Научная статья на тему 'Природа комического и формы его репрезентации в современном российском телевидении'

Природа комического и формы его репрезентации в современном российском телевидении Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2876
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМИЧЕСКОЕ / ЮМОР / САТИРА / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / КОМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / РОССИЙСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / COMIC / HUMOR / SATIRE / TELEVISION / COMEDY PROGRAMS / RUSSIAN TELEVISION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ремизов Вячеслав Александрович, Мовчан Артём Сергеевич

В данной статье рассматривается комическое как категория эстетики, а также определяются его основные формы и приёмы создания. Кроме того, выделены функции комического в жизни современного общества. На основе работ других авторов затрагиваются конструктивные и деструктивные эффекты комического, делается попытка кратко классифицировать современные комические программы российского телевидения, определить комедийные способы и приёмы, используемые в модификациях телевизионных комедийных программ, обозначить важнейшие функции, которые выполняет телевизионный юмор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATURE OF THE COMIC AND THE FORM OF ITS REPRESENTATION IN MODERN RUSSIAN TV

This article discusses comic as a category of aesthetics, as well as determined by its basic forms and methods of creation. In addition, the marked features of the comic in modern society. Based on the works of other authors affected by constructive and destructive effects of comic. The major tasks of the article are: first, a brief classify of comedy programs modern Russian TV, and secondly, to determine the form and methods of comedy used of the genres contemporary programs, and thirdly, to designate important functions performed by the television humor.

Текст научной работы на тему «Природа комического и формы его репрезентации в современном российском телевидении»

= Философия культуры. Культурология ВНТг 1

3. Sineokyj O. V. Collecting Music and "Anti-Recording": Phonographic Culture vs. Filophonic Culture in Socio-Legal Environment. Voprosy kul'turologii [Questions of cultural studies]. 2015, No. 10, pp. 79—87. (In Russian)

4. Shlykova O. V. Trendy kul'tury "novykh vozmozhnostei" v informatsionnom obshchestve [Trends of culture "new opportunities" in the information society]. Kul'tura. Vlast'. Obshchestvo: puti realizatsii gosudarstvennoi kul'turnoi politiki. Materialy mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Ekaterinburg, 3—4 dekabria 2015 goda) [Culture. Power. Society: ways of realization of the state cultural policy. Materials of interregional scientific and practical conference (Ekaterinburg, on December 3—4, 2015)]. Ekaterinburg, Publishing house of Ural Federal University, 2015. Pp. 160—165.

5. Arndt J. Algorithms for programmers (ideas and source code). Digital report. 2006. 746 p.

6. Aldrich N. The Audio Engineer's Approach to Understanding Digital Filters. Digital book. 2002. 45 p.

7. Eley D. The Audio Mastering Blueprint. Digital book. 2013. 107 p.

8. Vaseghi S. Advanced digital signal processing and noise reduction. Digital book. 2000. 493 p.

9. Taran V. V. Modern Approaches to the Assessment of information and Communication Technologies and the Main Areas of Improvement. Scientific and Technical Information Processing. Allerton Press, Inc. 2014. No. 3. Pp. 201—205.

РИРОДА КОМИЧЕСКОГО И ФОРМЫ ЕГО РЕПРЕЗЕНТАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

УДК 18:654.197

А. В. Ремизов, А. С. Мовчан

Московский государственный институт культуры

В данной статье рассматривается комическое как категория эстетики, а также определяются его основные формы и приёмы создания. Кроме того, выделены функции комического в жизни современного общества. На основе работ других авторов затрагиваются конструктивные и деструктивные эффекты комического, делается попытка кратко классифицировать современные комические программы российского телевидения, определить комедийные способы и приёмы, используемые в модификациях телевизионных комедийных программ, обозначить важнейшие функции, которые выполняет телевизионный юмор.

Ключевые слова: комическое, юмор, сатира, телевидение, комические программы, российское телевидение.

