период заготовки и транспортировке с мест хранения на молочно-товарные фермы позволит снизить объем работ автотранспортного цеха, а следовательно себестоимость молока. Затраты на оплату труда с отчислениями с увеличением производства молока возрастут на 5,6%. Размер других статей затрат необходимо утвердить в составе сметы и придерживаться ее размера, независимо от снижения или роста производства молока.
Таким образом, научно-обоснованная определение уровня затрат на основе взаимосвязи объемов производства молока и переменных затрат (с применением переменных нормативов по каждому элементу затрат) позволяет не только планировать будущие затраты и на их основе определять планируемую эффективность производства молока, но и выявить внутренние резервы снижения затрат на производство. Такой механизм управления дает возможность оперативно контролировать затраты и своевременно оказывать корректирующие воздействия во избежание негативных результатов производственной деятельности.
Источники
1. Гусманов У.Г. Агропромышленный комплекс региона (состояние, проблемы и решения): В 2 т. Т.1. - М.: Россельхозакадемия, 2006. - 564 с.
2. Гусманов У.Г. Управление затратами и результатами производства продукции (опыт и рекомендации) / У. Г. Гусманов, В. Н. Лукьянов, И. М. Хамидуллина; Акад. наук Респ. Башкорто-
стан, Башкирский науч. центр РАСХН и АН РБ. Уфа, 2007.
3. Гусманов У.Г., Хамидуллина И.М. Опыт управления затратами и его эффективность // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2007.- №9. - С. 35-39.
4. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. / Под ред. С.А. Табалиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997. -560с.: ил.
5. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система «директ-костинг»: Теория и практика.- М.: Финансы и статистика, 1993. - 128 с.: ил.
6. Ханова И.М. Оптимизационная модель как основа эффективного управления затратами в производстве продукции // В сборнике: Научное обеспечение устойчивого функционирования и развития АПК материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием в рамках XIX Международной специализированной выставки "АгроКомплекс-2009" ответственные за выпуск: Р.С. Гизатул-лин, Г.Х. Ибрагимова. - 2009. - С. 258-260.
7. Ханова И.М. Оптимизация затрат через совершенствование системы управления затратами // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2014.- № 1-2. - С. 170-180.
8. Ханова И.М. Состояние и перспективы производства молока в сельскохозяйственных предприятиях Республики Башкортостан // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. - 2014.- №3. - С. 135-140.
9. Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат / Пер. с англ. - М.: Филинъ, 1996. - 344 с.
ПРИОРИТЕТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ К ВОЛАНТИЛЬНОМУ РЫНКУ РОССИИ
Солдатова И. Ю., д.э.н., проф., гл. науч.сотр., Всероссийский НИИ экономики и нормативов, Высшая школа бизнеса в Южном федеральном университете
В Отчёте Правительства РФ о результатах работы в 2015 г. выделено пять направлений, без которых перспективное развитие невозможно: это оптимизация бюджетной политики, поддержка не сырьевого экспорта, им-портозамещение, улучшение деловой среды, повышение качества государства, развитие социальной сферы. Управление рисками и возможностями сельского хозяйства определяется ростом государственной поддержки. Главное значение государства в управлении рисками заключается в том, что оно должно руководствоваться принципами, основанными на международном передовом опыте.
В 2015 г. производство пищевых продуктов выросло на 2%, сельское хозяйство выросло практически на 3%. Сельское хозяйство демонстрировало уверенный рост по всем по-
зициям. Мы впервые выполнили 5 из 8 показателей Доктрины продовольственной безопасности, обеспечили рынок мясом и мясопродуктами отечественного производства и уже наращиваем экспорт. Мы способны кормить не только себя, но и заниматься экспортом. Произошло это, благодаря беспрецедентному решению о государственной поддержке сельского хозяйства. На развитие села было направлено 222 млрд рублей.
В результате, было предусмотрено увеличить производство продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2018 г. по отношению к 2012 г. на 15,2%, в том числе, продукции растениеводства - на 15,5%, животноводства - на 14,7%; довести объем производства рыбной продукции до 4,59 млн тонн. За счет реализации инвестиционных проектов
будет создано 325 тысяч новых рабочих мест. Выполнение мероприятий по социальному развитию села и реализация инвестиционных проектов позволят ввести 4,4 млн кв. м жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов - 2,45 млн кв. м; общеобразовательных учреждений на 19 тыс. ученических мест, открыть 651 фельдшерско-акушерский пункт; уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой довести до 61,8%, уровень газификации домов сетевым газом - до 59,7%.
Необходимость государственной поддержки сельского хозяйства, в том числе финансовой, определяется особенностями сельского хозяйства, требующими создания возможностей для стимулирования роста эффективности ее функционирования. Согласно анализу, проведенному в Докладе о мировом развитии на 2014 год, для повышения качества социальной защиты, общественных благ и государственной политики, государство может руководствоваться в своих действиях несколькими ключевыми принципами. Пять представленных ниже принципов основываются на международном передовом опыте, они актуальны
для различных видов риска и различных стран. Но их следует адаптировать к существующим условиям.
