорил, что «Лейка» сделалась продолжением его глаза, и он с ней почти не расставался, «бродил по городским улочкам, стремясь снимать с натуры, так сказать «на месте преступления»11. Раньше, замечает Масэ, импрессионисты ставили мольберты в полях, на берегах
6 Фотокомок.ру. URL: http://www.fotokomok.ru/edvard-ueston-i-pryamaya-fotografiya/ (дата обращения: 23.09.2018).
7 Наппелъбаум М. От ремесла к искусству. М. : Искусство, 1958.
8 Шерстенников Л. Остались за кадром. М. : Буки-Веди, 2013.
9 Картъе-Брессон А. Воображаемая реальность. Эссе. СПб. : Лимбус Пресс : Издательство К. Тублина, 2017.
10 Там же.
11 Там же.
рек, часами вглядываясь в пейзаж. Их мир напоминает вечное воскресенье, «тогда как фотография позволяет запечатлеть будни»12. Поистине мобильная фотография преуспела в запечатлении будней, к которым так стремился мэтр фотографии.
Помимо легкости, подвижности, «вездесущности» многие профессиональные фотографы и фотохудожники ценят в фотокамере способность быть незаметной. «Самая лучшая техника та, которая не видна», — говорит на этот счёт Моисей Наппельбаум13.
Эти две видовые черты мобилографии — способность быть подвижной и незаметной — пусть и не приближают к техническому, композиционному, выразительному мастерству, обладают, тем не менее, другим важным достоинством — возможностью поймать момент, «решающий момент», в выражении Картье-Брессона. С этой точки зрения, мобильная фотография — верный способ познать бесконечность мира: в застывших деталях, игре света, в ракурсах, пойманных сюжетах. Как и любая фотография, она самобытна, потому что обладает выразительными возможностями, которых нет у её близких родственников — живописи и кинематографа.
Идея выразительности и притягательности случайно пойманного порывает с представлением о том, что произведение искусства должно рождаться в муках. На этот счёт удачно высказался известный российский кинорежиссер Андрей Кончаловский. Он говорит, что в фотографии, как и в любом искусстве, много профессионалов и гораздо меньше художников. А вероятно, всё-таки именно от художников исходит подлинное искусство. Так вот где в таком случае грань между профессионалом и художником? Кончаловский считает, что художник начинается там, где начинается философия. Применительно к фотографии — это тот рубеж, где происходит не просто фиксация, а выражение индивидуального мировоззрения автора14.
Кончаловский приводит любопытный пример из своего личного опыта общения с Анри Картье-Брессоном. Однажды Кончаловский спросил у Брессона, как был сделан один из его самых известных портретов — усатый мужчина в шляпе и плаще. Тот ответил: «Очень просто!» И далее Брессон рассказал, как увидел этого мужчину на бульваре, и тот ему приглянулся. Брессон решил, что его было бы интересно сфотографировать, и стал наблюдать за ним как бы и незаметно, но в то же время заметно, чтобы мужчина почувствовал, что за ним следят. Мужчина забеспокоился и пошёл прочь. Брессон пошёл за ним. Мужчина ускорил шаг, и Брессон ускорил шаг, не отставая и держа наготове свою фотокамеру «Лейка». Наконец, мужчина не выдержал, резко остановился и повернулся к фотографу, и вот тут-то Брессон его и сфотографировал.
О чём говорит этот пример? Он говорит о том, что практически за каждой большой фотографией лежит своя маленькая история. И подобно тому, как мы читаем истории создания великих живописных полотен,
12 Картье-Брессон А. Воображаемая реальность. Эссе.
13 Наппельбаум М. От ремесла к искусству.
14 Блог Андрея Кончаловского. URL: https://www.facebook.eom/a.konchalovsky/ posts/1032705863410835:0 (дата обращения: 25.09.2018).
кинокартин, пьес, можно читать истории создания фотографий. При этом, чем заметно отличается фотография от других видов искусства, в этих историях остаётся место и счастливой случайности или самой повседневности. Так, из всех видов искусств фотография оказывается ближе всего к повседневности, становясь искусством повседневности. А последнее, в свою очередь, представляет большой интерес в перспективе концепций современного искусства. Не исключено, что в сотнях и тысячах ежедневно создаваемых фотографий, как профессиональных, так и любительских, есть снимки, которые по формальным и содержательным признакам вполне приближаются к подлинному искусству. В живописи или кино гораздо меньше возможности таких случайностей. «Из всех имеющихся средств выражения фотография — единственное, которое способно зафиксировать конкретное мгновение»15.