РЕМИЗОВ ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ — доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и международного культурного сотрудничества социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

REMIZOV VYACHESLAV ALEKSANDROVICH — Full Doctor of Cultural Studies, Professor of Department of cultural studies and international cultural cooperation, Faculty of humanities and social sciences, Moscow State Institute (University) of Culture, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation

2МОВЧАН АРТЁМ СЕРГЕЕВИЧ — аспирант кафедры культурологии и международного культурного сотрудничества социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры

MOVCHAN ARTEM SERGEEVICH — doctoral student of Department of cultural studies and international cultural cooperation, Faculty of humanities and social sciences, Moscow State Institute (University) of Culture

e-mail: shupik49@mail.ru1, artmovchan@mail.ru2 © Ремизов В. А., Мовчан А. С., 2016

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 3 (71) май - июнь ^

V. A. Remizov, A. S. Movchan

Moscow State Institute (University) of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

THE NATURE OF THE COMIC AND THE FORM OF ITS REPRESENTATION IN MODERN RUSSIAN TV

This article discusses comic as a category of aesthetics, as well as determined by its basic forms and methods of creation. In addition, the marked features of the comic in modern society. Based on the works of other authors affected by constructive and destructive effects of comic. The major tasks of the article are: first, a brief classify of comedy programs modern Russian TV, and secondly, to determine the form and methods of comedy used of the genres contemporary programs, and thirdly, to designate important functions performed by the television humor.

Keywords: comic, humor, satire, television, comedy programs, Russian television.

Изучение феномена комического началось ещё во времена Сократа, Платона и Аристотеля. Более двух с половиной тысяч лет мыслители занимаются эсте-тико-философской разработкой этой проблемы. На сегодняшний день интерес к данной теме не остыл. Более того, комическое изучают специалисты различных научных дисциплин: эстетики, психологии, антропологии, культурологии, педагогики. Таким образом, тема комического приобрела характер междисциплинарного исследования. Данное обстоятельство объясняется не только тем, что комическое является важной категорией эстетики, а тем, что в комическом аккумулируется и транслируется многообразный опыт общественного сознания, осваивающего и познающего окружающий мир, в его сложностях и противоречиях.

Согласно философскому энциклопедическому словарю, комическое есть эстетическая категория, отражающая несоответствие между несовершенным, отжившим, неполноценным содержанием явления или предмета и его формой, претендующей на полноценность и значимость; между важным действием и его несовершенным результатом, высокой целью и негодным средством. Обнаружение и раскрытие этого несоответствия порождает чувство комического [5, с. 112]. Само понятие «комическое» (греч. kбmikos — 'весё-

лый, смешной', от kбmos — 'весёлая ватага ряженых на сельском празднестве Диониса в Древней Греции') восходит к игровому, празднично-весёлому, коллективно-самодеятельному народному смеху на праздниках [4, с. 48].

В разные периоды существования человечества, в различных культурах были свои представления о социокультурном значении комического. Роль его в современном обществе очень высока, многочисленные исследования в этой области сформировали точку зрения, которая идеализирует роль комического в обществе. Большинство учёных говорит о том, что смех носит «лечебный» характер, исцеляя общество, указывая на его недостатки и помогая искоренить их. Так, А. Бергсон в книге «Смех» пишет, что одной из функций смеха является исправление общества. Это же отмечает и М. М. Бахтин, исследуя смеховую культуру Средневековья. Отмечая специфику комического в коммуникативном процессе, можно выделить его наиболее характерные функции: информативную, эмоциональную, мотивационную, регулирующую [2, с. 35]. Выступая как средство сплочения, комическое способствует благоприятному разрешению конфликтных ситуаций, нивелирует их и, как результат, сводит конфликт на нет. Являясь основой доброжелательных отношений между предста-

вителями социума, юмор предполагает наличие позитивных намерений и положительного идеала у каждого из них. Таким образом, вышеперечисленные социокультурные функции носят социоконструктив-ный характер.

