34. Календарь Вятской губернии за 1903 г. С. 208.
35. Журналы Вятского губернского земского собрания XXIX очередной сессии и приложения к ним (с 17 по 21 декабря 1895 г.). С. 731.
36. Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т. 5. Урал и Приуралье. С. 543; Там же. С. 545; Весновский В. А. Указ. соч. С. 114.
37. Кама и Вятка. Путеводитель и этнографическое описание Прикамского края. С. 48.
39. Весновский В. А. Указ. соч. С. 116.
40. Ижевский источник. Известково-гипсовая и соляно-магнезиальная радиоактивная натуральная минеральная вода, заменяющая дорогие заграничные воды: Вильдунген, Контрексевилль, Виттель, Баден, Фахинген, Ракочи, Виши, Мариенбад и др. Петроград, 1915. С. 29.
41. Там же. С. 13.
42. Обзор Вятской губернии за 1914 г. Приложение к всеподданнейшему отчету Вятского губернатора. Вятка, 1915. С. 141; Ижевский источник. Извест-ково-гипсовая и соляно-магнезиальная радиоактивная натуральная минеральная вода ... С. 18; Там же. С. 11.
43. Там же. С. 31.
44. Там же. С. 28.
45. Урал северный, средний, южный. Справочная книга. Петроград, 1917. С. 274.
46. Ижевский источник. Известково-гипсовая и соляно-магнезиальная радиоактивная натуральная минеральная вода ... С. 20.
УДК 902
Э. П. Дворников
ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕКРОПОЛЕЙ КАРАКОЛЬСКОЙ ДОЛИНЫ (РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ)
В статье рассматриваются принципы расположения некрополей в условиях ландшафта. В работе дан анализ природно-климатических условий и их влияния на расположение и устройство курганных насыпей и погребальных камер.
The principles of an arrangement of necropolises, conditioned by the landscape, are considered in the article. The author analyses natural-environmental factors and their influence on the arrangement of mound embankments and funeral chambers.
Ключевые слова: ландшафт, терраса, некрополь, обряд.
Keywords: landscape, terrace, necropolis, ritual.
Горный Алтай, по данным географов, включает около 30 ландшафтов, характеризуемых как горно-долинные, степные и т. д. Энциклопедия сообщает, что ландшафт относительно однородный участок географической оболочки, отличающийся закономерным сочетанием её компонен-
© Дворников Э. П., 2012
тов (рельефа, климата, растительности и др.) и морфологических частей (фаций, урочищ, местностей), а также особенностями сочетаний и характером взаимосвязей с более низкими территориальными единицами. Структуру каждого географического ландшафта определяют процессы обмена веществом и энергией.
Одним из таких уникальных культурных, археологических ландшафтов является Караколь-ская долина, в настоящее время территориально входящая в этноприродный парк «Уч-Энмек» (Три вершины), расположенный в Онгудайском районе Республики Алтай.
Рельеф территории среднегорный, абсолютные высоты гор - 1500-2000 м. Долина простирается с запада на восток на расстояние до 40 км, а с севера на юг в пределах 3-5 км. Восточная часть ограничена полотном Чуйского тракта, западная часть - таёжной частью Терехтинского водораздела. Северная и южная части долины ограничены довольно высокими горными хребтами, такими как Аккем, Большой Каскак, Арая.
Климат резко континентальный, с продолжительной морозной зимой и коротким жарким летом. Почвенный покров относится к поясу степных почв среднегорных котловин, представлен маломощными черноземами и каштановыми почвами. Растительность состоит из типчаковых, ковыльных, мятликовых и полынных формаций. Берега реки Каракол покрыты зарослями ивы, тальника, берёзы, хвойных различных пород и высоким разнотравьем. Травостой характерен для степного ландшафта. Основной закономерностью в распределении растительности является высотная поясность. По долинам рек Урсула, Каракол расположены горно-злаковые степи (ковыль, полынь). По скалистым берегам Катуни часто попадаются ломонос, белокудренник. Широко распространен эдельвейс. Степи являются хорошими пастбищами. Урсульские степи - это в основном пашни и сенокосы.
Основной тезис предлагаемой работы заключается в том, что, по нашему мнению, ландшафты являются основой природных условий, неким ковром, на котором формируется та или иная культура.
