Научная статья на тему 'Природа и сущность визуального воображения в культурфилософских воззрениях'

Природа и сущность визуального воображения в культурфилософских воззрениях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
572
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ОБРАЗ / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / ФАНТАЗИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилкина И. И.

В статье рассматривается проблема визуального воображения в истории философской мысли, анализируется становление понятия визуального воображения с Античных времен и до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Природа и сущность визуального воображения в культурфилософских воззрениях»

УДК 008 Данилкина И. И. ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ВИЗУАЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ В КУЛЬ ТУРФИЛОСОФСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ

Данилкина Ирина Ивановна, Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, аспирантка

Аннотация. В статье рассматривается проблема визуального воображения в истории философской мысли, анализируется становление понятия визуального воображения с Античных времен и до наших дней.

Ключевые слова: Визуальное воображение, образ, творческое воображение, фантазия.

Визуальное воображение как одна из загадочных способностей сознания, всегда вызывала особый интерес у человека. Исследование визуального воображения становится одним из ключевых пунктов современного философствования, проблемой, имеющей свое теоретическое обоснование в самой истории философской мысли.

Впервые изучением процессов визуального воображения занялись философы Античной эпохи. Следует отметить, что термин визуального воображения сравнительно недавно начал применяться в науке, до этого широко употреблялось понятие образного мышления, и этой деятельности воображения отводилась определенная плоскость, которую не возможно было причислить ни к области чувственного, ни рационального познания.

С именем Платона в науке связывают первые попытки формирования в философии понятия визуального воображения. В своем научном труде «Филеба» он использует такие термины как «выписанные в душе», «воображаемые данности» и др., которые можно назвать синонимами современного понятия. Платон раскрывает содержание деятельности визуального воображения, заключающейся в способности представления, созидания душой «живописных образов или изображений».

Деятельности визуального воображения способствует выделенная Платоном категория «прекрасного», которая освещает подобия идей и освобождает простор для созерцания сущности вещей и мира подлинного воображения. Мир создаваемый воображением, а конкретнее, мир искусства философ считает творением художника. [1] .

Платон выдвигает учение об идеях, которое выражено в образах, и «помимо своей зрительной картинности есть мир имагинативного познания, мир понимаемый, мир смыслов». [2, С.151]. Для наук о это учение чрезвычайно важно, так как сама культура - это и есть совокупность образов, возникающих в творческом процессе и способствующих созданию художественных произведений. Дальнейшее рассмотрение понятия визуального воображения мы находим у Аристотеля. В третьей главе третьей книги трактата «О душе» философ дает подробную характеристику визуальному воображению. Он определяет воображение как способность души, посредством которой в сознании возникают различные образы, которые по природе своей бывают как истиной так и заблуждением. Философ отмечает, что в большинстве своем образы бывают обманчивы, ложны, так как мы свободно можем себе представить реально несуществующие образы, которые по праву можно назвать воображаемыми, мнимыми.

Проблему художественного воображения и его связи с языком Аристотель рассматривает в трактате «Поэтика» («Об искусстве поэзии»). По его убеждению, поэт должен обладать не только аналитическими способностями, но и богатым воображением как одним из важнейших слагаемых творческого процесса [3, С.94].

В целом, античная эпоха рассматривала визуальное воображение как низшую способность души, которая предшествует рассудочному акту, определяя его, и вместе с ним выполняя «промежуточную» роль опосредования результата мысли. Визуальное воображение понималось как созидательная творческая сила, направленная на познание окружающего мира, природы, внутренних свойств души, и участвующая в творческих процессах.

Средневековая наука дает свое представление о визуальном воображении. К примеру, Гуго Сен-Викторский считает воображение одним из трех «глаз» человеческой души, осуществляющих функцию наблюдения (так же как разум и рассудок). Философ определяет воображение как простое представление вещей находящихся вне нас.

Средневековые мыслители характеризовали воображение как одну из сил души, обладающей свойством хранить образы. В этом контексте проблема визуального воображения становится неразрывно связана с проблемой образа.

Категория «образа» сопровождает христианскую культуру с момента ее зарождения, поэтому проблему образа часто связывают с самой «сущностью христианства». Раннехристианские мыслители истолковывали мир как произведение искуснейшего Художника, через созерцание которого человек постигает замысел Создателя.

