Научная статья на тему 'Природные факторы формирования культурных ландшафтов Северного Кавказа'

Природные факторы формирования культурных ландшафтов Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / ТРАДИЦИОННЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ТИПЫ АДАПТИВНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / THE CULTURAL LANDSCAPE / THE TRADITIONAL CULTURAL LANDSCAPE / THE OPERATING CULTURE / THE TYPES OF ADAPTIVEENVIRONMENTAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лысенко Алексей Владимирович

Определена авторская методология изучения формирования культурных ландшафтов Северного Кавказа в предметном поле эволюционного ландшафтоведения и роль в этом процессе природных факторов. Особое внимание обращено на типы адаптивного природопользования в сфере производственной культуры, которые являлись важной частью процесса создания и воспроизводства традиционной культуры, процесса формирования культурных ландшафтов Северного Кавказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лысенко Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definedmethodology of authorof studying theformation ofthe culturallandscape ofthe North Caucasusin the boundof subjectfieldof landscapeevolutionand thepart in the processof natural factors.Particular attention ispaid to thetypesof adaptiveenvironmental management inthe field ofculturalproduction, which is an importantpart of the processof creation and reproductionof traditional culture,the process of formationof cultural landscapesof the NorthCaucasus.

Текст научной работы на тему «Природные факторы формирования культурных ландшафтов Северного Кавказа»

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

УДК 911.3

Лысенко А. В.

Lysenko A. V.

ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

NATURAL FACTORS OF FORMATION OF CULTURAL LANDSCAPES OF THE NORTH CAUCASUS

Определена авторская методология изучения формирования культурных ландшафтов Северного Кавказа в предметном поле эволюционного ландшафтоведения и роль в этом процессе природных факторов. Особое внимание обращено на типы адаптивного природопользования в сфере производственной культуры, которые являлись важной частью процесса создания и воспроизводства традиционной культуры, процесса формирования культурных ландшафтов Северного Кавказа.

Ключевые слова: культурный ландшафт, традиционный культурный ландшафт, производственная культура, типы адаптивного природопользования.

Definedmethodology of authorof studying theformation ofthe culturallandscape ofthe North Caucasusin the boundof subjectfieldof landscapeevolutionand thepart in the processof natural factors. Particular attention ispaid to thetypesof adap-tiveenvironmental management inthe field ofculturalproduction, which is an importantpart of the processof creation andrepro-ductionof traditional culture,the process of formationof cultural landscapesof the NorthCaucasus.

Key words: the cultural landscape, the traditional cultural landscape,the operating culture, the types of adaptiveenviron-mental management.

Лысенко Алексей Владимирович -

доктор географических наук, доцент, заведующий кафедрой «Физическая география и ландшафтоведение»

Северо-Кавказский федеральный университет Тел.: 8-905-448-18-74 E-mail: lysenkostav@yandex.ru

Lysenko Alexey Vladimirovich -

doctor of Geographical Sciences, docent, Head of Department of Physical Geography and Landscape

North Caucasus Federal University Tel.: 8-905-448-18-74 E-mail: lysenkostav@yandex.ru

Формирование культурных ландшафтов Северного Кавказа - важная научная проблема как в теоретическом, так и в прикладном отношениях. В плане методологии это все еще не решенный вопрос эволюционного ландшафтоведения. Важен и региональный аспект: культурные ландшафты Северного Кавказа сложны по структуре и разнообразны, как разнообразны здесь в целом природа и культура, а также их взаимодействие. Особая роль природных факторов в формировании культурных ландшафтов вполне очевидна и декларируется большинством исследователей, однако публикаций по этой проблематике не много. Проведение подобных исследований - важное направление поиска путей выхода на устойчивое развитие, так необходимое региону.

При изучении формирования культурных ландшафтов с точки зрения методологии особую важность, в силу отсутствия единой точки зрения, приобретает определенная трактовка понятия « культурный ландшафт». В настоящее время культурные ландшафты выделяются и изучаются в соответствии с существующими в физической и общественной географии трактовками, как природный ландшафт освоенный и преобразованный человеком, с одной стороны, и как ландшафт общественный (этнокультурный), сформировавшийся в условиях опреде-

ленного «вмещающего» природного ландшафта - с другой.

