Научная статья на тему 'Природные ресурсы как объекты права коммунальной собственности'

Природные ресурсы как объекты права коммунальной собственности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
358
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / ПРАВО КОММУНАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / OBJECTS / NATURAL RESOURCES / OWNERSHIP RIGHT / MUNICIPAL PROPERTY RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Троцкая М. В.

Исследуются объекты права коммунальной собственности на природные ресурсы с анализом норм действующего законодательства. Устанавливается соотношения понятий общего и частного характера. Определяются признаки соответствующих объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURAL RESOURCES AS AN OBJECT OF COMMUNAL PROPERTY LAW

Objects of municipal property of natural resources are researched and rules of legislation in force are analyzed. Correlation of notions of general and private nature is ascertained. Attributes of corresponding objects are defined.

Текст научной работы на тему «Природные ресурсы как объекты права коммунальной собственности»

УДК 349.6

М. В. Троцкая,

канд. юрид. наук, доцент, Полтавский юридический институт Национального университета «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого»

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ОБЪЕКТЫ ПРАВА КОММУНАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Под объектом правоотношений в теории права понимают материальные и нематериальные блага при получении, передаче или использовании которых возникают права и обязанности участников правоотношений. Природные объекты - составная часть окружающей природной среды или вся среда в целом, что охраняется нормами экологического права. Они наделены признаками природного происхождения и находятся в единой экологической взаимосвязи, могут исполнять разные экологические функции и обеспечивать качество среды обитания человека [1, с. 20]. Природный объект представляет собой составную окружающей природной среды и связан более с экологической ее характеристикой. В свою очередь, природный ресурс является составной природного объекта и используется для удовлетворения потребностей человека и общества. А природные ресурсы образуют части природных объектов, которые используются как источники удовлетворения разных интересов человека. При этом в обоих случаях имеется ввиду один и тот же объект.

Целью данной статьи является анализ норм действующего законодательства относительно природных ресурсов как объектов права коммунальной собственности. Изучением этой темы в той или иной степени занимались отдельные ученые, а именно: В. И. Андрейцев, С. В. Разметаев, В. И. Семчик, А. К. Соколова, Н. И. Титова, В. И. Федорович, В. С. Шахов, Ю. С. Шемшученко, М. В. Шульга и др., но полно, именно в вышеопределенном аспекте, вопрос не был изучен. Для выяснения очерченной проблематики используем классификацию, в которой лежит возможность находиться в коммунальной собственности соответствующих объектов с ссылкой на положения действующего законодательства, а именно природные ресурсы: 1) которые могут находиться в коммунальной собственности рядом с государственной и частной (земля, лес, животный мир); 2) которые могут находиться в коммунальной собственности, но такая возможность прямо не указывается в законодательстве (природно-заповедный фонд и растительный мир); 3) относительно которых право коммунальной собственности не закреплено на уровне действующего законодательства (атмосферный воздух, недра и воды). Будет исследована первая группа закрепленной классификации, поскольку лишь относительно этих объектов на уровне действующего законодательства четко определено право коммунальной собственности.

В частности, в ч. 2 ст. 83 Земельного кодекса Украины отмечается, что в коммунальной собственности находятся все земли в пределах населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности, а также земельные участки за их пределами, на которых размещены объекты коммунальной собственности [2; 2002. - № 3-4. - Ст. 27]. В положениях указанной статьи говорится, во-первых, о землях в черте населенных пунктов (за исключением земель частной и государственной собственности) и, во-вторых, земельных участках за пределами населенных пунктов, на которых размещены объекты коммунальной собственности.

Согласно Закону Украины «Об охране земель» (п. 13 ч. 2 ст. 1) земля - поверхность суши с почвой, полезными ископаемыми и другими природными элементами, которые органически объединены и функционируют вместе с ней [2; 2003. - № 39. - Ст. 349]. В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 79 Земельного кодекса Украины (2001 г.), земельный участок - это часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения, с определенными относительно нее правами.

Относительно взаимосвязи между землей и земельным участком, то в некоторых источниках указывается такое соотношение, как общего (земля) и непосредственного (земельный участок) [4, с. 42]. Кроме того, можно говорить о первичном (земля) и производном (земельный участок), поскольку, когда рассматривается земельный участок, всегда имеется ввиду часть земли. К тому же, используя такое понятие как «земля», понимаются большие территории.