Для культурологического анализа комического особое значение имеет соотношение комического и смешного. В научной литературе отмечается, что комическое и смешное — это явления разного порядка, разной природы: смешное — это явление психофизиологическое, а комическое — явление эстетическое. В самом деле, человеку бывает смешно по разным причинам: и тогда, когда он смотрит в театре весёлую комедию, и тогда, когда он слышит остроумный анекдот, и тогда, когда его щекочут, и тогда, когда особое нервное возбуждение разрешается в так называемом истерическом смехе. Вряд ли нужно доказывать, что в первых двух случаях смех непосредственно связан с комическим, а в двух последних такой связи нет и в помине. Весьма показательно в этом смысле, что если способность понимать комическое является несомненной привилегией человека (Мольер говорил: чувство юмора — это то, что отличает человека от животного), то способность смеяться свойственна не только человеку, но и некоторым высшим животным.

Улыбка и смех становятся «спутниками» комического лишь постольку, поскольку они часто выражают чувство удовлетворения, которое вызывает у человека его духовная победа над тем, что противоречит его идеалам, что с ними несовместимо, что им враждебно. Ведь разоблачить то, что противоречит идеалу, осознать это противоречие — значит преодолеть дурное, освободиться от него. В этом и состоит огромная воспитательная сила смеха, возбуждаемого комическим в жизни и в искусстве.

Хотя М. Бахтин называл обобщающим понятием «смеховая культура» совокупность средневековых карнавалов, различных комедийных обрядов, игр скоморохов, шутов, пародийную литературу и т.п., он превосходно показал, что дело заключалось тут не в смехе как таковом, а в особой идейно-психологической нагруженно-сти и осмысленности смеха. Эстетическое значение «смеховой культуры» определялось тем, что карнавал, например, представлял собой такого рода действо, которое стояло на грани игры и реальной жизни, так что «сама жизнь как бы разыгрывала в нём лучшую, возрождённую и обновлённую форму своего существования» [3]. Карнавал позволял, как говорил М. Бахтин, «взглянуть на мир по-новому, почувствовать относительность всего существующего и возможность совершенно иного миропорядка» [3], и именно отсюда рождалось радостное возбуждение, смех, специфически карнавальное мироощущение.

Но чем опаснее для идеала отрицаемое реальное явление, тем труднее даётся человеку духовная победа над ним и тем менее кажется оно смешным. Ещё Аристотель отмечал, что смех вызывается только такой «ошибкой и безобразием», которые не угрожают жизни и не вызывают страданий. И, действительно, мы смеёмся над глупостью, рассеянностью, неловкостью человека и всяческими другими его недостатками и слабостями, если они не опасны для него самого и для окружающих, если они не представляют серьёзной угрозы для общества. Если же мы ощущаем в отрицаемом нами явлении нечто страшное, мерзкое, гнусное, тогда саркастическое к нему отношение или сатирическое его воспроизведение в искусстве исключает весёлую реакцию смеха. Так, в памфлете М. Горького «Город Жёлтого дьявола», в стихах В. Маяковского об Аме-

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 3 (71) май - июнь ^

рике, в гротескных офортах Гойи сатира вызывает не улыбку и не смех, а отвращение, возмущение, презрение, негодование. Между тем сатира — это одна из самых важных форм комического в искусстве.

Следовательно, какое бы эмоциональное выражение ни принимало комическое, эстетическая его сущность заключается в таком столкновении реального и идеального, когда реальное отрицается, посрамляется, осуждается, разоблачается, отвергается, критикуется с позиций идеала. Эти общие родовые черты комического по-разному раскрываются и преломляются в многообразных формах его реального существования.

В ракурсе данного вывода особый интерес вызывает Интернет и телевидение. Появляются новые программы, шоу-форматы, задачей которых является увлечь зрителя и в очередной раз заставить его включить тот или иной канал. Количество предлагаемого контента на ТВ велико, однако все передачи можно условно разделить на две группы: информационно-аналитические и развлекательные.

Как правило, большинство исследователей противопоставляет эти группы друг другу. Для каждой существуют свои особенности и признаки. Обратимся к передачам развлекательного характера, так как в них проявление комического и смешного наиболее активно и заметно.

Главной особенностью развлекательных программ является их ориентация на выполнение определённого количества специфических функций. Именно поэтому их выделяют в отдельную группу. По мнению российского исследователя С. Н. Акинфиева, программу можно назвать развлекательной, если она удовлетворяет хотя бы несколько зрительских потребностей: получение удовольствия, позитивных эмоций; снятие напряжения (рекреация и релаксация), редукция

тревоги; уход от реальности (эскапизм); азарт; эмоциональное осмысление комического (юмор) [1, с. 52].

