Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ'

ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурное / бытовое / ценностное пространство / морально-этические нормы / информационное общество / sociocultural / everyday / value spaces / moral and ethical standards / information society

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шавардова Е. Ю.

В рамках нового цивилизационно-информационного этапа развития общества в статье исследовано влияние научно-технического прогресса на социокультурное, бытовое пространство современного человека и его ценностные ориентиры (материальные и нравственные). Указывается, что информационный социум характеризуется новыми овеществленными «нужностями», отличающимися от традиционных. Репрезентирован факт того, что новая современность формирует виртуальную реальность, распространение социальных сетей и социальных медиа, создающее новые подходы к взаимоотношениям между человеком – обществом – властью через новые возможности контролировать действия властей и публичных людей, посредством сравнения личной жизни, политических поступков и взглядов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шавардова Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF THE SOCIAL SPHERE IN A MODERN INFORMATION CIVILIZED SOCIETY

The article examined the influence of scientific and technological progress (within the framework of a new civilizational stage of development of society) on the sociocultural, everyday space of modern man and his value guidelines (material and moral). It is indicated that the information society is characterized by new material values that differ from traditional ones, such as: free movement for finances and work around the world (car and apartment for rent, lack of a constant circle of friends), work (free schedule, work online and virtually, quick change in case of inability to spend much time with family, time for travel and extreme sports). Also, new modernity is shaping virtual reality, the spread of social networks and social media. This creates new approaches to the relationship between a person society government through new opportunities to control the actions of government and public people through a comparison of personal life and political (public) actions and views. Modern man is influenced through national and global information policies (through various information and media projects in the field of cinema, music, talk shows), which form a new sociocultural, everyday and value reality. The combination of reality and virtuality creates a combination that is so difficult for convergence, where a person misses the opportunity to really think and take into account the flows of information and disinformation. At the same time, digital reality (globalization and virtualization) destroys the traditional division of the life world and human existence into “us” and “alien” and on their basis forms a global universal realistic world and human existence. Constant presence in the virtual world (social networks and social media) affects the sociocultural, everyday and value space of a person, robs a person (blogger) of his personal and even intimate life, and subscribers (followers) influence the person (blogger). Despite tens of thousands of subscribers in the virtual world, in the real world a person remains alone with himself, his feelings, thoughts, problems, joys.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 10 (76). 2024. № 1. С. 50-60

УДК 316.7

ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Шавардова Е.Ю.

Институт общественных наук и международных отношений, Севастопольский государственный университет, Севастополь Россия Е.шаИ: [email protected]

В рамках нового цивилизационно-информационного этапа развития общества в статье исследовано влияние научно-технического прогресса на социокультурное, бытовое пространство современного человека и его ценностные ориентиры (материальные и нравственные). Указывается, что информационный социум характеризуется новыми овеществленными «нужностями», отличающимися от традиционных. Репрезентирован факт того, что новая современность формирует виртуальную реальность, распространение социальных сетей и социальных медиа, создающее новые подходы к взаимоотношениям между человеком - обществом - властью через новые возможности контролировать действия властей и публичных людей, посредством сравнения личной жизни, политических поступков и взглядов.

Ключевые слова: социокультурное, бытовое, ценностное пространство, морально-этические нормы, информационное общество

ВВЕДЕНИЕ

Быстроменяющееся развитие науки и техники формирует устойчивое постоянное развитие общества, общественных взаимоотношений, человеческого бытия в целом. Субъектом всех современных трансформаций и преобразований выступает превратившаяся в ведущий товар, стратегическим ресурсом и средством производства информация. Так, цифровизация и информатизация выступают катализаторами широкого внедрения результатов научно-технического прогресса в широкие массы, формирующими новое цифровое общество. Благодаря распространению программируемых мультифункциональных конечных устройств, построение глобальной сети передачи данных и упрощению доступа к услугам электронных коммуникаций для населения происходит трансформация в цивилизационное развитие общества, когда все больше стран (независимо от форм и типов правления) внедряют программы и проекты в рамках «цифрового общества», «цифрового государства», «цифрового управления» и «цифровой демократии». Новейшие технологии в рамках развития информационной и транспортной инфраструктуры также способствуют распространению глобализационных процессов во всех сферах (экономической, социальной, гуманитарной, политической). Это отмечается коммуникациями на уровне мультинационализма, мультикультурализма и мультивероисповедания