Очевидно, что во все периоды ландшафты играли важную роль в выборе типа хозяйства. Следует также отметить влияние ландшафта на формирование менталитета человека. Люди, живущие в горах, несомненно, отличаются от степняков. Кроме того, тип хозяйства, основанный также на природных условиях, формирует особенности поведения человека. Как мы предполагаем, представители горного кочевого типа, вероятно, в своем характере имеют особые черты, такие как упорство, жёсткость, высокая потреб-
ность в коллективе. В целом это определяет тип поведения представителя кочевой культуры как жёсткий, агрессивный. Земледельческий тип хозяйства характеризуется, на наш взгляд, постоянством, планомерностью, размеренностью и определяет более мягкий тип представителя земледельческой культуры. Мы считаем, что главным фактором поведения горца является именно ландшафт, а не традиции культуры. Любая культура видоизменяется, приспосабливается под ландшафтные, природные условия. Именно этот фактор формирует культуру поведения этноса. Связь ментальности и ландшафта нами будет рассмотрена в следующей статье, сегодня мы обратим своё внимание на соотношение обрядовой практики (погребальной архитектуры) и ландшафта.
Обрядовая практика как квинтэссенция мировоззренческих представлений представляет особую, сакральную составляющую культуры. Ландшафт и обрядность объединяются, прежде всего, в слове «где»? Где проводить обряд погребения, на какой террасе священной долины? Разумеется, на той, где покоятся дед, прадед и другие представители семьи, рода, но ведь был первый из них, кто погребен именно там, почему? [1].
Анализируя материалы полевых исследований, мы постоянно сталкиваемся с очень сложными комплексами объектов различных эпох в пределах одной долины или террасы. Соответственно, в разные исторические эпохи определённые ландшафтные свойства имели важные критерии при выборе мест погребения усопшего. Вероятно, не последним фактором выбора этого места являлась укромность, труднодоступность, удаленность от обитаемых мест. Кроме того, у слова «хоронить» есть важный синоним «прятать», а значит, не тревожить понапрасну и заходить в эти священные места в исключительных случаях, а именно для совершения обряда погребения или поминок. Сейчас для нас вполне обычно наблюдать, как археологические памятники совершенно органично вписываются в условия ландшафта и являются неотъемлемым атрибутом ландшафтной архитектуры. В наше время ландшафтная архитектура - искусство создавать гармоничное сочетание естественного ландшафта с освоенными человеком территориями, населенными пунктами, архитектурными комплексами и сооружениями. В задачи ландшафтной архитектуры входят охрана естественных ландшафтов и создание новых (садово-парковое искусство). Древнее население, оставившее многочисленные археолого-архитектурные комплексы, очевидно, руководствовалось приблизительно теми же принципами, придавало им важное значение и указывало на особое отношение к местам строительства усыпальниц.
Человек в древности вынужден был приспосабливаться к природе. Ещё в каменном веке собственно природные условия заставили человека научиться пользоваться огнём и шить из шкур одежду, чтобы согреться, изготовить лодку, чтобы поймать рыбу, и именно природные условия и врожденное человеческое любопытство побудили его мигрировать в поисках лучших условий обитания. Получается, что природа создала для человека трудности и в то же время стимулировала формирование культуры.
В Горном Алтае с незапамятных времён существует культ гор, рек, священных мест. Множество известных петроглифических памятников -Калбак-Таш, Бичикту-Бом, Елангаш, Турачакская писаница - лишь подтверждают особое отношение человека к природе и месту человека в этом мире. Каракольская долина в этом смысле не исключение, здесь практически всю вторую половину XX в. происходили уникальные археологические открытия: исследование погребально-поминальных комплексов Башадар и Туекта, впоследствии определивших хронологические особенности пазырыкской культуры, практически с 1960-70-х гг. планомерное изучение петроглифических комплексов Бичикту-Бом, Суттерлю и других и, наконец, случайное открытие в 1990 г. ярких образов, запечатлённых на плитах погребальных склепов каракольской культуры эпохи энеолита-бронзы.
В настоящее время научные исследования позволяют не только детально изучать материальную культуру археологических комплексов, но и устанавливать роль природных факторов, которые обусловили ландшафтные особенности расположения этих комплексов, характеристику каменных пород, из которых они сложены, и деревянные элементы погребальных конструкций. Соответственно, на основании этого мы можем определить те культурные и духовные предпосылки, которые послужили основанием для выбора данных природных условий для расположения в них археологических комплексов.
