Научная статья на тему 'Приостановление таможенного режима временного ввоза морских судов'

Приостановление таможенного режима временного ввоза морских судов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приостановление таможенного режима временного ввоза морских судов»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

С.Н. ОВЧИННИКОВ

Приостановление таможенного режима временного ввоза морских судов

Таможенный кодекс РФ среди экономических таможенных режимов называет режим временного ввоза (§ 4 гл. 19). Этот таможенный режим дает возможность использовать иностранные товары в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации.

В соответствие с п. 2 ст. 156 Таможенного кодекса РФ лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой. Этим правом лица пользуются по своему усмотрению исходя из своих интересов, но, конечно, с соблюдением норм таможенного законодательства.

Само наименование режима «временный ввоз» предполагает, что товары помещаются под этот режим на определенный срок. Отсюда законодателем установлено требование завершения этого режима путем вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации либо заявления к иному таможенному режиму (ст. 214 ТК РФ).

Вместе с тем режим временного ввоза, в отличие от иных таможенных режимов, может быть и приостановлен (п. 3 ст. 214 ТК РФ). Условия приостановления таможенного режима временного ввоза определены в Таможенном кодексе РФ. В частности, п. 3 ст. 214 ТК РФ гласит, что действие таможенного режима временного ввоза приостанавливается по просьбе лица, получившего разрешение на временный ввоз, при помещении временно ввезенных товаров, в отношении которых применялось частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения. Причем Таможенный кодекс РФ не дает таможенным органам полномочий отказать в приостановлении таможенного режима временного ввоза, если все условия приостановления соблюдены.

ОВЧИННИКОВ Сергей Николаевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического института Дальневосточного государственного университета (г. Владивосток).

Возможность приостановления таможенного режима временного ввоза в отношении транспортных средств отмечается в комментариях к Таможенному кодексу РФ1, в научной литературе, в том числе и применительно к морским судам2.

Если речь идет о морских судах, то они могут быть перемещены на таможенную территорию РФ как товар и помещены под таможенный режим временного ввоза с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов. В дальнейшем эти суда могут использоваться как транспортные средства и перемещаться через таможенную границу РФ в соответствии с гл. 22 ТК РФ. Более того, ТК РФ в п. 3 ст. 274 прямо устанавливает, что допускается временный вывоз транспортных средств, ранее временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если временный вывоз осуществляется российским лицом, которому транспортное средство не принадлежит на праве собственности, независимо от того, зарегистрировано это транспортное средство за российским лицом или нет. При этом таможенный режим временного ввоза в отношении этих транспортных средств применяется в части уплаты таможенных пошлин, налогов до завершения действия этого режима по правилам, установленным ст. 214 ТК РФ. Существенно то обстоятельство, что ст. 274 ТК РФ отсылает не к ст. 212 ТК РФ, говорящей о применении таможенных пошлин, налогов при режиме временного ввоза, а именно к ст. 214 ТК РФ, говорящей о завершении и приостановлении действия таможенного режима временного ввоза.

В свою очередь ст. 214 ТК дважды упоминает об уплате таможенных платежей:

а) когда речь идет о завершении таможенного режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения (п. 2), но эти положения не относятся к рассматриваемой ситуации;

б) когда речь идет о приостановлении режима временного ввоза — п. 3. После окончания срока приостановления действие таможенного режима временного ввоза возобновляется.

При возобновлении действия таможенного режима временного ввоза проценты, начисление и уплата которых предусмотрены в соответствии с настоящей главой, «за период приостановления действия таможенного режима временного ввоза не начисляются и не уплачиваются».

В отличие от завершения таможенного режима временного ввоза приостановление дает возможность возобновления такового. Законодатель, определяя последствия возобновления таможенного режима временного ввоза, устанавливает, что после окончания срока приостановления действие тамо-

1 См.: Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. Ю.Ф. Азарова и Г.В. Баландиной. М.: Норма, 2004; Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М.: Дело, 2004.

2 См.: Хрипко А.Ю. Помещение морских судов под таможенные режимы // Закон. 2006. № 6.

