УДК 347.142.2
Изотов Юрий Германович
Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова
Юридический факультет
Россия, Ярославль [email protected] Izotov Yuri
Yaroslavl' State University
Faculty of law Russia, Yaroslavl'
ПРИРОДА ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ ТОВАРОВ НА ЗАЩИТУ Аннотация: В настоящей статье рассматриваются особенности правовой защиты прав потребителя в случае обнаружения в товаре недостатков. Анализируются способы защиты права и порядок его осуществления. Особое внимание уделено правовой природе сроков, используемых законодателем для урегулирования потребительских отношений. Статья написана на основе действующего законодательства с учётом сложившейся правоприменительной практики, научных концепций и собственных размышлений автора. Ключевые слова: право потребителя на защиту; недостатки в товаре; технически сложный товар; гарантийный срок; срок годности; срок службы; внесудебный порядок разрешения спора.
NATURE OF THE RIGHT OF A CONSUMER OF GOODS FOR
PROTECTION
Annotation: this article discusses the features of legal protection of consumer rights in the event that defects are found in a product. The methods of protecting the law and the procedure for its implementation are analyzed. Particular attention is paid to the legal nature of the terms used by the legislator to regulate consumer relations. The
141
article is written on the basis of current legislation, taking into account prevailing law enforcement practice, scientific concepts and the author's own thoughts. Key words: consumer right to protection; defects in the product; technically sophisticated product; warranty period; shelf life; life time; out-of-court dispute resolution.
Развитие экономики и появление массового производства в прошлом веке позволили человеку потреблять значительно больше разнообразных товаров, чем раньше. Но развитие промышленности имеет и обратную сторону. Компании, движимые целью максимизации прибыли, увеличивают количество производимых товаров и, как часто бывает, в ущерб качеству. Мы не обвиняем организации в том, что они за счёт снижения качества пытаются заработать на потребителях, скорее всего, это закономерный процесс показывающий, что чем больше продукции выпускает предприятие, тем сложнее контролировать её качество. Несмотря на внедрение новейших систем контроля, мы всё чаще слышим о массовых отравлениях, отзыве выпущенных автомобилей и взрывающихся телефонах. Поскольку, отношения купли-продажи потребительских товаров касаются в основном граждан, их жизни и здоровья, то государство создало целую систему норм, регламентирующих не только процесс создания и оборот потребительских товаров, но и способы защиты граждан, учитывая многообразие видов предпринимательской деятельности, а также тот факт, что потребитель является слабой стороной в данных отношениях [1, с. 7].
В России потребительское законодательство состоит из достаточно большой совокупности нормативных актов, центральное место в которых занимает Закон РФ «О защите прав потребителей» (далее - Закон) [2]. Данный нормативный акт был принят в 1992 году, ещё до появления Конституции РФ и Гражданского кодекса, в результате чего некоторые его положения и терминология, несмотря на вносимые изменения, вызывают определённые
трудности в правоприменении, что является серьёзным недостатком, учитывая важность регулируемых отношений [3, 4].
Покупая товар, потребитель желает его использовать, то есть удовлетворить свои потребности благодаря физическим характеристикам вещи, обуславливающим её хозяйственное назначение. Если вещь содержит недостаток, то использовать её для удовлетворения потребностей невозможно или затруднительно, в данном случае закон предоставляет потребителю возможность выбрать способ защиты своего интереса. Поскольку вопрос о возможности использования товара по назначению зачастую носит спорный характер, то законодатель внёс определённую ясность, указывая, что товар должен соответствовать обязательным требованиям закона, договора или обычно предъявляемым требованиям и целям, для которых товар такого рода обычно используется (ст. 4 Закона).
Законодатель, предоставляя выбор способа защиты, обуславливает возможности потребителя тремя факторами: характер недостатка, вид товара и срок, в пределах которого обнаружен недостаток. Необходимо описать каждый из факторов.