В нашей работе мы предлагаем подход, основой которого будет выяснение условий, формирующих особенности становления той или иной культурной традиции. Основу анализа при-родно-ландшафтных факторов составят не только памятники археологии, но и более широкая внешняя среда, на основе которой формировался обряд. К таким факторам относятся ландшафты, климат, температура, материальное производство, основанное в том числе и на природно-климатической обстановке. По нашему мнению, эти факторы являются основополагающими в развитии и становлении культуры и обряда, иллюстрирующего основы традиционного мировоззрения.
Совершенно очевидно, что ландшафты играли важную роль не только в выборе типа хозяйства, но и в особенностях оформления некрополей. Любая культура видоизменяется, приспосабливается под ландшафтные, природные условия. Именно этот фактор формирует культуру поведения этноса.
Еще в трудах Л. Н. Гумилева было отмечено, что природные условия (географические, геолого-геофизические, солнечно-земные процессы) оказывают значительное влияние на формирование, расцвет и угасание этносов. В настоящее время в трудах отечественных географов и геологов развиваются идеи Л. Н. Гумилева о влиянии природных условий на образование и функционирование этносов. В частности, отмечается, что большая роль в образовании крупных циви-лизационных центров отводится месторождениям и проявлениям рудных полезных ископаемых, освоение которых также являлось этапом развития этносов [2].
В Горном Алтае по важности влияния на формирование ландшафтов и геосистем, в частности биогеоценозов, геолого-геофизический фактор стоит на втором месте после климатического. Более крупные, после ландшафтных зон, единицы ландшафтного районирования связаны с определенными тектоническими, особенно функционально важными в экологическом отношении неотектоническими структурами. Устойчивое закономерное существование человека в пределах геодинамических зон объясняется естественным стремлением к энергетически комфортным условиям и природным ресурсам, контролируемым этими зонами. Неоднородность земной коры при этом представляется как основа построения системы энерго- и массообмена в системе космос - недра Земли [3]. К таким зонам в историческом и настоящем времени приурочены максимальная плотность (концентрация) населения и его повышенная активность: циклично возникающая пассионарность, территориально обозначенная Л. Н. Гумилевым, наибольшая миграция в процессе хозяйственной деятельности, например, для центральных регионов. Для данного процесса отмечаются положительные свойства, в то же время зафиксирована повышенная смертность и пониженное воспроизводство населения в данных зонах при обратных соотношениях за их пределами.
Механизмами взаимодействия человеческих популяций и природных процессов служат именно искусственные сооружения, возводимые каждым народом для данных целей на территории своего проживания. Такими сооружениями являются археологические некрополи (часто имеющие комплексное назначение).
С точки зрения природных условий долины реки Каракол в основном широкие с выражен-
ной двухуровневой поймой и одной или двумя надпойменными террасами. Нижняя пойма заливается ежегодно, высокая не каждый год. Склоны долин, как правило, ступенчатые, высота уступов два-три метра. Ландшафты центральной территории представлены луговыми, пойменными суглинисто-песчано-галечниковыми долинами с разнотравно-злаковыми и осоко-злаковыми заболоченными лугами в сочетании с древесно-кустарниковыми зарослями на луговых и луго-во-болотных, аллювиальных почвах. В подавляющем большинстве на изучаемой территории присутствуют площадки, носящие эрозионно-ак-кумулятивно-террасированный характер с комплексом высоких песчано-валунно-галечниковых террас с ксерофитноразнотравно-типчаково-ко-выльными степями на горных каштановых почвах. Часть долины представлена эрозионно-денуда-ционными лесными глубоко расчленёнными скалистыми и каменно-осыпными среднегорьями с лиственничными и берёзово-лиственничными лесами на горно-лесных чернозёмовидных почвах в сочетании с сухими мелкодерновинно-злако-выми кустарниковыми степями на горно-степных чернозёмовидных маломощных почвах [4].
Расположение ритуальных комплексов Кара-кольской долины имеет очень строгую систему территориального и хронологического плана. На одной сравнительно небольшой террасе сосредоточены объекты разных эпох культур народов, традиций, тем не менее, их объединяет место построения некрополя. Ярким примером кросс-культурного восприятия сакральности места является погребально-поминальный комплекс Нижняя Соору, где находятся кромлехи афанасьевской культуры, скифские погребальные комплексы, древнетюркские погребально-поминальные объекты, представленные классическими прямоугольными оградками со стелами и балбалами. Соответственно, в разные исторические эпохи определённые ландшафтные свойства имели важные критерии при выборе мест погребения усопшего.
