ритории и разработать научно обоснованные и детально разработанные рекомендации о целесообразности организации парка;
- приступить к регулированию земельных отношений на территории парка, поскольку часть пастбищных угодий местного населения перейдут в статус ООПТ;
- провести опрос среди местного населения, чтобы интересы жителей и организаторов парка не противоречили друг другу;
- решить вопросы, связанные с совмещением туристическо-рекреационной деятельности с традиционным природопользованием;
- создать систему экологического мониторинга изменений природной среды по единой
методике путем наземных исследований и аэровизуальных наблюдений (регулярный сбор материалов, их первичная обработка и анализ с применением ГИС-технологий и данных дистанционного зондирования);
- изучить природные ландшафты территории и туристическо-рекреационные ресурсы, провести зонирование территории парка с выделением функциональных зон;
- предусмотреть варианты новой инновационной политики для проведения организационно-восстановительных работ и создания ландшафтного парка «Рудник Алибера» структуры ООПТ регионального значения.
Литература
1. Горная Ока. География Восточного Саяна: учеб. пособие / А.Б. Иметхенов, Б.Д. Шарастепанов, О.А. Иметхенов. -Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. - 232 с.
Иметхенов Олег Анатольевич, кандидат географических наук, доцент кафедры экологии и БЖД Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. e-mail: [email protected].
Imetkhenov Oleg Anatolievich, PhD in Geography, Associate Professor of Ecology and Safety of the East Siberian State University of Technology and Management. 670013, Ulan-Ude, ul. Klyuchevskaya 40V. e-mail: [email protected].
УДК 911.531 (571.5)
© O.A. Иметхенов, А.Б. Иметхенов Природные ландшафты Бурятии - объекты культового значения
Авторы на примере Бурятии подробно раскрывают наиболее почитаемые культовые места, которые стали объектами паломничества и массового посещения.
Ключевые слова: ландшафтные достопримечательности, священные и культовые места, памятники природы.
O.A. Imetkhenov, A.B. Imetkhenov Natural landscapes of Buryatia - the objects of cult value
The authors detail the example of Buryatia reveal the most revered places of worship that have become objects of pilgrimage and mass visit.
Keywords: landscape attractions, holy and sacred places, monuments of nature.
Особо почитаемые природные объекты возникли в глубокой древности и связаны с религиозными воззрениями или же священными событиями той или иной религии. Примером могут служить памятные места, связанные с легендарными деяниями Абай Гэсэра, - отдельные горы, лавовые потоки, вулканические аппараты и т.д. В дальнейшем с развитием цивилизации появляется огромный пласт природных феноменов, почитаемых за необычные ландшафтные творения и причудливые формы рельефа, особо ценные виды животных и растений и наличие своеобразных геологических обнажений. Всеми эти-
ми уникальными и причудливыми свойствами обладает Бурятия.
В последнее время многие исследователи уделяют пристальное внимание природным объектам культового характера, которые в прошлом играли важную роль не только в развитии религиозно-мифологических воззрений, но и в становлении сакрально-политических центров объединения родовых, племенных и общенародных этнических групп. В связи с этим особый интерес вызывают образы Байкала, его священные и неприкосновенные памятники, вокруг которых консолидировалась таежная культура.
4/2013
К сожалению, культовый феномен Байкала до конца не изучен, хотя достоверно известно почитание этого уникального природного объекта в глубоком прошлом. Об этом свидетельствует наличие множества культовых мест родоплеменного значения по всему побережью озера. Безусловно, наиболее значимые места способствовали консолидации более мелких этнических
групп вокруг этой уникальной территории. При этом стали почитаться пантеон духов и формы обрядности традиционного шаманизма, поскольку они были связаны с условиями обитания человека и его промысловыми местами и погребениями.
Значимые священные и волшебные места Бурятии нами представлены в таблице.
