УДК 504
В.Б. Сажин, И.А. Попов, М.Б. Сажина, Е.В. Матушкина, А.Б. Половников, З.Н. Османов, М.А. Апарушкина, О.Ю. Сластинова, А.В. Лопаков, Д.В. Бодров
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, Москва, Россия Российский заочный институт текстильной и лёгкой промышленности Московского государственного университета технологий и управления им. В.К. Разумовского, Москва, Россия
ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
The Draft Environmental Strategy of the Russian Federation, which has specific indicators that measure progress: the dynamics of renewable fuels and waste recovery systems equipment companies and cleaning emissions, the share of "ecologically sustainable environment", which goes for export, the total price of natural objects according to their environment-forming functions, etc. is declared as mandatory enviromnental audit and investment companies and insurance liability for damage to the environment. Presented information on investment, "JI" under the Kyoto Protocol on reducing greenhouse gas emissions.
Обсужден проект экологической стратегии РФ, в котором есть конкретные показатели, измеряющие прогресс: динамика использования возобновляемых видов топлива и отходов, оснащение компаний системами улавливания и очистки выбросов, доля продукции «экологически устойчивого природопользования», идущая на экспорт, полная стоимость природных объектов с учетом их средообразующих функций и др. Декларируется также обязательность экологического аудита инвестпроектов и компаний и страхование ответственности за причинение вреда окружающей среде. Представлена информация о инвестиционных «проектах совместного осуществления»в рамках в рамках Киотского протокола о снижении парниковых выбросов.
Эксперты А. Шаповалов и О. Сапожков отмечают, что высокие темпы роста, которые ставили во главу угла развития Российской экономики, не только превратили экономическо развитие в порой бессмысленную гонку, но и стали вредны, приводя к несбалансированному развитию отраслей. По мнению первого заместителя председателя Центрального Банка А. Улюкае-ва, «Невозможно и не нужно возвращаться к высоким темпам экономического роста — 4-5% ВВП глобального роста в год, это огромная нагрузка на демографию, на экологию» (рис. 1). Лишь в конце 2010 года появился доработанный проект экологической стратегии РФ, похожий на программу действий. В нем появились конкретные показатели, измеряющие прогресс: динамика использования возобновляемых видов топлива и отходов, оснащение компаний системами улавливания и очистки выбросов и даже доля продукции «экологически устойчивого природопользования», идущая на экспорт. Декларируется также обязательность экологического аудита инвест-проектов и компаний и страхование ответственности за причинение вреда окружающей среде. По замечанию экспертов А. Шаповалова и О. Сапожко-ва, «апогеем стратегии стало предложение «включить в экономические показатели полную стоимость природных объектов с учетом их средообразу-
ющих функций» — то есть оценить в деньгах стоимость всех услуг экосистем и биоразнообразия». Впрочем, эту цель уже не первое десятилетие преследуют экологи и экономисты, но пока не получили однозначного результата.
Рис. 1. Динамика нагрузки на окружающую среду и реальный ВВП России
Подход, на котором будет основываться стратегия Минприроды, исходит из статистики нагрузки на окружающую среду (рис. 1), качество которой и в самом министерстве признают довольно плохим. По данным Минприроды, основную нагрузку на окружающую среду (99%) оказывают 11,4 тыс. компаний, для которых правила игры будут меняться в первую очередь. Под действие новых ограничений подпадают практически все крупные отрасли промышленности — топливная энергетика, нефте- и газопереработка, металлургия, производство стройматериалов и удобрений, химическая промышленность и производство лекарственных препаратов, добыча полезных ископаемых, включая нерудные, целлюлозно-бумажная промышленность и даже животноводство и менеджмент отходов. Однако по данным министерства, 42% выбросов в воздух приходится на автотранспорт, 62% сбросов в воду — на жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).
По мнению заместителя главы департамента экологической политики Минприроды В. Венчиковой, министерству не подведомственна регулировка выбросов автотранспорта тем более, что есть внятная стратегия снижения вредных выбросов с учетом топливных евростандартов (рис. 2). Сбросы ЖКХ включают и компании, подключенные к городской канализации. Эта проблему возможно решать лишь в рамках отдельного закона и подзаконных актов Минприроды и Минрегиона, по которым коммунальщики смогут взимать плату с компаний и направлять ее на финансирование очистных сооружений.