Разное понимание объема понятия «земля» всегда влечет за собой неопределенность в отношении конкретных участков земной поверхности, поэтому его использование при характеристике объектов правового регулирования является нецелесообразным, поскольку право определяется довольно высокой степенью конкретизации явлений, на которые оно оказывает свое влияние. Кроме того, довольно часто использование в широком значении понятия не отвечает требованиям ситуации, потому что закрывает много нюансов, которые были бы заметны в более узком понимании [3, с. 43]. Например, в ч. 1 ст. 83 Земельного кодекса Украины относительно объекта коммунальной собственности на землю используется понятие «земля», а не «земельный участок». Это же понятие применяется в отношении объекта государственной собственности на землю (ч. 1 ст. 84 Земельного кодекса Украины). Если рассматривать

объект частной собственности на землю, в данном случае используется понятие «земельный участок», а не «земля».

Таким образом, исходя из соотношения категорий «земля» и «земельный участок», право коммунальной собственности в общем значении существует на землю, но в отношениях между конкретными субъектами оно трансформируется в право коммунальной собственности на земельный участок.

Кроме того, при определении объекта права коммунальной собственности на землю учитывается территориальный аспект ее расположения: в черте населенных пунктов, кроме земель частной и государственной собственности и земельные участки за их пределами, но во взаимосвязи с объектами коммунальной собственности.

Если относительно земель в черте населенных пунктов ситуация понятна, то относительно земельных участков за их пределами - не полностью, в частности, что касается объектов коммунальной собственности. В соответствии с ч. 1 ст. 142 Конституции Украины, материальной и финансовой основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, земля, природные ресурсы, которые являются собственностью территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах, а также объекты их общей собственности, которые находятся в управлении районных и областных советов. В соответствии с ч. 1 ст. 181 Гражданского кодекса Украины, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке, перемещения которых невозможно без их обесценивания и изменения назначения [2; 2003. - № 40. - Ст. 356]. В ч. 2 этой статьи: движимыми вещами являются вещи, которые можно свободно перемещать в пространстве.

Проанализировав приведенные статьи, приходим к выводу, что ч. 2 ст. 83 Земельного кодекса Украины нуждается в уточнении: в ней необходимо определиться относительно объектов коммунальной собственности. Ими являются не просто названные объекты (поскольку последними могут быть как объекты движимые, так и недвижимые), а только недвижимые объекты коммунальной собственности. Кстати, эта точка зрения уже была выражена М. В. Шульгой [7, с. 12 - 18].

Относительно такого природного объекта как лес, то в соответствии с ч. 1 ст. 9 Лесного кодекса Украины: в коммунальной собственности находятся леса в пределах населенных пунктов, кроме лесов, которые находятся в государственной или частной собственности [2; 1994. - №17. - Ст. 99]. Кроме того, ч. 2 этой статьи закреплено, что в коммунальной собственности могут находится и другие леса, которые приобретены или отнесены к объектам коммунальной собственности в соответствии с законом.

То есть, в данной статье идет речь о лесе, который, в свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 1 Лесного кодекса Украины, представляет тип природных комплексов, в котором объединяются главным образом древесная и кустарниковая растительность с соответствующей почвой, травянистой растительностью, животным миром, микроорганизмами и другими природными компонентами, которые взаимосвязаны в своем развитии, воздействуют друг на друга и на окружающую природную среду.

Кроме того, в положении ч. 4 ст. 1 Лесного кодекса Украины используется такое понятие как лесной участок - участок лесного фонда Украины с определенными границами, который выделен в соответствии с этим Кодексом для лесного хозяйства и использования лесных ресурсов без изъятия его у землепользователя или собственника земли. А также земельный лесной участок - земельный участок лесного фонда Украины с выделенными границами, который дается или изымается у землепользователя или собственника земельного участка для ведения лесного хозяйства или других общественных потребностей в соответствии с земельным законодательством (ч. 6 ст. 1 Лесного кодекса Украины).

Каждое из закрепленных понятий взаимосвязано между собой , понятие «лес» используется как общее, что конкретизируется через понятие лесного и земельного лесного участка, где лесной участок - 1) участок лесного фонда Украины; 2) выделен для: а) ведения лесного хозяйства и б) использования лесных ресурсов; 3) без изъятия его у а) землепользователя или б) собственника земли, а земельный лесной участок - 1) земельный участок лесного фонда Украины; 2) который а) дается или б) изымается; 3) у а) землепользователя или б) собственника земельного участка; 4) для а) ведения лесного хозяйства или б) других общественных потребностей; 5) согласно земельному законодательству, которые имеют (как лесной участок, так и земельный лесной участок) определенные границы. То есть: 1) лесной участок выделяется для ведения лесного хозяйства и использования лесных ресурсов, а земельный лесной участок - дается или изымается для ведения лесного хозяйства или других общественных потребностей; 2) лесной участок выделяется без изъятия его у землепользователя или собственника земельного участка, а относительно земельного лесного участка предусматривается возможность его изъятия в землепользователя или собственника земельного участка; 3) вопрос о выделении лесного участка урегулируется Лесным кодексом Украины, а относительно предоставления земельных лесных участков - Земельным кодексом Украины.