Таблица
№ п/п Типизация священных мест Название священных мест Место расположения
1. Священные культовые горы «Ехэ-Ерд» - священная культовая гора Мыс Бурхан (Шаманка) - священное культовое место Приольхонье (западное побережье Байкала, устье р. Анга) Остров Ольхон (мыс Шаманка)
2. Чудесное появление «предметов» на священных местах Священная «Янжима» - сакральный памятник Восточной Сибири Баргузинская долина (местность Униган у подножия Баргузинского хребта)
3. Камни как места поклонения «Бухэ-шулун» (Бык-камень) - сакральный памятник природы Загадочный знак «Пять пальцев» Баргузинская долина (подножие Икат-ского хребта Тугнуйская долина (местность Тугнуй-ские столбы)
4. Камни-валуны - следы былых катастроф Жомболокский «сад камней» Инский «сад камней» Окинское плоскогорье (местность Хухэ-Байса, долина р. Жомболок) Баргузинская долина (устье р. Ина, притока р. Баргузин)
5. Загадочные знаки - память о прошлом Знаки-пиктографы, оставленные на отвесной скале Монголжон Окинское плоскогорье (долина р. Жомболок)
6. Священные места, отмеченные рисунками Утес Саган-Заба, бухта Ая - наскальные рисунки, где изображены охота и быт древних людей Западный берег Байкала (местность Халы, бухта Ая)
7. Природно-рукотворные творения человека Ботогольский графитовый рудник Алибера Восточный Саян (Ботогольский голец)
8. Чудеса исцеления. О минеральных источниках Минеральные источники в местности Шумак и Жойган Восточный Саян (Китайские гольцы, долина р. Шумак; хребет Большой Саян, долина р. Арак-Хем)
9. Почитаемые деревья - долгожители Лиственница - долгожитель курорта Аршан Подножье Тункинских гольцов (р. Кын-гырга, курорт Аршан)
Рассмотрим в качестве примера наиболее часто встречаемые природные священные места в Бурятии. Самым почитаемым и священным местом на Байкале считается мыс Шаманка («Бурхан») на о. Ольхон. Археологические исследования свидетельствуют об исключительной древности (ранний неолит - раннее железо) культа Шаманского мыса. Считается, что некрополь на вершине мыса Шаманка представляет собой сложное культовое место, где вперемежку с надмогильными кладками размещались жертвенники различных типов, а жертвенные приношения располагались по всей территории кладбища. Здесь с древних времен совершались грандиозные шаманские обряды («тайлаганы») с
жертвоприношениями. Эти ритуалы, связанные с культом эжина Ольхона, свидетельствуют о существовании у байкальских племен особо почитаемых священных и культовых мест на Байкале. В настоящее время мыс Шаманка как уникальный природный феномен стал объектом всеобщего обозрения и самым посещаемым местом на Байкале.
Вот уже более 10 тыс. лет привлекает к себе внимание людей таинственная скала Саган-Заба, расположенная на западном побережье Байкала в местности Халы. Чем же так интересна Саган-Заба, в чем ее таинственная сила? Академик А.П. Окладников установил, что встречаемые здесь писаницы по композиции, манере «пись-
ма» и разнообразию сюжетов - самые сложные из всех наскальных байкальских рисунков [2]. Здесь он обнаружил множество изображений (силуэтов) шаманов с поднятыми руками, что означает молитвенные обращения к небу, и воинов с боевыми секирами в руках. На некоторых композициях изображены сцены молитвы над убитыми или умершими сородичами. Он писал, что «петроглифы в бухте Саган-Заба, с их грандиозной некогда, но до сих пор поражающей своими масштабами многофигурной композицией антропоморфных изображений, представляют собой уникальное явление среди всех других наскальных изображений Сибири... Петроглифы Саган-Заба - подлинная жемчужина древней культуры и искусства народов Сибири. Второго такого памятника этой эпохи нет на всем ее пространстве - от Урала до Тихого океана». Утес Саган-Заба, входящий в состав Прибайкальского национального парка, стал одним из уникальных природных объектов Байкала, заслуживающим особой охраны с заповедным режимом.
Среди прибайкальских бурят бытует предание о грандиозных межплеменных играх, которые в старину проводились ежегодно в устье р. Анги на Приольхонье. Игры организовывались вокруг небольшой горки Ехэ-Ерд, представляющей собой большой холм идеальной конусовидной формы. Здесь в старину из года в год устраивались массовые пляски, где участвовало несколько тысяч человек. Люди съезжались сюда со всех концов Восточной Сибири и Центральной Азии. Одновременно тысячи танцоров собирались вокруг горы на протяжении 6 суток днем и ночью. Для того чтобы игрище состоялось, предъявлялось одно единственное условие
- участников должно быть не менее тысячи человек, чтобы они, взявшись за руки, могли опоясать горку, замкнув хороводный круг вокруг нее. Несколько тысяч человек преодолевали сотни и даже тысячи километров по степям и болотам, горам и таежным чащам, что являлось событием всемонгольского масштаба.