На современном российском телевидении программы юмористического характера занимают значительную долю эфирного времени. Более того, существуют телеканалы, специализирующиеся только на развлекательном контенте (например, ТНТ, СТС). Большинство развлекательных программ на ТВ сегодня содержат в себе те или иные виды комического, о которых мы говорили. Сегодня комические программы телевидения можно выделить в следующие жанры:

1. Скетч-шоу — набор коротких комедийных сценок, являющихся законченным художественным произведением, не связанных сюжетной линией с другими скетчами («Наша Russia», «Даёшь Молодёжь!», «Одна за всех!», «Городок», «Студенты», «Однажды в России», «Улица Весёлая»). Для скетч-шоу характерны такие виды комического, как пародия, сатира, гэг, ирония. Юмор построен прежде всего на визуальных шутках.

2. Эстрадное юмористическое шоу — передача-концерт, в которой артисты демонстрируют зрителям программу, состоящую из различных номеров-сценок, объединённых сюжетом. Артисты в шоу этого формата выступают с эстрадными монологами, в которых говорят от лица какого-либо персонажа, или со сценками, отражающими какую-либо жизненную ситуацию в комедийном свете. В основе данных телепередач лежит ирония, смешная гипербола, метафора («Кривое зеркало», «Шоу Уральских пельменей»).

3. Ситуационная комедия «Ситком» — вид телевизионной комедии с постоянными основными персонажами и местом действия. На российском телевидении изначально появились адаптации западных ситкомов («Счастливы вместе»,

«Пришельцы из Королева»), а затем и оригинальные («Интерны», «Физрук», «Реальные пацаны»). Изначально ситкомы задумывались как пародии на «мыльные оперы».

4. Stand Up Comedy Show — это продукт зарубежного телевидения, преимущественно американского. В «стендап формате» комики выступают перед живым залом, чаще всего с сольными репризами. Во время своих выступлений юморист рассказывает о себе (в отличие от эстрадных номеров), о своих проблемах и наблюдениях. В шутках стендап-комедианты в основном используют иронию, сарказм, нередко и «чёрный» юмор.

5. Развлекательные ток-шоу. В телепередачах данного формата ведущий в лёгкой, юмористической форме рассказывает о событиях и новостях текущего дня или недели, берёт интервью у гостей в студии, кроме того, зрителям демонстрируются юмористические скетчи и пародии. Эти передачи, помимо основной — рекреационной функции, также являются информационно-аналитическими, а порой и познавательными («Прожекторперисхилтон», «Девчата», «Вечерний Ургант»).

6. Пародийные шоу. Передачи этой категории, как видно из названия, построены на пародии. Группа актёров пародирует другие телепередачи, сериалы и кинофильмы. Действие разворачивается в студии, реже при живом зале («Большая разница», «Yesterday Live»).

7. Основная масса существующих на данный момент комических программ на отечественном телевидении является результатом адаптации западного продукта. Однако существует и абсолютно оригинальный формат, который уже более пятидесяти лет остаётся на острие российского телевизионного юмора. Это «Клуб весёлых и находчивых». Программа является продуктом отечественной массовой культуры, направлена на широкую аудиторию и активно вовлекает её в своё пространство. Содержание КВН, его тексты отражают наиболее острые проблемы и популярные темы, интересующие российского зрителя. КВН трактует действительность, используя способность смеха снижать социальную напряжённость, и выполняет тем самым важную социокультурную функцию.

Таким образом, можно отметить, что различные формы комического широко представлены в программах современного российского телевидения. Смешное (смех) и комическое, как правило, сегодня смешиваются с доминантой в ту или другую сторону, дополняя друг друга. Комические передачи осуществляют в первую очередь рекреационную, гедонистическую функцию. Тем не менее с помощью юмора на телевидении можно контролировать и снижать социальную напряжённость, информировать и даже обучать, воспитывать, а также направлять жизнедеятельность людей.

Примечания

1. Акинфиев С. Н. Развлекательное телевидение: определение, классификация жанров // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2008. № 6. С. 110—124.