Закон называет два вида недостатков: существенные и несущественные. Перечень существенных недостатков является открытым, к ним относятся в частности недостатки, которые нельзя устранить, недостатки требующие несоразмерных расходов на их устранение или затрат времени, выявляющиеся неоднократно или появляющиеся вновь после устранения. Например, телефон, в котором не функционирует микропроцессор, не может использоваться для связи, выхода в Интернет и т.д., данный недостаток является существенным поскольку расходы на замену микропроцессора почти сопоставимы со стоимостью самого телефона. Другой пример - плесневелый хлеб, данный недостаток также является существенным, так как хлеб не может использоваться для удовлетворения потребности в пище, а устранить недостаток невозможно и невыгодно. Таким образом, определяя признаки существенного недостатка, законодатель указывает, что вещь не может
143
использоваться по своему назначению, а устранение недостатка либо невозможно, либо невыгодно.
Несущественным недостатком, соответственно, следует считать недостаток, который не препятствует использованию товара, либо препятствует, но его можно устранить с минимальными затратами. Например, царапина на телефоне ни как не влияет на возможность использовать его для связи. Стул, у которого не прикручена ножка, невозможно использовать, но прикрутить ножку не составит труда. Иногда характер недостатка определить нелегко, поэтому для решения этого вопроса необходимо привлекать эксперта или специалиста.
Вид товара также оказывает влияние на выбор способа защиты. Закон выделяет технически сложные и обычные товары. Технически сложные товары обычно представляют собой механизмы или устройства, состоящие из большой совокупности деталей, каждая из которых выполняет определённую функцию. Технически сложные товары появились в основном в XX веке в результате развития технологических возможностей производителей. Вопрос об отнесении товара к технически сложным разрешается законодателем достаточно просто -перечень таких товаров устанавливается Правительством РФ [5]. К ним относятся, например, транспортные средства, электронно-вычислительная техника и часы. Список носит закрытый характер, однако категории товаров в нём перечислены в общих чертах, позволяя в каждом конкретном случае разрешить вопрос о виде товара.
Обычными товарами являются все остальные, которые не были включены в список, например, предметы мебели, трикотажные изделия и т.д.
Поскольку вопрос о сроках и их природе носит ключевой характер, для ответа на него сначала необходимо рассмотреть способы защиты потребителя в случае обнаружения недостатка в товаре.
Способы защиты и порядок их осуществления регламентируются статьями 18 - 22, 24 Закона «О Защите прав потребителей». Такие способы защиты как возмещение убытков, возмещение вреда, взыскание неустойки и
144
процентов в соответствие со ст. 395 ГК РФ достаточно хорошо изучены цивилистами, поэтому в данном исследовании мы их рассматривать не будем, а остановимся более подробно на специфических способах защиты, перечисленных в ст. 18 Закона.
Поскольку в производстве, перемещении и реализации товаров задействовано достаточно большое число предпринимателей, а потребитель является слабой стороной в отношении, законодатель определил достаточно широкий круг субъектов, на которых возлагается обязанность удовлетворить требования потребителя. Так в случае обнаружения недостатков потребитель вправе предъявить требование изготовителю, продавцу, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортёру (п. 6 ст. 5 Закона) (далее, для краткости, мы будем называть их предпринимателями). Интересен вопрос о возможности одновременного направления требования нескольким лицам. Для ответа на него необходимо изучить все способы защиты права, предоставленные потребителю.
Замена некачественного товара на товар этой же марки. Данный способ предполагает возврат продавцу товара с недостатком и получение вместо него нового товара того же изготовителя, при этом новый товар не должен быть бывшим употреблении. Исполнить данное требование продавец должен, по общему правилу, в течение 7 дней со дня предъявления требования потребителем (ст. 21 Закона).
Замена некачественного товара на товар другой марки. Данный способ похож на вышеназванный, различие заключается в том, что вместо некачественного товара предоставляется товар аналогичный по свойствам, но произведённый другим изготовителем. Поскольку цена на товары разных производителей зачастую отличается, Закон требует произвести перерасчёт покупной цены. Например, если заменяемый товар дешевле заменяющего, то потребитель должен уплатить разницу в цене (абз. 3 п. 1 ст. 18 Закона).
Отказ от исполнения договора. Достаточно радикальный способ, представляющий собой одностороннюю правопрекращающую сделку. Его
145
выбирают потребители, которые не хотят больше состоять в отношениях с данным продавцом или другие способы защиты права им не подходят. При заявлении об отказе от исполнения потребитель обязан вернуть товар, а продавец обязан вернуть уплаченную денежную сумму (абз. 6 п. 1 ст. 18 Закона). Аналогично решается вопрос при направлении данного требования изготовителю или импортёру с одной лишь разницей, что способ будет называться не отказ от исполнения договора, так как изготовитель или импортёр не заключали договор с потребителем, а возврат товара и возврат уплаченной за него суммы (абз. 2 п. 3 ст. 18 Закона).