Для самых «грязных» компаний уже с 2012 года должен начать действовать новый закон о плате за негативное воздействие на окружающую среду, предусматривающий нормирование выбросов по принципу наилучших доступных технологий (НДТ, список составит Минприроды к 2012 году). Сейчас система базируется на лимитах выбросов, разрешения на превышение которых компании могут оплачивать безболезненно,— плата за негативное воздействие в 2009 году в РФ составляла всего 0,4% прибыли. Новый законопроект Минприроды предполагает увеличение платы в 5 раз с 2012 года и в 20 раз с 2016 года. Лимиты на выбросы компаний ликвидируются с 2012 года, с этого же момента вводится набор льгот и стимулов: так, платежи за негативное воздействие будут оставаться у компаний и относиться на расходы — при условии, что за счет них финансируется внедрение НДТ; бюджет же будет возмещать проценты по кредитам и займам на инвестиции в природоохранные технологии. Интересно, что представители бизнеса в целом поддерживают ужесточение экологической политики
Рис. 2. Объем выброса вредных веществ в атмосферу при использовании топлива разных стандартов
Так советник по СИ. группы «Илим» Д. Чуйко уверен, что сейчас стремление компаний получить кредиты на Западе упираются в требования необходимости экологического аудита. Переход на НДТ — самый правильный вариант, а стимулы, прописанные Минприроды,— мощный фактор преобразований.
По мнению функционера ассоциации «ОПОРА России» С. Борисова, правила, прописанные Минприроды, открывают новые возможности для малого бизнеса в плане развития технологий и услуг.
Глава экспертного совета «Деловой России» А. Данилов-Данильян без энтузиазма поддерживает экологическую модернизацию, отмечая, что для «реализации благих намерений Минприроды может просто не найтись адекватных кадров».
В Российском союзе промышленников и предпринимателей сомневаются в способности правительства реализовать предложения Минприроды. Для того, чтобы штрафы направлять на переоборудование компаний нужно менять Бюджетный и Налоговый кодексы». Увеличенные платежи за природопользование не компенсируют загрязнение и не построят системы очистки выбросов. Логично было бы, чтобы эти платежи шли не на эфемерную компенсацию «потери лица», государством действиями нарушителя природы, но целевым образом тратились на переоборудование.
Важным вопросом природоохранной деятельности является выполнение Киотского соглашения о снижении выброса парниковых газов
По информации эксперта А. Шаповалова, оператор углеродных единиц — Сбербанк провел в 2010 году первый конкурс инвестиционных «проектов совместного осуществления» (ПСО) в рамках в рамках Киотского протокола. Проекты совместного осуществления (ПСО) — это инвестпроекты, направленные на сокращение выбросов углекислых газов, образовавшихся в результате промышленной деятельности. В ходе их реализации иностранный инвестор получает так называемые единицы сокращенных выбросов, а российский участник — инвестиции в модернизацию производства. В первом конкурсе участвовали 44 заявки от 35 компаний с общим потенциалом сокращений 77,5 млн. тонн СОг - эквивалента. Выявлено 15 компаний-победителей (таблица).
Объем сокращений выбросов углекислого газа победивших проектов составит более 40 млн тонн, что превышает лимит конкурса в 30 млн. тонн и в текущих ценах стоит порядка €472 млн. Механизм совместного осуществления инвестиционных проектов, предусмотрен ст. 6 Киотского протокола. Негативные ожидания участников рынка оправдались лишь частично. Среди победителей действительно оказались проекты «Газпром нефти», «Роснефти» и СИБУРа, но в проектах по сбору попутного нефтяного газа ПСО, предполагающими технологическое перевооружение компаний, в число «заведомых победителей) соисполнителем вошел и Сбербанк.