Итак, сущность христианской теории выражена в образе, который потенциально может хранить в себе большое количество изображений, в различной степени подобных первообразу. Деятельность визуального воображения в этом контексте связывают со способностью хранить совокупность этих изображений (образов).

Изучение вопросов визуального воображения продолжается в эпоху Возрождения. Так, Николай Кузанский характеризует воображение как одну из способностей ума, сопутствующих ощущениям. Он утверждает, «нет ничего в воображении, чего прежде не было бы в ощущении» [4, С.323]. Кузанский отмечает способность воображения даже «в отсутствии вещи воспринимать ее форму в материи». Тем самым делая различие между ощущением, которое воспринимает форму в материи только в присутствии самой вещи, и воображением, способным создавать в душе образ отсутствующей вещи.

Таким образом, эпоха Возрождения внесла свой вклад в изучение проблемы визуального воображения, добавив новые характеристики в изучение проблемы.

Проблема визуального воображения как познавательной способности становится центральной в ХУП-ХУШ веках.

Так, Р. Декарт, выделив три орудия познания - интеллект, воображение и чувство, определил воображение как нечто неясное, обманчивое и недостаточно отчетливое, отдав предпочтение мышлению - высшей, разумной способности [5, С.429].

В этом контексте разум считался единственной основой истинного знания, тогда как визуальное воображение воспринималось как низшая способность, порождающая страсти и пороки фантастического мира. Рационалисты считали, что все эти фантазмы пагубно влияют на развитие точных наук и считали визуальное воображение источником всевозможных заблуждений. Проблема визуального воображения становится одним из ключевых пунктов немецкой классической философии. И. Кант характеризует воображение как «способность созерцания и без присутствия предмета»[6, С.401]. Считая визуальное воображение одной из основных способностей человеческой души, лежащей в основании всякого познания, Кант относит воображение, с одной стороны, к области чувственности, а с другой - считает его проявлением действия рассудочной спонтанности.

Изучение Кантом проблем визуального воображения продолжилось в его трансцендентальной философии, где он рассматривает воображение сквозь призму трех способностей души: чистого созерцания, чистого мышления и трансцендентальной (чистой) способности воображения. Размышления Канта о природе визуального воображения как трансцендентальной способности, стали классическими в философии. Кант приходит к выводу о том, что без способности визуального воображения был бы невозможен человеческий опыт и человеческое познание.

В своих научных трудах Г. Гегель предлагает выделять фантазию из сферы воображения, характеризуя ее как одно из проявлений его продуктивной силы, называя фантазию «внутренней мастерской духа».

Таким образом, рационалистическая философия характеризует визуальное воображение как одну из основных способностей души, лежащей в основании познания истины.

Эпоха романтизма выдвигает проблему визуального воображения на передний план. Именно в рамках эстетики романтизма намечаются принципы четкого различения воображения и фантазии.

Так, К. Зольгер различал три вида фантазии: фантазию в узком смысле слова (деятельность идеи как таковую), «чувственность фантазии» (действительность, в которой осуществляется деятельность идей) и «рассудок фантазии» (взаимный переход идеи и действительности друг в друга). Чувственному воплощению фантазии в эстетической системе Зольгера соответствует юмор, а рассудочному - остроумие. [7, С. 338]

По мнению К. Зольгера, всякое художественное творчество есть деятельность фантазии. В отличие от воображения, фантазия связана с деятельностью идеи, она есть «внутреннее действие идеи в духе художника».

Несколько отличную трактовку визуального воображения можно обнаружить в психологии XIX века. Т. Рибо в своей работе «Творческое воображение» исследует два его вида, выделяя, с одной стороны, так называемое воспроизводящее воображение, которое рассматривается как одна из функций памяти, а с другой - творческое, или воссоздающее воображение [8]. Деятельность творческого воображения заключалось в возникновении новых творческих образов посредством случайной комбинации элементов. Таким образом, воображение способно создавать многочисленные новые комбинации прежних элементов, но не способно породить ни одного нового элемента.

В. Вундт считал визуальное воображение принципиально ограниченным определенным количеством образов, полученных ассоциативным путем. Визуальное воображение рассматривается как способность, тесно связанная с деятельностью памяти, оно имеет ограниченный круг комбинаций, внутри которых и разыгрывается. [9]. При этом творческая природа визуального воображения ассоциативной психологией ставится под сомнение.

