Научная статья на тему 'Природно-экологическая составляющая образного пространства России в СМИ (на примере РИА «Новости»)'

Природно-экологическая составляющая образного пространства России в СМИ (на примере РИА «Новости») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
707
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / INFORMATION SPACE / РЕГИОНЫ РОССИИ / REGIONS OF RUSSIA / СМИ / MASS MEDIA / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОБРАЗТЕРРИТОРИИ / ENVIRONMENTAL IMAGE OF TERRITORY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Грибок М. В., Тикунов В. С.

Приводятся данные анализа географических особенностей распределения сообщений информационной службы «РИА-новости» на тему экологии и природопользования по регионам России. Существенно повышенное внимание СМИ к событиям в сфере экологии происходит, как правило, в тех случаях, когда освещаемые события или их последствия напрямую связаны с политическими или экономическими событиями не только регионального, но и федерального уровня, вызвали сильный общественный резонанс (дискуссии, масштабные акции протеста и т.д.), повлекли за собой гибель людей либо нанесли существенный вред здоровью, представляют угрозу существования уникальных природных объектов или вымиранию редких видов животных. Также особый интерес журналистов вызывают регионы, где одни и те же события закономерно повторяются из года в год.Карты, построенные на основе собранных данных, выявили основные очаги внимания СМИ за исследуемый период (2006-2012) и позволили сделать выводы о характере неравномерности распределения новостей экологической тематики, а также о возможных причинах этой неравномерности. Карты отражают не объективно существующие характеристики субъектов РФ, а образное пространство России, формируемое средствами массовой информации. При этом важно, что фактически именно таким в среднем представляют себе «портрет» страны в экологическом контексте представители аудитории федеральных СМИ, в том числе люди и организации, ответственные за принятие управленческих решений в области экологии и природопользования, которые направлены на разработку информационной политики в рамках концепции перехода России к устойчивому развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Natural-environmental component of the imaginative space of Russia in mass media (case study of the RIA "Novosti" agency)

Distribution of the "RIA Novosti" agency news dealing with environment and nature management overthe regions of Russia is analyzed. The increased attention of mass media to environmental news ischaracteristic if the events are directly related to political or economic developments of both regional andfederal levels; cause a pronounced public response (discussions, large-scale protects, etc.); result in fatalitiesor serious injuries; threaten the existence of unique natural sites or rare animal species. Regions where thesame natural events occur from year to year are also of particular interest for journalists. The mapscompiled on the basis of collected data provided for the identification of the principal focuses of massmedia attention in 2006-2012 and allowed concluding on their uneven geographic distribution and possiblereasons of these irregularities. The resulting maps show the imaginative space of Russia emerging in massmedia, rather than the real features of sub-federal units of the country. It is important that it is thisenvironmental portrait of the country that is perceived by the audience of the federal mass media whichincludes, among others, individuals and institutions responsible for environment-oriented decision-makingaimed at the development of the information policy within the Concept of transition of the RussianFederation to sustainable development.

Текст научной работы на тему «Природно-экологическая составляющая образного пространства России в СМИ (на примере РИА «Новости»)»

ГЕОГРАФИЯ И ЭКОЛОГИЯ

УДК 910.1:303.64 М.В. Грибок1, В.С. Тикунов2

КАРТОГРАФИРОВАНИЕ ПРИРОДНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБРАЗНОГО ПРОСТРАНСТВА РО^ИИ В СМИ (НА ПРИМЕРЕ РИА «НОВОСТИ»)

Приводятся данные анализа географических особенностей распределения сообщений информационной службы РИА «Новости» на тему экологии и природопользования по регионам России. Существенно повышенное внимание СМИ к событиям в сфере экологии происходит, как правило, в тех случаях, когда освещаемые события или их последствия напрямую связаны с политическими или экономическими событиями не только регионального, но и федерального уровня, вызвали сильный общественный резонанс (дискуссии, масштабные акции протеста и т.д.), повлекли за собой гибель людей либо нанесли существенный вред здоровью, представляют угрозу существования уникальных природных объектов или вымиранию редких видов животных. Также особый интерес журналистов вызывают регионы, где одни и те же события закономерно повторяются из года в год.