Незамедлительное безвозмездное устранение недостатков. Данный способ представляет собой ремонт вещи с целью устранения недостатков и восстановления способности вещи удовлетворять потребности индивида. Как видно из названия ремонт должен проводиться безвозмездно, в течение минимально необходимого срока для устранения недостатков (п. 1 ст. 20 Закона).
Поскольку три вышеназванных способа предполагают передачу товара ненадлежащего качества, одновременное направление требований изготовителю и продавцу невозможно.
Возмещение расходов на устранение недостатков потребителем или третьим лицом. Данный способ предполагает уплату продавцом денежной суммы потребителю, равной понесённым расходов на ремонт вещи. Удовлетворить данное требование продавец должен в течение 10 дней со дня его предъявления (ст. 22 Закона). Фактически возможно направление данного требования и продавцу и изготовителю одновременно, поскольку данный способ не предполагает передачу вещи, а изготовитель и продавец, зачастую, не знают: удовлетворены ли требования другим субъектом. Представляется, если потребитель получит возмещение сразу от двух лиц, то он допустит неосновательное обогащение в виде приобретения имущества без установленных законом или сделкой оснований. Таким образом, фактически
направить требование сразу двум субъектам можно, но юридически это будет правонарушением.
Соразмерное уменьшение покупной цены. Наименее востребованный способ, поскольку требует установления разницы, на которую уменьшилась цена вещи, что предполагает проведение экспертизы. Данное требование может быть направлено продавцу или уполномоченной организации.
Как видно, законодатель достаточно гибко решает вопрос защиты прав потребителя, предоставляя ему возможность выбрать тот способ, который наиболее полно удовлетворит его интерес в каждом конкретном случае. Стоит учитывать тот факт, что в зависимости от ситуации и обязанного субъекта, выбор потребителя будет ограничен объективными рамками, например, невозможно потребовать устранения неустранимых недостатков или замены на товар другой марки, когда изготовитель их не производит. Стоит также отметить об одном важном положении закона.
Главным ограничителем в выборе способа защиты, а также возможности предъявления требования вообще играет срок обнаружения недостатка в товаре. В потребительской сфере законодатель использует следующие сроки: гарантийный срок, срок годности, срок службы [6, с. 74 - 75], а также срок исковой давности, каждый из которых обладает своей спецификой.
Гарантийный срок. В соответствии с п. 6 ст. 5 Закона, гарантийный срок - это период времени, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка предприниматель обязан удовлетворить требования потребителя; установление данного срока является правом изготовителя или продавца [7, с. 11 - 12]. Стоит отметить, что данное определение вносит определённые трудности при правоприменении и не раскрывает природы данного срока. Трудности заключаются в том, что в статьях, посвящённых порядку реализации отдельных прав потребителя, установлены другие сроки выполнения требований потребителя. Например, потребитель обнаружил недостаток в товаре и предъявил требование о замене обычного товара продавцу за три дня до окончания гарантийного срока. В соответствие с п. 1 ст. 21 Закона продавец
147
должен выполнить данное требование в течение семи дней, а если у него отсутствует товар, то в течение одного месяца со дня предъявления требования. Если бы мы применяли легальное определение гарантийного срока, то продавец мог бы просто выждать три дня и отказать потребителю, поскольку он не обязан был бы удовлетворять требование.
Рассматривая вопрос о природе данного срока можно выделить три аспекта.
Во-первых, потребитель вправе предъявить требование к продавцу, изготовителю и т.д. лишь в том случае, если недостаток был обнаружен в течение гарантийного срока, если он не установлен - в разумный срок, но в течение двух лет (п. 1 ст. 19 Закона). Если недостаток был обнаружен по истечении гарантийного срока, то требование может быть направлено только изготовителю или импортёру, о чём будет сказано ниже. Таким образом, гарантийный срок - это срок для обнаружения недостатков.