Как мы отмечали, археологические комплексы изучаемой нами территории сооружались на надпойменных терассах, как правило, в центральной части речной долины, хотя имеются случаи скрытного позиционирования некрополей в узких долинах, проникновение в которые затруднено даже сейчас, тем сложнее в древности. Отмечено, что могильники ранних кочевников сооружены в приустьевой части основной реки и притока и практически всегда их цепочки ориентированы перпендикулярно реке.
Практически все курганные группы могильников располагались в цепочках и микроцепочках, значительная часть которых имела меридиональную ориентированность. Расположение не-
крополей с севера на юг имитировало планигра-фию реально существовавших поселений, соответственно, подобным образом оформлялись и «посёлки мертвых» [5]. В ходе раскопок курганов Пазырыка, Башадара, Туекты исследователи установили, что довольно просторные погребальные камеры с полом, покрытые сшитыми кусками бересты, являются копиями жилищ пазырык-цев, а прямоугольный лаз в стене сруба является дверным проёмом [6]. Соответственно, цепочка курганов расценивалась в древности как ряд жилищ родственников в стойбище, во времени последовательность жизни деда, отца, сына и в мире потустороннем. Практически все цепочки состоят еще из микроцепочек с заметными различиями в ориентации и межкурганными интервалами, что иллюстрирует погребальную летопись отдельного рода или семьи. Пазырыкские курганы отличаются наибольшей упорядоченностью и плотностью расположения насыпей. Довольно часто насыпи практически соприкасаются или очень близко расположены. Исследователи полагают, что развитие могильника планировалось заранее, после совершения первых погребений. Довольно часто меридиональная ориентированность цепочек курганов имела отклонение к востоку, реже к западу, семантика данной особенности пока не выявлена.
Отмечено, что в планиграфии пазырыкских могильников Горного Алтая, в Каракольской долине в частности, использовался принцип перпендикулярности, по которому продольная линия оси погребальной камеры всегда перпендикулярна направлению цепочки объектов.
Замечено, что сооружение курганов в цепочках шло с севера на юг, а каждая новая цепочка пристраивалась с западной стороны [7].
Отмечена любопытная особенность пристраивания некрополей ранних кочевников к более ранним погребальным памятникам, что является вполне закономерным и для памятников более поздних эпох, вплоть до этнографического времени. Некрополи, например, древних тюрок, по нашим многочисленным наблюдениям, располагались на более высокой точке террасы, тем самым занимая господствующее положение. Этнографические объекты также удивительным образом тяготеют к могильникам ранних кочевников, в данном случае следует объяснять восприятие скифских могильников с точки зрения культурно-генетического родства.
Сосредоточие на одном пространстве памятников различных эпох, по мнению И. А. Жерно-сенко и Д. И Мамыева [8], следует воспринимать как сакральные центры древних цивилизаций, например храмово-погребальные комплексы Ба-шадара, Ело, Каракола, где ставили свои храмы и алтари, хоронили своих вождей и жрецов за-
гадочные афанасьевцы и каракольцы, царские скифы, воинственные тюрки, а сегодня совершают свои молебны алтайские бурханисты; знаменитые сакральные центры Шибе, Боочи, Туэкта с их грандиозными курганными и алтарными комплексами, с сопутствующими им наскальными рисунками и письменами; многочисленные каменные изваяния Чуйской долины, стелы и керексу-ры (ритуальные курганы с каменными выкладками) в долинах рек Юстыд и Бар-Бургазы, где самым знаменитым является урочище Туру-Алты с уникальным «оленным камнем» и сложнейшим комплексом курганов и керексуров - место святилища бронзового века, игравшего роль древней обсерватории загадочной чуйской культуры; многокилометровые скальные алтари с древними петроглифами урочищ Калбак-Таша (протяженностью около 10 км) и Куюса, знаменитая «Каракольская галерея» и алтарные плиты с петроглифами около с. Иня. Долина реки Каракол без преувеличения входит в вышеперечисленную систему сакрального Алтая.