2. Аронов А. А. К вопросу о ментальности отечественной культуры: развитие рывками // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1 (63). С. 38—45.

3. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Москва : Художественная литература, 1965. 527 с.

4. Бергсон А. Смех. Москва : Искусство, 1992. 58 с.

5. Борев Ю. Б. О комическом. Москва : Искусство, 1957. 232 с.

6. Ломова Н. В. Теоретический конструкт харизмы как социально-психологический феномен: исследовательские концепты // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014.

"ill llllid i ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2016 ♦ 3 (71) май - июнь =

№ 6 (62). С. 87—91.

7. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 томах. 2 изд. Санкт-Петербург : Изд-во Тов. Ф. А. Брокгауза — И. А. Ефрона, 1907—1909.

8. Мостицкая Н. Д. Праздничность и повседневность как феномены культурной коммуникации (на примере православной традиционности) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 2 (64). С. 105—110.

9. Мусийчук М. В. Когнитивные механизмы юмора в структуре комического // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2010. Том 8, выпуск 2. С. 48—52.

10. Ремизов В. А. Обыденная культура: альтернативы, тупики и выходы — анализ существенного на уровне российских явлений // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 1 (51). С. 32—36.

11. Ремизов В. А, Нгуен Куок Хынг Ценностно-смысловые основания культурной политики в современной России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 5 (55). С 32—37.

12. Тихонова В. А. Глобализация и проблемы культурно-национальной идентичности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 22—26.

13. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика : история, теория, практика : [учебное пособие]. Москва : Аспект Пресс, 2004. 382 с.

References

1. Akinfiev S. N. Razvlekatel'noe televidenie: opredelenie, klassifikatsiya zhanrov [TV Entertainment: definition, classification of genres]. Moscow University Journalism Bulletin. 2008, No. 6, pp. 110—124.

2. Aronov A. A. About a problem of mentality of Russian culture: development by spurts. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 1 (63), pp. 38—45. (In Russian)

3. Bakhtin M. M. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaia kul'tura srednevekov'ia i Renessansa [Francois Rabelais's creativity and national culture of the Middle Ages and Renaissance]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ. [Imaginative literature Publ.], 1965. 527 p.

4. Bergson A. Smekh [Laughter]. Moscow, Iskusstvo Publ. [Art Publ.], 1992. 58 p.

5. Borev Yu. B. O komicheskom [About comic]. Moscow, Iskusstvo Publ. [Art Publ.], 1957. 232 p.

6. Lomova N. V. Theoretic construct of charisma as a social-psychological phenomenon: research concepts. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 6 (62), pp. 87—91. (In Russian)

7. Malyi entsiklopedicheskii slovar' Brokgauza i Efrona, v 4 tomakh [Brockhaus and Efron's small encyclopedic dictionary, in 4 vol.]. 2nd edition. St. Petersburg, 1907—1909.

8. Mostitskaya N. D. Festive and everyday life as phenomena of cultural communication (on the example of the Orthodox tradition). Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 2 (64), pp. 105—110. (In Russian)

9. Musiychuk M. V. Cognitive mechanism of humor in the structure of comic. Vestnik of Novosibirsk State University. Series: Philosophy. 2010. Volume 8, issue 2, pp. 48—52. (In Russian)

10. Remizov V. A. Obydennaya kul'tura: al'ternativy, tupiki i vykhody — analiz sushchestvennogo na urovne rossiyskikh yavleniy [Everyday culture: alternative, stubs and outputs — analysis significant at the level of Russian phenomena]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 1 (51), pp. 32—36.

11. Remizov V. A., Nguen Kuok Khyng The valuable and semantic bases of cultural policy in modern Russia. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, No. 5 (55) , pp. 32—37. (In Russian)

12. Tikhonova V. A. Globalization and problems of cultural and national identity. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2015, No. 3 (65), pp. 22—26. (In Russian)

13. Tsvik V. L. Televizionnaya zhurnalistika: istoriya, teoriya, praktika [Television Journalism: History, Theory, Practice]. Moscow, Publishing house "Aspect Press", 2004. 382 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.