Классическая мобилография имеет много общего с куда менее распространенной, но столь же любопытной фотографической практикой — ломо-графией. Условно ломография — это снимки, создаваемые в прямом смысле от бедра на простейшую компактную фотокамеру. Изначально это была дешевая камера «Ломо компакт». Сама идея подобной фотосъёмки принадлежит двум студентам из Вены, которые однажды, в 90-е годы посетили Советский союз, где и приобрели фотокамеры известной ленинградской фабрики ЛОМО. Сами ребята впоследствии сделали собственную расшифровку аббревиатуры ЛОМО, которая и отразила всю философию ломографии — Love & Motion, то есть любовь и движение. Таким образом, ломография превратилась в целый стиль жизни. У сторонников ломографии даже есть свои негласные принципы. Носить камеру всегда и везде, снимать в любое время суток, при любом освещении, от бедра, максимально близко к объекту съёмки, быстро, не раздумывая.
Технически ломографию от мобилографии отличает приверженность пленке, а не цифре, соответственно, ломографию невозможно сделать с мобильного телефона. Что мобилография заимствует у ломографии, так это её главный принцип — стремление поймать как можно большее количество простых, повседневных, но в то же время ярких моментов жизни. Особенностью моби-лографии стало также и то, что она очень быстро создала вокруг себя широкое коммуникационное поле. Помимо социальных сетей и личных сообщений, мобильная фотография сегодня проникает и в СМИ. Так, некоторые каналы даже предлагают денежное вознаграждение за эксклюзивные мобильные снимки. Информагентство BBC одно из первых предложило своей аудитории присылать фотографии с камерофонов для размещения на сайте в разделе «in pictures» портала BBC News. Подогревают интерес к мобилографии и так называемая гражданская журналистика, развитие блогосферы, а также появление специальных фотобанков, вроде Scoopshot — приложения, где любой пользователь может стать фотографом с возможностью продавать свои снимки любому агенту, готовому заплатить. Одни из самых ярких примеров мобилографии в гражданской журналистике — это снимки с мест терактов и природных катастроф. Здесь обычные пользователи мобильных телефонов, случайные очевидцы
15 Картье-Брессон А. Воображаемая реальность. Эссе.
становятся конкурентами фотожурналистов, для которых «поймать момент» — работа, а не хобби.
Помимо ломографии, идейно близкой мобилографии является так называемая вернакулярная фотография. Дословно это значит «родная», «характерная для местности», «народная»16. Вернакулярная фотография — это прямой от-печаток повседневной жизни. Правильнее будет сказать, что и ломография, и мобилография по сути своей часто становятся вернакулярными. Это фото-графии из семейных альбомов, портреты семей во время застолий, путешествий, бытовых эпизодов, уличных сценок. Фактически это народная фотография. Она отражает быт, привычки, жизнь простых людей.
Парадоксально, но это одновременно самая распространенная, но и самая малоизученная разновидность фотографии. Само понятие вернакулярной фотографии принадлежит Джеффри Бэтчену — профессору истории искусств Университета Веллингтона в Новой Зеландии. Концептуально вернакулярную фотографию можно обосновать феноменологией. В рамках феноменологического подхода центральным объектом исследования выступает «мир повседневной жизни»17, который конструируется каждой личностью в отдельности здесь и сейчас. Форма каждого «мира жизни» зависит от ряда причин. Например, это могут быть ситуационные обстоятельства; уникальный личностный опыт и уникальный запас «подручных знаний» индивида. В то же время сам «мир жизни» генерируется обществом и представляет собой мир значений, которые переносятся за счёт общепринятых в данной культуре знаков, символов, указателей и заметок. Взаимодействуя, люди обмениваются различными значениями, являющимися интерсубъективными, то есть понятными и используемыми всеми людьми данного социума. Физическая форма, телесность и зримость объектов — одна из ключевых особенностей мира повседневности. Именно это и прочитывается в вернакулярной фотографии.
