МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х
методологическую науку. Бенедикт Котрульи вел учет в трех книгах: главной, журнале и мемориале. Учет велся методом двойной записи. Развитие двойной записи привело к возникновению двух целей учета: экономическая цель и юридическая цель.
Разные итальянские мыслители рассматривали бухгалтерский учет в разных отраслях, кто в судостроении, сельском хозяйстве, госпитале и государственных учреждениях и т.д.
Главной целью учета Пачоли называл ведение дел в таком порядке, который позволил бы получить оперативно информацию, как в отношении долгов так и требований. Постулаты, которые были определены Лукой Пачоли, сформировали четыре вопроса - кто, что, когда, где? [1, С.25]
Именно в итальянском учете возникли два направления развития учета: 1. Отношения возникающие в результате движения;
2. Хранение и учет ценностей.
Соперничество юридических и экономических направлений учета, образовало в Италии три школы учета: венецианская, ломбардская, тосканская.
Представители ломбардской школы считали, что целью учета являются контроль организации хозяйства и имущества. Тосканская школа выделяла четыре группы лиц в организации: агенты, корреспонденты, администратор, собственник. Они предполагали, что каждый факт хозяйственной жизни изменяет юридические отношения между участниками хозяйственного процесса. Венецианская школа утверждала, что бухгалтерский учет как средство контроля изучает движение ценностей, которое связано с определенными действиями по управлению, руководству, контролю агентов хозяйства. Именно представители данного направления выдвинули понятие фонд [3, С. 102].
Таким образом, можно сказать, что именно итальянские ученные в двадцатом веке выдвинули три науки: логисмологию учение о счетах, статмологию учение о балансе, леммалогию учение об остатках. Но, несмотря на разные направления развития учета, итальянскую школу в целом можно рассматривать как единое целое, так как они целеустремленно, содержательно трактовали основные категории науки учета.
Список использованной литературы:
1. Антонова М.В. Лука Пачоли и двойная запись в Италии Бухгалтерский учет. - 1994. - №10.
2. Соколов Я.В. Лука Пачоли и его время: становление и развитие учета Бухгалтерский учет. - 1994. - №8.
3. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета: Учебник. - 2 е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006.
© Ахмедова Т.Д., 2017
УДК 338.436.33
Байдак Ю. С.
магистр,
2 года обучения по направлению «Учет, анализ и аудит в АПК», ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет», г. Благовещенск
e-mail: [email protected] Пашина Л.Л., доктор экономических наук доцент кафедры «Бухгалтерский учет, статистика, анализ и аудит» ФГБОУ ВО «Дальневосточный государственный аграрный университет», г. Благовещенск
e-mail: [email protected]
ПРИСУТСВИЕ ГОСУДАРСТВЕННО - ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В АПК АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Сельское хозяйство России за последние годы убедительно доказало способность к развитию даже в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
непростых условиях, когда другие отрасли экономики не показывали заметного роста. В статье анализируются особенности государственно-частного партнерства (ГЧП) в секторе сельского хозяйства на примере Амурской области, оценивается значение государственных программ развития агропромышленного комплекса (АПК). Рассматриваются перспективные направления и формы развития ГЧП в сфере АПК.
Ключевые слова
Государственно-частное партнерство, инновационная политика, агропромышленный комплекс,
сельскохозяйственное производство.
В настоящее время перед нашим обществом стоит задача перехода на инновационное развитие и осуществление реальной модернизации экономики. В этих условиях осуществляется активный поиск инструментов стимулирования инновационной и инвестиционной активности частного капитала и обеспечения при этом наиболее эффективного сочетания интересов государства и предпринимательских структур. В качестве такого инструмента можно использовать государственно-частное партнерство (ГЧП).
Государственно-частное партнерство - это механизм организации работ, при котором государство решает задачи, предусмотренные его компетенцией, а бизнес получает дополнительный прибавочный продукт и снижение степени риска на всех этапах освоения проекта.
Федеральный закон о государственно-частном партнерстве в Российской Федерации находится на стадии обсуждения, а вот законы субъектов РФ, регулирующие данную сферу, уже приняты в различных регионах.