В классическом психоанализе визуальное воображение получает несколько иную трактовку. Оно считается одним из аспектов предсознательной активности. Уже с раннего возраста у человека психические процессы распределяются по двум направлениям: вектор рационализации,

подчиненной принципу реальности, и спонтанная активность воображения, ориентирующегося только на принцип удовольствия, но утрачивающего при этом непосредственный контакт с действительностью.

По мнению Юнга, фантазия есть наиболее неожиданный синтез всех способностей, это -«творческая деятельность, из которой вытекают ответы на все вопросы», ее динамическим принципом служит элемент игры, свойственный ребенку, несовместимый с принципом труда и производительности.

Таким образом, практически все творения человека, а следовательно, и вся культура в целом обязаны своим происхождением творческой фантазии [14, С. 91]. Последняя является основой и источником творчества в целом.

Юнг связывает деятельность фантазии с проявлением бессознательных внутренних конфликтов личности. Наиболее ярко эти внутренние противоречия проявляются у творческих людей, поэтому в силу неприятия предъявляемых к нему социокультурных требований окружающего мира, художник погружается в мир фантазий, где без ограничений реализует свои мысли и желания. Претворение вымышленных образов в реальность происходит посредством создания произведений искусства.

Юнг характеризует фантазию с помощью двух явлений: «фантазмов» и воображающей деятельности. Фантазия в смысле фантазмы есть «комплекс представлений, отличающихся от других комплексов представлений тем, что ему не соответствует никакой внешней реальной объективной данности» [11, С.521] Несмотря на то, что первоначально фантазия может основываться на реальных образах, ее содержание не соответствует внешней реальности.

Таким образом, Юнг характеризует фантазию как психическую деятельность, созидающую действительность, фантазия соединяет в себе все способности человека, являясь наиболее ярким выражением специфической активности нашей психики. Она является, прежде всего, творческой деятельностью.

В конце XIX - начале XX веков возникает радикально новый интерес к изучению проблемы визуального воображения. Центральное место в феноменологической концепции Э. Гуссерля занимает визуальное воображение. Согласно его трансцендентальной философии, мир воображения можно было бы назвать миром трансцендентального воображения или миром иллюзий. Визуальное воображение характеризуется Гуссерлем как целенаправленная деятельность, в наибольшей степени сферу искусства.

По мнению М. Хайдеггера, трансцендентальная способность воображения есть сущностный состав человеческого существа вообще [12, С.92]. Он считал, что чувственность и рассудок не отделимы друг от друга, а их единство должно быть заключено в чистой способности воображения, основанной на времени.

Истолковывая кантовское учение о продуктивной способности воображения, М. Хайдеггер считает, что, воображение является «стволом» человеческого сознания, который раздваивается на две «ветви» - чувственность и мышление. Чтобы человек стал именно человеком, для начала необходимо, чтобы в нем запустился механизм продуктивного воображения.

Подчеркивая продуктивную сущность визуального воображения Г. Башляр характеризует воображение как сверхчеловеческую способность. Воображение не есть способность творить

образы из реальности, оно есть способность творить образы, выходящие за пределы реальности, «воспевающие реальность» [13, С. 36] Что касается соотношения разума и воображения, то Башляр максимально их разводит, делая сферы научного и поэтического творчества, непроницаемыми друг для друга.

Н.А. Бердяев в своих научных работах разделяет визуальное воображение на позитивное и негативное.

Результатом деятельности негативного воображения являются так называемые «фантазмы», которые в свою очередь отличаются от фантазии и воображения как таковых. В то время как творческая фантазия созидательна и поднимает душу вверх, не отрицая и не извращая реальностей, преображая их и прибавляя к ним новые. Это есть «путь возрастания бытия». Фантазмы разрушительны по своим результатам, отрицают и извращают реальности, и представляют собой путь от бытия к небытию. [14, С.160]

Н.А. Бердяев дает подробное определение визуального воображения. «Воображение - есть творческая сила и источник творчества, но если оно искажает самое первичное восприятие реальностей, то бытие разрушается для человека и подменяется фантазмами небытия» [14, С.160]. Таким образом, визуальное воображение выступает источником и основой творчества вообще, необходимым условием создания иной, качественно новой реальности.

