УДК 351.861:614.8
ПРИОРИТЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЯ НА 2018-2027 ГОДЫ ДЛЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ (итоги проведения круглого стола)
В.Г. Полевой
заместитель пачальпика Академии (проректор) по научной работе
Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл.. г.о. Химки, мкр. Новогорск Е-шаП: V.polevoyOamclis.ru
В.В. Сарасеко
младший научный сотрудник лаборатории информационного обеспечения населения и технологий информационной поддержки РСЧС НИО НИЦ
Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск. Е-шаП: vold901ub0mail.ru
Т.Г. Сулима
кандидат военных паук
начальник научно-исследовательского отдела по проблемам ГО и ЧС
Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск Е-шаП: sulima9770mail.ru
Аннотация. По результатам работы круглого стола определены проблемные вопросы, сдерживающие развитие технической оснащённости спасательных воинских формирований МЧС России (далее СВФ МЧС России) па современном этапе, сформулированы предложения по формированию единых методических подходов для решения проблем оснащения СВФ МЧС России современными образцами техники и технических средств, достигнуты договорённости о научно-техническом сотрудничестве между научными и образовательными учреждениями МЧС России и предприятиями производителями современных образцов техники и технических средств для СВФ МЧС России, определён перечень концептуальных направлений развития техники и технических средств для СВФ МЧС России до 2027 года. Ключевые слова: государственная программа вооружения: вооружение, военная и специальная техника: концептуальные направления развития техники и технических средств, снаряжения, имущества и экипировки: технический облик: спасательные воинские формирования: спасательный центр.
Цитирование: Полевой В.Г., Сарасеко В.В., Сулима Т.Г. Приоритеты реализации государственной программы вооружения па 2018-2027 годы для спасательных воинских формирований мчс россии (итоги проведения круглого стола) // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2018. .V 3 (38) С. 13-24
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации в период с 21 по 26 августа 2018 года Министерством обороны Российской Федерации проведен Международный военно-технический форум «Армия-2018» (далее Форум). В рамках научно-деловой программы Форума 24 августа 2018 1'ода Академией гражданской защиты МЧС России был проведен открытый круглый стол на тему: «Приоритеты реализации государственной программы вооружения на 2018-2027 1'оды для спасательных воинских формирований МЧС России».
Основная цель круглого стола объединение усилий научного сообщества и практических работников но формированию единых методических подходов для решения проблем оснащения СВФ МЧС России современными образцами техники и технических средств (далее ВВСТ) в рамках государственной программы вооружения (далее ГПВ).
В ходе круглого стола были обсуждены следующие вопросы:
1. Технический облик СВФ МЧС России на современном этане и концептуальные направления развития ВВСТ для их оснащения до 2027 года.
2. Цели, задачи, требования и основные принципы формирования ГПВ применительно к СВФ МЧС России.
3. Факторы и условия, влияющие на развитие систем и комплексов ВВСТ для СВФ МЧС России в современных условиях.
4. Основные проблемы и пути их решения в области оснащения СВФ МЧС России. На заседании круглого стола были заслушаны следующие основные доклады:
1. Технический облик спасательных воинских формирований МЧС России на современном этапе и концептуальные направления развития техники и технических средств, снаряжения, имущества и экипировки для их оснащения до 2027 года (основной докладчик Сулима Т.Г., начальник научно-исследовательского отдела ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты МЧС России»).
В докладе обращено внимание на важность принятых положений, указанных в Решении Комитета Государственной Думы но обороне от 9 июля 2018 года № 75/1 но вопросу «О состоянии и перспективах развития военной науки и высших) военного образования. Вопросы законодательного обеспечения», об усилении влияния научно-исследовательских организаций на решения, принимаемые руководителями разного уровня, а также об определении ответственности должностных лиц, не учитывающих мнение науки в своих решениях.
В то же время это накладывает особую ответственность на тех, кто осуществляет научно-методическое сопровождение различных программных мероприятий и предлагает руководителям (лицам, принимающим решения) научно-обоснованные предложения но перспективам военного строительства, строительства и развития сил и средств МЧС России, в т.ч. такой важной их составляющей как СВФ МЧС России.
В докладе приведены результаты качественной и количественной оценки состояния системы ВВСТ СВФ МЧС России, а также раскрыты другие вопросы, влияющие на технический облик СВФ МЧС России, в том числе: вопросы унификации и стандартизации ВВСТ;
вопросы нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения мероприятий оснащения и переоенащения СВФ МЧС России;
вопросы соответствия табелей к штатам СВФ МЧС России территориальным рискам и др.