Карты, построенные на основе собранных данных, выявили основные очаги внимания СМИ за исследуемый период (2006-2012) и позволили сделать выводы о характере неравномерности распределения новостей экологической тематики, а также о возможных причинах этой неравномерности. Карты отражают не объективно существующие характеристики субъектов РФ, а образное пространство России, формируемое средствами массовой информации. При этом важно, что фактически именно таким в среднем представляют себе «портрет» страны в экологическом контексте представители аудитории федеральных СМИ, в том числе люди и организации, ответственные за принятие управленческих решений в области экологии и природопользования, которые направлены на разработку информационной политики в рамках концепции перехода России к устойчивому развитию.

Ключевые слова: информационное пространство, регионы России, СМИ, экологический образ территории.

Введение. Среди глобальных проблем, противодействующих России на пути к устойчивому развитию, особое место занимают проблемы экологического характера. Они непосредственно влияют на качество жизни людей и тесно связаны с социальной и экономической сферами жизнедеятельности общества. При этом для России с огромными размерами ее территории разработка эффективных стратегий, касающихся проблем взаимодействия природы и общества, возможна только при грамотном подходе к информированию населения об экологических проблемах, существующих в разных регионах страны.

Согласно П.В. Касьянову [2005]: «...одним из базисных положений национальной политики устойчивого развития должно быть следующее: решение экологических проблем в принципе и переход к устойчивому развитию возможны лишь в результате радикального изменения мировоззрения, системы общественных ценностей». При этом очевидно, что самый масштабный по охвату населения источник актуальной информации об экологии, а значит, и фактор формирования массовых представлений о постоянно меняющемся состоянии окружающей сре-

ды в разных регионах страны представляют средства массовой информации [Опрос..., 2013].

Образное пространство России, формирующееся в СМИ, имеет свои географические особенности, поэтому для проведения грамотной информационной политики на уровне всей страны или отдельных регионов необходимы исследования этого «медийного» пространства страны.

Исследования материалов СМИ как транслятора особого образно-географического пространства в отечественной науке пока еще носят весьма фрагментарный характер. В основе большинства таких исследований лежит анализ материалов средств массовой информации, который осуществляется с применением математико-статистическо-го аппарата. Исследуемая статистика может быть получена путем нахождения частоты упоминаний определенных слов в тексте архивов СМИ (контент-анализ), подсчета числа публикаций за определенный период или другими способами.

Примеры исследования образов стран, отраженные в материалах СМИ, представлены в работе Е. Дэвиса [Davis, 1988], статьях А.И. Миллера [1995, 1995а], В.А. Евсеева [2000], в диссертации

1 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, научно-исследовательская лаборатория комплексного картографирования, науч.с., канд. геогр. н.; e-mail: marina.ary@gmail.com

2 Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, географический факультет, научно-исследовательская лаборатория комплексного картографирования, заведующий, докт. геогр. н.; e-mail: tikunov@geogr.msu.su

О.А. Фокиной [2013]. С позиции применения мате-матико-статистического подхода в исследованиях географических образов в СМИ интересны результаты, представленные в статьях В.А. Колосова с соавторами [2003], Н.Ю. Замятиной и К.М. Арутю-нян [2005].

В методологическом плане также интересна работа Н.В. Петрова и А.С. Титкова [1998], в которой авторы исследуют образы российских регионов в средствах массовой информации и общественном массовом сознании. Анализ материалов СМИ в этих исследованиях совмещен с анализом результатов опроса экспертов. В частности, эксперты определяли уровень общей заметности регионов в новостном потоке.

С точки зрения визуализации результатов исследования показательна статья В.А. Колосова, В.С. Тикунова и Д.В. Зайца [2000], проиллюстрированная при помощи анаморфоз. Примечательно, что подобный опыт по созданию анаморфоз на основе числа упоминаний стран в газетных публикациях разных стран (правда, по данным всего за месяц) описан в книге британского ученого П. Коула, изданной в 1969 г. [Cole, 1969].

В диссертационной работе М.В. Грибок [2009] исследовано образное пространство России, формирующееся в новостных потоках ведущих федеральных телеканалов «Россия 1» и НТВ. При этом учтена динамика географического распределения новостей по регионам, а также рассмотрены следующие тематические категории: политика, экономика, криминал, культура и наука, происшествия, природные явления, экология, прочее для каждой тематической категории построены карты, отражающие особенности распределения внимания федеральных телевизионных СМИ по субъектам РФ. В частности, в результате анализа карты, отражающей распределение новостей по категориям «экология» и «природные явления» (НТВ, 2007), сделан вывод, что большинство новостей, которые касаются этих категорий, поступают из Дальневосточного региона - в первую очередь с Камчатки, а также из Сахалинской области (преимущественно это сюжеты о землетрясениях) и Приморского края, реже из Амурской области и Якутии (паводки, наводнения). Заметно некоторое увеличение числа сюжетов рассматриваемых категорий в прибрежных регионах. Это касается не только Дальнего Востока, но и некоторых западных субъектов РФ - Краснодарского края и Калининградской области. Множество сюжетов о природных явлениях и экологии относится и к Московской области, но чаще всего они связаны с погодой в Московском регионе.