Объектная двойственность культурного ландшафта предполагает два направления исследования эволюции культурного ландшафта. В первом эволюция культурного ландшафта, выделенного на основе природных геоструктур, предполагает изучение степени и форм изменений, происходящих в культурно-природном комплексе. С этих позиций выстраивается ряд основных подродовых (природных историй человека и культурных) и видовых понятий, которые могут быть использованы при изучении ландшафтов - от окультуренных природных до культурно-техногенных [1].

Во втором направлении, при антропоцен-тричном взгляде на культурный ландшафт особое значение приобретает изучение модерни-зационных переходов в культурах и как следствие формирование динамических рядов культурных ландшафтов от этнокультурных реликтов и изолятов до агро-индустриальных городских и сельских природно-культурных комплексов (ландшафт первобытнокультурный, этнокультурный традиционный и современный новаци-онный культурный ландшафт).

В эволюционном ряду культурных ландшафтов Северного Кавказа - традиционные этнокультурные ландшафты - базовые, доминирующие структурные единицы, формирование которых

в

:№ 4(12), 2013:

Науки о земле

191

происходило на основе в разной степени консолидированных аграрных этнических общностей, находившихся на разных ступенях общественного устройства - от патриархальных и раннефеодальных до позднефеодальных, разной культурной и цивилизационной ориентаций.

Традиционные этнокультурные ландшафты региона при этом отличались исключительно разнообразным этнокультурным субстратом, иногда многослойностью (наложением границ в пределах этноконтактных зон), тесной связью в структуре и функционировании с природной средой.

Такой тип регионализма С. Я. Сущий и А. Г. Дружинин [2] определяют как гео-этногенетический, связанный, в первую очередь, с комплексом ландшафтных агроклиматических и этнокультурных, а также этногенети-ческихособенностей территорий.

Их развитие, диверсификация структуры завершилась в XIX веке, когда в условиях расширения влияния российской цивилизации на Северном Кавказе, входящей в новый модер-низационный цикл, начинается деградация традиционных этноландшафтных элементов. Эти процессы были связаны в первую очередь с процессами урбанизации, индустриализации и коллективизации, а также вовлечением этих структур в общесистемное функционирование Российского и Советского государства. Хотя и в настоящее время традиционные этнокультурные ландшафты в виде отдельных реликтов и изолятов продолжают свое существование.

Процесс формирования культурных ландшафтов региона - результат воздействия комплекса взаимообусловленных внешних и внутренних факторов: природных и социокультурных (в том числе экономических, демографических и политических) [3]. Роль каждого из них за время существования изучаемых культурно-географических систем менялась. Однако одним из базовых, инвариантных, определявших функционирование культурного ландшафта как системного целого наряду с внутренними социокультурными факторами оставался природный фактор.

Тесная связь традиционной культуры, в особенности производственной, с природной средой определила формирование адаптивных систем природопользования. Исходя из особенностей природной структуры сформировалось два типа природопользования - равнинный и горный с различными зональными вариантами. В том числе хозяйственно-культурные типы пашенных земледельцев лесостепей и лесов, а также степей умеренного пояса, кочевников-скотоводов степей и пустынь, земледельцев и скотоводов гор [4] в пределах Южно-Русской историко-культурной подобласти и Кавказской историко-культурной области [5].

Важно отметить зональные и высотно-поясные особенности культурных ландшафтов региона, нашедшие отражение, прежде всего, в организации сельскохозяйственного производства и в целом в структуре геокультурного пространства.

Выделяются пояса культурных ландшафтов: 1) высокогорно-среднегорный, освоен-

ный кавказскими народами и казачеством; 2) среднегорно-низкогорный и предгорный -так называемое буферное пространство геокультурного экотона (казачество, кавказские народы, кочевники). Зональные типы культурных ландшафтов: 1) полупустынно-степные (кочевники); 2) долинные (казачество); 3) степные и лесостепные (крестьянство, казачество, кочевники). При этом пространство организуется по-разному.