женного режима временного ввоза возобновляется. При возобновлении действия таможенного режима временного ввоза проценты, начисление и уплата которых предусмотрены в соответствии с настоящей главой, за период приостановления действия таможенного режима временного ввоза не начисляются и не уплачиваются (п. 3 ст. 214 ТК РФ). Возобновление таможенного режима временного ввоза предполагает продолжение его действия. В Таможенном кодексе РФ, надо полагать, законодатель, считая это очевидным, прямо не определил последствия приостановления таможенного режима временного ввоза, за исключением вышеуказанного. В частности, не выяснен вопрос о сроках таможенного режима временного ввоза и о судьбе уже уплаченных периодических таможенных платежей. Что касается сроков временного ввоза, то приостановление действия режима предполагает и приостановление течения срока временного ввоза.

Относительно уже уплаченных таможенных платежей п. 6 ст. 212 ТК РФ устанавливает, что при помещении временно ввезенных товаров под иные таможенные режимы суммы таможенных пошлин, налогов, уплаченные при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов, возврату не подлежат. Данная норма касается завершения таможенного режима временного ввоза. Но возобновление действия таможенного режима временного ввоза дает возможность лицу при помещении временно ввезенных товаров в свободное обращение, согласно п. 2 ст. 214 ТК РФ, зачесть ранее уплаченные суммы таможенных платежей.

Особенность морских судов как объектов таможенного регулирования состоит в том, что они могут выступать и как товар, и как транспортное средство. Если морское судно перемещается через таможенную границу РФ в результате внешнеэкономической сделки (купля-продажа, аренда и т. п.), то он рассматривается как товар. Если морские суда перемещаются в связи с использованием в международных перевозках, то они рассматриваются как транспортное средство. В любом из этих качеств морские суда могут помещаться под режим временного ввоза. Но если морское судно перемещается через таможенную границу РФ как транспортное средство, то оно может быть помещено только под режимы временного ввоза и вывоза (ст. 270 ТК РФ). Независимо от того, как судно было ввезено на таможенную территорию РФ — в качестве товара или транспортного средства, оно в дальнейшем эксплуатируется именно как транспортное средство, поскольку, как правило, для этого оно и перемещается.

Стоит отметить, что Конвенция о временном ввозе товаров (Стамбул, 26 июня 1990 г.), к которой РФ присоединилась 18 апреля 1996 г. (Постановление Правительства от 02.11.1995 № 1084), не разделяет так жестко товары и транспортные средства, как это делают таможенные органы. Так, например, в статье упомянутой Конвенции при определении режима временного ввоза говорится: «...временный ввоз — таможенный режим, позволяющий ввозить на таможенную территорию с условным освобождением от уплаты ввозных пошлин

и сборов и без применения импортных запрещений или ограничений экономического характера некоторые товары (включая транспортные средства), ввозимые с определенной целью и вывозимые в определенный срок без каких-либо изменений, за исключением обычного обесценения в результате их использования». Аналогичная формулировка «товары (включая транспортные средства)» содержится и в иных статьях Конвенции о временном ввозе.

Начиная с 2004 г. по сложившейся в таможнях Дальневосточного региона практике морские суда, ввезенные на таможенную территорию РФ как товар, помещались под режим временного ввоза, использовались в каботажных перевозках, а когда они использовались в международных перевозках, то по заявлению судовладельца режим временного ввоза приостанавливался. Дальневосточное таможенное управление в порядке ведомственного контроля на основании ст. 412 ТК РФ стало отменять решения таможен о приостановлении режима временного ввоза морских судов в описанных ситуациях, полагая эти решения незаконными.

ДВТУ, признавая решения нижестоящих таможенных органов о приостановлении режима временного ввоза морских судов неправомерными, приводит следующие аргументы.

Помещение транспортных средств под таможенный режим в качестве товара влечет его оформление в общем порядке (п. 3 ст. 279 ТК РФ). Однако в указанном пункте сделано исключение именно для временного вывоза транспортных средств (ст. 274) — в этом случае суда оформляются с помощью генеральной декларации или, как сказано в п. 3 ст. 279 ТК РФ, выездной декларации.