50

космополитического глобального общества. Указанное кардинальным образом влияет на вопросы морали, этики, общечеловеческие морально-нравственные нормы и ценности (как материальные, так и моральные) на уровне каждого отдельного индивида и общества в целом. В частности, Мусатов В.Л. отмечает, что «интенсивное внедрение и переплетение локальных и глобальных информационных сетей создает принципиально новые средства информационного обмена и инструменты воздействия на массовое сознание, усиливая значение социально-психологических, культурных и духовных аспектов становления глобального информационного общества» [1]. Следовательно, вопросы социокультурной дифференциации и динамики ценностей (нравственных, материальных) в современном информационном обществе приобретают актуальность, поскольку трансформации на уровне человека, общества, государства продолжаются.

Анализ последних публикаций показал, что дальнейшее развитие общества, человека, государства и взаимоотношений между ними происходит вместе с формированием новых подходов к ценностям (нравственных и материальных), социокультурной и социогуманитарной, социполитической и социоэкономической сред современного общества (труды таких исследователей, как Бергер П.Л., Пирожкова С.В., Астафьева О.Н., Малыгина И.В., Никанорова Е.В., Шоркин А.Д., Ерохина Т.И., Кондаков И.В., Хантингтон С.Ф.).

Несмотря на достаточно широкий спектр проведенных исследований, вопросы социокультурной дифференциации и динамики материальных ценностей) в современном информационном обществе выступают частью общей проблемы, которой посвящается статья.

Целью статьи является исследование социокультурной дифференциации и динамики трансформации ценностей (нравственных, материальных) в условиях современного информационного общества и его последующей трансформации в постинформационное (постэкономическое) общество.

Использованные в процессе написания статьи методы исследования, предполагают применение общенаучных и эмпирических приемов, что основываются на системном подходе. Кроме этого, в процессе работы применялись такие общие методы исследований, как обобщение и сравнение. В результате проведенного анализа определен основной круг вопросов по социокультурной дифференциации и динамики трансформации ценностей (нравственных, материальных) в условиях современного информационного общества и их дальнейшей трансформации в постинформационное (постэкономическое) общество.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

ХХ1 век отмечается довольно значительным темпом происходящих событий и оказывающих значительное влияние на человечество в целом. С одной стороны, все эти события разноплановые и, на первый взгляд, не взаимосвязаны. К таким событиям можно отнести революции 1900-х годов, появление фашизма и коммунизма, события Второй мировой войны, парад суверенитетов после Второй мировой, создание ООН, бурное развитие науки и техники (полет в космос,

51

появление ЭВМ, цифровизация информации, коммуникаций и информационных процессов), развитие цифровой и транспортной инфраструктуры, технологий и техники. И в заключение - цифровая (цифровизация информации и информационных и коммуникативных процессов) и четвертая промышленная (робототехника, искусственный интеллект, Интернет умных вещей) революции. И все это за каких-нибудь сто лет. Кроме того, с конца 60-х годов происходит формирование нового типа цивилизационного развития общества, так называемое информационное общество, уже трансформирующееся в постинформационное общество. Такой калейдоскоп событий влиял также на морально-нравственные нормы, на социокультурное, бытовое и мировоззренческое пространство бытия человека.