Экологическая тема в СМИ важна не только с позиции формирования экологического мировоззрения россиян, но и крайне сложна с точки зрения журналистской работы. Состояние здоровья, благополучие человека напрямую связано с состоянием окружающей среды. Поэтому информация по этой теме воспринимается населением обострен-

но, как затрагивающая один из основных инстинктов человека - инстинкт выживания [Кочинева и др., 1999].

На особый раздел журналистики - экологическую журналистику возложен ряд важных функций: информационная - предоставление аудитории сведений о состоянии окружающей среды, информирование о существующем или потенциальном риске для здоровья человека и устойчивого существования экосистем;

просветительская - знакомство читателей с основными законами экосистем, с опасностью и негативными последствиями антропогенного воздействия на окружающую среду;

организационная - «стимулирование» населения к принятию тех или иных решений, к конкретным действиям;

контролирующая - информирование о деятельности властей, предприятий, влияющих на состояние окружающей среды; предоставление возможности людям реализовать свое право на знание о состоянии окружающей среды, утвержденное законодательством РФ, и защиту своего права на благоприятную окружающую среду [Кочинева и др., 1999].

Однако следует учитывать, что по ряду причин образное пространство России, формирующееся в СМИ, существенно отличается от реальности из-за намеренного или случайного отбора освещаемых событий корреспондентами, разной транспортной доступности территорий либо по другим причинам.

В совокупности множество новостных сообщений, поступающих из субъекта РФ за определенный период времени, формирует в представлении аудитории СМИ особый образ этого региона. Он может быть описан при помощи различных качественных и количественных параметров, характеризующих частоту появления сообщений и их тематические особенности.

Материалы и методы исследований. Картографический метод. По результатам опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в 2013 г., основными источниками актуальной информации для россиян служат: телевидение (указали 89% опрошенных), новостные сайты в интернете (29%), печатная пресса (26%). При этом с 2011 г. охват аудитории новостных сайтов растет примерно на 3% в год [Опрос..., 2013]. Такой стремительно растущий интерес населения к интернет-СМИ обусловил выбор источника информации для наших исследований в пользу электронного новостного ресурса -сайта РИА «Новости» [URL: www.ria.ru].

До реорганизации в 2013 г. компания РИА «Новости» была одним из крупнейших информационных агентств России, поставляющим новостные ленты для правительственных структур, ведущих министерств и ведомств, администраций регионов, общественных организаций, многих российских и зарубежных СМИ. Целевая аудитория агентства -весьма широкий круг лиц, интересующихся ежедневными новостями и разносторонней информаци-

ей. По данным GoogleAnalytics на апрель 2012 г., совокупная аудитория сайтов агентства РИА «Новости» превысила 20 млн уникальных посетителей в месяц [URL: http://ria.ru/docs/about/ria_history.html].

Для исследования составлена реляционная (табличная) база данных сюжетов архива сайта www.ria.ru по теме «экология» за период с 2006 по 2012 г., доступных в архиве через функцию расширенного поиска, позволяющую отбирать новости с заданными метками. Для базы данных отобраны только те сюжеты, в заголовке которых указана региональная принадлежность освещаемого события (новости о Москве и Санкт-Петербурге нами не учитывались).

Новости, обозначенные в архиве меткой «экология», весьма разнообразны. В основном это сюжеты, касающиеся разнообразных аспектов взаимодействия природы и человека. Речь в них может идти о влиянии природных факторов на жизнь человека (чаще всего негативном, т.е. об опасных природных явлениях, температурных аномалиях и т.д.) или, наоборот, о влиянии человека на природу, как правило, в новостных сюжетах представлены его негативные аспекты: браконьерство, незаконные вырубки лесов, загрязнение окружающей среды и т.д. Но встречаются сюжеты и о положительном или нейтральном результате воздействия человека на природные сообщества (охрана природы, экологический туризм, исследования в сфере экологии).