В целом нахождение на террасе некрополей различных эпох следует трактовать как закрепление территорий за определённым родом в конкретный исторический период. Родовые кладбища ассоциировались с родной землёй, и именно некрополю-алтарю придавалось значение непреходящей ценности как символу могущества народа через оберегание покоя предков. Древние историки отмечают, что разорение могил прародителей считалось самым дерзким поступком врага. Приходящее новое население, естественно, закрепляло за собой новые территории, нарушая при этом гармонию и покой родовых кладбищ предшественников, которые наверняка не оставляли без боя родные кочевья и могилы предков.
Безусловно, сооружение некрополей разных эпох в определённом месте связано с устойчивыми мировоззренческими представлениями. Любопытные сведения о данном аспекте имеются в древнекитайском погребальном церемониале в вопросе выбора места для погребения усопшего. В основе предпочтения лежали представления о гармонии внешней среды и внутреннего мира человека, абсолютное равновесие, упокоение, комфорт, который должен быть присущ соответствующему месту. Следует отметить, что древним народам по им известным приметам удавалось находить такие укромные места, скрытые от лишних глаз, желательно с наличием водного источника реки или ручья и иными природно-геофи-зическими характеристиками. Памятники принято было располагать на незатопляемых, хорошо прогреваемых террасах. В наше время данными проблемами гармоничного расположения объектов озадачены ландшафтные дизайнеры для созда-
ния садово-парковых зон, что совсем не исключает использования данного принципа в построении древних могильников. Некрополи древних обществ составляют в ландшафтных условиях некое гармоничное сочетание с расположением реки или озера, горной вершины, восхода и захода солнца. Если изъять из этого великолепия памятники археологии, то весь сюжетный комплекс территории теряет свою завершённость, величественную красоту, абсолют.
В Древнем Китае выбор хорошего места для могилы родственника было делом чести каждой семьи. Согласно древнему учению, фрагменты которого сохранились в знаменитом сейчас искусстве планирования пространства и соотношения предметов фэн-шуй, считалось, что если умерший будет лежать в месте с хорошей энергетикой, то его потомкам будет жить легко. Для могил китайцы выбирали самые лучшие земли, ведь душам предков должны открываться величественные пейзажи, покой их не должен быть нарушен. Китайцы интуитивно нашли оптимальное расположение любого строения, в том числе и погребальных сооружений. В частности, они возводили дома на полпути к вершине: достаточно низко, чтобы защититься от ветра, достаточно высоко, чтобы защититься от воды. Расположение некрополей Каракольской долины является подтверждением вышеизложенного тезиса. Хорошим местом для захоронения считалось такое, где рядом находилась вода, причём не стоячая, а проточная, обязательно искали землю, где Дракон, Тигр, Черепаха и Феникс (в ландшафте представляемые горами) образуют кресло, понимаемое нами как межгорная долина [9]. Удивительно, но, например, погребально-поминальный комплекс Башадар расположен в подобном ландшафтном «кресле», так же как и многие другие памятники, размещённые на террасах, окружённых со всех сторон горами. Следует полагать, что скифы обладали подобными знаниями, которые использовались и другими народами задолго до зарождения мировых религий.
Исследования последних десятилетий в области изучения уникальности мест расположения археологических некрополей с точки зрения гео-магнитности участков, биофизического воздействия некрополей на состояние основных показателей деятельности человеческого организма дают весьма любопытные результаты. Как мы отмечали, ещё в трудах Л. Н. Гумилева было показано, что природные условия (географические, геолого-геофизические) оказывают значительное влияние на формирование, расцвет и угасание этносов [10].
Нами отмечалось выше, что механизмами взаимодействия человеческих популяций и природных процессов служат искусственные сооруже-
ния, возводимые каждым народом для данных целей на территории своего проживания. Такими сооружениями являются и археологические комплексы Центральной Азии, часто имеющие комплексное значение. Необходимо отметить, что на данный момент существует несколько предположений о функциях таких комплексов: путеводные знаки (стелы, оленные камни), археоаст-рономические комплексы, ритуальные объекты для различных целей. Путеводные знаки могли служить ориентиром для дальних путешествий или направляющими для попадания в определенное сакральное место. Известно, что пути многих народов, населяющих Горный Алтай и кочующих через него, проходили через Чуйскую котловину: в Монголию, Среднюю Азию, Туву, Хакасию, в предгорную часть Горного Алтая. Часто для ориентации в направлении пути использовали дорожные камни, столбы и др.
Археоастрономические комплексы представляют собой результат опыта изучения древним человеком закономерностей движения солнца, луны и звезд. Особенностью пространственной ориентации многих археологических комплексов является ориентация север - юг, что характерно не только для этносов, населяющих Центральную Азию, но и в целом для этносов, населяющих различные материки Земли.