Предыдущие этапы развития социума имели гораздо длительные промежутки времени (тысячи, сотни лет), общество располагало достаточным периодом жизни для переосмысления и адаптации своего бытия, становления морально-нравственных норм и соответствующего социокультурного, бытового окружения. Также нарабатывались присущие каждому этапу цивилизационного развития общества материальные и духовные ценности. В настоящее время происходит определенный излом традиционного хода бытия и жизненного мира. Как отмечает Гезалов А.А., глобализационные процессы ставят под сомнение традиционные ценности, нравственные нормы и этические идеалы, а бурное развитие информационных технологий, конвергенция компьютерных систем, коммуникаций различных видов, коммерциализация СМИ и массовой культуры приводят к необходимости пересмотра представления о роли информационной системы в обществе, ее влияние на мораль и нравственность [2, с. 86]. Так, Софронова Ю.Л. подчеркивает, что осмысление специфики социокультурных проблем информатизации и Интернета, которые состоят прежде всего в создании новой социокультурной реальности, киберсообщества (киберкоммьюнити), ориентированного, с одной стороны, на вестернизацию своего сознания, сужение диапазона и времени освоения национальной культуры, а с другой - на восстановление и постоянное поддержание утраченных социальных и культурных контактов [3]. Цветкова Е.В. и Нафикова А.Р. подчеркивают, что обнищание духовного бытия на фоне гигантского роста информации, о котором говорят и пишут в средствах массовой информации, свидетельствует о том, что информационное общество не является беспроблемной и положительной реальностью, о которой говорят его апологеты, а раскрывает новый уровень нравственного тупика и противоречий, которых не знали предыдущие эпохи [4, с. 323].

Массовая урбанизация и рост количества городского население разрушают патриархальный традиционный уклад жизни, который формировался на уровне семьи, рода, общины. В данное время такой традиционный уклад жизни присущ селам и маленьким городкам, но и в них проявляется влияние крупных городов, глобализации и цифровизации общества в целом. Постоянно увеличивается количество новых городов, которые позиционируются как центры глобального бизнеса, финансов, образования, высоких технологий и т.д. Так, в этих современных

52

центрах концентрируется класс профессионалов и креативный класс, выступающий движущей силой дальнейшего прогресса. Позитивизм исходит из того, что общество, получив высокий уровень свободы перемещений, использует это для расширения географии своих коммуникаций (через обучение, работу, путешествия), которая выходит за пределы национальных границ. В данное время становится обычным получение образования в одной стране, трудоустройство в другой. Эти локации могут находиться за тысячи километров друг от друга и дома. Таким образом, массовые перемещения людей формируют новые просторы: социокультурные, бытовые и ценностные.

Благодаря новой мобильности общество приобретает признаки современного «кочевого» общества, когда человек перемещается по странам и континентам за работой и финансами. В таких условиях нивелируются традиционные либеральные ценности западноевропейского общества, а именно: работа в одной фирме на протяжении всей жизни, собственное жилье и авто, взятые на кредитные деньги, которые семья выплачивает двадцать - тридцать лет. Это и традиционный устоявшийся круг развлечений - карточный дом, гольф-клуб и узкий круг друзей в соответствии со статусом. Такие традиционные материальные ценности формировали определенный ряд и духовных ценностей для взаимосвязанного существования, а также отношение общества к тем или иным морально-нравственным нормам, которые являются актуальными.

Новое «кочевое общество» формирует новые ценностные ориентиры, а именно: жилье и авто в аренду, постоянное изменение места работы (переезды) и даже самого направления работы продуцируют отсутствие крепких дружеских отношений, развлечения становятся все более экстремальными, а путешествия -более экзотичными. Достаточно популярными становятся здоровый образ жизни, диеты, спорт, отказ от вредных привычек.

Указанное происходит на фоне постепенного ухода от массовых мероприятий и массового скопления людей на производстве (на огромных производствах, где были задействованы десятки тысяч рабочих) и быту (коммунальных квартирах, общежитиях и т.п.). Человек все больше отходит от коллективности и сосредотачивается на себе, своих потребностях. Это начинает оказывать влияние на государственную политику и взаимоотношения между человеком и государством, где потребности государства заменяются с потребностями человека, а «свобода от» (потребности государства) меняется на «свободу для» (потребности человека).