В отечественной философии советского периода проблема воображения затрагивалась немногочисленными авторами. И.И.Лапшиным была написана работа «Философия изобретения и изобретение в философии». Значительный вклад в развитие темы визуального воображения внесли исследования Ю.М. Бородая в контексте анализа идей И. Канта. Интересна концепция продуктивного воображения Ильенкова Э.В. и его школы.

В конце XX - начале XXI века появляются множество работ, посвященных исследованию проблемы визуального воображения. Среди них работы Я.Э. Голосовкера, И.П. Фарман, М.С. Кагана, Н.В. Рождественской, А.Я. Дудецкого, С.А. Борчикова, С.Л. Катречко, Т.В. Себар, Ю.М. Романенко, В.М. Розина, А.Ю. Семаш, И.М. Розет, Л.С. Коршуновой, А.В.

Брушлинского, и других авторов.

Огромный вклад в изучении онтологических оснований и экзистенциальных условий человеческого воображения привносит, существующий с 2001 года “Центр онтологического исследования воображения” Санкт-Петербургского Государственного Университета. Организатор Центра — Романенко Юрий Михайлович, доктор философских наук, доцент кафедры “Онтология и теория познания” философского факультета СПбГУ.

Центром определен целый ряд направлений исследования визуального воображения в контексте целостного философского познания: онтология воображения, гносеология воображения,

воображение в истории философии, воображение в науке и технике, культурология воображения, воображение в мифе, религии и альтернативных формах знания, антропология воображения. Результаты деятельности Центра представляются на периодических конференциях с общим названием “Онтология воображаемого”. [19]

Таким образом, начиная с момента возникновения в философии, проблема визуального воображения остается актуальной и по настоящее время.

Начиная с эпохи Античности и до Нового времени, воображение, анализируется как вспомогательная способность познания. Первые попытки формирования в философии понятия визуального воображения относят к Античности и приписывают Платону. В целом, античная эпоха рассматривала визуальное воображение как низшую способность души, которая предшествует рассудочному акту, определяя его, и вместе с ним выполняя «промежуточную» роль опосредования результата мысли.

Средневековая философия неразрывно связывает проблему визуального воображения и образа, характеризуя воображение как одну из сил души, обладающей свойством хранить образы. Рационалистическая философия характеризует визуальное воображение как одну из основных способностей души, лежащей в основании познания истины.

Проблема визуального воображения становится одним из ключевых пунктов немецкой классической философии. В философии Канта и Гегеля визуальному воображению придается статус универсальной способности сознания. Размышления Канта о природе визуального воображения как трансцендентальной способности, стали классическими в философии. Кант приходит к выводу о том, что без способности визуального воображения был бы невозможен человеческий опыт и человеческое познание.

Культура Романтизма выдвигает проблему визуального воображения на передний план и радикально меняет отношение к визуальному воображению. Воображение воспринимается как способность созидания творческой реальности, позволяющей считать искусство высшей формой активности человеческого духа.

Проблема визуального воображения как познавательной способности становится центральной в XVII-XVIII веках.

В конце XIX - начале XX веков возникает радикально новый интерес к изучению проблемы визуального воображения. Оно рассматривается с точки зрения социально - культурологической значимости и в настоящее время является важнейшей созидательной способностью сознания, участвующей в преобразованиях окружающего мира.

Литература:

[1] Голосовкер Я. Э., Логика мифа. М., 1987, с. 217.

[2] Голосовкер Я. Э., Логика мифа. М., 1987, с. 151-152.

[3] Аристотель. Об искусстве поэзии. - М., 1951., с. 94.

[4] Николай Кузанский. Компендий // Николай Кузанский. Сочинения в 2-х т. Т.2 М., 1979, с. 323.

[5] См.: Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 429.

[6] Кант И. О воображении. Антропология с прагматической точки зрения. Соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 6. С. 401.

[7] История эстетики. М, 1967. Т. З.С. 338.

[8] См.: Рибо Г. Творческое воображение. СПб., 1901.

[9] См.: Вундт В. Фантазия как основа искусства. СПб., 1914.

[10] Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. СПб., 2002. С. 91.

[11] Юнг К.Г. Психологические типы. Минск, 1998. С. 521.

[12] С. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997. С. 92..

[13] Башляр Г. Вода и грезы. Опыт о воображении материи. М.. 1998, с.36.

[14] Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1994. С. 160.

[15] материалы с сайта http:// ontoimago.spb.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.