По мнению эксперта А. Шаповалова неожиданно среди победителей, оказался проект перевода с угля на газ государственной Амурской ТЭЦ-1 мощностью 285 МВТ, принадлежащей РАО «ЕЭС-Восток». Среди списка проектов, поданных на конкурс Сбербанка, этого проекта не было. Но если учесть, что по условиям конкурса от проектов требовался «экономический и социальный эффект», который определяется на основании «данных о соответствии планируемых результатов проекта решениям правительства РФ в области инновационного развития экономики и социальной сферы», внеконкурсный выбор оправдать несложно.
Тем более, что модернизация одной из устаревших угольных станций региона, с точки зрения, политической конъюнктуры, вполне может быть приурочена к саммиту АТЭС в 2012 году на Дальнем Востоке.
Проекты совместного осуществления первого конкурса (2010 г.), одобренные Минэкономики РФ
Инвестор Инвестпроект Объем сокращений в соответствии с ПСД (млн. тонн С02-эквивалента)
ОАО Самотлор-нефтегаз» Сбор газа на Самотлорском месторождении 0,8
ОАО «Газпром нефть» Проект совместного осуществления на Еты-Пуровском месторождении 3
ОАО «НК "Роснефть"» Утилизация попутного газа на Комсомольском месторождении 4
ОАО РИТЭК Утилизация попутного газа на Восточно-Перевальном нефтяном месторождении 0,3
ОАО РИТЭК Утилизация попутного газа на Средне-Хулымском нефтяном месторождении 0,5
ОАО «СИБУР Холдинг» Расширение Южно-Балыкского газоперерабатывающего завода (первая фаза) 10
ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» Реконструкция доменных печей № 5 и 6 ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат» 2,1
ОАО «Уральская сталь» Внедрение ресурсосберегающих технологий на ОАО «Уральская сталь» 3,2
ОАО « СУЭК-Куэбасс» Утилизация дегазованного метана в шахтах ОАО «СУЭК-Кузбасс» 1Д
ОГК-4 Строительство ПГУ-400 на Шатурской ГРЭС, ОГК-4 1.1
ОАО «Иркутскэнерго» Повышение эффективности использования водных ресурсов на Братской ГЭС 4
Дальневосточноая генерирующая компания Перевод двух котлов Амурской ТЭЦ-1 с угля на природный газ с установкой экологически чистого оборудования п/а
ООО «Завод полимеров кчхк» Совместная утилизация выбросов хла-дона-23 и гексафторида серы на предприятии ООО «Завод полимеров КЧХК» 5
ООО «Галоген» Утилизация выбросов хладона-23 на предприятии 000 «Галоген» 2,6
ОАО «Группа"Илим"» Модернизация выпарного хозяйства филлиала ОАО «Группа "Илим"» в Ко-ряжме 0,9
Итого сокращений (млн. тонн СОг-эквивалента): 38,6
Вместе с тем, хотя высокие цены на нефть и обеспечивают рентабельность угледобычи и его использования (вместо мазута) на теплогенери-рующих станциях, учитывая высокие темпы добычи нефти и газа в мире (рис. 3 и 4) следует быть готовыми к изменению конъюнктуры на топливном рынке. Тем более, что в 2011 году на фоне выросшего угольного экспорта (авария на японской атомной станции «Фукусима-1» и отказ Германии от атомной генерации) российские энергетики испытывают дефицит высококалорийных углей. По информации аналитика Р. Асанкина, Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике (АПБЭ) подготовило рекомендации по введению Минэнерго заградительных экспортных пошлин на высококалорийный энергетический уголь марки «СС» (слабоспекающийся) Кузнецкого бассейна. Пошлина предлагается в качестве защиты от недопоставок каменного угля данной марки на электростанции России.
По данным гендиректора отраслевого агентства «Росинформуголь» А. Скрыля, ежегодно в России добывается порядка 25-26 млн. тонн угля марки СС (около 10-11% от совокупной добычи угля), из них 22-23 млн. тонн — в Кузбассе, остальной объем — на «Якутугле» (входит в «Мечел»), Основными поставщиками угля марки «СС» являются «Кузбассразрезуголь» (порядка 15 млн. тонн) и «СДС-уголь» (около 4 млн. тонн).