Обозначенное преобразует не только социокультурную и бытовую среду, но и человеческие ценности (как материальные, так и духовные), что преломляется в жизненной реальности и человеческом бытии в целом. Бергер П.Л. и Хантингтон С.Ф. отмечают, что экономические и технологические преобразования, которыми обусловлено именно явление глобализации, породили серьезные социальные и политические проблемы, такие как разделение на победителей и проигравших (как в рамках одного общества, так и между обществами) и вызов традиционным представлениям о национальном суверенитете [5, с. 8]. Это влияет на культуру, язык, обычаи, устои и ценности (на общечеловеческом уровне). В первую очередь это касается инструмента человеческих коммуникаций - языка. К примеру,

53

миллионы людей во всем мире, которые все чаще используют английский язык как язык международного общения, делают это главным образом по практическим соображениям, главной целью его знания является получение высокооплачиваемой работы в крупных транснациональных корпорациях или в международных научных проектах. В то же время необходимо учитывать, что «использование иностранного языка не проходит для людей бесследно», ведь «любой язык имеет под собой культурный пласт познавательных, нормативных и даже эмоциональных коннотаций» [5, с. 9], обогащающий национальный язык, культуру, бытие. Современный мир динамически меняется, увеличивается количество стран, начинающих позиционировать себя как региональные лидеры, поэтому процесс так называемой «вестернизации», доминировавшей во время современной волны глобализации западными корпоративными структурами, приостанавливается. В первую очередь это Япония, Китай, Индия, Индонезия, где национальные традиции совмещаются с глобальными. Результатом такой конвергенции является построение сложной многослойной конструкции, объединяющей местное, национальное, социокультурное, бытовое и ценностное пространства с внешними (глобальными мультинациональными и мультикультурными). Глобализация придает современному социокультурному развитию выразительную нелинейность, а пространственно-временный разрез, «зрелость глобализации» в социокультурном аспекте позволяют оценить его не только посредством сравнения предыдущих и последующих состояний, но и проанализировать «объемный» спектр развития глобализации в целом [6, с. 367]. В частности, вице-президент World Vision, дискутируя о влиянии глобализации на развитие стран Африки, отмечает, что «не имея доступа к глобальным потокам капитала, они (страны) теряют способность повышать уровень образования своих детей, улучшать питание своего народа и, в сущности, не могут подняться на следующий уровень развития» [5, с. 369], а это отрицательным образом влияет на национальное развитие страны в целом. Указанное определенным образом формирует новую глобализационную сегрегацию на уровне целых регионов.

На современном этапе цифровизация, информационно-коммуникационные технологии, электронные коммуникации и широкое использование результатов цифровой и четвертой промышленной революции открывают «новое окно» возможностей для стран с разными стартовыми потенциалами. Отдельные страны, которые еще несколько десятков лет назад существенно отставали от развитых стран мира, благодаря стремительному внедрению цифровых и информационных технологий достигли значительного прогресса в развитии и в отдельных секторах экономики, и даже опережают «традиционные» развитые страны, ведь новые продукты могут создаваться с использованием минимального количества традиционных материальных ресурсов (минимальная капитализация). Это могут быть программные продукты (для производства, образования, развлечений, медицины и т.п.), медийные продукты (телепередачи, фильмы, авторские программы и т.п.), Интернет-площадки по продажам и предоставлению услуг. В частности, Интернет торговля: Интернет магазин товаров из Китая Joom, группа компаний, занимающихся бизнесом в Интернете (торговые операции между

54

компаниями по схеме B2B, розничная онлайн-торговля) Alibaba Group (www.Alibababa.com) и т.д.