При составлении базы данных выделен следующий ряд узких тематических категорий сюжетов: опасные природные и климатические явления, лесные пожары, паводки, браконьерство, гибель животных, загрязнение почв, загрязнение вод, загрязнение воздуха, вырубка лесов, аномально высокая температура, аномально низкая температура, экологические исследования, заповедники, также введена категория «прочее». Количественные особенности распределения информационных сюжетов по регионам России и тематическим категориям стали материалом для построения серии карт.

Результаты исследований и их обсуждение. Карта, представленная на рис. 1, иллюстрирует общую картину распределения информационных сюжетов экологической тематики по регионам России. В целом наблюдается тенденция к увеличению интереса СМИ к событиям и явлениям в сфере экологии от западных регионов к восточным. Сюжеты о регионах Дальнего Востока и в меньшей степени Восточной Сибири достаточно регулярны, а их территориальная принадлежность суммарно охватывает почти всю территорию Зауралья. Для европейской части России наблюдаются только отдельные очаги внимания СМИ к экологическим новостям -Краснодарский край, где в исследуемый период осуществлялась подготовка к Олимпиаде в Сочи, и Московская область.

Весьма характерно отобразилось на карте кольцо регионов, окружающих Подмосковье. В основном составляющие его субъекты РФ характеризуются наименьшим числом сюжетов по экологичес-

кой тематике. Как правило, если в новостях идет речь об этих регионах, одновременно упоминается сразу несколько субъектов РФ, т.е. сюжеты привязаны не к локальным точкам, а к достаточно обширным пространствам (например, к европейской части России в целом) и, следовательно, не были внесены в базу данных.

Также на карту нанесено 16 точек, обозначающих локализации наиболее освещаемых в СМИ событий в сфере экологии и природопользования за исследуемый период (2006-2012). В получившемся списке событий присутствуют различные природные катастрофы, новости об охране популяций редких видов животных, часто повторяющихся природных явлениях и т.д. В целом размещение наиболее освещаемых событий экологической тематики соответствует общим закономерностям территориального распределения сюжетов из базы данных по территории России.

Следующие две карты иллюстрируют особенности освещения в СМИ отдельных категорий событий экологической тематики. На рис. 2 представлено распределение по субъектам РФ освещаемых в СМИ природных и климатических явлений, связанных с ограничениями каких-либо аспектов жизнедеятельности человека, угрозой его жизни или здоровью либо с риском нанесения материального ущерба. Среди информационных сюжетов такого типа выделяются следующие преобладающие темы: лесные пожары, паводки, опасные погодные условия, лавинная опасность, землетрясения. При этом для большинства регионов можно достаточно четко выделить одну из перечисленных тем, существенно превосходящую по числу сюжетов остальные тематические категории.

Фон на карте передает два параметра - число сюжетов об опасных природных и климатических явлениях в год (более темный фон) и преобладающую тематику таких новостей (отображаемых тоном); если сюжетов суммарно меньше 5 в год, преобладающая тематика не выделается, такие регионы обозначены в легенде наиболее светлым фоном.

На этой карте достаточно четко прослеживаются географические закономерности распределения преобладающих категорий новостей. Сюжеты с тематикой «опасные погодные условия» в основном доминируют в новостях о регионах, имеющих выход к морю. Часто повторяющиеся новости о сильных ливнях, снегопадах, штормовых предупреждениях, закрытии автодорог или отмене авиарейсов по причине неблагоприятных погодных условий становятся важным фактором формирования массовых представлений о таких регионах, как Сахалинская область и Камчатский край. Эта категория сюжетов преобладает во всех субъектах РФ, имеющих выход к Тихому океану, а также в некоторых других приморских регионах - Краснодарском крае, Дагестане, Ленинградской и Калининградской областях.

Преобладание тематики «паводки» наблюдается в новостях из Республики Саха (Якутия), а так-