Этнокультурные ландшафты скотоводов-кочевников изначально формировались в условиях степных и полупустынных природных ландшафтов. К XIX веку сохранялись этнокультурные ландшафты ногайцев, калмыков и ставропольских туркмен. Названные этнические группы имели сходные формы культурной адаптации к существующим вПредкавказье природным условиям и объединялись в единый хозяйственно-культурный тип. Равнинный рельеф, обширные пастбища способствовали содержанию значительного по поголовью стада. Быт, материальная культура кочевников были приспособлены к постоянным передвижениям по открытым пространствам. Умеренный выпас скота в условиях постоянной смены кочевий способствовал наибольшей продуктивности пастбищных угодий, поскольку уничтожение растительности скотом примерно соответствовало приросту биомассы трав. В связи с особенностями кочевого образа жизни и природной структуры региона формировались дисперсные, размытые, значительные по площади этнокультурные ландшафты.

К концу XIX века в результате усиления потока русских и украинских переселенцев в степное Предкавказье этнокультурные ландшафты кочевых народов постепенно сжимались, некоторые разделились на ряд анклавов с достаточно четкими, выделенными границами. При этом, ввиду выработанной в традиционной культуре кочевников адаптивной пластичности к постоянным изменениям параметров природной среды, характерных для внутриконтинентальных регионов Евразии, сохранялись, с некоторыми изменениями, особенности производственной и жизнеобеспечивающей культуры.

Формирование этнокультурных ландшафтов русско-украинских земледельцев и скотоводов также во многом результат культурной адаптации переселенцев к условиям природной среды степного Предкавказья. Мигранты занимают районы, наиболее адекватные их традиционной производственной культуре, сформировавшейся в условиях природной среды Русского Черноземья и Малороссии и относящейся, по Н. Н. Чебоксарову, к хозяйственно-культурному типу пашенных земледельцев лесостепей и лесов, а также степей умеренного пояса. Для данного хозяйственно-культурного типа как подсобное занятие развивалось скотоводство и плодоводство. При этом в условиях Восточного Предкавказья роль скотоводства существенно возрастала, что связано со значительной эффективностью данного вида хозяйственной деятельности в сухих степях [6].

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

Довольно четкие границы этнокультурных ландшафтов русско-украинских земледельцев и скотоводов фиксировались в пределах степной и лесостепной провинций Ставропольской возвышенности и частично в полупустынной провинции Терско-Кумской низменности. На протяжении XIX века площадь и плотность этнокультурных ландшафтов быстро увеличивались. Одновременно возросла роль пашенного земледелия. При этом начала отчетливо проявляться хозяйственно-культурная специализация отдельных районов: преимущественно земледельческая - в западных и северо-западных районах; земледельческо-скотоводческая - в центральных и южных районах; преимущественно скотоводческая - в северных и восточных районах Предкавказья. В пойме Кубани, Кумы, Куры, Терека, на Черноморском побережье и в районе Пятигорья развивалась культура шелководства, пчеловодства, виноградарства, бахчеводства.

Особые варианты взаимодействия с природной средой в рамках единого хозяйственно-культурного типа земледельцев и скотоводов сложились у казачества. Первоначально (конец XVIII - первая половина XIX вв.) здесь сформировались скотоводческие хозяйства отгонно-пастбищного типа. По мере роста численности населения и соответственно нагрузки на земельные ресурсы ландшафтов усиливалась роль полеводства и зернового хозяйства (вторая половина XIX в.) [7].

Кубанское и Черноморское казачество отличалось особым развитием табунного коневодства. В условиях оптимального увлажнения, высоких радиационных показателей и почвенного плодородия ландшафтов широкое распространение получили садоводство, огородничество и бахчеводство [8].

Весьма специфичны природные условия формирования культуры терского казачества. Это засушливые степи и полупустыни. Не случайно важнейшие оси расселения приурочены к наиболее благоприятной в военном и хозяйственном отношении долине Терека, его крупным притокам и, в особенности, к довольно обширной дельте Терека и примыкающему участку побережья Каспийского моря [9].

Важно отметить, что именно выше перечисленные, вмещающие интразональные ландшафты, во многом определили выделение казачьего субэтноса. Л. Н. Гумилев [10] пойменно-дельтовые ландшафты Терека включал в особый Волго-Терский регион, в пределах которого оседло жили хазары, а затем казаки. Быт хазар и терских казаков был подсказан особенностями природного ландшафта.