По результатам всестороннего анализа состояния системы ВВСТ СВФ МЧС России в качестве основных проблемных вопросов, оказывающих негативное влияние на оснащение и переоенащение СВФ МЧС России современными и перспективными образцами ВВСТ определены:
недостаточное влияние научно-исследовательских организаций на решения, принимае-
мые руководителями разного уровня при планировании и реализации мероприятий переоснащения подразделений МЧС России, отсутствие ответственности должностных лиц, не учитывающих мнение науки в своих решениях;
отсутствие программных документов развития СВФ МЧС России (стратегия, концепция, программа, план и т.п.);
отсутствие научно обоснованных предложений, и как следствие, отсутствие Концепции развития системы ВВСТ СВФ МЧС России, что в итоге приводит к существенному отставанию уровня укомплектованности современными образцами ВВСТ от требований не только существующей, но и прогнозируемой обстановки;
отсутствует нормативно-правовое сопровождение разработки и ввода в строй современных образцов ВВСТ;
не решены вопросы заблаговременной подготовки специалистов, предназначенных для комплектования расчётов современных образцов ВВСТ, поступающей на снабжение в СВФ МЧС России и др.
Всесторонний анализ вопросов технического оснащения СВФ МЧС России, анализ проблем хранения, обслуживания и эксплуатации ВВСТ, как в режиме «повседневной деятельности», так и в режиме «чрезвычайной ситуации» при проведении аварийно-спасательных работ, позволил сформулировать следующие концептуальные направления развития систем и комплексов ВВСТ для СВФ МЧС России:
плановое исключение из табелей к штатам СВФ МЧС России образцов ВВСТ, техническая документация на которые отсутствует;
исключение из табелей к штатам СВФ МЧС России образцов ВВСТ, которые морально устаревают быстрее, чем наступает их физический износ;
развитие систем и комплексов ВВСТ в целях обеспечения снижения риска для жизни и здоровья спасателей и повышения эффективности аварийно-спасательных, и других специальных работ путём широкого применения современных робототехнических средств при проведении аварийно-спасательных и других
работ, выполняемых в условиях опасных для жизни;
разработка и внедрение систем и комплексов технических средств оснащения подразделений СВФ МЧС России способных осуществлять комплекс аварийно-спасательных работ, в том числе в особо сложных условиях (обеспечение возможности проведения аварийно-спасательных работ в условиях загрязнённых территорий и атмосферы).
повышение уровня мобильности техники за счёт внедрения модульных систем транспортировки, позволяющих сократить время её доставки в районы чрезвычайных ситуаций и время начала проведения аварийно-спасательных работ. Обеспечение возможности действий в составе аэромобильных группировок МЧС России. Повышение доли аварийно-спасательных средств, отвечающих критериям аэромобильности (возможность доставки авиационным транспортом);
оснащение подразделений СВФ МЧС России образцами ВВСТ, способным к автономным, длительным самостоятельным действиям;
сокращение типов и марок аварийно-спасательных средств за счёт унификации, применения сменного оборудования и инструмента с реализацией в их конструкции принципа универсальности. Стандартизация техники и технических средств. Разработка и внедрение рационального типажа аварийно-спасательных средств, соответствующего задачам спасательных центров и требованиям МЧС России к средствам оснащения, сбалансированного по критерию «эффективность -стоимость»;
разработка перспективных образцов ВВСТ двойного назначения для решения задач мирного и военного времени;
постановка НИОКР и закупка образцов техники и технических средств для СВФ МЧС России преимущественно в рамках ГПВ и государственного оборонного заказа;
обеспечение независимости технической политики от иностранных государств и фирм производителей.
2. Концепция формирования и оснащения современным вооружением, военной и специальной техникой подразделений спасательных центров МЧС России (докладчик Стрельников A.A., начальник ФГКУ «Донской спасательный центр МЧС России»).
В докладе обращено внимание на требования Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса», в котором поставлена задача обеспечить к 2020 году оснащенность подразделений СВФ МЧС России современными образцами ВВСТ до 70%. Данное требование определённо в качестве одного из основных показателей Плана строительства и развития сил и средств МЧС России на 2016-2020 годы.