Значимость сакрального памятника Ехэ-Ерд подтверждается тем, что в 2000, 2005 и 2010 гг. здесь проводились грандиозные игрища после 500-летнего перерыва. Сюда к священной горе съехались гости со всей этнической Бурятии, Республики Тыва, Республики Саха (Якутия) и соседней Монголии. Всего на играх участвовало более 10 тыс. человек. Таким образом, священная гора Ехэ-Ерд стала самым значимым культовым местом народов, живущих не только вокруг Байкала, но и в Северной и Центральной
Азии.
Кроме священной горы Ехэ-Ерд отмечается чудесное появление «предметов» на священных местах. Наиболее значимым сакральным памятником Бурятии считается священная «Янжима», которая проявилась недавно на большом валуне в местности Униган у подножия Баргузинского хребта. Образ Янжимы, самопроявившейся на камне, - уникальное явление в буддийском мире. Необычные камни как объекты поклонения, составляющие часть ландшафта, издавна были местами, возле которых устраивались жертвоприношения. Такими весьма выразительными и необычными камнями считаются Бухэ-шуулун, расположенный у подножия Икатского хребта (Баргузинская долина), и Пять пальцев в Туг-нуйской долине.
О камне, сотворенном рукой человека, написано много, а о естественном саде камней, созданном самой природой, мало сведений. Внушительные камни-глыбы, которые образовались в результате крупных землетрясений или значительного схода селевых грязекаменных материалов, можно увидеть и у нас в регионе. Удивительными феноменами считаются Жомболок-ский сад камней в долине р. Жомболок в Окин-ском плоскогорье и Инский сад камней в долине р. Ина в Баргузинской долине.
Инский сад камней, открытый А.Б. Иметхе-новым в 1978 г., расположен в юго-западной части Баргузинской впадины на участке выхода р. Ины из Икатского хребта и занимает площадь более 10 км2. Основной материал располагается на правобережной части р. Ины (до 8 км2) и выдвигается во впадину от гор более чем на 5 км. Здесь на очень ровной площади повсюду из-под земли возвышаются крупные глыбы гранита размером до 10-15 м в поперечнике. Инский сад камней напоминает архипелаг островов в океане или пейзаж, редко доступный современному земному наблюдателю, - вершины гор, выступающие над морем облаков. Глыбы располагаются отдельно друг от друга, реже образуют сплошные скопления.
Камни-глыбы не только внушительны по размерам, но и своеобразны по залеганию. Они вызывают научный интерес и представляют собой большую познавательную и эстетическую ценность. Инский и Жомболокский сады камней, как и все уникальные памятники природы, нуждаются в охране.
В нашем регионе вещественные и значимые ландшафтные достопримечательности связаны со странными знаками, оставленными на отвесных скалах. На многих природных объектах:
4/2013
урочищах, останцовых горах, речных и озерных террасах, мысах, пещерах и отдельных скалах, оставлены следы материальной и духовной культуры наших предков, которые являлись свидетелями многих исторических событий. Единственные в своем роде странные знаки, не встречающиеся в других местах Сибири, - это загадочные пиктографы, расположенные на крутом утесе Монголжон.
Многие исследователи Восточного Саяна по-разному трактуют их происхождение. Наиболее достоверным считается мнение профессора Г.Ц. Цыбикова, который в пиктографах увидел изображение родового «оберегающего» знака «Цзендемуни-тамга», заимствованного из буддизма, что дословно означает «волшебная драгоценность», или «три сокровища».
Священные места встречаются во многих районах нашего региона. Как правило, самые почитаемые и обрядовые - места, где найдены удивительные наскальные рисунки, где изображены охота и быт древних людей. Это местность «Саган-Заба», «Ая» и др.
Также широко представлены природнорукотворные творения человека. Ярким примером считается технически оснащенный Бото-гольский графитовый рудник Алибера, представляющий собой знаменитый памятник горнорудного производства XIX в. Французский предприниматель Ж.-П. Алибер добывал не только графит самого высокого качества, а также россыпное золото и нефрит. Одновременно он построил винтовую дорогу с беседками, крестами, стоянками протяженностью 6 км. На самом вершине Ботогольского гольца на высоте 2321 м обосновал резиденцию с широкой каменной стеной высотой до 6 м и построил два 10-метровых ветрореза. Здесь же он расположил виллу, часовню и построил ипподром и небольшую оранжерею.