Медийные продукты: мультфильм «Свинка Пеппа» переведен на различные языки, мультфильм показывается в 180 странах мира», «только в Китае сериал просмотрели 34 млрд раз»[7]. Что касается стоимостных оценок, то, например, в 2019 году медиапроект «Свинка Пеппа» был куплен компанией Hasbro за 4 млрд долларов. В данное время эта компания, кроме «Свинки Пеппы», владеет правами на такие «бренды: My Little Pony, «Трансформеры» и на игру «Монополия»[7]. Необходимо учитывать, что это все - нематериальные традиционные активы, где нет ни заводов, ни фабрик. То есть, «четыре миллиарда долларов за мультипликационного героя - это дороже, чем капитализация многих компаний реального сектора экономики», а «если сравнить с отдельными компаниями», то разница достаточно впечатляющая, да, это вдвое дороже «Аэрофлота» (1,8 млрд долларов), «Русгидро» (3,5 млрд долларов)» и Халик Банк, KCell, Air Astana и Казахтелеком вместе взятые [7].

Относительно других развлекательных медиа проектов, то «в 2015 году выручка компаний-производителей мультфильма «Маша и Медведь» составил 225 млн долларов», а уже «в 2016 году эта цифра должна была достичь 300 млн долларов»[7]. То есть, новейшие компании зарабатывают значительные средства в медиаресурсах. Так, по состоянию на 2020 год «рыночная капитализация Netflix (стриминговая компания) превысила $241 млрд, что значительно превышает нынешнюю рыночную капитализацию Disney в $215 млрд» [7]. Это касательно глобального информационно-медийного продукта, который фактически вытесняет национальный продукт.

Учитывая указанную капитализацию и бюджеты, которые тратятся на создание и продвижение таких продуктов, другим государствам очень трудно формировать и внедрять собственную государственную культурную, социальную и гуманитарную политику, в результате чего произрастает новое поколение, которое сформировано только на таких глобальных продуктах.

Можно с уверенностью говорить о наступлении цифрового и виртуального бытия на традиционное, что меняет социокультурное и бытовое пространства, формируя новый дискурс относительно ценностного подхода к становлению современного человека, его духовного мира и бытия. Как отмечает Мусатов В.Л. «Интенсивное внедрение и переплетение локальных и глобальных информационных сетей создает принципиально новые средства информационного обмена и инструменты влияния на массовое сознание, усиливая значение социально-психологических, культурных и духовных аспектов становления глобального информационного общества» [1, с. 64]. В свою очередь, исследуя виртуальное пространство в условиях социокультурных трансформаций, Абрамова М.А. утверждает, что «виртуальную коммуникацию можно считать практически эксклюзивным транслятором определенного кода: с одной стороны, она ретранслирует нормы и ценности культуры, господствующей в конкретном обществе, с другой стороны, культуру индивидуализированную, поскольку пользователь ресурсов виртуального пространства имеет возможность

55

конструировать свое собственное коммуникативное содержание» [8, с.3047]. Васильев А. В. подчеркивает, что «соперничество социальных систем в информационно-психологической сфере (речь идет о комплексном деструктивном влиянии на информацию, информационные системы и информационную структуру противоборствующей стороны с одновременной защитой собственной информации, информационных систем и инфраструктур от такого влияния) по поводу воздействия на определенные сферы социальных отношений и введение контроля над источниками стратегических ресурсов, в результате которого одна сторона получает преимущества, необходимые ей для дальнейшего успешного развития, тогда как вторая их теряет» [6, с. 367].

Следующими важными факторами воздействия на социокультурное, бытовое и материальное пространство бытия современного человека более активнее выступают социальные сети и социальные медиа, которые все настойчивее распространяются среди населения, постепенно включая и публичных лиц, политиков и даже органы власти. К примеру, социальные сети и социальные медиа начали формировать новый тип гражданского общества, построенного на добровольных началах без иерархии, политической окраски и привязки к отдельному региону, стране. Также социальные сети и социальные медиа выступили эффективным инструментом в ряде революций, получивших название «твиттерных» революций (Арабская весна).