В настоящее время ведётся плановая работа по оснащению Донского спасательного центра МЧС России современными образцами ВВСТ. Так, в рамках государственного оборонного заказа в Донской спасательный центр МЧС России осуществлены поставки современных аварийно-спасательных машин среднего и тяжёлого типа. Проведённая работа придала мощный импульс развитию и совершенствованию аварийно-спасательных машин: улучшается комплектация автомобилей, совершенствуется оборудование, надёжность,
эргономика, проявляется тенденция к применению одного вида топлива. Обеспечен хороший уровень укомплектованности современными образцами пожарной и автомобильной техники, а также техники пиротехнических подразделений. Проводится работа по поставке инженерной техники, есть положительные результаты в совершенствовании оснащённости подразделений радиационной, химической и биологической защиты СВФ МЧС России.
Вместе с тем, имеется ряд проблемных вопросов, порождающих дисбаланс в укомплектованности различных подразделений спасательного центра современными образцами ВВСТ, что затрудняет решение задач, возложенных на спасательный центр на современном этапе, например:
не решены вопросы обновления техники связи, мастерских по ремонту и обслуживанию техники, техники тыла, техники общевойскового назначения;
имеющиеся мастерские по ремонту и обслуживанию техники не обеспечивают требуемого уровня проведения ремонта и обслуживания техники. В итоге в спасательном центре проводятся самостоятельные работы по дооборудованию мастерских, которые используются в качестве машин технического замыкания для оказания помощи водителям и эвакуации техники;
основная часть ВВСТ для организации материально-технического обеспечения морально устарела (находится в длительной эксплуатации от 15 до 30 лет). Последние частичные поставки осуществлялись в 2008-2010 годах;
в спасательном центре имеются тяжёлая инженерная техника, требующая транспортировки в зону ЧС, а тягачи для её доставки имеются в соотношении 4:1;
имеющиеся в спасательном центре бульдозеры морально устарели (сняты с производства более 20 лет назад). При этом, из-за превышения ими допустимых габаритных размеров при транспортировке, необходимо получать разрешение подразделений ГИБДД для прохождения колонн с такой техникой, а также обеспечивать сопровождение их по дорогам общего пользования экипажами ДПС. В результате чего увеличивается время реагиро-
ваиия и доставки техники к месту проведения аварийно-спасательных работ;
недостаточное финансирование на содержание и ремонт ВВСТ вынуждает проводить обслуживание и ремонт штатной техники и имущества своими силами. Подразделения технических) обслуживания и обеспечения не имеют возможности проводить такие виды работ ввиду отсутствия необходимых сил и средств;
в спасательном центре содержится техника сверх штата на хранении, высвободившаяся после отмены мобилизационного задания. Данная техника имеет сроки эксплуатации более 30 лет, морально устарела и применение не нашла. Необходимо решение вопроса о ее реализации согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 15.10.1999 № 1165 «О реализации высвобождаемого движимого военного имущества».
С целью увеличения оперативности, мобильности и уровня готовности подразделений экстренного реагирования спасательного центра целесообразно:
внести в штат спасательного центра аварийно-спасательные автомобили легкого класса (в настоящее время на вооружении спасательного центра находятся аварийно-спасательные машины среднего и тяжелого класса);
дооснастить подразделения спасательного центра пожарно-техничееким вооружением (в настоящее время при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, используются ранцевые противопожарные огнетушители РП-18-Ермак. Данные ранцевые огнетушители за время эксплуатации показали следующие недостатки: быстрый выход из строя при интенсивном использовании и плохая герметичность емкости для воды);
при выполнении задач в условиях паводков и наводнений внести в штат и в табель к штату спасательного центра гидрокостюмы, что позволит качественно и в кратчайшие сроки провести аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Данная экипировка исключит случаи переохлаждения личного состава;
создать и ввести в штат спасательного центра автомобили для хранения и транспортировки от 3 до 4 резиновых лодок в разверну-
том (боевом) виде, что приведет к сокращению времени реагирования при прибытии сил и средств спасательного центра в зону чрезвычайной ситуации (в настоящее время требуется дополнительное время на подготовку лодок до 30 минут);
включить в штат спасательного центра ремонтный взвод с комплектом подвижной авторемонтной мастерской ПАРМ-1АМ, усиленный средствами эвакуации;
спланировать и осуществить мероприятия по перераспределению автомобильной техники, на которую водительский состав не предусмотрен. Целесообразно данную технику сократить с дальнейшим перераспределением в другие подразделения МЧС России;
провести мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы в области материально-технического обеспечения, в первую очередь по вещевому имуществу, с целью оптимизации запасов материальных средств, их реализации и списания.