По данным АПБЭ, общее потребление данного вида топлива российскими электростанциями составляет порядка 7,5 млн. тонн. Объем примерно поровну делят предприятия «Интер РАО» (Каширская и Черепецкая ГРЭС, входящие в ОГК-1 и ОГК-3совокупная установленная мощность — 3,4 ГВт) и «Кузбассэнерго» (Кемеровская ГРЭС и три ТЭЦ — Кемеровская, НовоКемеровская и Барнаульская; совокупная мощность — 1,5 ГВт и 4,8 Гкал/час). Причем, проводя по заказу Минэнерго анализ поставок кузнецких углей на электростанции за 2009-2010 год агентство АПБЭ, отмечает рост экспорта углей марки СС и на этом фоне формирование ее внутреннего дефицита. В частности, в 2009 году на электростанции было поставлено 6,5 млн. тонн, в 2010 году — 5,7 млн. тонн.
По информации управляющего директора «Кузбассэнерго» Ю. Шей-бака, из-за недопоставок зимой уголь пришлось заменять более дорогим природным газом (до 50 млн. кубометров в месяц), «причем по сверхлимитным ценам себе в убыток». Также поступали и на Каширской ГРЭС.
Сложнее всего приходится Черепецкой ГРЭС, оборудование которой заменять уголь газом не позволяет.
Гендиректор «Росинформуголь» А. Скрыль подчеркивает, что, в отличие от низкокалорийных марок российского угля, марка «СС» востребована на внешних рынках. К тому же цена на экспорт почти втрое выше, чем в России,— $145 за тонну против $50. На Западе угольщикам сложно конкурировать с российским газом, а рост экспорта будет происходить в основном э счет восточных направлений
Чтобы сдержать рост экспорта, АПБЭ предлагает облагать энергетический уголь пошлиной в размере $14,7 за тонну. До сих пор Россия к таким мерам не прибегала (до 2007 года экспортной пошлиной облагался только коксующийся уголь). Однако пошлина может дать больше минусов, чем плюсов. Это может привести к замедлению развития портовых мощностей и новых угольных проектов. К тому же уголь одной марки по документам несложно экспортировать под другой.
Рис. 3. Добыча нефти крупнейшими нефтедобывающими странами мира в июне 2010 года (млн. барр./сутки) по отношению к маю 2010 года (в скобках) (по данным OPEC, ИДУ ТЭК и Norwegiam Petroleum Directorate)
Акционеры «Кузбассэнерго» приняли решение в течение двух лет реконструировать девять котлов на Ново-Кемеровской ТЭЦ и пять — на Кемеровской ГРЭС под сжигание угля марки «Д». Сумма инвестиций — $300 млн.
Аналитик А. Шаповалов отмечает достигнутое в первом конкурсе инвестиционных «проектов совместного осуществления» (ПСО) в рамках Киотского протокола заметное превышение ожидаемыми сокращениями выбросов установленного приказом Минэкономики лимита в 30 млн. тонн на один конкурс. Без проекта Амурской ТЭЦ-1 объем сокращений первого конкурса составляет порядка 40 млн. тонн (6472 млн. при спотовой цене на открытом рынке 611,8 за тонну).
Сбербанк планировал провести ещё несколько конкурсов по российским ПСО, которые потенциально могут занять до 10% мирового рынка. Однако, громкие уголовные процессы, связанные с этим, пока не позволяют говорить о реализации таких планов.
Рис. 4. Добыча газа крупнейшими газодобывающими странами мира в 2009 году (млрд. куб. м) по отношению к предыдущему году (в скобках) (по данным ВР)
Руководитель рабочей группы по вопросам изменения климата комитета РСПП по промышленным технологиям и экологической безопасности М. Юлкин полагает правильным пересмотр правил проведения подобных конкурсов и увеличения допустимых лимитов конкурсов — неизрасходованная квота РФ на выбросы С0г в рамкам Киотского протокола оценивается в 6 млрд. тонн СОг-эквивалента.