Прошли годы, менялись хозяева рудника: жадные, хищные и большей частью бездеятельные. Но благородное творение Ж.-П. Алибера на Ботогольском гольце видно и через 160 лет. И теперь, когда стали обращать внимание на уникальные творения человека, такие объекты подлежат обязательной охране как уникальные особо охраняемые природные территории.
О чудесных, целительных свойствах минеральных источников известно с тех времен, когда люди стали замечать особые свойства воды в силу химического состава или каких-либо физических показателей. Наиболее исцеляющими свойствами обладают минеральные источники Шумак и Жойган. Их называют жемчужинами
Саян. Чем же прославились эти таинственные уголки Саянской земли? Действительно, чтобы испить целебные воды этих источников и принять чудодейственные ванны, туристы и отдыхающие совершают многокилометровый путь, преодолевая труднодоступные перевалы и сложные речные преграды. Так, например, в долине р. Шумак, у правого притока р. Китоя, на месте впадения р. Правый Шумак, среди серебристых елей из недр земли поднимаются углекислые воды, образуя на поверхности многочисленные источники с разнообразными лечебными свойствами. Такое благоприятное сочетание многих ценных свойств минеральных вод Шу-мака на территории Восточного Саяна встречается впервые.
К весьма почитаемым объектам относятся и деревья-долгожители. Так, например, у жителей Тункинской долины наиболее почитаемым деревом считается лиственница-долгожитель, возраст которого - более 500 лет. Дерево-патриарх, пожалуй, самый древний и единственный свидетель давно минувших веков.
В Байкальском регионе много озер. Большинство объявлены водными памятниками природы. Из них наибольший интерес представляет оз. Доронг, который отличается необычным происхождением. Так, например, местное население (эвенки) считает, что у озера нет дна.
Родники - это волшебное творение и драгоценный дар природы. В Бурятии множество целебных родников. Чаще всего они расположены вблизи озер и рек. Наибольшей популярностью пользуется Итигэловский источник, находящийся рядом с содовым Оронгойским озером.
Весьма почитаемы места, где проявляется «энергетика» священных и сакральных мест. Важнейшим свойством священных и почитаемых мест является наличие энергетического поля в местах разломов земной коры. Выходящие на поверхность земли водные растворы и газы благотворно воздействуют на энергетику человеческого организма и тем самым заряжают его особой энергией, излечивают от разных недугов и оберегают от всяких бед. Следовательно, священные и культовые места как бесценные феномены природы являются не только выдающими памятниками природы и истории, но и вехами культурного и духовного развития человека. Они выступают как носители памяти о прошлом и ориентиры в духовной жизни. Изучение таких явлений связано, прежде всего, с духовным возрождением культовых и сакральных мест, что позволяет придать им былую функцию священных охраняемых территорий.
Священные места - это связующее звено материального и духовного миров (в том числе и в непонятных разуму мистических проявлениях -разного рода чудесах, видениях, как легендарных, так и документально подтверждаемых, своеобразной энергетике и т.д.).
Природные и природно-рукотворные святыни являются не только историческими или архитектурно значимыми ансамблями, но своеобраз-
ными энергетическими, духовными центрами земли, сила воздействия которых на людей имеет природное начало. Одновременно значимость священных мест заключается в том, что они притягивают народы к определенной территории, а отдельных людей - к своей малой родине, что является мотивом к изучению священных мест.
Литература
1. Иметхенов А.Б. Памятники природы Байкала. - Новосибирск: Наука, 1990. - 157 с.
2. Окладников А.П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. - М., Л.: Наука, 1950. - Ч. 1,2.
Иметхенов Олег Анатольевич, кандидат географических наук, доцент кафедры экологии и БЖД Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В. e-mail: [email protected].
Иметхенов Анатолий Борисович, доктор географических наук, профессор кафедры зоологии и экологии Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 a. e-mail: [email protected].
Imethenov Oleg Anatolievich, PhD in Geography, Associate Professor of Ecology and Safety of the East Siberian State University of Technology and Management. 670013, Ulan-Ude, ul. Klyuchevskaya 40V. e-mail: [email protected].
Imetkhenov Anatoly Borisivich, Doctor of Geographical Sciences, Department of Zoology and Ecology of the Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, ul. Smolin, 24 a. e-mail: [email protected].