3. Проблемные вопросы формирования государственной программы вооружения в части спасательных воинских формирований МЧС России (докладчик Баранник А.Ю., заместитель начальника 3-IX) научно-исследовательского центра ВНИИ ГОЧС (ФЦ)).
В докладе представлена статистика чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера за 2013-2017 годы и проведена сравнительная оценка ЧС по характеру и видам источников, связанных и не связанных с пожарами в Российской Федерации.
1
Докладчик, на основе всестороннего анализа состояния системы ВВСТ СВФ МЧС России, сформулировал ряд основных проблемных вопросов, оказывающих негативное влияние на оснащение и нереоснащение СВФ МЧС России современными и перспективными образцами ВВСТ:
недостаточное участие научно-исследовательских организаций в выработке научно-обоснованных предложений но формированию ГПВ;
отсутствие нормативно-правового сопровождения разработки и ввода в строй современных образцов ВВСТ;
недостаточный уровень разработки научно-методического аппарата но обоснованию организационно-штатной структуры СВФ МЧС России в соответствии с возможными задачами но предназначению;
слабая проработанность подходов в определении потребности в аварийно-спасательных средствах (оценка, приоритеты, план закупок);
отсутствие прогноза развития аварийно-спасательных технологий и аварийно-спасательных средств и др.
Докладчик проинформировал участников, что поиск решения основных проблемных вопросов, обсуждаемых на круглом столе, будет осуществлен в ходе выполнения в 2018 году научно-исследовательской работы «Научно-методическое и информационное сопровождение выполнения государственной программы вооружения в части МЧС России».
4. Основные проблемы и пути их решения в области оснащения поисково-спасательных и спасательных воинских формирований МЧС России робото-техническими комплексами (докладчик Мингалеев С.Г., эксперт Центра стратегических исследований гражданской защиты МЧС России).
В докладе приведен анализ состояния работ и перспектив по созданию отечественных робототехничееких средств (далее РТС) в министерствах и ведомствах, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС). Результаты анализа свидетельствует, что в на-
шей стране в основном отсутствует серийное производство наземных РТС, поскольку на протяжении нескольких лет различными организациями были разработаны, так называемые экспериментальные, макетные или опытные образцы, а серийного выпуска нет. Поэтому необходимо наряду с закупкой зарубежных РТС осуществлять развертывание производств высокоэффективных отечественных РТС.
В результате проведенных теоретических исследований и накопленного практического опыта в РСЧС и МЧС России выработаны, но, к сожалению, не реализуются основные принципы и требования к созданию, эксплуатации и применению РТС в чрезвычайных ситуациях (ЧС) в РСЧС:
разграничение задач, выполняемых министерствами и ведомствами с использованием РТС при ликвидации последствий ЧС;
разработка единых требований к РТС для их совместного (группового) применения в зонах ЧС;
формирование совместных программ технико-экономического обоснования, создания и оснащения РТС министерств и ведомств, входящих в РСЧС:
разработка общего плана взаимодействия и комплексного применения РТС в ЧС;
создание межведомственных робототехничееких центров обучения и подготовки кадрового состава по организации и применению эксплуатации РТС в ЧС;
обеспечение постоянной готовности и мобильности применения РТС на всей территории России;
постоянное совершенствование технологии применения дорогостоящих и наукоёмких, как правило, единичных и уникальных образцов РТС;
централизованное применение РТС в комплексе с традиционными способами и средствами выполнения спасательных работ в ЧС.
Если говорить о группировки РТС РСЧС для ликвидации ЧС, то она не существует ни теоретически, ни практически. Структурные подразделения центрального аппарата МЧС России и НЦУКС не ведут учёт РТС системы РСЧС.
Обобщение многообразия задач при ликвидации ЧС с применением РТС формирует круг основных направлений использования РТС в ЧС:
ведение воздушной, наземной и подводной разведки в районах ЧС, связанных с радиоактивным и химическим загрязнением, бактериологическим заражением, а также в других случаях в условиях, опасных для жизни человека;
выполнение аварийно-восстановительных и других специальных работ при ликвидации ЧС, параметры поражающих факторов которые опасны для жизни спасателей;
выполнение специальных подводно-технических работ на малых и больших глубинах с объектами, представляющими угрозу для водолазов и обитаемых подводных аппаратов;
выполнение взрыво-технических работ, в т.ч. на территориях, бывших театров боевых действий.