Многие древние ритуальные сооружения, памятники Каракольской долины не исключение, приурочены к местам аномальных характеристик геолого-геофизического строения: тектонических разломов, месторождений полезных ископаемых, эманаций газов, электромагнитного излучения и других характеристик [11].
Другой интересной особенностью археологических комплексов Центральной Азии (особенно скифского времени) является использование горных пород, содержащих значительное количество железа при их сооружении. При магнитной съемке некоторых объектов Каракольской долины отмечено не случайное расположение аномалий магнитного поля на археологических объектах, которые слагают определенные геометрические рисунки (круги, овалы, квадраты, треугольники) [12]. Данная особенность говорит о том, что древнему человеку были знакомы магнитные свойства материалов, и он как-то их определял и использовал для ритуальных целей; следует, правда, отметить, что далеко не все объекты некрополя и даже не все из цепочки курганов имеют ярко выраженное магнитное свойство. Этот факт лишь подтверждает знание древних об основах магнетизма. Полученные материалы пока сложно соотнести с социальной и половозрастной дифференциацией, но в любом случае привнесение особенных пород камня для сооружения структуры кургана, вероятно, свидетельствует об
особенном статусе погребённого под необычной насыпью.
Обращает на себя внимание, что ряд археологических комплексов Горного Алтая являются также и этнографическими объектами или этнографические комплексы к ним приурочены. В непосредственной близости от погребально-поминальных комплексов древности расположены места для молений бурханистов, священные источники, представляющие сакральный элемент территории, также находятся в непосредственной близости от ритуальных объектов, осуществляя с ними пространственно-временную связь. Пространственный анализ расположения археологических памятников показал, что они находятся выше зоны вероятного затопления, которое было в древности. Кроме этого, судя по всему, в ряде случаев важную роль в расположении археологических комплексов играют вершины ближайших гор и холмов и их взаимное расположение.
Уникальное явление археологических комплексов эпохи ранних кочевников, расположенных в Каракольской долине, - это наличие мерзлоты в погребальных камерах, что тем более удивительно при высоте территории до 1000 метров от уровня моря по балтийской системе высот. Вообще, в Горном Алтае такие места представлены урочищем Пазырык, плато Укок и Кош-Агач, долинами Юстыд, Уландрык, Сайлюгем, Башадар, Ба-лык-Соок и т. д. На сопредельных территориях подобные погребения встречаются в Восточном Казахстане, Западной Монголии, Синьцзяне, Туве.
Оледеневшие гробницы Горного Алтая дали учёным уникальный материал для суждения об особенностях хозяйства, быта, социального устройства и духовного мира одного из древних обществ Южной Сибири. Согласно гипотезе С. И. Руденко, проводившего исследования в Ка-ракольской долине на памятниках Башадар и Ту-екта, кроме климатических условий значимую роль в образовании мерзлотной линзы играла каменная наброска, которая служила своего рода конденсатором холода в зимнее время за счёт более быстрого, по сравнению с почвенной поверхностью, охлаждения камня. В летнее время каменная наброска являлась слабо теплопроводным покровом, предохраняя замёрзшую под ней почву от прогревания. В результате этого внутри кургана создавался особый микроклимат, благоприятствовавший усилению и сохранению мерзлотного процесса. Образовывалась мерзлотная линза в течение нескольких лет в результате взаимного воздействия климата и конструкционных особенностей кургана [13].
Открытие мерзлотных курганов позволило ученым соприкоснуться со многими артефактами, впервые дошедшими до наших дней почти в
первозданном виде. Но, как показала история, мерзлотные курганы - явление на сегодняшний день довольно редкое и малоизученное. Большая насыпь играет роль термоса, не позволяя остывшей за зиму земле достаточно прогреться; в результате попавшая в погребальную камеру влага замерзала, образуя дополнительную защиту органики от разложения. Но в данном случае возникает закономерный вопрос: почему именно на Алтае, и в частности в Каракольской долине, и именно в курганах пазырыкской культуры? Как известно, ни в Хакасии, ни в Туве в курганах с большой и высокой насыпью мерзлоты нет и не было, хотя природно-климатические условия тех районов практически совпадают с алтайскими или являются еще более суровыми. На Алтае мерзлота или ее остаточные явления обнаружены в совершенно различных ландшафтно-климатиче-ских районах: высокогорные, более двух тысяч метров над уровнем моря, тундрово-степные плато Укок, долина Уландрык и соседние районы Монголии, высокогорная (более полутора тысяч метров) лесостепь долины Пазырык и в межгорных котловинах (с высотами до семисот метров) в долинах рек Урсул (Шибе, Тукта), Каракол (Башадар) [14], Бухтармы (Берель) [15]. Научные исследования по разрешению поставленных вопросов проводились археологической экспедицией Горно-Алтайского и Гентского университетов, правда, на территории Кош-Агачского района, обобщённые результаты которых использованы лишь в сопоставительном плане.