Действительно право собственности на «леса» реализуется, в первую очередь, через право собственности на земли лесного фонда [6, с. 76].

Кроме того, при определении права коммунальной собственности на этот природный объект учитывается территориальный аспект его нахождения - леса в пределах населенных пунктов, кроме лесов, что находятся в государственной или частной собственности и возможности нахождения лесов на праве коммунальной собственности, которые приобретены или отнесены к таким объектам в соответствии с законом. Укажем, что последняя формулировка недостаточно определена, необходимо было бы ее более конкретизировать. Как указывает А. К. Соколова, целесообразно было бы четче определить, каким именно критериям должны были бы отвечать указанные леса [5, с. 127].

Относительно объектов животного мира, то в ч. 1 ст. З Закона Украины «О животном мире» закреплено, что объектами животного мира, на которые распространяется действие этого Закона, являются: дикие животные - хордовые, в том числе позвоночные (млекопитающие, птицы, рептилии, амфибии, рыбы и другие) и беспозвоночные (членистоногие, моллюски, голошкурые и др.) во всем их видовом и популяционном разнообразии на всех стадиях развития (эмбрионы, яйца, коконы и т.д.), которые находятся в состоянии природной воли, удерживаются в полусвободных условиях или в неволе; части диких животных (рога, кожа и т.д.); продукты жизнедеятельности диких животных (мед, воск и т.д.) [2; 2002. - №14. - Ст. 97].

В ч. 5 ст. 5 данного Закона определяется, что объекты животного мира в Украине могут находится в государственной, коммунальной и частной собственности.

В ч. 1 ст. б Закона: объекты животного мира, которые удерживаются (сохраняются) предприятиями, учреждениями и организациями государственной или коммунальной формы собственности, являются объектом права государственной или коммунальной собственности**.

То есть, объектами права коммунальной собственности на указанные объекты являются, во-первых, дикие животные, которые находятся в состоянии естественной свободы, удерживаются в полусвободных условиях или в неволе; части диких животных и продукты их жизнедеятельности. Во-вторых, те, которые удерживаются (сохраняются) предприятиями, учреждениями и организациями коммунальной собственности.

Итак, учитывая выше изложенные положения относительно рассмотренных объектов коммунальной собственности, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, право коммунальной собственности на природные ресурсы возникает относительно объектов, которые имеют природное происхождение и находятся в неразрывной взаимосвязи с окружающей природной средой. Во-вторых, право коммунальной собственности на природные ресурсы существует в целом на соответствующие объекты, но в отношениях между конкретными субъектами оно трансформируется в право коммунальной собственности на четко определенный природный ресурс.

Список литературы: 1. Гетьман А. П. Екологічне право України в запитаннях та відповідях : навч. посіб. / А. П. Гетьман, М. В. Шульга, Г. В. Анісімова, А. К. Соколова - Х. : ТОВ «Одіссей», 2008. - 480 с. 2. Відомості Верховної Ради України. 3. Єрмоленко В. Земельні ресурси в майновому обороті / В. Єрмоленко // Право України. - 2004. - N° б. - С. 4З-46. 4. Пейчев К. Поняття земельної ділянки як специфічного об’єкта відчуження / К. Пейчев // Підприємництво, госп-во і право. - 2002. - № 11. - С. 41-43. 5. Соколова А. К. Комунальна та інші форми власності на ліси в новому Лісовому кодексі України / А. К. Соколова // Пробл. законності. - 2006. - Вип. 83. - С. 12З-129. 6. Шершун С. Право власності на ліс / С. Шершун // Право України. - 2004. - № 12. - С. 75-80. 7. ШульгаМ. В. Деякі питання права спільної власності територіальних громад на землю / М. В. Шульга // Зем. право України. - 2006. - № З. - С. 12-18.

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ОБЪЕКТЫ ПРАВА КОММУНАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Троцкая М. В.

Исследуются объекты права коммунальной собственности на природные ресурсы с анализом норм действующего законодательства. Устанавливается соотношения понятий общего и частного характера. Определяются признаки соответствующих объектов.

Ключевые слова: объекты, природные ресурсы, право собственности, право коммунальной собственности.

NATURAL RESOURCES AS AN OBJECT OF COMMUNAL PROPERTY LAW

Trotskaya M. V.

Objects of municipal property of natural resources are researched and rules of legislation in force are analyzed. Correlation of notions of general and private nature is ascertained. Attributes of corresponding objects are defined.

Key words: objects, natural resources, ownership right, municipal property right.

Поступила в редакцию 24.05.2011 г.

Вопрос относительно взаимосвязи территориальных громад как субъектов права коммунальной собственности на объекты животного мира и предприятий, учреждений и организаций коммунальной формы собственности которые удерживают (сохраняют) такие объекты будет предметом исследования следующей статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.