В докладе сформулированы основные проблемные вопросы оснащения поисково-спасательных (далее - ПСФ) и СВФ МЧС России РТС, в том числе:
отсутствие в центральном аппарате единого органа управления ПСФ и СВФ МЧС России, с необходимыми полномочиями по формированию задач СВФ и ПСФ, управлению, координации и применению по предназначению. Схема управления и порядок подчинён-
ности ПСФ и СВФ требуют корректировки;
нормативно-правовые акты, принимавшиеся в отношении ПСФ на уровне Правительства Российской Федерации и МЧС России требуют систематизации и переработки;
не урегулирован вопрос передачи, списания, реализации высвобожденной, сверхштатной техники и оборудования. Система материально-технического обеспечения работает не эффективно и требует совершенствования;
низкая эффективность функционирования системы планирования, учёта, отчётности и контроля тылового и технического обеспечения подразделений;
СВФ МЧС России не имеют штата и табеля оснащения на РТС, отсутствует система обслуживания и ремонта РТС в МЧС России.
Докладчик представил некоторые возможные пути решения проблем оснащения СВФ и ПСФ МЧС России РТС:
создание единой системы планирования, учёта, отчётности и контроля тылового и технического обеспечения;
определение круга надёжных единственных поставщиков на поставку для нужд МЧС России по основной номенклатуре товаров, работ и услуг;
консолидация ранее исключённых функции, в том числе по тыловому и техническому обеспечению, по проведению контрактной работы и по организации воинских и специальных перевозок, а также социально-бытовому обеспечению;
возрождение многоуровневой системы контроля качества продукции, поступающей в подразделения МЧС России;
организация работы по формированию предложений в ГПВ и ГОЗ в соответствии с планом строительства и развития сил и средств МЧС России.
разработка локальных нормативных актов по комплектованию СВФ МЧС России ВВСТ в соответствии с современными требованиями (списание, перераспределение и реализация заштатной техники; уточнение расчётов положенности на основную и специальную технику).
5. Современные средства инженерной разведки для спасательных воинских формирований МЧС России (докладчики Веденеев И.В., ведущий конструктор Г К « Л огиети чеекие- Системы »).
Докладчик отметил, что технический облик СВФ МЧС России на современном этане позволяет сделать заключение о необходимости коренного изменения подходов к организации их оснащения. Основными проблемами в этой области являются:
недостаточная эффективность в системе МЧС России механизмов принятия новых образцов средств инженерной разведки на вооружение. До настоящих) времени их закупка осуществлялась иод «конкретную» задачу;
недоетато чноеть адаптации создаваемых средств инженерной разведки к характеру возможных рисков ЧС на территориях регионов и условиям повседневной жизнедеятельности, эксплуатации техники и вооружения;
отсутствие научно-обоснованных предложений но развитию систем и комплексов
ввет.
Основными направлениями решения проблем предполагаются:
совершенствование системы принятия новых образцов ВВСТ на вооружение и ее интеграция в ГПВ;
разработки концепции развития систем и комплексов ВВСТ и на ее основе плановая модернизация технического облика СВФ МЧС России.
В докладе отмечено, что в области средств поиска мин и взрывоопасных предметов (ВОП) зарубежные разработчики стали активно интегрировать инерциальные навигационные системы в совокупности с CPS. Это позволяет производить запись и сохранение важных данных: маршрута движения оператора и точек обнаружения объектов поиска в режиме реального времени. В свою очередь, это приводит к серьезному удорожанию самих средств, повышению массы носимых приборов. Разработчиками из США недавно была анонсирована «Технология визуального пространственного предупреждения солдат о скрытых в земле металлических объектах». При сканировании прибором местности, оператор на экране видит появляющиеся цветные области, где оранжевый цвет означает, что поисковый элемент близок к металлическому объекту. По их мнению, разноцветное «закрашивание» площади сканирования снижает риск пропуска объекта, увеличивает темп разведки.