В п. 3 ст. 279 ТК РФ дословно сказано, что «помещение транспортных средств под таможенные режимы временного ввоза или временного вывоза в случаях, предусмотренных пунктом 1 ст. 271, ст. 274 и пунктом 1 ст. 276 настоящего Кодекса, осуществляется при предъявлении соответственно въездной и выездной декларации.

В остальных случаях декларирование транспортных средств производится по правилам, установленным настоящим Кодексом для декларирования товаров (гл. 14). Однако тот факт, что декларирование транспортных средств производится по правилам, установленным ТК РФ для декларирования товаров, еще не делает транспортные средства товарами.

Под режим временного вывоза помещаются товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ (ст. 252 ТК РФ), каковыми рассматриваемые суда не являются. Опять-таки таможенные органы не учитывают, что в данном случае действует п. 3 ст. 274 ТК РФ, прямо предусматривающий именно данную ситуацию.

Кстати, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в одном из своих постановлений верно указал, что «положение п. 3 ст. 274 ТК РФ, предусматривающего возможность временного вывоза транспортных средств, ранее временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации

с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, является исключением из правил, установленных ст. 252 и п. 1 ст. 274 ТК РФ»3. Если логически продолжить эту мысль, то получается, что судно было помещено под режим временного вывоза (ст. 252 ТК), а значит все условия п. 3 ст. 214 соблюдены.

Кроме того, ДВТУ не считает перемещение морского судна по специальной таможенной процедуре временного вывоза транспортных средств помещением под иной таможенный режим. Временный вывоз морского судна по специальной таможенной процедуре за пределы таможенной территории Российской Федерации не является основанием для приостановления действия таможенного режима временного ввоза, так как товар, временно ввезенный и оформленный по ГТД под иной таможенный режим, не предусматривающий его выпуск для свободного обращения, помещен не был.

Эта позиция также не основана на законе. Подпункт 22 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ распространяет таможенный режим как на товары, так и на транспортные средства, давая понятие таможенного режима следующим образом: «таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами». Статья 270 ТК РФ, открывающая гл. 22 ТК РФ «Перемещение транспортных средств», называется «Таможенные режимы, применяемые к транспортным средствам» и гласит, что «транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза в порядке, предусмотренном настоящей главой». Противоречит позиции ДВТУ и п. 3 ст. 279 ТК РФ: «Помещение транспортных средств под таможенные режимы временного ввоза или временного вывоза в случаях, предусмотренных пунктом 1 ст. 271, ст. 274 и п. 1 ст. 276 настоящего Кодекса, осуществляется при предъявлении соответственно въездной и выездной декларации. В остальных случаях декларирование транспортных средств производится по правилам, установленным настоящим Кодексом для декларирования товаров» (гл. 14).

Проблемы с приостановлением режима временного ввоза морских судов в данном случае возникают, на наш взгляд, потому, что Дальневосточное таможенное управление обращает внимание не на суть проблемы, а на процедуры таможенного оформления. Нежелание таможенных органов допускать возможность приостановления временного ввоза транспортных средств понятно, пос-

3 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 октября 2007 г. № Ф03-А51/07-2/4152.

кольку приостанавливается и уплата периодических платежей. Таможенные органы полагают, что если судно при временном ввозе было оформлено как товар, то и в дальнейшем при приостановлении режима временного ввоза оно должно было оформляться как товар.

Заявления судовладельцев о приостановление режима временного ввоза, удовлетворявшиеся таможнями региона, мотивировались тем, что судно направляется в рейс для международной перевозки товаров. В данном случае судно попадает под определение транспортного средства, даваемого в пп. 5 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ и перемещается в качестве транспортного средства в соответствии с положениями гл. 22 ТК РФ «Перемещение транспортных средств».

Если брать во внимание позицию ДВТУ, таковое невозможно: если судно ввозилось как товар, то и вывозиться оно должно как товар, оформляться с использованием грузовой таможенной декларации и т. д.