Весьма специфична производственная культура горских народов, сложившаяся в условиях среднегорий и высокогорий. В высокогорьях Центрального и Западного Кавказа сформировались полуоседлые скотоводческие хозяйства горно-яйлажного (если существовал сезон зимнего стойлового содержания) и горно-пастбищного (если таковой отсутствовал) типов [11]. Последний вариант - модификация пастбищного типа

скотоводства, сложившаяся в условиях горной местности при использовании сезонных пастбищ в высокогорье (летом) и в нижних частях долин либо на предгорных равнинах (зимой). Нехватка пастбищных и сенокосных угодий вблизи аулов, обычно расположенных в ущельях горных рек, определила малое распространение выгонного варианта скотоводства. Наряду с горноперегонным большое значение у них имел также горно-отгонный вариант скотоводства со стойловым содержанием скота зимой на удаленных от селения базах (зимние коши); заготовке на зиму поэтому уделялось первостепенное внимание.

Судя по реконструкциям специалистов, в XIII —XIV вв. большую часть Большого Кавказа занимали леса, а в субальпийском поясе -кустарниково-редколесные формации. Площадь естественных сенокосов и доступных пастбищ была невелика, а потому и поголовье скота, особенно по отношению к численности населения, не могло быть значительным. Это не способствовало сохранению горно-яйлажного скотоводства и связанных с ним перекочевок у всего населения гор. К тому же трудности передвижения и нехватка пастбищ в горно-лесных ландшафтах вообще препятствуют проникновению в такие районы кочевников и длительному сохранению в них кочевого образа жизни. По мнению А. Н. Ямскова [12], предки большинства карачаевцев сравнительно быстро перешли к оседлости и придомно-стойловому, а затем и отгонному типам скотоводства.

Особые варианты производственной культуры формируются в условиях низкогорных лесных ландшафтов Северо-Западного Кавказа у адыгейских этнических групп. Отмечалось особое развитие садоводства и коневодства, а также земледелия и скотоводства. В качестве подсобных занятий служили охота и пчеловодство.

Исключительной сложностью и многопро-фильностью отличались природно обусловленные элементы хозяйства Дагестана. В соответствии с природными условиями М-З. О. Османов [13] выделяет три типа хозяйственно-культурных ареалов: равнинных пашенных земледельцев - стационарных скотоводов; среднегорных пашенных земледельцев и отгонных скотоводов; высокогорных подвижных скотоводов и пашенных земледельцев.

Первый тип формируется в условиях предгорных полынно-солянковых и злаково-полынных полупустынь и характеризуется сочетанием земледелия с развитым выгонно-стойловым скотоводством; второй - террасным орошаемым земледелием, садоводством, виноградарством и отгонным животноводством в пределах среднегорных ксерофитных и полуаридно-лесных ландшафтов; третий - животноводством отгонного типа с преобладанием в стаде овец и молочного скота, а также склоновым земледелием в пределах высокогорных степей, остепененных лугов и нагорных ксерофитов, субальпийских и альпийских лугов.

Все виды скотоводства распределяются в зависимости от зональных и высотно-поясных осо-

в

:№ 4(12), 2013:

Науки о земле

193

бенностей ландшафтной структуры. Многообразны формы скотоводства. Практикуются различные сочетания стойловой и выгонной форм. Распространена хуторская форма с тремя подвидами.

В условиях господства полупустынных ландшафтов широко развита культура орошаемого земледелия, в том числе в среднегорьях Внутреннего Дагестана - террасное земледелие. В основном представлено два типа террас: первый тип -террасы на подпорных стенах, приуроченные к садоводческим речным долинам (Араканы, Игали, Гоцатль и др.); второй тип - террасы без подпорных стен, разделенные травянистыми сенокосными склонами на среднегорных плато (Левашин-

Литература

1. Шальнев В. А. Эволюция ландшафтов Северного Кавказа. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007. 310 с.

2. Сущий С. Я., Дружинин А. Г. Очерки географии русской культуры. Ростов н/Д: СК НЦВШ, 1994. 567 с.

3. Лысенко А. В. Экологический подход в изучении культурных ландшафтов Северного Кавказа // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2009. № 2. С. 72-81.

4. Андрианов Б. В. Хозяйственно-культурные типы и географическая среда // Неоседлое население мира. М. : Наука, 1985. С. 17-40.