В докладе отмечается, что компания «Логистические Системы» с 1989 года занимается разработкой средств инженерной разведки, а также приборов, предназначенных для пресечения террористической деятельности и обеспечения безопасности. Разработанные комплексы с успехом применяются для выполнения задач инженерной разведки, в частности в комплексе задач по ликвидации последствий землетрясений, аварийного обрушения зданий и сооружений. Опыт показал, что основными функциями таких приборов будут являться:
определение проходимости местности для ввода сил ликвидации ЧС;
определение наличия и мест нахождения взрывоопасных предметов;
определение наличия и мест нахождения людей, находящихся под завалами и нуждающихся в срочной помощи;
оценка степени разрушения объекта, характера и размеров завалов, устойчивости сохранившихся конструкций.
Наиболее эффективными образцами средств поиска являются:
модернизированный в 2017 году подповерхностный обнаружитель ППО-2И (поиск мин, ВОП и самодельных взрывных
устройств (СВУ));
вновь разрабатываемый прибор для поиска коротких линий управления СВУ ППО-4;
новая серия георадаров «ОКО-3» для поиска заглубленных объектов (фугасов, схро-нов, подкопов, подземных ходов, коммуникаций и т.н.);
новый георадарный комплекс для измерения толщины льда.
Данные образцы не только конкурентоспособны на внешнем рынке, но во многом превосходят зарубежные аналоги.
Решение обозначенных проблемных вопросов и внедрение современных средств инженерной разведки позволит сформировать новый технический облик СВФ МЧС России для выполнения задач инженерного обеспечения ликвидации ЧС.
6. Развитие модельного ряда шасси АО «БАЗ» для монтажа и изготовления различных аварийно-спасательных машин для нужд МЧС России (докладчик Калимулин М.Р., советник генерального директора АО «Брянский автомобильный завод»).
АО «Брянский автомобильный завод» (БАЗ) это единственное предприятие в России, серийно выпускающее колесные транспортные средства повышенной проходимости, но своим характеристикам не имеющие отечественных аналогов. Это связано с уникальными особенностями конструкции шасси, рамы, трансмиссии, подвески, силового агрегата и
т.д. На указанных базовых шасси разработано и изготовлено более 80 моделей транспортных средств военного и гражданского назначения.
В настоящее время в составе шасси АО «БАЗ» серийно не используются импортные комплектующие из так называемого «дальнего зарубежья». Исключение составляют машины, изготавливаемые но спецзаказам, в которых заказчик оговаривает комплектацию шасси импортными комплектующими (двигатель, КПП и т.д.).
Завод имеет обособленное подразделение, отвечающее за техническое обслуживание и ремонт техники.
На различных этапах создания в настоящее время находятся несколько проектов, которые могут быть востребованы в СВФ МЧС России. Так, например, с ОАО «Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования», прорабатывается возможность создания линейки пожарных автомобилей в северном исполнении, имеющих следующие характеристики:
температурный диапазон от -60 до +40; цистерна для воды от 10 до 16 тонн; боевой расчет 6 человек; автомобиль оснащен полным набором пожарно-техничеекого и аварийно-спасательного оборудования, подогревом емкостей, трубопроводов и запорной арматуры.
Совместно с ООО «Унимашсервис» ведутся работы по созданию многофункциональной сервисной машины установки вакуумно-нагнетательной непрерывного действия. Установка сочетает в себе возможности, как вакуумной машины, так и перекачивающей станции, что позволяет ей осуществлять забор продукта с расстояния до 150 метров и глубины до 25 метров и перекачивать его с давлением до 7 кг/см2 па значительные расстояния. Эти технические характеристики позволяют использовать ее для ликвидации техногенных аварий (розливов нефти и нефтепродуктов, последствий наводнений, паводков и пр.), так и при тушении пожаров, в том числе и лесных, используя при этом воду естественных водоемов и обеспечивая ее тонкую фильтрацию.
В сотрудничестве с одной из ведущих конструкторских организаций Концерна «Алмаз-Антей» - АО «КБСМ» ведутся два проекта по
созданию подъемной техники на шасси БАЗ. Первый проект - создание линейки автомобильных гидравлических подъёмников высотой до 112 метров (предназначены для эвакуации людей с верхних этажей высотных зданий при пожарах и техногенных катастрофах и доставки сотрудников пожарно-спасательных подразделений). Второй проект - создание линейки автомобильных кранов грузоподъёмностью до 200 тонн. В настоящее время в России не выпускаются подобные автомобильные краны, имеющие полный привод со всеми блокировками, независимой подвеской и низким удельным давлением на грунт. Считаем, что такие механизмы могут быть незаменимы для ликвидации последствий стихийных бедствий
и техногенных катастроф, где требуется разборка крупногабаритных элементов конструкций, имеются сложности с подъездом техники, и имеются сложные природно-климатических условия эксплуатации.