На первый взгляд, такая позиция соответствует требованиям Таможенного кодекса. Но при более детальном рассмотрении ситуации вспоминаются известные слова: «Формально правильно, а по существу издевательство». Если следовать позиции ДВТУ, то возможность приостановления таможенного режима временного ввоза морских судов существует только тогда, когда они временно ввозятся на таможенную территорию РФ именно как транспортные средства, а не как товар. Но в таком случае, согласно п. 1 ст. 272 ТК РФ, обратный вывоз временно ввезенного транспортного средства должен осуществляться незамедлительно после завершения транспортной операции, для совершения которой оно было временно ввезено. При таком подходе теряет смысл п. 3 ст. 274 ТК РФ, допускающий временный вывоз ранее временно ввезенных транспортных средств. Тот вариант решения вопроса, на который наталкивает позиция ДВТУ, сводится к тому, чтобы ввезенное как товар морское судно в точном соответствии с п. 3 ст. 214 было помещено под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения. Таковым режимом в рассматриваемой ситуации может быть только режим реэкспорта. Заявление этого режима с использованием ГТД приводит к излишнему затягиванию сроков таможенного оформления судна, простою судов, финансовым потерям судовладельцев.

Однако те же самые нормы Таможенного кодекса можно истолковать и по-иному. Согласно п. 3 ст. 274 ТК допускается временный вывоз транспортных средств, ранее временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если временный вывоз осуществляется российским лицом, которому транспортное средство не принадлежит на праве собственности, независимо от того, зарегистрировано это транспортное средство за российским лицом или нет. При этом таможенный режим временного ввоза в отношении этих транспортных средств применяется в части уплаты таможенных пошлин, налогов до завершения действия этого режима по правилам, установленным ст. 214 ТК.

Берем ст. 214 ТК и в п. 3 читаем: «Действие таможенного режима временного ввоза приостанавливается: по просьбе лица, получившего разрешение на временный ввоз, при помещении временно ввезенных товаров, в отношении которых применялось частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска товаров для свободного обращения». Если законодатель при временном вывозе ранее ввезенных транспортных средств требует применять ст. 214, то, заменив слово «товары» на словосочетание «транспортные средства», получаем, что действие таможенного режима временного ввоза приостанавливается: по просьбе лица, получившего разрешение на временный ввоз, при помещении временно ввезенных транспортных средств, в отношении которых применялось частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, под иные таможенные режимы, не предусматривающие выпуска транспортных средств для свободного обращения.

Если встать на точку зрения ДВТУ, полагающего, что раз судно ввезено как товар, то только так и не иначе оно должно рассматриваться во всех случаях, то возникает абсурдная ситуация: судно как товар находится на таможенной территории РФ, а как транспортное средство находится за его пределами. В теории права такой прием юридической техники называется фикция, когда несуществующее положение в силу определенных обстоятельств законодателем признается как реально существующее. Например, в соответствии со ст. 2 ТК РФ товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации. Но фикции — это прерогатива законодателя, а не правоприменителя.

Законодатель, включая в ТК РФ гл. 22, регулирующую перемещение транспортных норм, устанавливает в ней особенности перемещения транспортных средств, точнее особенности временного ввоза и вывоза таковых. Эти нормы являются специальными по отношению к нормам § 4 гл. 19 ТК РФ, регулирующим таможенный режим временного ввоза, и § 1 гл. 21 ТК РФ, регулирующим таможенный режим временного вывоза. Следовательно, в тех случаях, которые специально не оговорены законодателем при определении особенностей действия режимов временного ввоза и вывоза транспортных средств, должны действовать общие нормы, касающиеся данных режимов, в частности определяющие возможности приостановления режима временного ввоза.

Смысл приостановления режима временного ввоза применительно к морским судам, использующимся в качестве транспортных средств, в том, что приостановление дает возможность легально продлить срок использования судов на таможенной территории РФ, накапливать периодические платежи с тем, чтобы в дальнейшем перевести суда в таможенный режим выпуска для внутреннего потребления. Предоставляя судовладельцам возможность приостановления режима временного ввоза, государство тем самым способствует развитию морского транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.