5. Козлов В. И. Хозяйственно-культурные типы и историко-культурные области // Народы России : энциклопедия / гл. ред. В. А. Тишков. М. : Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 462-465.

6. Бентковский И. В. О значении хуторов в крестьянском хозяйстве Ставропольской губернии // Ставропольские губернские ведомости. 1878. № 18. С. 2.

7. Бунина О. А. Ландшафтный анализ формирования геокультурного пространства казачьего субэтноса в Ставропольском крае : автореф. дис. ... канд. геогр. наук. Ставрополь, 2004. 20 с.

8. Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска. В 2-х т. Екатеринодар : Печатник, 1910-1913. 1094 с.

9. Потто В. А. Два века терского казачества. В 2 т. Владикавказ : Типогр. Терского обл. правл., 1912. 384 с.

10. Гумилёв Л. Н. Этнос и ландшафт // Изв. ВГО. Т. 100. 1968. № 3. С. 193-202.

11. Салпагарова С. И. Формирование этнокультурного ландшафта Карачая (XIX - начало ХХ в.) : автореф. дис. ... канд. геогр. наук. Ставрополь, 2003. 22 с.

12. Ямсков А. М. Экологические факторы эволюции форм скотоводства у тюркоязыч-ных народов Северного Кавказа // Сов. этнография. 1985. № 5. С. 22-34.

13. Османов М-З. О. Хозяйственно-культурные типы (ареалы) Дагестана. Махачкала, 1996. С. 242.

ское, Акушинское, Хунзахское) и амфитеатрами на склонах межгорных котловин, а также на средней крутизны склонах гор (Согратль, Ицари и др.).

Таким образом, само существование традиционной культуры населяющих регион этнических групп во многом определялось характером их хозяйственной деятельности, тесно связанной с вмещающим природным ландшафтом. В данном случае их адаптивно-адаптирующая деятельность по отношению к природному ландшафту, по существу, являлась важной частью процесса создания и воспроизводства традиционной культуры, процесса формирования культурных ландшафтов Северного Кавказа.

References

1. Shal'nev V. A. Evolution of the landscape of the North Caucasus. Stavropol Publishing House of the SSU, 2007. 310 p.

2. Sushchiy S. Y., Druginyn A. G. Sketch-book of geography of Russian culture. - Rostov n/D : SC NTSVSH, 1994. 567 p.

3. Lysenko A. V. An ecological approach in the study of cultural landscapes of the Northern Caucasus // Problems of modern science and practice. University V. I. Vernadsky. 2009. № 2. P. 72-81.

4. Andrianov B. V. Managemental-cultural types and geographical environment // Transhumanpopulation of the world. M. : Nauka, 1985. P. 17-40.

5. Kozlov V. I. Managemental-cultural types and historical cultural region // The people of Russia: Encyclopedia / Ch. Ed. V.A.Tishkov. M. : Great Russian Encyclopedia, 1994. P. 462465.

6. Bentkovsky I. V. The meaning of farm yards in thepeasant agriculture of the Stavropol province // Stavropol regional news. 1878. № 18. P. 2.

7. Bunina O. A. Landscape analysis of the formation of geo-cultural space of Cossak's subethnosin Stavropol Territory : аuthor. dis ... Candidate of geographical Science. Stavropol, 2004. 20 p.

8. Shcherbina F A. The history of the Kuban Cossack Army. In the 2 vol. Ekaterinodar : Printers, 1910-1913. 1094 p.

9. Potto V. A. Two centuries of the Terek Cossacks. In the 2 vol. Vladikavkaz : The Terek region print shop, 1912. 384 p.

10. Gumilev L. N. Ethnos and landscape // Math. VGO. T. 100. 1968. №3. P. 193-202.

11. Salpagarova S. I. Formation of ethnic-cultural landscape of Karachai (XIX - the early XX century) : аuthor. dis. ... Candidate of geographical Science. Stavropol, 2003. 22 p.

12. Yamskov A. M. Ecological factors of the evolution forms of cattle breedingof Turkic-speaking peoples of the Northern Caucasus // Sov. ethnography. 1985. № 5. P. 22-34.

13. Osmanov M-Z. O. Managemental-cultur-al types(areas) of Dagestan. Makhachkala, 1996. 242 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.