Рис. 1. Освещение событий экологической тематики в СМИ (по данным архива www.ria.ru за 2006-2012 гг.). Цифрами на карте обозначены события природно-экологической тематики, привлекшие наибольшее внимание СМИ: 1- разлив нефтепродуктов в Керченском проливе (ноябрь, 2007) и ликвидация его последствий; 2 - экологические аспекты подготовки к 0лимпиаде-2014 в Сочи; 3 - катастрофическое наводнение в Крымске (июль, 2012) и его последствия; 4 - лесные пожары после аномальной жары в Подмосковье (август, 2010); 5 - мероприятия в защиту Химкинского леса (2007-2011 гг.); 6 - запрет охоты на бельков в 2009 г., случаи браконьерства на Белом море; 7 - проблема восстановления популяции ирбиса на Алтае (20092012 гг.); 8 - судебные разбирательства по делу о незаконной охоте на архаров в Республике Алтай (2009-2010 гг.); 9 - мониторинг заражения воды и почв токсичными веществами после падения обломков космического корабля «Прогресс» в Республике Алтай (август, 2011); 10 - серии землетрясений мощностью до 9 баллов в Республике Тыва (декабрь, 2011 и февраль, 2012); 11 -авария на Саяно-Шушенской ГЭС (август, 2009) и ликвидация ее последствий; 12 - проблемы загрязнения оз. Байкал, связанные с работой Байкальского ЦБК; 13 - ежегодные паводковые наводнения на реке Лена в Якутии; 14 - проблема сохранения популяции уссурийского тигра в Приморье; 15 - оценка последствий цунами в Японии (март, 2011), мониторинг радиации в регионах Дальнего Востока; 16 - последствия схода оползня на Долину Гейзеров (июнь, 2007)

же из некоторых регионов, где протекают крупнейшие реки, - в Красноярском (Енисей) и Алтайском (Обь) краях, Саратовской области (Волга). Вспышки новостной активности СМИ на тему наводнений, затоплениях деревень в бассейнах крупных рек, как правило, имеют регулярный сезонный характер и почти ежегодно приурочены к периоду весеннего половодья.

Доминирование новостей о лесных пожарах над другими сюжетами об опасных природных и климатических явлениях наиболее выражено в Московской области (в основном за счет аномальной жары летом 2010 г.), а также в Томской области и Забайкальском крае, где наблюдались сильнейшие лесные пожары в 2012 г. (В дальнейшем планируется сравнить полученную статистику материалов СМИ с реальными статистическими данными о лесных пожарах.)

Кроме того, выделена группа регионов Северного Кавказа с доминированием сюжетов о лавинной опасности, как правило, приводящей к перекрытию горных дорог.

Отдельно на карте выделена Республика Тыва, где произошли сильные землетрясения в 2011 и

2012 гг., повлекшие за собой множественные разрушения, ущерб от которых оценивается в несколько миллиардов рублей.

Следующая карта (рис. 3) построена на основе данных о территориальном распределении сюжетов о влиянии человека на природные комплексы.

Среди отобранных для анализа сюжетов также выделены три преобладающие темы: незаконные вырубки лесов, браконьерство и загрязнение окружающей среды. Распределение новостей этих категорий по регионам показано при помощи картодиаграмм, представляющих собой наборы квадратов трех видов. Каждый квадрат соответствует 5 сюжетам одной категории, а вид квадрата обозначает принадлежность к соответствующей категории.

Сюжеты категории «о незаконных вырубках лесов» становятся сколько-нибудь заметны среди других новостей прежде всего в тех случаях, когда освещаемые события служат причиной масштабных протестных мероприятий, проводящихся по инициативе экологических или общественных организаций. Так, в 2006-2012 гг. наиболее заметное внимание СМИ было привлечено к мероприятиям в защиту Химкинского леса (Московская область,

Рис. 2. Региональные новостные сюжеты об опасных природных и климатических явлениях (по данным архива www.ria.ru

за 2006-2012 гг.)

2010), акциями против строительства дороги по территории заповедника Утриш (Краснодарский край, 2008-2009), судебными разбирательствами в связи с незаконными вырубками корейского кедра (Приморский край).

Распределение новостей категории «о браконьерстве» имеет еще более неравномерный очаговый характер. Наиболее заметным локальным событием, привлекшим внимание СМИ, стала история о незаконной охоте на архаров (горных козлов, занесенных в Красную книгу) в Республике Алтай и последовавших за ней судебных исков. Другая территория распространения сюжетов этой категории -группа регионов Дальнего Востока (Камчатский край, Сахалинская область, Приморский и Хабаровский края), откуда с относительной регулярностью поступают новости о незаконном лове рыбы или морских животных. Кроме того, в Приморье новости о браконьерстве дополняются сюжетами о защите уссурийского тигра.