Также достаточно распространенным и влиятельным стало новое цифровое гражданское общество в защите меньшинств, защите окружающей среды и экологической безопасности, а также эффективным инструментом от произвола власти независимо от региона. В наши дни любой (рядовой гражданин), у кого есть современный гаджет (мультифункциональное конечное программируемое устройство), может в реальном времени зафиксировать любое событие и выложить его в социальные сети для широкого доступа.

Таким образом, у общества появилось гораздо больше рычагов мониторинга и влияния на действия властей. Кроме того, общество благодаря этому получило действенные современные инструменты надзора за личной жизнью и поступками политиков и публичных лиц, которым все труднее становится вести политическую и публичную деятельность на фоне собственного примера личной жизни.

Власть также достаточно широко использует современные возможности в формировании и реализации государственной информационной политики. Как отмечает Мусатов В. Л.: «Отрицательное внешнее влияние на информационное пространство страны угрожает размыванию общественных ценностей и национальной идентичности», поскольку «информация превращается в достаточно эффективное оружие, уничтожающее не людей, а прежде всего социокультурные и моральные механизмы регуляции человека и общества» [1, с. 209]. Также на глобальном уровне происходит гибридизация традиционных и новейших методов и инструментов ведения войн, получивших название гибридных.

В настоящее время в глобальных информационных ресурсах и медиа продуцируется такое количество информации и дезинформации, что рядовой человек фактически теряет чувство реальности и становится ориентированным в

56

вихре информации. Действительно, «одна из моральных проблем информационного общества состоит в том, что коммуникация перестала быть настоящей», ведь «благодаря феномену «виртуальной реальности» возникает ситуация, когда человек не способен отличить объективную, окружающую реальность от того мира эфемерных ценностей и образов, возникающих благодаря вторжению в его жизнь средств массовой информации», а поэтому «человек утрачивает связь с окружающим миром и людьми, перестает в них нуждаться» [5, с. 67]. Говоря другими словами, широкие массы населения становятся достаточно уязвимыми перед новыми вызовами и теряют социокультурные и ценностные ориентиры, ведь понятие «добро» и «зло», «черное» и «белое», «положительное» и «негативное» теряют четкие ориентиры, очерченные в традиционном обществе.

Заслуживает внимания точка зрения о том, что «под влиянием виртуального пространства видоизменяется социальная и профессиональная структура общества, в котором формируются новые социальные слои», а потому «сегодня человек может быть одновременно субъектом как социального, так и виртуального сообщества» [8, с.3047].

В то же время дальнейшее увеличение уровня виртуального бытия и уменьшение физического приводит к тому, что «виртуальная коммуникация порождает еще одну моральную проблему - проблему одиночества», когда «ложное общение, отчуждение, одиночество» становятся «нравственными недостатками современного информационного общества», а «также оказываются призрачными или совсем рвутся связи между поколениями» [1, с. 67]. Происходит утрата традиционного разделения жизненного мира и человеческого бытия на «свой» и «чужой» и человек оказывается среди глобального универсального жизненного мира. В таких условиях теряется ведущая роль семьи, рода в формировании социокультурного и ценностного ориентиров современного человека, что также влияет на социокультурное, бытовое и ценностное пространство человека, ведь необходимо обязательно учитывать, что «социокультурная трансформация является процессом внутренних изменений в обществе, в результате которого преодолевается утраченное равновесие и предел крайнего социального напряжения, достигается новый, более высокий уровень упорядоченности и организованности во всех сферах деятельности путем утверждения новой социокультурной парадигмы, формирования новой социокультурной реальности» [6, с. 91].