Во-вторых, данный срок влияет на распределение бремени доказывания при наличии спора. Если недостаток был обнаружен в течение гарантийного срока, то продавец должен доказать, что он (недостаток) возник после передачи товара потребителю, если гарантийный срок не установлен или истёк, но недостатки обнаружены в течение двух лет, то уже потребитель должен доказать, что они возникли до передачи ему товара (п. 6 ст. 18 Закона).
В-третьих, это срок, в течение которого продавец обязан рассмотреть
заявление потребителя. Интересна природа данной обязанности. Большинство
граждан, в том числе некоторые представители науки считают, что в данный
срок необходимо успеть направить претензию продавцу, в противном случае
потребитель лишается права на защиту. Данный подход не основан на законе,
поскольку обязательный досудебный (претензионный) порядок по спорам,
возникающим в случае продажи товара ненадлежащего качества, действующим
законодательством не предусмотрен (п. 23 Постановления Пленума Верховного
суда РФ от 28.06.12 № 17 - далее ППВС № 17) [8]. Также несостоятельна
ссылка сторонников претензионного подхода на то, что требование должно
148
быть направлено продавцу, а не суду. В данном случае имеет место смешение права на иск в материальном и процессуальном смысле. Не углубляясь в природу права на иск, отметим, что материальное право на иск представляет собой право на защиту, которое всегда направляется правонарушителю, а в процессуальном смысле - право требовать от суда рассмотрения спора. Возращение судом искового заявления по п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ (несоблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка разрешения спора) не допускается, так как оно не основано на законе [9].
Представляется, что законодатель имел в виду обязанность принять заявление потребителя и рассмотреть его во внесудебном порядке, в случае если требования потребителя были оправданы, а продавец отказал в их удовлетворении или не рассмотрел их, то законодатель предусматривает ответственность продавца в виде штрафа в размере 50 % от суммы заявленных требований. Данный штраф применяется судом, если продавец добровольно не удовлетворит обоснованные требования потребителя до удаления суда в совещательную комнату (п. 46 1111 ВС № 17). Применяя данные меры, законодатель стимулирует стороны потребительского отношения разрешить дело в частном порядке, не прибегая к помощи государства, похожую модель регулирования законодатель применил также при разрешении трудовых споров, которые могут разрешиться непосредственно в ходе переговоров между работником и работодателем, судом, так и комиссией по трудовым спорам (ч. 2 ст. 385, ч. 1 ст. 391 ТК РФ) [10].
Таким образом, от гарантийного срока зависит возможность потребителя предъявить требование к продавцу, распределение бремени доказывания в суде и наличие обязанности продавца рассмотреть требование потребителя в частном порядке.
Срок годности. Это период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Он устанавливается в обязательном порядке изготовителем на продукты питания, парфюмерию и
другие подобные товары (п. 4, 5 ст. 5 Закона). Правовые режимы срока годности и гарантийного срока схожи, поэтому подробности мы опустим.
Срок службы. Это период, в течение которого изготовитель обязан обеспечить потребителю возможность использования товара, а также несёт ответственность за недостатки товара (п. 1 ст. 5 Закона). Установление срока службы является правом изготовителя, а в случаях, если товар по истечение определённого периода времени становится опасным для потребителя, его обязанностью. Срок службы устанавливается на товары длительного использования. В случае если, недостаток в товаре был обнаружен в течение гарантийного срока, то потребитель вправе предъявить одно из шести требований изготовителю, предусмотренных ст. 18 Закона. Если недостаток является существенным и обнаружен по истечении двух лет, но в течение срока службы (если он не установлен - в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю), то потребитель вправе требовать от изготовителя только безвозмездного устранения недостатков. Если изготовитель не удовлетворит данное требование в течение 20 дней или недостаток является неустранимым, то потребитель может требовать возмещения расходов на устранение недостатков (если недостаток устранимый), замены на товар этой же марки или возврата уплаченной денежной суммы (п. 6 ст. 19 Закона).