Наиболее часто поступающие новости о негативном воздействии человека на природу относятся к категории «о загрязнении окружающей среды». Как правило, это воздействие опосредованное, т.е. является побочным эффектом хозяйственной деятельности людей (в том числе работы предприятий) или результатом каких-либо сбоев или аварий. Эта категория сюжетов представляет собой наи-

более наглядный пример несоответствия экологического портрета страны, транслируемого СМИ и источниками официальной статистики по регионам. Субъекты РФ, лидирующие по количеству выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (Тюменская область, Красноярский край, Кемеровская область, Свердловская область [Регионы России, 2012]), на карте не заметны на фоне других регионов. Это означает, что стабильно неблагоприятная экологическая ситуация не является причиной для активного освещения в СМИ, если нет дополнительных информационных поводов, которые могли бы заинтересовать журналистов. Похожая ситуация наблюдается и по другим категориям новостей.

Построенные карты отражают не объективно существующие характеристики субъектов РФ, а образное пространство России, формирующееся в средствах массовой информации. При этом важно, что фактически именно таким в среднем представляют себе портрет страны в экологическом контексте представители аудитории СМИ, в том числе люди и организации, ответственные за принятие управленческих решений в области экологии и природопользования.

По картам можно сделать вывод, что существенно повышенное внимание СМИ к событиям в сфере экологии происходит, как правило, в тех случаях, когда эти события (или их последствия)

Рис. 3. Региональные новостные сюжеты о негативном воздействии человека на окружающую среду (по данным архиваwww.ria.ru

за 2006-2012 гг.)

- напрямую связаны с политическими или экономическими событиями не только регионального, но и федерального уровня (например, новости, касающиеся экологических аспектов подготовки к Олимпиаде в Сочи);

- вызывают сильный общественный резонанс: дискуссии, масштабные акции протеста и т.д. (например, защита Химкинского леса или судебные разбирательства в деле о незаконной охоте на архаров в горах Алтая);

- повлекли за собой гибель людей либо нанесли существенный вред здоровью (наводнение в Крым-ске, лесные пожары в Подмосковье) или урон хозяйству (например, авария на Саяно-Шушенской ГЭС);

- представляют угрозу существованию уникальных природных объектов (катастрофа в Долине Гейзеров, загрязнение Байкала) или вымирания редких видов животных (защита популяции ирбиса, уссурийского тигра, запрет охоты на бельков);

- повторяются из года в год (паводковые наводнения в Якутии).

Количественная неравномерность распределения сюжетов по регионам усугубляется при появлении какой-либо горячей новости (например, крупной природной катастрофы), так как срабатывает эффект «снежного кома», когда на основе каждой новой подробности, ставшей известной журналистам, создается новый информационный сюжет. Таких сюжетов по одной и той же теме может появляться до нескольких десятков в день происшествия, а также в последующие дни, когда делаются обобщения, выводы о последствиях, появляются новые точки зрения на произошедшее событие. Таким образом, всего за день регион, ранее почти не фигурировавший в новостях,

становится лидером по числу новостей. Чем длиннее время, за которое рассматриваются новостные сюжеты, тем менее заметны на общем фоне подобные региональные всплески активности СМИ.

В дальнейшем планируется продолжить исследования по исследуемой теме и дополнить их расчетами интегральных индексов, при помощи которых можно будет охарактеризовать степень равномерности, тематической неоднородности и другие параметры изучаемого образного географического пространства. Кроме того, важный аспект предстоящих исследований - сравнение «медийного» при-родно-экологического пространства России с официальными статистическими данными по регионам (например, данными о числе лесных пожаров, загрязнении окружающей среды и т.д.).

Выводы:

- выявлены некоторые географические особенности распределения природно-экологических сюжетов РИА «Новостей» по регионам России и составлены карты, наглядно отражающие эти особенности;

- существенная количественная неравномерность распределения новостных сюжетов по регионам обусловлена несколькими факторами - прежде всего играют роль объективные проблемы регионов, к которым неоднократно возвращаются средства массовой информации (например, проблема браконьерства на Охотском море). Однако повышенный интерес СМИ к одним субъектам РФ не свидетельствует об отсутствии подобных проблем в других субъектах РФ;

- картографирование образного пространства на основе контент-анализа материалов СМИ - наглядный способ визуализации географических особенностей массовых представлений о территориях. Карты,

построенные на основе данных, которые получены в ходе изучения архивов РИА «Новостей», проиллюстрировали неравномерность распределения новостей природно-экологической тематики за исследуемый период (2006-2012) и позволили сделать выводы о возможных причинах этой неравномерности;

- подобные исследования способствуют созданию конкретных рекомендаций по проведению экологической информационной политики в рамках концепции перехода к устойчивому развитию как на уровне страны в целом, так и для отдельных субъектов РФ.