В Амурской области, как и в большинстве регионов Дальневосточного федерального округа, действует закон о ГЧП - "О государственно-частном партнерстве в Амурской области", принятый Законодательным собранием Амурской области 26 августа 2010 г.».
Настоящий Закон устанавливает основы правового регулирования, цели, задачи, принципы государственно-частного партнерства в области и направлен на обеспечение условий развития всех форм участия в государственно-частном партнерстве в области, эффективное использование средств областного и муниципальных бюджетов, привлечение внебюджетных средств, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы, для достижения эффективного развития экономики, социальной и инновационной сфер области.
Государственно-частное партнерство в аграрном секторе экономики на современном этапе осуществляется путем разработки и реализации целевых отраслевых программ. В процессе перехода к программно-целевому методу управления в аграрном секторе экономики России сложились различные организационные модели в реализации целевых отраслевых программ [1].
Модель «Государство-сельхозпроизводитель». При этой модели на федеральном уровне разрабатываются прогнозы развития отраслей, отдельных видов продукции. С каждым регионом заключаются соглашения на производство и поставку конкретных видов продукции в соответствии со стратегией регионального развития. Такая модель используется в субъектах Дальневосточного федерального округа, в частности в Амурской области [2].
Началом процесса модернизации аграрного сектора является реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», позволившая несколько улучшить техническое обеспечение села, однако решить проблему полностью не удалось. В настоящее время проблему технического обеспечения сельского хозяйства решает Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», в которой выделена подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», предусматривающая следующие мероприятия:
• обновление парка сельскохозяйственной техники;
• энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сельскохозяйственном производстве;
• модернизация машиноиспытательных станций;
• развитие системы сельскохозяйственного консультирования в субъектах РФ и муниципальных
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
образованиях;
• создание и развитие деятельности инновационных центров [1].
Государство при проведении модернизации создает правовую базу и необходимую инфраструктуру, а также разрабатывает меры господдержки, но оно не может выполнять функции агробизнеса. Организационно-экономическая функция государства включает разработку целевых государственных, ведомственных и региональных программ и инновационно-инвестиционных проектов, формирование инновационной инфраструктуры [5].
Основой национальной инновационной системы АПК должна стать инновационная инфраструктура, формируемая на принципах государственно-частного партнерства, в частности инновационные кластеры. Инновационный кластер как социально-экономическое формирование АПК использует следующие факторы частного партнерства: благоприятные почвенно-климатические условия для производства определенной сельскохозяйственной продукции и продовольствия; наличие трудовых ресурсов для производства определенной сельскохозяйственной продукции; наличие земельных ресурсов; опережающие сроки начала использования результатов научной и научно-технической деятельности научной организации, являющейся участником инновационного кластера по производству определенной сельскохозяйственной продукции; использование собственных внешнеэкономических и экспортных связей; использование собственных торговых марок и брендов; использование собственных внешнеэкономических связей и финансовых средств для приобретения и внедрения новых технологий и нового оборудования для производства продовольствия
[4].
Точками роста станут зоны опережающего развития, кластеры и особые экономические зоны различного типа, в них максимально сконцентрируются финансовые, трудовые и административно-управленческие ресурсы.
В Амурской области наиболее освоенная и самая быстроразвивающаяся — Приамурская аграрно-индустриальная зона.
Построение зон опережающего развития начнется с формирования кластеров различного типа, их ядром станут создаваемые инвесторами производственные мощности. Основных кластеров предполагается создать в Амурской области пять, в том числе соевый.
Применение кластерного подхода можно увидеть на примере Приамурской аграрно-индустриальной -аграрный комплекс и опережающие экономические зоны производственного типа в Белогорске. Именно в этой зоне появятся соевый, транспортно-логистические кластеры.
Регионы Дальнего Востока совершили прорыв в сфере внедрения и практической реализации механизмов государственно-частного партнерства.