Такая новая социокультурная реальность определяется двумя действительностями - социальной и виртуальной, которые в современных условиях сочетаются в социально-виртуальной подлинности, ведь «исследование конвергенции социального и виртуального как неотъемлемого атрибута бытия современного общества, приводящего к экстраполяции феноменов, присущих сначала только виртуальному пространству, в пространство социальное», все ж таки «социальное и виртуальное пространство взаимодействуют, создавая социальные, политические, экономические и культурные альтернативы» [8, с.3047].

Необходимо также учитывать, что стремление человечества к достижению общецивилизационного прогресса должно происходить с сохранением разнообразия народов и культур [9, с. 8]. Только так можно сохранить все многообразие культур,

57

обычаев, жизненного мира и человеческого бытия, что формирует новое социокультурное, бытовое и ценностное пространство современного нового человека (глобального, космополитического).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Суммируя последствия социокультурной дифференциации и динамики ценностей (нравственных, материальных) в современном информационном обществе, можно отметить, что цифровизация информации и информационных процессов, цифровые технологии и виртуализация влияют не только на все сферы общества и общественно-социальные отношения, но и на самого человека, его социокультурное и бытовое пространство, его мораль и этику, общечеловеческие морально-нравственные нормы. Все это формирует ценностные ориентиры каждого отдельного человека и социума в рамках не только информационного объединения, но и постинформационного (постэкономического) общества. Современный человек стал мобильным, открытым, глобальным. В наши дни коллективизм, массовость и практичность заменяются индивидуализмом, креативностью и эстетизмом бытия человека и предметов. Также современный мир изменяет структуру материальных и духовных ценностей, отходящих от традиционных. Подчеркивается, что современный человек выбирает работу на новых принципах, таких как: свобода действий, ненормированный рабочий день, работа вне офиса, возможность больше времени уделять семье, близким и родным, своим увлечением, обучением и путешествиям, экстремальным видам спорта и развлечениям. Такие материальные ценности формируют новые духовные ценности, мировоззрение, социокультурное пространство и бытие современного космополитического глобального человека. В то же время среди всего многообразия позитива, что несет в себе информационное общество, необходимо отметить и негатив, а именно: утрату реальности и ощущение окружающего мира, одиночество, коллективное влияние и утрату «личного», даже «интимного» в своей жизни. Все это в комплексе влияет на социокультурное, бытовое и ценностное пространство, в котором происходит формирование нового человека, а будучи космополитом и глобалистом, оставляет национальные корни, традиции, культуру и обычаи.

Список литературы

1. Мусатов В. Л. Россия в паутине глобализации / В. Л. Мусатов- М.: Восток - Запад. 2010. - 221 с.

2. Гезалов А. А. Глобализация как социальная трансформация / А. А. Гезалов // Век глобализации. -2012. - №1 (9). - С. 84-93.

3. Софронова Ю. Л. Информатизация российского общества: социокультурный анализ : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / Ю. Л. Софронова // Н. Новгород, 2004. - 216 с.

4. Цветкова Е. В., Нафикова А. Р. Конфликт моральных коллизий информационного общества с традиционными моральными ценностями. Материалы межд. научно-практич конф. «XVII Акмулинские чтения», Уфа / Е. В. Цветкова, А. Р. Нафикова - 2022. - Т. II. - С. 322-324.

5. Многоликая глобализация / под ред. П. Бергера и С. Хантингтона; пер. с англ. В.В. Сапова под рнд. М.М. Лебедевой. Москва: Аспект Пресс, 2004. - 379 с.

58

6. Васильев А. В. Социокультурный аспект глобализации / А. В. Васильев // Modem science. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». - 2021. - № 1-2. -С. 366-368.

7. «Свинку Пеппу» продали за 4 миллиарда долларов. Что известно об этой сделке. URL: https://tengrinews.kz/cinema/svinku-peppu-prodali-4-milliarda-dollarov-известно-этои-377905 (дата обращения: 06.12.2023)

8. Абрамова М. А. Применение социокультурного и интеракционисткого подходов в изучении трансформаций социокультурного пространства / М. А. Абрамова // Вопросы политологии. - 2021. - Выпуск 11(75). - Т. 11. - С. 3045-3053.