Благодарность. Исследование выполнено за счет Российского научного фонда (грант № 15-17-30009).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Грибок М.В. Анализ формирования образов регионов России в федеральных информационных программах телевидения с помощью ГИС: Автореф. канд. дисс. М., 2009.

Евсеев В.А. Географические особенности информационных полей периодической печати, освещающей туристический бизнес // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2000. № 2. С. 54-59.

Замятина Н.Ю., Арутюнян К.М. Взаимосвязи образов стран Европы в прессе (по материалам газет «Таймс» и « Нью-Йорк Таймс») // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2005. № 5. С. 60-65.

Касьянов П.В. Переход к устойчивому развитию: экологические, информационные, социальные и экономические предпосылки // Горный информ.-аналит. бюлл. (научно-технический журн.). 2005. № 4.

Колосов В.А., Бородулина Н.А., Галкина Т.А. и др. Геополитическая картина мира в средствах массовой информации // Полис (Политические исследования). 2003. № 3. С. 33-49.

Колосов В.А., Тикунов В.С., Заяц Д.В. Мир в зеркале средств массовой информации: использование анаморфоз в политико-географическом анализе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2000. № 2. С. 55-65.

Кочинева А., Берлова О., Колесникова В. Экологическая журналистика: Уч. пособие. М.: Центр координации и инфор-

мации Социально-экологического Союза, 1999 [Электр. ресурс], URL: http://www.seu.ru/cci/lib/books/ecojour/ (дата обращения: 10.02.2015).

Миллер А.И. Образ России и русских в западноукраинс-кой прессе // Полит. исследования. 1995. № 3. С. 114-121.

Миллер А.И. Образ Украины и украинцев в российской прессе после распада СССР // Полит. исследования. 1995а. № 3. С. 130-135.

Опрос населения: Источники информации и телепредпочтения россиян // ФОМ. 04.06.2013 [Электр. ресурс]. URL: http:// soc.fom.ru/SMI-i-internet/10938 (дата обращения: 10.02.2015).

Петров Н.В., Титков А.С. Образы регионов в общественном сознании: мифы и стереотипы // Полит. альманах России. 1997. Т. 1. Выборы и политическое развитие. М., 1998. С. 61-75.

Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012. Стат. сб. М.: Росстат, 2012. 990 с.

Фокина О.А. Региональная повестка дня в общероссийских печатных СМИ: Автореф. канд. дисс. М., 2013.

Cole J.P. Political geography. London, 1969.

Davis E. Distant places and television news: A phenomenology of viewers' understandings, Ph.D. dissertation. Department of Geography, University of Illinois at Urbana-Champaign, 1988.

Поступила в редакцию 17.04.2015 Принята к публикации 11.09.2015

M.V. Gribok1, V.S. Tikunov2

NATURAL-ENVIRONMENTAL COMPONENT OF THE IMAGINATIVE SPACE OF RUSSIA IN MASS MEDIA (CASE STUDY OF THE RIA «NOVOSTI» AGENCY)

Distribution of the RIA «Novosti» agency news dealing with environment and nature management over the regions of Russia is analyzed. The increased attention of mass media to environmental news is characteristic if the events are directly related to political or economic developments of both regional and federal levels; cause a pronounced public response (discussions, large-scale protects, etc.); result in fatalities or serious injuries; threaten the existence of unique natural sites or rare animal species. Regions where the same natural events occur from year to year are also of particular interest for journalists. The maps compiled on the basis of collected data provided for the identification of the principal focuses of mass media attention in 2006-2012 and allowed concluding on their uneven geographic distribution and possible reasons of these irregularities. The resulting maps show the imaginative space of Russia emerging in mass media, rather than the real features of sub-federal units of the country. It is important that it is this environmental portrait of the country that is perceived by the audience of the federal mass media which includes, among others, individuals and institutions responsible for environment-oriented decision-making aimed at the development of the information policy within the Concept of transition of the Russian Federation to sustainable development.

Keywords: information space, regions of Russia, mass media, environmental image of territory.

Acknowledgement. The research was financially supported by the Russian Science Foundation (project No 15-17-30009).