Об этом было заявлено на открытой панельной дискуссии «Роль механизмов государственно-частного партнерства в развитии инфраструктуры на Дальнем Востоке: текущая ситуация, лучшие практики, перспективы применения в рамках ТОР». В 2014 году сразу несколько регионов ДФО существенно улучшили свои позиции в общероссийском рейтинге развития государственно-частного партнерства. Существенного прогресса добилась Амурская область, переместившись с 48 на 33 место [2].
Партнерство государства с частным сектором является ключевым компонентом формирования инновационной системы в АПК России, поскольку, при правильной организации, оно обеспечивает получение более широких преимуществ от капиталовложений в государственные исследования, создавая благоприятные предпосылки для устойчивого инновационного развития, являющегося стратегическим фактором экономического роста [6].
Список использованной литературы:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base =LAW;n=90601 (дата обращения 27.11.2015).
2. Федеральный портал «Государственно-частное партнерство» [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.pppi.ru/projects (дата обращения 24.11.2015).
3. Министерство регионального развития Российской Федерации [электронный ресурс] // Режим доступа:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х
URL: http://www.minregion.ru/activities/territorial_planning/strategy (дата обращения 29.11.2015).
4. Веселовский М.Я., Фремон Т.В., Королев П.В. Кластер как форма развития малого и среднего бизнеса. Научные труды Российской инженерной академии менеджмента и агробизнеса. - М.: ФГОУ «РИАМА», 2009.
5. Инновационная деятельность в аграрном секторе экономики России / Под ред. И.Г. Ушачева, И.Г. Трубилина, Е.С. Оглоблина, И.С. Санду. - М.: КолосС, 2007. - 636 с.
6. Рыженкова Н.Е., Шепелин А. Методические подходы к формированию механизма государственно-частного партнерства в АПК // Перспективы и пути взаимодействия науки и бизнеса в современном обществе: сборник научных статей по материалам участников Международной заочной научно-практической конференции. Москва 25 декабря 2013 г. - М.: Лаборатория прикладных экономических исследований имени Кейнса, 2013.
© Байдак Ю.С., Пашина Л.Л., 2017
УДК 338.2
Борисова Дина Владимировна
ассистент кафедры МиБТ Донской государственный технический университет
г. Ростов-на-Дону, РФ E-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Аннотация
В статье рассматриваются отдельные аспекты развития интеграционных процессов Ростовской области с регионами Южного федерального округа. Приводятся расчетные, характеризующие эффективность этого сотрудничества.
Ключевые слова
Товарооборот, интеграционные процессы, эффективность, амплитуда колебаний.
При проведении анализа социально-экономических систем (СЭС) необходимо учитывать, что процесс их функционирования - это динамический процесс в неравновесной системе. Так как равновесные системы не способны к развитию, то нарушение равновесия СЭС (неустойчивость) является необходимым условием для их развития. Однако сильные колебания и большая потеря устойчивости может привести к нарушению динамического баланса СЭС, грозит их разрушением [1, с. 34]. При этом реакция системы на управленческие воздействия становится менее предсказуемой, снижается эффективность управления и, как следствие, эффективность функционирования систем. Анализ проводимых за последние десятилетия реформ в России позволяет отследить особенности динамики развития СЭС и разработать на этой основе индикаторы и статистические инструменты, позволяющие поддерживать оптимальные границы неустойчивости ее функционирования. Предложенный подход [2, с. 152] помогает проводить мониторинг динамики по такому количественному показателю, как амплитуда колебаний по величине дохода на одного жителя. При этом выбор данного показателя в качестве оценочного был сделан на основе мировой практики его использования для сравнительной оценки уровня экономического развития СЭС (стран, географических регионов и т. д.). Показатели вариации оценивают на основе стандартных методов статистики [3, с. 36].
Для анализа СЭС автор [2, с. 153] предлагает два подхода, один - на основе расчёта среднеквадратичного отклонения по показателю ВВП на одного жителя, а второй - на основе параметра относительного отклонения от среднего значения по ВВП на одного жителя.
В соответствии с системным подходом при расчёте амплитуды колебаний СЭС рассматривается как совокупность составляющих её подсистем более низкого уровня [4, с. 9]. Для федеральных округов - это