9. Петров А. В. Глобальные социальные вопросы и современные исследования социокультурных трансформаций в социологии / А. В. Петров // «Глобальные социальные процессы 4.0: социокультурные трансформации в системе современных обществ. Сборник статей. - Санкт -Петербург. Астерион. - 2023. - С. 8-12.

PRIORITIES OF THE SOCIAL SPHERE IN A MODERN INFORMATION-

CIVILIZED SOCIETY

Shavardova E. Yu.

Department of Social and Philosophical Sciences and Mass Communications IONMO "Sevastopol State University", Sevastopol, Russia Email: [email protected]

The article examined the influence of scientific and technological progress (within the framework of a new civilizational stage of development of society) on the sociocultural, everyday space of modern man and his value guidelines (material and moral). It is indicated that the information society is characterized by new material values that differ from traditional ones, such as: free movement for finances and work around the world (car and apartment for rent, lack of a constant circle of friends), work (free schedule, work online and virtually, quick change in case of inability to spend much time with family, time for travel and extreme sports). Also, new modernity is shaping virtual reality, the spread of social networks and social media. This creates new approaches to the relationship between a person - society - government through new opportunities to control the actions of government and public people through a comparison of personal life and political (public) actions and views. Modern man is influenced through national and global information policies (through various information and media projects in the field of cinema, music, talk shows), which form a new sociocultural, everyday and value reality. The combination of reality and virtuality creates a combination that is so difficult for convergence, where a person misses the opportunity to really think and take into account the flows of information and disinformation. At the same time, digital reality (globalization and virtualization) destroys the traditional division of the life world and human existence into "us" and "alien" and on their basis forms a global universal realistic world and human existence. Constant presence in the virtual world (social networks and social media) affects the sociocultural, everyday and value space of a person, robs a person (blogger) of his personal and even intimate life, and subscribers (followers) influence the person (blogger). Despite tens of thousands of subscribers in the virtual

59

world, in the real world a person remains alone with himself, his feelings, thoughts, problems, joys.

Keywords: sociocultural, everyday, value spaces, moral and ethical standards, information society.

References

1. Musatov V. L. Russia in the web of globalization, 221 p. (M.: East - West. 2010).

2. Gezalov A. A. Globalization as social transformation. Century of Globalization, 1 (9), 84 (2012).

3. Sofronova Yu. L. Informatization of Russian society: sociocultural analysis. - Dissertation. for the job application uch. Ph.D. degrees Sociol Sciences, 216 p. (N. Novgorod, 2004).

4. Tsvetkova E. V., Nafikova A. R. Conflict of moral conflicts of the information society with traditional moral values. Materials int. scientific-practical conference "XVII Akmula Readings", II, 322 (Ufa. 2022).

5. The many faces of globalization. ed. P. Berger and S. Huntington; lane from English V.V. Sapova under RND. MM. Lebedeva, 379 p. (Moscow: Aspect Press, 2004).

6. Vasiliev A.V. Sociocultural aspect of globalization. Modern science. Scientific and Information Publishing Center "Institute for Strategic Studies", 1-2. 366 (2021).

7. Peppa Pig sold for $4 billion. What is known about this transaction? URL: https://tengrinews.kz/cinema/svinku-peppu-prodali-4-milliarda-dollarov-known-this-377905.

8. Abramova M. A. Application of sociocultural and interactionist approaches in the study of transformations of sociocultural space. Issues of political science, 11(75), 11, 3045 (2021).

9. Petrov A.V. Global social issues and modern studies of sociocultural transformations in sociology, Global social processes 4.0: sociocultural transformations in the system of modern societies. Digest of articles, 8 (Saint Petersburg. Asterion. 2023).

60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.