В заключение справедливости ради стоит отметить, что современная мобильная фотография — отнюдь не та, с которой несколько лет назад начинались дискуссии о её претензиях на искусство. Совсем недавно, по меркам технических устройств, фотографии с телефона представляли собой размытые «замыленные» изображения, с погрешностями свето- и цветопередачи. Сегодня же по техническим параметрам фотографии, полученные с мобильных телефонов, могут практически ничем не уступать снимкам с фотокамер. Интересно, что некоторые любители мобилографии даже испытывают ностальгию по тем ранним снимкам, расценивая их несовершенства как эстетический приём, как особую ауру, которую современные мобильные снимки утратили.
В целом, нельзя сказать, что технические характеристики мобильной фотографии сильно влияют на её художественный, выразительный и идейный потенциал. Да, конечно, можно часами выверять ракурс, композицию,
16 Barrett R, McCarroll S. Vernacular Reframed. Библиография к конференции. Boston University, 2004. URL: http://www.bu.edu/art/pressReleases/biblio.pdf (дата обращения: 23.09.2018).
17 Шютц А. Мир, светящийся смыслом : пер. с нем. и англ. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.
экспозицию, настраивать декорации, свет, предварительно работать над сценарием съёмки, позами моделей, а после работать с кадром, проводить цветокоррекцию и так далее. И конечный продукт — фотография — тоже вполне может стать произведением искусства. Однако помимо техники велика роль случая, а также пойманного момента — того самого решающего момента Картье-Брессона. В сущности, как замечает выдающийся советский и российский фотограф Юрий Транквиллицкий18, «камера — лишь инструмент для фиксации того, как ты, автор, выбрал, довёл до творческого совершенства и элегантно втиснул в жесткие рамки кадра фрагмент действительности». Вернакулярная мобильная фотография воплотила в себе характерную для настоящего времени тягу к повседневности, к естеству, к тем самым решающим моментам. Будь то произведения искусства в общепринятом смысле или нет, но сегодня такие «народные» фотографии всё чаще становятся частью музейных экспозиций. Кроме того, у вернакулярной и, в частности, мобильной фотографии есть большой познавательный потенциал в визуальной социологии. Их можно анализировать как фотодневник, причём хронология и последовательность событий уже задаётся самим снимающим устройством. Простые и понятные, не вычищенные в художественном и техническом плане снимки привлекают внимание тех, кто изучает личные истории и семейные архивы — историков, культурологов, антропологов, социологов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блог Андрея Кончаловского. URL: https://www.facebook.eom/a.konchalovsky/ posts/1032705863410835:0 (дата обращения: 25.09.2018).
2. Дегтярёв А. Фотокомпозиция. Средства, формы, приёмы. Москва : Фаир, 2009.
3. Картье-Брессон А. Воображаемая реальность. Эссе. Санкт-Петербург : Лимбус Пресс : Издательство К. Тублина, 2017.
4. Наппельбаум М. От ремесла к искусству. Москва : Искусство, 1958.
5. Транквиллицкий Ю. Симфония светотени, формы и калорита. Москва : ИПГ ВГИК, 2014.
6. Фотокомок.ру. URL: http://www.fotokomok.ru/edvard-ueston-i-pryamaya-fotografiya/ (дата обращения: 23.09.2018).
7. Фриман М. Дао цифровой фотографии. Москва : Добрая книга, 2007.
8. Шерстенников Л. Остались за кадром. Москва : Буки-Веди, 2013.
9. Шютц А. Мир, светящийся смыслом : пер. с нем. и англ. Москва : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.
10. Barrett R, McCarroll S. Vernacular Reframed. Библиография к конференции . Boston University, 2004. URL: http://www.bu.edu/art/pressReleases/biblio.pdf (дата обращения: 23.09.2018).
11. British Journal of Photography. URL: http://www.bjp-online.com/ (дата обращения: 23.09.2018).
12. Mobile Photography. URL: Awards http://mobilephotoawards.com/the-categories/ (дата обращения: 23.09.2018).
13. The Statistics Portal. URL: https://www.statista.com/statistics/274774/forecast-of-mobile-phone-users-worldwide/ (дата обращения: 23.09.2018).