1 Lomonosov Moscow State University, Faculty of Geography, Research Laboratory of Integrated Mapping, Research Scientist, Ph.D. in Geography; e-mail: marina.ary@gmail.com

2 Lomonosov Moscow State University, Faculty of Geography, Research Laboratory of Integrated Mapping, Head of the Laboratory, D.Sc. in Geography; e-mail: tikunov@geogr.msu.su

REFERENCES

Cole J.P. Political geography. London, 1969.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Davis E. Distant places and television news: A phenomenology of viewers' understandings, Ph.D. dissertation. Department of Geography, University of Illinois at Urbana-Champaign, 1988.

Evseev V.A. Geograficheskie osobennosti informacionnyh polej periodicheskoj pechati, osveshhajushhej turisticheskij biznes [The geographical features of information fields of periodicals on the theme of business travel], Vestnik Moskovskogo Universiteta, seria 5, Geografiya, 2000, no 2, pp. 54-59 (in Russian).

Fokina O.A. Regional'naja povestka dnja v obshherossijskih pechatnyh SMI [Regional agenda in the national print media]. PhD dissertation. M., 2013 (in Russian).

GribokM.V Analiz formirovanija obrazov regionov Rossii v federal'nyh informacionnyh programmah televidenija s pomoshh'ju GIS [Analysis of the formation of regional images of of Russia in Federal information television programs using GIS], PhD dissertation, Moscow, 2009 (in Russian).

Kas'janov P.V. Perehod k ustojchivomu razvitiju: jekologicheskie, informacionnye, social'nye i jekonomicheskie predposylki [The transition to sustainable development: environmental, informational, social and economic background], Gornyj informacionno-analiticheskij bjulleten' (nauchno-tehnicheskij zhurnal). 2005, no 4 (in Russian).

Kolosov V.A., Borodulina N.A., Galkina T.A. et al. Geopoliticheskaja kartina mira v sredstvah massovoj informacii [The geopolitical picture of the world in mass media], Polis (Politicheskie issledovanija). 2003, no 3, pp. 33-49 (in Russian).

Kolosov V.A., Tikunov V.S., Zajac D.V. Mir v zerkale sredstv massovoj informacii: ispol'zovanie anamorfoz v politiko-geograficheskom analize [World in the mirror of mass media: the use of anamorphosis in politico-geographical analysis], Vestnik Moskovskogo universiteta, ser. geografija, 2000, no 2, pp. 55-65 (in Russian).

Kochineva A., Berlova O., Kolesnikova V. Ekologicheskaja zhurnalistika. Uchebnoe posobie [Environmental journalistics. Tutorial], Moscow: Centr koordinacii i informacii Social'no-jekologicheskogo Sojuza. 1999 [web resource], URL: http://www.seu.ru/ cci/lib/books/ecojour/ (Accessed: 10.02.2015) (in Russian).

Miller A.I. Obraz Rossii i russkih v zapadnoukrainskoj presse [The image of Russia and Russians in the Western Ukrainian press], Politicheskie issledovanija. 1995, no 3, pp. 114-121 (in Russian).

Miller A.I. Obraz Ukrainy i ukraincev v rossijskoj presse posle raspada SSSR [The image of Ukraine and Ukrainians in the Russian press after the collapse of the USSR], Politicheskie issledovanija. 1995a, no 3, pp. 130-135 (in Russian).

Opros naselenija: Istochniki informacii i telepredpochtenija rossijan [Public opinion poll: Sources of information and Russians television preferences], FOM, 04.06.2013 [web resource], URL: http://soc.fom.ru/SMI-i-internet/10938 (Accessed: 10.02.2015) (in Russian).

Petrov N. V, Titkov A.S. Obrazy regionov v obshhestvennom soznanii: mify i stereotipy [Images of regions in the public mind: myths and stereotypes], Politicheskij al'manah Rossii 1997. Vol. 1. Vybory i politicheskoe razvitie, Moscow, 1998, pp. 61-75 (in Russian).

Regiony Rossii. Social'no-jekonomicheskie pokazateli. [Regions of Russia. Socio-economic indicators]. 2012. Stat. sb. Moscow, 2012. Rosstat. 990 p. (in Russian).

Zamjatina N.Ju., Arutjunjan K.M. Vzaimosvjazi obrazov stran Evropy v presse (po materialam gazet «Times» i «New-York Times») [The relationship of the images of Europe in mass media (based on materials of the newspaper «The Times» and «The New York Times»)], Vestnik Moskovskogo Universiteta, seria 5, Geografiya. 2005, no 5, pp. 60-65 (in Russian).

Received 17.04.2015 Accepted 11.09.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.