Срок исковой давности. Закон «О защите прав потребителей» не содержит каких-либо специальных указаний о сроке исковой давности, соответственно применяются правила Гл. 12 ГК РФ. Течение срока начинается с момента обнаружения недостатков в товаре, а заканчивается по истечении трёх лет. На наш взгляд, срок исковой давности прерываться не будет, если потребитель предъявил требование в частном порядке, поскольку такой порядок является необязательным. В данном случае интересно сравнить частный порядок и обязательный досудебный порядок по спорам, возникающим при оказании услуг связи. В соответствие со ст. 55 ФЗ «О связи» от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ [11], до обращения в суд потребитель обязан в течение 1 месяца или 6 месяцев - в зависимости от категории спора направить
150
претензию оператору, который рассматривает её в установленный законом срок. Если оператор отказался удовлетворить требование или не ответил на него, то потребитель может обратиться в суд. В данном случае срок исковой давности начинает течь с момента отказа или истечения срока для ответа. Напротив, при продаже товара ненадлежащего качества, где претензионный порядок не обязателен, и срок исковой давности начинает течь с момента обнаружения недостатка, потребителю товаров важно не пропустить его, в случае если продавец намеренно затягивает рассмотрение обращения потребителя.
Помимо указанных выше обстоятельств (характеристика недостатка, вид товара, срок) законодатель использует достаточно много правил удовлетворения отдельных требований потребителя. Так, в случае обнаружения несущественного недостатка в технически сложном товаре, потребитель вправе воспользоваться одним из шести способов защиты только тогда, когда недостаток был обнаружен в течение 15 дней, если недостаток был выявлен позднее, то можно потребовать только безвозмездного устранения недостатков, возмещения расходов на их устранение или снижения покупной цены (абз. 8 п. 1 ст. 18 Закона). Однако, если недостаток в технически сложном товаре является существенным, либо продавец не устранил недостаток в установленный срок или товар невозможно использовать в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его недостатков, то потребитель вправе предъявить любое из шести требований в общем порядке.
Предъявление отдельных требований допустимо только после неудовлетворения других требований. Как было сказано выше, потребитель, в случае обнаружения существенного устранимого недостатка по истечении гарантийного срока, вправе потребовать от изготовителя возмещения расходов на устранение недостатков, замены на товар этой же марки или возврата уплаченной суммы только, если изготовитель не удовлетворит требование об устранении недостатков в течение 20 дней. Если потребитель не направил
151
требование об устранении недостатков изготовителю, то суд должен отказать ему в удовлетворении иска о возмещении расходов, замены товара или возврата уплаченной денежной суммы.
Завершая рассмотрение вопроса о защите прав потребителя товаров, мы бы хотели отметить, что потребительская сфера является одной из наиболее значимых в жизни человека и общества. Поэтому государство, принимая нормативные акты, регулирующие данные отношения, должно не только соблюсти баланс интересов потребителей и предпринимателей, но и грамотно изложить свои предписания. В связи с чем, считаем необходимым внести изменения в Закон РФ «О защите прав потребителей» с целью уточнения его положений. Понятие гарантийного срока можно сформулировать следующим образом - это период времени, в течение которого у потребителя возникает право требования к продавцу, в случае обнаружения недостатков в переданном товаре. Необходимо более заметно отразить в законе альтернативность рассмотрения потребительских споров: указать, что потребитель вправе обратиться как к продавцу для разрешения спора в частном порядке, так и непосредственно в суд. Следует включить в Закон статью, посвящённую исковой давности по потребительским спорам, в которой указать, что срок исковой давности начинает течь с момента обнаружения в товаре недостатков, а в случае рассмотрения спора в частном порядке, срок исковой давности не прерывается и не приостанавливается. Рекомендуется также урегулировать процедуру рассмотрения претензии продавцом и определить её временные рамки (как в ФЗ «О связи»).
1. Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: учебное пособие / под ред. З.М. Фаткудинова. - М.: Юстицинформ. 2018. С. 438.
2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992. № 2300-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. ст. 766 (с изм. и доп.).
Список литературы:
152
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2014. № 15. ст. 16912.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. Часть I. СЗ РФ. 1994. № 32. ст. 3301 (с изм. и доп.).
5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня технически сложных товаров» от 10.11.2011. № 924 // СПС «Консультант плюс».
6. Семенихин В.В. Защита прав потребителей. 2-е издание. ГроссМедиа, РОСБУХ. 2015. С. 197.
7. Макаров Ю.Я. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» (постатейный). - М.: Проспект. 2019. С. 192.
8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от 28.06.2012 г. № 17 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 9.
9. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002. № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. ст. 4532 (с изм. и доп.).
10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1. ст. 3 (с изм. и доп.).
11. Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003. № 126-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 28. ст. 2895 (с изм. и доп.).