Территория Каракольской долины изобилует и петроглифическими комплексами, играющими в своё время роль природно-исторических святилищ. Там, где сливаются две горные реки -Каракол и Урсул, находится гора Бичикту-Бом с массой рисунков, нанесенных на обнаженные гладкие поверхности глинистого сланца. Большинство рисунков относится к разным периодам истории Горного Алтая и Центральной Азии: гуннскому времени, рубежу нашей эры, древнетюрк-скому периоду У1-УШ и 1Х-Х1 вв., периоду вхождения Горного Алтая в состав уйгурского ханства, борьбы с енисейскими кыргызами и истории Горного Алтая в составе империи Чингисхана и Джунгарии.
Ценность наскальных изображений в том, что в них косвенно отобразились события истории Горного Алтая, причудливо переплетаясь с представлениями традиционной тюркской, урало-алтайской и индоиранской мифологии, образами и сюжетами эпоса.
Это искусство своеобразное и связанное с его законами, несущее в себе традиции более древнего искусства, обязательное наличие многократно повторяющегося ведущего образа исторической эпохи. Для гуннской эпохи и последующего
времени всего первого тысячелетия нашей эры это образ конного или пешего воина, сцены борьбы, так же как и для предшествующей эпохи искусства скифосибирского мира определенным символом был стилизованный образ оленя.
Природа в данном случае играла большую роль. Нужны были обнаженные, достаточно гладкие и удобные для нанесения изображений поверхности. Камень должен быть достаточно мягким, а скальные выходы должны быть обращены к югу и хорошо освещены. Кроме этого сама местность - гора, скалы и окружающее пространство - должна быть носителем исторической или эпической памяти народа. Наконец, она должна быть зрелищной. Всеми этими качествами обладают скалы Бичикту-Бом.
Скалы обращены к живописной долине реки Каракол. Памятник не одинок, он находится в окружении различных весьма значительных археологических памятников разных времен. В долине Каракол, прямо в черте села, находится ставший знаменитым могильник энеолитической эпохи с уникальными полихромными изображениями на плитах стен погребальных вооружений.
Кругом на расстоянии нескольких километров расположены другие памятники наскального искусства, в том числе исследованный экспедицией Горно-Алтайского госуниверситета комплекс наскальных изображений в урочище Кызыл-Тал около села Кулада. Наскальные рисунки имеются и совсем рядом в долинах, отходящих от скал Бичикту-Бом: в долине Тенешъ, на скале у ручья Талда, у села Боочи и по дороге в Боочи, на левом берегу реки Каракол прямо у дороги расположена знаменитая скала с рисунками Суттерлю [16].
На сегодняшний день дальнейший анализ развития этноса и этнокультурных памятников, в которые входят и археологические комплексы, может идти в направлении его изучения как психофизиологического комплекса, находящегося в постоянной взаимосвязи с природными ритмами. Эта взаимосвязь должна осуществляться посредством традиционных знаний о природопользовании, культуре, искусстве, мифологии. При этом предполагается важная роль ритуальных процессов и людей, осуществляющих эти процессы (шаманов, служителей культа и др.) [17]. Осуществляя психофизиологическое и волевое объединение этноса во время религиозных служений, эти люди настраивают всю группу на процесс гармоничного взаимодействия с силами природы, персонифицированными в каждой народной традиции по-своему.
Как известно, жизнь в традиционной культуре с детства до глубокой старости связана с окружающим миром, сторонами света, звездами, цикличностью солнца и луны, и это отношение к
природе определяет культурные особенности этноса. Они же, по всей видимости, и явились основой пространственного расположения археологических объектов.