В 2017 году завод приступил к разработке нового семейства корпусных шасси, которое будет иметь два варианта исполнения - плавающее и сухопутное. В состав семейства будут входить шасси с колёсной формулой 6x6 и 8x8 полной массой до 40 тонн и грузоподъёмностью до 20 тонн. Скорость на суше - до 80 км/ч, на плаву - до 10-15 км/ч. Завершение работы над шасси и изготовление первой промышленной партии запланировано на 2021 год.
РЕКОМЕНДАЦИИ КРУГЛОГО СТОЛА «ПРИОРИТЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЯ НА 2018-2027 ГОДЫ ДЛЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ МЧС РОССИИ»
По результатам дискуссий и обсуждений промежуточных итогов переоснащения спасательных воинских формирований МЧС России современными и перспективными образцами ВВСТ, основными проблемными вопросами предлагается считать:
отсутствие программных документов развития СВФ МЧС России (стратегия, концепция, программа, план и т.п.);
недостаточное влияние научно-исследовательских организаций на решения, принимаемые руководителями разного уровня при планировании и реализации мероприятий переоснащения подразделений МЧС России, отсутствие ответственности должностных лиц, не учитывающих мнение науки в своих решениях;
неэффективность механизмов принятия на снабжение в системе МЧС России новых образцов ВВСТ (отсутствует нормативно-правовое сопровождение разработки и ввода в строй современных образцов ВВСТ);
крайне узкая номенклатура ВВСТ, закупаемая для СВФ МЧС России в рамках ГПВ;
большое количество заштатной и устаревшей техники (неисправной, требующей ремонта) , уровень укомплектованности современными образцами не удовлетворяет требуемым показателям;
не решён вопрос с реализацией или списанием техники, выработавшей свой ресурс;
табелями к штатам СЦ не предусмотрены современные и перспективные образцы ВВСТ. Табели к штатам СЦ недостаточно адаптированы к характеру возможных рисков ЧС и задач СЦ на территориях регионов оперативной ответственности, условиям повседневной жизнедеятельности, эксплуатации техники и вооружения и др.;
имеющаяся техника не унифицирована по топливу и поставляется в спасательные центры без учёта этого фактора, что накладывает дополнительные трудности на подготовку СЦ к применению по предназначению;
новая техника, поступающая на оснащение СЦ не имеет одиночных ЗИП, также отсутствуют групповые ЗИП, групповые эксплуатационные комплекты по маркам ВВСТ, что не позволяет выполнять работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту ВВСТ в зоне чрезвычайной ситуации;
финансирование на техническое обслуживание, ремонт, закупку ЗИП и комплектующих не предусмотрено, что вынуждает СЦ проводить обслуживание и ремонт штатных ВВСТ своими силами
имеющиеся на оснащении СЦ образцы инженерной техники (бульдозеры, плавающие транспортёры ПТС-М и др.) сняты с произ-
водства более 20 лет назад. Для их транспортировки в СЦ имеются недостаточное количество тягачей. Кроме того, из-за превышения допустимых габаритных размерах при транспортировке данной техники необходимо получать разрешение в ГИБДД на прохождение колонны, а также решать вопросы с сопровождением перевозки такой техники по дорогам общего пользования экипажами ДПС. В результате чего увеличивается время доставки техники в районы проведения аварийно-спасательных работ в зонах ЧС, что снижает оперативность реагирования;
в табелях к штатам СЦ отсутствуют гидрокостюмы, необходимые для экипировки военнослужащих при выполнении задач в условиях паводков и наводнений. Это часто служит причиной случаев переохлаждения личного состава и как следствие простудных заболеваний;
не решён вопрос заблаговременной подготовки специалистов, предназначенных для комплектования расчётов современных образцов ВВСТ, поступающей на снабжение СЦ.