Авторская концепция включает восемь принципов: 1) обеспечивать Доктрину Продовольственной безопасности, экологические условия, ухудшение природных катаклизмов; 2) обеспечивать ускоренное импортозамещение в результате международных санкций; 3) влиять на инфляцию, интеграционные процессы, с целью обеспечения устойчивого роста продовольствия; 4) избегать создания неопределенности или ненужных рисков; 5) создавать надлежащие стимулы, побуждающие людей и учреждения к самостоятельному планированию, к подготовке, избегая при этом перекладывания рисков на других; 6) ориентироваться на долгосрочную перспективу в вопросах управления рисками при создании институциональных механизмов, не ограниченных рамками политических циклов; 7) повышать гибкость в рамках четкой и предсказуемой институциональной структуры; 8) защищать уязвимые слои населения, создавая при этом стимулы для роста их экономической активности при сохранении устойчивости бюджета. Авторский научный анализ [2; 41-43] представлен в таблице.
Таблица - SWOT анализ сельскохозяйственной политики России с учетом новых внутренних и внешних факторов, волантильности, рисков развития*_
Сильные стороны
Слабые стороны
Рыночная экономика с высоким уровнем конкуренции, Высокий уровень волантильности, неопре-инфляции, волантильности, ухудшением демографиче- делённости, непредсказуемости ской ситуации, рисков и возможностей
Рост государственного финансирования, софинансиро-вания, субсидии, дотации, гранты и т. д.
Новая Доктрина продовольственной безопасности в Российской федерации;
Инновации, инвестиции для социально-экономического роста, повышения производительности, конкурентоспособности в нарастающей экономической, социальной, политической и природно-климатической турбу-ленности
Международные санкции
Государственные риски и возможности
Обязательный характер управляющих функций в сельском хозяйстве
Ускоренное импортозамещение. Недостаток финансовых возможностей
Интеграция в Евразийский экономический союз
ВТО как нормативно-правовая, экономическая и социальная база инвестиционной поддержки сельского хозяйства
Зарубежные продовольственные санкции как сдерживающий фактор инвестиционного прогресса
Изменение партнёров по экспорту и импорту
Сельскохозяйственные регионы России с совершенно различными, положительными и отрицательными характеристиками: природно-климатическими условиями, исторически сложившимися видами и способами ведения сельского хозяйства
Правительство России поддерживает сильное парламентское большинство и подавляющую общественную поддержку
Большая ресурсная база в России обеспечит прочную основу для внутренних и внешних инвестиций
Рост импорта и экспорта в долгосрочной перспективе
Подавляющее большинство регионов России - это зона рискованного сельского хозяйства
Отсутствие прозрачности в процессе принятия решений, в том числе на высоком уровне
Перемена импортных и экспортных партнёров
Возможные стороны
Угрозы
Восстановить систему подготовки и переподготовки сельскохозяйственных профессиональных кадров
Недостаточные финансовые возможности по подготовке и переподготовке сельскохозяйственных профессиональных кадров
*SWOT анализ дан автором.
Выводы и рекомендации.
1. Приоритеты принципиально новой сельскохозяйственной политики с учетом пяти реальностей политики и экономики: это оптимизация бюджетной политики, поддержка несырьевого экспорта, импортозамещение, улучшение деловой среды, повышение качества самого государства, развитие социальной сферы, позволят России адаптироваться к новым сложным современным условиям.
2. Ведущая роль государства в управлении рисками сельского хозяйства России заключается в том, что оно должно руководствоваться следующими принципами, основанными на международном передовом опыте. Управляющая государственная возможность синергии, альтернативы, приоритетов управления различными видами рисков в различных ситуациях с целью - стимулировать развитие сельского хозяйства России, даёт меры для стабильного и устойчивого экономического роста. Управление инструментами риска (повышение информированности, страхование урожая и диверсификация занятости и т.д.) -способствует созданию новых возможностей для социально-экономического роста, помогает гражданам смягчить риск.
3. Положительные перемены в обеспечении жильем молодых семей, молодых специалистов, газификации села и обеспечении сельского населения питьевой водой наблюдаются. Но, тем не менее, разница в условиях жизнедеятельности сельского и городского населения остаётся из-за низкого уровень оценки сельскохозяйственного труда; низкого уровня обеспеченности села благоустроенным жильем; недоступности социальных услуг, безработицы. Это приводит к широкомас-
штабному оттоку наиболее качественного человеческого капитала из села в город.
4. Необходимо актуализировать сельскохозяйственную политику в аспекте импортоза-мещения. Сделать это необходимо комплексно, т.е. по каждому виду продовольствия, по каждому виду импортируемых материально-технических ресурсов, с учетом эффективности основных инструментов организационно-экономического механизма, призванного обеспечить решение задачи импортозамещения.
Источники
1. Медведев Д., Отчёт Правительства о результатах работы в 2015 году. 19.04.2016., Государственная Дума ФС РФ, Москва, http://government.ruy news/22717/.
2. Обзор Доклада о мировом развитии 2014: Риски и возможности - управление рисками в интересах развития. Всемирный банк. 2013 год. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк. Лицензия: Creative Commons Attribution CC BY 3.0. http://siteresources.worldbank.org/EXTNWDR2013/ Resources/8258024-1352909193861/89369351356011448215/8986901-13 80730352432/RUS_ Standalone Overview.pdf.
3. Импортозамещение в АПК России: проблемы и перспективы. Монография. - М.: ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ВНИИЭСХ), 2015.
4. Солдатова И.Ю. Ускоренное импортозамещение в политике продовольственной безопасности. Научный журнал "Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление", Ростов на Дону, № (63), 2015.
5. Солдатова И.Ю. Эффективность использования социально-экономического потенциала для устойчивого развития сельских территорий. Научный журнал "Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС", Ростов на Дону, № 2, 2015.