Характеристика и картографирование этнокультурных комплексов различных эпох, расположенных на территории республики и Караколь-ской долины в частности, является крайне важной информацией в археологических, этнографических, географических и культурологических исследованиях. Комплексная информация об археологических комплексах позволит использовать ее для дальнейшего планирования и развития районов, на территории которых они расположены, а также способствует сохранению этих памятников для потомков.
В результате комплексного рассмотрения вопроса взаимодействия природной среды и археологических памятников следует сделать некоторые выводы.
1. Археологические комплексы имеют четкую ландшафтную приуроченность к территориям, долговременно не затопляемым водой, и связаны с общей геоморфологической структурой территории.
2. В ряде случаев к археологическим комплексам приурочены этнографические объекты или же археологические комплексы играют этногра-фоархеологическую роль, поскольку эти объекты очень важны в духовной культуре народа, проживающего на данной территории сейчас.
3. Для построения некоторых археологических комплексов использовались горные породы с повышенными магнитными свойствами, выявлено, что такие породы строителям приходилось в ряде случаев транспортировать за много километров.
4. Высокая плотность памятников различных эпох и различного семантического назначения свидетельствует об особой значимости изучаемой территории как место для упокоения вождей и войнов. Форма Каракольской долины с широким входом, закрытая со всех сторон горами, представляет уникальный участок для возведения грандиозных некрополей.
Примечания
1. Дворников Э. П. Погребальный обряд: истоки формирования и взгляд на проблему // Исторический вестник: сб. науч. тр. 2007. № 1. С. 13-17.
2. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
3. Humbold A. Cosmos: A sketch of phusical description of the univerce. L., 1949.
4. Атлас Алтайского края. T. I. Барнаул; M., 1978.
5. Кубарев В. Д. Древнетюркские изваяния Алтая. Новосибирск: Наука, 1984.
6. Руденко С. И. Второй Пазырыкский курган. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1948; Мыльников В. П. Погребальный комплекс Пазырык-5 // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий: м-лы VII Годовой итоговой сессии
Ин-та археологии и этнографии СО РАН. Новосибирск, 1999. Т. V. С. 467-471., на рус. яз. (Mylnikov V. P. Pogrebalnyj kompleks Pazyryk-5 // Problemy arheologii, etnografii, antropologii Sibiri i sopredelnyh territorij: Materialy VII Godovoj itogovoj sessii In-ta arheologii i etnografii SO RAN. Novosibirsk, 1999. T. V. S. 467471., in Russian).
7. Суразаков А. С. Раскопки на могильнике Айры-даш //Археологические исследования на Катуни. Новосибирск: Наука, 1990. С. 115-118; Мамадаков Ю. Т. Новые материалы гунно-сарматского времени в Горном Алтае // Алтай в эпоху камня и раннего металла. Барнаул: АГУ, 1985. С. 173-191.
8. Жерносенко И. А, Мамыев Д. И. Сакральные центры Алтая как историко-культурный и геофизический ресурс формирования ноосферного типа сознания // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных регионов: материалы VIII междунар. конф. (Горно-Алтайск, 1923 сентября 2007 г.) Т . I. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2007. С. 46-51.
9. Семёнова А. Н. Полная система фэн-шуй. СПб., 2006.
10. Гумилёв Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.
11. Рудник В. А. Влияние зон геологической неоднородности Земли на среду обитания // Вестник РАН. Т. 66. № 8. 1996. С. 713-719; Трифонов В. Г., Караха-нян А. С. Геодинамика и история цивилизаций. М.: Наука, 2004.
12. Дмиртиев А. Н., Шитов А. В. О психофизической роли системы курганов Республики Алтай // Материалы к международному симпозиуму «Модели устойчивого развития Республики Алтай и стран Ал-тае-Саянского региона». Горно-Алтайск: РИО «Уни-вер-Принт, 1996. С 159-164.
13. Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.; Л., 1960.
14. Руденко С. И. Второй Пазырыкский курган.
15. Самашев 3., Джумабекова Г, Базарбаева Г, Ондар А. Перспективы изучения курганов с мерзлотой в Казахстанском Алтае // Погребальные комплексы с мерзлотой в горах Алтая: стратегии и перспективы. Горно-Алтайск, 2007. С. 62-65.
16. Мартынов А. И., Елин В. Н, Еркинова Р. М. Бичикту-Бом - святилище Горного Алтая. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2006.
17. Дмиртиев А. Н, Шитов А. В. Указ. соч. С. 159164.