В качестве концептуальных направлений развития вооружения и военной техники СВФ МЧС России до 2027 года предлагаются:
разработка Программ комплектования техникой для каждого СЦ с учётом их оперативного предназначения и решаемых задач, реального уровня укомплектованности техникой, территориальных рисков и особенностей региона, опыта применения подразделений в составе АМГ и при автономных действиях, возможности максимальной унификации техники по ГСМ;
проведение срочных мероприятий по внесению изменений в штаты (табели к штатам) для законной эксплуатации заштатной техники (современной и полностью исправной) после проведения соответствующей государственной приёмки (с выявлением и устранением конструктивных недостатков), проведения опытной эксплуатации в подразделениях, оформления всех сопутствующих документов;
разработка Плана мероприятий по заштатной технике и другому имуществу (списание негодной, реализация востребованной в сторонние организации, введение в штат современной и полностью исправной), согласно Постановлению Правительства Российской
Федерации от 15.10.1999 № 1165 «О реализации высвобождаемого движимого военного имущества»;
разработка образцов ВВСТ с учётом необходимости снижения риска для жизни и здоровья спасателей и повышения эффективности аварийно-спасательных, и других специальных работ путём широкого применения современных робототехнических средств при проведении аварийно-спасательных и других работ, выполняемых в условиях опасных для жизни;
повышение уровня мобильности техники, обеспечение возможности действий в составе аэромобильных группировок МЧС России;
оснащение подразделений образцами ВВСТ способным к автономным, длительным самостоятельным действиям;
сокращение типов и марок аварийно-спасательных средств за счёт унификации, применения сменного оборудования и инструмента с реализацией в их конструкции принципа универсальности. Стандартизация техники и технических средств. Разработка и внедрение рационального типажа аварийно-спасательных средств, соответствующего задачам СЦ и требованиям МЧС России к средствам оснащения, сбалансированного по критерию «эффективность - стоимость»;
разработка перспективных образцов ВВСТ двойного назначения для решения задач мирного и военного времени;
постановка НИОКР и закупка образцов техники и технических средств для СВФ МЧС России преимущественно в рамках ГПВ.
Участники круглого стола полагают, что решение данных проблемных вопросов, вынесенных на заседание круглого стола, позволит определить вектор развития СВФ МЧС России на период до 2027 года, а в целом - общими усилиями учёных и практических работников обеспечить:
поступательное развитие спасательных воинских формирований, как реагирующих подразделений МЧС России;
улучшение технического облика СВФ МЧС России в части вопросов оснащения современными образцами ВВСТ;
повышение оперативности и эффективности выполнения задач по предназначению СВФ МЧС России.
2018'3(38)
PRIORITIES OF THE IMPLEMENTATION OF THE STATE ARMAMENT PROGRAM FOR 2018-2027 FOR THE RESCUE WAR FORMATIONS MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA (results of the round table)
Vladislav SARASEKO
junior researcher
laboratory of information support
population and technology of information support
RRShS N10 SIC
Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk. E-mail: vold901ub®mail.ru
Abstract. Problematic issues were identified as a result of a round table, issues that hinder the development of technical equipment of Rescue Military Formations of Emercom of Russia (RMF ECR) on a contemporary stage and track to their solution, proposals are offered to organize united methodical approach to solve the problem of supplying RMF ECR with modern units of equipment and technical instruments, agreements were reached in regards to scientific and technical collaboration between scientific and educational facilities of Emercom of Russia and industrial enterprises that produce modern technical equipment and technical instruments for RMF ECR, the list of conceptual development direction is defined for equipment and technical instruments for RMF ECR effective until year 2027.
Key words: governmental program of arming; arms, military and special equipment; conceptual development directions for equipment and technical instruments, outfit, property and kit; technical façade; rescue military formations; rescue center.
Citation: Polevoy V.G., Saraseko V.V., Sulima T.G. Priorities of the implementation of the state armament program for 2018-2027 for the rescue war formations Ministry of Emergency Situations of Russia (results of the round table) (results of the round table) // Scientific and educational problems of civil protection. 2018. No. 3 (38). pp. 13-24
Vasiliy POLEVOY
Deputy Head of the Academy (Vice-Rector) on scientific work
Academy of Civil Protection of the Ministry of Emergency Situations of Russia Address: 141435, Moscow Region, of Khimki, md. Novogorsk E-mail: v.polevoyQamchs.ru
Timofey SULIMA
Candidate of Military Sciences
Head of Research Department
on problems of civil defense and emergencies
Academy of Civil Protection of the Ministry of
Emergency Situations of Russia
Address: 141435, Moscow Region,
of Khimki, md. Novogorsk
E-mail: sulima977®mail.ru